Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 26-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД 1960-1992 ГГ'

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 26-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД 1960-1992 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
26-Я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ СССР / ГРУППА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В ГЕРМАНИИ / 26TH AIR ARMY / USSR AIR FORCES / GROUP OF SOVIET TROOPS IN GERMANY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяков Дмитрий Александрович

On the base of archive documents the article discusses the improving of the organization structure of the 26th Air Army from 1960 up to the building of Air Forces of the Republic of Belarus, it highlights the main stages of the development and reasons of the reorganizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 26-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД 1960-1992 ГГ»



Д.А. ДЬЯКОВ D.A. DYAKOV

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 26-й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД 1960—1992 гг.

DEVELOPMENT OF ORGANIZATION STRUCTURE OF THE 26th AIR ARMY IN 1960—1992

' л

Сведения об авторе. Дьяков Дмитрий Александрович — начальник кафедры беспилотных авиационных комплексов и боевого управления военного факультета Белорусской государственной академии авиации, полковник, кандидат исторических наук (г. Минск, Беларусь. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье на основе архивных документов рассматривается совершенствование организационной структуры 26-й воздушной армии (ВА) с 1960 года идо создания Военно-воздушных сил Республики Беларусь, освещаются основные этапы развития и причины реорганизаций. Ключевые слова: 26-я воздушная армия; Военно-воздушные силы СССР; Группа советских войск в Германии.

Information about author. Dmitry D'yakov — Head of the Subdepartment of the unmanned aerial systems and combat control of the Belorussian State Aviation Academy Military Department, Colonel, Cand. Sc. (Hist.) (city of Minsk, Belarus. E-mail: [email protected]).

Summary. On the base of archive documents the article discusses the improving of the organization structure of the 26th Air Army from 1960 up to the building of Air Forces of the Republic of Belarus, it highlights the main stages of the development and reasons of the reorganizations. Keywords: 26th Air Army; USSR Air Forces; Group of Soviet troops in Germany.

V_J

¥

ЕЖДУНАРОДНАЯ обстановка 1960—1980 гг. определялась наличием в мире двух противостоявших общественных систем: мировой социалистической системы во главе с СССР и капиталистической системы ведущих империалистических государств во главе с США.

Несмотря на снижение международной напряжённости после Кубинского кризиса 1962 года, противоречия двух систем продолжали обостряться. Стратегию «массированного возмездия» США сменили стратегией «гибкого реагирования». Реализуя заложенные в неё принципы, НАТО стремительно наращивала в европейских странах силы и средства «передового базирования». Были созданы объединённые ВВС НАТО (штаб в Брюнсюме, Нидерланды). Организационно они были сведены в два (2-е и 4-е) объединённых тактических командования (ОТАК). Командования включали ВВС Великобритании в ФРГ, ВВС ФРГ, Бельгии, Нидерландов, а также 3 и 17 ВАСША, 1-ю дивизию авиационной поддержки, 32-ю авиаэскадрилью тактических истребителей США и 1-ю канадскую тактическую авиационную группу. Кроме объединённых ВВС, в Европе несли боевое дежурство ВВС стран — участниц НАТО1. По нашим подсчётам, общая численность военной авиации, нацеленной против социалистических стран Европы и СССР, к концу 1970-х годов достигала более 3 000 самолётов, третья часть из которых могла нести ядерное вооружение.

На главном (западном) стратегическом направлении в период 1960—1980 гг. Вооружённые силы

СССР имели три воздушные армии, две из которых (24-я и 37-я) были в составе групп войск на территории Германской Демократической Республики (ГДР) и Польской Народной Республики (ПНР), а третья (26 ВА) базировалась на территории Белорусской ССР и входила в состав Белорусского военного округа (БВО).

Развитие организационной структуры 26 ВА в рассматриваемый период началось после значительного сокращения в 1958—1961 гг., когда были расформированы управления 7 авиационных дивизий и более 15 авиационных полков. При этом боевой состав по сравнению с серединой 1950-х годов уменьшился в 4 раза2. Оставшиеся авиационные полки расформированных дивизий были переподчинены 95-й истребительной авиационной дивизии (иад) (штаб в г. Щучин) и 1-й гвардейской авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (штаб в г. Лида). В состав 95 иад, кроме 968-го истребительного авиационного полка (иап) (аэродром Россь), вошли 927 иап (аэродром Осовцы) и 979 иап (аэродром Щучин). Выбор этих полков не был случайным: как и 968 иап, данные полки освоили сверхзвуковые истребители МиГ-19, а 927 иап уже приступил к освоению истребителя МиГ-21. В свою очередь из состава 95 иад в 1-ю гвардейскую авиационную дивизию истребителей-бомбардировщиков (гадиб) были переданы 911-й (аэродром Лида) и 940 (аэродром Поставы) иап, имевшие на вооружении истребители МиГ-173. Третий полк этой дивизии — 940-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (апиб) — базировался

Д.А. ДЬЯКОВ. Развитие организационной структуры 26-й воздушной армии... •

а

на аэродроме Поставы. Каждый истребительный и истребительно-бомбардировочный полк комплектовался сверхштатными резервными самолётами: по 13 боевых и 2 учебно-боевые машины. В каждом бомбардировочном полку резерв составлял 1 учебно-боевой и 10 боевых самолётов. Отдельный разведывательный авиационный полк (10 орап) перебазировался на аэродром Щучин. Смешанные (саэ) и корректировочно-разведывательная эскадрильи — 85-й отдельная корректировочно-разведывательная эскадрилья (окраэ), 95 осаэ, 13 и 46 саэ были переданы в состав сухопутных войск4.

В 1960-х годах значительное развитие получила армейская авиация, на вооружение которой начали поступать вертолёты. Первые Ми-1 поступили в 89 окраэ в 1957 году (аэродром Осовцы) и использовались в качестве связных, транспортных и санитарных.

Увеличение выпуска вертолётов позволило в начале 1970-х годов формировать целые полки. Так, на базе 342-й отдельной вертолётной эскадрильи (овэ) в 1962 году был сформирован первый в БВО отдельный вертолётный полк — 65 овп5. В 1973 году для 28-й армии (г. Гродно) сформирован 225 овп (аэродром Засимовичи). В дальнейшем для обеспечения штаба БВО в 1973 году была сформирована 66 осаэ (аэродром Липки). В 1977 году был сформирован ещё один вертолётный полк — 330 овп (аэродром Засимовичи)6.

На вооружении транспортных и боевых вертолётных полков, а также отдельных эскадрилий находились вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-8 (с 1970 г.), а также Ми-6 (с 1961 г.) и Ми-26 (с 1983 г.). Для огневой поддержки сухопутных войск и уничтожения танков в начале 1970-х годов на вооружение 225 овп, 330 овп и 276 овп (аэродром Боровцы), а также в отдельные эскадрильи 26 ВА начал поступать боевой вертолёт Ми-24.

Отметим, что армейскую авиацию несколько раз передавали в ведение округа и обратно в 26 ВА. Так, в 1962 году 95 осаэ стала подчиняться 28-й армии, 13 осаэ — 5-й гвардейской танковой армии (гв. ТА), 46 осаэ — 7 ТА, 342 овэ — штабу БВО, 36-е буксировочное авиационное звено (обаз) — Домановскому зенитно-артиллерий-скому центру7. Но в 1964 году эти эскадрильи были опять переданы в состав 26 ВА, однако в оперативном отношении они остались в подчинении сухопутных войск БВО. Остальные отдельные вертолётные звенья (247, 250,10,151,152 и 259-е) и 89 окраэ были расформированы.

В течение 1969—1970 гг. для групп советских войск за границей при 65 овп были сформированы 19, 20, 3, 40 и 41-й отдельные вертолётные отряды (ово). В 1972 году для 120-й мотострелковой дивизии (мед) БВО был сформирован 83 ово; два вертолётных отряда — для Северной группы войск (ОГВ) — 79 и 78 ово8. В состав Группы советских войск в Германии (ГСВГ) в 1977 году убыл и 225 овп.

Кроме этого, для общевойсковых армий формировались отдельные дивизионы (одбер) и роты

МиГ-29 698-го иап на ремонте в 213-й подвижной авиационно-ремонтной мастерской

Аэродром Щучин, 1985 г.

беспилотных самолётов-разведчиков (орбер). Так, для войск БВО были сформированы 510 одбер (1963 г., на фондах расформированной 89 окраэ, аэродром Осовцы) и 174 орбер (1975 г., для 28-й армии, аэродром Засимовичи), а также 271 орбер для 131-й смешанной авиационной дивизии (сад)9.

На этом этапе на вооружение поступило несколько поколений истребителей. Так, с появлением МиГ-21 начался новый этап вооружения 26 ВА. Этот самолёт имел скорость 2200 км/ч и потолок высоты 17 500 м. На первых модификациях РЛС отсутствовала. Вооружение состояло из двух ракете дальностью пуска 10—15 км. На последующих модификациях, начиная с МиГ-21 пф, была установлена РЛС с дальностью захвата 25—30 км, а также увеличено до четырёх количество ракет. По своим лётным характеристикам МиГ-21 примерно соответствовал основным самолётам НАТО Р-104 и Мираж-3. МиГ-21 находился на вооружении 26 ВА с 1960 по 1990 год в истребительной (927 и 968 иап), истребительно-бомбардировоч-ной (911 и 940 апиб), а также разведывательной (10 орап) авиации.

В первой половине 1970-х годов на замену МиГ-21 поступил истребитель с изменяемой стреловидностью крыла — МиГ-23. Скорость и потолок по сравнению с предшественником вы-

Ми-4 65-го овп

Аэродром Кобрин, 1960-е гг.

Ми-6 65-го овп

Аэродром Кобрин, 1970-е гг.

росли незначительно, однако прицельное оборудование и вооружение обладали вдвое лучшими характеристиками. В то же время на первых модификациях в связи со слабой конструкцией поворотной части крыла манёвренные характеристики были хуже10. Последующие модификации, особенно МиГ-23мл, по своим характеристикам соответствовали новым зарубежным истребителям Р-16 и Мираж-2000. МиГ-23 состоял на вооружении 968 иап (1972—1983 гг.) и 979 иап (1973—1989 гг.).

В 1970-х гг. продолжилось формирование новых авиационных частей как для 26 ВА, так и для других военных округов и групп советских войск за границей.

Так, в связи с осложнением отношений СССР с Китаем на рубеже 1960—1970 гг. для усиления 23 ВА Забайкальского военного округа (ЗабВО) на базе 927 иап был сформирован 120 иап, который в 1971 году убыл в состав 23 ВА11. Следом был сформирован 133 апиб. Однако данный полк просуществовал всего год и в 1973 году был расформирован.

Кроме того, в конце 1960-х гг. в связи с событиями в Чехословакии в 1968 году эскадрилья на самолётах МиГ-21р 10 орап была передана в состав 390-го отдельного смешанного авиационного полка (Меловице, Центральная группа войск). Через год ещё одна эскадрилья этого полка убыла на Дальний Восток, где вошла в состав 293 орап.

В 1976 году для 26 ВАбыли сформированы два авиационных полка истребителей-бомбардировщиков: 305 апиб (аэродром Поставы) и 306 апиб (аэродром Бобровичи) на самолётах Су-7б12.

МиГ-17 911-го апиб

Аэродром Лида, 1960-е гг.

Через два года планировалось создать ещё одну авиационную дивизию. Предполагалось включить в её состав авиационные полки, на вооружении которых находились новые фронтовые бомбардировщики Су-24. К этому времени 953-й бомбардировочный авиационный полк (бап) начал переучивание на этот тип самолёта. Планировалось в новую дивизию включить 953 бап и 306 апиб (с дальнейшим перевооружением на Су-24) и сформировать новый полк. Базирование дивизии и нового полка предполагалось в Лунинце.

Отметим, что при формировании новых частей возникали трудности — прежде всего с размещением военнослужащих. Так, в 1969 году командующий 26 ВА генерал-полковник С.Я. Жуковский докладывал командующему войсками БВО о проблемах формирования новых частей: «В связи с формированием 120-го иап и базированием в Осовцах двух истребительных полков, шести частей обеспечения, а также 106-й оэбср, 36-го отдельного буксировочного авиационного отряда (обао) прошу разрешить передислоцировать 36-й обао в Щучин и организовать проведение лётной подготовки совместно с 10-м орап»13.

Аналогичная ситуация сложилась в 1971 году при формировании 40 ораэ (на самолётах Ил-28р с последующим убытием в Туркестанский ВО, г. Чимкент). В Щучине отсутствовало необходимое количество служебного и жилищного фондов, т.к. в авиагарнизоне постоянно были расквартированы 10 частей. При этом полёты планировались в три смены. В связи с этим формирование 40-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи (ораэ) проводилось в Поставах, где базировался 940 апиб с частями обеспечения.

В 1980 году ВВС СССР подверглись глубокой организационной перестройке. Это было вызвано, с одной стороны, необходимостью иметь в распоряжении главнокомандующего ВВС авиационные объединения для выполнения самостоятельных оперативно-стратегических задач, а с другой — стремлением к достижению тесного взаимодействия авиации при решении совместных тактических задач с войсками фронта (округа)14.

Воздушные армии военных округов были переформированы в ВВС округов, в состав которых вошли также авиационные части ПВО. ВВС округа полностью подчинялись командующему войсками округа. При этом силы ВВС округа разделялись на две составляющие: фронтовую авиацию (истребители, истребители-бомбардировщики и разведчики) и армейскую авиацию (боевые и транспортные вертолёты, а также беспилотные самолёты-разведчики). Оперативные задачи на западном направлении должна была выполнять 4 ВА ВГК.

Согласно директиве Генерального штаба ВС СССР от 5 февраля 1980 года № 314/1/00170 и штаба БВО от 12 февраля 1980 года № 03/0143 управление 26 ВА было переформировано в управление ВВС БВО15. Командующий воздуш-

. ДА. ДЬЯКОВ. Развитие организационной структуры 26-й воздушной армии... •

а

ной армией стал заместителем командующего войсками округа по авиации, членом военного совета. Авиация подчинялась округу только в оперативном отношении, но прямое подчинение осталось главкому ВВС СССР.

В состав ВВС БВО вошли все авиационные части и соединения 26 ВА (две авиационные дивизии, два отдельных бомбардировочных авиационных полка и десять частей армейского подчинения), а также два авиационных полка 11-го корпуса 2-й отдельной армии (ОА) ПВО (штаб г. Минск). В общевойсковых и танковых армиях были сформированы управления и отделы авиации. Так, в состав авиации 28 А вошли 330 овп, 95 овэ и 174-я отдельная эскадрилья беспилотных самолётов-разведчиков (оэбср)16. Авиация 7 ТА (г. Борисов) была представлена 46 осаэ. Авиация 5 гв. ТА (г.п. Уречье) состояла из 13 осаэ и 279 оэбср (сформирована в 1981 г.). 83 ово был переформирован сначала в 237 овэ (аэродром Липки), а потом в 276 овп (1982 г., аэродром Боровцы) и включён в состав 28 А17.

В 1982 году в состав 1 гадиб вошёл 305 апиб, который в 1983 году передали в состав 4 ВА ВГК. 953 бап и 306 бап переподчинили сформированной 24 ВА ВГК (Винница).

Отметим, что в 1980-е годы руководство НАТО постоянно усиливало военное присутствие в Европе. По расчётам советского командования при развязывании войны с применением обычных средств нападения противник в лице ВВС НАТО планировал задействовать тактическую авиацию 2 и 4 ОТАК и часть сил английских ВВС. Общее количество авиации на Центрально-Европейском театре военных действий насчитывало свыше 4 000 самолётов.

Для отражения возможного удара по СССР на территорию БВО должна была привлекаться истребительная авиация. На северо-западном направлении должны были действовать 979 иап на самолётах МиГ-23мл и 968 иап на самолётах МиГ-23м, а также часть 61 и 201 иап. Для усиления истребительной авиации могли привлекаться эскадрильи полков 1 гадиб на самолётах МиГ-27, Су-7б и Су-7бм. Общее количество самолётов ВВС БВО, которые планировалось привлечь для перехвата вероятного воздушного удара противника, достигало 200 единиц. Осуществляя противовоздушную оборону БВО (в общей системе ПВО), в истребительных полках несли боевое дежурство шесть экипажей.

В это время истребительная авиация начала перевооружение на новый самолёт МиГ-29. Вооружение этого самолёта состояло из шести ракет и одноствольной пушки. Радиолокационный прицельный комплекс обеспечивал обнаружение цели на дистанции до 80 км. При этом дальность пуска ракет составляла 50 км. Истребитель МиГ-29 поступил в 1983 году на вооружение 968 иап в числе первых в СССР18, а через три года — в 927 иап. По своим характеристикам МиГ-29 находился на одном уровне с зарубежными аналогами Р-16 и Мираж-2000.

МиГ-23МЛ 979-го иап

Аэродром Щучин, середина 1980-х гг.

Задачи поражения наземных объектов и поддержки сухопутных войск на поле боя выполняла бомбардировочная, истребительно-бомбардиро-вочная и штурмовая авиация.

На вооружении истребительно-бомбарди-ровочной авиации состояли самолёты Су-7, МиГ-21 и МиГ-27. Так, Су-7 имел сверхзвуковую скорость и бомбовую нагрузку 2 000 кг. Этот самолёт в 1960 году поступил в 953 апиб (в числе первых в ВВС СССР). В составе вооружения помимо обычных бомб и неуправляемых ракет была ядерная бомба. Прицельное оборудование обеспечивало применение бомб как с горизонтального полёта, так и с вертикальных манёвров, но только по визуально видимым целям, что значительно ограничивало боевое применение ночью и в сложных метеоусловиях. Такими недостатками обладал и МиГ-21, пришедший на смену истребителю МиГ-17. Ситуация стала исправляться с поступлением на вооружение 911 апиб (1980 г.) и 940 апиб (1982 г.) самолёта МиГ-27, бортовой прицельно-навигационный комплекс которого обеспечивал автоматический полёт по маршруту и бомбометание вне видимости земли, а также применение по наземным целям управляемых ракет.

В середине 1980-х годов с появлением самолёта Су-25 стала возрождаться штурмовая авиация. Новый штурмовик Су-25 имел скорость 950

МиГ-25РБ 10-го орап

Аэродром Щучин, середина 1970-х гг.

940-й апиб

Аэродром Поставы, 1970-е гг.

км/ч и бомбовую нагрузку 4 ООО кг. В состав вооружения входили бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты. Высокая боевая эффективность штурмовика Су-25 была доказана во время боевых действий в Афганистане.

Формирование штурмовых полков началось в 1984 году с 357-го отдельного штурмового авиационного полка (аэродром Засимовичи). Следом началось формирование 206 ошап (аэродром Засимовичи)19. Через год был сформирован ещё один штурмовой полк — 397 ошап (аэродорм Кобрин).

К 1988 году стало ясно, что введение ВВС в состав округов и стремление к достижению тесного взаимодействия ВВС при решении тактических задач совместно с войсками округа не устранили всех существовавших ранее недостатков организационной структуры ВВС СССР. В результате летом 1988 года идея создания ВВС военных округов была признана Советом обороны «порочной и непродуманной, а следовательно, вредной»20. Признав эксперимент неудачным, в структуру ВВС Вооружённых сил СССР вновь ввели воздушные армии.

Необходимо заметить, что аналогичная реорганизация ВВС проводилась в начале Великой Отечественной войны, когда авиация была распылена по всему фронту, что в свою очередь не позволяло концентрировать авиационные силы на главных направлениях. Поэтому в 1988 году в соответствии с приказом министра обороны

СССР от 25 февраля 1988 года № 0018 управление ВВС БВО было переформировано в управление 26 ВА21.

Двумя годами раньше из ВВС БВО была выведена авиация ПВО (61 иап, 201 иап и 125-й отдельный авиационный отряд), которая вернулась в состав 11-го корпуса 2-й отдельной армии ПВО.

В январе 1988 года политическое руководство СССР объявило о сокращении Вооружённых сил СССР на 500 тыс. человек и выведении в течение двух лет советских войск численностью 50 тыс. человек с территории ГДР, Венгрии и Чехословакии. В результате Вооружённые силы СССР в Восточной Европе и на европейской территории СССР были сокращены на 10 тыс. танков, 8,5 тыс. артиллерийских установок и 800 самолётов22. Под сокращение подпали самолёты, как правило, с одним двигателем, в т.ч. МиГ-23 и МиГ-27. Вследствие этого в 1988 году был расформирован 940 апиб. Наследующий год были расформированы: управления 95 иад23 и 979 иап, а также 66 осаэ и 248 осаэ. В 1988 году 330 овп был передислоцирован в Приволжский военный округ.

С 1988 года в связи с завершением военных действий на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА) из 73 ВА в состав 26 ВА были переданы два авиационных полка, сформированных специально для ведения боевых действий в Афганистане, — 378 ошап и 50-й отдельный смешанный авиационный полк (осап), а также 181 овп и 302 овэ.

. ДА. ДЬЯКОВ. Развитие организационной структуры 26-й воздушной армии... •

а

В конце 1980-х гг. произошла ротация авиационных частей. Из 16 ВА (ГСВГ) были выведены 116 гбап (аэродром Россь) и 497 бап (аэродром Лида). Прибывшие бомбардировочные полки, а также переданный из 4 ВА 305-й бомбардировочный авиационный полк (бап) вошли в состав 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (гбад). В свою очередь из 26 ВА в состав 16 ВА убыли 911 апиб и 968 иап.

В последующие годы вывод авиационных полков был связан с выводом советских войск из-за границы. Так, в 1989 году из 4 ВА ВГК был передислоцирован 151-й отдельный авиационный полк (оап) радиоэлектронной борьбы (аэродром Щу-чин). В 1990 году в состав этого полка из 931 ограп (16 ВА) прибыла эскадрилья на МиГ-25бм. В этом же году был расформирован 5 гиап (аэродром Осовцы), который прибыл в 1990 году из 36 ВА (Южная группа войск).

В 1991 году армейскую авиацию, состоявшую из 65,181 и 276 овп, 13 и 46осаэ, 95овэ, а также 174 и 279 оэбср, снова передали в состав сухопутных войск БВО.

В 1992 году 26 ВА состояла из одной бомбардировочной авиационной дивизии (в составе четырёх полков), трёх штурмовых полков, а также четырёх отдельных полков и отдельной вертолётной эскадрильи.

На вооружении 26 ВА находились различные модификации самолётов и вертолётов, которые выполняли обеспечивающие функции, такие как радиоэлектронная борьба (РЭБ), радиационная и химическая разведка, связь, транспортные перевозки, а также использовавшиеся в качестве воздушных командных пунктов. Так, задачи по ведению радиоэлектронной борьбы выполняли самолёт Як-28пп (151 оап РЭБ) и вертолёты Ми-8пп (302 овэ РЭБ) и Ми-10пп (65 овп). Для перевозки личного состава и грузов применялись транспортные самолёты Як-12, Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-24 и Ан-26, входившие в состав 66 и 248 осаэ. Для управления войсками (наземными и воздушными) применялись воздушные командные пункты на базе вертолётов Ми-8 (Ми-9) и Ми-6 (Ми-бвкп и Ми-22).

В результате распада СССР и образования Вооружённых сил Республики Беларусь приказом министра обороны Республики Беларусь от 15 июня 1992 года № 05 на базе управления и частей 26 ВА было образовано командование Военно-воздушных сил Республики Беларусь с пунктом дислокации в г. Минске24.

В состав ВВС РБ вошли все части 26 ВА за исключением 1 гадиб, которая в полном составе (305, 953 и 407 бап) была выведена в 1994 году на территорию Российской Федерации.

Таким образом, в период 1960—1980 гг. на развитие организационной структуры 26 ВА оказывали влияние такие факторы, как: расположение на главном западном стратегическом направлении и, соответственно, выполнявшиеся в мирное и военное время задачи; международная военно-политическая обстановка; политическая

и экономическая ситуация в СССР; появление новых образцов авиационной техники и вооружения.

С учётом воздействия вышеперечисленных факторов выделяются три этапа организационного строительства 26 ВА:

1962—1979 гг. — формирование новых авиационных и вертолётных частей как для 26 ВА, так и для других ВА, постепенное увеличение боевого состава;

1980—1988 гг. — функционирование в форме ВВС БВО (объединение 26 ВА с авиаций 11-го корпуса ПВО с последующим их разделением);

1989—1992 гг. — сокращение ряда авиационных полков, ротация истребительных и бомбардировочных полков между 26 и 16 ВА, прибытие в состав 26 ВА авиационных частей, выведенных с территории ДРА (73 ВА), Южной, Северной и Западной групп советских войск.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военно-воздушные силы ФРГ // Зарубежное военное обозрение. 1975. № 9. С. 35-39.

2 Дьяков Д.А. Совершенствование организационной структуры 1-й (26-й) воздушной армии Белорусского военного округа (1945—1962 гг.) // Воен.-истор. журн. 2010. № 11. С. 16-19.

3 Центральный архив Министерства обороны Республики Беларусь (ЦАМО РБ). Ф. 3002. Он. 74733. Д. 1. Л. 5. Исторический формуляр 911 истребительного авиационного полка.

4 Там же. Ф. 2035. Оп. 81237. Д. 1. Л. 65. Управление 26 ВА.

5 Там же. Ф. 3339. Оп. 74773. Д. 10. Л. 22. Исторический формуляр 65 отдельного вертолётного полка.

6 Там же. Ф. 3817. Оп. 68181. Д. 1. Л. 2. Выписка из исторического формуляра 330 отдельного вертолётного полка.

7 Там же. Ф. 2386. Оп. 86246. Д. 1. Л. 237. Исторический формуляр 95 отдельной вертолётной авиационной эскадрильи.

8 Там же. Ф. 2035. Оп. 71246. Д. 15. Л. 78. Управление 26 ВА.

9 Там же. Оп. 81237. Д. 1. Л. 78. Управление 26 ВА.

10 Михелевич И. МиГ-23: штрихи к портрету // Крылья Родины. 1998. № 6. С. 9-12.

11 Дроговоз КГ. Воздушный щит Страны Советов. Минск: Харвест, 2003. С. 270.

12 ЦАМО РБ. Ф. 3933. Оп. 75961. Д. 1. Л. 1. Исторический формуляр 306 бомбардировочного авиационного полка.

13 Там же. Ф. 2035. Оп. 71246. Д. 15. Л. 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Козлов В.П., Найдёнов КН., Зарецкий В.М. История военного искусства. Ч. II. История Военно-воздушных сил России / Под. ред. А.Н. Барсукова. М.: МО РФ, 2004. С. 599.

15 Дьяков ДА., Салук Н.В. Без грифа «Совершенно секретно»: неизвестное об истории 26-й (1-й) воздушной армии (1942— 1992 гг.). Минск: Минсктиппроект, 2013. С. 1.

16 ЦАМО РБ. Ф. 2035. Оп. 92133. Д. 5. Л. 164. Управление 26 ВА.

17 Там же. Ф. 4107. Оп. 98064. Д. 1. Л. 4. Исторический формуляр 276 отдельного вертолётного полка.

18 Павлов А., Войлоков С. Истребитель МиГ-29 в строевых частях — история, символика, окраска. Кн. 1. «Изделие 9-12». М., 2009. С. 34.

19 ЦАМО РБ. Ф. 4297. Оп. 1. Д. 1. Л. 2. 206 отдельный штурмовой авиационный полк. Выписка из исторического формуляра.

20 Марковский В., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 //Авиация и космонавтика. 2004. № 5. С. 8.

21 Рощин Г.П. История Дальней авиации: военно-исторический очерк. Ч. 2. М., 2003. С. 7.

22 Там же. С. 235.

23 ЦАМО РБ. Ф. 2991. Оп. 78195. Д. 1. Л. 2. Исторический формуляр 95 истребительной авиационной дивизии.

24 Рощин ГЛ. Указ. соч. С. 7. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.