Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
103
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПРОВЕДЕНИЕМ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
РЕЕНТ Ярослав Юрьевич,
ГОРКИНА Светлана Александровна
Аннотация. В статье рассмотрен опыт применения отдельных форм взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с общественными наблюдательными комиссиями. Проанализированы не связанные с проведением контрольных мероприятий формы взаимодействия, выявленные в деятельности УФСИНРоссии по г. Москве.
Annotation. The article considers experience in application of certain forms of interplay between bodies and institutions of criminal executive system and public monitoring committees. The conducted analysis also relates to forms of interaction that are not connected with the implementation of control activity revealed in the work of Department of Federal Penitentiary Service of Russia in Moscow.
Ключевые слова: общественный контроль, общественные наблюдательные комиссии, институты гражданского общества, права осужденных, уголовно-исполнительная система.
Keywords: public control, social control, public monitoring committees, institutions of civil society, rights of convicts, correctional system (penology).
С 2008 года в субъектах РФ стали создаваться общественные наблюдательные комиссии, которые представляют собой общественные органы, осуществляющие на постоянной основе полномочия по контролю за обеспечением прав, свобод и законных человека в местах принудительного содержания. Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами и действуют в порядке, установленном российским законодательством1.
Правовой основой взаимодействия общественных наблюдательных комиссий с органами и учреждениями УИС является Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в ст. 15 которого перечислены основные формы деятельности общественных наблюдательных комиссий, которые и определяют основные направления взаимодействия с органами и учреждениями
1 Колодин Р.В. Основные функции общественного контроля за деятельностью воспитательных колоний // Человек: преступление и наказание. 2009. № 2. С. 104.
уголовно-исполнительной системы (далее -УИС). В их числе:
- посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля;
- рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
- направление материалов по итогам осуществления общественного контроля в администрации мест принудительного содержания, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ;
- участие в соответствии с уголовноисполнительным законодательством РФ в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
- взаимодействие по вопросам, относящимся к деятельности общественных наблюдательных комиссий, с органами государственной власти РФ, государственными органами, не являющимися органами государственной власти, органами местного самоуправле-
104
Юридическая наука. 2015. № 4
ния и их должностными лицами и иными субъектами по своему усмотрению2.
Последний из перечисленных пунктов указывает на то, что перечень направлений взаимодействия УИС с общественными наблюдательными комиссиями не является строго регламентированным, а значит, сами субъекты взаимодействия вправе разрабатывать и внедрять самые разнообразные формы сотрудничества.
Представленная работа посвящена описанию отдельных форм взаимодействия органов и учреждений УИС с общественными наблюдательными комиссиями, не связанных с проведением контрольных мероприятий. Внедрение этих форм происходит на инициативной основе и по взаимному согласию субъектов взаимодействия.
1. Участие членов общественной наблюдательной комиссии в работе коллегии территориального органа ФСИН России. В целях создания условий для всестороннего рассмотрения, обсуждения и принятия решений по важнейшим вопросам деятельности учреждений УИС, обеспечения эффективного взаимодействия с органами государственной власти субъекта, правоохранительными органами созданы коллегии территориальных органов ФСИН России.
На заседаниях коллегии обеспечивается рассмотрение вопросов, входящих в компетенцию территориального органа и касающихся оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности УИС региона. При рассмотрении вопросов, касающихся взаимодействия, на заседаниях коллегии по решению председателя принимают участие представители органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных организаций региона.
Председатель и члены общественной наблюдательной комиссии по г. Москве регулярно принимают участие в работе коллегии У ФСИН России по г. Москве. Такое взаимодействие обеспечивает своевременное доведение актуальной информации об итогах деятельности территориального органа до общественных наблюдателей и представляет им возможность сообщать руководству территориального органа о сущест-
2 Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.
вующих проблемах в медицинском, правовом, материально-бытовом и ином обеспечении лиц, содержащихся в учреждениях УИС.
2. Проведение рабочих встреч представителей общественной наблюдательной комиссии с руководством территориального органа ФСИН. Такой формат взаимодействия, как проведение рабочих встреч, в отличие от участия в работе коллегии, предполагает обсуждение участниками узкого круга конкретных проблем и задач осуществления общественного контроля.
Анализируя опыт проведения рабочих встреч руководства УФСИН России по г. Москве с членами общественной наблюдательной комиссии, можно сделать вывод о том, что рабочие встречи организуются как для подведения итогов взаимодействия за отчетный период времени, так и для обсуждения наиболее актуальных вопросов осуществления общественного контроля, материально-бытовых условий и отдельных фактов нарушения прав человека в учреждениях УИС. Так, например, руководство УФСИН России по г. Москве неоднократно проводило рабочие встречи с членами общественной наблюдательной комиссии по вопросам оказания медицинской помощи подследственным и осужденным, содержащимся в следственных изоляторах.
3. Участие членов общественной наблюдательной комиссии в воспитательной работе с осужденными, их социальном сопровождении и ресоциализации. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации оказывают содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе. Общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации оказывают содействие администрации учреждения, исполняющего наказания, в целях исправления осужденных к лишению свободы3.
3 Артемьев Н.С., Морозова Ю.А. Общественный контроль за соблюдением законности в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 25.
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
105
Особого внимания заслуживает опыт взаимодействия УФСИН России по г. Москве с общественной наблюдательной комиссией в вопросах проведения воспитательных мероприятий.
За годы существования общественной наблюдательной комиссии по г. Москве был накоплен внушительный опыт проведения различного рода мероприятий воспитательной направленности. К наиболее примечательным из них можно отнести организацию встречи осужденных, подозреваемых и обвиняемых с актером Жераром Депардье в СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве, проведение представления силовой команды «Русские медведи», музыкального концерта группы «Божья коровка» в СИЗО-6, выступление театра-студии «Вольный дебют» в СИЗО-2.
Обеспечение вовлеченности осужденных в проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий способствует их успешной ресоциализации. Целью таких мероприятий является духовное и физическое развитие личности осужденного, построенное на интеграции с социумом. Приобщение к данной деятельности формирует у осужденных высокое нравственное сознание и поведение. Участие в культурных и спортивных мероприятиях дает возможность осужденному самореализоваться, самоутвердиться, получить новые навыки и умения и направить свою активность в нужное русло.
4. Проведение обучающих занятий для членов общественной наблюдательной комиссии на базе учреждений УИС. Общественные наблюдательные комиссии являются важным инструментом гражданского контроля в области соблюдения прав человека в местах принудительного содержания. Для осуществления качественного общественного мониторинга, помимо обладания достоверной информацией о деятельности соответствующих мест принудительного содержания, требуется наличие достаточных теоретических и прикладных знаний, поэтому проведение практико-ориентированных занятий с вновь назначенными общественными наблюдателями представляется одним из ключевых условий эффективной деятельности общественных наблюдательных комиссий.
Вместе с тем, широкая разветвленность и многообразие представителей гражданских объединений, входящих в общественные наблюдательные комиссии, а также разнопро-
фильность и специфика режимных организаций мест принудительного содержания под стражей предполагает, что общественные наблюдатели должны обладать набором знаний о нормативно-правовой базе подконтрольных структур, социологических и психологических особенностях жизнедеятельности людей в местах принудительного содержания, санитарных стандартах и т. д.
Обучение членов общественной наблюдательной комиссии г. Москвы третьего созыва было организовано на базе СИЗО-2 и СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве. Совместно с работниками учреждений УФСИН России по г. Москве члены общественной наблюдательной комиссии осуществляли обучение вновь назначенных общественных наблюдателей. Обучение происходило непосредственно в местах принудительного содержания, что способствовало обеспечению практико-ориентированного подхода в подготовке.
Вновь назначенным общественным наблюдателям была разъяснена специфика взаимоотношений между лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, и администрацией, в том числе о применяемых мерах поощрения и взыскания. Были высказаны рекомендации по проведению бесед с содержащимися в месте принудительного содержания лицами, направленные на исключение создания конфликтных ситуаций, доведена информация об основных режимных требованиях, действующих на территории СИЗО, а также об особенностях содержания различных категорий спецконтингента.
В настоящее время подготовка общественных наблюдателей в России не имеет системного характера. Организация практикоориентированного обучения вновь назначенных членов общественных наблюдательных комиссий на базе учреждений УИС можно рассматривать как приемлемую форму подготовки. Однако для повышения качества такой подготовки требуется разработка и апробация необходимой учебно-методической базы.
Особого внимания заслуживает проблема распространения информации о результатах взаимодействия общественных наблюдателей с органами и учреждениями УИС в средствах массовой информации (далее - СМИ) и сети «Интернет». В настоящее время в сети «Интернет» мы можем найти множество сообщений о различных мероприятиях, проведенных
106
Юридическая наука. 2015. № 4
общественными наблюдательными комиссиями. Однако если учитывать то, что с момента создания рассматриваемого института было проведено несколько тысяч контрольных мероприятий, становится ясно, что в СМИ и сети «Интернет» отсутствует информация о результатах проведения большей части проверок, а представленная информация имеет бессистемный характер.
Для освещения в сети «Интернет» имеющихся проблем и проводимых мероприятий в области обеспечения прав осужденных и подследственных в ряде регионов внедрена практика размещения актуальной информации о взаимодействии с общественными наблюдательными комиссиями на официальных интернет-сайтах территориальных органов ФСИН России.
В апреле 2015 года нами был проведен мониторинг информационного наполнения официальных сайтов территориальных органов ФСИН России, который позволил выявить следующие показатели:
- на официальных сайтах 31 территориального органа созданы разделы, предназначенные для размещения информации о взаимодействии с общественными наблюдательными комиссиями;
- из них на 22 официальных сайтах указанный раздел содержит только контактную информацию общественных наблюдательных комиссий, сведения об их составах и выдержки из нормативных правовых актов, регламентирующих общественный контроль;
- лишь на девяти официальных сайтах территориальных органов в указанных разделах содержится информация о посещениях учреждений УИС и об иных совместных мероприятиях, проведенных общественными наблюдательными комиссиями совместно с территориальными органами УИС.
С положительной стороны следует отметить опыт информационного наполнения указанных разделов на официальных сайтах ГУ ФСИН России по Красноярскому краю и У ФСИН России по Республике Карелия. Помимо контактной информации общественных наблюдательных комиссий, сведений об их составах и выдержек из нормативных правовых актов, регламентирующих общественный контроль, на указанных интернет-ресурсах размещена сопровождающаяся подробными описаниями и фотоотчетами информация о посещениях учреждений
УИС и об иных совместных мероприятиях, проведенных общественными наблюдательными комиссиями совместно с территориальными органами УИС.
За последние семь лет был проделан огромный объем нормотворческой и правоприменительной работы в сфере осуществления общественного контроля за обеспечением прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Уже сегодня общественные наблюдательные комиссии в своей ежедневной работе показывают реальные положительные результаты, а для закрепления и повышения этих результатов требуется дальнейшее усиление интеграции УИС с институтами гражданского общества4.
Обобщая результаты изучения опыта работы отдельных территориальных органов УИС с общественными наблюдательными комиссиями, мы пришли к следующим выводам.
В настоящее время отсутствует апробированная и единая для всех регионов система подготовки общественных наблюдателей. Указанное обстоятельство, безусловно, негативно сказывается на общем качественном уровне проводимых контрольных мероприятий. Для решения данной проблемы необходимо разработать единую учебно-методическую базу для всех региональных общественных наблюдательных комиссий. При этом подготовка должна включать два цикла: теоретический (на базе вузов) и практический (на базе учреждений УИС и иных мест принудительного содержания).
Как уже было отмечено, в СМИ и сети «Интернет» отсутствует информация о результатах проведения большей части контрольных мероприятий общественных наблюдательных комиссий, а представленная информация имеет бессистемный характер. Если деятельность наблюдательных комиссий связана с общественным контролем, то и информация о результатах такого контроля должна быть надлежащим образом распространена внутри общества. В качестве наиболее приемлемого варианта решения данной проблемы можно рассматривать создание в сети «Интернет» обобщенной информационной базы для наблюдательных комиссий всех регионов. Такая база должна
4 Смирнов С.Н. Опыт деятельности общественных визитеров на примере ГУ ФСИН России по Иркутской области // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 2. С. 41.
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
107
включать отчеты о всех контрольных мероприятиях, проведенных в каждом регионе, а также статистические данные.
В этой связи перспективным направлением является создание более благоприятных условий для осуществления общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобо-
ды и меры пресечения в виде заключения под стражу. Такая работа в полной мере может и должна использовать положительный опыт, наработанный в ходе взаимодействия пенитенциарных систем и общественных формирований наиболее развитых в этом отношении государств, а также отдельных учреждений и органов УИС России.
Библиографический список
1. Колодин, Р.В. Основные функции общественного контроля за деятельностью воспитательных колоний // Человек: преступление и наказание. - 2009. - № 2.
2. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. - 2008. - № 24. - Ст. 2789.
3. Артемьев, Н.С. Общественный контроль за соблюдением законности в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России / Н.С. Артемьев, Ю.А. Морозова // Человек: преступление и наказание. - 2013. - № 1.
4. Смирнов, С.Н. Опыт деятельности общественных визитеров на примере ГУ ФСИН России по Иркутской области // Уголовно-исполнительное право. - 2009. - № 2.