Научная статья на тему 'Интеграция систем менеджмента качества, охраны труда, охраны природы и безопасности движения'

Интеграция систем менеджмента качества, охраны труда, охраны природы и безопасности движения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1418
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЦЕДУРА / РИСК / ОПАСНОЕ СОБЫТИЕ / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шматченко В. В., Плеханов П. А., Иванов В. Г.

Статья посвящена специфике развития интегрированных систем менеджмента качества и безопасности в условиях структурной перестройки железнодорожного транспорта в России. Определены требования к интегрированным системам менеджмента. Также в статье приведены структура и типовые компоненты систем менеджмента качества, охраны труда, экологической безопасности и безопасности движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция систем менеджмента качества, охраны труда, охраны природы и безопасности движения»

Заключение

Базируясь на современных научных представлениях о теплопроводности твердых неметаллических тел, можно прогнозировать улучшение теплоизоляционных свойств обжиговых керамических материалов.

Были получены образцы эффективного керамического кирпича с осветленной лицевой поверхностью, легкие жаростойкие бетоны (D1600) и жаростойкие смеси на основе техногенного сырья, отличающиеся пониженным коэффициентом теплопроводности.

Библиографический список

1. Введение в керамику / У. Д. Кингери. - М. : Стройиздат, 1967. - 499 с.

2. Фундаментальные основы свойств композиций на неорганических вяжущих / Л. Б. Сватовская. - СПб. : ПГУПС, 2006. - 84 с. - ISBN 5-7641-0160-3.

3. Эффективность теплоизоляционных материалов при высоких температурах [Электронный ресурс] / Е. Н. Демин, В. П. Андреев. - Режим доступа : http://www. rtpk.ru/stati/Demin_1.htm, 2006.

4. Комплексное использование минерального сырья и экология / П. И. Боженов. -М. : Изд-во Ассоциации строительных вузов, 1994. - 264 с. - ISBN 5-87829-004-9.

Статья поступила в редакцию 03.07.2009;

представлена к публикации членом редколлегии Л. Б. Сватовской.

УДК 658.6

В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов

ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ОХРАНЫ ТРУДА, ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Статья посвящена специфике развития интегрированных систем менеджмента качества и безопасности в условиях структурной перестройки железнодорожного транспорта в России. Определены требования к интегрированным системам менеджмента. В статье приведены структура и типовые компоненты систем менеджмента качества, охраны труда, экологической безопасности и безопасности движения.

интеграция, процедура, риск, опасное событие, компоненты системы менеджмента, доказательство безопасности.

Введение

Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) стали предметом обсуждения в конце 90-х гг. в связи с появлением и использованием систем менеджмента, соответствующих требованиям нескольких международных стандартов и основанных на одних и тех же принципах. К этим стандартам в первую очередь относятся: стандарты менеджмента качества серии ISO 9000 [1], стандарты менеджмента экологической безопасности серии ISO 14000 [2], стандарты менеджмента промышленной безопасности и охраны труда серии OHSAS 18000 [3]. В последнее время в состав интегрированных систем стали включать также процедуры стандартов социальной ответственности ISO 26000 и процедуры стандартов защиты от противоправных действий людей ISO 28000 [4].

Интеграция систем менеджмента является естественным процессом развития управления на предприятиях.

Во-первых, очевидно, что общие процедуры (регламенты) различных систем менеджмента, установленных на одном предприятии, нецелесообразно тиражировать в каждой из этих систем (к таким процедурам относятся проведение аудита, подготовка персонала, идентификация действующих нормативных документов и ряд других). Такая интеграция особенно эффективна для крупных организаций (холдингов, корпораций), которые имеют возможность оптимизировать локализацию некоторых процедур по уровням управления (к ним относится, например, процедура идентификации действующих нормативных документов).

Во-вторых, параллельная деятельность интегрированных систем менеджмента позволяет более надёжно идентифицировать проблемы и несоответствия, которые, как правило, воздействуют и на качество процессов, происходящих на предприятии, и на их безопасность. Это также позволяет своевременно разрабатывать комплексные меры по разрешению этих проблем и несоответствий.

В-третьих, общие процедуры, особенно связанные с управлением безопасностью, позволяют установить эффективные горизонтальные связи для взаимодействия и обмена информацией между различными независимыми организациями, действующими в одном сегменте хозяйственной деятельности или в одном регионе (или нескольких регионах).

В-четвёртых, элементы интеграции систем безопасности имеют место в существующем менеджменте линейных предприятий и эту возможность необходимо использовать при постановке новых, процессно-ориентированных систем. Например, на каждом линейном предприятии имеются системы менеджмента охраны труда и охраны природы, которые уже интегрированы единым документооборотом и единым процессом идентификации действующей нормативной базы.

В-пятых, и это очень важно, структурная перестройка железнодорожной отрасли России привела к тому, что, помимо внутренних рисков качества и безопасности в деятельности

железнодорожных предприятий, появились также внешние и распределённые риски. Интеграция систем позволяет ориентировать предприятия на более эффективное управление этими новыми группами рисков.

В-шестых, интеграция систем менеджмента качества и безопасности -это процесс, с помощью которого государство сможет в новых условиях, на основе современных международных стандартов выполнять свои обязательства в области национальной безопасности, не «кошмаря» при этом бизнес.

Таким образом, интеграция систем менеджмента является настоятельным требованием, от выполнения которого, с одной стороны, зависят успех и безопасность бизнеса на сети железных дорог России в новых условиях их работы, а с другой стороны - национальная безопасность страны в целом.

Поэтому вопросам проектирования, внедрения и применения интегрированных систем менеджмента качества и безопасности должно быть уделено пристальное внимание на самом высоком уровне руководства железнодорожной отрасли.

1 Требования к интегрированным системам менеджмента

Разработку интегрированной системы менеджмента следует рассматривать как проектную деятельность, а любая проектная деятельность начинается с определения требований к проектируемой системе.

Требования к интегрированным системам менеджмента можно подразделить на следующие группы:

■ по назначению;

■ по составу и полноте функций менеджмента.

1.1 Требования по назначению

Требования по назначению определяются прикладным характером интегрированной системы. В настоящей статье будет рассматриваться интеграция следующих систем: менеджмента качества [1], менеджмента охраны труда [3] и менеджмента охраны природы [2]. Будут также рассмотрены отдельные вопросы интеграции менеджмента безопасности движения в эту единую систему. Международный стандарт типа ISO или IEC для систем менеджмента безопасности движения к данному моменту времени ещё не разработан, хотя в рамках европейских проектов SAMRAIL, SAMNET, а также в международном стандарте IRIS выполнены и продолжают выполняться очень интересные работы в этом направлении. Некоторые их результаты будут использованы в настоящей статье с представлением соответствующих ссылок.

1.2 Требования по составу и полноте функций

Любая из указанных выше систем менеджмента реализуется с использованием известного управленческого цикла PDCA Шуарта -Дёминга (Shewart - Deming). Аббревиатурой PDCA выражается

чередующаяся последовательность видов управленческой деятельности: Plan - Do - Check - Act (планирование - выполнение - проверка -корректировка).

Каждому этапу цикла PDCA соответствует один или несколько компонентов системы менеджмента, документально описываемых регламентами (или процедурами). Этими компонентами определяются требования к системе менеджмента по составу и полноте её функций. На рисунке, который является более детальным представлением цикла PDCA, показано, как типовые компоненты системы менеджмента (т. е. типовые требования к системе) распределены по этапам этого цикла.

Рис. 1. Структура и компоненты типовой системы менеджмента На рисунке также видно, что типовая система менеджмента имеет два контура самосовершенствования. Внутренний контур действует на уровне собственно цикла PDCA, в нём осуществляется совершенствование компонентов и процессов системы, а во внешнем контуре происходит настройка системы при изменениях условий деятельности предприятия; эта настройка выражается, прежде всего, соответствующими изменениями его целей и политики [5].

В табл. 1 представлены компоненты систем менеджмента качества [1], охраны природы [2], охраны труда [3] и безопасности движения.

Таблица показывает, что системы менеджмента включают большое число одних и тех же типовых компонентов. Именно этим определяются широкие возможности интеграции этих систем и целесообразность их применения именно в интегрированном виде.

Несмотря на большое число общих компонентов систем менеджмента (или требований к системам), представленных в табл. 1, их методическое наполнение может быть различным.

Например, стандарт по охране природы [2] не требует проведения предприятием анализа экологических рисков; предприятие должно обеспечить выполнение требований по предельно допустимым значениям экологических аспектов, т. е. загрязнений, поступающих в окружающую среду в результате деятельности предприятия. При этом система менеджмента охраны природы должна предусматривать процедуры взаимодействия со смежниками и другими заинтересованными сторонами. Последнее особенно важно, если предприятия взаимолокализованы, например в одном регионе, одном транспортном узле, и системы менеджмента охраны природы различных предприятий должны взаимодействовать просто в силу непосредственной территориальной близости.

Стандарт по охране труда [3] требует идентифицировать опасные события, возникающие в процессе деятельности предприятия, проанализировать связанный с ними риск, выработать на этой основе мероприятия по минимизации риска, т. е. по уменьшению вероятности опасных событий или по снижению тяжести их последствий, если эти события всё же происходят.

Первичные причины опасных событий определяются согласно перечню, составленному на основе Приказа Минтруда № 21 от 21.02.2005 г. «О порядке предоставления оперативных и аналитических сведений о групповых несчастных случаях с тяжёлыми последствиями и иных чрезвычайных происшествиях и о состоянии и причинах производственного травматизма», а также данным, приведённым в [4] и [5].

ТАБЛИЦА 1. Компоненты систем менеджмента качества, охраны природы, охраны труда и безопасности движения

Система менеджмента качества (СМК) Система менеджмента охраны природы (СМОП) Система менеджмента охраны труда (СМОТ) Система менеджмента безопасности движения (СМБД)

Цикл PDCA Цели и политика в области качества Цели и политика в области охраны природы Цели и политика в области охраны труда Цели и политика в области безопасности движения

Плани- рование (Plan) Идентификация клиентов, их требований, планирование взаимодействия с клиентами. Идентификация проблем деятельности. Идентификация внешней нормативной базы деятельности. Идентификация процессов деятельности, планирование ландшафта процессов. Определение полномочий, ответственности и подотчётности. Разработка или модернизация программ менеджмента (подготовки персонала, совершенствования внутренней нормативной базы и т. д.) Идентификация экологических аспектов и определение их значимости. Идентификация внешних нормативных требований в области охраны природы. Идентификация дополнительных обязательств в области охраны природы. Идентификация и планирование процессов деятельности по охране природы (в том числе процессов мониторинга и метрологии). Определение полномочий, ответственности и подотчётности. Разработка или модернизация программ менеджмента (подготовки персонала, совершенствования внутренней нормативной базы, подготовки к аварийным ситуациям и т. д.) Идентификация опасностей. Оценка рисков и планирование деятельности по управлению рисками. Идентификация внешних нормативных требований в области охраны труда. Идентификация дополнительных обязательств в области охраны труда. Идентификация и планирование процессов деятельности по охране труда. Определение полномочий, ответственности и подотчётности. Разработка, реализация и актуализация программ менеджмента (подготовки персонала, совершенствования внутренней нормативной базы, подготовки к аварийным ситуациям и т. д.) Идентификация опасностей. Оценка рисков и планирование деятельности по управлению рисками (определение уровней полноты безопасности). Идентификация внешних нормативных требований в области безопасности движения. Идентификация дополнительных обязательств по безопасности движения. Идентификация и планирование процессов деятельности по обеспечению безопасности движения. Определение полномочий, ответственности и подотчётности. Разработка, реализация и актуализация программ менеджмента (подготовки персонала, совершенствования внутренней нормативной базы и т. д.)

Продолжение табл. 1

Система менеджмента качества (СМК) Система менеджмента охраны природы (СМОП) Система менеджмента охраны труда (СМОТ) Система менеджмента безопасности движения (СМБД)

Выпол- нение (Do) Организационное, инфраструктурное, метрологическое и методическое обеспечение мониторинга деятельности предприятия и установленных мероприятий по разрешению проблем. Разработка внутренних документов СМК (в соответствии с требованиями по построению, изложению и оформлению документов). Обеспечение информированности и компетентности персонала. Работа с обращениями заинтересованных сторон. Подготовка персонала к аварийным ситуациям (и реакции на них) Организационное, инфраструктурное, метрологическое и методическое обеспечение мониторинга экологических аспектов и установленных мероприятий по поддержанию предельно допустимых норм. Разработка внутренних документов СМОП (в соответствии с требованиями по построению, изложению и оформлению документов). Обеспечение информированности и компетентности персонала. Работа с обращениями заинтересованных сторон. Подготовка персонала к аварийным ситуациям (и реакции на них) Организационное, инфраструктурное, метрологическое и методическое обеспечение мониторинга опасных событий и установленных мероприятий по снижению связанного с ними риска. Разработка внутренних документов СМОТ (в соответствии с требованиями по построению, изложению и оформлению документов). Обеспечение информированности и компетентности персонала. Работа с обращениями заинтересованных сторон. Подготовка персонала к аварийным ситуациям (и реакции на них) Организационное, инфраструктурное, метрологическое и методическое обеспечение мониторинга опасных событий и установленных мероприятий по снижению связанного с ними риска. Разработка внутренних документов СМБД (в соответствии с требованиями по построению, изложению и оформлению документов доказательства безопасности). Обеспечение информированности и компетентности персонала. Работа с обращениями заинтересованных сторон. Подготовка персонала к аварийным ситуациям (и реакции на них)

Проверка и анализ (Check) Мониторинг процессов деятельности предприятия со стороны руководства (варианты тотального, пооперационного и выходного контроля), контрольных органов, смежников, самоконтроль работников, выявление проблем и несоответствий этой деятельности. Мониторинг деятельности СМК со стороны руководства. Мониторинг экологических аспектов предприятия со стороны руководства(варианты тотального, пооперационного и выходного контроля), контрольных органов, смежников, самоконтроль работников, выявление экологических проблем и несоответствий. Мониторинг деятельности СМОП со стороны руководства Мониторинг опасных событий и случаев травматизма со стороны руководства (варианты тотального, пооперационного и выходного контроля), контрольных органов, смежников, самоконтроль работников, выявление проблем и несоответствий с обеспечением охраны труда. Мониторинг СМОТ у смежников (если необходимо) Мониторинг опасных событий и случаев травматизма со стороны руководства(варианты тотального, пооперационного и выходного контроля), контрольных органов, смежников, самоконтроль работников, выявление проблем и несоответствий с обеспечением безопасности движения. Мониторинг СМБ у смежников (если необходимо)

Окончание табл. 1

Система менеджмента качества (СМК) Система менеджмента охраны природы (СМОП) Система менеджмента охраны труда (СМОТ) Система менеджмента безопасности движения (СМБД)

Проверка и анализ (Check) Ведение записей(протоколирование деятельности)в СМК. Ведение отчётности о несоответствиях и проблемах и информирование заинтересованных сторон. Мониторинг удовлетворённости клиентов. Мониторинг удовлетворённости персонала. Проведение внутренних аудитов СМК. Проведение внешних аудитов СМК. Анализ СМК высшим руководством предприятия Мониторинг СМОП у смежников (если необходимо). Ведение записей(протоколирование деятельности)в СМОП. Ведение отчётности о мониторинге экологических аспектов, несоответствиях, экологически опасных событиях, их расследовании и информирование заинтересованных сторон. Мониторинг удовлетворённости заинтересованных сторон природоохранной деятельностью предприятия. Проведение внутренних аудитов СМОП. Проведение внешних аудитов СМОП. Анализ СМОП высшим руководством предприятия Мониторинг и измерения опасных и вредных факторов на рабочих местах. Мониторинг деятельности СМОТ со стороны руководства. Ведение записей (протоколирование деятельности)в СМОТ. Ведение отчётности об измерениях, несоответствиях, опасных событиях, случаях травматизма, их расследовании, анализе рисков и принятых решениях. Информирование заинтересованных сторон (смежников). Мониторинг удовлетворённости персонала состоянием охраны труда. Проведение внутренних аудитов СМОТ. Проведение внешних аудитов СМОТ. Анализ СМОТ высшим руководством Мониторинг удовлетворённости клиентов состоянием безопасности движения. Мониторинг деятельности СМБ со стороны руководства. Управление записями (ведение Журнала безопасности) в СМБ. Ведение отчётности о происшествиях, несчастных случаях, их расследовании, анализе рисков и принятых решениях. Систематизация отчётности документов доказательства безопасности. Информирование заинтересованных сторон (смежников). Проведение внутренних аудитов СМБД. Проведение внешних аудитов СМБД. Анализ СМБД высшим руководством

Коррек- тировка (Act) Стандартные предупреждающие и корректирующие действия в системе СМК (управление несоответствующей продукцией). Принятие решения о разработке программ менеджмента Стандартные предупреждающие и корректирующие действия в системе СМОП. Принятие решения о разработке программы менеджмента Стандартные предупреждающие и корректирующие действия в системе СМОТ. Принятие решения о разработке программы менеджмента Стандартные предупреждающие и корректирующие действия в системе СМБ. Принятие решения о разработке программы менеджмента

Минимизация риска осуществляется в соответствии с определёнными требованиями, при этом предполагается, что такие требования для того или иного рабочего места каким-то образом установлены. Обычно они формируются в результате декомпозиции требований по безопасности, установленных на национальном или корпоративном уровне. Если требования по допустимости риска не установлены (процесс декомпозиции требует моделирования конкретных технологий и процессов деятельности, что иногда связано со значительными сложностями), то анализ риска всё равно полезен, поскольку позволяет выявить наиболее опасные процессы и предпринять целевые мероприятия по снижению связанных с ними рисков. Хорошим примером таких мероприятий являются целевые программы обучения персонала, ориентированные на оценку исходных знаний каждого работника и его персональное обучение по индивидуальной программе.

Для системы менеджмента охраны труда также очень важны процедуры взаимодействия со смежниками и другими заинтересованными лицами - по той же причине, что и для системы менеджмента охраны природы (более подробно вопросы взаимодействия будут рассмотрены ниже, в разделе, посвящённом управлению рисками).

Система менеджмента безопасности движения пока не описана каким-либо международным стандартом. Однако в рамках европейских проектов SAMRAIL и SAMNET компоненты такой системы уже сформированы. Они представлены в крайней правой колонке табл. 1 на основе документа проекта SAMRAIL. Видно, что по составу компонентов требований к системе она очень близка к СМОТ, при этом методическое наполнение компонентов другое.

Например, безопасность движения, в соответствии со стандартом EN 50126, рассматривается с учётом этапов жизненного цикла технических систем и средств железнодорожного транспорта, причем безопасность рассматривается в комплексе с требованиями по другим техническим показателям - надёжности, готовности и ремонтопригодности. Иначе говоря, при анализе риска рассматривается необходимость выполнения требований и по этим показателям.

Другим отличием является необходимость применения документа доказательства безопасности, в котором подтверждается, что все требования по безопасности на всех этапах жизненного цикла выполняются. Доказательство безопасности формируется в соответствии со стандартом EN 50129 с учетом требований по безопасности различных классов жёсткости. Эти классы в стандарте EN 50129 выражаются уровнями полноты безопасности (всего 5 уровней - от 0-го до 4-го), и чем выше уровень полноты безопасности, тем более полным и разносторонним должно быть доказательство безопасности.

Кроме того, в европейской системе менеджмента безопасности движения уже определены общие показатели и общие цели в области безопасности, формируются общие методы оценки показателей.

В этой системе, как и в других системах менеджмента безопасности, большое внимание уделяется взаимодействию со смежниками; в работе

европейских железных дорог апробированы и широко используются различные формы такого взаимодействия.

Рассмотренные системы менеджмента являются для ОАО РЖД целевыми, перспективными, однако требующими изменений с учётом необходимости интеграции по вертикали управления, горизонтальной и межсистемной интеграции.

При внедрении системы необходимо также учитывать специфику структурной перестройки железнодорожной отрасли, определить состояние действующих систем и по возможности использовать их процессы в составе целевых систем.

2 Сравнение действующих и целевых систем менеджмента безопасности

Это сравнение будет сделано на примере систем менеджмента охраны труда.

В табл. 2 сравниваются целевая система менеджмента ОТ, соответствующая стандарту OHSAS 18001 [3], и система, действующая сегодня в ОАО РЖД.

Сравнение систем показывает наличие в них общих процессов, которые необходимо включать в целевую систему. Вместе с тем ряд процессов отсутствует, и проектирование целевой СМОТ необходимо начинать с этих процессов. К ним относятся:

■ процесс идентификации опасных событий (не только случаев травматизма, но и потенциально опасных событий, которые произошли, но только по случайности не завершились травмированием работника); ведение такой статистики позволит организовать управление рисками, не дожидаясь, когда прольётся кровь;

■ процесс анализа риска с учётом первичных причин опасных событий; первичные причины отражают специфику конкретной производственной деятельности и могут различаться даже на предприятиях одного вида деятельности; именно на учёте конкретных первичных причин опасных событий строится анализ риска с использованием модели «галстук-бабочка» (bow-tie model), широко используемой в практике охраны труда на железных дорогах стран ЕС;

■ процессы взаимодействия со смежниками и другими заинтересованными сторонами на уровне технологических процессов - первичной основы любого взаимодействия на железной дороге;

■ процессы разработки программ менеджмента в СМОТ, т. е. процессы обоснования управленческих решений, связанных с охраной труда, и формализации их в виде инструкций (процедур, регламентов), которые можно использовать при предупреждающих и корректирующих действиях.

ТАБЛИЦА 2. Сравнение систем менеджмента охраны труда

Этапы PDCA СМОТ в соответствии с OHSAS 18001 Действующая в ОАО РЖД система ОТ

Идентификация опасностей. Идентификация опасностей производится

Оценка рисков и планирование в должностных инструкциях.

деятельности по управлению Имеется методика оценки рисков,

рисками. утверждённая ОАО РЖД 19.12.2005 г.

Идентификация внешних распоряжением № 2144р. (Эта методика

нормативных требований в области не использует экспертную оценку

охраны труда. опасностей на местах и не учитывает

Идентификация дополнительных первичные причины опасных событий.)

обязательств в области охраны Идентификация внешних нормативных

труда. требований производится.

Идентификация и планирование Дополнительные обязательства по охране

'я" процессов деятельности по охране труда не принимаются.

Рч труда. Матрица полномочий и ответственности

Определение полномочий, включает только три категории:

S х ответственности и подотчётности. ответственный, участник, информируемый.

се СО Разработка, реализация и (Это не совсем верно, необходимо

о а актуализация программ указывать владельца и руководителя

S х менеджмента процесса.)

се ч (подготовки персонала, Подотчётность только по вертикали,

в совершенствования внутренней подотчётности по горизонтали

нормативной базы, подготовки к (со смежниками) не существует.

аварийным Отсутствует разработка программ

ситуациям и т. д.) менеджмента по управлению рисками с обоснованием и экспертизой принимаемых управленческих решений. (Вместо программ разрабатываются планы мероприятий, обычно с недостаточным целеполаганием.) Программы подготовки персонала и подготовки к аварийным ситуациям разрабатываются

Организационное, Методическое обеспечение мониторинга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инфраструктурное, опасных событий осуществляется только

метрологическое и методическое в части учёта случаев травматизма.

обеспечение мониторинга опасных Внутренняя нормативная база

событий и установленных совершенствуется, но не в той мере, в

мероприятий по снижению какой это необходимо для управления

о о связанного с ними риска. рисками.

Разработка внутренних документов Разработка внутренних документов

S СМОТ (в соответствии с СМОТ (в соответствии с требованиями

S требованиями по построению, по построению, изложению и

ч о изложению и оформлению оформлению документов) - на основе

с документов). инструкции по делопроизводству.

-0 М Обеспечение информированности Обеспечение информированности

и компетентности персонала. и компетентности персонала обязательно.

Работа с обращениями Работа с обращениями заинтересованных

заинтересованных сторон. сторон ведется на основе регламента

Подготовка персонала к аварийным взаимодействия.

ситуациям (и реакции на них) Подготовка персонала к аварийным ситуациям и реакции на них

Окончание табл. 2

Этапы СМОТ в соответствии Действующая в ОАО РЖД

PDCA с OHSAS 18001 система ОТ

Этапы PDCA СМОТ в соответствии с OHSAS 18001 Действующая в ОАО РЖД система ОТ

Мониторинг опасных событий Мониторинг случаев травматизма со

и случаев травматизма со стороны стороны руководства (система

руководства (варианты тотального, трёхступенчатого контроля (согласно

пооперационного и выходного нормативному документу № 652р),

контроля), контрольных органов, оперативный контроль, комплексные

смежников, самоконтроль проверки ЦБТ, НБТ, целевые проверки,

работников, выявление проблем и выявление проблем и несоответствий с

несоответствий с обеспечением обеспечением охраны труда.

охраны труда. Мониторинг у смежников не

Мониторинг СМОТ у смежников предусмотрен.

(если необходимо). Мониторинг и измерения (опасных и

Мониторинг и измерения опасных вредных факторов на рабочих местах)

2* и вредных факторов на рабочих производится (по факту - это аттестация

местах. рабочих мест и внутренние аудиты).

и Мониторинг деятельности СМОТ Проведение внешнего аудита

м S Ч X X X X X со стороны руководства. предусмотрено.

Ведение записей Ведение отчетности (основано на

(протоколирование деятельности) в инструкции по делопроизводству).

СМОТ. Информирование заинтересованных

Ведение отчётности об измерениях, сторон (смежников) производится в

S* Си несоответствиях, опасных соответствии с регламентом

СО событиях, случаях травматизма, их взаимодействия.

о а расследовании, анализе рисков и Мониторинг удовлетворённости

В принятых решениях. персонала состоянием охраны труда не

Информирование производится.

заинтересованных сторон Анализ ОТ высшим руководством

(смежников). производится (проверка отчётности и

Мониторинг удовлетворённости персонала состоянием охраны труда. Проведение внутренних аудитов СМОТ. Проведение внешних аудитов СМОТ. Анализ СМОТ высшим руководством формирование замечаний)

Корректировка (Act) Стандартные предупреждающие Корректирующие действия

и корректирующие действия предпринимаются (сводятся к

в системе СМОТ. проведению совещаний, составлению

Принятие решения о разработке протоколов и приказов с указанием плана

программы менеджмента мероприятий).

Решения о разработке программ

менеджмента в области охраны труда не принимаются

Г оворя об анализе риска, необходимо учитывать специфику структурной перестройки железнодорожной отрасли. Это перестройка объективно привела к появлению дополнительных групп рисков: кроме внутренних, появились ещё внешние и распределённые риски.

Заключение

Интеграция систем менеджмента диктуется необходимостью и целесообразностью согласованного управления безопасностью движения, безопасностью рабочих мест и экологической безопасностью.

Интеграция систем менеджмента должна осуществляться по вертикали в организациях холдингового типа, к которым относится ОАО РЖД, и по горизонтали - между независимыми участниками работ по формированию перевозок. Методика интегрирования по горизонтали требует дальнейшей разработки, но уже сейчас ясно, что она будет основой договорного процесса между участниками работ. Это особенно важно в условиях структурной перестройки железнодорожной отрасли, когда появляются группы внешних и распределённых рисков.

Интеграция систем менеджмента должна осуществляться под контролем государственной системы технического регулирования, ориентированной не только на применение на железных дорогах России лучших мировых технологий, но и на защиту отечественных производителей.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. -Взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2001; введ. 2009-11-13. - М. : ФГУП «Стандартинформ», 2008.

2. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. - Взамен ГОСТ Р ИСО 14001-98; введ. 200710-01. - М. : ФГУП «Стандартинформ», 2007.

3. ГОСТ Р 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования. - Взамен ГОСТ Р 12.0.006-2002; введ. 2007-07-01. - М. : ФГУП «Стандартинформ», 2007.

4. Охрана труда на железнодорожном транспорте: учебник для вузов ж.-д. трансп. / Ю. Г. Сибаров, В. О. Дегтярев, Т. К. Ефремова, Г. Ф. Калмахелидзе и др.; под ред. Ю. Г. Сибарова. - М. : Транспорт, 1981. - 287 с.

5. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Справочная книга / В. С. Крутяков, А. Л. Левицкий, Ю. Г. Сибаров, И. Л. Силин и др.: под ред. В. С. Крутякова. -М. : Транспорт, 1987. - 311 с.

Статья поступила в редакцию 22.06.2009;

представлена к публикации членом редколлегии Т. С. Титовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.