Научная статья на тему 'Миграция населения как источник проблем образовательной политики'

Миграция населения как источник проблем образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕТИ-МИГРАНТЫ / MIGRATION / MIGRATION PROCESSES / CHILDREN-MIGRANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюжакова М. В.

В статье представлен спектр проблем, с которыми сталкивается образовательная система России в условиях развития миграционных процессов. Представленный опыт решения или разработки существующих на территории Воронежской области проблем по обучению детей-мигрантов позволил сделать выводы о дальнейших шагах по разрешению педагогических проблем, появившихся с развитием миграционных процессов в России, в том числе в Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграция населения как источник проблем образовательной политики»

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

М.В. Дюжакова

В статье представлен спектр проблем, с которыми сталкивается образовательная система России в условиях развития миграционных процессов. Представленный опыт решения или разработки существующих на территории Воронежской области проблем по обучению детей-мигрантов позволил сделать выводы о дальнейших шагах по разрешению педагогических проблем, появившихся с развитием миграционных процессов в России, в том числе в Воронежской области.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, дети-мигранты.

Отечественная система образования в последнее десятилетие столкнулась с несвойственной ей проблемой - интенсивно расширяющейся миграцией населения. Этот процесс был инициирован распадом СССР и возникновением сложных социально-экономических проблем на территориях бывших советских республик, повлекших за собой миграции русского населения на постоянное место жительства в Россию, других народов в Россию на постоянное и временное место жительства. Вместе со взрослыми в другие города, регионы мигрируют и дети дошкольного и школьного возраста, при этом они становятся невольными мигрантами. У детей возникают естественные проблемы адаптации, осложненные вхождением в другую культуру, другое сообщество, другую социальную среду. С этими же проблемами сталкиваются и педагоги, в класс к которым приходят учиться дети-мигранты. Таким образом, возникает объективная потребность в разработке современных подходов, моделей, сценариев подготовки отечественных педагогов к профессиональной деятельности в условиях высокой степени неопределенности - в ситуации возникновения непрогнозируемых проблем, связанных с развитием миграционных процессов.

Вероятно в силу многоплановости понятия ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет однозначного определения миграции. В экономической, экономико-географической литературе существует широкое и узкое толкование понятия миграции населения.

В широком смысле под миграцией понимают совокупность всех перемещений людей в пространстве, включая и маятниковую миграцию - ежедневные поездки из одного населенного пункта в другой на работу или

учебу и обратно, посещение торговых предприятий, учреждений культурно-бытовой сферы, рекреационных зон, командировки и т. д.

В узком смысле слова миграция - перемещение людей, связанное со сменой постоянного места жительства. С нашей точки зрения, все формы (виды) перемещений людей, не связанные с переменой постоянного места жительства, не являются миграцией.

Не противоречит данным формулировкам определение, представленное в монографии С.К. Бондыревой: «Миграция - это пространственная активность (перемещение) индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства» [1].

Распад Советского Союза на 15 независимых государств резко обострил межнациональные, межконфессиональные отношения, крайне ухудшил социально-экономические условия в большинстве вновь образованных суверенных государств. Все это породило невиданное ранее перемещение людей, огромные по масштабам миграционные потоки, феномен вынужденных переселенцев и беженцев. Дело в том, что в большинстве бывших союзных республик русские превратились в национальные меньшинства и стали любыми способами выдавливаться за пределы этих республик. Известно, что на момент распада СССР 25 млн. этнических русских и почти 11 млн других этнических групп, считающих русский язык родным, оказались за пределами России. Только в 90-е гг. XX столетия в Российскую Федерацию прибыло 5 млн мигрантов, подавляющее большинство которых - русские [2].

Это явление было обусловлено нестабильностью социально-экономической обстановки, бытовым национализмом, нетер-

пимостью к лицам нетитулованной нации, дискриминацией по национальному признаку, вероисповеданию, политическим убеждениям, часто опасностью для жизни.

Воронежская область стала одним из регионов массового притяжения мигрантов из разных республик бывшего Советского Союза, что было связано с вышеотмеченными причинами. Пик притока в область пришелся на 1993-1996 гг. Мигранты значительно повлияли на изменение численности нашей области. В 1991-2005 гг. Воронежская область приняла 17,2 % вынужденных переселенцев и беженцев от их общего количества по РФ. Мигранты сыграли значительную роль в поддержании численности населения области. С 1991 по 1996 гг. численность населения области за счет мощного притока мигрантов увеличилась на 1,3 тыс. человек на фоне резкого ухудшения демографической ситуации этого периода [3].

Всего за 1990-2005 гг. на территорию Воронежской области прибыло более 140 тыс. человек. Значительный приток мигрантов изменил моноэтнический состав (структуру) населения области. Самая многочисленная группа представлена выходцами из Украины -32, 8 %, на втором месте представители Грузии - 12,9 % и Азербайджана - 12,8 %, далее следуют мигранты из Белоруссии - 8 % и Армении - 6,8 % [4]. Следует отметить, что среди прибывших мигрантов из Армении, Азербайджана и Грузии большая часть -представители титульной нации, т. е. носители иной культуры, языка, быта. Представленные показатели дают основание сделать вывод о развитии миграционных процессов на территории Воронежской области, изменении ее структуры из мононациональной в полиэтническую.

Иммиграция в таких масштабах неизбежно порождает массу проблем, главная из которых - расселение приехавших и обеспечение их рабочими местами, и конечно же, образование молодого поколения. Анализируя трудности, с которыми сталкиваются мигранты при смене места жительства, можно выделить следующие группы проблем: правовые; лингвистические; социальные; культурологические; религиозные; педагогические.

Для обеспечения правовой основы прибывания на территории области мигрантов Областная Дума в марте 1995 г. приняла по-

становление, детализирующее применительно к нашей области законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «Об упорядочении миграционного процесса на территории Воронежской области». Данные законы определили пути финансирования обустройства вынужденных переселенцев, определили их статус.

Постановление от 26 февраля 1997 г. № 190 «Об областной миграционной программе «Переселение» на 1997-1997 гг.» было направлено на принятие миграционной программы Воронежской области «Переселение» [5]. Согласно данному постановлению было устроено около 3 тыс. человек вынужденных переселенцев и беженцев на территории области. Особенно в данной программе задействовали Борисоглебский и Бо-гучарский районы области, в которых дополнительно было построено несколько общежитий по обеспечению жильем прибывших переселенцев и беженцев.

Наряду с правовыми проблемами мигранты сталкиваются с лингвистической проблемой - функциональной неграмотностью или недостаточным владением русским языком.

В рамках нашего исследования для нас важным является обучение детей-мигрантов русскому языку на уровне, дающем возможность качественно изучать все общеобразовательные предметы и общаться в новой среде проживания. Известно, что у большинства детей-мигрантов наблюдаются трудности с русским языком, присутствует акцент, что часто вызывает насмешки, а нередко и неприятие ребенка сверстниками. В результате дети стесняются отвечать на уроках, пропускают школу, у них отмечается повышенный уровень тревожности. Проблема усугубляется тем, что дома большинство детей говорят на родном, нерусском языке, т. к. их родители часто также не владеют в достаточной мере русским языком.

В Воронежской области накоплен определенный опыт работы с детьми-мигрантами по обучению их русскому языку. Одним из типов учебных заведений, где созданы вспомогательные программы по обучению русскому языку детей вынужденных переселенцев, стали созданные в конце 1990-х - начале 2000-го гг. так называемые социально активные школы. Основной задачей создания этих

школ была направленность на демократизацию обучения, стимулирование интереса обучающихся к расширению кругозора через нетрадиционное изучение окружающего мира, поэтому социально активные школы служат базой для адаптации проблемных детей и детей вынужденных переселенцев. Так, в Курбатовской средней общеобразовательной школе, в Комсомольской средней общеобразовательной школе, Углянческой средней школе ученики дополнительно изучают русский язык, историю и географию по системе компенсаторного обучения, когда учитель дополнительно занимается с отдельными учениками по индивидуальной программе. Устьевская средняя общеобразовательная школа реализует экспериментальные программы обучения детей вынужденных переселенцев (по предметам русский язык, математика, физика, история), ориентированные на их скорейшую адаптацию в социуме.

Автор проекта «Апробация и внедрение психолого-педагогической реабилитации и адаптации в учебном процессе детей вынужденных переселенцев в Воронежскую область» (Проект № 04-06-56003а/Ц) О.Я. Емельянова считает, что педагогический процесс в социально активной школе следует осуществлять с позиций общественной сознательности, открытого противостояния конфликтам, поиска синтеза, направленности на понимание и единение, расширение границ деятельности, разделение власти, коллективный самоанализ, стремление к самосовершенствованию и самореализации [6]. Акцент делается на участии в совместной групповой деятельности местных детей и вновь прибывших, стимулировании соревновательности только по личностным факторам.

Социальные проблемы связаны, на наш взгляд, с трудностями адаптации переселенцев к новым условиям жизни, бытовым, трудовым, межличностным и т. д. Проведенное силами сотрудников Воронежского областного института повышения квалификации работников образования (ВОИПКРО) анкетирование вынужденных переселенцев Борисоглебского района показало, что основными трудностями в социальной адаптации они считают: сложности с трудоустройством, жилищное обустройство, отношение с местным населением.

Адаптация детей-мигрантов к новой социальной среде школы происходит сложно и представляет трудность как для детей, так и для учителей с ними работающих. Решение представленной проблемы в условиях социально активных школ происходит в рамках процесса обучения, где отсутствует жесткая структура урока, поэтому задачей учителя является разработка собственных методов его проведения, когда поощряется интерактивный метод, где акцент ставится на общение, развитие и обмен идеями. Важное значение имеет ознакомление всех обучающихся с культурными особенностями народов мира, воспитание чувства уважения к национальным традициям через проведение занятий по народному промыслу, танцам, отме-чание национальных праздников с параллельным изучением истории этносов. С одной стороны, происходит вовлечение детей в новую незнакомую им культуру, с другой - в общую атмосферу привносятся элементы национальной культуры обучающихся в классе детей. Таким образом, происходит формирование идеи многообразия традиций, культур, религий, что способствует формированию толерантности к другой культуре, этносу. Велика роль в процессе социальной адаптации этнических диаспор, помогающих приспособиться к новым бытовым условиям, в трудоустройстве в незнакомом социуме, имеющем свои особенности.

Социальные проблемы тесно связаны с культурологическими. Целью адаптации и реабилитации детей переселенцев является их полная интеграция в местную среду, принятие ими ценностей местного населения, их культурная ассимиляция. Однако наряду с необходимостью принять иногда новые ценности, обычаи, праздники, обряды и т. д. необходимо сохранить национальные особенности, являющиеся гордостью и истинным достоянием той или иной нации. Здесь также многое может быть сделано в условиях школы, готовой работать по программе поли-культурного образования.

В Курбатовской средней общеобразовательной школе разработана программа «Воронеж - наш общий дом», включающая проведение различных праздников и национальных обрядов с привлечением родителей и представителей диаспор, проживающих на данной территории. В Устьевской школе

создана программа «Путешествие по нашей родине», содержащая историю становления армянской, азербайджанской и российской культур. Учащиеся знакомятся с историей, традициями, символами, обрядами этих стран.

Проблема религиозного разнообразия -одна из самых сложных и тонких, часто являющаяся источником непонимания, неприязни и даже вражды. В 2003 г. была проведена психолого-педагогическая диагностика членов семей вынужденных переселенцев Борисоглебского района Воронежской области, принявшего в конце 1990-х гг. большое количество (3520 человек) выходцев из разных бывших республик. В результате обследования было определено, что на территории Воронежской области возникла сложная межнациональная и межконфессиональ-ная ситуация. Вынужденные переселенцы и беженцы в большинстве представлены выходцами из республик Закавказья и Северного Кавказа, Средней Азии, не относящиеся к представителям коренной нации и исповедующие иную (исламскую) религию. Подобные ситуации возможны и в других районах области, поэтому при организации различного рода мероприятий следует знать особенности вероисповедания представителей разных конфессий.

Проблемы психологического характера связаны с приспособлением к иному менталитету. По мнению учителей, даже десять лет жизни в новой среде не меняют в основе старый менталитет. Особенно это касается выходцев с Кавказа и республик Средней Азии. В связи с этим наблюдаем стремление вынужденных переселенцев к обособлению (или в официальном и неофициальном «землячестве» или даже в рамках одной семьи). Плохое знание истории и культуры новой родины, быта, привычек и традиций, языка (особенно на уровне местного сленга и возрастного жаргона), стойко сохраняющийся акцент часто делают детей вынужденных переселенцев изгоями уже изначально, обостряя психологический дискомфорт.

Российская «принимающая» среда зачастую антагонистична по отношению к вынужденным переселенцам, прежде всего на бытовом уровне. Даже в начальных классах, по сообщениям педагогов, к «нерусским» (даже если они русские) проявляется национальная

нетерпимость, выражаемая в насмешках над культурными особенностями. В среднем звене школы враждебность «местных» усиливается, провоцируя скрытые и открытые конфликты. Как считает большинство опрошенных учителей, в массовом сознании негативное отношение к чеченцам переносится на всех «чужих», «не наших». Учителя наблюдают последние несколько лет явное усиление таких тенденций, которые становятся более заметными после терактов. В районах, где велика концентрация переселенцев (например, Борисоглебский район), имеет место широкое распространение дезинформации об агрессивных намерениях и поведении выходцев из бывших союзных республик, обусловленное предвзятым отношением коренных жителей. Преподаватели, работающие с детьми-мигрантами, отмечают, что потеря привычных связей приводит к отсутствию у детей уверенности в себе, снижению самооценки, а возможно и агрессивности как к средству компенсации собственной слабости.

Ребенок, обладающий набором таких качеств, не может претендовать на высокий статус ни в школе, ни в среде сверстников. Он стремится замкнуться в группе себе подобных, ведь путь до уровня прочих одноклассников труден и далек, а результат неясен. Система ценностей его новой группы не предполагает преодоление отставаний, следовательно, сложности будут со временем только увеличиваться.

В декабре 2003 г. в гуманитарной гимназии № 2 города Воронежа преподавателем Воронежского государственного педагогического университета А.В. Черных было проведено исследование учащихся 1, 3, 5, 7, 9 и 10-х классов, которое показало, что у детей переселенцев повышена школьная тревожность, низкая самооценка и проблемы с русским языком, в значительной степени усиливающие их напряженность. Практически все они были недавно переведены в гимназию из других школ. Тревожность, низкая самооценка, проблемы с русским языком затрудняли их общение со сверстниками в классе, а также снижали познавательную активность по школьным предметам. С результатами исследования были ознакомлены психолог школы и педагогический состав. В последствии психологом и преподавателями были разработаны различные методы, направлен-

ные на сплоченность учеников в классах, на развитие их навыков общения, на увеличение их познавательной активности.

В рамках классов под руководством психологов были проведены специальные игры, направленные на сплочение, в младших классах, и тренинги в старших классах. Взаимодействию учеников помогали также различные внутришкольные мероприятия, среди которых можно выделить следующие: вечер танца (в этот вечер были активно вовлечены дети переселенцев, что помогло им раскрыть их творческий потенциал, а также станцевать свой национальный танец и таким образом показать часть своей культуры всем учащимся); вечер поэзии (учитель готовил программу вечера таким образом, чтобы прозвучали стихи русских поэтов на русском, азербайджанском, армянском, украинском языках, а также стихи национальных поэтов на языке оригинала); КВН (среди сборной команды родителей, командой учеников и командой учителей) и многие другие мероприятия. Повторное исследование учащихся после проведения указанных мероприятий показало положительную динамику. Уменьшилась школьная тревожность, повысилась самооценка, а главное были преодолены многие трудности в обучении. Дети намного лучше овладели русским языком, а также подтянулись по всем остальным предметам.

Прежде чем говорить о педагогических проблемах, составляющих ядро нашего исследования, следует заметить, что все выше обозначенные проблемы пересекаются, имеют отражение в педагогических. Опыт решения педагогических проблем в обучении детей вынужденных переселенцев в Воронежской области можно представить в первую очередь в выявлении трудностей, с которыми сталкиваются учителя при обучении детей-мигрантов. Анкетирование учителей и руководителей школ Воронежской области и собеседование с ними, проводимые в ВИПКРО, позволили выявить круг проблем вынужденных переселенцев с точки зрения педагогов.

1. Многие дети обучались по программам, значительно не совпадающими с программами российскими.

2. Низкий стартовый уровень школьных знаний.

3. Недостаточное знание русского языка для изучения других предметов.

Выявленные трудности легли в основу разработанной преподавателем Воронежского государственного университета С.А. Ти-торенко специальной программы обучения математике детей вынужденных переселенцев. В процессе обучения по такой программе, разработанной для учащихся 5-6 классов, учитывались следующие факторы:

- общий объем материала, который предстояло отработать;

- характер этого материала - легкий или трудный, описательный или аналитический, значимость как для изучения других разделов математики, так и в плане реализации межпредметных связей;

- объем и степень трудности текущего материала;

- нагрузка по другим предметам;

- состояние здоровья учеников;

- их отношение к учению, степень личной организованности, умение самостоятельно работать;

- семейно-бытовые условия;

- возможная помощь со стороны родителей, товарищей, учителей;

- срок, в течение которого ученик должен выполнить программу.

В соответствии с этими факторами учебный материал был разбит на блоки с указанием, в какие сроки должен быть отработан каждый блок. В программу ускоренного обучения включалось только самое основное, важное без чего дальнейшее изучение математики невозможно. Учебная нагрузка тоже строго дозировалась: в начале она была небольшой, но постепенно увеличивалась.

Отстающий от сверстников ученик, как правило, пропустил много занятий. В процессе социальной адаптации его психическое состояние только начинает стабилизироваться, поэтому на начальном этапе обучения по ускоренной программе ему трудно выполнять большую нагрузку - наверстывать пропущенный материал и готовить текущий. Без тщательно продуманной методики обучения, режима и помощи, в т. ч. психологической, она может оказаться непосильной ученику.

Представленный опыт решения или разработки существующих на территории Воронежской области проблем по обучению детей-мигрантов позволил сделать выводы о дальнейших шагах по разрешению педагогических проблем, появившихся с развитием

миграционных процессов в России и в т. ч. в Воронежской области.

В качестве прогнозирования развития миграционных процессов в Воронежской области можно выделить следующие направления совершенствования интеграции мигрантов в новые условия их проживания.

1. Создание комплекса нормативных документов, определяющих статус, права и функционирование этнических диаспор на территории Российской Федерации.

2. Разработка для детей-мигрантов интенсивных программ обучения русскому языку, подготовка учителей, способных работать по данным программам.

3. Организация совместной работы этнических диаспор и представителей различных национальных групп с государственными органами, социальными работниками, психологами, педагогами по социальной адаптации к условиям иного социума.

4. Разработка программ поликультурного образования для школ и вузов, способствующих формированию толерантности к иным культурам, этносам.

5. Создание психологического сопровождения для адаптации к учебной деятельности детей-мигрантов.

6. Проблема отбора наиболее важных элементов в содержании обучения, построения учебных программ и методик. Особое внимание следует уделить владению русским языком как важнейшему коммуникативному средству, а математике и физике как средствам развития интеллекта, истории как предмету, который способствует лучшему пониманию других народов и служит воспитанию толерантности.

7. Создание переходных программ для компенсаторного обучения детей-мигрантов. Привлечение родителей к составлению и внедрения этих программ будет способствовать вовлечению родителей в систему обучения, привлекая их на сторону школы, а с другой стороны, это будет давать поддержку

учителю при выполнении учеником домашних заданий.

Несомненно, ни один человек не может существовать изолированно, без общения с другими людьми, особенно если мы говорим о школе. Вся учебная деятельность проходит в процессе общения, и если этот процесс нарушается, то в последствии нарушаются процессы образования и воспитания ребенка. Поэтому главной задачей педагогов можно назвать умение строить общение с детьми, а также организовывать их общение со сверстниками таким образом, чтобы оно способствовало процессам обучения, воспитания, развития и саморазвития личности ребенка.

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). М.; Воронеж, 2004.

2. Гладкий Ю.Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. СПб., 2006.

3. Информационно-статистический сборник № 1. ФМС МВД РФ. Режим доступа: www.memo. ru/hr/refugles/str/chapter2s/html. Загл с экрана.

4. Воронежский статистический ежегодник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области. Воронеж, 2005.

5. Постановление администрации Воронежской области от 26.02.1997 г. № 190 // Коммуна. 1997. № 71.

6. Емельянова О.Я. Роль социально активной школы в проблеме адаптации детей вынужденных переселенцев. (Опыт Воронежской области) // Поликультурное пространство образования. Воронеж, 2005.

Поступила в редакцию 14.04.2008 г.

Dyuzhakova M.V. Population migration as a source of problems of educational policy. The article describes the process of migration, the educational problems connected with migratory process in Russia. The author presents the experience of solving some of the problems in children-migrants teaching in the Voronezh region that brings her to conclusion about future actions in adaptation of children-migrants.

Key words: migration, migration processes, children-migrants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.