Научная статья на тему 'Организационно-технологические аспекты аттестации педагогических работников Челябинской области в соответствии с порядком проведения аттестации 2023 года'

Организационно-технологические аспекты аттестации педагогических работников Челябинской области в соответствии с порядком проведения аттестации 2023 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аттестация педагогических работников на присвоение квалификационных категорий (первая / высшая) / информационная система «Аттестация педагогических работников» / функциональные модули информационной системы «Аттестация педагогических работников» / квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». / attestation of educational workers for the assignment of qualification categories (the first / the highest) / information system “Attestation of Educational Workers” / functional modules of the information system “Attestation of Educational Workers” / qualification categories “teacher-methodologist” and “teacher-mentor”.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострякова О. В., Ташкинова О. О.

В статье рассматривается опыт Челябинской области по организационно-технологическому сопровождению аттестации педагогических работников на присвоение квалификационных категорий (первая, высшая) посредством использования информационной системы «Аттестация педагогических работников», а также технология аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников 2023 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вострякова О. В., Ташкинова О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the experience of the Chelyabinsk region in the organizational and technological support of the attestation of educational workers for the assignment of qualification categories (the first, the highest) using the information system “Attestation of Educational Workers”, as well as the technology of attestation of educational workers for the establishment of qualification categories “teacher-methodologist” and “teacher-mentor” in accordance with the Procedure for conducting the attestation of educational workers in 2023.

Текст научной работы на тему «Организационно-технологические аспекты аттестации педагогических работников Челябинской области в соответствии с порядком проведения аттестации 2023 года»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014

Организационно-технологические аспекты аттестации педагогических работников Челябинской области в соответствии с порядком проведения аттестации 2023 года

О. В. Вострякова, О. О. Ташкинова

В статье рассматривается опыт Челябинской области по организационно-технологическому сопровождению аттестации педагогических работников на присвоение квалификационных категорий (первая, высшая) посредством использования информационной системы «Аттестация педагогических работников», а также технология аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников 2023 года.

Ключевые слова: аттестация педагогических работников на присвоение квалификационных категорий (первая, высшая), информационная система «Аттестация педагогических работников», функциональные модули информационной системы «Аттестация педагогических работников», квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник».

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48, 49) процедура аттестации педагогических работников является обязанностью педагога и обязательным условием для работы по занимаемой должности [3; 4].

В системе образования Челябинской области аттестация педагогических работников определена как одна из процедур оценки качества образования Региональной системы оценки качества образования [5] (РСОКО), обеспечивающей реализацию механизма по оценке качества условий реализации образовательных программ в части требований к кадровым условиям.

С 2019 года педагогические работники региона имеют возможность проходить проце-

дуру аттестации на присвоение им квалификационных категорий (первая, высшая) с использованием региональной информационной системы «Аттестация педагогически работников» (далее — ИС АПР) [6], в содержание функциональных модулей которой были заложены положения порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее — Порядок проведения аттестации 2014 г.).

С 1 сентября 2023 года вступил в действие новый порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 (далее — Порядок проведения аттестации 2023 г.) С вступлением данного нормативного акта были внесены существенные изменения в содержание ИС АПР, касающиеся организации и технологии проведения процедуры аттестации педагогических работников на присвоение квалификационных категорий (первая, высшая).

Авторы дают сопоставительный анализ Порядков проведения аттестации педагогических работников 2014 и 2023 гг. в части изменений, внесенных в ИС АПР.

Первое изменение касается срока действия квалификационной категории (первой, высшей): по Порядку проведения аттестации 2014 г. квалификационная категория (первая и высшая) устанавливалась сроком на 5 лет (п. 24), в соответствии с этим пунктом педагогические работники могли подавать заявления за 90 календарных дней до окончания действия квалификационной

категории (п. 32) в функциональном модуле «Аттестация» ИС АПР.

Порядком проведения аттестации 2023 г. не устанавливаются сроки действия первой и высшей квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации [1], поэтому в ИС АПР снимаются временные ограничения, касающиеся подачи заявления за 90 календарных дней до окончания действия квалификационной категории.

Второе существенное изменение касается способов подачи заявлений в аттестационную комиссию на присвоение первой и высшей квалификационных категорий.

Пункт 27 Порядка проведения аттестации 2014 г. поясняет, что аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, непосредственно подаваемых в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Порядок проведения аттестации 2023 г. дополняет способы подачи заявления, а именно: посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ) либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с ЕПГУ (п. 27).

Стоит отметить, что для обеспечения подачи педагогическими работниками заявления посредством ЕПГУ, произошла интеграция ИС АПР с ЕПГУ. Это означает, что заявление, поданное педагогическим работником через ЕПГУ позволяет связать его с карточкой в ИС АПР. Для этого в функциональном модуле «Данные работника» появились дополнительные поля: серия и номер паспорта и идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН).

С 15 сентября 2023 года в личном кабинете педагогического работника ИС АПР исключена функция подачи заявления, вместо этого в функциональном модуле «Аттестация» перечислены способы подачи заявления:

1) лично в аттестационную комиссию;

2) в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении;

3) в адрес аттестационной комиссии в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

4) посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»: перейдя по указанной ссылке, педагогический работник попадает на ЕПГУ, заходит в свой личный кабинет и подает заявление на квалификационную категорию.

Следующее изменение касается подачи заявления на высшую квалификационную категорию.

В соответствии с Порядком проведения аттестации 2014 г. заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подавались педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории (п. 30). Чтобы не нарушить требования п. 30, у педагогических работников в личном кабинете ИС АПР кнопка подачи заявления блокировалась, в случае подачи заявления на высшую категорию ранее, чем через два года.

В Порядок проведения аттестации 2023 г. были внесены значимые изменения: заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории подаются педагогическими работниками, имеющими (имевшими) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию (п. 30).

Таким образом, педагог, имеющий (имевший) первую квалификационную категорию по одной из должностей, имеет право подать заявление о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по указанной в заявлении должности [5].

Стоит отметить, что в ближайшее время информационная система «Аттестация педагогических работников» станет одним из модулей государственной информацион-

ной системы «Образование в Челябинской области» (ГИС «Образование в Челябинской области»).

Одно из главных преимуществ порядка проведения аттестации 2023 года для педагогов — это возможность построения горизонтального карьерного роста в профессии благодаря введению новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник».

Введение данных категорий было обусловлено следующими обстоятельствами: на протяжении последних лет и по сегодняшний день в образовательных организациях остро стоит проблема по осуществлению методической и наставнической деятельности. Педагогические работники, на которых были возложены функции по работе с коллегами в данных направлениях, сталкивались с рядом проблем: во-первых, отсутствия какого-либо статуса; во-вторых, хаотичность и отсутствие регламента оплаты за эту важную работу; в-третьих, данный функционал не отражается в трудовом договоре. Вследствие этого у педагога отсутствует мотивация быть наставником или методистом только на общественных началах.

Педагогические работники Челябинской области, претендующие на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник», должны ознакомиться с порядком проведения аттестации 2023 года (раздел IV), а также учесть региональные особенности подачи заявления на данные категории:

— к аттестации допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию (п. 45) и стаж работы в профессии 5-10 лет (данное требование носит рекомендательный характер);

— категории устанавливается на основе показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой должности в образовательной организации;

— помимо заявления, в аттестационную комиссию прилагается ходатайство работодателя, которое формируется на основе решения педагогического совета образовательной организации, либо иного коллегиального органа управления организацией, на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, осуществляющего методическую или наставническую работу.

Ниже представлены показатели деятельности для установления квалификационной категории «педагог-методист»:

— создание и (или) руководство коллективом и (или) коллективами педагогических работников образовательной организации, в том числе активное участие в деятельности и обеспечении взаимодействия предметных, межпредметных и метапредметных методических объединений, ассоциаций (союзов), профессиональных сообществ на муниципальном и региональном уровнях;

— руководство разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе методическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ и проектов образовательной организации;

— личный вклад в совершенствование методов, организационных форм, средств и приемов обучения, педагогических технологий, обеспечивающих достижение высоких результатов освоения обучающимися образовательных программ;

— методическая поддержка педагогических работников образовательной организации при подготовке к участию в профессиональных конкурсах, в том числе регулярной и многолетней (как правило, не менее 5-10 лет) методической поддержке педагогических работников образовательной организации (в том числе молодых специалистов, педагогов с длительным перерывом в педагогической деятельности, педагогических работников, не имеющих базового педагогического образования);

— участие в методической поддержке (сопровождении) педагогических работников образовательной организации, направленной на их профессиональное развитие, преодоление профдефицитов;

— трансляция опыта по применению в образовательной организации авторских учебных и (или) учебно-методических разработок, в том числе разработок, прошедших независимую экспертизу.

Для квалификационной категории «педагог-наставник» устанавливаются следующие основания:

— регулярное и многолетнее (как правило, не менее 5-10 лет) руководство педагогической практикой студентов;

— наставничество в отношении педагогических работников образовательной органи-

зации, активное сопровождение их профессионального развития, в том числе сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов;

— подготовка педагогических работников, в том числе молодых специалистов к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;

— распространение авторских подходов и методических разработок в области наставнической деятельности;

— активное участие в создании, деятельности и обеспечении взаимодействия муниципальных, региональных центров по наставничеству, ассоциаций (союзов), профессиональных сообществ.

Авторы также отмечают, что именно образовательная организация решает, кому она готова доверить наставническую и методическую работу.

Подать пакет документов (заявление и ходатайство работодателя) на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» педагогические работники могут такими же способами, как и на квалификационные категории (первая, высшая), кроме способа использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», так как портальная форма подачи заявлений предназначена только для первой и высшей категории.

Форма заявления размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области в разделе «МСЗУ» (МСЗУ — массовые социально значимые услуги).

Таким образом, аттестация педагогических работников Челябинской области проводится в соответствии с действующим законодательством и дает возможность педагогам пользоваться правом на дифференциацию оплаты труда.

Список литературы

1. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область). — 2-изд., испр. и доп. — Челябинск : РЦОКИО, 2020. — 129 с. — ISBN 978-5906934-42-0.

2. О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Аттестация педагогических работников»: при-

каз Министерства образования и науки Челябинской области от 05.02.2018 № 01/314. — URL: https://chiro74.ru/is-programno-tehnicheskogo-kom pleksa-obespechenija-protsedury-attestat/ (дата обращения: 17.11.2023).

3. Ответы на часто задаваемые вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность : письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2023 № 081510/34. — URL: https://legalacts.ru/doc/ (дата обращения: 20.11.2023).

4. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 — URL: https:// docs.cntd.ru/document/1301308270 (дата обращения: 17.11.2023).

5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.11.2023).

6. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ — URL: https://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 17.11.2023).

References

1. Koncepciya (obnovlennaya) regional'noj sis-temy ocenki kachestva obrazovaniya (CHelya-binskaya oblast'). 2-izd., ispr. i dop. CHelyabinsk: RCOKIO, 2020. 129 s. ISBN 978-5-906934-42-0.

2. O vvode v promyshlennuyu ekspluataciyu avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy "Attes-taciya pedagogicheskih rabotnikov": prikaz Minis-terstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 05.02.2018 No. 01/314. URL: https://chiro74. ru/is-programno-tehnicheskogo-kompleksa-obespe chenija-protsedury-attestat/ (data obrashcheniya: 17.11.2023).

3. Otvety na chasto zadavaemye voprosy po primeneniyu Poryadka provedeniya attestacii pedagogicheskih rabotnikov organizacij, osushchestv-lyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' : pis'mo Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 17.08.2023 No. 08-1510/34. URL: https://lega lacts.ru/doc/ (data obrashcheniya: 20.11.2023).

4. Poryadok provedeniya attestacii pedagog-icheskih rabotnikov organizacij, osushchestvlyay-

ushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost': prikaz Minis-terstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 24.03.2023 No. 196. URL: https://docs.cntd.ru/ document/1301308270 (data obrashcheniya: 17.11.2023).

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder-al'nyj zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/ (data obrashcheniya: 17.11.2023).

6. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii: Feder-al'nyj zakon ot 30.12.2001 No. 197-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_34683/ (data obrashcheniya: 17.11.2023).

Сведения об авторах

Вострякова Ольга Владимировна — методист отдела сопровождения экспертизы

кадров системы образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск.

Ташкинова Оксана Олеговна — методист отдела сопровождения экспертизы кадров системы образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск.

Information about authors

Vostryakova O. V. — Methodologist of the Department of Interpretation and Analysis of Education Quality Assessment Results, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk.

Tashkinova O. O. — Methodologist of the Department of Interpretation and Analysis of Education Quality Assessment Results, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.