ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В. М. ЮРЬЕВ, В. А. КОЗЛОВСКИЙ
Преобразования, осуществляемые в течение реформ, кардинальным образом изменили российское общество, произошло изменение уровня жизни людей при одновременном углублении дифференциации, в том числе и в региональном разрезе. В целом, показатель «уровень жизни» характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека и по своему исходному содержанию носит сопоставительный характер и предусматривает сравнение значений соответствующих показателей в межтерриториальном аспекте. В статье дана оценка дифференциации муниципальных территорий по основным характеристикам уровня жизни населения региона.
Ключевые слова: региональная экономика, дифференциация уровня жизни населения муниципальных территорий.
Традиционно в науке выделяются две основные концепции территориального размежевания. Первая из них, так называемая органическая теория, исходит из того, что административно -территориальное деление страны и не должно стремиться отражать реальные социально-экономические процессы. Согласно этой концепции, чем больше административное деление расходится с реальным членением страны, тем меньше у государства возможностей командовать общественными процессами. И в этом смысле административное деление, расходящееся с реальным членением пространства, выглядит, как еще один способ оградить государство от вмешательства в общественную жизнь [5].
Наиболее ярко эта концепция проявляется в США, где деление на штаты весьма условно, а границы штатов, как правило, представляют собой геометрически правильные линии, при этом нередки случаи, когда один город оказывается поделенным между двумя штатами. Сторонники этой концепции ссылаются на то, что «даже в тоталитарных государствах реформа административного деления зачастую не имеет смысла, потому что основная цель - уследить за территориальной динамикой экономики» [1]. Поскольку же экономика всегда развивается значительно быстрее, то административно-территориальное деление страны в любом случае не может в полной мере отразить реалии ее экономико-географического положения.
Этой концепции противоречит так называемый объективистский подход, который исходит
из необходимости добиваться максимального соответствия между естественно возникающими границами регионов и административными образованиями. Нельзя не отметить в связи с этим, что для России исторически характерен именно второй, объективистский подход, прежде всего потому, что роль государства в освоении территорий, в стимулировании экономического развития традиционно в России была значительно большей, чем в иных странах (например, в США), поэтому и административные границы всегда играли в России весомую политическую роль. Наиболее важной проблемой является масштабирование, в вопросе о том, каковы должны быть размеры региона, ясно лишь, что его размеры должны быть достаточны для того, чтобы обеспечить его реальное самоуправление, уровень финансирования и самообеспеченности.
Соответственно проблема административнотерриториального деления страны отражается на внутрирегиональном строении. В наиболее крупных субъектах Российской Федерации количество непосредственно управляемых городов и районов достигает 45-50 и даже 80 единиц (как в Московской области), что, разумеется, противоречит законам менеджмента и делает затруднительным управление подведомственной территорией. Это, в свою очередь, порождает идею о формировании промежуточного звена управления между регионом и местным самоуправлением.
С проблемой промежуточного звена тесно соприкасается и еще одна проблема: чрезмерного количества единиц и чрезмерной дробности ниж-
него звена управления, его микроуровня, который сегодня назвали бы муниципальным, что, естественно, снижает эффективность управления: «Границы узлов не совпадают и с существующим административно-территориальным делением. Подчас существующие административные границы тормозят экономическое развитие узлов, создают параллелизм в планировании, дублирование при решении народнохозяйственных задач. Особенно это касается территорий с чрезмерно дробной сетью низовых районов» [4].
Как это ни удивительно, но достаточно большое количество микроскопических по численности районов, которые, разумеется, не в состоянии обеспечить повседневную жизнь населения, выполнить функции его финансовой и юридической защиты, находится даже не в малолюдных местностях Севера и Сибири, а в центральной России: так, только на территории современного Центрального федерального округа в Воронежской области насчитывается 514 муниципальных образований, в Тверской области - 404, в Калужской -312, Смоленской - 350, Курской - 355. Расчеты средней численности сельского населения в этих регионах показали, что на одно муниципальное образование приходится меньше 1000 человек [2].
Тамбовская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Центрального федерального округа. Тамбовская область в современных границах образована в 1937 г. и граничит с Липецкой, Рязанской, Пензенской, Саратовской и Воронежской областями. Протяженность границы области составляет 1132 км, расстояние с севера на юг - 245 км, с запада на восток - 220 км. Общая площадь территории 34,5 тыс. кв. км. На которой на
01.01.2012 проживало 1082,6 тыс. человек в 307 муниципальных образованиях, из которых 7 городских округов и 23 муниципальных района.
Численность постоянного населения области на
1.01.2012 г. уменьшилась на 7,7 тыс. чел., или на 0,7 %, по сравнению с 1 января 2011 г. В 2011 г. по предварительным данным в области отмечалось уменьшение числа родившихся и числа умерших. Зарегистрировано 10,1 тыс. новорожденных, это на 294 младенца, или на 2,8 % меньше, чем в 2010 г. В расчете на 1000 человек населения коэффициент рождаемостисоставил 9,3 (в 2010 г. - 9,5).Число зарегистрированных умерших уменьшилось по сравнению с 2010 г. на 1409 чел., или на 7,3 %, и составило 17,8 тыс. чел. Основными причинами смерти населения области продолжают оставаться болезни системы кровообращения, новообразования, внешние причины смерти, на их долю приходится 86,7 % всех умерших [6].
В целом по области в 2011 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило 76,9 % (в 2010 г. - 85,5 %); в районах: Бондар-ском, Инжавинском, Мордовском, Петровском, Ржаксинском и Сосновском - в 2,6-3,0 раза. Рассмотрим размещение населения по территории Тамбовской области (табл. 1). Более четверти населения проживает в областном центре, причем за последние пять лет плотность заселения выросла на 24 человека на 1 кв. км. Особенно быстрыми темпами растет численность населения в г. Мичуринске, в 2011 г. она составила 97,6 тыс. чел., что вызвало прирост плотности на 1 км2 на 104 чел., также положительная динамика наблюдается в г. Рассказово (прирост 25 человек на 1 км2 площади). По остальным городам Тамбовской области наблюдается отток населения. Еще более критическая ситуация сложилась в сельских районах области в пятнадцать районах плотность расселения уменьшилась на 1 человека, причем в Тока-ревском районе сокращение составило 2 человека на км, и лишь 8 районов сохранили за последние пять лет сложившуюся плотность расселения. Медианное значение по сельским районам Тамбовской области соответственно снизилось с 14 до 13 человек на 1 кв.км.
Таблица 1
Распределение сельских районов Тамбовской области по плотности расселения населения
Плотность расселения населения за 2007 г. за 2011 г.
низкая Бондарский, Гаври-ловский, Инжавин-ский, Моршанский, Петровский, Пичаев-ский, Рассказовский, Уваровский, Умет-ский Бондарский, Гаври-ловский, Инжавин-ский, Моршанский, Петровский, пичаев-ский, Рассказовский, Уваровский, Умет-ский, Токаревский
высокая Жердевский, Знаменский, Кирсановский, Мичуринский, Мордовский, Мучкапский, Никифоровский, Первомайский, Ржаксин-ский, Сампурский, Сосновский, Староюрьевский, Тамбовский, Токаревский Жердевский, Знаменский, Кирсановский, Мичуринский, Мордовский, Мучкап-ский, Никифоровский, Первомайский, Ржаксинский, Сам-пурский, Сосновский, Староюрьевский, Тамбовский
В таблице 1 приведено распределение сельских районов по плотности расселения. Полученные нами данные свидетельствуют, что более высокая плотность заселения наблюдается в районах примыкающих к городам образуя вместе с ними городские агломерации, хотя именно этот фактор
влияет на миграцию населения из данных муниципальных образований в города. В целом приходится констатировать, что количество районов с убывающей численностью населения растет.
В 2011 г. в области сложился миграционный прирост населения, который составил 597 чел. (в 2010 г. было снижение на 857 чел.). В миграционном обмене с регионами России население области уменьшилось на 5008 чел. (в 2010 г. - на 1862 чел.). По прежнему, положительный миграционный прирост наблюдался со странами СНГ. Его величина составила 5041 чел., это в 5,7 раза больше, чем в 2010 г. Наибольший миграционный прирост сложился с Узбекистаном, он составил
55,5 % общего сальдо миграции со странами СНГ.
В 2011 г. в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и членов их семей, проживающих за рубежом, в область прибыло 287 человек. Все они были размещены в сельской местности. Выбыло 12 участников Государственной программы, которые прожили в области менее двух лет [3].
В 2011 г. 62 человека выехали в страны дальнего зарубежья (в 2010 г. - 54 человека). Миграционная ситуация в области такова, что в настоящее время приток населения из стран СНГ можно рассматривать как благоприятное явление, поскольку в области отмечается значительная естественная убыль населения. Как было отмечено в первой главе, население подвержено миграционным перемещениям, это один из показателей привлекательности территории для переселенцев. По данным приложения 4 видно, что наибольшая доля мигрантов пополняет население областного центра, структурный прирост составил 5 %, в целом доля мигрантов выросла с 25 до 30 % от общей их численности. Вторым по привлекательности для мигрантов в 2011 г. стал город Котовск. По остальным городам Тамбовской области поток мигрантов сократился.
Из сельских районов для мигрантов наиболее привлекательными в 2011 г. оказались одиннна-дцать (Бондарский, Гавриловский, Знаменский, Инжавинский, Сосновский, Староюрьевский, Первомайский, Пичаевский, Мордовский, Мучкапский и особенно Мичуринский район), наибольшее сокращение потока мигрантов произошло в Тамбовском и Уваровском районах.
Одним из факторов характеризующих социально-экономическое развитие территорий региона, является брачность и разводимость. Количество заключаемых браков повышает воспроизводственный потенциал населения, в тоже время разводы неизбежно означают значительное ухудшение
жизненного уровня большинства семей. Рассмотрим сложившуюся ситуацию по городам и районам Тамбовской области. Органами ЗАГС в 2011 г. зарегистрировано 8,5 тыс. браков и
4,6 тыс. разводов. По сравнению с 2010 г. Количество зарегистрированных браков увеличилось на 3,3 %, разводов стало меньше на 0,1 %, в расчете на 1000 браков приходится 535 разводов. Расчеты показали, что в целом по Тамбовской области коэффициент неустойчивости браков в 2011 г. по сравнению с 2007 г. снизился с 0,64 до
0,53 - это положительная тенденция, свидетельствующая о повышении социально-нравственных отношений в обществе. Исключение составляют четыре муниципальных образования - это города Тамбов, Кирсанов, Моршанск и Первомайский район, в которых за последние пять лет количество неустойчивых браков выросло. Данный факт говорит о том, что в центрах с высокой плотностью расселения есть больше возможностей для изменения социального статуса, по сравнению с сельскими территориями, что и влияет на неустойчивость семейных отношений. В целом ситуация по интенсивности брачности и разводимости на территории Тамбовской области достаточно стабильная и равномерная, так как исследуемая совокупность подчиняется закону нормального распределения, что подтверждается критерием согласия «ХИ-квадрат».
Изменение территориального размещения населения во многом определяется его уровнем жизни. Главными показателями экономического благосостояния населения являются доходы и их использование. Так, объем денежных доходов населения Тамбовской области в 2011 г. составил 195134,8 млн руб., что выше уровня 2010 г. на 9,3 %. Денежные расходы по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. выросли на 9,7 % и составили 172756,7 млн руб. На протяжении всего года в области наблюдалось превышение доходов над расходами. Объем наличной денежной массы на руках у населения увеличился по сравнению с прошлым годом на 6,2 % и составил 22,4 млрд руб., что зани-мает11,5 % в общем объеме денежных доходов (в 2010 г. - 11,8 %).Денежные доходы в расчете на одного жителя в среднем за месяц сложились в сумме 14922,67 руб. против 13597,29 руб. в соответствующем периоде 2010 г. Основными источниками формирования денежных доходов населения области являются оплата труда наемных работников, она занимает около 30 % [6].
Отмечается рост среднемесячной заработной платы во всех наблюдаемых видах экономической деятельности. Особенно следует отметить, улучше-
ние ситуации с оплатой труда в отраслях социальной сферы. В течение 2011 г. в области неоднократно повышалась заработная плата работникам бюджетных учреждений. Выполнено обязательство по доведению среднемесячной заработной платы учителей до среднеобластного уровня -
14075,0 руб. Наиболее высокую заработную плату (свыше 18 тыс. руб.) в 2011 г. имели работники финансовой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования, транспорта и связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, что в 1,3-2,0 раза выше среднеобластного уровня.
Наиболее низкая заработная плата наблюдается у работников рыбоводства - 8448,7 руб., гостиниц и ресторанов - 9347,5 по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 9838,4 руб., что на треть меньше среднеобластного уровня. Наиболее высокие темпы роста заработной платы по сравнению с прошлым годом отмечаются по следующим видам экономической деятельности: здравоохранение и предоставление социальных услуг (119,8 %), транспорт и связь (117,4 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (116,1 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (115,9 %), образование (114,4 %), гостиницы и рестораны (114,2 %). В 2011 г. среднемесячная заработная плата в среднем на одного работника обеспечивала 2,9 прожиточных минимума трудоспособного населения против 2,8 в соответствующем периоде прошлого года. В целях повышения оплаты труда в реальном секторе области начата реализация ряда инвестиционных проектов на обрабатывающих производствах с созданием новых высокооплачиваемых рабочих мест [6].
В 2011 г. номинальная среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий среди городов и районов области сложилась выше среднеобластного показателя - в г. Тамбове - 17319,6 руб., г. Моршанске - 15781,0 руб., в Мичуринском - 17741,7 руб., Тамбовском -
15800,5 руб., Первомайском - 15552,4 руб. районах. За прошедшие пять лет средний размер номинальной заработной платы по Тамбовской области вырос в 1,4 раза.
Медианное значение номинальной среднемесячной заработной платы по сельским районам Тамбовской области в 2007 г. составило 8027 рублей, а в 2011 г. - 11127 руб. Данные группировки (табл. 2) показывают, что улучшилась ситуация в Мордовском и Петровском районах, а
ухудшилась в Гавриловском, Жердевском, Со-сновском и Староюрьевском районах.
Таблица 2
Группировка сельских районов Тамбовской области по среднему уровню номинальной заработной платы
Уровень за 2007 г. за 2011 г.
Ниже медианы Бондарский, Инжавинский, Мордовский, Мучкапский, Петровский, Пичаевский, Ржаксинский, Сампурский, Токаревский, Уваровский, Уметский Бондарский, Гаврилов-ский,Жердевский, Инжавин-ский, Мучкапский, Пичаев-ский, Ржаксинский, Сампур-ский, Соснов- ский,Староюрьевский, Ува-ровский, Уметский, Токарев-ский
Выше медианы Гавриловский, Жердевский, Знаменский, Кирсановский, Моршанский, Мичуринский, Никифоровский, Первомайский, Рассказовский, Сосновский, Староюрьевский, Тамбовский Знаменский, Кирсановский, Мичуринский, Моршанский, Мордовский, Никифоровский, Первомайский, Петровский, Рассказовский, Тамбовский
Рассмотрим структурные изменения, произошедшие на рынке труда Тамбовской области за последние пять лет. Доля занятых в общей численности населения в целом по Тамбовской области снизилась на 1 %, при этом не много снизился процент безработных в общей численности населения на
0,1 %. Данная тенденция свидетельствует об увеличении с одной стороны на каждого работающего количества неработающего населения, но второй показатель свидетельствует о снижении напряженности на рынке труда, всего по области 6,83 тыс. человек признаны безработными в 2011 г.
Построим группировку сельских районов Тамбовской области по численности безработных за 2011 г. (табл. 3). Согласно функции Лапласа три района имеют аномально высокое количество безработных, относительно среднего уровня сложившегося в Тамбовской области - это Тамбовский, Сосновский и Моршанский районы, поэтому мы их исключаем из группировки. Согласно формулы Стерджесса, имеем пять групп районов.
Расчеты показали, что в среднем количество безработных не превышает 105 человек на один район, так как среднее квадратическое отклонение составило 42 человека, то доверительный интервал находится в пределах от 63 до 147 чел. Следовательно, в Бондарском, Гавриловском и
Кирсановском районе количество безработных не значительно, а в Рассказовском, Жердевском, Мичуринском и Первомайском районе превышает среднеобластные характеристики. В целом колеблемость количества безработных внутри квартилей не превышает 33 %, следовательно, данная совокупность является достаточно однородной, хотя наблюдается значительная правосторонняя асимметрия, указывающая на преобладание низкого уровня количества безработных.
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на сто заявленных вакансий) на 1 января 2011 г. составил 65,0 против 93,0 на 1 января 2010 г. Снижение коэффициента напряженности говорит об улучшении положения на рынке труда и сокращении времени поиска работы безработными гражданами.
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда реализована с объемом финансирования 2,6 млн руб. Впервые в прошедшем году в рамках программы были предусмотрены новые направления деятельности: содействие трудоустройству родителям, воспитывающим детей - инвалидов и многодетным родителям; опережающее профессиональное обучение и стажировка 40 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда с целью их вывода с вредного производства по 5 профессиям; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 80 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности (выполнение составило 103,2 %); государственная поддержка на открытие собственного дела предоставлена 3,1 тыс. безработным гражданам, которые создали 907 до-
полнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; реализованы мероприятия по опережающему профессиональному обучению 322 работников, находящихся под угрозой увольнения, и 209 работников организаций производственной сферы, осуществляющих реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами по 56 профессиям, специальностям и видам деятельности, прошли стажировку 60 работников; по стажировкам 655 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта по 62 профессиям и специальностям с привлечением 267 наставников.
В 2011 г., проведено 118 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 7,6 тыс. безработных граждан, 461 работодателем оказано содействие в трудоустройстве 3,2 тыс. гражданам. В результате реализации активных мер содействия занятости населения наконец декабря прошлого года снято с учета 27,3 тыс. человека, из них в связи с подбором доходного занятия - 17,9 тыс. чел., профессиональным обучением -2,7 тыс. человек, назначением пенсии (трудовая и досрочная) - 7,4 тыс. чел., по другим причинам - 6,0 тыс. чел.
В структуре использования денежных доходов основной статьей остаются потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг). В 2011 г. население использовало на потребление 146,5 млрд руб. своих денежных доходов, что на 14,7 % больше, чем в аналогичном периоде 2010 г., удельный вес этой статьи увеличился с 71,5 % до 75,0 % за счет роста доли расходов на покупку товаров с 56,3 % до 59,7 % и расходов на оплату услуг с 15,0 до 15,3 %.
Среднедушевые потребительские расходы в 2011 г. сложились в сумме 11205,5 руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом
2010 г. в реальном выражении на 7,3 %. С начала
2011 г. наблюдалась тенденция постепенного восстановления покупательского спроса. За 2011 г. оборот розничной торговли по области составил
113,6 млрд руб. и увеличился на 7,9 % к 2010 г. (за 2010 г. - рост на 4,1 %), что на 0,7 % выше среднероссийского показателя (по РФ - 107,2 %).
На потребительском рынке области наблюдалась позитивная тенденция развития и совершенствования его инфраструктуры, формирования современных торговых сетей. Ежегодно по области осуществляется ввод и реконструкция около 300 объектов потребительского рынка. Развитие сетевой торговли способствует улучшению уровня обслуживания населения, улучшению качества поступающих товаров, повышению конкуренции.
Таблица 3
Группировка районов Тамбовской области по численности безработных
Количество безработных Число районов Районы
46-77 6 Бондарский, Гавриловский, Кирсановский, Никифоровский, Пи-чаевский, Токаревский
77-108 7 Инжавинский, Мордовский, Ржаксинский, Сампурский, Староюрьевский, Уваровский, Умет-ский
108-139 3 Знаменский, Мучкапский, Первомайский
139-170 1 Рассказовский
170-201 3 Жердевский, Мичуринский, Первомайский
Дальнейшему укреплению позиций организованной торговли способствовало улучшение организации торгового процесса, использование прогрессивных технологий и форм продаж товаров. На торгующие организации приходится 86,0 % от оборота розничной торговли по области, что на 1,7 % выше 2010 г. В структуре оборота розничной торговли преобладает доля непродовольственных товаров - 51,4 % (за 2010 г. - 50,0 %), что обусловлено активизацией потребительского кредитования. Потребительские предпочтения населения постепенно переключаются на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования: телевизоров,
сложнобытовой техники, видеоаппаратуры, легковых автомобилей.
Уровень инфляции, как мощный фактор рыночного хозяйства, определяет степень удовлетворения потребностей населения. Инфляционное удорожание в первую очередь касается товаров и услуг, удовлетворяющих первичные жизненные потребности населения и формирующих основу потребления малообеспеченных его групп. Тогда как снижение темпов инфляции сглаживает диспропорции между различными группами населения.
С начала 2011 г. потребительская инфляция по области составила 105,5 %,что на 2,6 % ниже соответствующего периода 2010 г. (108,1 %), и на 0,6 % ниже среднероссийского показателя (по РФ -106,1 %). В среднегодовом исчислении индекс потребительских цен на все товары и услуги по области составил 107,5 %, что на 0,9 % ниже средне российского уровня (по РФ - 108,4 %).Именно динамика стоимости жизни измеряет динамику затрат на покупку товаров и услуг, обеспечивающих заданный уровень удовлетворения потребностей, определяет реальное содержание доходов и отражается показателем их покупательной способности. В 2011 г. покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения сохранилась на уровне прошлого года и составила 3,3 прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума в целом по области (в расчете на душу населения) в 2011 г. составила для всего населения 4593 руб., в том числе для трудоспособного населения - 5066 руб., для пенсионеров -3587 руб., для детей - 4449 руб. [6].
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по предварительной оценке в 2011 г. составила 11,0 % общей численности населения (в 2010 г. - 10,9 %). В 2011 г на фоне снижения уровня реальных располагаемых доходов населения, наблюдалось сокращение объема вкладов населения в национальной валюте. Удельный вес накоплений сбережений во вкладах и ценных
бумагах в отчетном периоде снизился до 3,1 % против 5,0 % в 2010 г.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время в Тамбовской области в целом сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в постоянном снижении количественных и качественных характеристик ее демографического потенциала. С момента Всесоюзной переписи населения 1959 г. численность населения области постоянно уменьшалась. При этом до 1991 г. население теряла только сельская местность, а с 1991 г. началось сокращение и городского населения. Наибольшие средние годовые темпы снижения численности населения наблюдались в последние годы (2002-2006 гг.) - 1,1 %, когда в среднем ежегодно область теряла порядка
16,0 тыс. чел. населения.
При этом население сокращалось во всех городах и районах региона, за исключением городов Тамбова, Мичуринска и Рассказово. Наиболее интенсивно в этот период теряли население периферийные сельскохозяйственные районы: Староюрьевский, Гавриловский, Петровский, Мордовский, Пичаевский, Бондарский, Инжавинский; а также городские населенные пункты - г. Уварово, р. п. Новопокровка, р. п. Мордово.
2. Общее сокращение численности населения обусловлено, в первую очередь, негативными процессами в развитии естественного движения населения. Тенденции снижения уровня рождаемости и определенной стабилизации уровня смертности в регионе совпадают с общей ситуацией в ЦФО и стране в целом. Однако Тамбовская область имеет более неблагополучные современные показатели естественного воспроизводства населения. В Тамбовской области имеются определенные трудовые ресурсы для повышения уровня занятости населения и удовлетворения потребности ее экономики в рабочей силе. Значительная категория безработных и экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте является основным резервом для частичного покрытия потребности хозяйства территории в кадрах. В перспективе при экстраполяции развития тенденций в сфере формирования трудового потенциала региона, численность и качество трудовых ресурсов могут стать лимитирующим фактором развития его экономики.
В результате неблагоприятных процессов в естественном движении населения произошла деформация возрастно-половой структуры населения. В настоящее время она носит ярко выраженный регрессивный характер (со значительным преобладанием населения пенсионных возрастов над насе-
лением в возрасте моложе трудоспособного, а также преобладанием женщин в трудоспособном и пенсионном возрастах). Положительной демографической тенденцией в последние годы является рост доли и численности населения в трудоспособном возрасте, то есть той категории населения, которая в значительной степени формирует трудовые ресурсы территории.
С 2000 г. сокращение численности населения области было обусловлено помимо естественной убыли также миграционным оттоком населения, при этом происходило сокращение численности населения за счет миграционного оттока как в городской, так и в сельской местности. Но в 2011 г. некоторые районы области (Тамбовский, Мичуринский, Моршанский), г. Тамбов, г. Котовск и г. Кирсанов имели миграционный прирост населения.
3. Положительные тенденции в экономическом развитии страны и региона, проведение административных реформ, реализация общенациональных и региональных социальных проектов в области улучшения здравоохранения, образования, обеспечения населения доступным жильем, поддержания семьи и детства явятся в будущем основой для преломления сложившихся негативных процессов в демографической ситуации и сохранения и поддержания демографического потенциала регионов России, в том числе и Тамбовской области.
4. Трудовой потенциал Тамбовской области сравнительно невысок и имеет постоянную долгосрочную тенденцию снижения, обусловленную, в первую очередь, неблагополучной демографической ситуацией, сложившейся в предшествующий период. Особенно интенсивно теряют трудовые ресурсы периферийные сельскохозяйственные районы. Значительная часть трудового потенциала сосредоточена в городских поселениях области, более 25 % - в г. Тамбове. Экономическая активность населения области невысока и в предшествующий период имела постоянную тенденцию к снижению. Область располагает определенным контингентом экономически неактивного населения, в том числе и в трудоспособном возрасте.
В области сложилась сложная ситуация на рынке труда, обусловленная устойчивой тенденцией снижения общей занятости населения в ретроспективном периоде (с начала 90-х гг. прошлого века), и особенно снижением занятости в базовых видах экономической деятельности (сельском хозяйстве и обрабатывающих производствах). При этом произошла существенная трансформация отраслевой структуры занятости, обусловленная развитием новых экономических отношений. В последние годы идет процесс снижения общего уров-
ня профессиональной подготовки (профессионального образования) занятого населения области, связанного с оттоком высококвалифицированных кадров в другие регионы России (в первую очередь, в г. Москву). В настоящее время существующая в области система профессиональной подготовки и переподготовки кадров не в полной мере соответствует потребностям предприятий и организаций различных отраслей экономики. Таким образом, существует определенная несбалансированность областного рынка труда и рынка образовательных услуг.
Литература
1. Административно-территориальные реформы в России. иКЬ: http://www.camegie.ru
2. Колесниченко Е. А. Проблемы интеграции региональных хозяйствующих систем: Вопросы региональной экономики. Кн. 6. Ч. 2. Тамбов, 2011.
3. Меркулова Е. Ю. Сглаживание асимметрии социально-экономического развития региона на основе формирования самодостаточных муниципальных территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.
4. Полян П. М., Трейвиш А. И. Территориальные структуры в науке и практике. М., 1988. С. 15.
5. Сысоева М. С., Попов П. А. Дефиниции социально-экономической асимметрии региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 6.
6. Черемисина Н. В. Уровень жизни населения региона: экономико-статистический анализ (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.
* * *
FEATURES OF PLACEMENT AND
ASSESSMENT OF THE STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION OF THE TAMBOV REGION
V. M. Yuryev, V. A. Kozlovsky
The transformations which are carried out during reforms, radically changed the Russian society, there was a change of a standard of living of people at simultaneous deepening of differentiation, including in a regional section. As a whole, the indicator "standard of living" is characterized by degree of satisfaction of needs of the person, and according to the initial contents has comparative character and provides comparison of values of the corresponding indicators in interterritorial aspect. In research the assessment of differentiation of municipal territories according to the main characteristics of a standard of living of the population of the region is given.
Key words: regional economy, differentiation of standard of living of population of municipal territories.