ТЭК РОССИИ И ВНЕШНИЕ РИСКИ
Евгения ШАВИНА Виктор ПРОКОФЬЕВ
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Достижение устойчивого экономического роста осуществляется посредством эффективного использования потенциала страны, а в частности её регионов. Перспективным направлением для исследования на современном этапе экономического развития России является Арктика, которая обладает значительными сырьевыми природными ресурсами, экономическим и социальным потенциалом, который можно и нужно эффективно использовать.
Активное хозяйственное освоение богатств Арктики требует формирования и использования необходимой инфраструктуры на территории её регионов, и, прежде всего, Северного морского пути, который является с точки зрения соотношения затрат и времени оптимальным маршрутом для транспортировки грузов из Европы на Дальний Восток и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Масштабному освоению Арктической зоны России в современной рыночной и геополитической обстановке препятствуют современные вызовы, такие как значительное падение цен на ресурсы на мировых рынках, обостряющаяся борьба за покупателей углеводородов и секторальные санкции, последствия от которых могут быть крайне негативными. Поэтому важная роль в реализации арктического потенциала принадлежит государству.
На сегодняшний день уже утверждена новая арктическая нормативно-правовая база, определены сухопутные территории Арктической зоны РФ,
ШАВИНА Евгения Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г. В. Плеханова, старший научный сотрудник отдела экономических исследований Института стран СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, ул. Б. Полянка, д. 7/10, стр. 3. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 7310-5921.
ПРОКОФЬЕВ Виктор Анатольевич, магистр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119991, Ленинский пр-т, д. 65. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 1430-7719.
Ключевые слова: арктические регионы, экономический рост, устойчивое развитие, Арктика, Северный морской путь, территории опережающего развития, государственно-частное партнёрство, Комплексный план расширения и модернизации магистральной инфраструктуры, ресурсы шельфа, экономический потенциал.
Дата поступления в редакцию 15.06.2020.
приняты необходимые организационные меры по защите интересов РФ в регионе, определены основы государственной политики в Арктике до 2035 г. Правительством подготовлен портфель из 150 перспективных арктических проектов, реализация которых невозможна без мероприятий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности региона. Положительный опыт создания территорий опережающего развития требует масштабирования в северных районах, а осуществление инфраструктурных проектов должно осуществляться на условиях государственно-частного партнёрства.
Ключевым условием успешного развития Арктики является диверсификация региональных экономик посредством поддержки таких отраслей, как машиностроение, цветная и чёрная металлургия, альтернативная энергетика и др. Положительное влияние на эффективное использование арктического потенциала может также оказать спрос нефтегазовой промышленности на продукцию смежных секторов экономики.
Введение
Значительные запасы энергетических ресурсов в России обуславливают важную роль топливно-энергетический комплекса (ТЭК) в развитии национальной экономики. ТЭК обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, определяет основные направления внешнеэкономической деятельности и способствует экономическому объединению субъектов Российской Федерации. В связи с этим эффективное развитие энергетики является основой устойчивого развития страны.
В настоящее время Арктический регион становится актуальным направлением развития российского ТЭК. Среди основных стратегических приоритетов можно выделить комплексное использование минерально-сырьевого потенциала и развитие транспортной инфраструктуры в регионах Арктической зоны [Липина, Череповицын, Бочарова, 2018]. Освоение Арктики и использование её потенциала является задачей, требующей точечного подхода в разработке и реализации стратегии развития арктических территорий в условиях привлечения значительных инвестиций и существования высоких рисков. Именно поэтому целесообразно изучить имеющийся ресурсный, экономический и социальный потенциал Арктики, выявить проблемы его эффективного использования и определить механизмы дальнейшего развития арктических территорий.
Потенциал арктических регионов и проблемы его использования
Исторически сложилось, что Россия — ведущая арктическая держава. Арктика обеспечивает 11 % национального дохода России, 22 % объёма общероссийского экспорта, 10 % всех инвестиций, а также демонстрирует высокие темпы роста производительности труда. В арктическом регионе России проживает около 2,5 млн человек [ЦДУ ТЭК, 2020].
Рис. 1. Схема размещения опорных зон развития Арктики
Источник: [ЦДУ ТЭК, 2020]
В целях государственного управления развитием региона в 2013 г. была утверждена Стратегия развития Арктической зоны на период до 2020 г. [ Стратегия, 2013], в мае 2014 г. вышел Указ Президента РФ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», согласно которому в Арктическую зону (далее — «регионы Арктики») входят: Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, некоторые территории Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Красноярского края и Якутии, земли и острова в Северном Ледовитом океане (рис. 1.) [Указ Президента РФ № 296, 2014], а в августе 2017 г. Постановлением Правительства № 1064 была утверждена Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 г». [Постановление Правительства № 1064, 2017].
Сложившаяся деловая и политическая практика позволяют расширить перечень регионов за счёт включения участников Северного форума *, таких как Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Магаданская и Сахалинская области, г. Санкт-Петербург. Учёт динамики показателей в указанных регионах также важен, поскольку рабочие группы по энергетике и вопросам развития Арктики в рамках Межправительственной экономической комиссии проходят с участием представителей указанных регионов.
* Международное объединение, целью которого является регулирование взаимодействия стран в Арктике.
Богатства Арктики трудно переоценить. В пересчёте на условное топливо извлекаемые запасы углеводородов континентального шельфа составляют 98,7 млн т. На шельфе сосредоточена четверть запасов нефти и газового конденсата и 70 % газа России, открыто двадцать крупных нефтегазоносных провинций и бассейнов, десять из которых имеют доказанные запасы. Крупнейшими нефтегазовыми бассейнами в Арктике являются Восточно-Баренцевский, Южно-Карский, Лаптевский, Восточно-Сибирский и Чукотский [ЦДУ ТЭК, 2019].
По совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. По оценкам отраслевых экспертов, к 2050 г. шельф Арктики может обеспечивать от 20 % до 30 % всей нефтедобычи. В среднесрочной перспективе развитие северных регионов связано с освоением месторождений полезных ископаемых, содержащих алмазы, редкоземельные элементы, никель, кобальт, драгметаллы, ниобий, тантал, титан и др.
Характеризуя ресурсный потенциал Арктики, необходимо выделить следующие особенности его освоения: суровые климатические условия; сезонность работ; низкая степень геологической изученности; необходимость постоянного мониторинга погодных условий и состояния нефтяных платформ; сложный процесс буксировки и установки платформы (для морских нефтегазовых месторождений); ограниченное количество персонала на месторождениях и суровые условия пребывания.
Также следует отметить, что для освоения месторождений Арктики требуется осуществить колоссальные капитальные вложения, которые не всегда рационально тратить в условиях низкой и долгой окупаемости. Необходимо использовать уникальные технологии, учесть риски, которые государство должно делить с инвесторами [Липина, Череповицын, Бочарова, 2018].
Масштабному освоению Арктической зоны России в современной рыночной и геополитической обстановке очень препятствуют современные вызовы, последствия от которых могут быть крайне негативными. Среди них можно отметить следующие:
• значительное падение цен на углеводороды на мировых рынках в 3 — 5 раз с 2013 г.;
• масштабное открытие новых месторождений нефти и газа в разных районах мира в более благоприятных климатических условиях с низкой себестоимостью добычи;
• обостряющаяся борьба за покупателей углеводородов в условиях текущего относительного профицита углеводородного сырья, осложнённая неблагоприятной геополитической обстановкой;
• высокие темпы развития возобновляемых источников энергии в основных странах — потенциальных потребителях российских углеводородов
(мощности ветровой энергетики в мире выросли в 40 раз с 2000 г., солнечной — в 420 раз);
• секторальные санкции при очень высокой зависимости российской нефтегазовой отрасли от импортных технологий, особенно для Арктики;
• чрезвычайно высокая экологическая уязвимость природы Заполярья и большие противоречия с основной деятельностью коренного этноса российской Арктики [Ампилов, 2020].
Существует и множество других проблем, которые так или иначе связаны с указанными выше. Только на некоторые из этих вызовов есть ответы, но степень их обоснованности и проработки крайне низка. Решение данных проблем, а не их игнорирование должно быть поставлено во главу угла при разработке комплексной программы развития Арктики.
Именно поэтому Арктика нуждается в особом внимании со стороны государства. Особенно это касается моносырьевых регионов, развитие которых сильно зависит от запасов невозобновляемых природных ресурсов. Так, удельный вес топливной промышленности в общем объёме промышленного производства в Ненецком АО в последние годы составляет 97—98 %, а доля налоговых поступлений в бюджет округа — более 70 %. Другими словами, благополучие округа на 70 % зависит от благополучия лишь в одной нефтяной отрасли. По разным оценкам, нефти в Ненецком АО хватит на 25—40 лет добычи, за это время экономика округа должна пройти путь диверсификации, иначе консервация месторождений и рабочих мест будет фактически означать вымирание региона. Помимо Ненецкого АО в Арктическую зону входят такие моносырьевые регионы, как Ямало-Ненецкий АО, а также частично к ним можно отнести республику Саха и Чукотский АО. В последних, помимо нефти и газа, есть другие полезные ископаемые, которые добывать экономически целесообразно и при этом их объём превышает местное значение.
Авторы, исследующие возможности развития Арктики [Никулина, 2016; Цукерман, 2019 и др.], обращают внимание на определение и максимально эффективное использование потенциала макрорегиона. Они выделяют: инвестиционный, инновационный, человеческий, социальный, экономико-географический потенциалы. Показатели социального потенциала оперируют данными человеческого потенциала (уровня жизни, образования, здравоохранения и демографии). Так, по индексу развития человеческого потенциала за 2017 г. регионы Арктики входили в категорию лидеров. Причём стоит отметить положительную динамику индекса практически по всем регионам, начиная с 2000 г. Вместе с тем социальный потенциал должен учитывать обеспеченность регионов социальными объектами (на душу населения), профессионально-квалификационную структуру населения, а также миграцию. Последний
элемент частично входит в понятие экономический потенциал в части трудовой миграции наряду с уровнем производительности труда, плотностью ресурсов, темпами роста ВРП и др.
Чтобы оценить социальный и экономический потенциал, обратимся к основным характеристикам регионов Арктики (табл. 1.). Так, арктические регионы занимают почти половину всей территории России, хотя численность населения на 1 января 2019 г. составляла всего 5 % от общероссийской. Стоит отметить низкий показатель среднегодовой численности занятых, который суммарно по девяти регионам Арктики составляет 3 927,5 человек (50 % всего населения Арктики), что связано преимущественно с вахтовым методом занятости. Этот же показатель по четырём участникам Северного форума составляет 3 522,9 человек, что объясняется высокой долей занятости населения в г. Санкт-Петербург. Арктические регионы по общему показателю валового регионального продукта и инвестициям в основной капитал занимают достаточно высокую позицию по сравнению с другими регионами. Так, суммарный ВРП регионов Арктики в 2017 г. составил 7,3 млрд руб. (около 10 % от общероссийского показателя в 73, 9 млрд руб.), а объём инвестиций в основной капитал — 2, 37 млрд руб. (13, 4 % от общероссийского показателя).
В основном такая высокая доля рассмотренных показателей достигается за счёт трёх регионов — Ямало-Ненецкого АО, Красноярского края и Республики Саха (Якутия). Относительно участников Северного форума, безусловными лидерами по объёму инвестиций и ВРП являются г. Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский АО — Югра.
Проанализировав среднедушевые денежные доходы, потребительские расходы на душу населения (в месяц) и среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников организаций, можно сделать следующие выводы:
1) среднедушевые денежные доходы (в месяц) по всем регионам Арктики превышают среднероссийский уровень на 34 %, исключение составляют Архангельская область, Красноярский край и Республика Карелия. Лидерами по уровню среднедушевых доходов являются Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский АО с доходами соответственно 79 398, 78 549 и 78 812 руб.;
2) потребительские расходы на душу населения (в месяц) незначительно выше общероссийского показателя, всего на 6 %. Это превышение достигается за счёт высоких расходов четырёх регионов: Ямало- Ненецкого АО, Якутии, Ненецкого АО и Мурманской области, что связано с более высокими ценами на товары и услуги в этих регионах. А вот среднедушевые расходы регионов-участников Северного форума, превышают общероссийский показатель на 29 % в первую очередь за счёт высокого уровня расходов в Сахалинской области;
Таблица 1
Основные характеристики регионов Арктики и участников Северного форума1_
Площадь территории, тыс. км2 Численность населения на 1 января 2019 г., тыс. человек Среднегодовая численность занятых, тыс. человек Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. Валовой региональный продукт в 2017 г., млн руб. Инвестиции в основной капитал, млн руб.
Российская Федерация 17 125,2 146 780,7 71561,7 33 178 26 780 43 724 74 926 791,6 17 595 028
Регионы Арктики, в том числе: 8 273,2 7 772,6 3 927,5 49 574,7 28 418 65 183 7 345 518,3 2 367 542
Архангельская область 413,1 1 100,3 498,7 32 054 27 549 45 427 467 077,7 100 162
Красноярский край 2 366,8 2874 1 406,4 30 015 23 115 45 635 1 882 315,9 420 866
Мурманская область 144,9 748,1 363,9 41 564 30 699 58 045 445 795,1 144 604
Ненецкий автономный округ 176,8 43,8 31,8 78 549 30 516 82 786 276 485,1 91 156
Республика Карелия 180,5 618 269,8 29 150 23 733 39 402 252 717,4 41237
Республика Коми 416,8 830,2 408,9 33 961 23 220 50 413 574 376,7 126 595
Республика Саха (Якутия) 3 083,5 967 497 42 669 32 080 68 871 916 578,6 403 427
Чукотский автономный округ 721,5 49,7 33,3 78 812 29 505 98 864 68 729 15 068
Ямало-Ненецкий автономный округ 769,3 541,5 417,7 79 398 35 341 97 204 2 461 442,8 1 024 427
Участники Северного форума, в том числе: 1 085,8 7 678,5 3 522,9 52 318,3 37 269,8 73 611,8 8 306 380,4 1 939 346
Магаданская область 462,5 141,2 91,6 59 774 35 242 85 631 157 626,4 51 512
Сахалинская область 87,1 489,6 279,7 53 783 43 147 77 499 771 224,2 218 339
г. Санкт-Петербург 1,4 5 383,9 3 151,6 44 999 36 774 60 421 3 866 402,3 747 407
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 534,8 1 663,8 1 085,7 50 717 33 916 70 896 3 511 127,5 922 088
1 Составлено авторами по материалам статистического сборника Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019» [Регионы России, 2019]
Рис. 2. Доля высокотехнологичной продукции в выпуске по некоторым регионам
Арктики за 2010-2018 гг.2
3) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в регионах Арктики превышает общероссийский показатель почти на 33 %, а в регионах-участниках Северного форума — на 40 %. Самые высокие заработные платы фиксируются в Чукотском и Ямало-Ненецком АО и Магаданской области.
Также в ходе анализа других социальных и экономических показателей арктических регионов, представленных Центральным диспетчерским управлением ТЭК, в статистическом сборнике Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели» за 2019 г. [Регионы России, 2019] и в исследованиях ряда авторов [Никулина, 2016; Цукерман, Горячевская, 2019 и др.], было выявлено следующее:
• наблюдается миграционный и естественный отток населения. Так, с 2010 по 2018 г. население регионов Арктики снизилось в среднем на 5 %, а за последние 15 лет численность населения упала на 0,3 млн человек [ЦДУ ТЭК, 2020]. Однако в то же время сохраняется высокий уровень трудовой миграции, прежде всего, из соседних регионов на время вахты;
• средний уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры. Индекс социальной обеспеченности, рассчитанный по методике Олейник О. С. [ Олейник, 2009], находится в интервале от 0,5 до 0,6;
2 Составлено авторами по данным Росстата. Наука и инновации. Инновации // Ы^:// www.gks.ru/storage/mediabank/innov-n4.xls, дата обращения 24.05.2020.
• высокая зависимость от сырьевых ресурсов на фоне сокращения доли высокотехнологичной продукции (рис. 2), за исключением Архангельской области и г. Санкт-Петербурга, который принимает активное участие в работе Северного форума;
• нестабильная динамика производительности труда и выпуска, особенно в моносырьевых регионах (табл. 2);
• высокая корреляция темпов роста экономики регионов и национальной экономики;
• высокий уровень энергопотребления при несовершенной структуре топливных и энергетических балансов.
Таблица 2
Динамика производительности труда по Арктическим регионам и участникам Северного форума за 2008-2019 гг.*
Регион 2008 2013 2014 2015 2016 2017 2018 20082019
Российская Федерация 104,8 102,1 100,8 98,7 100,1 102,1 102,8 119,3
Регионы Арктики
Архангельская область 101,0 102,8 101,8 100,8 100,1 106,2 105,4 144,2
Красноярский край 104,2 102,6 101,1 98,3 103,3 103,1 103,2 135,7
Мурманская область 99,6 101,7 103,6 103,8 101,6 103,8 101,8 111,1
Ненецкий АО 86,0 97,7 104,3 109,5 108,8 99,2 94,0 97,2
Республика Карелия 96,4 103,0 102,1 103,3 100,1 103,4 102,2 119,6
Республика Коми 103,4 98,9 98,3 101,0 100,6 99,6 100,0 116,8
Республика Саха (Якутия) 106,8 101,1 103,3 101,9 103,2 99,4 102,9 130,3
Чукотский АО 116,6 103,3 118,6 104,2 98,5 96,5 104,5 146,4
Ямало-Ненецкий АО 103,2 102,2 104,4 98,0 105,3 102,4 115,2 135,0
Участники Северного форума
г. Санкт-Петербург 109,3 100,4 100,4 101,4 102,0 100,4 103,9 133,5
Магаданская область 105,7 104,5 103,6 104,1 100,5 106,3 105,3 154,0
Сахалинская область 95,4 101,1 100,9 103,6 102,2 96,0 108,4 131,1
Ханты-Мансийский АО - Югра 101,9 99,4 98,8 98,1 97,7 96,2 100,3 88,2
* Составлено авторами по данным Росстата. Эффективность экономики России. Индекс производительности труда // https://www.gks.ru/storage/mediabank/macr2.xlsx, дата обращения 24.05.2020.
Перспективы и механизмы развития регионов Арктики
Особого внимания для оценки перспектив развития регионов Арктики заслуживает анализ влияния кризисов на их экономику. Сырьевые регионы обладают высокой степенью чувствительности экономики к мировой конъюнктуре на товарных рынках. Так, например, кризис 2008 г. привёл к сокращению поступлений в бюджет от налогов на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество организаций. В Ханты-Мансийском АО, который является основной нефтяной базой России, бюджет потерял в 2009 г. 78,6 млрд руб. доходной базы, что составляет более половины всех ранее запланированных поступлений. А доходы от налога на прибыль в 2009 г. сократились с 14 до 5,8 млрд рублей, то есть в 2,5 раза [Прокофьев, Ездина, 2017].
Кризисные явления 2020 г. (резкое снижение в начале года мировых цен на нефть и пандемия коронавируса) также окажут существенное негативное влияние на социально-экономические показатели арктических регионов, в первую очередь доходы бюджета и уровень жизни населения. Однако давать экономическую оценку пока рано, необходимо дождаться окончания года.
Говоря о перспективах и предлагая определённые механизмы развития арктических регионов, необходимо учитывать их специфику и особенности. Для развития арктической территории, согласно подсчётам Минприроды, до 2050 г. необходимо вложить 13,5 трлн рублей, из которых 5,5 трлн рублей нужно направить на реализацию программ развития до 2024 г. [ЦДУ ТЭК, 2020].
Профильной рабочей группой Минэнерго подготовлен портфель из 150 перспективных арктических проектов, в том числе в сфере добычи и переработки полезных ископаемых — более 48 % от общего числа, геологоразведки — 7 %, реализации проектов на шельфе — 7 %. Общая стоимость реализации составляет 5 трлн руб., при этом 80 % приходится на внебюджетные источники.
Ключевым связующим звеном в процессе развития Арктики должен стать Северный морской путь. По данным исполнительной дирекции НП «По координации использования Севморпути», объём перевозок в шесть раз меньше по сравнению с 1980-ми гг. Имея протяжённость 14 тыс. км, Севморпуть с точки зрения соотношения затрат и времени является оптимальным для транспортировки грузов из Европы на Дальний Восток и в АТР. Последнее десятилетие активными пользователями услуг портов и судов выступают компании «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Рос-шельф». Именно они предъявляют промышленный спрос на продукцию отраслей регионов. Поскольку реализация проектов на шельфе, прежде всего, подводной и роботизированной добычи, связана с высоким уров-
нем применения инноваций, рассматриваются вопросы их господдержки, а также предприняты меры по развитию нефтегазового машиностроения для северных территорий, обеспечению судами и морской техникой шель-фовых проектов.
Проводимая государством с 2014 г. политика импортозамещения привела к тому, что МЛСП «Приразломная» компании ПАО «Газпром нефть» была полностью построена в Северодвинске на мощностях производственного объединения «Севмаш» [Годовой отчёт ПАО «Газпром нефть», 2018].
ПАО «НК «Роснефть» был создан комплекс «Звезда» на базе «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта», который занимается проектированием и созданием производственной базы морской техники. В Мурманской области был реконструирован и используется завод-верфь по строительству платформ для шельфовой нефтедобычи. Планируется организовать производство подводной арматуры и бетонных блоков. В Архангельской и Мурманской областях, в Ямало-Ненецком АО для выполнения заказов одних только нефтегазовых компаний будут задействованы более 100 промышленных предприятий.
Инвестиции ПАО «НК «Роснефть» в освоение Арктики за 20—25 лет могут составить 500 млрд долларов. По оценкам компании, освоение шельфа сформирует до 400 тысяч высококвалифицированных рабочих мест в различных отраслях российской экономики [Годовой отчёт ПАО «НК Роснефть», 2018].
Развитие инфраструктуры Арктики достигается реализацией «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г». [Распоряжение Правительства РФ № 2101-р, 2018]. Замена генерирующих мощностей планируется в Хабаровском и Приморском краях, Республике Саха (Якутия). Для обеспечения крупных магистральных трубопроводов (ВСТО-1, ВСТО-П, Сила Сибири), БАМа, Транссиба и позднее Удоканского ГОКа дополнительно будут построены: подстанция (ПС) Усть-Кут на 500 кВ с 2 воздушными линиями, Нижнеангарская ПС на 500 кВ с трансформаторной мощностью 668 МВА, ПС Сухой Лог на 220 кВ, ПС Исконная на 220 кВ. Планируется реконструкция и строительство новых ЛЭП и ВЛ, призванных обеспечить стабильность поставки электроэнергии.
Особое внимание уделено развитию распределённой энергетики, в том числе на базе возобновляемых источников энергии, и повышению уровня надёжности энергоснабжения потребителей путём снижения аварийности на объектах электроэнергетики на 20 % и роста уровня технической оснащённости производственных фондов.
Вместе с этим, планом не обеспечивается переход на более эффективные энергетические технологии, такие как ГТЭС, установки на СПГ и др.
Предусматривается лишь создание портфеля заказов машиностроительной отрасли на 1,35 трлн рублей к 2035 г. при том, что отечественные разработки по многим характеристикам уступают зарубежным аналогам [Прокофьев, Шавина, 2017].
Позитивным моментом плана является увязка с программой «Цифровая трансформация энергетики РФ» при внедрении интеллектуальных систем управления энергетическим хозяйством. Здесь важно предусмотреть меры контроля внедрения указанных систем, а также оценки их эффективности.
В настоящее время в мире усиливается интерес к технологиям передачи электроэнергии на базе постоянного тока, которые могут применяться при создании «умных» энергетических сетей (smart energy, energy net). Использование магистральных линий и вставок сверхвысокого и ультравысокого напряжения позволяет оптимизировать работу различных источников генерации (по видам энергоносителей и мощности), сократить потери, повысить надёжность и манёвренность поставок электроэнергии, включая реверс.
Развитие Арктического региона требует привлечения значительных финансовых и материальных ресурсов, что достигается путём улучшения инвестиционного климата. Эффективным механизмом являются территории опережающего развития, однако этого недостаточно для развития и самофинансирования северных территорий. Необходимо создание совместных предприятий на условиях государственно-частного партнёрства в области инфраструктуры [Гасникова, Чапаргина, 2018].
Для освоения шельфовых месторождений в РФ был принят закон об освобождении от вывозных таможенных пошлин на углеводороды, добытые на шельфе, а также пониженная ставка налога на добычу полезных ископаемых. В частности, закон расширяет льготы при газодобыче на континентальном шельфе. Это касается организаций, не имеющих права на экспорт СПГ, произведённого из газа горючего природного, который добыт на новых морских месторождениях. Для указанных компаний устанавливается ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 4,5 %3.
«Росгеология» предлагает создать новую госпрограмму по геологической разведке в Арктике для возрождения Северного морского пути. Объём её финансирования в 2020—2024 гг. может составить 90 млрд руб. и ещё 200 млрд руб. — до 2045 г. В качестве источников средств госкомпания предлагает использовать средства бюджета и Фонда национального благосостояния.
3 В ТОР «Столица Арктики» могут войти семь проектов на 240 млрд рублей // Иир8:/Да88. гц/екопош1ка/8649543, дата обращения 06.06.2020.
Помимо этого, высокую социально-экономическую и бюджетную отдачу имеют проекты в алмазодобывающей промышленности, нефтяной и газовой отраслях, цветной и чёрной металлургии [Прокофьев, Ездина, 2017].
5 марта 2020 г. Президент России В. В. Путин указом № 164 [Указ Президента РФ № 164, 2020] утвердил Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 г. (далее — Основы), которые определяют цели, направления, задачи, а также механизмы реализации политики России в Арктике. Документ призван подвести итоги реализации и определить дальнейшую перспективу «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г.», утверждённых 18 сентября 2008 г. За прошедшие 12 лет было немало сделано: утверждена новая арктическая нормативно-правовая база, определены сухопутные территории Арктической зоны РФ, приняты необходимые организационные меры по защите интересов РФ в регионе [Журавель, 2020].
Разрабатывая Основы развития Арктики на ближайшие 15 лет, чрезвычайно важно было определиться с основными внутренними проблемами на арктических территориях и дать им принципиальную оценку. Это в первую очередь причины и последствия продолжающегося сокращения численности населения Арктической зоны РФ, а также низкий уровень развития социальной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры сухопутных территорий Арктики, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов. Переход к рыночной экономике, закрытие тысяч предприятий, резкое сокращение финансирования арктических проектов, низкая заработная плата без учёта региональных выплат отрицательно сказались на качестве жизни населения и обусловили усиление оттока населения из большинства арктических территорий, что привело их к запустению.
Заключение
В завершение отметим, что очень важно на государственном уровне осуществлять меры по диверсификации экономики арктических регионов в связи с тем, что основная их часть является моносырьевыми и их экономики обладают высокой степенью чувствительности к мировой конъюнктуре на товарных рынках.
Во-первых, осуществлять диверсификацию необходимо за счёт государственной поддержки проектов в наиболее перспективных отраслях экономической специализации регионов, которые прописаны в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. [ Стратегия, 2019]. Так, значительная доля топливной промышленности в общем объёме промышленного производства в Ненецком АО требует развития других направлений, например, пищевой промышленности (растениеводство и жи-
вотноводство, рыболовство и рыбоводство являются критически важными специализациями для экономики округа). В Ямало-Ненецком АО, помимо добычи полезных ископаемых и производства нефтепродуктов, акцент стоит сделать на производстве химических веществ и химических продуктов, деятельности в области информации и связи, а также транспортировке и хранении. В Республике Саха (Якутии) имеет смысл развивать производство бумаги и бумажных изделий, ремонт и монтаж машин и оборудования (ремонт и техническое обслуживание лодок), а также туризм. Особое внимание должно быть уделено развитию распределённой энергетики во всех регионах Арктики, в том числе разработке и внедрению технологий производства альтернативной энергии, автономных энергетических установок запасания и сбережения энергии, сбалансированному развитию опорной региональной научно-технологической инфраструктуры и координационных центров по созданию и внедрению инновационных товаров и услуг для обеспечения комфортного присутствия человека в условиях Арктической зоны. Активное содействие расширению рынков за счёт создания и внедрения инновационных продуктов и услуг, включая внутрироссийский и международный экспорт, будет способствовать ускоренному развитию арктических регионов.
Во-вторых, для диверсификации экономики в Арктике нужно использовать такие механизмы, как создание территорий опережающего развития. Первая и единственная ТОР «Столица Арктики» по дальневосточной модели была зарегистрирована в Мурманской области в мае 2020 г. В ТОР войдут крупные проекты, которые способны существенно изменить структуру экономики региона, но при этом не попадают под преференции законов о господдержке предпринимательской деятельности в Арктике. Благодаря запуску этих проектов будут созданы порядка 15 тысяч рабочих мест, на которые смогут трудоустроиться не только жители самой Мурманской области. Для резидентов ТОР действует комплекс налоговых преференций: снижен общий размер страховых взносов с 30 % до 7,6 % на 10 лет, обнулён федеральный налог на прибыль на пять лет, региональная часть снижена до 5 % в первые пять лет, в последующие пять лет — до 10 %, также на три года обнулён налог на землю и на пять лет — налог на имущество.
Помимо этого, резидентам предоставляются неналоговые льготы: предоставление земельных участков в аренду без торгов, проведение плановых проверок сокращено до 15 дней, а внеплановых — до пяти дней, действует особый порядок градостроительного регламента и другие4. Такие территории должны быть сформированы и в других регионах Арктической зоны.
4 В ТОР «Столица Арктики» могут войти семь проектов на 240 млрд рублей // Ьйр8:/ДаБ8. гц/екопош1ка/8649543, дата обращения 06.06.2020.
В-третьих, обновлять магистральную инфраструктуру и реализовывать крупные проекты более рационально на условиях государственно-частного партнёрства. Поэтапная реализация «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г». и обеспечение перехода на более эффективные энергетические технологии, такие как ГТЭС, установки на СПГ и др. являются также важным направлением развития Арктики.
По мнению замминистра энергетики РФ К. Молодцова, «энергетические проекты сейчас выступают в качестве «точек роста» развития Арктики, формируя новые центры энергопотребления, в том числе производящие экспортоориентированную продукцию» [Российская газета, 2020]. Перспективные области для развития: импортозамещение технологий для нефтегазодобычи в Арктике, развитие рынка СПГ, вопросы устойчивого снабжения жителей теплом и электроэнергией, стимулирование применения ВИЭ.
В-четвёртых, необходимо создавать объекты социальной инфраструктуры в Арктике для того, чтобы снизить миграционный и естественный отток населения и развивать человеческий потенциал. Комплексное обеспечение кадрами Арктики и поддержка экономической деятельности коренных малочисленных народов Севера являются важными задачами Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке*, чьи компетенции распространены и на арктические территории.
По предварительным подсчётам, к 2035 г. в Арктической зоне будет создано не менее 200 тысяч рабочих мест. При этом сегодня уже существует потребность в работниках бюджетной сферы на 35 %. Анализ кадровой потребности в каждом арктическим регионе, проведённый Агентством совместно с высшими и средними профессиональными учебными заведениями позволит создать центры развития карьеры для студентов и школьников, проработать адаптацию контрольных цифр приёма под условия рынка труда, будет содействовать открытию новых специальностей, целевому обучению для работы в Арктике. Для экономической поддержки коренных народов нужно определить опорные вузы и учреждения среднего профессионального образования, где будут обучаться в том числе представители коренных народов.
* Организация, подведомственная Минвостокразвития. 110 Геоэкономика энергетики
Список литературы
Указ Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Шр^^айе. kremlin.ru/media/acts/files/0001201405050030.pdf, дата обращения 02.06.2020.
Указ Президента Российской Федерации от 05 марта 2020 г. № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // http://static.kreшlin.ru/шedia/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN 040gKiI1mAvaM.pdf, дата обращения 02.06.2020.
Постановление Правительства от 31 августа 2017 г. № 1064 «Об утверждении Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2025 г». // http://static.govemment.ru/ шedia/acts/files/0001201709080018.pdf, дата обращения 02.06.2020.
Распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101-р (ред. от 04.07.2020) «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г». // http://www.consultant.ru/ docuшent/cons_doc_LAW_308743/, дата обращения 02.06.2020.
Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. 2019 // http://static.govemment.ru/media/files/UyAlqUtT08o60Rkto0Xl22 JjAe7irNxc.pdf, дата обращения 12.06.2020.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. 2013 // http://static.government. ru/шedia/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0 A3wZm8.pdf, дата обращения 12.06.2020.
Ампилов Ю. П. 2020. Ключевые проблемы освоения минерально-сырьевой базы Арктики в современных условиях—Арктика 2020. С. 55.
Гасникова А. А., Чапаргина А. Н. 2018. Развитие ГЧП в регионах Арктики — Развитие арктических территорий: опыт, проблемы, перспективы Материалы международной научно-практической конференции. С. 218—222.
Журавель В. 2020. О новой государственной политике России в Арктической зоне до 2035 г. — Аналитическая записка № 9 (№ 192) // http://www. instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an192.pdf, дата обращения 02.06.2020.
Липина С. А, Череповицын А. Е, Бочарова Л. К. 2018. Предпосылки формирования минерально-сырьевых центров в опорных зонах развития в Арктической зоне Российской Федерации — Арктика и Север. № 33. С. 29—39. D0I: 10.17238/ issn2221-2698.2018.33.29
Никулина А. Ю. 2016. Оценка и выбор инвестиционного решения при освоении нефтегазовых месторождений Арктики - Арктика: экология и экономика. № 2 (22). С. 51-57
Олейник О. С. 2009. Оценка социальной обеспеченности жителей региона — Региональная экономика: теория и практика. № 38. С. 46—51.
Прокофьев В. А., Ездина Н. П. 2017. Факторы сдерживания и механизмы развития отечественной промышленности на примере Приморского края и Чукотского автономного округа — Новые вызовы и перспективы развития российской экономики Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Горизонты России» КНИТУ. С. 112—116.
Прокофьев В. А., Шавина Е. В. 2019. Пространственное развитие России: основные проблемы и пути решения // Экономическое развитие в XXI в.: тенденции, вызовы, перспективы VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Горизонты России». КНИТУ. С. 362-365.
Цукерман В. А., Горячевская Е. С. 2019. О формировании стратегии пространственного развития России на примере регионов севера и Арктики — Пространственный потенциал развития России: невыученные уроки и задачи на будущее — XXVI Кондратьевские чтения. С. 418—424.
В ТОР «Столица Арктики» могут войти семь проектов на 240 млрд рублей // https://tass.ru/ekonomika/8649543, дата обращения 06.06.2020.
Годовой отчёт 2018 ПАО «НК Роснефть» // https://www.rosneft.ru/upload/site1/ document_file/a_report_2018.pdf, дата обращения 02.04.2020.
Годовой отчёт 2018 ПАО «Газпром» // https://www.gazprom.ru/f/posts/ 01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf, дата обращения 02.04.2020.
Годовой отчёт 2018 Компании ПАО «Газпром нефть» // режим доступа: https://ar2018.gazprom-neft.ru/download/full-reports/ar_ru_annual-report_spreads. pdf, дата обращения 02.04.2020.
Добытчикам нефти и газа на шельфе дали скидку по налогам // https://www.rbc. ru/economics/30/09/2013/570410659a794761c0ce2409, дата обращения 06.06.2020.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 1204 с. // https://www.gks.ru/storage/mediabank/Region_ Pokaz_2019.pdf, дата обращения 24.05.2020.
Росстат. Наука и инновации. Инновации // https://www.gks.ru/storage/ mediabank/innov-n4.xls, дата обращения 24.05.2020.
Росстат. Эффективность экономики России. Индекс производительности труда // https://www.gks.ru/storage/mediabank/macr2.xlsx, дата обращения 24.05.2020.
Фурсова И. 2018. Арктика поделится — Российская газета. Спецвыпуск № 130 (7593) // https://rg.ru/2018/06/17/energeticheskie-proekty-stali-tochkami-rosta-dlia-arktiki.html, дата обращения 02.04.2020.
ЦДУ ТЭК. 2019. Нефтегазовый клондайк Арктики // http://www.cdu.ru/tek_ russia/issue/2018/12/545/, дата обращения 06.06.2020.
ЦДУ ТЭК. 2020. Освоение Арктики в перспективе // режим доступа: http:// www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/705/?PAGEN_1=2, дата обращения 02.04.2020.
ЦДУ ТЭК. 2020. Территория богатств // http://www.cdu.ru/tek_russia/articles/ 1/681/?PAGEN_1=3, дата обращения 02.04.2020.
EVGENIYA V. SHAVINA,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Political Economy and History, Plekhanov Russian University of Economics, Senior Researcher of the Economic Research Department of the Institute of CIS.
Address: 7/10 b. 3 B. Polyanka str., Moscow, 119180, Russian Federation.
E-mail: [email protected] SPIN^ode: 7310-5921
VIKTOR A. PROKOF'EV,
Master's Degree Student of National university of Oil and Gas (Gubkin University).
Address: 65, Leninsky Ave., Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: [email protected] SPIN-code: 1430-7719
POTENTIAL OF DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGIONS OF RUSSIA
Keywords: Arctic regions, the Northern Sea Route, the Territories of Advanced Development, public-private partnership, comprehensive plan for the expansion and modernization of the main infrastructure, shelf resources, social and economic potential.
Abstract
Achieving sustainable economic growth is carried out through the effective use of the country's potential, and in particular its regions. A promising area for research at the current stage of Russia's economic development is the Arctic, which has significant natural resources, economic and social potential that can and should be effectively used. Active economic development of the riches of the Arctic requires the formation and use of the necessary infrastructure on the territory of its regions, and above all the Northern Sea Route, which, in terms of cost-time ratio, is the optimal route for transporting goods from Europe to the Far East and to the countries of the Asia-Pacific region. The large-scale development of the Arctic zone of Russia in the modern market and geopolitical environment is hampered by modern challenges, such as a significant drop in resource prices on world markets, an intensifying struggle for hydrocarbon buyers and sectoral sanctions, the consequences of which can be extremely negative. Therefore, the state plays an important role in realizing the Arctic potential. To date, a new Arctic regulatory framework has already been approved, the land territories of the Arctic zone of the Russian Federation have been determined, the necessary organizational measures have been taken to protect the interests of the Russian Federation in the region, the foundations of state policy in the Arctic have been determined until
2035. The government has prepared a portfolio of 150 promising Arctic projects, the implementation of which is impossible without measures to increase the investment attractiveness of the region. The positive experience of creating priority development territories requires scaling up in the northern regions, and the implementation of infrastructure projects should be carried out on the basis of public-private partnership. A key condition for the successful development of the Arctic is the diversification of regional economies by supporting such industries as mechanical engineering, non-ferrous and even metallurgy, alternative energy, etc. The demand of the oil and gas industry for products from related sectors of the economy may also have a positive impact on the effective use of the Arctic potential.
Received 15.06.2020.
References
Decree of the President of the Russian Federation of May 02, 2014 № 296 «On the land territories of the Arctic zone of the Russian Federation» // http://static.kremlin.ru/ media/acts/files/0001201405050030.pdf, accessed 02.06.2020. (InRuss.)
Decree of the President of the Russian Federation dated March 05, 2020 № 164 «On the fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period until 2035» // http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN 040gKiI1mAvaM.pdf, accessed 02.06.2020. (InRuss.)
Decree of the Government of August 31, 2017 № 1064 ««On approval of the State program» Social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation for the period up to 2025» // http://static.government.ru/media/acts/ files/0001201709080018.pdf, accessed 02.06.2020. (InRuss.)
Order of the Government of the Russian Federation of September 30, 2018 № 2101-r (as amended on July 4, 2020) «On approval of a comprehensive plan for the modernization and expansion of the trunk infrastructure for the period up to 2024» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308743/, accessed 02.06.2020. (InRuss.)
Strategy for spatial development of the Russian Federation until 2025, 2019 // http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf, accessed 12.06.2020. (InRuss.)
Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period until 2020, 2008 // http://static.government. ru/media/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0 A3wZm8.pdf, accessed 12.06.2020. (InRuss.)
Ampilov Yu. P. 2020. Key problems of development of the mineral resource base in the Arctic in modern conditions—Arctic 2020. P. 55. (InRuss.).
Gasnikova A. A., Chapigina A. N. 2018. Development of PPP in the Arctic regions Development of Arctic territories: experience, problems, prospects Materials of the international scientific and practical conference. pp. 218—222. (InRuss.).
Zhuravel V. 2020. On the new state policy of Russia in the Arctic zone until 2035 Analytical note № 9 (№ 192) (InRuss.).
Lipina S. A., Cherepovitsyn A. E., Bocharova L. K. 2018. The preconditions for the formation of mineral and raw materials centers in the support zones of the Arctic zone ofthe Russian Federation. Arktika i Sever. № 33, pp. 29-39. DOI: 10.17238/issn2221— 2698.2018.33.29. (InRuss.)
Nikulin A. Y. 2016. Assessment and choice of investment decision in the development of oil and gas fields in the Arctic—Arctic: ecology and economy No.2 (22). pp.51-57. (InRuss.)
Oleynik O. S. 2009. Assessment of social security of the region's residents — Regional Economy: Theory and Practice. No.38. pp.46—51. (InRuss.)
Prokofev V. A., Ezdina N. P. 2017. Factors of containment and mechanisms of development of domestic industry on the example of the Primorye territory and the Chukotka Autonomous district — New challenges and prospects for the development of the Russian economy international scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists «Horizons of Russia» KNITU. pp. 112—116. (InRuss.)
Prokofev V. A, Shavina E. V. 2019. Spatial development of Russia: main problems and solutions — Economic development in the XXI century: trends, challenges, prospects of the VII International scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists «Horizons of Russia». KNITU. 2019. pp. 362—365. (InRuss.)
Zuckerman V. A., Goryachevskaya E. S. 2019. On the formation of a strategy for spatial development of Russia on the example of the regions of the North and the Arctic — Spatial potential of Russia's development: unlearned lessons and tasks for the future — XXVI Kondratyev readings. pp. 418—424. (InRuss.)
The TAD «Capital of the Arctic» may include seven projects worth 240 billion rubles // https://tass.ru/ekonomika/8649543, accessed 06.06.2020. (InRuss.)
Annual Report 2018. JSC Rosneft // https://www.rosneft.ru/upload/site1/ document_file/a_report_2018.pdf, accessed 02.04.2020. (InRuss.)
Annual Report 2018 JSC Gazprom // https://www.gazprom.ru/f/posts/01/851439/ gazprom-annual-report-2018-ru.pdf, accessed 02.04.2020. (InRuss.)
Annual Report 2018 JSC Gazprom Neft // https://ar2018.gazprom-neft.ru/download/ full-reports/ar_ru_annual-report_spreads.pdf, accessed 02.04.2020. (InRuss.)
Oil and gas producers on the shelf were given a tax rebate // https://www.rbc.ru/ economics/30/09/2013/570410659a794761c0ce2409, accessed 06.06.2020. (InRuss.)
Regions of Russia. Socio-economic indicators 2019: R32 Stat. Sat./ Rosstat. M., 2019.1204 p. // https://www.gks.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2019.pdf, accessed 24.05.2020. (InRuss.)
Rosstat. Science and innovation. Innovations // https://www.gks.ru/storage/ mediabank/innov-n4.xls, accessed 24.05.2020. (InRuss.)
Rosstat. The efficiency of the Russian economy. Labor productivity index https:// www.gks.ru/storage/mediabank/macr2.xlsx, accessed 24.05.2020. (InRuss.)
Fursova I. 2018. Arctic will share — Rossiyskaya Gazeta. Special issue number 130 (7593) // https://rg.ru/2018/06/17/energeticheskie-proekty-stali-tochkami-rosta-dlia-arktiki.html, accessed 02.04.2020. (InRuss.)
CDO FEC 2019. Oil and gas klondike of the Arctic // http://www.cdu.ru/tek_russia/ issue/2018/12/545/, accessed 06.06.2020. (InRuss.)
CDO FEC 2020. Development of the Arctic in the future // http://www.cdu.ru/ tek_russia/articles/1/705/?PAGEN_1=2, accessed 02.04.2020. (InRuss.)
CDO FEC 2020. Wealth Territory // http://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/681/? PAGEN_1=3, accessed 02.04.2020. (InRuss.)