Организационное строительство военной авиации с учетом изменения характера войн и вооруженных конфликтов
Генерал-полковник Е.В. БУРДИНСКИЙ
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Рассмотрены основные этапы организационного строительства военной авиации России с момента ее образования до настоящих дней с учетом развития военного искусства и средств вооруженной борьбы.
Организация войск, войны и вооруженные конфликты, Военно-воздушные силы, авиационная техника.
The paper examines the main stages in organizational construction of Russia's military aviation from its emergence and to this day, given the development of military art and armed struggle assets.
KEYWORDS
Organization of troops, wars and armed conflicts, Air Force, aviation equipment.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ПОД ОРГАНИЗАЦИЕЙ войск понимается структура воинских формирований Вооруженных Сил, обеспечивающая наилучшее сочетание их состава и численности, количества видов вооружения и военной техники для поддержания высокой боевой готовности и наиболее эффективного применения их в бою, при несении боевого дежурства, обучении и в повседневной деятельности войск.
Анализ войн и вооруженных конфликтов показывает, что победы над противником возможно добиться не только имея превосходство в количественно-качественных характеристиках вооружения и военной техники, но и путем лучшей военной организации.
Начало созданию отечественной военной авиации было положено в 1910 году открытием двух летных школ — в городах Гатчине и Севастополе. Датой образования Военно-воздушных сил России принято считать 12 августа 1912 года, когда приказом Военного министра № 397 все вопросы воздухоплавания и авиации были переданы в ведение Генерального штаба, где для управления авиационной службой была создана воздухоплавательная часть.
«Общий план организации воздухоплавания и авиации в армии», разработанный Генеральным штабом, определял не только организацию авиации в мирное время, но и порядок ее применения в войне. Кроме выполнения специальных задач (ведение разведки и обеспечение связи) предполагались и активные действия — борьба с противником в воздухе и поражение наземных целей. Каждой армии, корпусу и гарнизону крупной крепости надлежало иметь по одному авиационному отряду (рис. 1). В результате проведенных мероприятий к началу Первой мировой войны в составе действующей армии было сформировано 39 авиационных отрядов, имевших на вооружении 244 самолета1.
Рис. 1. Организационная структура военной авиации России перед Первой мировой войной
Первая мировая война стала важным этапом в развитии военного ис-кусства2. Решающими факторами, обусловившими его совершенствование, были возросшие экономические возможности воевавших государств и более совершенные средства вооруженной борьбы. В ходе войны значительные изменения произошли в стратегии и тактике, полностью оформилась оперативная форма применения группировок войск — операция и был приобретен богатый опыт ее подготовки и проведения войсками
армий, фронтов и групп армий. В общевойсковом бою, сражениях и операциях накоплен опыт комплексного использования новейших средств вооруженной борьбы. При этом Первая мировая война носила позиционный характер, т. е. в этой войне вооруженная борьба велась в основном на сплошных, относительно стабильных фронтах (позициях) с глубокоэшело-нированной обороной.
В войну все без исключения страны вступили с самолетами, на которых не было абсолютно никакого
вооружения. По большей части они использовались для связи, разведки и корректировки огня артиллерии.
Ко второму году войны боевые возможности самолетов значительно возросли. Самолеты стали оснащаться более мощными двигателями, а также вооружением — пулеметами и бомбами.
Стремление не только наблюдать за противником с воздуха, но и воздействовать на него средствами поражения привело к созданию специализированных самолетов: бомбардировщиков и истребителей.
Таким образом, с расширением круга выполняемых задач авиация стала разделяться на рода — разведывательную, бомбардировочную и истребительную.
Полученный боевой опыт применения авиации (массирование авиационных сил на важных участках фронта, самостоятельное выполнение авиацией боевых задач), поступление в войска большого количества авиатехники потребовали изменения системы управления авиацией в сторону ее централизации:
при штабах армий были созданы авиационные дивизионы — отдельные авиационные части, осуществляющие управление авиаотрядами. Таким образом, в структуре авиации действующей армии произошел переход к более крупным формированиям армейского подчинения. При этом для борьбы на равных с крупными авиационными группами противника и завоевания господства в воздухе из числа истребительных авиаотрядов создавались авиационные группы;
во фронтовом звене для упорядочения управления авиацией сформированы управления инспекторов авиации армий фронтов для непосредственного руководства боевой деятельностью авиационных частей;
в масштабе всей действующей армии для руководства деятельностью
и подчинения воздухоплавательных сил центральному авиационному командованию создано Управление заведующего авиацией и воздухоплаванием действующей армии (Авиа-дарм) в подчинении начальника штаба Верховного Главнокомандующего.
Авиадарму подчинялась эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец» — самолетов отечественной разработки, аналогов которым не было ни у одного воздушного флота в мире. Эскадра применялась для выполнения важных оперативных и стратегических задач. Такой принцип применения дальней авиации сохранился до наших дней.
Проведение указанных мероприятий позволило обеспечить наращивание ударного потенциала авиации и массированное ее применение на решающих направлениях.
Фактическим признанием авиации в качестве рода Сухопутных войск явилось утверждение 23 ноября 1916 года должности Полевого генерал-инспектора Военного Воздушного флота (ПГИ ВВФ) вместо должности заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, который осуществлял общее руководство боевым применением и снабжением авиационных и воздухоплавательных частей действующей армии.
В марте 1917 года управление ПГИ ВВФ было преобразовано в Полевое управление авиации и воздухоплавания (ПУАВ) при штабе ВГК (рис. 2).
Таким образом, в годы Первой мировой войны авиация получила всеобщее признание и развитие. От использования одиночных самолетов был сделан переход к массированному ее применению. Состав военной авиации России за годы войны увеличился в два раза и включал 13 авиадивизионов, 4 авиагруппы, 79 авиаотрядов (502 самолета)3. При этом боевые возможности самолетов значительно возросли.
Рис. 2. Организационная структура военной авиации России к окончанию Первой мировой войны
Во время Гражданской войны и военной интервенции в России авиационные формирования Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного флота (РККВВФ) выполняли те же задачи, что и в Первую мировую войну.
К 1 февраля 1919 года регулярный РККВВФ насчитывал 66 авиаотрядов (47 разведывательных, 12 истребительных, 3 артиллерийских, 3 тяжелой авиации и 1 фотографический)4.
Авиаотряды формировались по образцу дореволюционных авиачастей (по 6 самолетов).
При необходимости массированного применения авиации из авиаотрядов создавались эскадрильи и группы, насчитывающие десятки самолетов. Однако такие формирования из-за общей нехватки самолетов, подготовленных летчиков и трудностей со снабжением создавались только на время операций.
Неизбежность крупномасштабной войны с капиталистическим окружением, а также неуклонное и поступательное развитие авиации в передовых странах мира потребовали принятия
действенных мер по совершенствованию состава и организационной структуры отечественного ВВФ.
В СССР за короткий срок были восстановлены существующие и построены новые авиационные предприятия, налажен выпуск авиационных двигателей и самолетов отечественных конструкций.
Активный переход военной авиации на отечественные типы самолетов позволил в период с 1924 по 1933 год принять на вооружение самолеты-истребители И-2, И-3, И-4, И-5, самолет-разведчик Р-3, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.
В 1932 году Военно-воздушным силам (ВВС) уже отводилась роль самостоятельного вида войск. В соответствии с предназначением ВВС РККА делились на войсковую, армейскую и фронтовую авиацию. Тяжелая бомбардировочная авиация, структурно оформившаяся в 1933 году в виде авиационных корпусов и бригад, рассматривалась как средство Главного Командования, способное самостоятельно выполнять оперативные задачи.
Дальнейшее развитие авиа- и моторостроения позволило авиационной промышленности СССР выйти на уровень ведущих мировых авиационных держав. В войска поступили истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, Ил-4 и ТБ-7, по своим летно-техническим характеристикам не уступающие, а по некоторым показателям превосходящие зарубежные аналоги.
С учетом боевого опыта, полученного в небе Испании, с 1938 года начали формироваться авиационные полки. Полки всех родов авиации состояли из эскадрилий по 12—15 самолетов в каждой с общим составом в 60 самолетов. ВВС РККА были переведены на организационно-штатную структуру «дивизия—полк». Авиационные дивизии, являясь основными тактическими соединениями, были как однородными (бомбардировочные и истребительные), так и смешанными, состоящими из полков различных родов авиации.
На базе авиации приграничных военных округов созданы ВВС военных округов (на военное время — ВВС фронтов).
В связи с угрозой нападения фашистской Германии были приняты экстренные меры по созданию новой авиационной техники и налаживанию ее производства. В 1940—1941 годах был начат серийный выпуск истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщика Пе-2, штурмовика Ил-2.
Вторая мировая война — крупнейший военный конфликт в истории человечества, особенностями которого являлись: глобальный характер, высокая технологичность, массовое движение войск и огромные потери.
К началу Великой Отечественной войны ВВС РККА состояли из авиации Главного Командования (дальней бомбардировочной авиации), фронтовой авиации (ВВС военных округов), армейской (ВВС общевойсковых армий) и войсковой (корпусных авиационных эскадрилий) (рис. 3)5.
Вооруженная борьба на советско-германском фронте с самого начала Великой Отечественной войны развернулась на широком фронте. Боевые действия как на земле, так и в воздухе велись в чрезвычайно сложной, быстро меняющейся об-
Рис. 3. Организационная структура ВВС РККА перед Великой Отечественной войной
становке. Они отличались решительностью целей, высокой напряженностью и маневренностью.
Опыт боевых действий ВВС начального периода войны выявил тяжеловесность, низкую маневренность авиационных полков, состоявших из 60 самолетов. Для их базирования требовалось 2—3 аэродрома. В условиях недостатка радиосредств управление ими весьма затруднялось.
Отсутствие крупных и высокоманевренных резервов приводило к невозможности наращивания сил авиации на главных направлениях действий Сухопутных войск, парирования ударов немецко-фашистской авиации и создания авиационных группировок на новых стратегических направлениях.
Это привело к необходимости реорганизации ВВС. С августа 1941 по март 1942 года авиационные дивизии были переведены на более удобный в управлении 2-полковой состав. Одновременно количество самолетов в авиационных полках было уменьшено до 30 (3 эскадрильи по 10 самолетов). При этом в полках ближнебом-бардировочной и штурмовой авиации содержалось по одной эскадрилье са-
Во время Гражданской войны и военной интервенции в России авиационные формирования Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного флота выполняли те же задачи, что и в Первую мировую войну. К1 февраля 1919 года регулярный РККВВФ насчитывал
66 авиаотрядов. Они формировались по образцу дореволюционных авиачастей.
молетов-истребителей для прикрытия аэродромов базирования и обеспечения боевых действий бомбардировщиков и штурмовиков.
Дальняя бомбардировочная авиация преобразована в авиацию дальнего действия и подчинена Ставке Верховного Главного Командования.
В целях усиления фронтовой авиации и создания крупных авиационных резервов создавались резервные (60— 100 самолетов) и ударные авиационные группы, которые включали в свой состав от 3 до 8 авиационных полков6.
В 1942 году на фронт стали массово поступать новые истребители Як-7 и Ла-5, оснащенные радиостанциями. Значительно расширилось производство бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2, что позволило увеличить количество самолетов новых типов и получить численный перевес над авиацией противника.
Опыт боевых действий первого периода войны также показал необходимость массирования авиации фронта на главных направлениях действий войск и централизации управления. В результате к маю 1942 года была разработана новая организационная структура фронтовой авиации — воздушная армия, объединяющая в себе ВВС фронтов и ВВС армий.
Воздушные армии, сформированные к концу ноября 1942 года, существенно повысили эффективность и обеспечили наращивание ударных сил авиации на важных направлениях.
Состав каждой воздушной армии определялся значением операций, в которых она участвовала, а также возможностями страны в производстве авиационной техники.
Складывающаяся на фронте обстановка требовала объединения всех авиационных сил фронта, в результате было принято решение о создании вместо резервных и ударных авиационных групп истребительных и бомбардировочных авиационных армий.
В 1942 году началось формирование двух истребительных и одной бомбардировочной авиационной армии. Предполагалось, что каждая из этих армий будет включать 3—5 авиадивизий и насчитывать по 200—300 самолетов. Однако была сформирована и приняла участие в боях только одна — 1-я истребительная авиационная армия. Ее боевое применение выявило серьезные недостатки организационной структуры. Она оказалась громоздкой, недостаточно маневренной, а управление ее соединениями при наличии в составе фронта двух армий (воздушной и авиационной) без централизации управления под руководством одного авиационного начальника было весьма затруднительным.
В результате с августа 1942 года начали формироваться не менее мощные, но по организационной структуре более мобильные и маневренные авиационные корпуса, что позволило авиационным резервам ВГК по прибытии на фронт свободно входить в организационную структуру воздушных армий фронта и после выполнения боевых
задач выводиться из них. Авиакорпуса, как мощный резерв ВГК, позволяли осуществлять широкий маневр авиацией и резко менять соотношение сил в воздухе в нашу пользу.
В 1944 году в связи с продвижением РККА на Запад потребность уничтожения объектов противника в глубоком тылу отпала. Потребовалось привлечение ударных сил авиации для разгрома укрепрайонов противника. В результате этого 6 декабря 1944 года авиация дальнего действия Ставки ВГК была сведена в одну 18-ю воздушную армию.
Подходы к организационному строительству военной авиации, выработанные в ходе Великой Отечественной войны, обеспечили максимально эффективное применение авиации и остаются актуальными в настоящее время (рис. 4)7.
В первое послевоенное десятилетие строительство ВВС осуществлялось с учетом опыта Великой Отечественной войны, а также поступления новой авиационной техники. В этот период началось перевооружение со-
Рис. 4. Организационная структура ВВС Красной Армии к окончанию Великой Отечественной войны
ветской военной авиации на самолеты с реактивными двигателями.
Как вид Вооруженных Сил ВВС подразделялись на фронтовую и дальнюю авиацию. Фронтовая авиация имела в боевом составе соединения и части бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации, а также авиацию специального назначения (разведывательную, транспортную, санитарную, связи). Соединения и части были сведены в воздушные армии, которые входили в состав военных округов (групп войск) и подчинялись общевойсковому командованию. По специальным вопросам (снабжение, ремонт авиатехники, подготовка кадров, обеспечение безопасности полетов) они были подчинены командующему ВВС (с марта 1946 года — главнокомандующему ВВС — заместителю Министра обороны СССР).
Дальняя авиация, созданная на базе 18-й воздушной армии, в 1946 году состояла из трех воздушных армий (43, 50 и 65 ВА) и являлась средством ВГК для решения важных оперативно-стратегических задач.
Опыт боевых действий Военно-воздушных сил
начального периода Великой Отечественной войны выявил тяжеловесность, низкую маневренность авиационных полков,
состоявших из 60 самолетов. Для их базирования требовалось 2—3 аэродрома, что в условиях недостатка радиосредств затрудняло
управление ими и привело к необходимости реорганизации Военно-воздушных сил.
В этом же году была сформирована десантно-транспортная авиация (с 1949 года — транспортно-десантная авиация) Воздушно-десантных войск (ВДВ), которая по специальным вопросам подчинялась главнокомандующему ВВС.
В период 1945—1953 годов в ВВС поступили реактивные самолеты: истребители МиГ-9, Як-15, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщики Ту-14, Ил-28, новые транспортные самолеты Ил-12, Ил-14, вертолеты Ми-1 и Ми-4. Приняты на вооружение стратегические бомбардировщики Ту-4.
Самолеты начали оснащаться бортовыми радарами, вооружаться управляемыми и самонаводящимися ракетами.
Важной вехой в истории организационного строительства ВВС стала вторая половина 1950-х годов, связанная с появлением ядерного оружия. На вооружение дальней авиации на смену Ту-4 поступили дальние стратегические бомбардировщики Ту-16 и Ту-95 со значительно большей грузоподъемностью и дальностью полета. В составе воздушных армий дальней авиации были сформированы соединения дальних бомбардировщиков — носителей ядерного оружия.
На базе штурмовой авиации создан новый род — истребительно-бом-бардировочная авиация.
В связи с необходимостью обеспечения перегруппировок (маневра) войск и сил в 1955 году транспортно-десантная авиация ВДВ была подчинена главнокомандующему ВВС. При этом ее наименование изменилось на военно-транспортную авиацию (ВТА), а состав увеличен вдвое.
В 1954—1959 годах в ВВС поступили реактивные самолеты второго поколения МиГ-19, Як-25, новые вертолеты Ми-6 и военно-транспортные самолеты Ан-8, Ан-12. Применение в конструкции самолетов крыла с изменяемой геометрией и более совершенных турбореактивных двига-
телей позволило развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука.
На вооружение были приняты атомные бомбы и крылатые ракеты первого поколения, авиационные управляемые ракеты класса «воздух—воздух».
К началу 1960-х годов произошло значительное насыщение Вооруженных Сил СССР ядерным оружием и разделение его по назначению на стратегическое и оперативно-тактическое. В этот период авиация перестала быть единственным средством нанесения ядерных ударов. Изменилось отношение к развитию вопроса завоевания господства в воздухе на предполагаемых театрах военных действий. В результате в организационной структуре ВВС произошел ряд изменений: была проведена реорганизация дальней авиации — вместо воздушных армий она стала состоять из трех отдельных тяжелых бомбардировочных авиационных корпусов. В течение 1960 года были расформированы ряд бомбардировочных, истребительных, истребительно-бомбардировочных авиационных дивизий и разведывательных авиационных полков. В во-
енно-транспортной авиации сократилось количество дивизий (рис. 5).
Вместе с тем проводилось оснащение авиационных соединений и воинских частей новой авиационной техникой. В 1960-х годах ВВС получили от промышленности дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, ракетоносцы Ту-16К, фронтовые бомбардировщики Як-28, истребители-бомбардировщики Су-7б, истребители МиГ-21 различных модификаций, военно-транспортные самолеты Ан-22.
Дальняя авиация стала авиационной составляющей ядерной триады.
События на Ближнем Востоке (арабо-израильская война 1967 года), характеризующиеся массированным применением Израилем авиации с использованием обычных средств поражения, заставили изменить взгляды на ее роль и место в ведении вооруженной борьбы с применением неядерного оружия. Только в течение одного дня в результате удачно спланированного воздушного удара израильских ВВС вооруженные силы Египта, Иордании, Сирии потеряли до 66 % (более 300 ед.) своего самолетного парка8.
Рис. 5. Организационная структура ВВС СССР в 1960-е годы
К началу 1970-х годов наращиваются боевые возможности ВВС. В войска поступают более совершенные дальние бомбардировщики Ту-22м, фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики МиГ-27, Су-17, истребители МиГ-23. Увеличился боевой состав воздушных армий фронтовой авиации.
Потребности обеспечения действий Сухопутных войск обусловили создание в ВВС нового рода — армейской авиации. Она оснащалась боевыми, транспортно-десантными и специальными вертолетами. На боевых вертолетах устанавливалось мощное вооружение, в том числе ракетное, предназначенное для уничтожения бронетехники противника. Первоначально каждой общевойсковой армии придавались смешанные эскадрильи связи, а мотострелковым и танковым дивизиям отдельные вертолетные отряды. Позднее были сформированы отдельные боевые и транспортно-боевые вертолетные полки фронтового подчинения.
Появление в середине 1970-х годов транспортных самолетов Ил-76 дало новый импульс развитию ВТА, состав которой был увеличен. Она стала способной осуществлять десантирование воздушно-десантной дивизии полного состава со всей боевой техникой на глубину до 500 км за линию фронта одним вылетом.
В конце 1979 года было принято решение о вводе в Демократическую Республику Афганистан ограниченного контингента советских войск. Авиационная группировка в Афганистане, представленная к началу 1980 года 34-м смешанным авиационным корпусом, состояла из трех авиаполков (истребительный, бомбардировочный и разведывательный), четырех отдельных эскадрилий, трех полков истребителей-бомбардировщиков и двух вертолетных полков. В ходе военных действий состав са-
молетного и вертолетного парка менялся (на май 1980 г. — 62 самолета и 223 вертолета)9. В апреле 1981 года в Афганистан прибыла первая строевая эскадрилья штурмовиков Су-25.
Война в Афганистане наглядно показала возрастающую роль армейской авиации в обеспечении авиационной поддержки боевых действий группировок войск и дала толчок ее дальнейшему развитию. Одновременно был начат процесс воссоздания в составе ВВС штурмовой авиации.
В 1980 году ВВС подверглись реорганизации. Было расформировано управление дальней авиации. Для решения оперативно-стратегических задач сформированы три воздушные армии ВГК стратегического назначения в подчинении главнокомандующего ВВС.
Воздушные армии военных округов были переформированы в ВВС военных округов, которые, в свою очередь, были разделены на фронтовой и армейский комплекты.
К концу 1980-х годов взгляды на формы и способы применения ВВС были пересмотрены. В результате в 1988 году фронтовая авиация вернулась к прежней структуре. Были воссозданы воздушные армии фронтового назначения, которые подчинялись ГК ВВС, а в оперативном отношении — командующим войсками военных округов. Также было восстановлено управление командующего дальней авиацией.
Армейская авиация была передана в состав Сухопутных войск с одновременным образованием управления командующего авиацией Сухопутных войск и созданием автономной системы обеспечения.
В техническом отношении в эти годы был сделан большой шаг вперед. Так, появление двухконтурных (турбовентиляторных) двигателей с пониженным расходом топлива и изменяемым вектором тяги по-
зволило улучшить маневренность, достигнуть крейсерской сверхзвуковой скорости полета и увеличить ее дальность, а усовершенствованные радиолокационные и оптико-локационные прицельные системы в комплексе с применением управляемого ракетного и бомбардировочного во-
оружения — существенно повысить боевые возможности самолетов.
Таким образом, советские ВВС в послевоенные годы неоднократно подвергались серьезной реорганизации и к концу 1980-х годов их боевые возможности значительно возросли (рис. 6).
Рис. 6. Организационная структура ВВС СССР в 1988—1991 годах
Процесс распада Советского Союза и последовавшие за ним события заметно ослабили Военно-воздушные силы. Значительная часть авиационной группировки осталась на территории бывших союзных республик. Всего за пределами Российской Федерации оказалось около 35 % группировки ВВС СССР (более 3,4 тыс. самолетов, в том числе 2,5 тыс. боевых), имевшей самые боеготовые авиационные соединения, оснащенные современной авиационной техникой10.
На территории отделившихся республик также осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть, которая в сравнении с СССР сократилась практически вдвое (в первую очередь — на Западном стратегическом направлении).
Авиационные соединения и воинские части содержались в составе объединений, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС. Общее состояние военной авиации России в конце 1994 года вполне отражало ситуацию в экономике страны — закупки новых образцов техники практически не проводились, возросло количество неисправной авиационной техники, снижалась выучка летного состава.
Вместе с тем, несмотря на указанные трудности, для действий по восстановлению конституционного порядка и законности на территории Чеченской Республики в декабре 1994 года в составе объединенной группировки войск (сил) была сформирована авиационная группа. В ее состав входили разнородные силы
оперативно-тактической, армейской и дальней авиации. В результате проведенных организационных мероприятий были созданы условия для прикрытия от ударов с воздуха войск в районах сосредоточения, на маршрутах выдвижения и в районах боевых действий, а также осуществлено блокирование района вооруженного конфликта с воздуха.
В 1998 году произошло объединение ВВС и Войск ПВО страны в единый вид Вооруженных Сил — Военно-воздушные силы. В новой структуре ВВС вместо воздушных армий фронтовой авиации были сформированы армии ВВС и ПВО, оперативно подчиненные командующим войсками военных округов. На Западном стратегическом направлении на базе Московского округа ПВО сформирован Московский округ ВВС и ПВО.
В 2003 году в состав ВВС включена армейская авиация. Передача армейской авиации из Сухопутных войск в состав ВВС позволила значительно улучшить состояние ее материальной части.
В 2009—2010 годах в целях сокращения количества уровней управления, перевода авиации на «базовый» принцип построения и оптимизации аэродромной сети был осуществлен перевод объединений ВВС на новую структуру организационного построения: командование ВВС и ПВО — авиационная база. Однако организационная структура авиационных баз
оказалась громоздкой, затруднялось управление и обеспечение повседневной деятельности авиационных подразделений.
В 2012 году начат новый этап развития ВВС, направленный на повышение боевых возможностей авиации. Проведенный Генеральным штабом анализ соответствия организационно-штатных структур авиационных формирований объему и характеру решаемых задач привел к выводу о целесообразности возвращения к структуре «дивизия—полк». Были приняты на вооружение и стали поступать в авиационные полки авиационные комплексы нового поколения: самолеты Су-34, Су-30, вертолеты Ми-28, Ка-52.
В 2015 году в целях обеспечения поступательной динамики в построении надежной и эффективной системы воздушно-космической обороны Российской Федерации создан новый вид Вооруженных Сил — Воздушно-космические силы путем объединения Военно-воздушных сил и Войск ВКО.
В настоящее время военно-воздушные силы как род войск ВКС по своему предназначению подразделяются на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, а по решаемым задачам на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию, которые являются
К началу 1960-х годов произошло значительное насыщение Вооруженных Сил СССР ядерным оружием, а авиация перестала быть единственным средством нанесения ядерных ударов. Были расформированы ряд авиационных дивизий и разведывательных авиационных полков. Вместе с тем ВВС получили от промышленности дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, ракетоносцы Ту-16К и Дальняя авиация стала авиационной составляющей ядерной триады.
родами авиации ВВС. Спланированы и проводятся организационные мероприятия по наращиванию боевых возможностей авиационных воинских формирований и усилению авиационной поддержки войск. Совершенствуется система управления. Значительно возросли масштабы переоснащения на новые и модернизированные образцы авиационной техники, в том числе изготовленные с использованием технологии «стелс», размещением вооружения внутри фюзеляжа, оснащенные авиадвигателями, позволяющими осуществлять полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажного режима их работы, а также способными применять гиперзвуковое и высокоточное оружие большой дальности.
Наращивание в 2015—2021 годах состава военно-транспортной авиации позволило обеспечить бесперебойное функционирование группировки войск в Сирийской Арабской Республике, в кратчайшие сроки осуществить переброску российского контингента миротворческих сил в Республику Армения в 2021 году и миротворческих сил ОДКБ в Республику Казахстан в 2022 году, а также
участвовать в борьбе с новой корона-вирусной инфекцией и тушении природных пожаров.
Также большое внимание уделяется развитию новой авиационной составляющей — беспилотной авиации. Созданные подразделения беспилотной авиации показывают свою высокую эффективность в боевой обстановке в Сирийской Арабской Республике и мероприятиях подготовки Вооруженных Сил.
Таким образом, военная авиация с момента своего появления и до настоящего времени активно применяется в военных конфликтах различного масштаба, миротворческой деятельности, а также в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом авиационные группировки могут состоять как из действующих авиационных формирований, так и из создаваемых на временной основе. Полученный боевой опыт служит основой для совершенствования форм и способов ее применения, создания новых образцов ВВСТ и, как следствие, совершенствования организационной структуры авиационных формирований.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 100 лет Военно-воздушным силам России (1912—2012 годы). М.: Фонд «Русские Витязи», 2012. 792 с.
2 Вооруженные силы и военное искусство в Первой мировой войне. М.: Воен-издат, 1974. 616 с.
3 100 лет Военно-воздушным силам России (1912—2012 годы).
4 Стратегия организационного строительства отечественных Военно-воздушных сил (1910—1931 гг.). М.: Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского, 2015. 468 с.
5 Зарецкий В.М. Альбом схем по истории военного искусства: приложение
к учеб. пособию «История военного искусства» для слушателей ВВА им. Ю.А. Гагарина. Монино: ВВА им. Ю.А. Гагарина, 1987. 127 с.
6 100 лет Военно-воздушным силам России (1912—2012 годы).
7 Зарецкий В.М. Альбом схем по истории военного искусства.
8 Корнуков А.М. Военно-воздушные силы Отечества: этапы большого пути // Военно-исторический журнал. 2001. № 8. С. 1—14.
9 100 лет Военно-воздушным силам России (1912—2012 годы).
10 Там же.