Научная статья на тему 'Организационные аспекты урока физической культуры'

Организационные аспекты урока физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА / КОМАНДИР ГРУППЫ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занина Татьяна Николаевна, Занина П. В.

В статье раскрываются вопросы организации урока физической культуры. Особое внимание уделено организации класса как рабочей группы, с которой проводятся уроки и подготовке командиров группыI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Занина Татьяна Николаевна, Занина П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author tell us about organization of lesson of the physical culture. He devotes much attention of organization of class as work group with which the teacher has the lesson and training of captain of group

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты урока физической культуры»

УДК 371 ББК 74.200.554

Т.Н. Занина, П.В. Занина ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье раскрываются вопросы организации урока физической культуры. Особое внимание уделено организации класса как рабочей группы, с которой проводятся уроки и подготовке командиров группы.

Ключевые слова: учащиеся, организация класса, командир группы, активность.

T.N. Zanina, P.V. Zanina

THE QUESTIONS OF THE ORGANIZATION OF THE LESSON OF THE PHYSICAL CULTURE

Abstract. In this article the author tell us about organization of lesson of the physical culture. He devotes much attention of organization of class as work group with which the teacher has the lesson and training of captain of group.

Key words: pupils, organization of class, captain of the group, activity.

Вопрос о том, что класс является организованной группой учащихся, продолжает быть актуальным ив настоящее время. Учителю физической культуры при организации класса для проведения учебной работы необходимо учитывать некоторые критерии, которые влияют на обучение учащихся.

В каждом классе обучаются мальчики и девочки, ученики разных возрастов, с разными интересами и отношением к физической культуре, дети, которые заметно отличаются от своих сверстников хорошей физической подготовленностью, состоянием здоровья, физическим развитием, а также менее подготовленные ученики и даже со слабой подготовкой.

Одни ученики увлекаются волейболом, лёгкой атлетикой, а другие - гимнастикой и баскетболом. Конечно же, есть и такие занимающиеся, которые без интереса, с различной степенью возбуждения, неохотно идут на уроки. Несмотря на такую характеристику учащихся класса, требование быть внимательными на уроке предъявляется ко всем. Перед учителем стоит задача организовать класс для занятия, вызвать интерес и желание заниматься, увлечь каждого ученика. Учитель решает на уроке не только эти задачи, но и одну из ведущих задач - воспитание коллективизма.

Педагогу в течение урока необходимо создавать такие условия, чтобы ученики имели возможность активно, с интересом заниматься, овладевать необходимыми знаниями и умениями.

Учитывая эти задачи, особенности проведения урока физической культуры возникает необходимость организовать класс как рабочую группу.

Одним из приоритетных направлений в работе должно быть создание в ученическом коллективе здорового «психологического климата», атмосферы взаимопомощи, внимательного отношения друг к другу, стремление повышать не только свои успехи, но и одноклассников, команды, класса в целом, вовлечение самих детей во взаимное воспитание и самовоспитание и непременно неукоснительное выполнение требований, предъявляемых занимающимся на уроке [1]. В требованиях не должно быть мелочей. Определённый порядок подготовки к уроку (время и место переодевания, порядок в раздевалке); способ построения и переход к месту занятий, место построения в начале и конце урока; подготовка и рапорт учителю о готовности класса к занятию; соблюдение требований к подготовке, переносу и уборки снарядов; организованный уход из зала.

Чтобы решить все организационные моменты с учащимися, учителю нужно стремиться к тому, чтобы класс представлял хорошо слаженный, организованный коллектив, в котором есть ответственные и подчиненные, организаторы и исполнители. Всё это подразумевает воспитательные возможности - формирование умения подчинять и подчиняться. При такой организации можно воздействовать и на учеников с девиантным поведением. Правильно подобранные общественные функции для таких учеников, доверие учителем различных поручений на уроках физической культуры, позволяет им стать более дисциплинированными.

Можно сделать вывод, что успех урока, овладение вниманием учеников и в тоже время для педагогического воздействия на класс, учителю необходимо вести определённую работу, направленную на сплочение ребят, что позволяет добиться положительных результатов по организации

класса как рабочей группы. Отдавать приоритет в этой работе необходимо - созданию физкультурного актива класса, который являлся бы надежным помощником для учителя.

Методическая литература рекомендует следующий состав актива: физкультурный организатор (физорг), его заместитель, дежурный, командиры отделений для занятий при групповом способе организации работы на уроке, судья по спорту. Соответственно, физорг и его заместитель избираются на год. Это ученики, которые пользуются авторитетом и уважением у одноклассников и свободны от каких-либо поручений. Выполнение физоргом своих функций предполагается как общественная нагрузка. Обычно, если физоргом избирается мальчик, то его заместителем избирают девочку и наоборот. Выбирать можно и двух физоргов - мальчика и девочку.

К обязанностям физорга можно отнести: контроль за выполнением учащимися установленных требований на уроках физической культуры, помощь дежурным в подготовке учеников к уроку, вместе с учителем следить за тем, чтобы все занимающиеся были одеты в спортивную форму. Также физорг вместе с Советом по физической культуре, который должен быть в каждой школе, участвует в организации и проведении спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, запланированных на период учебного года.

Назначение дежурных на уроках физической культуры имеет большое значение в организации класса. Дежурных специально назначают на урок. Обычно это два дежурных - мальчик и девочка, но рапорт учителю сдаёт один дежурный. Передавать дежурство можно рядом стоящим в строю или по желанию учащихся. Дежурные обязаны следить за своевременной подготовкой учеников к уроку; обеспечивать своевременное присутствие учащихся к началу урока; построить класс в шеренгу; сдать рапорт учителю; подготовить необходимый инвентарь, для занятия; участвовать в подготовке и уборке снарядов.

В успешном проведении урока, в воспитательном воздействии на учеников существенную роль играет организация командиров группы. Командиры отделений или групповоды могут назначаться или выбираться учителем и учениками. В их обязанности входит: знать место построения и занятия группы, расположение снарядов, содержание заданий, намеченных для данной группы; уметь правильно выполнять и объяснять упражнения, оказывать помощь и страховку при выполнении двигательных действий одноклассниками.

Судьи, инструкторы по спорту привлекаются учителем для оценивания техники выполнения упражнений, к учёту результатов контрольных упражнений. Учитель проводит подготовку судей на заседаниях Совета по физической культуре.

От деятельности помощников в определённой степени зависит успешное проведение урока, а также решение одной из важных задач - обучение детей самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Поэтому педагогу необходимо уметь выбирать, выявлять, назначать помощников и постоянно с ними работать.

На вводном уроке учитель рассказывает о том, чему он научит учеников, подчёркивает роль занятий для укрепления здоровья, улучшения физического развития, указывает, что от учеников для этого требуется [2]. На этом же уроке выбирается физорг и его заместитель, им проговариваются их обязанности. Предварительно учитель обсуждает возможные кандидатуры с классным руководителем.

Очень важно, чтобы учитель правильно организовал отделения и назначил командиров. Одним из вариантов организации групп может быть распределение мальчиков и девочек соответственно их физической подготовленности и медицинской группы, при этом показатели физического развития, такие как вес, рост не имеют значения. Гораздо важнее, чтобы в уровне физической подготовленности учащихся, не было больших различий. Это связано с тем, что задания, полученные учениками в группе, будут приемлемыми для них. При таком распределении обязательно будет присутствовать соревновательный момент, желание быть лучшим, что позволит улучшить результат обучения.

Определение физической подготовленности проводится на первых уроках. Классу предлагается выполнить тесты или контрольные упражнения, соответствующие школьной программе. Полученные данные, позволят сформировать отделения. Отделение, в котором уровень физической подготовленности высокий и выше среднего и отделение с более низким уровнем подготовленности.

Учитель, который работает с определёнными классами на протяжении ряда лет и ведет работу в этом направлении, может проводить занятия с отделениями, образованными в предыдущем учебном году. Состав групп может меняться с ростом физической подготовленности и состоянием здоровья. Так же состав может меняться в зависимости от изучаемого раздела учебной программы, например, учебный материал из раздела гимнастики ученик усваивает намного лучше, чем из лёгкой атлетики или спортивных игр. Назначать групповодов учитель может, проанализировав подготовленность учащихся. Наиболее подготовленные могут выполнять функции командира группы,

но также, желательно, чтобы в их роли побывали все ученики. Это даст возможность развиваться необходимым для этой деятельности способностям и умениям.

Научная, учебная литература по физической культуре рекомендует использование группового способа организации класса, как способа, который повышает интерес к занятиям, развивает самостоятельность, активность, что является одной из учебных задач. Работа по группам на уроке физической культуры предполагает готовность класса для работы таким способом и подготовку групповода. Поэтому учитель должен не только назначать ответственных в группе, но и обучать их выполнению своих обязанностей. Проведение обучения только на семинарах не достаточно, обучать необходимо систематически, что возможно только в процессе обучения на уроке. Для решения этой задачи, подбираются соответствующие активные способы и приёмы организации учебной работы на уроке, которые предусматривают взаимную проверку и помощь учеников друг другу при освоении нового материала. К известным способам относится способ организации занятий сменами с разделением на пары. Сущность этого способа состоит в том, что один из учеников наблюдает за действиями своего партнёра и, по заранее указанным учителем критериям, контролирует правильность выполнения. Таким образом, наблюдающие помогают лучше усвоить технику движений своим партнёрам и в то же время сами её хорошо усваивают. Такая организация работы позволяет решать образовательную задачу, воспитывать активность, инициативу. Постепенное усложнение учителем заданий, готовит ребят к выполнению функций командира, что даёт возможность успешно проводить занятия групповым способом.

Работа в группах предполагает привлечение всех учеников к наблюдению за занимающимся. Ответственный в отделении проводит страховку и отмечает правильность выполнения упражнения.

Взаимообучение можно проводить с оцениванием ученика, выполняющего двигательное действие. Поставленную оценку корректирует учитель, обязательно объясняя окончательный балл.

Работу по обучению и контролю можно проводить, поручив шефство сильного ученика над менее подготовленным, на определённой серии занятий.

В процессе обучения, когда ученики выполняют двигательные действия, которые используются преимущественно для развития двигательных качеств, взаимообучение продолжается, но теперь ребята контролируют не только технику, но и за количественные результаты, характеризующие развитие двигательных качеств [1]. Занимающиеся увеличивают число повторений того или иного упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание в висе, приседание на одной ноге и т.п.); задания на большее расстояние (например, метания, прыжки в длину), а также на меньшее время, затраченное на преодоление дистанции бега, полосы препятствий и т. п.

Активность и инициативу на уроке воспитывают и такими методами организации учебной работы на уроке, как индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими самостоятельно или с помощью более подготовленных ребят. Организовать эту работу можно, выделив группу учеников, отставших в овладении, например, стойки на голове, определяют место занятия и назначают ответственного из числа успевающих учеников. Ребятам ставится условие: ученик, освоивший элемент, переходит из группы отстающих в основную и занимается по программе, которую выполняет весь класс. Такая организация работы должна повысить активность обучающихся, так как большинство учеников будут стремиться догнать одноклассников.

Таким образом, в процессе обучения возможно решение задачи подготовки помощников и получения знаний, формирования умений для самостоятельных занятий.

Применение наглядных средств обучения способствует улучшению организации самостоятельного выполнения учебных заданий.

Таковы организационные приёмы взаимообучения в системе «учитель - ученик». Для успешной работы в этом направлении учитель обязан обучать школьников критериям правильного выполнения, средствам исправления допускаемых ошибок [2].

Очень важно, чтобы работа по приобщению учеников к выполнению поручений, заданий, обязанностей, направленных на улучшение организации учебной деятельности, на помощь товарищам, на активизацию занимающихся велась с первого класса.

В первом классе дети учатся выполнять самые простые поручения в разных ролях, например, функции групповода ограничиваются только наблюдением за очерёдностью выполнения упражнений учащимися своей группы и контролем за дисциплиной. В последующих классах виды обязанностей сохраняются, но добавляются новые поручения.

Ученики начальной школы с простейшими поручениями справляются легко, причём большинство выполняют их ответственно, охотно и весело. Чтобы такое отношение к поручениям сохранялось при их усложнении, необходимо формировать организаторские умения, воспитывать организаторские способности. Работу с самого начала важно осуществлять с учётом индивидуального подхода к детям.

Формирование у школьников организаторских умений нужно осуществлять последовательно, по разработанному плану. Прежде всего, ознакомить детей с предстоящими поручениями, рассказать об их деятельности, во время обучения указывать на что необходимо обращать внимание. При объяснении движений учитель обязан пользоваться спортивной терминологией, что позволит знакомить учеников с новыми понятиями.

Постоянное внимание, поддержка учителем каждого помощника учителя создаёт нормальные взаимозависимые отношения учащихся в классе, четкое выполнение активом заданных функций [2]. Назначение, выборы, смена помощников, оценка их работы должны быть озвучены. Чтобы в дальнейшем такая совместная работа учителя с учениками была плодотворной, необходимо поощрять ребят. Это, может быть, благодарственное письмо родителям, приказ по школе, награждение грамотами, призами.

Всё это дисциплинирует учащихся, повышает эффективность обучения и способствует более успешному решению задач, стоящих перед физическим воспитанием школьников [2].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кибенко, Е.И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 32-36.

2. Лупандина, Н.А. Методика урока физической культуры в 5-8 классах / Н.А. Лупандина, В.Г. Якубовская. -2-е изд. - М.: Изд-во АН РСФСР, I960.

УДК 37 ББК 60.5; 74.5

Р.В.Зарубина ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В последние годы риск возникновения социальных угроз велик для нашего общества. Некоторые из них существовали и продолжают существовать и сейчас. Мы каждодневно подвергаемся этим опасностям, так как живём в социуме. Поэтому мы должны знать о существовании таких опасностей и уметь им противостоять.

Ключевые слова: социальные опасности, личность, социум, террористические акты, залож-ничество, виктимность, наркомания, война.

R.V. Zarubina PROVISION OF SOCIAL SECURITY

Abstract. In recent years, the risk of social threats high for our society. Some of them existed and continue to exist today. We're each day exposed to these dangers, because we live in society. Therefore, we need to know about the existence of such dangers and be able to resist them.

Key words: social danger, personality, society, acts of terrorism, hostage taking, victimization, drug addiction, war.

В настоящее время в России идет процесс осмысления новых подходов к обеспечению безопасности не только государства, но и общества, и личности. Социальные опасности непосредственно связаны с обществом. Поэтому в настоящее время изучение ЧС социального характера является одной из важнейших проблем. Перед государством стоят такие задачи, как разработка моделей обеспечения социальной безопасности, поиск методов происхождения, а также подготовка специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности.

Опираясь на классификацию, которая была предложена Б.А. Храмцовым, социальные опасности разделены на следующие группы:

К первой группе - преступления против личности.

Ко второй группе - преступления в сфере экономики.

К третьей группе - преступления против социума и общественного порядка [5].

В каждой из этих групп можно выделить виды опасностей, подходящих под такие характеристики и наиболее актуальных в современном обществе.

Так, например, к первой группе можно отнести: • суицид, венерические болезни и изнасилование.

Ко второй группе:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.