УДК 339.37
ФОРМИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА В МАГАЗИНАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
Увеличение розничного товарооборота - вечная проблема торгово-роз-ничных предприятий, в том числе потребительской кооперации, ее потребительских обществ, так как розничная торговля занимает 60 - 100% в структуре их деятельности. Товарооборот является основой дохода прибыли и рентабельности торговой деятельности. Этой проблеме уделено большое внимание в документах Правительства РФ и ЦС РФ1.
В планах потребительских обществ и в целом по обл потребсоюзам присутствуют различные формы и факторы увеличения товарооборота. Здесь учитывается региональная особенность расположения магазинов и в целом потребительских обществ.
Главными направлениями развития товарооборота являются:
а) увеличение объемов натуральных продаж;
б) увеличение и совершенствование ассортимента товаров;
в) увеличение объемов продаж товаров народного потребления собственного производства;
г) увеличение объемов реализации сельскохозяйственной продукции, полученной от заготовительной деятельности.
Увеличение объемов продаж достигается путем расширения сферы торговли и совершенствования:
а) рекламной деятельности;
б) культуры обслуживания;
в) дизайна предприятий торговли;
г) распорядка работы магазинов;
д) форм и методов торговли;
е) ценообразования;
ж) организации деятельности магазинов.
Увеличение натуральных продаж или продаж в приведенных ценах в исследуемых областях происходит не ритмично (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Динамика объема розничного товарооборота в исследуемых облпотребсоюзах, млн руб.
№ 1 Наименование облпо-требсоюза Самарский В текущих ценах 791,5 >003 2004 В приве- В те- В приведенных кущих денных ценах ценах ценах 857,2 958,1 1 159,3 2 В текущих ценах 1 150,2 305 В% (2005 В приве- к 2003, изме- В приве- нения в при-денных веденных ценах ценах) 1 229,6 131,8
2 Саратовский 990,0 983,1 1 079,8 1 178,1 1 193,2 1 306,6 132,9
3 Тамбовский 563,0 591,2 619,8 681,8 641,0 602,5 101,9
Как видно по данным табл. 1, за три года во всех исследуемых облпотребсоюзах прослеживается общая тенденция к росту товарооборота, когда в Тамбовском товарооборот в 2005 г. резко снизился по сравнению с 2004 г.
Внутри потребсоюзов потребительские общества не у всех наблюдается положительная динамика натуральных продаж. Снижение уровня потребительских обществ, увеличивающих объем натуральных продаж (с учетом индекса цен), по нашим исследованиям, происходит в основном за счет роста конкурентов при малом росте (или отсутствии такового) покупательской способности населения. В то же время повсеместно независимо от отмеченных особенностей большое влияние оказывает рекламная деятельность.
Особенность сельской торговли состоит в бытующем мнении, что на селе все обо всех знают и нет необходимости рекламировать ни торговые точки, ни товары. Считаем, что это ошибочно. Необходимо учитывать психологию и интересы сельских граждан, особенности их менталитета. Из 36 организаций потребительской кооперации Саратовской области 9 за-
A.B. Сырникова,
старший преподаватель кафедры экономики предприятий, Поволжский кооперативный институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)
♦
♦
нимаются рекламной деятельностью. У них она на стадии намерения. Из 1 105 магазино в в 205 проводится та или иная реклама, что составляет 18,5%.
Практически ни в одной организации нет конкретного человека, кто бы занимался рекламой. Две организации привлекали специалистов для рекламы своей деятельности и деятельности магазинов. Очевидно, что необходимо вести подготовку и переподготовку торговых работников по науке управления рекламой, вменить работникам в обязанность с соответствующей доплатой ведение рекламной деятельности или иметь специалистов при облпотребсоюзах, которые могли бы работать как на постоянной основе, так и по договорам с потребительскими обществами.
На культуру обслуживания в магазинах все больше и больше обращают внимание покупатели. В конкурентной среде покупатель идет туда, где действительно он всегда прав, где его не обманут, помогут выбрать товар, расскажут при необходимости о его качестве и возможностях использования. Из 137 опрошенных работников магазинов исследуемых союзов более 13% не смогли ответить на вопрос, как пользоваться бытовыми приборами, не знали Закона о правах потребителей.
Поэтому культура обслуживания - это не только вежливое обращение, работа в красивой форме и в головном уборе, если имеешь дело с продуктами, но и умение дать консультации по интересующему товару, знать Закон о правах потребителя и строго выполнять его, делать все так, чтобы покупателю было приятно покупать товар, в магазине было комфортно и хотелось сюда вернуться за покупками.
За последнее время все потребительские общества в исследуемых регионах занимаются улучшением дизайна как внутри торговых объектов, так и снаружи, в том числе на прилегающей территории. Те, кто смог это сделать в первую очередь, тот приобрели стабильных клиентов-покупателей. Те, где этого не сделано, вообще отталкивают покупателей, тем более если присутствуют конкуренты. Из 69 обследованных магазинов потребительской кооперации в 6 регионах 8 еще имеют дизайн 60 - 70-х гг. XX в. Безусловно, здесь можно рассчиты -вать только на отсутствие конкурентов и низкую требовательность покупателей. Но это в настоящее время самый неэкономический подход.
Расширение сфер торговли для потребительских обществ в современныхусловиях остается прежней задачей : торговать там, где есть покупатель. За последнее время в поселках и селах появилось множество торговых точек на остановках, на дачных участках и других местах скопления людей. По потребительским союзам за последние годы динамика изменения числа действующих магазинов представляется таким образом (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Динамика численности магазинов по облпотребсоюзам (2003 г.)
Как видно по результатам исследования, магазины используются на 58,7 - 82,2%.
В целом можно сделать вывод, что темпы расширения сферы торговли в потребительских обществах низки и отстают от других организационно-правовых форм торговых предприятий. Надо отдать должное, что потребительские общества расширяют в малых населенных пунктах торговлю на дому, там, где затруд -нена выездная торговля или торговля «с колес». Таких в Саратовской области насчитывается 120, в Тамбовской - 5.
Распорядок дня торговых точек и магазинов позитивно влияет на увеличение товарооборота. Исследование управления этим процессом в 37 регионах по 178 магазинам Саратовской области подтвердили это. На период исследования в Саратовском облпотребсоюзе насчитывается 6% магазинов, работающих круглосуточно, 43% - без выходных, 44% - без выходных и круглосуточно.
Однако увеличение товарооборота необходимо сопоставлять с затратами в ночное время и выходные и праздничные дни на оплату труда работников магазина. Здесь из исследованных в 7% магазинов приращение неадекватно затратам, так как оплата зависит не от товарооборота, а от отработанных часов.
Совершенствование форм и методов торговли затронуло и потребительские общества, хотя в сельских магазинах выбор меньше, чем в городских и поселковых магазинах. Сегодня магазин без продавца в потребительских обществах не новость, таких в системе Саратовского обл потребсоюза 223, что составляет 15% от общего количества, в Самарском - 144, или 16,5%, в Тамбовском - 67, или 6,6%.
Исследования подтвердили возможность увеличения товарооборота в данных магазинах. Но здесь существует зависимость от количества посетителей или доли жителей-покупателей. По нашим предварительным рас-счетам, прирост товарооборота в среднем по исследуемым магазинам начинается с 10 человек посетителей. Безусловно, здесь важен фактор свободного доступа к товару, и даже если увеличение незначительно, то оригинальность привлекает покупателей. В то же время уве -личение товарооборота должно обеспечивать перекры -тие дополнительных затрат на организацию магазина без продавца, учитывая и подготовку кадров в этом направлении.
Управление ценообразованием в потребительских обществах отличается от управления ценообразованием крупных торговых фирм и предприятий, ставящих цель извлечения максимальной прибыли. Особенность заключается в том, что, выполняя социальную миссию на селе, они не могут не учитывать ряд обстоятельств:
- заботу о пайщиках в виде снижения торговой накидки, до ставки товаров на дом и т.д.;
- продажу товаров малообеспеченным, в первую очередь пожилым и престарелым гражданам, в рассрочку или кредит;
- продажа по сниженным ценам товаров первой необходимости партнерам по закупке сельхозпродукции.
Такую работу при уста но влении цен ведут практически все потребительские общества Саратовского облпот-ребсоюза и все исследуемые в Самарском и Тамбов -ском союзах.
Наименование облпо-требсоюза Числится всего В том числе действующих В том числе сданных в аренду В том числе закры -тых
1 Самарский 948 557 171 144
2 Саратовский 1 824 1 145 92 223
3 Тамбовский 1 099 903 40 67
♦
♦
Необходимо при управлении ценообразованием учитывать уровень самостоятельности магазинов, рыночные условия их деятельности. Имеется в виду участие заведующих магазинов в ценообразовании , придание им определенных прав, позволяющих оперативно и в интересах потребительского общества и коллектива устанавливать цены и увеличивать товарооборот и доход магазина. Особенно это важно в магазинах, находящихся на хозяйственном расчете.
К совершенствованию организации деятельности сельских магазинов следует отнести организацию детских площадок, а также отдельных услуг. По данным исследуемых облпотребсоюзов, детские площадки организованы в Самарском облпотребсоюзе - в 3% имеющихся магазинов, в Саратовском - в 8%, в Тамбовском - в 6%. Это не только создает удобства для покупателей, но и привлекает их. При опросе 38 руко -водителей потребительских обществ 78% заявили, что благодаря этому товарооборот в магазинах увеличил -ся от 5 до 12%.
Становится престижной организация чайных стол и -ков в сельских магазинах, что тоже привлекает покупателей. В 43 исследуемых магазинах товарооборот уве -личился на 3 - 5% за рассматриваемые периоды.
Но есть еще противники этих новшеств, считающие невыгодными вложения в эти мероприятия. Порой это действительно так. Но здесь уместно напомнить об имид -же и цели потребительского общества. В то же время окупаемость мероприятий необходимо рассчитывать и организовывать их так, чтоб они не были убыточными.
Рассчитать это можно исходя из того, что приращение товарооборота дает снижение относительных затрат на обслуживание магазина, т. е. снижает уро -вень затрат при увеличении величины дохода. В итоге увеличивается прибыль. Это можно рассчитать по фор муле:
ДП = ДДх -
(Тоб+АТоб)х(Уиз-Уиз ) 100
(1)
где ДП - пр иращение прибыли, руб.; ДДх - приращение суммы дохода, руб.; Тоб - товарооборот до организации площадки или чайного столика; ДТоб - приращение товарооборота после проведенных мероприятий, руб.; Уиз - уровень издержек до проведенных мероприятий, %; Уиз1 - уровень издержек после проведенных мероприятий, %; З - затраты на проведение мероприятий, руб.; N - число рассматриваемых периодов окупаемости (лет, меся цев).
Окупаемость достигается за N периодов:
— = N. (2)
ДП
При отсутствии прироста товарооборота затраты увеличиваются и прибыль снижается.
За счет совершенствования структуры ассортимента товара достигается более полное удовлетворение возрастающего спроса населения, прививаются новые вкусы, мода. С каждым годом в исследуемы х регионах медленно, но все же увеличивается доля непродоволь-
ственных товаров в общем объеме товарооборота, что говорит о возрастании в определенных районах покупательской способности населения. Кроме того, заметно изменяется спрос на товары внутри этих групп. Все эти факторы, безусловно, должны найти отражение в ассортименте продаж.
Развитие собственного производства способствует увеличению объема товарооборота и расширяет ассортимент товаров, особенно продовольственных. Кроме того, как правило, собственная продукция дешевле, что позволяет повысить доход и доходность при реализации. Так, за последние годы в Саратовском облпотребсоюзе собственная продукция составляла в общем объеме продаж более 20%, а в отдельных потребительских обществах - 40% и более.
Следует отметить, что развитие производства осуществляют практически все потребительские общества. Однако облпотребсоюз не занимается организацией совместных производств. Каждое потребительское общество стремится иметь малые производства, которые затруднительно загрузить на 100% и внедрить новую технику и технологию. Как правило, не хватает на это средств. Здесь необходима инициатива по объединению усилий и средств как «снизу», так и «сверху». Необходимы отношения взаимозаинтересованности, построенные на основе понятной и открытой методики по принципу «кооперация в кооперации».
Развитие заготовительной деятельности или закупок сельхозпродукции у населения позволит увеличить товарооборот магазинов потребительских обществ, а с другой стороны - увеличить семейные доходы населения, что, в свою очередь, повысит покупательскую способность граждан, участвующих в заготовительной деятельности. Процесс взаимовыгоден.
За последние годы заготовительной деятельностью в Саратовском облпотребсоюзе занимаются 79% магазинов. Это дает увеличение товарообо рота от 4 до 22%. Заготавливается и реализуется около 20 видов продукции. Однако при этом слабо используются, по нашему мнению, такие стимулы, как продажа товаров по сниженной цене за определенный объем продаж, обеспечение товарами по заказу активных участников по заготовкам, не отработаны пути продвижения закупленной продукции.
Из этого следует, что в потребительских обществах формирование товарооборота в основном происходит в магазинах, в арсенале которых имеются большие резервы . Это зависит от характера управления как на уровне потребительского общества, так и на уровне магазина.
1 См.: Постановление Правительства РФ от 15.06.1998 г. № 593 Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998 - 2005 годы. Концепция развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года // Деловой вестник Российской кооперации. 2001. № 12 (декабрь); Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации // Торговая газета. 2000. № 2. С. 3; № 3. С. 3.