Научная статья на тему 'Порядок проведения аттестации педагогических работников: анализ и предложения по совершенствованию'

Порядок проведения аттестации педагогических работников: анализ и предложения по совершенствованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1419
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ / THE ATTESTATION OF EDUCATORS / THE PROCEDURE OF ATTESTATION / QUALIFICATION CATEGORY / PROFESSIONAL STANDARDS / ASSESSMENT OF QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшков Александр Сергеевич

В статье проанализирован действующий порядок проведения аттестации педагогически работников; особое внимание уделено анализу процедуры установления квалификационных категорий. В целом дана критическая оценка порядка аттестации; обоснованы недостатки примененного подхода к оценке квалификации педагогических работников: неопределенность критериев, отсутствие количественных показателей, отсутствие четко сформулированных требований по первой и высшей квалификационным категориям. Предложены изменения нормативно-правовой базы проведения аттестации, направленные на совершенствование процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE OF CARRYING OUT THE ATTESTATION OF EDUCATORS: ANALYSIS AND PROPOSALS FOR IMPROVEMENT

The article reviews the current procedure of the attestation of educators; special attention is paid to the analysis of procedures for determining qualification categories. In general, it is given a critical assessment of the certification procedure; the disadvantages of the applied approach to the assessment of the qualifications of teaching staff are justified: indeterminacy of criteria, lack of quantitative indicators, and the absence of clearly defined requirements for the first and highest qualification categories. The ideas of the improvement of the regulatory and legal framework for procedures of certification are proposed.

Текст научной работы на тему «Порядок проведения аттестации педагогических работников: анализ и предложения по совершенствованию»

УДК 37.078

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ:

АНАЛИЗ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

А.С. Горшков

Аннотация. В статье проанализирован действующий порядок проведения аттестации педагогически работников; особое внимание уделено анализу процедуры установления квалификационных категорий. В целом дана критическая оценка порядка аттестации; обоснованы недостатки примененного подхода к оценке квалификации педагогических работников: неопределенность критериев, отсутствие количественных показателей, отсутствие четко сформулированных требований по первой и высшей квалификационным категориям. Предложены изменения нормативно-правовой базы проведения аттестации, направленные на совершенствование процедуры.

Ключевые слова: аттестация педагогических работников, порядок проведения аттестации, квалификационная категория, профессиональный стандарт, оценка квалификации.

THE PROCEDURE OF CARRYING OUT THE ATTESTATION

OF EDUCATORS: ANALYSIS AND PROPOSALS FOR IMPROVEMENT

А. Gorshkov

Abstract. The article reviews the current procedure of the attestation of educators; special attention is paid to the analysis of procedures for determining qualification categories. In general, it is given a critical assessment of the certification procedure; the disadvantages of the applied approach to the assessment of the qualifications of teaching staff are justified: indeterminacy of criteria, lack of quantitative indicators, and the absence of clearly defined requirements for the first and highest qualification categories. The ideas of the improvement of the regulatory and legal framework for procedures of certification are proposed.

Keywords, the attestation of educators, the procedure of attestation, qualification category, professional standards, assessment of qualifications.

Анализ порядка проведения аттестации педагогических работников в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [1] (далее - Порядок) и практика его применения в системе образования Санкт-Петербурга, начиная с 2014 - 2015 учебного года, позволяют охарактеризовать нормы и положения установленного приказом Порядка, выработать предложения по его совершенствованию.

В выдвинутой Д.А. Медведевым в 2010 году Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [2] была отмечена необходимость «внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки

отечественного учительства... Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических. кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой». И действительно, следуя указаниям Президента Российской Федерации, Минобрнауки России приказом от 26 марта 2010 г. № 209 вводит

«Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных

образовательных учреждений», который в определенной степени отвечал предназначению морального и материального стимулирования педагогов. Издание нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3] потребовало переработки Порядка, что и было сделано Министерством образования и науки Российской Федерации, правда, с существенным отставанием (в целый учебный год) от момента вступления в силу закона. Далее предметом рассмотрения станут нормы и положения «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [1].

1. Вызывает возражение провозглашение целями аттестации — подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям и установление квалификационной категории. Эти формулировки перенесены в Порядок из «Статьи 49. Аттестация педагогических работников» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», тогда как правильнее определить целью аттестации стимулирование

педагогических работников, что соответствовало бы положениям Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [2]. В то же время, подтверждение соответствия

педагогических работников занимаемым ими должностям и установление квалификационной категории правильнее отнести к видам аттестации. В этой связи соответствующие поправки следовало бы внести и в Федеральный закон, и в Порядок.

2. В Порядке перечислены задачи аттестации, при этом, как представляется, ошибочно стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста отнесены к задачам, тогда как это цель аттестации. В то же время, среди задач отсутствует такая совершенно очевидная, как оценка квалификации педагогического работника. Именно на основании оценки, осуществляемой аттестационной комиссией и экспертами, делается вывод о соответствии педагогического работника занимаемой им должности или об установлении квалификационной категории. Было бы правильным изъять из перечня задач аттестации стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников... и дополнить его задачей оценки квалификации педагогов.

3. Как установлено 49-й статьёй Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3] и Порядком, аттестация педагогических работников на подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Обращает на себя внимание тот факт, что при проведении аттестации оценивается не собственно квалификация педагога, а даётся в направленном в аттестационную комиссию организации, осуществляющей образовательную деятельность, представлении работодателя «мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором» [1]. Конечно, результаты профессиональной деятельности коррелированы с квалификацией педагогического работника, но не всегда. Правильнее оценить квалификацию через прохождение педагогом

профессионального экзамена для подтверждения соответствия квалификации положениям профессионального стандарта.

4. Установление квалификационных

категорий при прохождении аттестации также увязывается с результатами профессиональной деятельности педагогических работников. Таким образом, применен косвенный подход к оценке квалификации в предположении корреляции результатов работы и квалификации работников, как и при аттестации на соответствие занимаемым должностям. Фундаментальным недостатком «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную

деятельность» [1] представляется отсутствие в нем четко сформулированных и количественно выраженных требований к результатам профессиональной деятельности педагогических работников. Отдельные направления

профессиональной деятельности не

охарактеризованы показателями, сопоставление которых с уровнями, определенными для первой и высшей квалификационной категории, позволило бы оценить результаты и принять обоснованное решение об установлении квалификационной категории аттестуемому.

Как указано в Порядке, первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Обращение к этим основам вызывает вопросы, а именно: что такое положительные результаты освоения обучающимися

образовательных программ? Если это отсутствие

неудовлетворительных оценок, то тогда у этой характеристики профессиональной деятельности педагога не может быть положительной динамики (что требуется для установления высшей квалификационной категории). Если под положительными результатами понимается доля обучающихся на хорошо и отлично, то следует указать, какой должна быть эта доля в процентах для установления первой и высшей квалификационных категорий.

Также неконкретным является требование выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной

деятельности. Что означает «выявление», чем подтверждается? Правильнее было бы оценить участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, а для установления высшей категории ввести показатель достижения ими высоких результатов в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня и т.д.

Порядок также не определяет, как оценить личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации, каким этот вклад должен быть для установления первой и высшей квалификационной категорий.

С этих же позиций следует охарактеризовать и основы установления высшей квалификационной категории педагогическим работникам: они также не имеют выражения в показателях. Кроме того, не ясно: все ли направления профессиональной деятельности педагогических работников, отмеченные в качестве основы для установления квалификационной категории, должны быть отражены положительными результатами? Не является ли отсутствие положительного результата по одному из направлений деятельности (например, неучастие или безуспешное участие обучающихся в олимпиадах) препятствием для установления квалификационной категории?

5. Следующим существенным недостатком Порядка является то, что в нём приведены основы установления квалификационных категорий только педагогическим работникам, занимающим должности учителей общеобразовательной школы. Нет ничего, относящего к оценке результатов профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений; учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

преподавателей профессиональных

образовательных учреждений; педагогов дополнительного образования и ряда других категорий педагогических работников.

Всё это привело к тому, что в субъектах Российской Федерации по-разному трактуют требования к педагогическим работникам при проведении аттестации на установление квалификационных категорий. В Санкт-Петербурге, например, введены количественные показатели оценки результатов

профессиональной деятельности, что позволяет однозначно их соизмерить с пороговыми значениями, определенными для первой или высшей категорий. Оценка осуществляется по 14 системам показателей, характеризующим деятельность педагогических работников на различных должностях и в образовательных учреждениях различных типов. Такой подход к проведению аттестации обеспечивает единство и полную определенность требований к педагогическим работникам, объективность оценки, исключает возможность проявления субъективизма и дискриминации в пределах региональной системы образования.

Порядок оговаривает пятилетний срок действия на территории всей России квалификационной категории, установленной педагогическому работнику аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации на основании собственной трактовки требований к результатам профессиональной деятельности. Это, безусловно, приводит к тому, что одинаковые квалификационные категории устанавливаются педагогическим работникам с разными уровнями квалификации. Следует признать это отклонением от принципа единства образовательного пространства Российской Федерации: единые требования установлены к обучающимся через федеральные

государственные образовательные стандарты, через проведение единого государственного экзамена, но к педагогическим работникам при проведении аттестации единых требований нет. Кроме того, это искажает представление о квалификационных характеристиках

педагогических кадров региональных систем образования, не позволяет выявить и реализовать направления повышения кадрового потенциала в субъектах Российской Федерации.

Предложениями по совершенствованию Порядка аттестации, направленными на устранение отмеченных выше недостатков, представляются следующие:

- аттестацию педагогических работников на подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

проводить через прохождение педагогом профессионального экзамена для подтверждения соответствия квалификации требованиям профессионального стандарта. Для обеспечения единства требований проведение экзамена правильнее организовать в создаваемых центрах оценки квалификации, а не в самих организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Такая форма проведения аттестации на соответствие занимаемой должности становится возможной на основании норм и положений Федерального закона «О независимой оценке квалификации» [4] и проведения профессиональных экзаменов центрами оценки квалификаций [5];

- аттестацию на установление квалификационной категории (первой или высшей) по-прежнему проводить на основании оценки результатов профессиональной деятельности педагога, но с внесением в Порядок конкретных, преимущественно выраженных количественно показателей деятельности, единых для системы образования Российской Федерации.

При возможном введении уровневого профессионального стандарта считать необходимым наличие первой или высшей квалификационной категории для замещения должности старшего учителя, для замещения должности ведущего учителя - наличие, как правило, высшей квалификационной категории. Вряд ли целесообразно на уровне должностей старшего учителя и ведущего учителя вводить разные показатели результатов

профессиональной деятельности при аттестации на установление квалификационной категории. Первая или высшая квалификационные категории устанавливаются независимо от занимаемой должности, но при назначении на должность старшего или ведущего учителя наличие категории должно учитываться. Возможно введение обязательного профессионального экзамена на соответствие профессиональному стандарту определенного уровня при первом назначении на должность старшего или ведущего учителя.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Поручение Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. Пр-271.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №238-Ф3 «О независимой оценке квалификации».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

Сведения об авторе:

Горшков Александр Сергеевич (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, первый проректор, профессор кафедры управления и экономики образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, e-mail: gas5117@rambler.ru

Data about the author:

A. Gorshkov (St. Petersburg, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, vice-rector, professor of management and economics of education, St.-Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, e-mail: gas5117@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.