Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ» / АТТЕСТАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лялина Л.А.

Практика аттестации педагогов школы через информационную систему «Аттестация педагогических работников» (ИС АПР). Опыт практической реализации новой технологии аттестации педагогов, анализ предложенных параметров профессиональной деятельности, по которым оценивается профессиональный уровень педагога. Положительная оценка, перспективы для педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лялина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ»

Практика эффективного управления образовательной системой: из опыта работы центра развития образования города Челябинска

Kontrolling,1992. - 112 s. - (Biblioteka zhurnala "Kontrolling") (Seriya Klassiki menedzhmenta ; vyp. 3). - ISBN 5-86005-013-5.

3. Filyunina E.N. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii kak sredstvo obespechenie effektivnosti prinyatiya upravlencheskikh resheniy / E.N. Filyunina // Upravlenie kachestvom obrazovaniya: teoriya i praktika effektivnogo administrirovaniya. - 2018. -№ 7. - S. 57-62.

4. Chechel' I.D. Upravlencheskaya problema kak ob"ekt analiza eksperta-konsul'tanta po voprosam razvitiya obrazovaniya / I D. Chechel', G.V. Potemkina // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) - 2014. - № 6 (38). - URL: http://journal-

s.org/index.php/sisp/article/view/6201423 (data obrashcheniya: 16.06.2020). - DOI: https://doi.org/ 10.12731/2218-7405-2014-6-23.

Сведения об авторе

Запорожан Оксана Александровна - методист отдела оценки качества образования МБУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска», г. Челябинск

Information about author

Zaporozhan O.A. - Methodologist of the Department of Education Quality Assessment of Municipal Budget Institution of Additional Professional Education «Centre for Education Development of Chelyabinsk City», Chelyabinsk

УДК 371.136

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Л.А. Лялина

Практика аттестации педагогов школы через информационную систему «Аттестация педагогических работников» (ИС АПР). Опыт практической реализации новой технологии аттестации педагогов, анализ предложенных параметров профессиональной деятельности, по которым оценивается профессиональный уровень педагога. Положительная оценка, перспективы для педагогов.

Ключевые слова: информационная система «Аттестация педагогических работников», аттестация, компетентность, грамотность.

С 2014 года, в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определен порядок прохождения аттестации педагогическими работниками (приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. N 276). С 2016 года, в качестве регионального инструмента управления качеством кадровых условий образования, предложена

информационная система «Аттестация педагогических работников». С 2018 года ИС АПР введена в промышленную эксплуатацию [3]. Внедрение электронной системы происходило постепенно, руководящих и педагогических работников образовательных учреждений обучали работе в информационной системе. Теоретически перспектива пользования таким электронным ресурсом представлялась несколько туманной.

С 2018 - 2019 учебного года наше образовательное учреждение МАОУ «МСОШ № 16» использует электронную систему аттестации педагогических работников. Рассмотрим практическую процедуру оформления аттестационных материалов.

Программа содержит десять основных параметров, которые отражают профессиональные достижения педагога. Обязательно указывается работа в методическом объединении учителей: школьном или муниципальном; это организация участия школьников в общешкольных мероприятиях, взаимообучение педагогов одного предмета

или дисциплины. Также указывается - является ли педагог наставником студентов в педагогической практике.

Далее указывается перечень педагогических разработок уроков, внеурочных мероприятий (например, классные часы, сценарии праздничных событий и т.д.).

Достаточно проблемный параметр «Публикации» - ведь далеко не все педагоги имеют печатные публикации в специализированных сборниках. Поэтому у них есть возможность опубликовать свои методические разработки уроков, статьи на образовательных порталах: социальный проект «Страна талантов», порталы «Инфоурок», «Урок.РФ» и другие.

Далее фиксируются выступления на школьных, муниципальных, региональных методических объединениях учителей, выступления на форумах, конференциях. Все выступления, по содержанию, являются обобщением и распространением личного педагогического опыта; вовлечение обучающихся в «социально значимую и социально одобряемую деятельность» [2].

Параметр «инновационная деятельность» предоставляет широкую возможность толкования видов педагогической деятельности. Инновационная деятельность наших педагогов включает в себя подготовку школьников к школьным и студенческим научно-практическим конференциям, участие в социальном проекте «Страна талантов», участие в очных и в дистанционных конкурсах, конференциях, олимпиадах («Познание и творчество», «Юные исследователи», «Изыскатель» и др.). Кроме этого, мы указываем апробацию педагогом новых образовательных технологий, новых дистанционных образовательных ресурсов (образовательные порталы «Якласс», «ФГОСпроверка», «Учи.ру»), участие в работе инновационных образовательных площадок города и региона (например, наша школа в течение трех лет была муниципальной площадкой по выявлению и поддержке учащихся с высокими способностями). Здесь же мы указываем освоение педагогом нового учебно-методического комплекса по предмету, освоение новой предметной линии.

Параметр «экспертная деятельность» включает в себя участие педагога в качестве эксперта в

предметных комиссиях школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, как члена предметной комиссии муниципальных научно-практических конференций (НПК учащихся 1-4 классов «Первые шаги в науку», «Научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов», НПУ учащихся 9-11 классов «Интеллектуалы XXI века»). Мы обязательно фиксируем деятельность педагога в качестве организатора ППЭ на базе школы. Так же указывается членство педагога в составе экспертных комиссий по аттестации педагогов, по проведению экспертизы конкурсных материалов (например, на портале «Страна талантов» наших педагогов привлекали к проведению экспертиз методических разработок, конкурсных материалов). Указывается членство педагога в составе предметных комиссий муниципальных конкурсов (муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений, муниципальный конкурс переводчиков, муниципальный этап областного конкурса чтецов произведений Мусы Джалиля, муниципальный этап всероссийского конкурса «Живая классика» и другие мероприятия).

В течение педагогической деятельности педагоги принимают участие в различных конкурсах, начиная от «Педагогического дебюта» и заканчивая «Учителем года». На уровне муниципалитетов проводятся конкурсы педагогического мастерства «Методическая разработка», «Методическая разработка элективного курса/ предмета». На уровне региона учителя могут принять участие в конкурсах на лучшее знание государственной символики, конкурс, посвященный Конституции РФ, конкурс «Новой школе -новые стандарты». Педагогический сайт «ФГОСпроверка» предоставляет возможность принять участие в олимпиадах различных направлений: предметных, воспитательного характера, связанных с безопасностью образовательного процесса. Приняв участие, педагоги получают дипломы (1,2,3 степеней). Образовательные порталы «Солнечный свет», «Педа-гогРФ», «Япедагог», «Инфоурок», предлагают участие в педагогических конференциях, олимпиадах, тестировании, блиц-олимпиадах. Надо сказать, практику участия в таких мероприятиях мы начали еще в 2011-2012 годах, только осваи-

Информационная система аттестации педагогов: опыт, проблемы, перспективы применения

вая виртуальное образовательное пространство.

«Большую роль в оценке труда работников может играть процедура внешнего и внутреннего аудита (независимой оценки) результатов профессиональной деятельности и уровня профессиональной квалификации» [1]. Главными результатами освоения обучающимися образовательных программ являются мониторинговые исследования (как внутри школы так и в соответствии с федеральными требованиями к экзаменам). Учитель предоставляет справки: об успеваемости учащихся и об итогах участия школьников в ОГЭ и ЕГЭ по предметам. Трудность вызывает оценивание результативности в деятельности таких педагогов как педагог-логопед, социальный педагог, педагог-психолог. Убедительным показателем результативности могут быть индикативные показатели: уменьшение численности неблагополучных детей, детей с нарушениями речи, результаты тестирования.

Самым ярким и убедительным показателем эффективности педагогической деятельности служат Дипломы, Грамоты учеников - победителей олимпиад, конференций, чемпионатов, свидетельства их участия в социально-значимых проектах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.

Аттестация педагогов с использованием информационной системыпривела к изменению всей технологии аттестации. Все необходимые

Динамика перехода на электрон

данные о своей работе педагог собирает в электронной форме, копируя и сканируя документы. Учитель демонстрирует цифровую, информационную грамотность, грамотность в области данных, что является важным показателем подготовленности педагога, ведь «информационная грамотность и грамотность в области данных - продолжение традиционной инструментальной читательской и математической грамотности» [4].

Консультативную помощь оказывает ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», находясь всегда в прямой связи с образовательными учреждениями.

Поскольку современная педагогическая деятельность означает не только и не столько урочную деятельность, поэтому и параметры оценивания профессиональных достижений так разнообразны. Сам педагог не может вносить информацию по своей деятельности, этим занимаются заместители директора, отвечающие за аттестацию педагога, работники отдела кадров, что требует тесного сотрудничества с педагогами, явное знание руководителями достижений каждого педагога.

Растет количество педагогов, переходящих с традиционной на электронную форму аттестации. Информация и количестве учителей представлена в таблице 1.

Таблица 1

ую форму аттестации педагогов

Учебный год Количество педагогов, прошедших % от общего числа

аттестацию через ИС АПР педагогов

2018-2019 1 1,3%

2019-2020 10 12,5%

2020-2021 15 18,8 %

То есть к концу учебного года 26 педагогов (33%) будут аттестованы в новой форме.

Для педагогов, прошедших аттестацию в электронной форме, очевидны положительные стороны: зона комфорта педагога не нарушается, педагог сам решает - какие достижения он представит, он свободно варьирует время заполнения аттестационных параметров; стрессовые ситуации значительно ослабевают. Процедура

аттестации неотделима от обычной ежедневной деятельности. Предложенные параметры стимулируют педагога в различным формам обобщения и распространения опыта: публикациям в цифровых образовательных ресурсах, участию в дистанционных профессиональных конкурсах, что, несомненно, побуждает педагога к повышению собственного педагогического статуса и участию в знаковых мероприятиях: педагогичес-

ких конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям», «Воспитать человека».

Такая форма проведения аттестации способствует формированию системы непрерывного профессионального роста педагога, во многом упрощает некоторые этапы процедуры аттестации и освобождает от формализма, дает более полную и объективную оценку педагогической деятельности.

Список литературы

1. Дробот А. А. Аттестация по стандарту «педагог» / А. А. Дробот // Народное образование. - 2016. - № 9-10. - С.75-80.

2. Никифорова В. А. Особенности формирования личности в подростковый период.Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. - 102 с.

3. Об утверждении регламента ввода в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Аттестация педагогических работников»: приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.02.2018 г. № 01/474. - URL: https://rcokio.ru/ documents/regionalnye-dokumenty-7/ob-utver zhdenii-reglamenta-vvoda-v-promyshlennuju-ekspluatatsiju-avtom.

4. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добряко-ва, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Нацио-нальныйисследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. -Москва : НИУ ВШЭ, 2018. - 28 с. - (Современная аналитика образования. № 2 (19)).

References

1. Drobot A. A. Attestatsiya po standartu «pedagog» IA. A. Drobot II Narodnoe obrazovanie. -2016. - № 9-10. - S.75-80.

2. Nikiforova V. A. Osobennosti formirovaniya lichnosti v podrostkovyy period.Aspekty i tendentsii pedagogicheskoy nauki: materialy I Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2016 g.). - Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2016. - 102 s.

3. Ob utverzhdenii reglamenta vvoda v promyshlennuyu ekspluatatsiyu avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Attestatsiya pedagogicheskikh rabotnikov»: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 05.02.2018 g. № 01I474. - URL: https:llrcokio.rul documentslregionalnye-dokumenty-7lob-utver z h d enii-reglamenta-vvoda-v-promyshlennuju-ekspluatatsiju-avtom.

4. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendentsiyakh transformatsii shkol'nogo obrazovaniya I I. D. Frumin, M. S. Dobryakova, K. A. Barannikov, I. M. Remorenko; Natsional'nyyissledovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. - Moskva : NIU VShE, 2018. - 28 s. - (Sovremennaya analitika obrazovaniya. N° 2 (19)).

Сведения об авторе

Лялина Людмила Анатольевна - заместитель директора по учебной работе МАОУ «МСОШ N° 16», Челябинская обл., г. Миасс

Information about author

Lyalina L.A. - Deputy Director for Academic Affairs of Municipal Autonomous Educational Institution «Secondary School № 16», Chelyabinsk region, Miass

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.