Научная статья на тему 'Аттестация педагогических работников: на пути к изменениям'

Аттестация педагогических работников: на пути к изменениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ / АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ / CERTIFICATION OF TEACHERS / THE POSITION OF THE CERTIFICATION ORDER / CERTIFICATION COMMISSION / SKILL LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтушевская Софья Валентиновна

Положение о порядке прохождения аттестации педагогическими работниками. Сравнительный анализ документов о прохождении аттестации за период с 2000 по 2010 годы. Вопросы по результатам анализа нового документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтушевская Софья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аттестация педагогических работников: на пути к изменениям»

АТ ГЕСТАЦИЯ

педагогических работников: на пути к изменениям

Софья Валентиновна Евтушевская,

методист экспертно-аналитического центра Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования

С 1 января 2011 года вступает в силу новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 209 от 24 марта 2010 года). Публикация новых документов, касающихся изменения в кадровой политике образовательных учреждений, вызывает много вопросов, сомнений, беспокойств со стороны учителей. Попробуем разобраться, в чём заключается новизна этих документов, как их введение отразится на процедуре аттестации и оценке профессиональной деятельности педагогов, что нужно знать и сделать рядовому учителю и руководителю образовательного учреждения для успешного прохождения аттестации и присвоения квалификационной категории.

• аттестация педагогических кадров • положение о порядке аттестации

• аттестационная комиссия • уровень квалификации

п

оложение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённое приказом Министерства образования РФ № 1908 от 26.06.2000 г. до сих пор было единым для всех работников системы образования. Этот документ предполагал добровольное прохождение аттестации педагогическим работником, наличие вариативных форм и процедур и возможность их выбора аттестуемым, а также назывались единые

по России сроки проведения аттестации. В зависимости от подчинения образовательного учреждения и квалификационной категории, на которую аттестовался педагог, материалы рассматривались в комиссиях различного уровня: центральной, главной, муниципальной, аттестационной.

Новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 24 марта 2010 года. В настоящий момент он ориентирован только на педагогов

общеобразовательных учреждений, что уже предполагает различие в подходах и процедурах аттестации в зависимости от должностей педагогических работников и уровня образова тельного учреждения.

Чтобы определить, какие изменения ожидают педагога, сравним эти два документа по структуре и содержанию.

Таблица 1

Основания для сравнения Названия и выходные данные документов

Положение «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Приказ Министерства образования РФ № 1908 от 26.06.2000) Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Министерства образования и науки РФ № 209 от 24.03.2010)

Аттестуемые (на кого распространяется) Педагогические и руководящие работники государственных и муниципальных образова-тельныхучреждений независимо от ведомственной принад лежности, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационной категории Педагогические работники образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования

Цель Определение соответствия уровня профессиональной компетенции требованиям к квалификации при присвоении квалификационной категории Определение соответствия уровня квалификации требованиям к квалификационной категории; определение соответствия занимаемой должности и уровня профессиональной деятельности

Задачи Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции; обеспечение возможности повышения уровня оплаты труда Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации, методологической культуры, личностного профессионального роста, использования современных педагогических технологий; повышение эффективности качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учёт требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда

Принципы Добровольность аттестации на вторую и первую высшие квалификационные категории для педагогических работников и на высшую для руководящих работников; обязательность аттестации руководящих работников на первую квалификационную категорию; открытость, коллегиальность, объективность Коллегиальность, гласность, открытость, объективность

Основания для проведения аттестации работника Для педагогического работника — личное заявление; для руководящих работников — представление вышестоящего руководителя Для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности (в отношении педагогических работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий) — представление работодателя; для установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории — заявление педагогического работника

Основания для сравнения Названия и выходные данные документов

Положение «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Приказ Министерства образования РФ № 1908 от 26.06.2000) Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Министерства образования и науки РФ № 209 от 24.03.2010)

Сроки Подача письменного заявления с 15.04 по 30.06; проведение аттестации с 01.10 по 30.04 ежегодно Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования; сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком; при составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий

Процедура и форма Аттестуемый вправе выбирать альтернативные формы и процедуры (из числа определённых органами управления образованием субъектов РФ и не противоречащих Поло-жению-2000) Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до её начала; педагогические работники (один раз в 5 лет, если они не имеют первой или высшей квалификационной категории) в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности

Аттестация на более высокую квалификационную категорию Осуществляется по желанию педагога, не зависимо от уже имеющийся у него квалификационной категории и срока её действия Обязательные условия для аттестации на квалификационную категорию: • наличие первой квалификационной категории (для установления высшей квалификационной категории); • аттестация может проходить не ранее чем через 2 года после установления первой; • наличие непрерывного стажа работы по занимаемой должности, в том числе после выхода из длительного отпуска (не менее двухлетнего)

При признании педагогического работника несоответствующим заявленной квалификационной категории Сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока её действия. Аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию проходит по личному заявлению не ранее чем через год В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять сучётом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ). При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока её действия

Основания для сравнения Названия и выходные данные документов

Положение «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Приказ Министерства образования РФ № 1908 от 26.06.2000) Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Министерства образования и науки РФ № 209 от 24.03.2010)

Комиссии В зависимости от подчинения образовательного учреждения и квалификационной категории, на которую аттестовался педагог, материалы рассматривались в комиссиях различного уровня: • центральной — аттестация педагогов на первую и высшую квалификационная категория в образовательном учреждении федерального подчинения (создаётся Министерством образования и науки РФ); • главной — для аттестации на высшую квалификационную категорию и первую для ОУ подчинения субъекту РФ, создаётся субъектом РФ; • муниципальной — для аттестации на первую квалификационную категорию (создаётся местными (муниципальными) органами управления); • аттестационной — создаётся в образовательном учреждении для аттестации на вторую квалификационную категорию (в состав входят педагогические работники образовательного учреждения, представители профсоюзов, методических служб, могут включаться представители местного самоуправления, научных и др. организаций Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений — аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся; аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организации образовательного учреждения). Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии

Сравнение Положения «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 2000 года с Порядком аттестации педагогический работников государственных и муниципальных образовательных 2010 года позволяет сделать выводы:

1. Наметилась тенденция представления про цедуры аттестации педагогических кадров ка

инструмента кадровой политики, где педагогические кадры — ресурс, обеспечивающий требуемое качество образования. Соответственно, к кадрам как ресурсному обеспечению предъявляются определённые требования.

к

2. Произошла трансформация цели аттестации. Если по Положению-2000 предполагалось определение соответствия

уровня профессиональной компетенции требованиям к квалификации, то Порядок-2010 предполагает уже две составляющие:

• определение соответствия уровня квалификации требованиям квалификационных категорий;

• определение соответствия занимаемой должности и уровня профессиональной деятельности.

3. Решаемые в ходе проведения аттестации задачи по Положению-2000 в большей степени направлены на развитие личности и повышение благосостояния педагога. Порядок-2010 направлен на реализацию требований к ресурсному

обеспечению современного качества образования, в том числе педагогического: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации, методологической культуры, личностного профессионального роста, использования современных педагогических технологий педагогическими работниками; повышение эффективности качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учёт требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда.

4. В Порядке-2010 чётко определяются единые требования к педагогическим работникам, претендующим на присвоение первой квалификационной категории и дополнительные требования к установлению высшей квалификационной категории что, в свою очередь, обеспечивает выполнение п. 34 Порядка-2010: «Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока её действия» (см. табл 2).

Таблица 2

Остаются пока неясными вопросы:

1. Уже утверждёнными в 2009—2010 гг. документами не охвачены педагогические работники органов управления образованием муниципального, регионального уровня, методической службы и системы повышения квалификации, педагоги, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы и общеобразовательные программы в учреждениях принадлежащих другим ведомствам, например здравоохранению.

Устанавливается для присвоения первой квалификационной категории Необходимо представить дополнительно (к перечисленным требованиям для присвоения первой квалификационной категории) для присвоения высшей квалификационной категории

Предварительно должно быть установлено соответствие уровня профессиональной деятельности занимаемой должности, по которой аттестуется педагогический работник. Основанием служит Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593) Имеют установленную первую квалификационную категорию

Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности Ведут инновационную деятельность, осваивают новые образовательные технологии

Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания Активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания

Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации Есть положительные результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

2. Какие, в каком объёме, в какой форме должен представлять педагог материалы, чтобы обеспечить адекватную оценку своей профессиональной деятельности аттестационной комиссией или экспертной группой?

3. Каким образом при аттестации по новому Порядку-2010 будет учитываться уже имеющаяся у педагога 2-я категория?

4. Достаточно подробно в пункте 31 Поряд-ка-2010 расписаны требования к уровню профессиональной деятельности педагога в зависимости от квалификационной категории. Однако при их сопоставлении возникает вопрос в чём выражается эта разница: указывается, что педагог, претендующий на первую квалификационную категорию, должен владеть современными образовательными технологиями, а претендующий на высшую — новыми.

5. В качестве параметров отнесения к квалификационной категории указываются стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. Но таких показателей, кроме показателей ГИА и ЕГЭ, не существует. В таком случае возникает вопрос: какими данными должны пользоваться педагоги дошкольных образовательных учреждений, начальной школы, учреждений дополнительного образования, школьные психологи, логопеды, де-фектологи, социальные педагоги?

6. Специфика профессиональной деятельности эту же категорию педагогических работников (педагоги дошкольных образовательных учреждений, начальной школы, учреждений дополнительного образования, школьные психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги) практически лишает возможности получения высшей квалификационной категории в соответствии с пунктом, где указано: есть положительные результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Хочется надеяться, что в ближайшее время появятся уточняющие документы, которые дадут возможность единого толкования излагаемых требований к порядку аттестации педагогических кадров. НО

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

у Необходимо ли каждый год обновлять

• рецензии на рабочие программы учебных дисциплин? Ирина

Эти требования могут быть установлены только локальными нормативными актами. Разумно получать рецензию при аккредитации учреждения, при переходе на новую программу или в случае значительной переработки программы.

^ Была ли отменена в 2010 году или издана но-

• вая редакция п. 2.3.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44 (ред. от 26.12.2008)), что «наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек»? Дело в том, что у нас в школе зачитали документ (точно не могу сказать какой) о наполняемости класса не менее 24,8 чел. На параллели третьих классов у нас было 4 класса — по 22-23 человека в каждом, в связи с этим документом один класс расформировали. Теперь у меня в классе 30 человек, в других 28 и 26, несколько родителей забрали документы, перевели своих детей

в другие школы. Правомерно ли это? Юлия Сергеевна

Нет, никаких изменений по максимальной численности не вводилось. В Типовом положении об общеобразовательном учреждении и в СанПиН 2.4.2.1178-02 — 25 человек это предельная численность облучающихся в классе. Однако п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении указывает, что при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продлённого дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Таким образом, если в Вашем уставе указана предельная наполняемость классов, то более 25 человек в классе не должно быть, меньше — возможно.

Родители могут обжаловать в надзорных органах действия администрации по расформированию классов и увеличению численности обучающихся в классах, действия, нарушающие санитарные требования к учебному процессу. Если в классе более 25 учащихся, то это нарушает права ребёнка, установленные ст. 51 Закона РФ «Об образовании». Привлечение к административной ответственности в этом случае возможно по ст. 6.7. КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.