Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курносова О.А., Белоброва Н.В.

Сформировано организационное обеспечение, которое нацелено на закрепление новых функций, связанных с реализацией процессов управления инновационным развитием экономики Донецкой Народной Республики, за ключевыми субъектами - органами государственной власти, научными и образовательными организациями, промышленными предприятиями и другими сторонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курносова О.А., Белоброва Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL SUPPORT OF THE PROCESSES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC

The article formed the organizational support, which is aimed at consolidating new functions related to the implementation of management processes for the innovative development of the economy of the Donetsk People's Republic, for key actors - government bodies, scientific and educational organizations, industrial enterprises and other parties.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 330.34:338.24

О.А. КУРНОСОВА, канд. экон. наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела моделирования экономических систем, e-mail: kurnosova.olesya@mail.ru, Н.В. БЕЛОБРОВА, младший научный сотрудник отдела планирования социально-экономического развития территориальных систем, e-mail: belobrovanatali@mail.ru

ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Сформировано организационное обеспечение, которое нацелено на закрепление новых функций, связанных с реализацией процессов управления инновационным развитием экономики Донецкой Народной Республики, за ключевыми субъектами - органами государственной власти, научными и образовательными организациями, промышленными предприятиями и другими сторонами.

Ключевые слова: инновационное развитие, кадровое обеспечение инновационного развития, научное обеспечение инновационного развития, организационное обеспечение процессов управления, процессы управления инновационным развитием, управление инновационным развитием экономики.

Kurnosova O.A., Belobrova N.V. Organizational support of the processes of innovative development of the economy of the Donetsk People's Republic.

The article formed the organizational support, which is aimed at consolidating new functions related to the implementation of management processes for the innovative development of the economy of the Donetsk

People's Republic, for key actors - government bodies, scientific and educational organizations, industrial enterprises and other parties.

Keywords: innovative development, staffing of innovative development, scientific support of innovative development, organizational support of management processes, management processes of innovative development, management of innovative development of the economy.

Эффективность процессов управления инновационным развитием экономики Донецкой Народной Республики во многом определяется согласованностью и скоорди-нированностью взаимодействия всех субъектов, задействованных в их реализации, что напрямую зависит от установления рациональных межфункциональных и межорганизационных связей и взаимосвязей между звеньями и уровнями, оптимизации задач и закрепления новых управленческих функций за отдельными исполнителями. Это определяет задание разработки соответствующего организационного обеспечения процессов управления инновационным развитием экономики ДНР.

© О.А. Курносова, Н.В.Белоброва, 2022

Вопросам организационного обеспечения процессов управления развитием социально-экономических систем различного уровня иерархии посвящены труды таких авторов, как А.П. Ануфриева, А.Б. Цукахин, А.С. Молчан [1], С.Ю. Ар-чакова [2], Г.Я. Белякова, Д.В. Зябликов, Е.В. Сумина [3], Т.И. Бухтиярова, Д.Г. Демьянов, А.В. Дубынина [4], А.Э. Воронкова [5], Н.Н. Лепа [6], М.В. Мальчик [7], М.Н. Смагина, Э.Н. Хисамутдинова [8], Ю.В. Соловьева [9], В.В. Трубчанин [10], Н.В. Цопа [11], А.В. Шивцова [12], Л.В. Федосеева, Л.В. Широкова [13], С.В. Шкодинский [14] и др. Вместе с тем, реализация процессов инновационного развития экономики ДНР осуществляется в специфических условиях, связанных с ее особым политическим статусом. Данные проблемы в научной литературе затронуты фрагментарно.

Цель исследования - разработать организационное обеспечение для эффективной реализации процессов управления инновационным развитием экономики Донецкой Народной Республики.

В современных условиях интеллектуальный капитал, знания и научные достижения становятся стратегически важным ресурсом для достижения целей инновационного развития. В связи с этим, базисом активизации процессов инновационного развития экономики ДНР должно стать адресное кадровое и научное обеспечение за счет повышения эффективности взаимосвязи государства, науки, образования и производства, что обеспечит прирост производства инновационной продукции. Именно поэтому становление на путь инновационного развития должно осуществляться на основе совместной работы органов власти, образовательных учреждений, научных организаций, промышленных предприятий. В данных обстоятельствах на первый план выходят проблемы межорганизационного и

межфункционального их взаимодействия, которые решаются за счет разработки соответствующего организационного обеспечения процессов управления.

Анализ экономической литературы [1-15] показал, что в настоящее время термин «организационное обеспечение» используется наряду с информационным, финансовым, методическим, ресурсным, экономическим, техническим, документальным и другими видами обеспечения управления инновационным развитием социально-экономических систем различного уровня иерархии. Также дифференцируются виды организационного обеспечения в зависимости от объекта и предмета исследования ученых. Большинство авторов под организационным обеспечением понимают совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие персонала государственных органов власти, предприятий, организаций, учреждений с техническими средствами и между собой в процессе осуществления их деятельности. В его состав могут включаться схемы структуры управления, списки штатных расписаний, унифицированные формы документов, информация о системе морального и материального стимулирования, должностные инструкции, различные нормативные акты правового обеспечения, учитывающие всю их специфику [7, с. 240; 10, с. 268-269; 11, с. 287; 15].

Организационное обеспечение процессов управления инновационным развитием экономики ДНР будем трактовать как систему, в которую встроены субъекты осуществления функций управления, ключевые исполнители, методические аспекты и алгоритмы их взаимодействия в процессе инновационного развития экономики ДНР. Организационное обеспечение также должно содержать совокупность документов, устанавливающих организационную структуру,

описывающих органы и иерархию управления, регламенты взаимодействия, а также детальные инструкции по выполнению процедур и шаблоны управленческих документов.

Задание организационного обеспечения заключается в том, чтобы обеспечить наиболее эффективное взаимодействие между всеми субъектами процессов инновационного развития экономики ДНР, за каждым из которых должны быть закреплены обязанности, права и ответственность за участок доверенной работы. Эффективность реализации процессов управления инновационным развитием экономики ДНР требует высокой степени компетенции исполнителей при работе с информационной базой. При этом решающую роль в обеспечении качества организационного обеспечения играет кадровая структура всей системы управления экономикой на всех уровнях. Структура персонала, его компетенции и характеристики обеспечивают соответствующую базу для организации процесса выполнения работ.

Предлагаемое в рамках данного исследования организационное обеспечение нацелено на закрепление новых функций, связанных с реализацией процессов управления инновационным развитием экономики Донецкой Народной Республики, за его субъектами, и не предполагает существенных изменений или внедрения новых организационных структур управления. Поэтому его формирование не требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Схема организационного взаимодействия субъектов, связанных с процессами управления инновационным развитием экономики ДНР, представлена на рис. 1.

В табл. 1 на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность основных субъектов в сфере управления экономикой [16; 17; 18], систематизированы функции субъектов,

связанные с процессами инновационного развития экономики ДНР.

Разработка организационного обеспечения направлена на создание условий для согласованного управления процессами инновационного развития экономикой ДНР, что допускает сбалансированный учет интересов всех структурных подразделений и занятых сотрудников, интенсификацию экономического взаимодействия организационных звеньев и уровней министерств и ведомств и максимальное использование их потенциала. Предложенные рекомендации по формированию организационного обеспечения процессов управления инновационным развитием экономики ДНР обеспечивают: взаимный учет интересов всех заинтересованных сторон, задействованных в процессах инновационного развития экономики ДНР;

полноту и оперативность информационного обмена между структурными подразделениями министерств, ведомств, их организационными уровнями и других субъектов процесса инновационного развития экономики;

выполнение формальных договорных обязательств и др.

При этом эффективность взаимодействия субъектов в процессе инновационного развития экономики ДНР напрямую зависит от желания персонала выполнять новые функциональные обязанности. Закономерным явлением может стать сопротивление нововведениям, что объясняется психологическими особенностями людей и их поведения. Для предотвращения сопротивления персонала особенно важна позиция руководства по данному вопросу. Для эффективного управления сопротивлением персонала изменениям, связанным с процессами инновационного развития экономики ДНР, руководство должно проводить следующую работу:

Инновационная продукция

Рис. 1. Схема организационного взаимодействия субъектов, связанных с процессами управления инновационным развитием экономики ДНР

информировать персонал о предстоящих расширениях функциональных обязанностей не позднее, чем за месяц до изменения должностных инструкций;

предоставлять сотрудникам информацию относительно преимуществ изменений для экономики в целом;

осведомлять заранее о возможных предстоящих сложностях при выполнении новых функций;

организовывать семинары и тренинги в области управления инновационным развитием экономики с целью повышения квалификационного уровня персонала и развития профессиональных навыков;

составлять личностно-мотивацион-ный профиль сотрудников, связанных с реализацией процессов инновационного развития экономики ДНР с целью повышения способностей и желания персонала осуществлять новый набор функциональных обязанностей;

участвовать в работах по разработке стратегии инновационного развития для повышения мотивации и заинтересованности персонала министерств, ведомств, промышленных предприятий, образовательных и научных организаций.

Таблица 1

Функции субъектов инновационного развития экономики ДНР

Субъект Функции

Глава ДНР Формирование и утверждение цели и вектора инновационного развития Республики.

Министерство экономического развития ДНР Разработка и реализация стратегии инновационного развития в рамках стратегии социально-экономического развития ДНР. Разработка механизма реализации стратегии инновационного развития. Разработка прогноза социально-экономического развития с учетом инноваций. Обоснование потребности в высококвалифицированных кадрах для производства инновационной продукции. Обоснование потребности в НИР для производства инновационной продукции. Оценка и анализ результатов реализации стратегии инновационного развития экономики ДНР. Подготовка предложений по корректировке стратегии инновационного развития экономики ДНР.

Министерство промышленности и торговли ДНР Участие в разработке и реализации стратегии инновационного развития ДНР в пределах компетенции Министерства. Формирование сводной информации с учетом заявок на кадровое обеспечение и научные исследования от промышленных предприятий.

Министерство труда и социальной политики днр Определение и планирование потребности в трудовых ресурсах.

Государственный комитет по науке и технологиям ДНР Определение потребности в трудовых ресурсах (научных кадрах). Определение потребности в НИР. Формирование проектов планов НИР для научно-исследовательских учреждений.

Министерство образования и науки ДНР Определение и планирование потребности в трудовых ресурсах. Формирование контрольных цифр приема для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (ГО и ГОУ ВПО и СПО). Формирование контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру для образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно -исследовательских учреждений.

ГО и ГОУ, ВПО и СПО Подготовка высококвалифицированных кадров.

Научно-исследовательские учреждения и организации Формирование заявки на кадровое обеспечение для науки. Выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных научно-исследовательских разработок. Сопровождение внедрения результатов НИР на промышленных предприятиях. Подготовка научных кадров высшей квалификации.

Промышленные предприятия Формирование заявки на кадровое обеспечение. Формирование заявки на научные исследования. Внедрение результатов НИР. Производство инновационной продукции.

Добавление новых функций должно сопровождаться корректировкой должностных инструкций персонала, занятого в процессах инновационного развития экономики. Это не требует значительных временных затрат и финансовых ресурсов.

Выводы.

Таким образом, внедрение организационного обеспечения в практику управления позволит оптимизировать, регла-

ментировать и согласовать взаимодействие всех участников, задействованных в процессах инновационного развития экономики Республики. При этом оно не предполагает дополнительных капиталовложений, что является важным в условиях недостатка собственных и заемных финансовых ресурсов. Разработанное организационное обеспечение является предпосылкой для формирования информационного обеспечения процессов управления инновационным развитием

экономики ДНР, что формирует предмет дальнейших исследований авторов.

Список использованной литературы

1. Ануфриева, А.П. Организационно-экономическое обеспечение процессов формирования и развития региональной инновационной подсистемы в экономике современной территории /

A.П. Ануфриева, А.С. Молчан, А.Б. Цука-хин / Экономика устойчивого развития. -2018. - № 4 (36). - С. 102-106.

2. Арчакова, С.Ю. Организационные условия развития региональной инновационной подсистемы / С.Ю. Арчакова // Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2017. - № 4. - С. 36-40.

3. Сумина, Е.В. Организационные условия формирования инновационных преимуществ территорий опережающего развития / Е.В. Сумина, Г.Я. Белякова, Д.В. Зябликов // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 2. - С. 208-213.

4. Бухтиярова, Т.И. Элементы организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства / Т.И. Бухтиярова, А.В. Дубы-нина, Д.Г. Демьянов / Региональная экономика: теория и практика. - 2014. -№ 35 (362). - С. 2-14.

5. Дiагностика стану тдприемства: теорiя i практика: монографiя / за заг. ред. проф. А.Е. Воронково' - 2-е вид., перероб. i доп. - Х.: ВД «1НЖЕК», 2008. - 520 с.

6. Лепа, Н.Н. Управление конкурентными преимуществами предприятия // НАН Украины. Институт экономики промышленности. - Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2003. - 296 с.

7. Мальчик, М.В. Рефлексивное управление конкурентоспособностью промышленных предприятий: монография // НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк-Ровно: ЧП Лапсюк

B.А., 2010. - 304 с.

8. Смагина, М.Н. Формирование системы управления региональным развитием в субъектах Российской Федерации / М.Н. Смагина, Э.Н. Хисамутдинова / Горизонты экономики. - 2015. - № 6 (25). -С.117-120.

9. Соловьева, Ю.В. Организационные особенности трансферта технологий: зарубежный опыт / Ю.В. Соловьева / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: экономика. -2014. - № 3. - С. 136-146.

10. Трубчанин, В.В. Диверсификация производства на промышленных предприятиях: концепции, методы, модели: монография / В.В. Трубчанин // НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк: Апекс, 2010. - 316 с.

11. Цопа, Н.В. Управление развитием промышленных предприятий: методология, модели, методы: монография / Н.В. Цопа // НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк-Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2010. - 320 с.

12. Шивцова, А.В. Организационная составляющая механизма эффективного управления производством / А.В. Шив-цова // ЭКОНОМИНФО. - 2018. - Т. 15. -№ 2. - С. 20-24.

13. Широкова, Л.В. Некоторые аспекты построения национальной инновационной системы / Л.В. Широкова, Л.В. Федосеева / Экономика в промышленности. - 2014. - № 3. - С. 24-29.

14. Шкодинский, С.В. Организационно-экономическое обеспечение инновационного развития региона / С.В. Шко-динский / Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. экономика и управление. - 2013. - № 2. -С. 126-131.

15. Курносова, О.А. Организационное обеспечение процессов управления системой логистического сервиса на промышленных предприятиях / О.А. Курно-сова // Вести Автомобильно-дорожного института. - 2019. - № 4 (31). - С. 80-93.

16. Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Донецкой Народной Республики: Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 10.10.2019 г. № 30-1 [Электронный ресурс]. - URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0030-30-1-20191010/

17. Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и торговли Донецкой Народной Республики в новой редакции: Постановление Совета

Министров Донецкой Народной Республики от 26.09.2016 г. № 11-29 [Электронный ресурс]. - URL: https:// https://gisnpa-dnr.ru/npa/0003-11-29-20160926/

18. Об утверждении новой редакции Положения о Государственном комитете по науке и технологиям Донецкой Народной Республики. Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 17.04.2020 г. № 20-5 [Электронный ресурс]. - URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0030-20-5-20200417/

O.A. KURNOSOVA, Candidate of Economic Sciences, associate professor, leading researcher of the Department of economic system modeling, e-mail: kurnosova.olesya@mail.ru, N.V. BELOBROVA, junior research associate of the Department of planning the social and economic development of territorial systems, e-mail: belobrovanatali@mail.ru

SFI «Economic Research Institute», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 06.12.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.