ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫРЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В. А. КОЗЛОВСКИЙ
Преумножение и сохранение высокого экономического потенциала регионального хозяйства требуют обеспечения стабильного подъема экономики и повышения уровня жизни населения муниципальных образований, разработки и реализации стратегических программ социально-экономического развития, направленных на модернизацию и создание новых форм реализации территориальной интеграции. При этом детального изучения требуют не только вопросы выработки и согласования стратегических интересов отдельных муниципальных образований, нивелирования их противоречий и несогласованности, но и методические аспекты оценки, диагностики и снижения уровня дифференциации социальноэкономического развития.
Ключевые слова: региональная экономика, модернизация территориальной структуры, социально-экономическое развитие муниципальных образований региона, интеграция регионального хозяйства.
Задача реформирования территориального устройства России стоит чрезвычайно остро, поскольку обозначившийся переход от индустриальной к постиндустриальной фазе развития все заметнее отдаляет сложившуюся сетку административно-территориального деления России от реальных экономических связей и отношений, поскольку экономическое развитие более динамично, чем административно-территориальное деление. Как это ни удивительно, но достаточно большое количество «микроскопических» по численности районов, которые, разумеется, не в состоянии обеспечить повседневную жизнь населения, выполнить функции его финансовой и юридической защиты, находится в центральной России: так, только на территории современного Центрального федерального округа в Воронежской области насчитывается 514 муниципальных образований, в Тверской области - 404, в Калужской - 312, Смоленской - 350, Курской - 355. Расчеты средней численности сельского населения в этих регионах показали, что на одно муниципальное образование приходится меньше 1000 чел.
Процесс социально-экономических преобразований в стране породил значительную дифференциацию населения, предприятий, регионов, в результате чего возникают явные и скрытые социальные конфликты. Для эффективного функционирования экономики в регионе необходимо сформировать систему самодостаточных муниципальных образований. Все это требует совершенствования
форм модернизации территориальной структуры регионального хозяйства.
С позиций системного подхода эффективное региональное хозяйство представляет собой группу равнозначных по своему экономическому качеству муниципальных образований в разрезе следующих регионально воспроизводственных секторов и сфер: эффективная трудозанятость населения (развитие и размещение производительных сил); образование, культура и здравоохранение; жилищно-коммунальное хозяйство, коммуникации, торговое и бытовое обслуживание, экология. Методологической базой построения самодостаточных муниципальных образований являются принципы:
- оптимальной концентрации и рационального распределения по территории населения и производства;
- специализации и кооперации хозяйства в системе общественного территориального разделения труда;
- комплексности, диверсификации и интеграции хозяйства;
- обеспечениея межрайонных производственно-технологических и транспортно-экономических связей.
Вместе с тем, при административно-экономическом районировании желательно не разделять, а объединять сильные и слабые муниципальные образования, т. е. сглаживать трансформацию региональной структуры. Технология модернизации существующей системы регионального хозяйства в
зависимости от ситуации и целевых установок может быть построена в форме развития процесса снизу-вверх или сверху-вниз.
Технология построения региональной хозяйственной системы способом движения сверху-вниз исходит из главной цели, продиктованной системой высшего уровня. В этом случае для реализации стратегии главной цели строится сначала высшее звено регионального хозяйства, а затем поэтапно по мере детализации функциональных задач формируются нижние этажи административно-управленческой и экономической иерархии. При этом в целях наиболее полной загрузки управленческого аппарата (и административного, и экономического) каждый новый нижний ярус экономико-управленческой структуры целесообразно вводить лишь тогда, когда полностью исчерпанные административно-управленческие и экономико-организаторские возможности верхнего яруса не обеспечивают реализацию поставленной цели без дробления сфер и детализации функций. Результатом такой технологии может стать стройная административная, экономическая либо административно-экономическая структура регионального хозяйства, всецело сориентированная на реализацию или одной главной цели, или группы взаимно скоординированных главных целей.
Что касается технологии построения территориального хозяйства движением снизу-вверх, то она предпочтительна для улучшающих мероприятий в секторах регионального хозяйства. При таком подходе проводится исследование процессов в нижних уровнях конкретной отрасли территориальной системы и осуществляются меры по их оптимизации (сокращение дублирования функций, исклю-
90
80
70
60
50
40
30
20
Рис. 1. Динамика доли городского населения
чение избыточных функций, перераспределение ресурсов, сокращение неэффективных процессов и работ и т. д.). Этот метод подойдет и для оптимизационных мероприятий с учетом местных особенностей, традиций и предпочтений. В то же время следует учитывать, что метод построения «снизу-вверх» вряд ли окажется результативным при укрупнении отраслей и территорий.
Современная система расселения населения по территории региона формируется под действием нескольких факторов. Во-первых, это мотивы, интересы и потребности людей, имеющие корни в духовной культуре. Например, потребности безопасности, общения и взаимной поддержки определяют всеобщую тенденцию к концентрации населения в населенных пунктах - территориальных общностях. Важнейшей характеристикой расселения является его иерархичность. Проживание в населенном пункте образует свой статус с соответствующим ему рангом. Население стремится к перемещению из населенных пунктов с более низким рангом в населенные пункты с более высоким рангом. Во-вторых, перспективы развития регионов связаны с необходимостью более полного использования ресурсного потенциала. Процесс усиления контрастности развития территорий усиливает разницу в плотности размещения и социально-экономическом потенциале населенных пунктов и регионов [3].
Эти тенденции подтверждаются данными статистики. На рисунке 1 представлена динамика удельного веса городского населения в общей его численности по РФ с 1959 до 2011 г., а также построена динамическая модель до 2014 г, согласно которой ожидается достижение 78 % доли городского населения в целом по РФ.
у ~ 4Е 05х4
в общей его численности по РФ с 1959 по 2011 гг.
В настоящее время можно выделить следующие основные тенденции трансформации сельских территорий:
- создание и развитие крупных агрохолдингов вызывает укрупнение сельских населенных пунктов за счет концентрации сельхозпроизвод-ства и переработки продукции;
- продолжается миграция сельского населения, причем отрицательное сальдо по ней растет;
- мигрирует в основном молодежь в возрасте до 30 лет, что приводит к потере человеческого потенциала в сельской местности;
- за счет роста производительности труда в крупных хозяйствах и развития новых технологий сокращается численность работников, занятых в сельском хозяйстве, что вызывает проблему занятости сельских жителей в целях сохранения традиций, мест обитания, уклада и самобытной культуры.
В то же время процессы урбанизации городских поселений образуют следующие закономерности:
- растет доля городского населения при одновременном снижении его численности;
- растет социально-экономическая значимость крупных и сверхкрупных городов по отношению к темпам развития средних и малых городов;
- изменяется характер миграции населения: при сохранении сельской миграции в города увеличивается поток переселенцев из средних и малых городов в крупные города, что способствует образованию новых городских агломераций.
Таким образом, одним из вариантов решения проблемы расселения является образование и развитие системы городских агломераций. Агломе-ративное расселение позволяет преодолеть основное противоречие развития системы расселения: сверхконцентрацию производства и населения в крупных городах при запустении и деградации малых и средних городов. В этой связи можно рассмотреть агломерации трех типов:
- агломерации, основанные на пространственной диверсификации производства, когда центр использует производственные мощности и население периферии (классическая европейская модель агломерации);
- агломерации, основанные на диверсификации расселения, когда центр использует периферию (а это не только земля, но и жилой фонд, коммуникации, инфраструктура, рекреативные зоны) для расселения своего населения и предотвращения ситуации перенаселения (американская модель агломерации).
- агломерации, основанные на интеграции и совместном использовании населением культурного, информационного и образовательного потенциалов, входящих в агломерацию городов для обеспечения ускоренного роста человеческого потенциала.
Территориальную структуру регионального хозяйства определяют пространственная дифференциация экономико-географического положения пунктов возможного размещения производства и расселения, рассредоточение по территории ограниченных природных и созданных трудом человека ресурсов и эффективность использования указанных ресурсов. Пространственное рассредоточение ресурсов обусловливает территориальную дифференциацию производства и расселения. Эффективность использования экономикогеографического положения, ограниченных природных и созданных трудом человека ресурсов как условие оптимального производства общественно необходимой продукции и услуг, достигается системной организацией хозяйства на территории и концентрацией производства и населения. Эти условия и процессы являются основополагающими в развитии муниципальных образований региона. В регионах формируются экономические хозяйственные системы разного ранга со специализацией на определенных видах продукции и услуг, причем территориально часто не совпадают с границами административно-территориального деления [1].
В связи с этим под ключевыми характеристиками регионального хозяйства понимается совокупность элементов ресурсного потенциала муниципальных образований: структурно-территориальный, экономический, инфраструктурный, социально-демографический, асоциальный, финансовый. Предлагаемая методика оценки структуры регионального хозяйства базируется на оценке системы показателей, представленных в таблице 1.
Главными направлениями предлагаемой методики изучения структуры регионального хозяйства являются:
- особенности функционирования региональных хозяйственных комплексов как системных образований, определение их границ; условия и факторы, определяющие процесс развития их по муниципальным территориям; приведение оценок факторов размещения к сопоставимому виду;
- выявление и изучение разнообразия форм муниципальных территориальных структур хозяйства на уровне пространственных соотноше-
ний в расположении и развитии районов, а также конкретных социально-экономических и природных объектов;
- комплексная экономическая оценка муниципальных территориальных различий в уровнях развития производительных сил; влияние глобальных процессов на развитие региональной структуры хозяйства;
- тенденции и закономерности в размещении производительных сил, развитии муниципальной территориальной структуры хозяйства; расположение зон максимальной и минимальной экономической эффективности производства;
Трансформационные процессы формирования в России развитых рыночных отношений с учетом исторических факторов, связанных с активной пространственной организацией народного хозяйства, обусловили нарастание дифферен-
- оценка управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Предложенная система оценки показателей структуры регионального хозяйства позволяет учитывать конкретные параметры и тенденции социально-экономического развития и уровня жизни населения, типологизировать муниципальные образования по уровню дифференциации и создает предпосылки для эффективного и целесообразного использования ресурсного потенциала муниципальных образований.
циации в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований. Существенно различается и уровень жизни населения в них (табл. 2). Составленная сводная типологическая группировка районов Тамбовской области по ин-
Таблица 1
Показатели оценки размещения и использования ресурсного потенциала муниципального образования
Потенциал Показатель
Структурно-территориальный потенциал Удаленность районного центра от областного центра Плотность расселения на 1 км2 Количество зарегистрированных предприятий на 1 км2 Удельный вес городов и районов в общеобластных основных социально-экономических показателях (территория, численность населения, отгружено товаров собственного производства, инвестиции в основной капитал, объем строительных работ, валовая продукция сельского хозяйства, объем розничного оборота, объем платных услуг, перевезено пассажиров автобусами общего пользования, финансовые результаты)
Экономический потенциал Объем промышленной продукции по обрабатывающим предприятиям в расчете на душу населения Объем по производству и распределению электроэнергии, газа и воды в расчете на душу населения Объем продукции растениеводства в расчете на душу населения Объем продукции животноводства в расчете на душу населения Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одно зарегистрированное предприятие Объем розничного оборота на душу населения Объем платных услуг на душу населения Объем строительных работ на душу населения
Инфраструктурный потенциал Перевозки пассажиров автобусами общего пользования Количество дошкольных учреждений на одно муниципальное образование Количество больничных коек на 10 000 жителей Ввод жилых площадей в расчете на душу населения
Социально-демографический потенциал Прирост (+), убыль (-) численности населения Миграционный прирост (убыль) населения Удельный вес занятых в общей численности населения Коэффициенты брачности Среднемесячная заработная плата на одного работника Обеспеченность жилой площадью на одного жителя Количество врачей на 10 000 чел. населения
Асоциальный потенциал Коэффициенты разводимости, неустойчивости брака Уровень безработицы к общей численности населения Количество преступлений на 100 000 жителей
Финансовый потенциал Прибыль (убыток) в расчете на одно предприятие Удельный вес убыточных предприятий
тегральным показателям (табл. 3) показала, что для стабильно функционирующих районов характерна достаточно высокая степень освоенности территории, на ней имеется достаточное количе-
ство трудовых ресурсов, развитое промышленное или сельскохозяйственное производство, на среднеобластном уровне характеризуется степень инвестиционно-финансовой активности.
Таблица 2
Рейтинг муниципальных образований Тамбовской области по уровню социально-экономической дифференциации в 2011 г.1
Рейтинг муниципальных образований Тамбовской области Общий рейтинг
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Тамбов 1 1 1 6 7 1 1 1 1 4 1 1 1 1
Кирсанов 2 5 4 7 2 2 4 6 3 3 2 4 4 3
Котовск 3 2 5 4 6 7 7 7 5 5 7 2 3 5
Мичуринск 6 3 3 5 5 6 2 3 2 7 5 5 6 6
Моршанск 7 2 2 3 4 4 3 2 4 1 3 3 2 2
Рассказово 5 6 7 2 3 3 6 5 7 6 6 7 5 7
Уварово 4 4 6 1 1 5 5 4 6 2 4 6 7 4
Бондарский 9 19 10 20 3 16 22 19 17 1 16 17 22 18
Г авриловский 15 14 6 7 1 15 9 11 13 5 17 9 17 10
Жердевский 6 16 7 15 15 1 1 6 6 16 9 3 3 2
Знаменский 1 8 18 8 10 6 7 5 1 21 3 8 5 6
Инжавинский 10 6 3 16 2 9 18 15 15 8 2 7 15 8
Кирсановский 13 19 11 14 20 18 20 7 21 21 22 20 6 22
Мичуринский 14 1 2 17 22 22 10 1 14 19 4 4 4 4
Мордовский 7 13 16 5 8 7 19 12 9 17 6 19 11 12
Моршанский 11 11 9 21 19 23 13 10 20 7 21 23 18 21
Мучкапский 20 17 15 11 14 5 3 17 18 4 8 6 13 13
Никифоровский 2 5 17 10 6 12 12 4 7 11 10 5 6 5
Первомайский 3 3 20 22 23 2 17 3 2 15 13 2 2 3
Петровский 17 7 22 2 16 14 21 8 12 14 14 18 21 16
Пичаевский 8 14 21 19 17 21 5 22 16 12 11 21 20 20
Рассказовский 12 2 13 13 12 20 2 9 10 20 18 22 14 11
Ржаксинский 21 18 12 3 13 13 8 13 5 10 20 9 12 15
Сампурский 19 19 5 6 4 10 4 18 4 8 5 13 9 9
Сосновский 16 10 8 18 18 11 11 21 3 6 1 11 10 17
Староюрьевский 22 19 19 9 7 4 6 14 22 3 7 14 8 14
Тамбовский 5 4 1 23 21 3 14 2 8 23 12 1 1 1
Токаревский 4 12 4 4 9 8 15 16 11 13 16 15 16 7
Уваровский 18 19 23 1 5 19 23 20 23 2 23 16 23 23
Уметский 23 9 14 12 11 17 16 23 19 18 15 12 19 19
1 Условные обозначения:
1. Объем производства продукции на душу населения по обрабатывающим предприятиям.
2. Объем по производству и распределению электроэнергии, газа и воды на душу населения.
3. Объем строительных работ на душу населения.
4. Объем продукции растениеводства на душу населения.
5. Объем продукции животноводства на душу населения.
6. Оборот розничной торговли на душу населения.
7. Объем платных услуг на душу населения.
8. Среднемесячная заработная плата на 1 работника.
9. Доля занятых в общей численности населения.
10. Обеспеченность жилой площадью в расчете на душу населения.
11. Численность врачей на 10 000 чел. населения.
12. Количество зарегистрированных предприятий в расчете на 1 км2 площади.
13. Плотность населения в расчете на 1 км2 площади.
Таблица 3
Сводная оценка уровня дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований региона
К мезаморфному уровню развития относятся муниципальные территории с высоким производственным и ресурсным потенциалом, утратившие свои позиции в результате трансформационных процессов в региональной экономике. Идентификация таких территорий происходит через показатель деловой активности, когда происходит резкое по сравнению с базисными периодами падение производства, ухудшение уровня жизни населения, отток инвестиционных ресурсов в результате неэффективной сложившимся условиям отраслевой структуры экономики, несмотря на имеющийся производственный и кадровый потенциал. В данную группу можно отнести Тока-ревский, Инжавинский, Сампурский, Гаврилов-ский, Рассказовский и Сосновский районы. Эти районы имеют среднеобластные характеристики по качественным критериям интегрального показателя условий и уровня развития муниципальных образований.
Наиболее критическая ситуация характерна для районов с депрессивным уровнем социальноэкономического развития, где большинство из тринадцати показателей свидетельствуют о низком уровне жизни населения данных территорий, к сожалению, это наиболее многочисленная группа районов - практически 50 % населения региона. К таковым, как правило, относятся муниципальные территории, в которых основные социально-экономические параметры на протяжении длительного периода времени значительно уступают средним по региону.
В настоящее время складывается тенденция к формированию более выраженной взаимосвязи между состоянием экономики и уровнем жизни населения регионов. Рыночные преобразования
были связаны с активизацией и расширением перераспределительных процессов, которые охватили все основные сферы экономики - отношения собственности, образование и движение доходов всех субъектов хозяйственной деятельности, кругооборот финансовых средств в целом, внешнеэкономические связи. В регионе наблюдается растущая дифференциация экономических районов как по уровню производственной и финансовой обеспеченности, так и социальной инфраструктуры рынка.
В целом необходимо отметить, что современные тенденции происходящих трансформационных процессов региональной экономики свидетельствуют о формировании нового представления о складывающемся экономическом пространстве внутри региона, которое зачастую не совпадает с административно-территориальным устройством. Основными целевыми установками развития структуры регионального хозяйства должны являться следующие приоритеты:
- выравнивание социально-экономических параметров развития городских и сельских территорий;
- более эффективное использование природно-ресурсного потенциала аграрно ориентированных территорий, улучшение качества жизни в сельских местностях за счет развития сельской инфраструктуры;
- стимулирование частно-государственного партнерства в реализации социально значимых проектов;
- идентификация и стимулирование развития внутрирегиональных кластерных образований, перераспределение всех видов ресурсов в зоны предпринимательской активности с целью рекомбинации факторов производства с целью преодоления их разобщенности. В наибольшей степени данный аспект проявляется в аграрно ориентированных регионах, где трудовые ресурсы и финансовый капитал сосредоточены в урбанизированных территориях, а ресурсная база - в сельских территориях;
- достижение опережающего роста качества региональной бизнессреды для формирования «точек роста» с целью образования концентрированного экономического пространства с достаточным насыщением факторов производства и элементов производственной и социальной инфраструктуры;
- усиление взаимодействия бизнеса и власти за счет диффузии нововведений в управлении муниципальными образованиями.
Это обусловливает необходимость рассмотрения форм интеграции с различных позиций.
Уровень развития Количество районов Муниципальные образования
Депрессивный 11 Мордовский, Мучкапский, Староюрьевский, Ржаксин-ский, Петровский, Бондар-ский, Уметский, Пичаев-ский, Моршанский, Кирсановский, Уваровский
Мезаморфный 6 Токаревский, Инжавинский, Сампурский, Гавриловский, Рассказовский, Сосновский
Стабильный 6 Мичуринский, Никифоров-ский, Жердевский, Знаменский, Первомайский, Тамбовский
Первый аспект рассмотрения связан с территориальным устройством государства, его административно-территориальным делением. Второй аспект связан с выделением в составе признаков развития этой системы различных сфер жизнедеятельности общества и территориальных сообществ, т. е. должны быть выделены сфера производства и социальная сфера. Организация сферы производства во многом предопределяется общественным разделением труда, специализацией, концентрацией, кооперированием производства, размещением производительных сил, характером производственно-экономических отношений в конкретной территориальной системе, ее производственно-хозяйственными связями с другими территориальными системами. Социальная сфера связана с организацией социальной защиты населения, организацией здравоохранения, организацией культуры, организацией транспорта и т. д.
Стратегические направления трансформации муниципальных территорий направлены на достижение высокого уровня социально-экономического развития Тамбовской области, адекватного потенциальным возможностям территории, конкурентным преимуществам отдельных районов и городов. Одним из направлений реализации намеченной стратегии является пространственное, поляризованное развитие территории за счет приоритетного развития наиболее конкурентоспособных территорий и активизации хозяйственного освоения депрессивных и мезаморфных районов. Такой подход целесообразен для Тамбовской области, где ресурсный потенциал значительно дифференцирован по территории и наблюдаются значительные территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии. В основе территориальной дифференциации ресурсного потенциала лежит, прежде всего, различная экономическая освоенность территорий, недоиспользование конкурентных преимуществ отдельных районов и городов. Кроме того, за годы реформирования ресурсный потенциал муниципальных образований был значительно утрачен [2].
На основе проведенного анализа социальноэкономического развития городов и муниципальных районов Тамбовской области можно предложить варианты хозяйственной активности и высокой инвестиционной привлекательности, выявленные на основе интегрированной оценки различных условий и факторов развития муниципальных образований области (рис. 2).
Рис. 2. Схема интеграции муниципальных территорий Тамбовской области
Полюсами роста на территории Тамбовской области в перспективном периоде выступают:
1. Тамбовская агломерация, включающая в себя территорию г. Тамбова, Тамбовского района и г. Котовска. Эта зона представляется наиболее перспективной практически для всех видов деятельности: от создания крупных жилых районов, развития промышленности, создания техниковнедренческих зон инновационных технологий до дальнейшего развития пригородного сельского хозяйства, производства строительных материалов, формирования индустрии туризма с учетом охраны природы и объектов культурного наследия. Транспорт выступает не только инфраструктурной составляющей территории Тамбовской области, но и важной частью его экономической базы, а также одним из основных конкурентных преимуществ для его развития, одним из главных факторов его инвестиционной привлекательности. Территория города Тамбова предполагает создание транспортно-логистического центра на основе крупного транспортного узла.
2. Рассказовская агломерация включающая в себя г. Рассказово и Рассказовского района как территорий реализации стратегического инвестиционного проекта промышленного освоения одного из крупнейших в мире циркон-рутил-ильменитового россыпного месторождения «Центральное», а также районы, примыкающие к центральной зоне Знаменский район как центр производства и переработки сахарной свеклы, мясной
продукции, Сампурский район как центр развития растениеводства и животноводства и Бондарский район кроме традиционных видов сельскохозяйственной деятельности, занимающийся производством и переработкой масло-сыродельной продукции.
3. Мичуринская агломерация, включающая в себя г. Мичуринск и Мичуринский район, являющиеся территорией наукограда и развивающегося крупного инвестиционного проекта «Зеленая долина», которые требуют создания транспортно-логистического центра на базе Кочетов-ского железнодорожного узла. Развитие отдельных территорий как полюсов и точек роста, создание особых экономических зон, технопарков, логистических центров будет способствовать активизации социально-экономического развития как центральных, так и периферийных районов, реализуя идею поляризованного развития. Таким образом, будет усиливаться связанность территории региона, а также укрепляться его опорный каркас. Это зона активно развивающегося научного, промышленного, агропромышленного, транспортно-логистического центра регионального хозяйства, а также формирующийся субрегиональный центр и межрайонный центр региональной системы расселения, включающие в себя территории Первомайского, Никифоровского района, которые составляют основу «точек роста» для создания центра продовольственной безопасности Тамбовской области и Петровского района, являющегося перспективной «точкой роста» на основе развития функции по производству строительных материалов на базе местных сырьевых ресурсов. Реализация крупного инвестиционного проекта по строительству завода по производству цемента на базе Борисовского месторождения известняков.
4. Моршанская агломерация, включающая в себя г. Моршанск и Моршанский район на основе восстановления и развития промышленной функции (машиностроения и производства строительных материалов). Формирование города как межрайонного центра на севере Тамбовской области, объединяющего Староюрьевский, Пичаевский и Сосновский районы, где, кроме традиционных агропромышленных форм хозяйствования, идет активное формирование духовно-религиозного центра путем восстановления, обустройства и развития культурно-исторического православного комплекса «Мамонтова пустынь».
5. Кирсановская агломерация, включающая г. Кирсанов совместно с территорией Кирсановского района, которые образуют на основе разви-
тия промышленных (особенно строительной индустрии) и агропромышленных функций межрайонный центр на востоке Тамбовской области, включающий в себя территории Уметского и Гав-риловского районов, которые являются центрами интенсивного развития агропромышленного комплекса, а также Инжавинский район как зону агропромышленных и рекреационных функций.
6. Уваровская агломерация, располагающаяся на территории г. Уварово и Уваровского районов, которые являются перспективной точкой роста на основе восстановления и развития промышленной функции (перерабатывающей промышленности и строительной индустрии), а также Ржаксинский район как центр агропромышленного производства, в том числе по переработке сахарной свеклы, и Мучкапский район.
7. Жердевская агломерация, образующаяся на территории п.г.т. Жердевка и Жердевского, Мордовского и Токаревского районов. Это зона перспективного развития агропромышленной функции (по производству и переработке сахарной свеклы а также территории области на основе развития агропромышленной функции по глубокой переработке зерна (в том числе получение современных видов топлива - биоэтонола и др.).
Проведенный анализ сложившейся территориальной дислокации городских и сельских населенных пунктов, а также учет взаимодействия городских и тяготеющих к ним сельских населенных пунктов на основе трудовых, организационно-хозяйственных и межселенных социальнокультурных связей и сетки сложившихся административных границ внутриобластных районов, позволил выделить следующую иерархию систем населения в Тамбовской области.
Общий признак данных межрайонных центров -наличие тесных связей между ними и прилегшей территорий, для которых они являются административными, организационно-хозяйственными и обслуживающими центрами. Характер взаимодействия межрайонного центра и его ближайшего окружения будет меняться по мере роста численности населения самого центра, расширения и усложнения состава его функций: от сосредоточения большинства функций по обслуживанию производства и населения в центре системы до постепенного расширения зоны влияния центра за счет вынесения ряда функций на прилегающую территорию и образования особого рода подцентров в социальноэкономической, экологической и планировочной целостности межрайонной системы. Таким образом, в межрайонных системах расселения возможно выделение ряда подцентров, которые смогут
взять на себя частично функции центров систем для улучшения работы системы и их взаимодействия между собой.
Литература
1. Меркулова Е. Ю. Проблемы обеспечения конкурентного типа воспроизводства в регионе / Перспективы государственного регулирования экономики в XXI веке: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов, 2009.
2. Меркулова Е. Ю. Сглаживание асимметрии социально-экономического развития региона на основе формирования самодостаточных муниципальных территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.
3. Модернизация России: территориальное измерение / под ред. А. А. Нещадина, Г. Л. Тульчинского. СПб., 2011.
* * *
PROBLEMS AND DIRECTIONS OF THE TERRITORIAL STRUCTURE REGIONAL ECONOMY OF MODERNIZATION
V. A. Kozlovsky
Enhancement and preservation of high economic capacity of regional economy demand ensuring stable lifting of economy and increase of a standard of living of the population of municipalities, development and implementation of strategic programs of the social and economic development directed on modernization and creation of new forms of realization of territorial integration. Thus detailed studying demand not only questions of development and coordination of strategic interests of separate municipalities, levellings of their contradictions and inconsistency, but also methodical aspects of an assessment, diagnostics and decrease in level of differentiation of social and economic development.
Key words: regional economy, modernization of territorial structure, social and economic development of municipalities of region, integration of regional economy.