Научная статья на тему 'Организационно-управленческие преобразования в области охраны труда на Октябрьской железной дороге'

Организационно-управленческие преобразования в области охраны труда на Октябрьской железной дороге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степов В.В.

Октябрьская железная дорога, филиал ОАО «РЖД», осуществляет планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Система программных мероприятий включает в себя единый комплекс организационных, методических, производственных, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational - legal conversions in the sphere of labour safety in Oktyabrskaya Railway

Oktyabrskaya Railway, division of Russian Railways, is now planning activities for improvement of labour environment and safety. The system of basic activities includes unified complex of organisational, procedural, production, sanitary hygienic, training educational, as well as a number of other activities providing achievement of specified targets.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие преобразования в области охраны труда на Октябрьской железной дороге»

• БЕЗОПАСНОСТЬ

Организационно-управленческие преобразования в области охраны труда на Октябрьской железной дороге

В. В. СТЕПОВ, канд. экон. наук, начальник Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»

В последние годы в России (по данным Росстата) наблюдается тенденция снижения уровня травматизма на производстве. Работодатели стали больше внимания уделять вопросам улучшения условий и охраны труда работников. В этой сфере стала активно развиваться система социального партнерства. Это подтверждается фактами деятельности крупных компаний, где реализуются новые подходы к управлению охраной труда по образцу западных фирм путем внедрения внутренней корпоративной политики в этой области и вопросы охраны труда интегрируются в общую систему управления.

Принимая во внимание важность и многогранность проблемы обеспечения здоровых и безопасных условий труда, базируясь на методах анализа состояния условий и охраны труда, материалов расследования аварий, происшествий, несчастных случаев, нарушений и несоответствий, выявляемых органами надзора и контроля, Октябрьская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» осуществляет планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Система программных мероприятий включает в себя единый комплекс организационных, методических, производственных, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Основными целями Дорожной программы по улучшению условий и охраны труда на Октябрьской железной дороге (далее — Программа) являются снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также создание условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Социальный эффект, обусловленный сокращением производственного травматизма и стабилизацией численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требовани-

ям, достигнут путем реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и финансовыми инвестициями. Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в расчете на одного работника дороги составили: в 2000 году — 1723,4 руб.; в 2007 году — 4127,2 руб.

Для решения вопросов улучшения условий и охраны труда, помимо средств дороги, активно привлекаются возвратные средства Фонда социального страхования РФ, которые направляются на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. Так, за период с 2003 года по 2007 год на эти цели привлечено 67,6 млн руб., в том числе в 2003 г. — 11,2 млн руб.; в 2004 г. -10 млн руб.; в 2005 г. — 15,7 млн руб.; в 2006 г. — 18,1 млн руб.; в 2007 г. — 12,6 млн руб.

Экономический эффект от реализации Программы обусловлен сокращением расходов, связанных с возмещением вреда, полученного от травм и профессиональных заболеваний; сокращением потерь рабочего времени; снижением размера издержек, связанных с обеспечением компенсаций для людей, работающих во вредных условиях труда.

Одним из основных направлений политики в области охраны труда на дороге является создание здоровых и безопасных условий труда, что нашло

свое отражение в миссии компании, заключающейся в обеспечении социальной ответственности бизнеса.

На Октябрьской дороге успешно реализован пилотный проект по внедрению системы менеджмента качества (СМК). По результатам аудита органами по сертификации «Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» и United Registrar of Systems СМК признана соответствующей требованиям МС IS090012000. В дальнейшем планируется распространение этого опыта на все базовые и вспомогательные процессы.

Интеграция в мировое сообщество

Россия в последние годы активно интегрируется в мировое сообщество и тесно сотрудничает с Европейским Союзом. Это, несомненно, приносит пользу обеим сторонам. Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) был разработан «Международный стандарт железнодорожной промышленности» (International Railway Industry Standard — IRIS). IRIS рассматривает систему менеджмента интегриро-ванно (включает менеджмент рисков, менеджмент окружающей среды и т.д.), и разработка и внедрение элементов IRIS — это масштабная работа, которая требует серьезной подготовки.

Такой подготовкой является внедрение требований ISO 9001:2000, ISO 14001 (система экологического менеджмента), OHSAS 18001 (система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда).

В этих условиях построение интегрированной системы менеджмента становится главной целью Октябрьской железной дороги и должно носить плановый характер.

Интегрированная система менеджмента предполагает работу в нескольких направлениях: развитие системы

БЕЗОПАСНОСТЬ •

менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда и т. д.

Международные стандарты КО 9001: 2000, ОШАБ180012007, ВО 14001 имеют одну основу — цикл «Р-О-С-А» (план — реализация — проверка — исправление), и после создания интегрированной системы достижение результатов будет происходить с меньшими затратами на внедрение, чем суммарно по каждой из систем. Следствием создания интегрированной системы станет непрерывное улучшение системы охраны труда. Объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем в нескольких параллельных системах.

Внедрение ОНЭАЭ 18001:2007 позволяет выполнить плавный переход от существующей системы к новой концепции совершенствования процесса управления охраной труда, к построению системы управления профессиональной безопасностью. При разработке алгоритма построения на Октябрьской железной дороге системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда использован опыт холдингов «Северсталь» и «Карельский Окатыш»; консалтинговых фирм «Русский Регистр», «Регистр— Консалтинг», «Конфлакс» (НИУК ПГУПС), а также опыт международного химического концерна «Дюпон».

Система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда (ОНЭАЭ 18000:2007) рассматривается как часть общей системы менеджмента организации, но направлена на управление рисками в области охраны труда.

Политика Октябрьской железной дороги в области охраны труда

Руководства ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги строго соблюдают во всех видах деятельности принцип приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Персонал признается основным ресурсом в достижении корпоративных целей и формировании высокой производственной культуры. Никакие соображения экономического, технического или иного плана не принимаются во внимание, если они противоречат интересам обеспечения безопасности работающих, населения и окружающей среды.

На этой основе в течение двух последних лет на Октябрьской железной дороге созданы предпосылки к реали-

зации требований стандарта ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.15.002-2007 «Система управления охраной труда в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги».

Разработана и реализуется политика руководства дороги в области охраны труда и обеспечения его безопасности.

Приказ «Об утверждении основных целей и задач дороги в области охраны труда на 2008 год» стал фундаментом для организации системной работы на магистрали.

Основным направлением политики дороги в области охраны труда принято «...признание того, что создание здоровых и безопасных условий труда имеет приоритет перед другими производственными вопросами».

В рамках принятой политики пересмотрены обязанности и ответственность руководителей и специалистов по охране труда на всех уровнях управления, разработана матрица ответственности («О переподчинении специалистов по охране труда первым руководителям соответствующих уровней управления дороги»).

В целях мотивации труда работников к достижению высоких результатов в вопросах организации работы по охране труда, профилактики производственного травматизма в структурных подразделениях и на дороге приказом «О мотивации труда» введено в действие положение «О мотивации труда руководителей и специалистов по охране труда структурных подразде-

лений Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

В целях увеличения потенциала должности инженера по охране труда, поднятия уровня престижности данной профессии, улучшения организации работы и повышения мотивации труда принята к реализации Программа повышения престижности должности инженера по охране труда на период 2008-2009 гг.

На Октябрьской дороге организовано и проведено обучение группы специалистов по охране труда на право проведения аудита системы управления охраной труда и промышленной безопасностью.

В условиях реформирования железнодорожного транспорта проведение внутреннего аудита системы управления охраной труда обеспечивает соответствие данной системы принятой политике на дороге.

Объективная оценка действующей системы управления охраной труда показывает, что она способствовала достижению в последние годы тенденции снижения производственного травматизма, в том числе с тяжелым и смертельным исходом как в целом по ОАО «РЖД», так и по Октябрьской железной дороге в частности. За период с 2003 года по 2007 год в Компании общий производственный травматизм снижен на 37% и на 27,5% — травматизм со смертельным исходом; на Октябрьской железной дороге — на 29,4% и 50% соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.