Научная статья на тему 'Организационные формы модернизации структуры регионального хозяйства'

Организационные формы модернизации структуры регионального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
424
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / REGIONAL ECONOMY / MODERNIZATION OF ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL EDUCATIONS / STRUCTURE OF REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Меркулова Елена Юрьевна

Современное состояние и перспективы социально-экономического развития России во многом зависят от особенностей ее территориальной организации. Изменение условий хозяйствования значительно усилило существовавшие территориальные контрасты в эффективности хозяйственной деятельности и особенно в уровне жизни населения. Из-за существенной разницы в дифференциальной ренте, экономико-географическом положении, инфраструктурном обеспечении, валового регионального продукта субъекты Российской Федерации обладают различной конкурентоспособностью и привлекательностью для бизнеса. Причем, поляризация пространственной организации общества проявляется не только в масштабах всей страны, но и на региональном уровне. Совершенствование территориальной организации страны – одно из приоритетных направлений государственной политики. Ее основной целью должно стать преодоление замкнутости социально-территориальных общностей, что вызовет рост социальной активности в регионах, позволит рационально использовать имеющиеся в них ресурсы. Для этого необходимо выработать принципы адаптивного управления системами расселения с учетом закономерностей их развития, поддерживать позитивные сдвиги в пространственной организации общества, а при возникновении негативных явлений в системе расселения своевременно вносить коррективы в концепции их модернизации. В статье дано теоретическое обоснование и разработка направлений модернизации развития территориальной структуры регионального хозяйства, отвечающих требованиям повышения экономической эффективности использования ограниченных производственных ресурсов, в контексте улучшения условий жизни населения, восстановления и сохранения природных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL FORMS OF MODERNIZATION OF STRUCTURES OF REGIONAL ECONOMY

Current state and prospects of social and economic development of Russia in many respects depend on features of its territorial organization. Change of conditions of managing considerably increased existing territorial contrasts in efficiency of economic activity and especially in a population standard of living. Because of an essential difference in a differential rent, an economical geographical position, infrastructure providing, a gross regional product subjects of the Russian Federation possess various competitiveness appeal to business. And polarization of the spatial organization of society is shown not only in scales of all country, but also at regional level. Improvement of the territorial organization of the country is one of the priority directions of a state policy. Overcoming of isolation of social and territorial communities that will cause growth of social activity in regions has to become its main objective, will allow to use rationally available resources. For this purpose it is necessary to develop principles of adaptive management of moving systems taking into account regularities of their development, to support positive shifts in the spatial organization of society, and at emergence of the negative phenomena in moving system, in due time to introduce amendments in the concept of their modernization. In article theoretical justification and development of the directions of modernization of development of territorial structure of the regional economy, meeting the requirements of increase of economic efficiency of use of limited production resources, in a context of improvement of living conditions of the population, restoration and preservation of natural complexes are given.

Текст научной работы на тему «Организационные формы модернизации структуры регионального хозяйства»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Е. Ю. МЕРКУЛОВА

Современное состояние и перспективы социально-экономического развития России во многом зависят от особенностей ее территориальной организации. Изменение условий хозяйствования значительно усилило существовавшие территориальные контрасты в эффективности хозяйственной деятельности и особенно в уровне жизни населения. Из-за существенной разницы в дифференциальной ренте, экономико-географическом положении, инфраструктурном обеспечении, валового регионального продукта субъекты Российской Федерации обладают различной конкурентоспособностью и привлекательностью для бизнеса. Причем, поляризация пространственной организации общества проявляется не только в масштабах всей страны, но и на региональном уровне. Совершенствование территориальной организации страны - одно из приоритетных направлений государственной политики. Ее основной целью должно стать преодоление замкнутости социально-территориальных общностей, что вызовет рост социальной активности в регионах, позволит рационально использовать имеющиеся в них ресурсы. Для этого необходимо выработать принципы адаптивного управления системами расселения с учетом закономерностей их развития, поддерживать позитивные сдвиги в пространственной организации общества, а при возникновении негативных явлений в системе расселения своевременно вносить коррективы в концепции их модернизации. В статье дано теоретическое обоснование и разработка направлений модернизации развития территориальной структуры регионального хозяйства, отвечающих требованиям повышения экономической эффективности использования ограниченных производственных ресурсов, в контексте улучшения условий жизни населения, восстановления и сохранения природных комплексов.

Ключевые слова: региональная экономика, модернизация административно-территориальных образований, структура регионального хозяйства.

Основной целью модернизации структуры регионального хозяйства является придание ему стройности за счет обеспечения воспроизводственной целостности и сглаживания асимметрии распределения национальных ресурсов. Как правило, формирование самообеспеченных муниципальных территорий невозможно без обеспечения местных бюджетов собственными источниками доходов. Так как недостаток средств для полного воспроизводственного цикла способен вызвать рецессию, затем уменьшение инвестиционных потоков в экономику и как следствие - ухудшение уровня жизни населения.

Наряду с базовыми условиями модернизации структуры регионального хозяйства можно выделить следующие приоритеты развития:

- приоритет индивидуального интереса в мотивации экономического поведения;

- приоритет использования рыночных механизмов согласования режима регионального «воспроизводства» с выполнением частично репродуктивной функции региона как органа-

подсистемы макроэкономического организма страны;

- выравнивание социально-экономических параметров развития городских и сельских территорий;

- более эффективное использование при-родно-ресурсного потенциала сельских аграрных территорий, улучшение качества жизни за счет развития инфраструктуры;

- стимулирование частно-государственного партнерства в реализации социально значимых проектов;

- идентификация и стимулирование развития внутрирегиональных кластерных образований;

- перераспределение всех видов ресурсов в зоны предпринимательской активности с целью преодоления их разобщенности;

- достижение опережающего роста качества региональной бизнес-среды для образования концентрированного экономического пространства с достаточным насыщением факторов производства

и элементов производственной и социальной инфраструктуры;

- усиление взаимодействия бизнеса и власти за счет диффузии нововведений в управлении муниципальными образованиями;

- достижение умеренно-регулярного характера политики госрегулирования рыночного хозяйства страны и регионов «с доминантой экономического централизма» при обеспечении вектора социальной ориентации [1].

Следование вышеназванным приоритетам модернизации регионального хозяйства может обеспечить ему структурную упорядоченность, податливость матричному описанию в анализе экономических процессов и тенденций, программировании развития на основе экономико-математического моделирования инвестиционной деятельности. Преодоление диспропорций и деформаций в региональном хозяйстве страны возможно лишь на путях конструктивной его реструктуризации, обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в отраслевой и территориальной системах организации производства. Модернизация региональных хозяйств на основе придания экономической самообеспеченности территориям может создать благоприятные предпосылки для их ускоренного развития путем втягивания мировых технологий на плечах зарубежных и отечественных инвесторов.

При формировании укрупненных территориально-хозяйственных образований в первую очередь следует прорабатывать экономическую целе-сообразностьс позиций их экономической самообеспеченности. Реализация такого подхода в новообразованных экономических территориальных образованиях позволит успешно решать как назревшие экономические, так и обострившиеся социальные вопросы поселений [2].

Поэтому, в нашей постановке, термин «экономическая самообеспеченность» представляет собой некоторую абстракцию, но при этом характеризует весьма высокую степень воспроизводственной полноты функционирования муниципальных образований региона в пространстве и во времени, главным образом по социальному параметру.

Одной из центральных задач является решение проблемы обеспечения высокооплачиваемой трудозанятости и создание нормальных жилищ-но-бытовых условий. Решать эти задачи удобнее в границах крупных территориально-хозяйственных комплексов по той причине, что в них упрощаются организационные мероприятия по диверсификации производств путем размещения фи-

лиалов крупных предприятий в малых населенных пунктах. В целях безопасности всякий инвестор, тем более иностранный, предпочитает рассредоточение бизнеса в границах одного административно-территориального анклава (ведь проще иметь дело с одной региональной администрацией, нежели с несколькими). Исследования показывают, что уровень заработной платы в большей степени обусловлен территориальным, нежели отраслевым фактором. Это означает, что в границах укрупненного муниципального образования за счет внутрирегиональных информационных потоков и кадровых перетоков неизбежно произойдет выравнивание уровня заработной платы работников независимо от отраслевой принадлежности (что можно объяснить единой для территории стоимостью рабочей силы, т. е. количества средств на ее воспроизводство в условиях данной территории). Следовательно, произойдет снижение дифференциации социально-экономического развития.

Формирование городских агломераций позволит решить проблему наличия внутрирегиональных границ, которые мешают развитию малого бизнеса, населению, вынужденного искать более привлекательных условий труда и потребления на соседних территориях. В той или иной степени, в зависимости от вида, административные границы осложняют иногородним оформление на работу, организацию бизнеса, затрудняют перемещение товаров и материалов, медицинское и пенсионное обслуживание и др. Практика показываем, чем больше административных структур задействовано в решении личных и хозяйственных вопросов, тем дольше и труднее этот процесс для заявителей. Да и современный уровень развития коммуникаций, транспортных средств, глубокая общность информационного поля делают излишними и даже вредными многочисленные мелкие управленческие звенья административных районов.

В целом необходимо отметить, что современные тенденции происходящих трансформационных процессов региональной экономики свидетельствуют о формировании нового представления о складывающемся экономическом пространстве внутри государства, которое зачастую не совпадает с административно-территориальным устройством (рис. 1) [1]. Объединение в единое экономическое пространство разных по уровню развития территорий содержит в себе достаточное количество проблем.

£

н-'

о сл

Рис. 1. Трансформационные процессы в управлении региональным хозяйством

Естественно, что развить такую территорию лишь путем строительства нескольких высокотехнологичных производств за короткий период не удастся. Ведь кроме производственных инвестиций нужны общерегиональные объекты инфраструктуры, квалифицированные кадры, восприимчивые к новым технологиям и т. д. Население устало ждать и верить в выполнение обещаний. Это означает, что задача повышения уровня жизни в депрессивных регионах может решаться только за сравнительно короткий промежуток времени.

То есть решать задачу придется не за счет простых количественных усовершенствований и прибавлений, а путем качественных сдвигов в организационных формах и методах регионального хозяйствования. Это обстоятельство требует поиска наиболее эффективных форм развития депрессивных территорий, ускоренного подтягивания их до уровня высокоразвитых в производст-венно-экономи-ческом отношении. Эта проблема актуализирует вопросы организационно-структурной перестройки территориального хозяйства.

Одним из таких путей развития депрессивных территорий может быть соединение их с наиболее развитыми в производственно-экономическом отношении муниципальными образованиями с тем, чтобы последние выступали локомотивами развития, систематически навязывая ритм интенсивного хозяйствования на передовой технологической основе. Такой маневр вряд ли вызовет радость у населения крупных регионов, поскольку может повлечь снижение уровня его жизни. Поэтому формы модернизации муниципальных территорий должны предполагать сопровождение этих новаций специальными мерами расширения бюджетных поступлений в проектируемые экономические объекты.

Лучше, если это будет обеспечиваться из закрепленных налогов территории, поскольку такая форма финансирования расширит возможности регионального руководства в стратегическом планировании [3].

Параллельно с этим должна быть усилена составляющая федеральных целевых программ (национальных проектов) производственно-технического развития городских агломераций с учетом новой структуры ресурсной обеспеченности этих территорий (кадры, энергетика, ископаемые, плодородие почвы, водопользование, коммуникации, имеющиеся производственно-технологические ядра и др.).

В литературе, посвященной вопросам повышения экономического качества регионального хозяйства, в роли основного способа решения этой задачи, как правило, выдвигаются как умеренные, так и радикальные предложения по укрупнению муниципальных образований региона [4].

Умеренные способы совершенствования регионального хозяйства выступают за более полное использование традиционных форм межрегиональных связей в виде ассоциаций с расширением экономических функций соответствующих координаторских структур (в виде надстроечных образований). Радикальные предполагают изменение территориальных границ существующих районов региона.

Практика показывает, что одним из условий успеха предпринимаемых новаций является такое, которое требует, чтобы за короткий промежуток времени люди, субъекты и объекты убедились в зримых улучшениях. В противном случае, нововведения утратят поддержку исполнителей и даже могут встретить сильное сопротивление со стороны тех, кому они предназначены. Поэтому неполучение существенных экономических результатов от проведенных объединений административных территорий региона может оказать больше негативной агитации, нежели позитивной для тех, кто предрасположен к подобной реорганизации. Полумеры в данном вопросе могут оказаться хуже, чем отсутствие таковых.

Естественно, что в границах каждого региона найдутся варианты иных группировок муниципальных образований, которые могут обладать более высоким воспроизводственным качеством. Важно при этом учитывать тот принципиальный момент, что такие экономические объекты должны быть примерно равными по своему воспроизводственному качеству, а именно: быть равновеликими по численности населения, наличию основных фондов, коммуникаций и энергообеспеченности. Лишь при таком подходе к модернизации регионального хозяйства можно рассчитывать на создание городских агломераций, восприимчивых в организационном отношении к инновационным программам развития.

Формы модернизации регионального хозяйства должны создать необходимые и достаточные условия жизнедеятельности населения, обеспечивающие устойчивые темпы воспроизводства населения, экономического роста и интеллектуального потенциала в муниципальных образованиях региона.

Это обусловливает необходимость рассмотрения форм модернизации с различных позиций. Первый аспект рассмотрения связан с территориальным устройством государства, его административно-территориальным делением. Второй аспект связан с выделением в составе признаков развития этой системы различных сфер жизнедеятельности общества и территориальных сообществ, то есть должны быть выделены сфера производства и социальная сфера. Организация сферы производства во многом предопределяется общественным разделением труда, специализацией, концентрацией, кооперированием производства, размещением производительных сил, характером производственно-экономических отношений в конкретной территориальной системе, ее производственно-хозяйственными связями с другими территориальными системами. Социальная сфера связана с организацией социальной защиты населения, организацией здравоохранения, культуры, транспорта и т. д. [5].

Для развития промышленного комплекса Тамбовской области необходимо реализовать ряд мероприятий. Сохранившиеся предприятия машиностроительного комплекса могут послужить центрами роста городов: Тамбов, Мичуринск, Ко-товск, Рассказово, Кирсанов, Уварово, Моршанск и р. п. Первомайский. Активное развитие строительной отрасли требует создания производств новых строительных материалов, доступных по цене для строительных компаний и индивидуальных застройщиков (производство конструкций и изделий из сборного железобетона, кирпича, ми-нераловатных изделий, оконных и дверных блоков, утеплителя нового поколения и др.). Количество территорий может быть достаточно разнообразным - это г. Тамбов и Тамбовский район, г. Мичуринск, г. Кирсанов и Кирсановский район, г. Моршанск и Моршанский район, г. Уварово, Петровский, Ржаксинский, Пичаевский, Соснов-ский, Рассказовский районы.

Восстановление производства шерстяной пряжи и тканей, трикотажных и швейных изделий, кожи, изделий из кожи, обуви, нетканых материалов традиционно с дореволюционных лет находилось в гг. Тамбов, Рассказово, Моршанск, Мичуринск, Кирсанов. Потеря данных видов производств значительно повлияло на снижение уровня жизни населения данных муниципальных образований. В регионе необходимо реанимировать химическое производство на основе действующих предприятий. Развитие производства альтернативных видов топлива - это современное требование времени, оно может быть сформиро-

вано в регионе на предприятии ОАО «Биохим». Возможно промышленное освоение месторождения титаноциркониевых песков «Центральное», что будет способствовать развитию городов: Тамбов, Кирсанов, Рассказово, Уварово, Жердевка, а также муниципальных районных образований: Гавриловский, Знаменский, Мордовский, Мор-шанский, Никифоровский, Первомайский, Пича-евский, Рассказовский, Ржаксинский, Соснов-ский, Тамбовский [6].

Сельское хозяйство имеет особую социальную значимость, это отрасль жизнеобеспечения населения, она обеспечивает основными продуктами питания, дает сырье для производства предметов потребления. Сельское хозяйство занимает центральное место в структуре АПК Тамбовской области. В структуре АПК традиционно выделяют три сферы: 1) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; 2) земледелие, животноводство и лесное хозяйство; 3) перерабатывающая промышленность. Развитие сельского хозяйства тесно связано с уровнем и качеством жизни населения. Эффективность сельскохозяйственного производства/уровень насыщения продовольственного рынка, разнообразие ассортимента продовольственных товаров, уровень цен, уровень заработной платы имеют непосредственное воздействие на уровень и качество жизни населения страны, и особенно сельского населения.

Сельское хозяйство - особая сфера экономики, где специфика обусловлена качеством земель, жизнеспособностью растений и скота, сезонностью и природными условиями производства. Острый характер носят социальные проблемы села. Уровень жизни на селе значительно уступает городскому: сравнительно низка обеспеченность сельского населения учреждениями культуры, здравоохранения и народного образования, рацион питания населения более скуден и менее сбалансирован, заработная плата значительно ниже, а цены выше и т. д. Все это ведет к миграции населения из деревни в город, причем выбывает молодежь, идет процесс старения населения и вымирания российского села.

В настоящее время в администрации Тамбовской области реализуется проект по созданию территорий, обеспечивающих продовольственную безопасность не только конкретного региона, но и других регионов России. Этот проект при эффективном его воплощении способен не только сгладить внутрирегиональную дифференциацию районов по уровню социально-экономического развития, но и достичь создания самообеспеченных

территорий с более высокими стандартами уровня жизни населения.

Своей продукцией Тамбовская область должна кормить не только себя, но и соседние регионы. В этом случае Тамбовщина станет центром продовольственной безопасности страны. Естественно, что реализация проекта по созданию центра продовольственной безопасности потребует значительных инвестиций в довольно короткие сроки. Но, с другой стороны, его осуществление может выступить мультипликатором деловой активности на территориях, особенно в трудоизбыточных, депрессивных, и за короткое время оживит в них деловую активность и улучшит положение населения.

Предлагаемый механизм управления интегрированными муниципальными территориями региона заключается в переходе от методов временного ее ослабления, базирующихся преимущественно на территориальном перераспределении ресурсов, к методам, ориентированным на региональное развитие с опорой, прежде всего, на собственные силы. Предлагаемый механизм исходит из необходимости жить по средствам и возможности их приумножать, что относится как региону в целом, так и к отдельным ее муниципальным образованиям [3].

Существующие механизмы предоставления государственной поддержки нередко ведут не к ослаблению, а к усилению региональной дифференциации и требуют все больших объемов перераспределения (финансовых) ресурсов при все меньших возможностях. Предлагаемый механизм управления интегрированными муниципальными территориями в долгосрочной перспективе достигается на базе экономического роста в стране в целом и опережающего роста отсталых территорий в частности. Поощряя, прежде всего, собственные усилия регионов, региональная политика может в необходимых случаях использовать инструменты федеральной поддержки, оказываемой на четких условиях и приводящей к достижению желаемых социально-экономических результатов.

Отечественный опыт показывает, что не все инструменты воздействия из приведенного перечня и обозначенных выше используются муниципальными образованиями в российских регионах, а применяющиеся имеют различную степень реализации и труднообъяснимые варианты комбинаций. Это во многом объясняется субъективными причинами, и, прежде всего, профессиональным уровнем органов муниципального управления, а также влиянием объективных фак-

торов, в частности, зависимостью от размера муниципального образования.

Далее нельзя обойти вниманием еще несколько системных задач, способных ускорить и повысить качество модернизационных процессов. Первая из них заключается в устранении или смягчении проблемы критической нехватки квалифицированных кадров, в частности, в городских и сельских поселениях. Новая муниципальная реформа обострила и высветила кадровую слабость местного самоуправления. «На местах катастрофически не хватает профессиональных управленцев, разнопрофильных экономистов и юристов высокого класса - притом, что, например, в поселенческих муниципалитетах, особенно в сельских, на содержание аппарата управления порой уходит до 50-60 % бюджетных расходов». Поэтому региональным органам управления предстоит не год и не два заниматься интенсивным систематизированным обучением и переподготовкой кадров для муниципального сектора с тем, чтобы каждое муниципальное образование имело квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности.

Наряду с этим, сегодня имеется настоятельная потребность в научно-методическом сопровождении реформационных процессов в муниципальных образованиях региона. Одновременно полезным будет распространение лучшей практики в области реформирования местного самоуправления и укрепления экономической и финансовой базы успешного муниципального функционирования и развития.

Литература

1. Козловский В. А. Проблемы и направления модернизации территориальной структуры регионального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 1.

2. Колесниченко Е. А. Проблемы интеграции региональных хозяйствующих систем: Вопросы региональной экономики. Тамбов, 2011. Кн. 6. Ч. 2.

3. Меньщикова В. И., Пахомов М. А. Партнерство бизнеса и власти как эффективный инструмент экономического сотрудничества // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. Вып. 11 (115). С. 41-45.

4. Меньщикова В. И., Пахомов М. А., Пахомова Е. С. Проблемы измерения результативности государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 1. С. 117-121.

5. Сысоева М. С., Попов П. А. Дефиниции социально-экономической асимметрии региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6.

6. Черемисина Н. В. Уровень жизни населения региона: экономико-статистический анализ (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.

* * *

ORGANIZATIONAL FORMS OF MODERNIZATION OF STRUCTURES OF REGIONAL ECONOMY

Ye. Yu. Merkulova

Current state and prospects of social and economic development of Russia in many respects depend on features of its territorial organization. Change of conditions of managing considerably increased existing territorial contrasts in efficiency of economic activity and especially in a population standard of living. Because of an essential difference in a differential rent, an economical geographical position, infrastructure providing, a gross

regional product subjects of the Russian Federation possess various competitiveness appeal to business. And polarization of the spatial organization of society is shown not only in scales of all country, but also at regional level. Improvement of the territorial organization of the country is one of the priority directions of a state policy. Overcoming of isolation of social and territorial communities that will cause growth of social activity in regions has to become its main objective, will allow to use rationally available resources. For this purpose it is necessary to develop principles of adaptive management of moving systems taking into account regularities of their development, to support positive shifts in the spatial organization of society, and at emergence of the negative phenomena in moving system, in due time to introduce amendments in the concept of their modernization. In article theoretical justification and development of the directions of modernization of development of territorial structure of the regional economy, meeting the requirements of increase of economic efficiency of use of limited production resources, in a context of improvement of living conditions of the population, restoration and preservation of natural complexes are given.

Key words: regional economy, modernization of administrative-territorial educations, structure of regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.