Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
От теории к практике реализации ФГОС
Оганезова Л.М.
Аттестация педагогических кадров и профессиональный стандарт педагога — новые подходы1
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Ключевые слова:
Аннотация. В статье рассказывается об изменениях, связанных с новым порядком профессиональный стандарт
аттестации педагогических кадров и внедрением профессионального стандарта педагога, аттестация,
педагога. дифференциация размеров
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ оплаты труда, внутренний аудит.
Вопросам профессионального развития педагогов учеными [4, 6, 7, 10, 11] и практиками [3, 5, 8, 9, 12, 14, 15, 17] на протяжении длительного времени уделяется большое внимание [1, 2, 13, 16], однако в современном образовании они стали особенно актуальными, так как оказались напрямую связаны с аттестацией педагогических кадров.
В 2014-2015 учебном году процедуру аттестации предстоит осуществлять в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», нового Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
На что хотелось бы обратить внимание? Конечно, это цели новейшего порядка аттестации. Они практически не изменились, а вот задачи расширились и появились такие, как:
• выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
• обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Обратите внимание на новую формулировку самого приказа «...Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Это означает, что действие данного приказа распространяется на все образовательные учреждения РФ — от ДОУ до вузов, в том числе и на негосударственные образовательные учреждения. Теперь все педагоги должны проходить аттестацию в установленном МО РФ порядке без исключения.
В новом Порядке аттестации к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
К педагогическим работникам, к которым применяется Порядок аттестации, относятся работники, замещающие
должности педагогических работников, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678.
Следует отметить, что в соответствии с новым Порядком аттестации может проводиться аттестация тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т. е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, а также наряду с основной работой на других должностях в той же организации [далее в целях аттестации — также педагогические работники]).
Далее, очень важный вопрос получил полное освещение в п. 46 данного порядка «Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации». Это означает, что полученные в результате аттестации квалификационные категории будут гарантированно сохраняться у педагогического работника при переходе в другую организацию на всей территории РФ.
Наблюдается также вертикальное расширение порядка в пользу педработников: увеличен перечень педагогов, не подлежащих аттестации на соответствие занимаемой должности. Кроме уже известных по прежнему порядку категорий педработников (педагогические работники, имеющие квалификационные категории, беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) добавляются педагогические работники:
• проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
• отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
1 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,150450/Itemid,118/
Но самое эффектное вертикальное расширение порядка можно найти в п. 23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. Таким образом, возможна деятельность педагогов, не имеющих педагогического образования и опыта работы. Эти педагоги могут претендовать только на аттестацию на соответствие занимаемой должности (но не на квалификационные категории).
Пункт 23 включен в Порядок аттестации в целях реализации положений, предусмотренных п. 9 «Общих положений» квалификационных характеристик (приказ Мин-здравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), в соответствии с которым при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускается прием на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечает квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, при соблюдении определенной этим пунктом процедуры.
Необходимость закрепления в Порядке аттестации данного положения вызвана тем, что участились случаи, когда органы контроля и надзора, ссылаясь на ч. 1 ст. 84 ТК РФ, не всегда обоснованно выносят предписания о необходимости прекращения трудовых договоров с учителями, воспитателями, другими педагогическими работниками по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отсутствием у них соответствующего документа об образовании, т. е. образования, соответствующего направлению подготовки, предъявляемому к должности работника в соответствии с квалификационной характеристикой.
Необоснованность таких требований, как правило, подтверждается тем, что:
• приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, утверждающий квалификационные характеристики, содержащие требования к квалификации, в том числе к направлению подготовки, вступил в силу только 31 октября 2010 г., т. е. по истечении 10 дней после его официального опубликования в «Российской газете» 20 октября 2010 г., в связи с чем к работникам образования, принятым на соответствующие должности до даты вступления этого приказа в силу, требования к квалификации, предусмотренные в квалификационных характеристиках, предъявляться не могут;
• ч. 1 ст. 84 предусматривает прекращение трудовых отношений лишь в случаях, когда из-за отсутствия документа об образовании исключается возможность продолжения работы в занимаемой должности;
• учителя, воспитатели, другие педагогические работники, которые по различным причинам вынуждены выполнять педагогическую работу не по профилю полученного высшего или среднего профессионального образования, уже имеют значительный опыт работы в занимаемых должностях, кроме того, были приняты на должность до вступления приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н в силу.
Не должны также являться основанием для применения ч. 1 ст. 84 ТК РФ о прекращении трудовых договоров с педагогическими работниками по причине отсутствия у них
соответствующего документа об образовании требования, предусмотренные подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966.
Такой вывод может быть сделан на основании того, что согласно подп. «д» п. 6 указанного положения квалификация педагогических работников, необходимая для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, должна соответствовать требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессио нальным стандартам.
Таким образом, фактически законодатель отсылает нас к тем же квалификационным характеристикам должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, которые в том числе содержит и п. 9 «Общих положений», о котором упоминалось выше.
Следовательно, работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует требуемое образование, но который, по мнению работодателя, обладает достаточным практическим опытом и компетентностью и может выполнять работу в должности, вправе теперь, руководствуясь п. 9 «Общих положений» квалификационных характеристик и п. 23 Порядка аттестации, для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию организации, в полномочия которой вменена такая функция, не создавая для решения таких вопросов специальную аттестационную комиссию.
Принимая во внимание, что возможность назначения претендента, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, на должность педагогического работника в соответствии с п. 23 Порядка аттестации связана, прежде всего, с наличием опыта работы, то роль аттестационной комиссии будет состоять в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.
Поскольку прием на работу в указанных случаях обусловлен также выполнением качественно и в полном объеме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то в целях проверки этих возможностей будущего работника аттестационная комиссия может также включить предложение об установлении при заключении трудового договора испытательного срока в порядке и на условиях, установленных ст. 70 ТК РФ.
В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принят выпускник, получивший среднее или высшее профессиональное образование, но претендующий на должность не по полученной специальности, поскольку в данном случае это не будет противоречить положениям ч. 4 ст. 70 ТК РФ, которая не допускает установление испытательного срока в течение одного года для выпускников только в случаях, когда они впервые поступают на работу по полученной специальности.
В соответствии со ст. 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послужив-
ших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суде.
При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.
Если в период испытания сам работник придет к выводу, что предложенная работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.
Что касается педагогических работников организаций, квалификация которых не соответствует требованиям к направлению профессиональной подготовки, предусмотренной квалификационными характеристиками «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении (тем более, как было отмечено выше, такие требования до 31 октября 2010 г. к большей части педагогических работников не предъявлялись), то это не может явиться причиной для их увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.
Следует также учесть, что применение п. 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования следует осуществлять без употребления слов «в порядке исключения» по аналогии с тем, как это было установлено приказом Минздравсоц-развития России от 25 октября 2010 г. № 921н, которым внесены изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.
При рассмотрении п. 26 Порядка обращаю ваше внимание на тот факт, что понятия «экспертные группы» и «эксперт по всестороннему изучению и анализу профессиональной деятельности» с целью подготовки экспертного заключения исчезли, а появилась новая формулировка: «При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников».
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и вступает в силу со дня его вынесения.
Как следует из Порядка аттестации, аттестационный лист при аттестации, проводимой в целях установления квалификационных категорий, также не оформляется.
На основании решений аттестационных комиссий соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении со дня вынесения решения педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет.
Значительно расширены права педагогических работников введением п. 31: «Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в атте-
стационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности».
К примеру, не может быть отказано в приеме заявления и в определении срока проведения аттестации педагогического работника по причине:
• несовпадения у педагогического работника высшего или среднего профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационной характеристикой (профессио нальным стандартом);
• истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления;
• прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;
• нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
• наличия перерыва в педагогической деятельности;
• незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.
Не может быть также отказано в приеме заявления и в прохождении аттестации педагогическим работникам, которые по каким-либо причинам до подачи заявления не воспользовались правом на подготовку и дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года, закрепленным п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Следует учесть, что в соответствии со ст. 196 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии со ст. 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные ст. 187 ТК РФ. Указанной статьей установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Следует также отметить, что до начала аттестации педагогического работника, сроки которой в пределах 60 календарных дней определяются аттестационной комиссией с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории, от педагогического работника не может быть потребовано помимо заявления представление каких-либо дополнительных сведений и материалов, необходимых на этапе осуществления всестороннего анализа его профессиональной деятельности, а также назначение каких-либо испытаний.
Педагогическому работнику не может быть отказано в личном присутствии при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем он не обязан заранее уведомлять аттестационную комиссию.
В то же время неявка педагогического работника на заседание аттестационной комиссии не ограничивает аттестационную комиссию в принятии решения по результатам его аттестации.
Одновременно следует учесть, что запрет на продление срока действия квалификационной категории, предусмотренный п. 24 Порядка аттестации, не означает, что по его истечении за педагогическим работником при определенных обстоятельствах не может быть сохранен имевшийся уровень оплаты труда.
В Отраслевом соглашении на 2012-2014 гг., заключенном между Общероссийским профсоюзом образования и Министерством образования и науки Российской Федерации, содержится рекомендация о закреплении в региональных и иных соглашениях, коллективных договорах оснований, когда педагогические работники, у которых истек срок действия квалификационной категории, будут иметь право на сохранение (установление) уровня оплаты труда, предусмотренного для лиц, имеющих соответствующие квалификационные категории.
К примеру, к таким основаниям в целях материальной поддержки педагогических работников могут быть отнесены случаи, когда срок действия квалификационной категории истек (истекает) в период:
• нахождения в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет;
• не более одного года до дня наступления пенсионного возраста;
• исполнения на освобожденной основе полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания;
• рассмотрения аттестационной комиссией заявления педагогического работника об аттестации и (или) в период ее прохождения.
Следует отметить, что перечисленные основания для сохранения уровня оплаты труда на определенный период с учетом имевшейся квалификационной категории не являются исчерпывающими. В региональных и территориальных соглашениях и в коллективных договорах могут предусматриваться и другие основания.
В региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах могут предусматриваться также положения, в соответствии с которыми педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию по одной должности, будет производиться оплата труда за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, но по которой совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы (профили деятельности) в образовательном учреждении.
Рекомендации об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, предусмотрены в приложении № 2 к федеральному Отраслевому соглашению. Перечень должностей в указанных рекомендациях не является исчерпывающим и может дополняться.
В региональных соглашениях могут закрепляться положения о прохождении аттестации на ту же самую квалификационную категорию для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, го-
сударственные награды и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, без осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
В преддверии вступления в силу профессионального стандарта педагога 28 мая 2014 г. принята Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (от 28 мая 2014 г. № 3241п-П8), которая содержит описание противоречий образовательной практики, перечень направлений повышения профессионального уровня педагогических работников, характеристику основных подпрограмм, поле задач, перечень рекомендуемых мероприятий.
Среди направлений (подпрограмм) повышения профессионального уровня педагогических работников:
• внедрение профессионального стандарта;
• модернизация педагогического образования;
• обеспечение перехода к системе эффективного контракта;
• повышение социального статуса и престижа профессии педагога.
Подпрограмма «Внедрение профессионального стандарта» имеет, в том числе, задачу «формирования системы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта».
Перечень необходимых мероприятий подпрограммы:
• разработка, апробация и внедрение пакета типовых документов образовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта — документы для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам, установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (2015-2018 гг.);
• формирование должностных обязанностей педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 гг.);
• разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога (2015-2016 гг.);
• разработка нормативно-правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015-2016 гг.);
• обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015-2016 гг.).
На данном этапе мы ожидаем решения перспективных задач:
1) подготовки нормативно-правовой базы проведения аттестации педагогов;
2) разработки, вернее получения федеральной методики оценки соответствия деятельности педагогических работников в условиях внедрения профессионального стандарта.
Следующий подход «Передача полномочий образовательным организациям по формированию и проведению аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности» в проекции на Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливает правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.
Новый порядок устанавливает, что аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (п. 5). Данное обстоятельство можно рассматривать как новый подход к процедуре аттестации на соответствие занимаемой должности — «передача полномочий образовательным организациям по формированию и проведению аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности». Это можно назвать «внутренним аудитом», при котором важнейшая роль отводится уровню квалификации экспертов, в данном случае членов аттестационных комиссий образовательных организаций, в том числе и частных.
В программы и планы повышения квалификации учреждений дополнительного профессионального образования целесообразно включить следующие задачи:
1) подготовка (повышение квалификации) членов аттестационных комиссий образовательных организаций к процедуре оценки профессиональной деятельности педагогов, т. е. к выполнению новых полномочий;
2) разработка, апробация и внедрение новой процедуры и инструментов оценки, соотнесенной с требованиями профессионального стандарта (новые процедуры и инструменты могут отличаться от тех, которые действовали до настоящего времени);
3) подготовка членов аттестационных комиссий и в том случае, если за основу будет взята (временно) методика оценки уровня квалификации педагогических работников (редакция В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой), реализуемая в настоящее время. Методика может быть использована до получения в 2015-2016 гг. новой апробированной методики оценки соответствия педагогических работников в соответствии с положениями профессионального стандарта педагога.
В отдаленной перспективе образовательные организации, демонстрирующие высокие результаты («топовые» школы), могут претендовать на полномочия по присвоению квалификационных категорий (первой и высшей) педагогическим работникам своего образовательного учреждения. Такие школы к этому моменту могут иметь уже апробированный внутренний школьный стандарт педагогической деятельности.
Особое внимание хотелось бы обратить на необходимость учета особенностей образовательных организаций и условий осуществления профессиональной деятельности аттестуемым.
Профессиональный стандарт педагога может предусматривать введение регионального и школьного компонентов, учитывающих региональные особенности образовательных организаций, определять особенности заключения трудовых договоров и разработки должностных инструкций, а также установления систем оплаты труда педагогов (например, математический лицей, инклюзивная школа и т. п.). В этом суть следующего подхода. Профессиональный стандарт педагога может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т. п.).
Вновь перед нами стоят перспективные задачи подхода:
1) учет аттестационными комиссиями как на соответствие занимаемой должности, так и на присвоение первой и высшей квалификационной категории, различий образовательных организаций (сельская школа, школа мегаполиса, полиэтнический состав
учащихся и т. п.) и специфики реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.), т. е. условий, в которых аттестуемые педагоги осуществляют свою профессиональную деятельность. Особое внимание в настоящее время уделяется вопросу организации обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и профессиональным компетенциям педагогов в работе с диверсифицированным контингентом;
2) формирование базы для оценки квалификаций и труда педагогов. Оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности. Например, в оценке работы педагога с сохранными, способными детьми в качестве критериев в числе прочих могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня. В качестве критериев успешной работы педагога с учащимися, имеющими особенности и ограниченные возможности, могут рассматриваться интегра-тивные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка («был — стал»).
Новый порядок аттестации на соответствие занимаемой должности предполагает подготовку мотивированной всесторонней и объективной оценки профессиональных деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Такую оценку дает работодатель аттестуемого педагога. Из этого следует, что аттестация напрямую связана с выполнением трудовых функций и трудовых действий педагога, определенных в соответствии с выполняемой реально педагогической деятельностью и зафиксированных в трудовом договоре. Это позволяет установить профессиональную идентификацию работника и отделить профессиональную деятельность от тех функций, которые не являются предметом деятельности педагога.
Перспективные задачи подхода «Профессиональный стандарт и аттестация как инструменты профессиональной идентификации педагога»:
1) повышение квалификации руководителей образовательных организаций, в том числе частных, по конструированию (описанию) трудовых функций работника, их согласования с ним и определения эффективности выполнения при процедурах аттестации;
2) разработка программ повышения квалификации «Внутренний аудит образовательной организации как основа аттестации педагогических кадров»;
3) повышение квалификации руководителей и педагогов по проведению процедур самооценки, самообследования и мониторинговых исследований, проводимых образовательной организацией (первая категория) и учреждениями системы образования (высшая категория), на основе которых производится оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ;
4) разработка программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций по темам «Профессиональный стандарт педагога: проблемы аттестации педагогов и системы отбора кадров», «Управление персоналом и новый порядок аттеста-
ции», «Формирование системы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта» и др.
Идеология профессионального стандарта тесно увязывается с организацией перехода на эффективный контракт. Профессиональный стандарт позволит объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт).
Будущее аттестационных процедур, по прогнозам специалистов, предопределено: проведение сертификации педагогов, независимая оценка персонала, проведение общественно-государственной сертификации педагогов и независимого квалификационного экзамена (профессиональных испытаний), создание общественных ассоциаций педагогов для дальнейшего их участия в проведении вышеназванных процедур.
Литература
1. Аболина Н.С., Акимова О.Б. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции // Инновационные проекты и программы в образовании, 2013. № 6. С. 21-29.
2. Антипина И.О. Современные подходы к определению профессионально значимых компетенций директора школы в отечественной педагогической науке и практике // Образование и наука. 2011. № 9. С. 21-34.
3. Блинкова Л.В., Гуринова Н.П. Организация личностно-ори-ентированного сопровождения профессионального роста педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С. 42-44.
4. Бозина Н.А., Савина Н.М. Теоретические основы развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 67-71.
5. Виноградова И.Ю., Давыдова Н.Н. Разработка модели организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических
условиях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 48-55.
6. Ганаева Е.А. Развитие профессиональной компетентности директоров средних школ в вопросах инновационной деятельности / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С. 30-36.
7. Гапонюк П.Н. Модель педагогических технологий профессионально-ориентированного опережающего довузовского обучения // Образование и наука. 2011. № 8. С. 57-61.
8. Давыдова Н.Н., Синякова М.Г., Фоменко С.А. Развитие взаимодействия образовательных, профессиональных и общественных организаций в условиях сетевой кластерной интеграции / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 5. С. 48-52.
9. ЖоховА.Л. О культуре профессионала как главном ориентире модернизации современного образования / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С. 10-15.
10. Зеер Э.Ф., Попова Л.С. Влияние уровня креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов // Образование и наука. 2012. № 1. С. 94-108.
11. Кормильцева М.В. Психологические детерминанты профессиональной мобильности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 9-12.
12. Криворучко М.О. Некоторые аспекты управления в решении проблем профессионального развития педагога // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 11-15.
13. Марчук Н.Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога // Образование и наука. 2011. № 6. С. 60-75.
14. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С. 5-14.
15. Тимофеева О.Ю. Мониторинг качества обучения учащихся и профессиональной компетентности педагогов через систему дистанционного обучения в контексте ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 16-20.
16. Швецова Н.А. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 77-79.
17. http ://pedsovet.org/component/ option,com_mtree/ task,viewlink/link_id,150450/Itemid,118/