сверяясь с собой...
организационные аспекты
создания службы внутреннего аудита в потребительской кооперации
Апсите М.А.
ст. преподаватель
кафедры «Аудит»,
аспирантка
Сибирского
университета
потребительской
кооперации
гНовосибирск
К началу XXI века российская потребительская кооперация в целом преодолела трудности начального этапа реформ, сохранила свою самобытность и целостность. Переход от директивного управления крыночным принципам ознаменовалсяпреобразованиями в организационной структуре и экономическом механизме хозяйствования кооперативных организаций, разработкой программных документов, стратегии и концепции развития. В то же время, система потребительской кооперации находится в той точке неустойчивости, в которой влияние отдельных неблагоприятных факторов достаточно для того, чтобы вызвать кризисную ситуацию в ее отдельных звеньях. Это требует проработки вопросов организационного построения органов внутреннего аудита, определения сферы их действия и механизма осуществления контроля.
Организационная структура внутреннего аудита в потребительской кооперации различна и зависит от масштаба деятельности организации, сложившейся системы управления и состояния внутреннего контроля, от решений собраний пайщиков и правлений соответствующих потребительских союзов. Нами исследованы предпосылки организации контроля в отдельных сегментах системы потребительской кооперации в форме внутреннего аудита и сделан вывод о том, что такие предпосылки имеются. Они сгруппированы по двум признакам, учитывающим, во-первых, необходимость созда-
ое предпринимательство
ния таких служб и, во-вторых, организационные возможности их создания именно в потребительской кооперации.
На наш взгляд, наиболее целесообразно службу внутреннего аудита создавать на уровне региональных (республиканских, краевых, областных) потребительских союзов (далее - облпот-ребсоюзов).
Облпотребсоюзы отвечают всем необходимым условиям для создания и функционирования службы внутреннего аудита. Как управленческая система областной союз представляет собой сложное структурное образование, наделенное правами контроля и распоряжения входящими в его состав потребительскими обществами и союзами. Данные права реализуются в рамках планово-экономической, бухгалтерской, финансовой служб, а также ревизионной комиссии союза. Союз осуществляет активный контроль над эффективностью деятельности нижестоящих структурных звеньев и собственных предприятий, оказывает различные консалтинговые услуги организациям системы, осуществляет контроль за сохранностью собственности, достоверностью всех видов отчетности, представляемой организациями системы.
Ввиду того, что облпотребсоюз может быть отнесен к крупным управленческим образованиям, в которых уже функционируют службы, выполняющие определенный набор функций внутреннего аудита, создание и содержание службы внутреннего аудита возможно и в финансовом отношении. Кроме того, аппарат управления облпот-ребсоюза располагается в областных центрах, что делает возможным привлечение к работе высокопрофессиональных специалистов, получение необходимых консультаций в государственных органах и у независимых аудиторов. Последнее обстоятельство будет давать возможность для единого подхода к решению проблем, одинаковых для многих организаций системы. Создание отдела внутреннего аудита - достаточно сложный процесс, который может быть разбит на определенные этапы.
1 этап. Процесс внедрения внутреннего аудита. Анализ зарубежной и отечественной прак-
облпотребсоюзы
отвечают всем
необходимым
условиям
для создания и
функционирования
службы
внутреннего
аудита
проблема нехватки __квалифицирован-ных работников осложняет процесс создания служб внутреннего аудита
тики показывает, что не следует принимать решение о внедрении внутреннего аудита в условиях резкого ухудшения основных показателей деятельности предприятий, входящих в систему. Благоприятным моментом является появление сигналов о возможных рисках для перспективной работы предприятия.
Немаловажным фактором является наличие у предприятия достаточных финансовых и людских ресурсов. Проблема нехватки квалифицированных работников осложняет процесс создания служб внутреннего аудита в организациях потребительской кооперации. Возможно, следует проработать дополнительные стимулы для привлечения квалифицированных работников.
2 этап. Формирование правовой базы. Для закрепления правового статуса за службой внутреннего аудита должны быть внесены соответствующие дополнения в устав кооперативной организации. На их основе составляются «Положение о службе внутреннего аудита организации» и должностные инструкции для ее сотрудников, которые утверждает председатель Правления облпотребсоюза и вводит как регламент деятельности системы управления организацией в установленном порядке.
Кроме того, нами выделяются основные внутрихозяйственные регламенты по организации службы (отдела) внутреннего аудита облпотреб-союза:
- календарные и индивидуальные планы работы специалистов и службы в целом;
- рабочие программы проверок по направлениям;
- методические руководства по вопросам аудиторских проверок, включающие в себя систему приемов и процедур проверки обоснованности и законности, полноты и своевременности, достоверности и реальности операций;
- отчеты внутренних аудиторов о проведенных проверках, консультациях ивыданных рекомендациях.
Перечисленные регламенты обеспечивают правовую и организационную основу для проведения внутреннего аудита в организациях потребительской кооперации.
3 этап. «Адаптация» внутреннего аудита в системе управления предприятием. Продолжительность этого этапа во многом зависит от степени
российское предпринимательство
понимания важности и желания со стороны руководства предприятия иметь «прозрачный» менеджмент. По нашему мнению, адаптационные признаки отдела внутреннего аудита следующие:
- убедительная для руководства предприятия интерпретация результатов деятельности предприятий, входящих в систему;
- появление у внутренних аудиторов реальной независимости;
- доверие руководства предприятия к отчетам внутренних аудиторов, готовность к сотрудничеству.
4 этап. Удержание прочных позиций, характеризующихся следующими признаками: заметный рост удовлетворения руководства результатами деятельности внутренних аудиторов, рост взаимного доверия, высокий иерархический уровень отдела внутреннего аудита в организационной структуре, расширение спектра решаемых задач.
Внедрение внутреннего аудита может быть осуществлено в рамках двух подходов. Первый подход означает небольшие изменения в структуре управления с медленными продвижениями к поставленной цели. Второй подход означает интенсивное изменение системы управления и быстрое внедрение внутреннего аудита. Более предпочтителен подход, основанный на принципах «планируемой эволюции». Вначале на высшем уровне управления предприятием формируется и принимается концепция внутреннего аудита, на основании которой разрабатывается проект внедрения. Проект разбивается на ступени, включающие этапы и мероприятия по достижению целей, фиксируются сроки реализации отдельных этапов. Результаты, полученные на первом этапе, обсуждаются и в случае необходимости вносятся коррективы в содержание, сроки и бюджеты последующих этапов. Таким образом, создание службы внутреннего аудита в организациях потребительской кооперации будет способствовать совершенствованию внутреннего контроля и аудита, а также обеспечит более эффективное использование ресурсного потенциала потребительской кооперации.
Литература
1. Андреев ВД. Внутренний аудит: Учебное пособие. - М: Финансы и статистика, 2003 г. - 464 с. 2£урцев ВВ. Внутренний аудит компании: вопросы организации и управ ления // Финансовый менеджмент. 2003. № 4. С. 12-18.
3. Еленевская ЕА, Серебрякова ТЮ. Концепция развития внутреннего аудита в потребительской кооперации. // Аудиторские ведомости.
2003. № 12.
4. Институт внутренних аудиторов. (Электронный ресурс). - М.: Институт внутренних аудиторов, 2001. - Режим доступа: httpwww.ua-ru.ru, свободный-Заглавие с экрана.
5. Ковалева ОВ., Конста-тинов ЮП. Аудит. Организация аудиторской деятельности. Методика проведения аудиторской деятельности. - М.: ПРИОР, 2000. - 272с.
6. Сонин А.М. Внутренний аудит: современный подход. - М.: Трансиздат,
2004. - 64с.