Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ОПОРНЫХ ЗОН В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ОПОРНЫХ ЗОН В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
290
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / СЕВЕР / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОПОРНЫЕ ЗОНЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ГЧП / ARCTIC / NORTH / ARCTIC ZONE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / NORTHERN SEA ROUTE / PPP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Патрин Д.А., Ратников К.Ю., Молла Г.Г.

Арктика для России является одним из приоритетных направлений развития страны. В августе 2017 г. было утверждено новое издание российской госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктики и дальнейшему освоению ее территории. На текущий момент это основной документ, касающийся развития экономики арктических территорий нашей страны. Основная идея этого документа и будущего закона «Об Арктической зоне РФ» заключается в формировании опорных зон развития регионов, которые представляют собой полноценные комплексные проекты, осуществляемые для целей социально-экономического развития и освоения арктических пространств. Ключевой базой для запланированных в госпрограмме проектов станут современные минерально-сырьевые центры, в комплексе связанные единой транспортной инфраструктурой как федерального, так и регионального значения. В центральной части Арктической зоны России располагается Северный морской путь, служащий магистралью, которая объединяет всю Арктику. Согласно государственной программе одним из основных инструментов развития Арктики станет государственно-частное партнерство. Данная статья содержит основные планы развития Арктики и возможные инструменты государственно-частного партнерства для применения в этом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN DEVELOPMENT OF REFERENCE ZONES IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION CONFEDERATIONS

The Arctic is one of Russia's priority areas of development. In August 2017, a new edition of the Russian state program for the socio-economic development of the Arctic and further development of its territory was approved. At the moment, this is the main document concerning the development of the economy of the Arctic territories of our country. The main idea of this document and the future law "on the Arctic zone of the Russian Federation" is to form reference zones for regional development, which are full-fledged complex projects implemented for the purpose of socio-economic development and development of the Arctic spaces. The key base for the projects planned in the state program will be modern mineral resource centers that are linked together by a single transport infrastructure of both Federal and regional significance. In the Central part of the Arctic zone of Russia is the Northern sea route, which serves as a maritime highway that connects the entire Arctic. According to the state program, one of the main tools for the development of the Arctic will be public-private partnership. This article contains the main plans for the development of the Arctic and possible public-private partnership tools to be implemented in this region.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ОПОРНЫХ ЗОН В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ ОПОРНЫХ ЗОН В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Патрин Д. А.*

к.ю.н, доцент

Ратников К. Ю.*

к.ю.н, профессор

Молла Г. Г.*

студент

'Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Аннотация:

Арктика для России является одним из приоритетных направлений развития страны. В августе 2017 г. было утверждено новое издание российской госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктики и дальнейшему освоению ее территории. На текущий момент это основной документ, касающийся развития экономики арктических территорий нашей страны. Основная идея этого документа и будущего закона «Об Арктической зоне РФ» заключается в формировании опорных зон развития регионов, которые представляют собой полноценные комплексные проекты, осуществляемые для целей социально-экономического развития и освоения арктических пространств. Ключевой базой для запланированных в госпрограмме проектов станут современные минерально-сырьевые центры, в комплексе связанные единой транспортной инфраструктурой как федерального, так и регионального значения. В центральной части Арктической зоны России располагается Северный морской путь, служащий магистралью, которая объединяет всю Арктику. Согласно государственной программе одним из основных инструментов развития Арктики станет государственно-частное партнерство. Данная статья содержит основные планы развития Арктики и возможные инструменты государственно-частного партнерства для применения в этом регионе.

Ключевые слова:

Арктика; Север; Арктическая зона; опорные зоны развития; государственно-частное партнерство; Северный морской путь; ГЧП

УДК 338.26

DOI: 10.24411/2658-6932-2020-10052

Для цитирования: Патрин Д. А., Ратников К. Ю., Молла Г. Г. Государственно-частное партнерство в развитии опорных зон в Арктической зоне Российской Федерации / Г. Г. Молла, Д. А. Патрин, К. Ю. Ратников // Контентус. - 2020. - № 5. - С. 129 - 137.

Для целей систематизации существующих нормативно-правовых законодательных актов, связанных с Арктической зоной на территории Российской Федерации, уже несколько лет разрабатывается проект федерального закона по вопросу развития Арктической зоны РФ. Ни в прежнем СССР, ни в современной России соответствующего рамочного закона по поводу освоения территории Арктической зоны не существовало, несмотря на все попытки его принять. Среди основных проблем, которые должен решить новый закон — это отсутствие единой терминологии и точных границ Арктической зоны территории Российской Федерации (далее - АЗ РФ).

Основным содержанием законопроекта с учетом имеющихся поправок к нему является создание нескольких опорных зон развития территории (далее - ОЗР), которые предполагают реализацию комплексных проектов по социально-экономического развития регионов АЗ РФ. Подобные проекты предусматривают, кроме прочего, применение методик территориального развития регионов с использованием механизмов государственно-частного или муниципально-частного партнерства (далее ГЧП или МЧП).

Формирование ОЗР предусматривает разработку программ по освоению арктической зоны, в том числе шельфовых территорий, поиск природных ресурсов и качественное развитие необходимой транспортной инфраструктуры. Ключевой судоходной артерией планируется использовать Северный морской путь (далее - СМП). Предпринимательская и хозяйственная сферы территории Арктики также получат значительный стимул к дальнейшему развитию.

Планируемые ОЗР отражены в госпрограмме под названием «Социально-экономическое развитие АЗ РФ», последняя редакция которой была утверждена соответствующим постановлением Правительства России от 31 августа 2017 года №1064.

С учетом государственного и административно-территориального устройства Российской Федерации и АЗ РФ, расположения уже имеющихся транспортных узлов, наличия ресурсной базы выделены восемь ОЗР.

По поводу опорной зоны Северо-Якутской территории стоит сказать отдельно — данный проект изначально заявлен как пилотный и должен был начать свою реализацию в 2018 году, но пока информации о начале работ по проекту нет. Одной из причин является отсутствие законодательного акта по вопросу развитии АЗ РФ.

В данный момент всего пять прибрежных районов в республике Саха (Якутия) вошли в состав АЗ РФ — это Аллаиховский, Анабарский, Бу-лунский, Нижнеколымский и Усть-Янский. Ожидается вхождение еще восьми районов Якутии в состав АЗ РФ — Абыйского, Эвено-Бытантайского, Среднеколымского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганского, Момского и Оленекского. В перспективе в вышеназванных тринадцати арктических районах Якутии планируется обеспечение комплексного подхода к развитию северных регионов России [2].

По Северо-Якутской ОЗР разрабатывается два основных проекта. Первый из них предполагает реконструкцию транспортной инфраструктуры в морском порту пос. Тикси, относящемуся к СМП, это обеспечит доступ к нему морским судам, имеющим осадку до 10 метров. При этом в качестве одной из ключевых задач планируется развитие именно восточной части СМП. Разрабатывается проект реализации транспортировки грузов из Китая через республику Саха (Якутия) до СМП. По второму проекту предполагается строительство высокотехнологичной Жа-тайской судостроительной верфи, которая оценивается примерно в 5,75 млрд рублей, при этом 4,1 млрд рублей поступят в рамках госпрограммы из федерального бюджета. Планируется в рамках только этого проекта создать 1300 дополнительных рабочих мест.

Проект Северо-Якутской ОЗР предусматривает развитие инфраструктуры в Республике Саха (Якутия). В соответствии с ним разработан перечень инвестиционных проектов, связанных с реконструкцией крупнейших объектов — аэропортов, автомобильных дорог, региональных дизельных электростанций, а также предполагается реализация проектов по промышленному освоению природных месторождения драгоценных металлов, углеводородов, олова, вольфрама, индия и т. д. Значительное внимание уделено инвестиционным проектам по освоению запасов Верхне-Мунского рудного поля, природного месторождения россыпного олова в реке Тирехтях, по геологическому разведыванию и освоению Западно-Анабарского участка, Томторского месторождения редкоземельных металлов. Также республика имеет до 80% мировых запасов бивней мамонтов и единственное в мире Попигайское месторождение так называемых импактных алмазов.

Особое внимание к территории Арктики все чаще присутствует со стороны некоторых азиатских стран, в том числе Китая, Японии и Южной Кореи. Этот интерес объясняется тем, что природные ресурсы региона и его транспортные возможности, в частности регулярные транзиты СМП, со временем становятся все более доступными вследствие климатических и других изменений. Если учитывать нестабильную политическую и

военную обстановку на Ближнем Востоке в самые ближайшие годы территория Арктики может рассматриваться азиатскими странами как потенциальная материально-сырьевая база. В основном это касается Китая, его ключевой целью является постоянное поддержание темпов своего экономического развития. Значительные перспективы многие промышленники видят в добыче олова на территории Усть-Янского района Якутии.

Можно справедливо отметить, что промышленное освоение территорий является основой российской стратегии в развитии АЗ РФ. Ключевая задача формирования ОЗР состоит в постоянной эксплуатации минерально-сырьевых запасов, так как согласно разработанной госпрограмме основная часть всех заявленных к реализации проектов направлена именно на разработку будущей минерально-сырьевой базы Арктики.

Наиболее экономически важными и значимыми проектами остаются морской порт пос. Сабетта в Карском море ЯНАО, который уже начал функционировать в конце 2017 года. Предполагается, что он станет крупнейшим логистическим звеном в зоне СМП. Реализация данных проектов во многом зависит от строительства СШХ («Северный широтный ход»), который, при своей потенциальной протяженности в 707 км, будет выступать стратегически важной транспортной артерией и послужит стимулом к развитию СМП. Работы по строительству СШХ начались в мае 2018 года, а завершение, изначально запланированное на 2022 год, очевидно, затянется с учетом текущей эпидемиологической ситуации и экономическим кризисом. Проект также имеет социальное значение для регионов Арктики и Урала — это создание порядка 300 тысяч дополнительных рабочих мест. Еще один важный проект - открытый в середине декабря 2017 г. также в пос. Сабетта важнейший региональный завод «Ямал СПГ», производящий сжиженный газ.

К 2022 г. в России также планируется построить три новых современных атомных ледокола по проекту 22220. Головной ледокол «Арктика» введен в строй в мае 2020 года, «Сибирь» будет введен в эксплуатацию в 2021 году, а «Урал» - к 2022 году. Сейчас в строю находятся семь атомных ледоколов, являющихся крупнейшими в мире.

Однако, как считает глава АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Львович Рахманов, России требуется около пяти новейших ледоколов, в их числе также максимально мощные ЛК-120, которые должны будут успешного осваивать пространства Арктики. Рахманов отметил, что на текущий день проводка по СМП длится только в течение 6 месяцев, и ее следует увеличивать до 9-12 месяцев [8].

Кроме того, существуют планы по строительству нескольких специальных ледоколов для отгрузки СПГ, о которых высказались сразу две организации: НОВАТЭК и «Атомфлот» [1].

По поводу регулирования транспортных проходов по СМП, еще в 2013 году была создана Администрация СМП, в которую с начала деятельности поступает порядка 700 заявлений в год на грузовой проход. Необходимо отметить, что дальнейшее развитие СМП является жизненно важным направлением для всех жителей региона.

СССР в свое время осуществляло регулярные поставки по СМП так называемого «северного завоза», что на данный момент в полной мере не представляется возможным. На данный момент действующая система морских портов СМП России не позволяет по максимуму использовать инфраструктуру для подобных целей. Важно отметить, что установленные заранее сроки по доставке товаров, топливных ресурсов и продовольствия для нормальной жизнедеятельности северных населенных пунктов регулярно срываются, ситуация повторяется из года в год.

Если сравнить государственную политику прошлого СССР и современной России по вопросам стратегического освоения Арктики, то на первый взгляд все принципы общего развития похожи между собой. Любые ожидания зависят от уровня развития пропускной транспортной способности СМП и общего ресурсного потенциала территории Арктики. Соответственно, как СМП, так и ОЗР официально объявлены ведущими показателями социально-экономического развития АЗ РФ. Планируется перевозка природных ресурсов АЗ РФ по СМП на ведущие европейские и азиатские рынки [3].

Современная Россия не может самостоятельно развивать Арктическую зону без сторонней помощи, так как нет дешевой рабочей силы, существовавшей в период правления СССР, необходимы инвестиционные вложения, в том числе из других стран. Таким образом, главная проблема экономического развития АЗ РФ — это отсутствие достаточного количества ресурсов, в том числе трудовых, поэтому в целях всестороннего развития СМП запланирован ряд различных проектов по восстановлению инфраструктуры региона. Эти проекты подразумевают привлечение прямых иностранных инвестиций, а также использование инструментов ГЧП [3].

Последнее, в свою очередь, представляет собой долгосрочное сотрудничество на взаимовыгодных условиях между государством и частными партнерами, которое нацелено на реализацию госпроектов в целях решения юридических, социальных и экономических задач региона, повышения общей доступности и улучшения качества оказываемых пуб-

личных услуг, и достигается путем привлечения сторонних ресурсов и разделения принимаемых рисков [4-5].

Нормативно-правовая база ГЧП все еще формируется в России и включает на данный момент Федеральные законы «О государственно-частном партнерстве, мунициально-частном партнерстве в РФ» от 2015 года (далее - закон о ГЧП) и «О концессионных соглашениях» от 2006 года. Эти законы предоставляют правовую основу при реализации ГЧП в Арктической зоне РФ. Законом о ГЧП определены следующие основные характеристики.

ГЧП или МЧП (муниципально-частное партнерство) подразумевает официальное сотрудничество в целях реализации крупных проектов между государственной или муниципальной структурой и частным партнером (например, строительной или подрядной организацией). Данное сотрудничество юридически оформляется на заранее установленный срок и опирается на совмещении ресурсов и справедливом распределении рисков во время реализации данного проекта. Соответственно, осуществление сотрудничества происходит на основании договора о ГЧП (МЧП), по условиям которого основной целью устанавливается привлечение в экономику региона частных инвестиционных вложений, а также обеспечение властями доступности товаров, выполняемых работ и предоставляемых услуг.

По официальным данным Центра развития ГЧП за 2017-2019 годы, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Саха (Якутия) и Архангельская область находятся в третьем десятке среди всех регионов России из списка рейтинга, а Ямало-Ненецкий автономный округ и Мурманская область расположились уже в четвертом десятке. В других регионах ситуация еще хуже: Республика Коми на 54-м месте, Чукотский АО на 64-м месте и Ненецкий АО на 74-м месте. Российское Агентство стратегических инициатив в приведенном национальном рейтинге общегосударственного инвестиционного климата за 2017 год сделало вывод, что «ни один из округов АЗ РФ не входит в ТОП-20 по стране».

Из этого следует вывод, что районам АЗ РФ необходимо серьезно задуматься над существующими методами и сформировать принципиально другие подходы для качественного улучшения общего инвестиционного климата в своем регионе, что очень важно в связи с государственной политикой в отношении развития Арктики.

Ключевыми проектами по ОЗР запланированы так называемые минерально-сырьевые центры (далее - МСЦ), которые представляют собой несколько разрабатываемых и планируемых для освоения природных месторождений, связанных между собой существующей и планируемой

к созданию инфраструктурой региона. Кроме всего прочего, МСЦ должны иметь единый пункт по отгрузке добытого сырья и/или используемых продуктов по его обогащению, соединяемый с общей транспортной системой страны или региона. Необходимо достичь таких целей, чтобы планируемая инфраструктура АЗ РФ в рамках ОЗР оказала положительное влияние как на технологическую, так и на социальную инфраструктуру будущих МСЦ.

Создание и дальнейшее развитие МСЦ предполагает фактически реализацию регионально значимых проектов по схеме ГЧП. Очевидно, что реализация крупных инфраструктурных проектов по Арктике в рамках предложенных ОЗР, постепенное создание технологической и социальной инфраструктуры недалеко от МСЦ приведет к последующему росту сопутствующего бизнеса по обслуживанию населения и основных направлений производства АЗ РФ. Появление бизнеса, в свою очередь, приведет к росту налогов и поступлений в бюджеты разных уровней. Названная положительная динамика, теоретически, может позволить использовать в заявленных по госпрограмме проектах достаточно распространенный в зарубежных странах мира механизм ГЧП, который носит название Tax Increment Financing (TIF).

Данный инструмент представляет собой финансирование посредством прироста налоговых платежей, то есть «в рамках этого механизма власти того или иного уровня возвращают инвестированные в значимые инфраструктурные проекты средства за счет бюджетных доходов, полученных в результате роста налогов в своем регионе. Прирост объема налоговых поступлений в бюджет региона возникает вследствие увеличения налоговой базы, которая логично возникает в результате реализации и дальнейшей эксплуатации профинансированных проектов».

Таким образом, будущее развитие Арктики связано с дальнейшим опытом применения ГЧП, поскольку основным инструментом реализации значимых проектов по созданию ОЗР и МСЦ в Арктике будет именно ГЧП. Важно, что дорожная карта по расширению использования механизма ГЧП (инфраструктурной ипотеки) уже утверждена Правительством РФ в марте 2018 года. На стадии подготовки уже находятся значимые проекты, предполагающие использование принципов ГЧП в Арктике.

Патрин Д.А., Ратников К.Ю., Молла Г.Г. Государственно-частное партнерство в развитии. Список использованных источников

1. Барсуков Ю., Веденеева А. «Атомфлот» и НОВАТЭК столкнулись на Севморпути. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 3656811 (дата обращения: 22.10.2019).

2. Васильева Е. Якутия представила проект создания Северо-Якутской опорной зоны в Арктике. URL: https://minvr.ru/press-center (дата обращения: 22.10.2019).

3. Воротников А.М. Актуальность реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Арктической зоны Российской Федерации // Журнал юридических исследований. 2018. Т. 2. No 3. URL: https://naukaru. ru/en/nauka/article/18523/view (дата обращения: 22.10.2019).

4. Выступление Президента Российской Федерации Владимира Путина на пленарном заседании IV Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» 30 марта 2017 г. в Архангельске. URL: https://arctic.gov.ru/ FilePreview (дата обращения: 22.10.2019).

5. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». 31.08.2017. URL: http:// static.government.ru/media (дата обращения: 22.10.2019).

6. Для освоения Арктики России понадобится до пяти новых ледоколов. 25.05.2018. URL: https://regnum.ru/news/2421326.html (дата обращения: 22.10.2019).

7. Дмитриев М., Чистяков П. Транспорт, жилье, экология // Ведомости. 2017. 4 июля. URL: https://www.vedomosti.ru/

8. Онлайн-портал «Регнум» [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/2421326.html (Дата обращения: 21.04.2020).

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN

DEVELOPMENT OF REFERENCE ZONES IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION CONFEDERATIONS

Patrin D. A.

candidate of law, associate Professor

Ratnikov K. Yu.

candidate of law, Professor.

Molla G. G.**

student

** Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract:

The Arctic is one of Russia's priority areas of development. In August 2017, a new edition of the Russian state program for the socio-economic development of the Arctic and further development of its territory was approved. At the moment, this is the main document concerning the development of the economy of the Arctic territories of our country. The main idea of this document and the future law "on the Arctic zone of the Russian Federation" is to form reference zones for regional development, which are full-fledged complex projects implemented for the purpose of socio-economic development and development of the Arctic spaces. The key base for the projects planned in the state program will be modern mineral resource centers that are linked together by a single transport infrastructure of both Federal and regional significance. In the Central part of the Arctic zone of Russia is the Northern sea route, which serves as a maritime highway that connects the entire Arctic. According to the state program, one of the main tools for the development of the Arctic will be public-private partnership. This article contains the main plans for the development of the Arctic and possible public-private partnership tools to be implemented in this region.

Keywords:

the Arctic; the North; the Arctic zone; public-private partnership; Northern Sea Route; PPP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.