Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПОРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПОРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репичев А.И., Сахарова С.М.

В экономике РФ все большее распространение получает государственно-частное партнёрство. Для более качественного жизнеобеспечения общества представители бизнес-структур и государства объединяют усилия для совместного осуществления бизнеса. В статье исследуются механизмы государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры в Арктической зоне РФ. С учетом масштабных потребностей в инфраструктуре, государственно-частное партнёрство является одним из важнейших инструментов развития Арктической зоны. В статье произведена оценка положений государственной программы развития Арктической зоны РФ и ее влияние на создание более выгодных условий государственно-частного партнерства в Арктике. Предложено применение инвестиционного акселератора, т.е. организационного механизма, позволяющего максимально увеличить возможность реализации проектов и свести к минимуму период времени от инвестиционной идеи до обязательств государства в рамках концессионного соглашения. Представленный механизм должен способствовать активному привлечению частных инвестиций в строительство социальных объектов и дальнейшему повышению уровня жизни населения в Арктической зоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Репичев А.И., Сахарова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR THE DEVELOPMENT OF SUPPORT INFRASTRUCTURE IN THE ARCTIC ZONE

Public-private partnership is becoming increasingly widespread in the Russian economy. For a better quality of life support for society, representatives of business structures and the state join forces to jointly carry out business. The article examines the mechanisms of public-private partnership for the development of infrastructure in the Arctic zone of the Russian Federation. Taking into account the large-scale infrastructure needs, public-private partnership is one of the most important tools for the socio-economic development of the Arctic zone. The article evaluates the provisions of the state program for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and its impact on the creation of more favorable conditions for public-private partnership in the Arctic. It is proposed to use an investment accelerator, i.e. an organizational mechanism that allows maximizing the possibility of implementing projects and minimizing the time period from the investment idea to the state's obligations under the concession agreement. The presented mechanism should contribute to the active attraction of private investment in the construction of social facilities and further improve the standard of living of the population in the Arctic zone.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПОРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-242-249

А.И. Репичев - к.э.н, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, tugacheva.lv@mail.ru,

AI. Repichev - Assistant professor of the department of management and public administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

С.М. Сахарова - аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, ssakharova@adm-nao.ru,

S.M. Sakharova - Postgraduate student of the department of management and public administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90038

Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-310-90038

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПОРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR THE DEVELOPMENT OF SUPPORT INFRASTRUCTURE IN THE ARCTIC ZONE

Аннотация. В экономике РФ все большее распространение получает государственно -частное партнёрство. Для более качественного жизнеобеспечения общества представители бизнес -структур и государства объединяют усилия для совместного осуществления бизнеса. В статье исследуются механизмы государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры в Арктической зоне РФ. С учетом масштабных потребностей в инфраструктуре, государственно -частное партнёрство является одним из важнейших инструментов развития Арктической зоны.

В статье произведена оценка положений государственной программы развития Арктической зоны РФ и ее влияние на создание более выгодных условий государственно -частного партнерства в Арктике.

Предложено применение инвестиционного акселератора, т.е. организационного механизма, позволяющего максимально увеличить возможность реализации проектов и свести к минимуму период времени от инвестиционной идеи до обязательств государства в рамках концессионного соглашения. Представленный механизм должен способствовать активному привлечению частных инвестиций в строительство социальных объектов и дальнейшему повышению уровня жизни населения в Арктической зоне.

Abstract. Public-private partnership is becoming increasingly widespread in the Russian economy. For a better quality of life support for society, representatives of business structures and the state join forces to jointly carry out business. The article examines the mechanisms of public-private partnership for the development of infrastructure in the Arctic zone of the Russian Federation. Taking into account the large-scale infrastructure needs, public-private partnership is one of the most important tools for the socioeconomic development of the Arctic zone.

The article evaluates the provisions of the state program for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and its impact on the creation of more favorable conditions for public-private partnership in the Arctic.

It is proposed to use an investment accelerator, i.e. an organizational mechanism that allows maximizing the possibility of implementing projects and minimizing the time period from the investment idea to the state's obligations under the concession agreement. The presented mechanism should contribute to the active attraction of private investment in the construction of social facilities and further improve the standard of living of the population in the Arctic zone.

Ключевые слова: арктическая зона, инфраструктура, государственно-частное партнерство, развитие территорий, эффективность, социально-экономическое развитие.

Keywords: arctic zone, infrastructure, public-private partnership, territorial development, efficiency, socio-economic development.

Государственное управление развитием Арктической зоны РФ осуществляется на основе реализации мероприятий, отраженных в пакете нормативных правовых документов, основным их которых является Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [10].

Данная зона по сравнению с другими территориями Российской Федерации, характеризуется особенными условиями (рисунок 1).

Рисунок 1 - Особенности Арктической зоны Российской Федерации

Значение этих территорий и огромный потенциал развития, складывающиеся на фоне представленных особенностей Арктической зоны, определяют важность совершенствования системы государственного управления социально-экономическим развитием данной зоны.

Состав Арктической зоны РФ формируется из территорий, относящихся к субъектам Российской Федерации и расположенных в Северном Ледовитом океане (рисунок 2).

Арктическая программа РФ за последние годы изменялась несколько раз, причем корректировка проводилась не по техническим параметрам, а концептуальным категориям. Первоначальная версия государственной программы представляла собой исключительно аналитический документ. В 2017 году в госпрограмму были включены крупные проекты, такие как, развитие Северного морского пути. Это способствовало значительному увеличению финансирования, например, в 2024 года объем вкладываемых средств должен был составить 190 млрд руб.

В 2020 году значительная часть элементов программы была перераспределена в различные отраслевые документы. Это повлияло на сокращение финансирования до 6,9 млрд руб. на весь срок реализации. В версии программы на 2020 год остались всего два мероприятия, обеспеченные средствами, а именно финансирование деятельности двух учреждений для обеспечения работы «опорных зон» в Арктической зоне.

Версия новой арктической программы, утвержденной в марте 2021 г., включает две подпрограммы. Первая подпрограмма заключается в создании необходимых условий для привлечения частных инвестиций [1].

/

| ! Лрктжче-ская зона Россннск'он ФйЗбрапнн

Рисунок 2 - Территории, образующие Арктическую зону Российской Федерации [8]

По свой сути, подпрограмма фиксирует определенные обязательства государства перед резидентами Арктической зоны. Эта зона на данный момент характеризуется как территория, ориентированная на форсированное развитие. Аналогичные действия и инструменты применялись на Дальнем Востоке (реализация процедуры свободной таможенной зоны, внедрение налоговых льгот, а также применение системы пониженных ставок в части страховых взносов с 30 % до 7,5 % (для малого бизнеса - до 3,25 %).

Новые преференции будут распространяться на всю территорию арктических регионов России, без выделения отдельных особых экономических зон или территорий опережающего развития. Льготы, делятся на два больших блока: общие, которыми смогут воспользоваться все предприниматели, вне зависимости от типа проекта и области экономической деятельности, и частные, которые установят специальные правила для отдельных видов предпринимательства. Среди общих преференций - комплекс мер, направленных на повышение привлекательности макрорегиона для инвесторов за счет сокращения бюрократических издержек и облегчения формальных процедур. Данные преференции могут стать мощным толчком для роста экономических показателей и увеличения потока инвестиций в арктические регионы.

Действенными мерами поддержки явятся:

- субсидирование процентных ставок;

- компенсация страховых взносов;

- инфраструктурная поддержка.

Вторая подпрограмма заключается в формировании условий для устойчивого социально-экономического развития Арктики. На данный момент предполагается заниматься формированием нормативной базы и разработкой программ поддержки деятельности коренных малочисленных народов. В рамках второй подпрограммы развитие социальной инфраструктуры не предусматривается. Решениями правительства в этом направлении являются формирование Фонда социального развития Арктической зоны (в него планируется перечислять до 50 % налоговых поступлений от реализации инвестиционных проектов на этой территории). После аккумулирования в Фонде средства должны быть возвращены в бюджеты регионов, входящих в Арктическую зону для финансирования строительства или ремонта социальной инфраструктуры.

Новый документ досрочно отменил действовавшую до этого версию государственной программы развития Артистической зоны до 2025 года. Подобное «переформатирование» потребовалось с учетом того, что «старая версия» из масштабного документа превратилась в рамочный, так как большая часть мероприятий была перенесена в другие программы, при значительном сокращении финансирования со 190 млрд руб. до 7 млрд руб. С учетом этого, государственные власти признали предыдущую версию неэффективной и трансформировали документ.

Стать инвестором (резидентом) Арктической зоны могут все зарегистрированные на этой территории организации и предприниматели, которые готовы вложить в проект не менее 1 млн руб.

Резидентами Арктической зоны признаются индивидуальные предприниматели или являющиеся коммерческими организациями юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Арктической зоне Российский Федерации.

В соответствии с данными Инвестиционного портала Арктической зоны России к концу июля 2021 года зарегистрировано 167 резидентов (инвесторов), заявивших проекты стоимостью более 257 млрд руб. [5]

Анализируя текст программы следует отметить, что к окончанию 2024 года планируется привлечение 320 резидентов (инвесторов), вложения которых составят 63,4 млрд руб. инвестиций. Социальная эффективность инвестиций будет заключаться в создании 30 тыс. новых рабочих мест. Механизмы достижения неразрывно связаны с мерами государственной поддержки. Средства государственной программы должны быть направлены на субсидирование пониженного уровня ставок страховых взносов и льготных кредитов под 2 % (могут выдаваться инициаторам проектов, связанных с изменениями инфраструктуры и объектов производства суммарной стоимостью не менее 500 млн руб.).

Увеличение числа резидентов будет осуществляться параллельно со снижением для них уровня неопределенности. У группы резидентов появится возможность объединения таможенных зон, что очень важно, так как каждому делать зону экономически необоснованно. Будет упрощен порядок подачи заявлений и взаимодействий резидента с управляющей компанией (через электронную площадку).

В текстовой части самой государственной программы разделение финансирования по различным мерам отсутствует, но, как следует из бюджета на 2021-2023 гг., эти траты составляют лишь небольшую часть.

Самым дорогостоящим элементом должна явиться компенсация инвесторам (резидентам) определенного уровня затрат на создание инфраструктуры. Размер трат бюджета составляет около 13 млрд руб. в ближайший трехлетний период.

На эти цели в 2021 году в соответствии с данными программы из бюджета планируется выделить 3,4 млрд руб., в 2022-м и 2023 годах - по 6,0 и 5,2 млрд руб., в 2024 году -4,9 млрд руб. Помимо этого, предлагается развивать международное экономическое сотрудничество в Арктике. Этого можно добиться путем проведения Арктического форума, реализации мероприятий в рамках председательства России в Арктическом совете и других действий.

В соответствии с Федеральным законом № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» инфраструктурой Арктической зоны признаются следующие категории (рисунок 3).

Рисунок 3 - Инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации

Финансовое обеспечение создания (модернизации) объектов инфраструктуры в Арктической зоне проводится за счет средств внебюджетных источников, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, а также в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований [3].

Государственно-частное партнёрство является одним из важнейших инструментов социально-экономического развития Арктической зоны. Для более качественного жизнеобеспечения общества представители бизнес-структур и государства объединяют усилия для совместного осуществления бизнеса. Потребности в инфраструктуре для Арктической зоны очень масштабны. Формированию этих потребностей способствуют расстояния, концентрация экономики, дисбалансы в энергетическом и транспортном обеспечении, снабжении водой и др.

Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики озадачено созданием более выгодных условий государственно-частного партнерства в Арктике, чтобы активнее привлекать частные инвестиции в строительство социальных объектов, повышая тем самым уровень жизни населения в Арктической зоне.

В указе Президента РФ об основах государственной политики в Арктике до 2035 года в качестве одной из ключевых целей и национальных интересов России обозначены высокие уровень жизни и улучшение благосостояния людей.

Стратегически в Арктической зоне должно проживать значительно больше людей. Для стабилизации оттока населения из макрорегиона нужно совершенствовать производственную и социальную инфраструктуру.

Для увеличения притока населения следует строить много нового жилья. Подобное невозможно без приглашения крупных застройщиков, которые способны нарастить предложение и улучшить городскую среду. Этот масштабный проект должен быть неразрывно связан с подведением социальной инфраструктуры за счет концессии или господдержки. Для строительного сектора в Арктической зоне нужны режим абсолютного благоприятствования и минимальная налоговая и административная нагрузка.

Министерство заинтересовано в привлечении частных инвестиций через государственно-частное партнёрство в строительство социальных объектов, и опыт такой есть у

многих регионов, в том числе, у регионов Арктической зоны, но пока это единичные случаи. Но, если бизнесу будут предложены привлекательные условия для вхождения в строительство детских садов, школ, домов культуры, учреждений здравоохранения, то, как минимум, быстрее решится задача, связанная с повышением качества жизни. При этом будут сэкономлены средства налогоплательщиков.

Сдерживающими факторами развития государственно-частного партнёрства в Арктической зоне являются более высокие затраты на строительство по сравнению с центральной частью России и низкая плотность населения. Кроме, того следует отметить такие факторы, как отток населения из некоторых арктических регионов, низкий рейтинг привлекательности арктических территорий для банковских структур, значительная поляризация бизнеса, который подразделяется на крупнейшие организации сферы недропользования и микропредприятия сферы услуг.

Проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнёрства, предполагают возврат частных инвестиций от оплаты услуг. Такие услуги, как правило, оплачивает население. Его в арктических регионах мало, чтобы окупить такие инвестиции. Действия государства здесь должны быть направлены на частичное субсидирование стоимости этих услуг. Подобный механизм реализуется в целом ряде отраслей экономика.

Следующий момент заключается в том, что строительство в Арктике дорогое за счет дороговизны стройматериалов и рабочей силы. Здесь тоже государство может предложить механизмы компенсирования разницы между тем, сколько эти материалы или силы стоят в центральной части России и Арктике.

Искать решения по повышению привлекательности государственно-частного партнерства в Арктике, необходимо вместе с инвесторами, которые уже имеют опыт работы в формате государственно-частного партнёрства, всесторонне анализируя, что получилось успешно и где возникают проблемы.

Инвесторов для арктических проектов найти нелегко. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики предусмотрело отмену конкурсных процедур для тех, кто хочет вкладываться в Арктику. Для реализации крупных проектов нужны автодороги, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и очистные сооружения. Единичные компании могут построить эту инфраструктуру за свой счет.

Для планирования и реализации таких проектов, необходим инвестиционный акселератор. Он представляет собой организационный механизм, позволяющий максимально увеличить возможность реализации проектов и свести к минимуму период времени от инвестиционной идеи до обязательств государства в рамках концессионного соглашения.

Для определенной части проектов может применяться механизм СЗПК (соглашения о защите и поощрении капиталовложений). Данный закон предлагает для инвесторов (резидентов) неизменяемость условий по налогам (на прибыль, имущество, по транспортным налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС), а также условиям землепользования и градостроительной деятельности, субсидиям на строительство инфраструктуры. Но, оптимальным решением является создание инфраструктуры регионом или муниципалитетом, в рамках применения концессии.

Важнейшим аспектом применения инвестиционного акселератора является возможность консолидации однотипных проектов, для розничных регионов и за счет этого повышении привлекательности для инвесторов. Такими проектами могут явиться небольшие объекты социальной среды: скверы, общественные пространства, спортивные площадки, детские площадки. Результатом явится получение объектов, которые могут дать значительный социальный эффект при относительно небольших инвестициях. Применение инвестиционного акселератора способно решить общую проблему проектов государственно-частного партнёрства, а именно сокращение затраченных усилий (времени) и денежных средств инициаторов.

В первую очередь инвестировать в такие проекты будут институциональные инвесторы (банки, страховые компании, пенсионные фонды). Инициаторы проектов (те, кто реализует), в свою очередь, связаны с теми, кто в будущем будет пользоваться этой инфраструктурой.

Например, если какой-либо крупный инициатор разрабатывает месторождение, то ему нужна дорога. Инициаторами обычно выступают сильные группы, способные обеспечить объемы ресурсов, нужные концессионеру (как правило, это 10-15 % капитала). Представители разных регионов сходятся в том, что одним из перспективных направлений для применения государственно-частного партнерства помимо социальной инфраструктуры, является также туризм. Арктическая зона характеризуется особым туристическим потенциалом, возможности развития которого ограничивает имеющаяся транспортная инфраструктура.

В итоге следует отметить, что применение механизмов государственно-частного партнерства будет способствовать развитию социальной, транспортной, производственной инфраструктуры, а также туристическому потенциалу, что будет влиять на рост уровня жизни и улучшение благосостояния людей.

Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. N 484 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/400534977/#block_ 16006 (дата обращения 17.07.2021).

2. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения 17.07.2021).

3. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/74370528/ (дата обращения 18.07.2021).

4. Воротников А.М., Максимова Д.Д., Тарасов Б.А. Государственно-частное партнерство в формировании и развитии опорных зон развития в арктической зоне Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 4 (34). С. 7-12.

5. Инвестиционный портал Арктической зоны России [Электронный ресурс]. - URL https://arctic-russia.ru/ (дата обращения: 18.07.2021).

6. Леонов С.Н. К вопросу об оценке последствий включения арктической зоны РФ в сферу интересов Минвостокразвития // В сборнике: Ученые записки. Сборник статей. Под редакцией О.М. Прокапало. Хабаровск, 2019. С. 70-80.

7. Сахарова С.М., Долгова С.А., Боброва Е.А., Овсянникова С.И. Стратегические мероприятия государственного управления социально-экономическим развитием территории арктической зоны // Экономика и предпринимательство. 2021. № 5 (130). С. 423-432.

8. Сахарова, С.М. Проектный подход к разработке мероприятий по повышению эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны [Текст] / С.М. Сахарова, Л.В. Тугачева, А.И. Репичев // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 1 (114) - С. 584-589.

9. Суслов Ю.Е. Основные тенденции государственного управления устойчивым развитием Арктической зоны РФ [Текст] / Ю.Е. Суслов, В.С. Кудряшов, Е.В. Прохоренко // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). - 2020. - № 12 (14). - С. 96-103.

10. Тугачева Л.В., Сахарова С.М., Головина Т.А. Публичное управление социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С. 439-445.

References:

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of March 30, 2021 N 484 "On approval of the state program of the Russian Federation" Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation "[Electronic resource] URL: https://base.garant.ru/400534977/#block_16006 (accessed 17.07.2021).

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 645 of October 26, 2020 "On the Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035" Electronic resource] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (accessed 17.07.2021).

3. Federal Law No. 193-FZ of July 13, 2020 "On State Support for Entrepreneurial Activity in the Arctic Zone of the Russian Federation" Electronic resource] URL: https://base.garant.ru/74370528/ (accessed

18.07.2021).

4. Vorotnikov A.M., Maksimova D. D., Tarasov B. A. Public-private partnership in the formation and development of support development zones in the Arctic zone of the Russian Federation / / Bulletin of the Russian University of Cooperation. 2018. No. 4 (34). pp. 7-12.

5. Investment portal of the Arctic zone of Russia [Electronic resource]. - URL https://arctic-russia.ru/ (accessed: 18.07.2021).

6. Leonov S. N. On the issue of assessing the consequences of including the Arctic zone of the Russian Federation in the sphere of interests of the Ministry of Regional Development // In the collection: Scientific notes. Collection of articles. Edited by O. M. Prokapalo. Khabarovsk, 2019. pp. 70-80.

7. Sakharova S. M., Dolgova S. A., Bobrova E. A., Ovsyannikova S. I. Strategic measures of state management of socio-economic development of the territory of the Arctic zone // Economics and entrepre-neurship. 2021. No. 5 (130). pp. 423-432.

8. Sakharova, S. M. Project approach to the development of measures to improve the efficiency of state management of socio-economic development of the Arctic zone [Text] / S. M. Sakharova, L. V. Tuga-cheva, A. I. Repichev // Economics and entrepreneurship. - 2020. - № 1 (114) - Pp.584-589.

9. Suslov Yu. E. The main trends of state management of sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation [Text] / Yu. E. Suslov, V. S. Kudryashov, E. V. Prokhorenko // Economics and management of the national economy (St. Petersburg). - 2020. - № 12 (14). - P. 96-103.

10. Tugacheva L. V., Sakharova S. M., Golovina T. A. Public management of socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation // Economics and entrepreneurship. 2021. No. 1 (126). pp. 439-445.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-249-255

Р.Д. Сердюков - аспирант 3 года обучения, Южный федеральный университет (ЮФУ), rserdyukov@sfedu.ru,

R.D. Serdyukov - 3d year Ph.D. student, Southern Federal University (SFedU).

РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД THE ROLE AND PLACE OF DIGITAL PLATFORMS IN THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES: ECOSYSTEM APPROACH

Аннотация. Стремительное развитие новых цифровых технологий и осознание возможностей и перспектив, которые они предоставляют, способствовало формированию платформенной экономики, в основе которой лежат цифровые платформы. Цифровые платформы способны стирать отраслевые и территориальные барьеры, сужая или расширяя сферу деятельности хозяйствующих субъектов. В статье выделяются два типа цифровых платформ: транзакционные и инновационные платформы. Отмечается, что промышленные цифровые платформы могут представлять собой симбиоз двух типов платформ или же характеризоваться разной степенью участия в каждом из типов платформ. Выделяется ряд факторов, которые могут влиять на принадлежность платформы к тому или иному типу. Среди преимуществ цифровых платформ выделяются: значительное снижение транзакционных издержек, повышение динамичности рынка; эффективность, быстрота и удобство взаимодействия и реализации продукции для всех заинтересованных сторон; нахождение новых источников создания стоимости.

Abstract. The rapid development of new digital technologies and the awareness of the opportunities and prospects that they provide have contributed to the formation of a platform economy based on digital platforms. Digital platforms are able to erase industry and territorial barriers by narrowing or expanding the scope of firms. The article identifies two types of digital platforms: transactional and innovative platforms. It notes that industrial digital platforms can be a symbiosis of the two types of platforms, or be characterized by different degrees of participation in each type of platform. A number of factors that may influence the belonging of a platform to one or another type are highlighted. The advantages of digital platforms include: significant reduction of transaction costs, increased market dynamics; efficiency, speed and convenience of trading for all parties involved; finding new sources of value creation.

Ключевые слова: цифровизация, промышленность, цифровые платформы, цифровые экосистемы в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.