массовой информации, среды вуза, социально-экономическую и политическую ситуацию в стране в целом.
Обсуждая гражданскую активность молодого поколения, следует отметить также, что молодежь разная и её нельзя представить как единую группу с одинаковыми проблемами. Молодежь - потенция, готовая к любому начинанию, она ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе и любые преобразования могут ее увлечь. Важную роль в этом вопросе, на наш взгляд, может играть система воспитательной работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абухова, И. Ю. Приоритетные направления воспитания в вузе [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/004abuhova.pdf.
2. Абухова, И. Ю. Приоритетные направления воспитания в вузе / Абухова, И. Ю.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А.Зимняя. - Ростов н/ Д., 1997. - С. 240.
4. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение. 1989. - 256 с.
5. Сайт ОАО Российской венчурной компании. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http//www.msventure.ru.
УДК 371 ББК 74.200.554
Т. Н. Занина, И. Г. Лебединская, В. Е. Гармонова
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Аннотация. Рассматривается вопрос обучения умению cамостоятельно заниматься физическими упражнениями; формированию у школьников способности самостоятельно заниматься; обеспечения детей знаниями о своих возможностях, представлениями о соответствующих результатах направленного обучения и практическими умениями решать задачи.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, физические упражнения, ученик, учитель,
урок.
T.N. Zanina, I.G. Lebedinskaya, V.E. Garmonova FORMATION OF SKILLS INDEPENDENT PHYSICAL ACTIVITIES
Abstract. The question of learning to independently exercise; formation of students ability to engage in self; providing children its knowledge about its capabilities, views on the relevant out comes directed training and practical skills to solve problems.
Key words: independent activity, exercise, pupil, teacher, lesson.
В настоящее время проблема повышения двигательной активности, улучшения двигательного режима школьников не теряет своей актуальности. Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [2]. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И. А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды [2]. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма) [2]. У детей и подростков наблюдается недостаток движений, соответственно, ухудшается состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность. Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И. А. Аршавский, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Н. А. Бернштейн, Л. В. Карманова, В. Г. Фролов, Г. П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Анализируя эту проблему необходимо отметить, что увеличение объёма занятий физической культурой - один из путей её решения. Однако нельзя оставить без внимания и обучение умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Самостоятельные занятия можно рассматривать как второй путь к повышению двигательной активности. Эффективность этого пути возможна в том случае, если одновременно воспитывается интерес к физической культуре, положительное отношение к ней, желание выполнять упражнения в любое свободное от учебного и домашнего труда время. Сочетание двух путей должно дать положительные результаты в решении этой проблемы.
Самостоятельную деятельность рассматривают как деятельность, в процессе которой человек, зная конечную её цель, сам ставит перед собой задачу, ведущую к достижению этой цели, сам
подбирает необходимые для решения задачи средства и способы действий, выполняет эти действия и сам контролирует. Изучение педагогического опыта учителей физической культуры свидетельствует о том, что учителя продолжают на уроках обучать детей умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями, несмотря на то, что в настоящее время в школах увеличивается объём внеклассной работы. Бесспорно, это трудная задача, но весьма перспективная, ещё и потому, что позволяет раскрыть творческие возможности учителя, поэтому требует особые методические знания, глубокое понимание психологии детей и подростков (возрастной психологии), умения применить свой опыт в конкретных условиях школы. Педагог располагает определённым содержанием обучения учащихся умению самостоятельно заниматься и системой методических приёмов, поэтому, можно будет в какой-то мере решить этот вопрос, последовательно и постепенно добиваясь активизации двигательного режима школьников.
Если рассматривать вопрос в общедидактическом аспекте, то необходимо отметить, что решается он в рамках проблемы активизации познавательной и учебной деятельности учащихся. Этим вопросом занимаются научные работники, учителя, но реальных успехов немного. Отчасти объясняет такое положение дел сложившееся мнение, будто для формирования у детей умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, достаточно прибегнуть к регулярным домашним заданиям по физической культуре, организовав одновременно контроль и проверку их выполнения. Возможно, одна из основных причин в решении этой проблемы состоит и в том, что самостоятельные занятия не рассматриваются как определённый вид деятельности со своей особой структурой и содержанием. Если рассматривать их как определённый вид деятельности, то необходимо выделить объект, на который она направлена, например, какой-то уровень физической подготовленности обучаемого. В соответствии с поставленными задачами и для достижения предусмотренного результата нужно применить определённые средства для воздействия на него. Следовательно, чтобы сформировать у школьников способность самостоятельно заниматься, важно обеспечить детей знаниями о своих возможностях, представлениями о соответствующих результатах направленного обучения и практическими умениями решать задачи.
Обратим особое внимание на эти умения. Анализируя, например, учебную деятельность обычно вычленяют: постановку задачи; выбор средств и методических приёмов для решения задачи; планирование занятия; контроль и оценку выполнения. Эти умения характерны для любой деятельности, в частности и для занятий физическими упражнениями. Конечно, отличие будет в основном заключаться в содержании занятий, а средствами будут, главным образом, сами упражнения. Предметные ориентиры могут использоваться в качестве текущего контроля за выполнением движений. Известно, что взаимоконтроль осуществляется по внешним признакам утомления, а самоконтроль - по частоте пульса, дыхания и т. п. Поэтому, в данном случае требуется соответствующим образом «заполнить» выделенные структурные единицы.
Для успешной работы в этом направлении педагогу важно знать: чем должен овладеть ученик; каким образом он и учитель совместно с ним будут решать эту задачу. В связи с этим, для урока физической культуры надо подобрать соответствующее содержание и методические приёмы обучения, которые обеспечат формирование как каждого из элементов, так и целостного умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Сформулируем вопросы, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Во-первых, чтобы обучать детей умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями, нужно знать: какой материал учитель должен включать дополнительно в уроки физической культуры? Во время проведения урока педагог, с целью овладения учениками двигательными умениями и навыками, предусмотренными программой использует различные подводящие и подготовительные упражнения, а при изучении основных двигательных действий сообщает теоретические сведения. Следует отметить, что педагоги имеют недостаточно методических указаний о том, как использовать тот же самый программный материал для формирования умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Уроки физической культуры отличаются разнообразным и разнохарактерным содержанием. Это даёт возможность в течение урока сообщать занимающимся о реакции их организма на предложенную нагрузку. Должна прослеживаться взаимосвязь знаний и роста в физической подготовленности обучаемых, совершенствовании их двигательных умений, ростом результатов. Определённая систематичность в сообщении теоретических знаний, которые соответствуют прохождению практических разделов программы, позволит обеспечить школьникам необходимые знания и представления о своих двигательных возможностях, о развитии организма в различные сенситивные периоды [1]. Безусловно, это один из важных этапов формирования умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Во-вторых, возникает вопрос, как школьник должен осваивать умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Если предположить, что ученик имеет некоторые умения, навыки и ему необходимо выполнить задание, полученное от учителя, например, составить комплекс упражнений на развитие быстроты для включения в самостоятельные занятия. Обучающий-
ся подбирает различные упражнения в объёме, определённой программой и распределяет их в занятии, повышая постепенно нагрузку в течение месяца, четверти. Он определяет приёмы контроля и способы оценки результатов в соответствии с требованиями программы. Всё это предполагает ведение дневника самоконтроля, в который вносятся отметки о самоконтроле самого ученика, так и о контроле учителя.
Таким образом, реализовать задачу формирования у школьников умения осуществлять самостоятельные занятия возможно при условии выполнения этой работы из урока в урок, поэтому перед учителем стоит задача учить детей простым, но полезным и необходимым им методическим приёмам. Именно эта сторона имеет ключевое значение в ходе формирования у учащихся умений самостоятельно заниматься.
В-третьих, важно выяснить и определить: какими методическими приёмами и учебными средствами учитель может добиться реальных успехов в процессе формирования у школьников умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями? Эта сторона вопроса требует тщательного рассмотрения и обсуждения. Поэтому мы акцентируем внимание именно на методических вопросах, которые вызывают наибольшие затруднения у учителей, когда они хотят образовать это умение. Круг таких вопросов достаточно широк. Это и планирование соответствующего материала; и определение его места в уроке; и организация учебной работы, включая проверку и оценку успеваемости; выбор средств и методов обучения.
Если мы обратимся к планированию, то отметим его своеобразность и специфичность в нашем случае. Педагогу нужно предусмотреть многократное повторение учениками на уроке подводящих и основных упражнений. Совершенно очевидно, что в этом случае каждый ученик выполняет одно и то же движение до 20 раз и это не сокращает, а наоборот, увеличивает время на объяснения, контроль, исправление ошибок при изучении легкоатлетического и гимнастического материала программы. Многократное количество повторений даёт возможность успешно развивать основные двигательные качества детей и подростков и это главное в планировании, в остальном всё остаётся без существенных изменений.
Организация учебной работы также требует нашего внимания. Структура урока остаётся неизменной. Специфично лишь то, что учебные задачи ставятся не только в основной части урока, но также в подготовительной и заключительной. В подготовительной части учитель ставит задачу, связанную с подготовкой учеников к предстоящему выполнению учебных заданий в основной части урока. Объяснять тему и задачи урока нужно после выполнения общеразвивающих и других упражнений, т. е. в конце подготовительной части.
В конце основной части урока, соответственно, педагог объясняет задачи заключительной части урока и подводит итоги урока. Опыт работы педагогов образовательных учреждений подтверждает логичность такого порядка постановки задач на уроке. По существу формулировка задач в подготовительной и заключительной части не меняется (по сравнению с обычной практикой проведения уроков), но различный характер упражнений в каждой из них изменяет характер решения задач.
Таким образом, в течение учебного года на каждом уроке физической культуры ученики получают достаточно целостное представление о ходе занятия физическими упражнениями - с момента постановки задачи по подготовке организма к предстоящей основной деятельности до постепенного перехода от двигательной активности к относительно спокойному состоянию. Это даёт возможность утверждать, что на каждом уроке обучаемые при объяснении им задач урока приобретают больший объём знаний по целесообразности применения тех или иных упражнений, чем в условиях обычной практики.
Педагогический опыт доказывает, что процесс обучения будет результативнее, если варьировать способы организации учебной работы школьников. При решении задач по формированию умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, наиболее эффективными являются групповой способ и индивидуальные задания [1]. Их используют при прохождении следующих разделов программы: лёгкой атлетики, спортивных игр, гимнастики.
При групповом способе организации класса, учеников обычно распределяют по 5-6 человек в каждой группе. Учителю нужно добиваться поочерёдного выполнения учащимися учебных заданий и это возможно, если один выполняет задание, другой может следить за точностью его движений, высказывает свои замечания и т. д. Группы можно дифференцировать по полу, учитывая в то же время двигательные способности детей, степень овладения ими программным материалом. При распределении нельзя не учитывать и такой фактор как взаимные симпатии школьников. Это условие, по наблюдениям учителей, позволяет наиболее успешно протекать учебной деятельности. В отделениях, обычно, назначается командир и едва ли желательно, чтобы им был какой -то один ученик. Поскольку учитель стремится к формированию умения самостоятельно заниматься у всех детей, поэтому важно, чтобы каждый ученик мог побывать в этой роли, которая обязывает знать и применять функции контроля и руководства.
Перед педагогами поставлен ещё один вопрос, имеющий существенное значение. Учебный процесс, в ходе которого решается задача формирования умения самостоятельно заниматься, требует от учителя не только особых методических знаний и навыков, но и тщательной подготовки к уроку. Поэтому необходимо, чтобы какая-либо одна группа была выделена в помощь по организации занятия. Ученики группы подбирают нужный инвентарь, готовят гимнастические снаряды, убирают зал после урока и т. п. Таким образом, каждая группа побывает в роли помощников в течение учебного года от 7 до 10 раз.
Почему мы отдаём предпочтение именно этому способу? Групповой способ создаёт наилучшие условия для того, чтобы каждый ученик мог пройти соответствующие роли, выполнять поочерёдно специфические обязанности, связанные с осуществлением самостоятельных занятий физическими упражнениями [1]. Распределение обязанностей между учениками должно быть таким, чтобы каждый из них мог осуществить два действия, логически дополняющих друг друга. Например, сформулировать задачу и подобрать средства (упражнения); определить приёмы контроля и оценки и т. п. Решая задачу непосредственно в уроке, каждое отделение выполняет как бы всю совокупность действий, составляющих в целом занятие физическими упражнениями.
Возможно ли педагогу успеть это сделать в одном уроке? Возможно, если при подведении итогов урока группы получают задание подготовиться к следующему, а именно составить комплексы упражнений для разных его частей: первое отделение - для подготовительной; второе и третье - для основной (например, подготовительные и подводящие упражнения для обучения прыжкам в лёгкой атлетике), четвёртое - для заключительной. Так как в каждой части урока ставятся свои специфические задачи и даются соответствующие методические пояснения, школьники получают достаточно полное представление о занятиях физическими упражнениями.
Конечно, всё это не означает, что педагог бездействует, а ученики проводят урок. Учитель физической культуры, прежде чем приступить к проведению занятия должен спланировать его; поставить задачу; подобрать средства и приёмы её решения; использовать приёмы контроля и оценки. Проводя урок по любой теме, нужно выбрать такой вопрос, который доступен детям и подросткам для самостоятельного решения. Если, например, предложить школьникам выполнять задания по составлению эстафет, различных по цели и двигательному составу, а также комплексов упражнений для развития силы, гибкости. Учителю необходимо помнить, что задания должны быть связаны с содержанием уроков, с той или иной темой.
Вероятно, что только старшеклассники могут быть способны к полностью самостоятельной деятельности. Может ли учитель начинать эту работу с первого класса? Может, и прежде всего, следует всеми доступными средствами воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, пробуждать в них творческое начало. Конкретным выражением этого может явиться, в частности, соблюдение дидактических принципов системы обеспечения общего психического развития, разработанной известным советским учёным-дидактом Л. В. Занковым. В основе данной системы лежат: организация обучения на высоком уровне трудности; изучение материала таким темпом, чтобы исключить однообразно повторяемые упражнения; признание ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении, когда дети усваивают взаимосвязь явлений, их существенные связи; необходимость осознания школьниками самого процесса учения, связи его операций, механизма возникновения ошибок; необходимость работы учителя над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых [3].
Для этого обучение нужно ориентировать не только на формирование соответствующих программных знаний, умений и навыков, но и на раскрытие детьми смысла учения [3]. Как это реализуется на практике, на уроках физической культуры? Прежде всего, учитель должен видеть перед собой конечную цель: подготовить ученика, имеющего желание и умеющего заниматься физическими упражнениями самостоятельно. Для этого учителя, начиная с первого класса, отказываются на уроках от натаскивания, когда ученики лишь бездумно повторяют указания учителя. Обучению двигательному действию должно предшествовать ясное понимание детьми того, зачем их обучают этому действию, как оно воздействует на организм, каков механизм выполнения этого действия. Желательно также, чтобы эти знания ученики получали сами в процессе учебной деятельности. Очень важно, чтобы задачи, цели, которые ставятся перед детьми в каждом конкретном случае, были понятны им, осмыслены ими, были им близки. Интерес к заданиям учителя повышается, если объяснение техники изучаемого двигательного действия сопровождается сообщением о его предназначении живыми, понятными детям примерами из практики.
Одним из важных умений самостоятельных занятий является контроль за своей деятельностью. Учителю необходимо начинать формирование этого умения с обучения контролировать друг друга, с оценивания работы одноклассников. Первоклассник понимает и сможет сказать, правильно или неправильно выполнил то или иное двигательное действие занимающийся, когда же сам тренирует упражнение, допуская при этом ошибки, он их не замечает. Безусловно, учителю необходимо помнить о том, что пока учебный материал полностью не освоен обучаемыми, предпочтение следует отдавать контролю с его стороны.
В начале нашей статьи мы говорили о том, что повышать уровень двигательной активности школьников можно по-разному, в том числе и путём формирования у них умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Методически этот вопрос в настоящее время мало разработан, хотя трудно переоценить его значение для практики физического воспитания. Мы сделали попытку акцентировать внимание на одной стороне деятельности педагога - организации учебной работы на уроках физической культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кибенко, Е. И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 32-36.
2. Шишкина, В. А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников / В.А. Шишкина. - М.: ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 36 с.
3. Занков, Л. В. Избр. пед. труды / Л. В. Занков. - М.: Дом педагогики, 1999.
УДК 37.02
ББК 74.202
Е. Ю. Занкова
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ (E-LEARNING)
Аннотация. В статье затронуты вопросы интеграции традиционного и электронного обучения. Показана возможность устранения недостатков традиционной модели образования с помощью технологий электронного обучения (e-learning).
Ключевые слова: электронное обучение (e-learning), многоаспектный феномен, традиционная модель обучения, педагогические задачи.
E. Yu. Zankova
TO THE QUESTION ABOUT THE INTEGRATION OF TRADITIONAL AND E-LEARNING
Abstract. This article is devoted to the problems of the traditional model and e-learning. The article also shows the possibility of eliminating the disadvantages of the traditional model of learning using e-learning technologies.
Key words: e-learning, multidimensional phenomenon, traditional model of learning, pedagogical
tasks.
Электронное обучение - это многоаспектный феномен, включающий в себя информационный, технический, философский, организационный, дидактический, инновационный, социальный и психолого-педагогический аспекты [3]. Сложная структура электронного обучения позволяет ему интегрироваться во все компоненты образовательной системы (цели, содержание, средства, методы, деятельность педагогов и обучающихся), расширяя их возможности и функциональность, изменяя роли участников образовательного пространства, дополняя и улучшая методы, подходы и технологии взаимодействия, процессы преподавания и обучения.
Концепция электронного обучения не предполагает революционных изменений в традиционной модели образовательного процесса. Успехов достигают те инновации в образовании, которые не противопоставляют себя традиционным и фундаментальным основам образовательного процесса. Прогноз об умирании традиционной модели «face to face» и полному переходу к открытому образованию, по нашему мнению, может оправдаться, но только в корпоративном обучении, обучении взрослых или в получении неформального образования. Классическое российское общее и профессиональное образование, основанное на лучших традициях, должно сохранять все лучшее и обогащать себя современными инновационными технологиями, базирующимися на междисциплинарных достижениях в области информатики, кибернетики, информационно-коммуникационных технологий, психологии, математики, философии и менеджмента.
Многие образовательные учреждения сталкиваются с типичной проблемой в организации и управлении процессом эффективного внедрения и оптимального функционирования инструментов и технологий электронного обучения для повышения качества образования [3].
Сложность внедрения электронного обучения как педагогической инновации заключается в том, что все нововведения в педагогике зарождались в самой педагогической науке или практической деятельности, в новаторских мастерских отдельных учителей или коллектива педагогов. В