Научная статья на тему 'Аттестация педагогических работников по новым правилам'

Аттестация педагогических работников по новым правилам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ПРАВА АТТЕСТУЕМЫХ / ОФОРМЛЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ / NORMATIVE BASIS / COMPULSORY AND VOLUNTARY CERTIFICATION / RIGHTS OF CERTIFIED STUDENTS / REGISTRATION OF CERTIFYING DOCUMENTS / QUALIFICATION CATEGORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Основные задачи, нормативная база, порядок, формы аттестации. Обязательная и добровольная аттестация. Права аттестуемого педагога. Документальное подтверждение уровня квалификации. Ответы на вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аттестация педагогических работников по новым правилам»

Образовательное право

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ работников по новым правилам1

Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО, доктор педагогических наук

Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации и педагогического профессионализма. Она проводится для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) либо для проверки соответствия педагога занимаемой им должности.

• нормативная база • обязательная и добровольная аттестация

• права аттестуемых • оформление аттестационных документов

• квалификационные категории

О

сновные задачи аттестации: • стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

1 Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант Плюс».

• повысить эффективность и качество педагогического труда;

• выявлять перспективы использования потенциальных возможностей педагогических работников;

• учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава школ;

• определять необходимость повышать квалификацию педагогических работников;

• обеспечивать дифференциациию уровня оплаты труда педагогических работников.

Нормативная база

Нормативная основа аттестации — Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»2; Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреж-дений»3, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»4, региональные акты о форме и содержании аттестации.

Порядок аттестации школы

Аттестация педагогических работников муниципальной школы или школы находящегося в ведении субъекта РФ проходит в аттестационной комиссии при органе исполнительной власти субъекта РФ. Аттестация педагогического работника (кроме научно-педагогических работников вузов) федерального государственного образовательного учреждения проводится аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых она находится. Для личного участия в заседании аттестационной комиссии работодатель направляет педагога в служебную командировку.

Порядок аттестации, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209, распространяется на все муниципальные и государственные образовательные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти.

2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 19, 10.05.2010.

3 Вестник образования, № 18, 2010.

4 Российская газета, № 237, 20.10.2010.

Аттестация педагогических работников негосударственных образовательных организаций, а также организаций, не осуществляющих образовательную деятельность, этим документом не регулируется и требует отдельного правового обоснования. Известно из практики, что педагогические работники негосударственных образовательных и иных организаций обращаются в аттестационную комиссию субъекта РФ, на территории которого находится их организация. Для такой категории работников аттестация может проводиться на платной основе.

Формы аттестации

Аттестация педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений проходит в двух формах.

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности: такая аттестация, как правило, проводится для тех, кто не имеет квалификационной категории. Отказаться от участия в такой аттестации педагогический работник не может, так как она для него является трудовой обязанностью.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога для установления уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории — пять лет. При наличии квалификационной категории в течение всего срока её действия педагог может не проходить обязательную аттестацию.

Обязательная аттестация

Основание для обязательной аттестации педагога — представление руководителя школы в аттестационную комиссию.

Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работника5, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности; информацию о прохождении педагогом повышения квалификации, в том числе по направлению школы, за период, предшествующий аттестации; сведения о результатах предыдущих аттестаций.

Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»6. Существенно в этих характеристиках наличие у большинства педагогов среднего (или высшего) профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». В ряде случаев требуется специальное дефектологическое или психологическое образование, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте или только высшее профессиональное образование без указания профиля подготовки либо образование в области физической культуры и спорта.

Только в исключительных случаях педагогические должности могут занимать лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленные в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности. Это возможно только по рекомендации аттестационной

5 Характеристики и представления: рекомендации по составлению и оформлению // кадры предприятия. 2005. №1.

6 Российская газета от 20.10.2010, № 237.

комиссии. В силу этого аттестация педагогов, не имеющих педагогического или иного специального образования, имеет принципиальное значение для педагогов, продолжающих работать в школах.

Структура представления руководителя школы может иметь следующий вид:

• профессиональные и деловые качества педагога;

• прохождение педагогом повышения квалификации;

• сведения о результатах предыдущих аттестаций педагога;

• условия труда педагога и их соответствие современным требованиям;

• результативность методической деятельности педагога.

После того как педагог познакомится с представлением руководителя школы, он имеет право (если не согласен с этим документом) направить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием.

Педагогический работник при аттестации проходит квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с его педагогической деятельностью. Содержание и виды таких испытаний определяет аттестационная комиссия: это может быть электронное тестирование в режиме on-line, решение ситуативных задач по проверке знания нормативных правовых документов или выполнение заданий по контрольно-измерительным материалам по учебному предмету в формате ЕГЭ.

Электронное тестирование в режиме online более предпочтительно при аттестации учителей, учитывая, что большинство школ России имеют выход в интернет-пространство, да и такая процедура не требует затрат на подвоз учителей в центры аттестации.

По результатам обязательной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из решений:

• работник — соответствует занимаемой должности;

• работник — не соответствует занимаемой должности.

Для учителей в этом случае не указывается предмет, который они преподают.

Если педагог признан соответствующим занимаемой должности, в его Личной карточке (форма № Т-2), утверждённой Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, в разделе IV «Аттестация» необходимо указать результат проведённой аттестации.

Запись оформляется следующим образом: дата аттестации, решение комиссии: «Соответствует занимаемой должности учителя физики», номер протокола, дата составления протокола, основание: «дата и номер приказа».

Если педагог по результатам аттестации признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса (ТК) РФ. Увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести учителя с его письменного согласия на другую имеющуюся в школе работу, которую он может выполнять с учётом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ).

В трудовой книжке в случае увольнения должна быть сделана запись основания увольнения: «Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»).

Однако работодатель должен помнить, что увольнения в этой ситуации — его право, а не обязанность. При заинтересованности работодателя в данном работнике он может направить педагога на курсы повышения квалификации и через некоторое время, необходимое для установления показателей его ра-

боты, вновь представить педагога на аттестацию.

Даже при отрицательных результатах аттестации не допускается увольнение педагогического работника в определённые периоды трудовых отношений. К таким периодам относят период временной нетрудоспособности работника и период его пребывания в отпуске. Увольнение не допускается в отношении беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, одиноких матерей, воспитывающих ребёнка в возрасте до четырнадцати лет (ребёнка-инвалида — до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (статья 261 ТК РФ). Увольнение педагога — члена профсоюза допускается при соблюдении процедуры учёта мотивированного мнения выборного органа (профбюро) первичной профсоюзной организации в соответствии со статьёй 373 ТК РФ (часть вторая статьи 82 ТК РФ).

Работник имеет право обжаловать результаты аттестации, в том числе увольнение по итогам аттестации, в судебном порядке.

Обязательной аттестации не подлежат:

• педагоги, проработавшие в этой должности менее двух лет (молодые специалисты; лица, впервые поступившие работать в данной должности);

• беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности

и родам; педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Обязательная аттестация этих работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из таких отпусков.

Порядок аттестации педагога на подтверждение его соответствия занимаемой должности касается прежде всего педагогов, никогда не проходивших аттестацию, не прошедших её вовремя, и тех, кто при аттестации не подтвердил свою квалификационную категорию.

Добровольная аттестация

Аттестация педагогического работника для установления уровня квалификации с присвоением ему квалификационной категории (добровольная аттестация) проводится на основании личного заявления педагога. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

По результатам аттестации педагогу может быть присвоена первая или высшая квали-фикационая категория. Порядок аттестации, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209, не предусматривает установление органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, иных квалификационных категорий, ступеней и званий, кроме первой и высшей квалификационных категорий.

Добровольная аттестация по форме проведения на первую и высшую квалификационные категории может быть одинаковой, но их содержание должно отличаться.

В некоторых аттестационных комиссиях аттестацию педагога для установления ему первой квалификационной категории проводят на основе обследования, например, портфолио учителя, карты результативности педагогической деятельности и анализа видеоуроков (видеозанятий) или мультимедийных презентаций. В карте результативности учителя обычно два раздела. В первом из них отмечается степень активности и инициативности учителя в методической, организационной и общественно-педагогической деятельности. Второй раздел по-свящён оценке результативности педагогической деятельности учителя. Карта результативности учителя может быть представлена в портфолио учителя.

В основу такой формы аттестации могут быть положены критерии отбора, сформулированные для конкурса «Лучшие учителя России» (Приказ Минобрнауки РФ от 26.03.2010 № 217):

• высокие результаты учебных достижений учащихся при их позитивной динамике за последние три года;

• высокие результаты внеурочной деятельности учащихся по учебному предмету;

• создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта;

• обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных;

• наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе;

• непрерывность профессионального развития учителя.

Просмотр видеоуроков или мультимедийной разработки учебного занятия позволяет аттестационной комиссии оценить степень владения учителем современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их использования на учебном занятии.

Если педагог пожелает досрочно пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, он обращается в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через два года после установления ему первой квалификационной категории.

При аттестации на высшую квалификационную категорию педагог может предъявить в аттестационную комиссию портфо-лио учителя и карту инновационного педагогического опыта и проектную разработку. В карте инновационного педагогического опыта педагог обобщает свой опыт инновационной деятельности.

Защита проектной разработки позволяет оценить степень профессионального мастерства работника, умения определять актуальность проекта, составлять норма-

тивно-правовое и психолого-педагогическое обоснование проекта в реальных педагогических условиях, предполагать результаты проекта, строить заключение по результатам проекта.

По результатам добровольной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации работника соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации работника не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Первая квалификационная категория устанавливается педагогу, который:

• владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности;

• вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

• имеет стабильные результаты освоения учащимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогам, которые:

• имеют установленную первую квалификационную категорию;

• владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

• имеют стабильные результаты освоения учащимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учётом результатов участия учащихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

• вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Отметим, что этот порядок устанавливает очень высокую планку участия воспитанников и учащихся в различных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Уровень такого участия, согласно порядку присвоения высшей квалификационной категории, не ниже всероссийского. Такой показатель существенно повлияет на присвоение этой квалификационной категории педагогам: педагогов с такой категорией станет гораздо меньше, но они действительно будут признанными мастерами своего дела.

При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагога требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока её действия.

Установленная на основании добровольной аттестации квалификационная категория педагога действительна в течение пяти лет. Квалификационные категории сохраняются при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, в течение срока её действия на ту же должность.

Итогом такой аттестации может быть допуск педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, к работе в гимназических, лицейских, профильных классах, работе с талантливыми детьми. Педагог, имеющий первую квалификационную категорию, может выполнять в образовательной организации роль наставника, разработчика, экспериментатора, исследователя.

Педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, может также возглавлять методическое объединение, быть заведующим школьной кафедры (структурного подразделения образовательного учреждения), руководить исследовательскими проектами, быть экспертом при оценке достижений коллег.

Права

Положение об аттестации и другие нормативные документы по вопросам аттестации педагогических работников предоставляют права аттестуемому педагогу. Так, в период аттестации педагог имеет право:

• пройти аттестацию не реже одного раза в пять лет;

• подать заявление о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию до истечения срока действия первой квалификационной категории;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• быть извещённым о графике прохождения индивидуальной аттестации;

• избрать конкретную форму и процедуру аттестации из вариативных форм и процедур;

• представлять любые документально зафиксированные результаты, подтверждающие компетентность и эффективность труда аттестуемого;

• присутствовать при принятии решения аттестационной комиссии и быть ознакомленным с результатами аттестации сразу же после голосования членов комиссии;

• ознакомиться с выпиской из приказа органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности, при котором создана аттестационная комиссия, о присвоении работнику квалификационной категории или подтверждении соответствия занимаемой должности;

• обжаловать процедуру прохождения аттестации в комиссии по трудовым спорам, суде в порядке, установленном трудовым законодательством РФ.

Порядок аттестации определяет несколько временных этапов выполнения процессуальных действий, соблюдать которые обязаны все участники аттестации. Например, новый порядок аттестации устанавливает следующие процедурные сроки:

• ознакомление работника с текстом представления руководителя организации — за один месяц до начала аттестации;

• письменное извещение работника о дате, месте и времени проведения обязательной ат-

тестации — за один месяц до начала аттестации;

• подача работником заявления о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории — через два года после установления первой квалификационной категории;

• рассмотрение заявления работника

о проведении аттестации — в течение одного месяца со дня подачи;

• прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности — каждые пять лет;

• срок проведения аттестации на квалификационную категорию — устанавливается каждому аттестуемому индивидуально в соответствии с графиком аттестации;

• продолжительность аттестации с начала её прохождения до принятия решения — не более двух месяцев;

• принятие решения аттестационной комиссией и ознакомление с ним аттестуемого работника — в день заседания комиссии;

• издание приказа о присвоении квалификационной категории — в течение одного месяца со дня заседания комиссии;

• действие квалификационной категории работника — пять лет;

• действие квалификационной категории при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение,

в том числе расположенное в другом субъекте РФ, — в течение срока её действия;

• освобождение от аттестации на соответствие занимаемой должности для определённых категорий работников — два года;

• обращение в комиссию по трудовым спорам либо в суд по вопросам процедуры аттестации работника (в соответствии со статьями 386, 392 ТК РФ) — в течение трёх месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав;

• обращение в суд по спорам об увольнении по итогам аттестации — в течение одного месяца со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Оценивая деятельность педагога за время, прошедшее с момента последней аттестации, аттестационная комиссия должна исходить из того, что аттестация работника — это не столько оценка его работы, сколько выстраивание траектории профессионального роста педагога на срок до следующей аттестации. Поэтому при аттестации важно определить пути дальнейшего роста его профессионализма, профессиональной компетентности.

Аттестация педагогов ориентирована на модель специалиста, способного качественно реализовать основные функции профессиональной деятельности (формирующую, диагностическую, прогностическую, исследовательскую, аналитическую).

Оформление документов

Важный процедурный момент аттестации педагогов — оформление итоговых аттестационных документов. Решение аттестационной комиссии отражается в протоколе заседания аттестационной комиссии, аттестационном листе аттестуемого, в приказе органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности, при котором создана аттестационная комиссия, а также в трудовой книжке работника, прошедшего аттестацию.

Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии. С этого же дня устанавливается оплата труда с учётом присвоенной работнику квалификационной категории.

Например, в трудовую книжку учителя (раздел «Сведения о работе») о присвоенной квалификации вносятся записи:

• в графе 1 — порядковый номер вносимой записи;

• в графе 2 — дата решения аттестационной комиссии;

• в графе 3 — «Присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета);

• в графе 4 — дата и номер приказа органа исполнительной власти, на основании которого внесена запись.

Напомним, что в соответствии со статьёй 85 ТК РФ к персональным данным работника относится информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.

Согласно порядку документального оформления в сфере трудовых отношений на каждого работника работодателем заводится личное дело, в котором хранятся сведения, относящиеся к персональным данным работника: документы о прохождении работником аттестации, собеседования, повышения квалификации.

Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, культуры, здравоохранении и других сфер экономической деятельности, при котором создана аттестационная комиссия исполнительной власти, хранящиеся в личном деле педагогического работника, а также аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях, относятся к персональным данным педагогического работника и подлежат защите в порядке, определяемом Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и главой 14 «Защита персональных данных работника» ТК РФ.

Таким образом, аттестацию педагогических работников следует рассматривать как комплексный, непрерывный процесс оценки их деятельности, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение которого берёт на себя орган исполнительной власти субъекта РФ.

Примеры из практики

У педагога заканчивается срок квалификационной категории, и он не желает проходить аттестацию. Обязательно ли проходить аттестацию, если он этого не хочет?

Педагогический работник, не изъявивший желания проходить аттестацию для подтверждения или повышения квалификационной категории, может быть направлен руководителем для прохождения обязательной аттестации.

Учителем в школе по совместительству работает преподаватель вуза. Обязан ли он проходить аттестацию?

При отсутствии у преподавателя вуза квалификационной категории он будет обязан пройти аттестацию на подтверждение права занимать соответствующую педагогическую должность. Если такой преподаватель выполняет педагогическую работу в разных должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление может содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности по всем должностям, в которых выполняется педагогическая работа. Если педагогическая работа осуществляется у разных работодателей, то каждый из них вправе направить в аттестационную комиссию соответствующее представление.

Учитель химии работает также в должности «учитель биологии». Каким образом он может пройти аттестацию, по одной должности или по двум?

Педагогический работник проходит аттестацию по должности «учитель», а не по преподаваемой дисциплине. В своём заявлении он указывает название той должности, в рамках которой он желает пройти аттестацию, а присвоенная по итогам аттестации квалификационная категория распространяется на обе должности учителя.

Педагог прошёл обязательную аттестацию. Может ли он сразу аттестовывать-ся на высшую категорию?

Документы, определяющие нормы проведения аттестации педагогических работников, содержат ограничения о прохождении этой

процедуры. Высшую категорию учитель может получить по итогам аттестации только при наличии первой категории и двух лет работы после её получения.

Является ли отсутствие стажа по педагогической специальности основанием для отказа в аттестации на первую категорию?

Да. Аттестация на квалификационные категории возможна при наличии у работника хотя бы двух лет стажа работы в педагогической должности.

Педагогический работник не согласен с результатами аттестации, указанными в решении аттестационной комиссии. Где он может их обжаловать?

В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» обжалованию подлежат только процедурные моменты прохождения аттестации, а не само решение аттестационной комиссии. Педагог может пожаловаться на нарушение сроков проведения аттестации, процедуры обсуждения результатов его работы и других этапов проведения аттестации в комиссию по трудовым спорам, а также в суд общей юрисдикции.

Учитель имеет высшую квалификационную категорию по должности преподавателя в техникуме. Могут ли учесть эту квалификационную категорию при определении разряда оплаты труда в случае перехода на работу учителем химии в школу?

Квалификационная категория по должности «преподаватель» не сохраняется при переходе на должность «учитель». Однако отраслевыми соглашениями, коллективными договорами для педагогических работников, выполняющих педагогическую работу по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, могут быть установлены условия оплаты труда

с учётом имеющейся квалификационной категории, если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности).

Возможна ли аттестация педагога автоматически, если его педагогический стаж составляет более 25 лет?

Аттестация не может быть проведена автоматически. Более того, не существует каких-либо нормативных отличий в проведении аттестации педагогов с различным стажем педагогической работы.

Имеет ли право педагог, работающий по совместительству, проходить аттестацию на более высокую квалификационную категорию?

Запрета на прохождение аттестации на более высокую квалификационную категорию педагогам — совместителям не установлено. В данной ситуации педагог имеет право пройти аттестацию у любого работодателя как по основному месту работы, так и на работе по совместительству.

Имеет ли право педагог отказаться от прохождения аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности (обязательной аттестации)?

Отказ работника от прохождения обязательной аттестации — нарушение трудовой дисциплины. В соответствии со статьёй 21 ТК РФ соблюдение трудовой дисциплины — обязанность работника. Следовательно, в соответствии со статьёй 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Если педагог при добровольной аттестации не подтвердил первую категорию, то будет ли он уволен?

В этом случае руководитель школы обязан направить представление в аттестационную комиссию о прохождении педагогом обязательной аттестации. Этой процедуре может также предше-

ствовать направление работника на курсы повышения квалификации и предоставление нового аттестационного периода.

Должен ли в школе издаваться распорядительный акт в отношении педагогов, подлежащих аттестации для подтверждения соответствия занимаемым должностям?

Да, такой распорядительный акт необходим, поскольку именно в нём может быть определён список педагогов, подлежащих аттестации для подтверждения соответствия занимаемым должностям, а также даны соответствующие поручения по подготовке представлений в аттестационную комиссию, ознакомления с ними работников и другие необходимые распоряжения.

Может ли работник, имеющий государственные награды и звание «Заслуженный учитель России», не проходить обязательную аттестацию?

Наличие отраслевых или государственных наград не освобождает педагогов от аттестации. Если педагог не желает ат-тестовываться на квалификационную категорию, он будет направлен на прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке. В этом случае педагог обязан будет пройти письменное испытание.

Работник выполняет обязанности заместителя директора по информационным технологиям. Преподавательской работой не занимается. Каким документом следует руководствоваться при аттестации по этой должности?

Такая должность относится к административному персоналу. Порядок аттестации руководителей школ и их заместителей определяется органом исполнительной власти, который уполномочен принимать работников на должности «руководитель образовательного учреждения». НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.