Организационно-содержательные модели интеграции детей-мигрантов в новые условия жизни
ношением коренных жителей. Преподаватели, работающие с детьми-мигрантами, отмечают, что потеря привычных связей приводит к отсутствию у детей уверенности в себе, снижению самооценки, а возможно, и агрессивности как к средству компенсации собственной слабости.
Ребенок, обладающий набором таких качеств, не может претендовать на высокий статус ни в школе, ни в среде сверстников. Он стремится замкнуться в группе себе подобных, ведь путь до уровня прочих одноклассников труден и далек, а результат неясен. Система ценностей его новой группы не предполагает преодоление отставаний, следовательно, сложности будут со временем только увеличиваться.
В декабре 2003 г. в гуманитарной гимназии № 2 г. Воронежа преподавателем Воронежского государственного педагогического университета А. В. Черных было проведено исследование учащихся 1, 3, 5, 7, 9 и 10-х классов, которое показало, что у детей переселенцев повышена школьная тревожность, низкая самооценка и проблемы с русским языком, в значительной степени усиливающие их напряженность. Практически все они были недавно переведены в гимназию из других школ. Тревожность, низкая самооценка, проблемы с русским языком затрудняли их общение со сверстниками в классе, а также снижало познавательную активность по школьным предметам.
С результатами исследования были ознакомлены психолог школы и педагогический состав.
В последствии психологом и преподавателями были разработаны различные методы, направленные на сплоченность учеников в классах, на развитие их навыков общения, на увеличение их познавательной активности.
В рамках классов, под руководством психологов, были проведены специальные игры, направленные на сплочение, в младших классах, и тренинги в старших классах.
Взаимодействию учеников помогали также различные внутри-школьные мероприятия, среди которых можно выделить следующие:
• вечер танца (в этот вечер были активно вовлечены дети переселенцев, что помогло им раскрыть их творческий потенциал, а также станцевать свой национальный танец — и таким образом показать часть своей культуры всем учащимся);
• вечер поэзии (учитель готовил программу вечера таким образом, чтобы прозвучали стихи русских поэтов на русском, азербайджанском, армянском, украинском языках, а также стихи национальных поэтов на языке оригинала);
• КВН (среди сборной команды родителей, командой учеников и командой учителей) и многие другие мероприятия.
Для развития познавательной активности детей было проведено мероприятие под названием «неделя знаний». До ее начала все дети выбрали определенную область знаний, которая интересна именно им, и подготовили небольшие сообщения и доклады по этой теме, а в ходе недели знаний в школе были открыты определенные секции по каждому из предметов. Во время этой недели дети могли посетить несколько секций и почерпнуть что-то новое, а также познакомиться с детьми, чьи интересы совпали с их личными интересами. Такое мероприятие не только стимулирует детей к познавательной деятельности, но и развивает их навыки общения, а также помогает найти друзей по интересам.
Все эти и многие другие мероприятия проводились, проводятся в данной школе постоянно, давая возможность каждому ученику раскрыть свой потенциал. Повторное исследование учащихся после проведения указанных мероприятий показало положительную динамику. Уменьшилась школьная тревожность, повысилась самооценка, а главное были преодолены многие трудности в обучении. Дети намного лучше овладели русским языком, а также подтянулись по всем остальным предметам.
ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ
настоящее время не за счет механического перемещения из стран выбытия, а за счет увеличения рождаемости, необходимо составить прогноз их численности. Результаты прогноза позволят определить влияние этнических диаспор на социально-экономическую и общественную жизнь области.
2. Создание для детей-мигрантов интенсивных программ обучения русскому языку, подготовка учителей, способных работать по данным программам. Привлечение родителей к процессу обучения с целью оказания помощи детям и совершенствования собственной языковой подготовки. Распространение опыта школ, уже работающих по компенсаторным программам обучения детей-мигрантов.
3. Организация совместной работы этнических диаспор и представителей различных национальных групп с государственными органами, социальными работниками, психологами, педагогами по социальной адаптации к условиям иного социума.
4. Разработка программ поликультурного образования для школ и для вузов, способствующих формированию толерантности к иным культурам, этносам.
5. Учет различий вероисповедания представителей разных конфессий к жизнедеятельности населения области.
6. Создание психологического сопровождения для адаптации к учебной деятельности детей-мигрантов.
7. Разработка и реализация концептуальных подходов к построению программ ус-
коренного обучения, пусть и ценой потери менее существенных элементов знаний. Особое внимание следует уделить владению русским языком как важнейшему коммуникативному средству, а математике и физике как средствам развития интеллекта, истории — как предмету, который способствует лучшему пониманию других народов и служит воспитанию толерантности.
8. Создание переходных программ для компенсаторного обучения детей-мигрантов. Привлечение родителей к составлению и внедрению этих программ будет способствовать вовлечению родителей в систему обучения, привлекая их на сторону школы, а с другой стороны, это будет давать поддержку учителю при выполнении учеником домашних заданий.
Несомненно, ни один человек не может существовать изолированно, без общения с другими людьми, особенно если мы говорим о школе. Вся учебная деятельность проходит в процессе общения, и если этот процесс нарушается, то в последствии нарушаются процессы образования и воспитания ребенка. Поэтому главной задачей педагогов можно назвать умение строить общение с детьми, а также организовывать их общение со сверстниками таким образом, чтобы оно способствовало процессам обучения, воспитания, развития и саморазвития личности ребенка. Это трудная задача, и она должна решаться не только на уровне классов, но и на уровне всей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондырева С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2004.
2. Вишневский А. Г. Рассад СССР: этнические миграции и проблема диаспор / А. Г. Вишневский // ОНС. - 2000. - № 3.
3. Гладкий Ю. Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. — СПб., Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.
4. Емельянова О. Я. Роль социально активной школы в проблеме адаптации детей вынужденных переселенцев (Опыт Воронежской области) // Поликультурное пространство образования: Материалы международной научно-практической конференции. — Воронеж, 2005. — С. 12—14.
Распространение принципов анатомо-физиологического направления в фортепианной педагогике
5. Информационно-статистический сборник. — № 1. — ФМС МВД РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.memo.ru/hr/refugles/str/chapter2s/html
6. Миграционные связи России со странами СНГ и Балтии // Центр демографических исследований. — 2005. — № 12 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demographia.ru