практической деятельности была проведена на базе Центра связей с общественностью «PRо-даижение» Волгоградского государственного педагогического университета (ВГПУ). В ходе реализации фандрай-зингового проекта у студентов развивались умения научно-исследовательской и проектной работы. В частности, на базе ВГПУ разработан, организован и проведен фан-драйзинговый проект «Робин Гуд»; отслежены пресс-материалы, освещающие ход этого мероприятия, для дальнейшего анализа и оценки эффективности развития профессиональных навыков специалиста по связям с общественностью, уровня сформированности его проектной компетентности. Фандрайзинговый проект «Робин Гуд» был апробирован при поддержке Управления ФСКН РФ по Волгоградской области, фонда «Антинаркотик», при участии детей из областных реабилитационных центров для несовершеннолетних «Исток», «Лучик» и «Ровесник».
В рамках преддипломной практики студенты совершенствуют свои профессиональные умения. В этот же период нами предложено погружать студента в квази-профессиональную деятельность, где он играет роль координатора фандрайзин-гового проекта. Таким образом, придание методу проектов ведущей роли в организации подготовки специалистов в сфере связей с общественностью позволило студентам к концу обучения в вузе, переходя от низкого уровня сформированности проектной компетентности к более высокому, получить не только теоретические знания, но и практический опыт составления и реализации РЯ-проектов в различных сферах профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью. Следовательно, вовлечение студента в ходе квази-профессиональной деятельности в фандрай-зинговый проект является эффективным методом формирования проектной компетентности будущего РЯ-специалиста.
литература
1. Вербицкий А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы / А.А. Вербицкий. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. 41 с.
2. Каверина Е.А. Феномен меценатства: русский ракурс / Е.А. Каверина // Материалы Второй Всероссийской научно-практической
конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 119с.
3. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.К. Сергеев. Волгоград, 1998.
4. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. М.: Логос,1999.
5. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. М.: Дело, 2003. 496 с.
Fundraising project as a method of forming the project competency of future PR specialists
The content, criteria and technologies of realization of competence approach to forming the project competence of PR specialists is shown. The goals, logic and main methods of including students into the projects activities.
Key words: competency, project activity, technologies of realization of holistic approach, PR specialist, fundraising project.
м.в. дюжакова
(Воронеж)
проблемы педагогического образования в условиях развития миграционных процессов
Дан анализ проблем, с которыми сталкивается образовательная система России в условиях развития миграционных процессов. Представлен опыт решения и разработки существующих в Воронежской области проблем по обучению детей-мигрантов.
Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, дети-мигранты, педагогические проблемы.
Образование всегда чутко реагировало на все происходящие в мире изменения. Интенсивно расширяющаяся миграция населения на территории Российской Федерации, инициированная распадом СССР,
© Дюжакова М.В., 2009
обусловила множество различных проблем и в образовательной среде.
Прогнозы, сделанные учеными-демог-рафами, показывают, что Россия в плане демографических изменений в ближайшие 15 - 20 лет может пойти по двум путям развития - экстраполяционному и стабилизационному. Выбор экстраполяционого варианта приведет к сокращению численности граждан страны примерно на 20 млн человек (к 2025 г. в этом случае численность населения сократится со 145 млн человек до 125 млн). Если государство изберет политику активного привлечения мигрантов с целью компенсации сокращения населения, тем самым реализуя стабилизационный вариант, то будет необходим въезд в страну на постоянное место жительства до 1 млн человек в год (А.Г. Вишневский). В этом случае во второй половине XXI в. мигранты и их потомки могут превысить половину населения России. Ученые-демографы активно обращают внимание политиков, руководителей государства, общественности на проблему разработки миграционной политики, т.к. именно продуктивно реализуемая миграционная стратегия приведет к пополнению трудовых резервов и выводу России из экономического кризиса. Известнейший исследователь-демограф Ж.А. Зайончков-ская в своем докладе, сделанном в центре Карнеги, отмечала, что перспективная миграционная политика России - это, прежде всего, иммиграционная политика, т.е. въезд переселенцев в Россию из других стран.
Эти прогнозы развития страны, сделанные в исследовательском пространстве других научных областей знания, формулируют своего рода заказ на проведение разнообразных научных исследований. В частности, в педагогике назрела необходимость проведения исследований проблем подготовки учителя для работы с детьми-мигрантами.
Мигранты в целом требуют получения статуса, оказания материальной помощи, создания национальных школ и помощи в организации культурной автономии, т.е. нуждаются в юридической, экономической и культурно-образовательной поддержке. Миграция - это проблема неудовлетворенных потребностей, энергия которых преобразуется в энергию перемещения (С.К. Бондырева, А.А. Мурашов).
Дети дошкольного и школьного возраста мигрируют в другие города, регио-
ны вместе со взрослыми, при этом они становятся невольными мигрантами, как отмечает Н.Д. Зингер, поскольку решение о смене места жительства принимается без их участия. У детей возникают естественные проблемы адаптации, осложненные вхождением в другую культуру, другое сообщество, другую социальную среду. С этими же проблемами сталкиваются и педагоги, в класс к которым приходят учиться дети-мигранты. Зачастую эти ученики не владеют основным языком обучения, при этом в их семьях говорят на родном языке, что серьезно затрудняет процесс получения образования. Таким образом, возникает объективная потребность в разработке современных подходов, моделей, сценариев подготовки отечественных педагогов к профессиональной деятельности в условиях высокой степени неопределенности - в ситуации возникновения непрогнозируемых проблем, связанных с развитием миграционных процессов.
Воронежская область стала одним из регионов массового притяжения мигрантов из разных республик бывшего Советского Союза. Пик притока в область пришелся на 1993 - 1996 гг. В 1991 - 2005 гг. Воронежская область приняла 17,2% вынужденных переселенцев и беженцев от их общего количества по РФ. Мигранты сыграли значительную роль в поддержании численности населения области. С 1991-го по 1996 г. за счет мощного притока мигрантов она увеличилась на 1,3 тыс. человек на фоне резкого ухудшения демографической ситуации этого периода [1].
Всего за 1990 - 2005 гг. на территорию Воронежской области прибыло более 140 тыс. человек. Значительный приток мигрантов изменил моноэтнический состав населения области. Самая многочисленная группа представлена выходцами из Украины - 32, 8%, на втором месте - представители Грузии - 12,9% и Азербайджана - 12,8%, далее следуют мигранты из Белоруссии - 8% и Армении - 6,8% [2]. Следует отметить, что среди мигрантов из Армении, Азербайджана и Грузии большая часть - представители титульной нации, т.е. носители иной культуры, языка, быта. Представленные показатели дают основание сделать вывод о развитии миграционных процессов на территории Во-
ронежской области, превращении структуры населения из мононациональной в полиэтническую.
Иммиграция в таких масштабах неизбежно порождает массу проблем, главные из которых - расселение приехавших и обеспечение их рабочими местами, и, конечно же, образование молодого поколения. Анализируя трудности, с которыми сталкиваются мигранты при смене места жительства, можно выделить следующие их группы: правовые, лингвистические, социальные, культурологические, религиозные, педагогические.
Вынужденная миграция привела к образованию этнических диаспор на территории Воронежской области. Этническая диаспора не является правовым понятием и не имеет возможности юридически защищать свои права. Но на территории Воронежской области сложились этнические общности, которые отстаивают права и интересы их представителей. Рассмотрим проблемы, связанные с миграционными процессами, в первую очередь, нерусскоязычного населения.
Наряду с правовыми эти мигранты сталкиваются с проблемами, связанными с более низким уровнем их образования, нежели в регионе их проживания. В первую очередь, это лингвистическая проблема - функциональная неграмотность или недостаточное владение русским языком как государственным. В этом же ряду могут быть названы и другие проблемы, связанные с возрастным созреванием, формированием культурной идентичности, психологической адаптацией к новым условиям обучения детей-мигрантов, т.е. интеграцией в новые условия жизни, в том числе получения образования.
В теории и практике школьного образования в России накоплен опыт реализации некоторых организационносодержательных моделей интеграции мигрантов в новые условия жизни средствами образования. В качестве примера могут быть названы модели национальных школ, успешно функционирующие в мегаполисах начиная с 90-х годов ХХ в.; модель центра русской словесности и коммуникативного мастерства (С.К. Бонды-рева, А.А. Мурашов); модели педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образова-
тельном пространстве (О.В. Гукаленко); разнообразные модели интеграции детей-мигрантов в общеобразовательные школы (масштабные исследования научнопедагогической школы Е.В. Бондарев-ской) и целый ряд других.
Как показало наше исследование, проблемы детей-мигрантов носят региональный характер. И не каждая из существующих моделей может быть продуктивно реализована в том или ином регионе. Так, например, Южный федеральный округ России начиная с 1989 г., принял не только часть миграционных потоков из стран СНГ (в основном Средней Азии и Закавказья), но и большую часть потоков внутренней миграции из Чеченской Республики и других республик Северного Кавказа. В центральный федеральный округ мигранты едут из Закавказья, Средней Азии, Украины, Белоруссии, стран Балтии, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья, в частности из Китая и Вьетнама. Такое разнообразие культурных полей, встречающихся на одной территории, порождает комплекс специфичных проблем мигрантов и коренного населения. Именно поэтому мы в исследовании выдвигаем идею необходимости приоритетного учета региональных особенностей миграционных процессов в ходе разработки моделей обучения детей-мигрантов.
одним из типов учебных заведений, где разработаны вспомогательные программы по обучению русскому языку детей вынужденных переселенцев, стали созданные в конце 90-х - начале 2000-х гг. так называемые социально активные школы. основная задача этих школ - демократизация обучения, стимулирование интереса обучающихся к расширению кругозора через нетрадиционное изучение окружающего мира, поэтому социально активные школы служат базой для адаптации проблемных детей и детей вынужденных переселенцев.
Социально активная школа призвана выполнять общественно значимые задачи формирования гражданского сознания, этнической толерантности, нравственности посредством демократического предоставления свободы выбора форм и организации обучения, соблюдения прав ребенка, организации партнерства с учителями
и родителями, т.е. комплексного воздействия на учащегося. Ненасильственное обучение, основанное на мотивировании ребенка к активной общественной жизни, пробуждении чувств ответственности, милосердия, справедливости, способно наилучшим образом, на наш взгляд, воздействовать на формирование личности.
В Воронежской области уже есть успешный опыт функционирования социально активных школ под патронажем Воронежского государственного педагогического университета. В Курбатовской и Углянческой средних школах ученики дополнительно изучают русский язык, историю и географию по системе компенсаторного обучения, когда учитель дополнительно занимается с отдельными учениками по индивидуальной программе. Устьев-ская СОШ реализует экспериментальные программы обучения детей вынужденных переселенцев (по русскому языку, математике, физике, истории), ориентированные на их скорейшую адаптацию в социуме.
Автор проекта «Апробация и внедрение психолого-педагогической реабилитации и адаптации в учебном процессе детей вынужденных переселенцев в Воронежскую область» (проект № 04-06-56003а/Ц)
О.Я. Емельянова считает, что педагогический процесс в социально активной школе следует осуществлять с позиций общественной сознательности, открытого противостояния конфликтам, с направленностью на понимание и единение, расширение границ деятельности, коллективный самоанализ, самосовершенствование и самореализацию [3: 12 - 14]. Акцент делается на участии в совместной, групповой деятельности местных детей и вновь прибывших, стимулировании соревновательности только по личностным факторам.
Социально активная школа предполагает высокий уровень активности учеников на уроке, стремление к открытости и сотрудничеству, побуждает их рассматривать свои личные, индивидуальные планы и желания также в контексте коллективных общественных интересов, что помогает учащимся освоить необходимые знания и умения, в том числе и по русскому языку.
Кроме лингвистических, у вынужденных переселенцев возникают многочисленные социальные проблемы, связанные
с трудностями адаптации к новым условиям жизни - бытовым, трудовым, межличностным и т.д. Анкетирование вынужденных переселенцев Борисоглебского района Воронежской области, проведенное силами сотрудников воронежского областного института повышения квалификации работников образования (ВОИПКРО), показало, что основными трудностями в социальной адаптации мигранты считают сложности с трудоустройством, жилищное обустройство, отношения с местным населением.
Адаптация детей-мигрантов к новой социальной среде школы проходит сложно и представляет трудность как для детей, так и для учителей, с ними работающих. Решение данной проблемы в условиях социально активных школ осуществляется в рамках процесса обучения, где отсутствует жесткая структура урока, поэтому задачей учителя является разработка собственных методов его проведения. Эффективен интерактивный метод с акцентом на общении, развитии и обмене идеями.
важное значение имеют ознакомление всех обучающихся с культурными особенностями народов мира, воспитание чувства уважения к национальным традициям на занятиях, посвященных народным промыслам, танцам, проведение национальных праздников, изучение истории этносов. С одной стороны, происходит вовлечение детей в новую для них культуру, с другой - в общую атмосферу привносятся элементы национальной культуры обучающихся в классе детей. Таким образом формируются понятия о многообразии традиций, культур, религий, что способствует развитию толерантности к другой культуре, этносу.
велика роль в процессе социальной адаптации этнических диаспор, помогающих приспособиться в новых бытовых условиях, трудоустроиться в незнакомом социуме, имеющем свои особенности. Социальные проблемы тесно связаны с культурологическими. Целью адаптации и реабилитации детей переселенцев являются их полная интеграция в местную среду, принятие ими ценностей местного населения, их культурная ассимиляция. Однако наряду с этим необходимо сохранить национальные особенности, являющиеся гордостью и истинным достоянием той или иной нации. Здесь также многое может быть сде-
лано в условиях школы, готовой работать по программе поликультурного образования. Эта организационно-содержательная модель также успешно реализуется в школах области.
Так, в Курбатовской СОШ разработана программа «Воронеж - наш общий дом», включающая проведение различных праздников и национальных обрядов с привлечением родителей и представителей диаспор, проживающих на данной территории. В Устьевской школе создана программа «Путешествие по нашей родине», содержащая историю становления армянской, азербайджанской и российской культур. Учащиеся знакомятся с историей, традициями, символами, обрядами этих народов.
Проблема религиозного разнообразия - одна из самых сложных и тонких, часто являющаяся источником непонимания, неприязни и даже вражды. В 2003 г. была проведена психолого-педагогическая диагностика членов семей вынужденных переселенцев Борисоглебского района Воронежской области, принявшего в конце 1990-х годов большое количество (3520 человек) выходцев из разных бывших республик СССР. В результате обследования было определено, что на территории Воронежской области возникла сложная межнациональная и межконфессиональная ситуация. Вынужденные переселенцы и беженцы в большинстве представлены выходцами из республик Закавказья и Северного Кавказа, Средней Азии, не относящимися к коренной нации и исповедующими иную религию (ислам). Подобные ситуации возможны и в других районах области, поэтому при организации различного рода мероприятий следует знать особенности вероисповедания представителей разных конфессий.
Проблемы психологического характера связаны с приспособлением к иному менталитету. По мнению учителей, даже десять лет жизни в новой среде не меняют в основе старый менталитет. Особенно это касается выходцев с Кавказа и из Средней Азии. В связи с этим наблюдаем стремление вынужденных переселенцев к обособлению (или в официальном и неофициальном землячестве, или даже в рамках одной семьи). Плохое знание истории и культуры новой родины, быта, привычек и традиций, языка (особенно на уровне местного сленга и возрастного жаргона), стойко сохраняющийся акцент часто
делают детей вынужденных переселенцев изгоями уже изначально, обостряя психологический дискомфорт.
Российская принимающая среда зачастую антагонистична по отношению к вынужденным переселенцам, прежде всего на бытовом уровне. Даже в начальных классах, по сообщениям педагогов, к «нерусским» (даже если они русские) проявляется национальная нетерпимость, выражаемая в насмешках над культурными особенностями. В среднем звене школы враждебность местных усиливается, провоцируя скрытые и открытые конфликты. Как считают большинство опрошенных учителей, в массовом сознании негативное отношение к чеченцам переносится на всех «чужих», «не наших». Учителя наблюдают последние несколько лет явное усиление таких тенденций, которые становятся более заметными после терактов. В районах, где велика концентрация переселенцев (например, Борисоглебский район), имеет место широкое распространение дезинформации об агрессивных намерениях и поведении выходцев из бывших союзных республик, обусловленное предвзятым отношением коренных жителей. Преподаватели, работающие с детьми-мигрантами, отмечают, что потеря привычных связей приводит к отсутствию у детей уверенности в себе, снижению самооценки, а возможно, и к агрессивности как к средству компенсации собственной слабости.
Ребенок, обладающий набором таких качеств, не может претендовать на высокий статус ни в школе, ни в среде сверстников. Он стремится замкнуться в группе себе подобных, ведь путь до уровня прочих одноклассников труден и далек, а результат неясен. Система ценностей его новой группы не предполагает преодоления отставания, следовательно, сложности будут со временем только расти.
В декабре 2003 г. в гуманитарной гимназии №2 г. Воронежа преподавателем Воронежского государственного педагогического университета А.В. Черных было проведено исследование учащихся 1, 3, 5, 7, 9 и 10-х классов, которое показало, что у детей переселенцев повышена школьная тревожность, снижена самооценка, проблемы с русским языком, в значительной степени усиливающие их напряженность. Практически все они были недавно переведены в гимназию из других школ. Указанные
проблемы затрудняли их общение со сверстниками в классе, а также снижали познавательную активность. С результатами исследования были ознакомлены психолог школы и педагогический состав.
Впоследствии психологом и преподавателями были разработаны различные методы сплочения учеников в классах, развития навыков общения, повышения познавательной активности. В младших классах под руководством психологов были проведены специальные игры, направленные на сплочение, в старших классах - тренинги.
Взаимодействию учеников помогали также различные внутришкольные мероприятия, среди которых можно выделить следующие:
- вечера танца (в их подготовку были вовлечены дети переселенцев, что помогло им раскрыть творческий потенциал, показать свои национальные танцы, т.е. часть своей культуры всем учащимся);
- вечера поэзии (учитель готовит программу вечера таким образом, чтобы прозвучали стихи русских поэтов на русском, азербайджанском, армянском, украинском языках, а также стихи национальных поэтов на языке оригинала);
КВНы (между сборной родителей, командой учеников и командой учителей) и многие другие мероприятия.
Для развития познавательной активности детей проводится Неделя знаний. Дети выбирают определенную область знаний, которая интересна именно им, и готовят небольшие сообщения и доклады. Дети могут посещать разные секции недели, чтобы почерпнуть что-то новое, а также познакомиться с детьми, чьи интересы совпали с их личными интересами. Такое мероприятие не только стимулирует детей к познавательной деятельности, но и развивает навыки общения, а также помогает найти друзей по интересам.
Все эти и многие другие мероприятия проводятся в данной школе постоянно, давая возможность каждому ученику раскрыть свой потенциал. Повторное исследование учащихся после проведения указанных мероприятий показало положительную динамику. Уменьшилась школьная тревожность, повысилась самооценка, а главное - были преодолены многие трудности в обучении. Дети намного лучше овладели русским языком, а также подтянулись по всем остальным предметам.
Следует заметить, что все вышеобо-значенные трудности мигрантов пересекаются, имеют отражение в педагогических проблемах. Опыт решения педагогических проблем в обучении детей вынужденных переселенцев в Воронежской области можно представить, в первую очередь, на примере трудностей, с которыми сталкиваются учителя. Анкетирование учителей и руководителей школ Воронежской области и собеседование с ними, проводимые в ВИПКРО, позволили выявить круг проблем вынужденных переселенцев с точки зрения педагогов.
1. Многие дети обучались по программам, значительно не совпадающим с российскими. Родители и дети жалуются на трудности адаптации к новым для них программам.
2. У большинства детей-мигрантов низкий стартовый уровень школьных знаний.
3. У всех детей вынужденных переселенцев недостаточное знание русского языка для изучения других предметов.
Выявленные трудности легли в основу разработки направлений интеграции детей в новые условия жизни средствами учебных предметов. Так, преподаватель Воронежского государственного университета С.А. Титоренко создал специальную программу обучения математике детей вынужденных переселенцев. Она предназначена для учащихся 5 - 6-го классов и учитывает следующие факторы:
- общий объем материала, который предстоит изучать;
- характер этого материала - легкий или трудный, описательный или аналитический, значимость как для других разделов математики, так и в плане реализации межпредметных связей;
- степень трудности материала;
- нагрузка по другим предметам;
- состояние здоровья учеников;
- их отношение к учению, степень личной организованности, умение самостоятельно работать;
- семейно-бытовые условия;
- возможная помощь со стороны родителей, товарищей, учителей;
- срок, в течение которого ученик должен выполнить программу.
В соответствии с этими факторами учебный материал разбит на блоки с указанием, в какие сроки должен быть отра-
ботан каждый. Материал отбирался не механически, а в соответствии с методикой УДЕ П.Я. Эрдниева. В программу ускоренного обучения включалось только самое основное, важное, без чего дальнейшее изучение математики невозможно. учебная нагрузка тоже строго дозировалась: вначале она была небольшой, но постепенно увеличивалась.
отстающий от сверстников ученик, как правило, пропустил много занятий. В процессе социальной адаптации его психическое состояние только начинает стабилизироваться, поэтому на начальном этапе обучения по ускоренной программе ему трудно выполнять большую нагрузку - наверстывать пропущенный материал и готовить текущий. Без тщательно продуманной методики обучения, режима и помощи, в том числе психологической, нагрузка может оказаться непосильной для ученика.
Для учащихся разработана также программа самоподготовки, помощи в выполнении домашней работы по наиболее трудному и важному материалу. Для повышения эффективности процесса обучения по ускоренной программе необходимо учитывать индивидуальные особенности мышления, памяти, отдельных анализаторов, характера, воли обучаемых. как известно, усвоение математического материала требует высокой интенсивности мыслительной, обобщающей и абстрагирующей деятельности. Поэтому занятия с небольшой группой отстающих учеников по ускоренной программе изучения математики - одно из возможных решений проблемы индивидуализации обучения.
Другое важное направление - использование компьютерных технологий обучения детей вынужденных переселенцев. Интеллектуальные обучающие системы и интерактивные программы могут оказаться незаменимыми помощниками ученика при наличии у него компьютера и соответствующего программного обеспечения или возможности свободного доступа к ним.
Третье направление - использование ключевых задач, являющихся опорой для решения других. Для обучения указанной категории детей необходимо отобрать определенный минимум задач, овладев методами решения которых ученик будет в состоянии решить любую задачу на уровне программных требований. Этот минимум дол-
жен включать 5 - 7 задач, отвечающих следующим критериям: соответствие программе по данной теме; степень использования при изучении последующих тем; затраты времени на обучение; оптимальность алгоритмов решения. Этот опыт был реализован в гимназии № 1 г. Воронежа.
В Воронежской области в уже упоминавшейся Курбатовской СОШ, работающей по программе социально активной школы, созданы элективные курсы, включающие геоэкологические исследования, расчистку родников, путешествия по «экологической тропе», проводимые учителями совместно с сотрудниками кафедры физической географии. Эти нетрадиционные формы занятий в первую очередь направлены на повышение активности учащихся в процессе обучения. Этот фактор можно считать действенным в вовлечении детей-мигрантов в совместную деятельность, способствующую адаптации.
В Углянческой социально активной школе ученики дополнительно изучают историю и географию заповедника, углянческих минеральных вод, помогают сотрудникам заповедника в охране территории от браконьеров, занимаются научно-познавательным туризмом. Такая направленность внеучебной и учебной деятельности способствует открытости и сотрудничеству, побуждает учащихся рассматривать свои личные, индивидуальные планы и желания также в контексте коллективных общественных интересов. В Хоперском заповеднике функционирует экологический лагерь для детей вынужденных переселенцев, где занятия с детьми проводят студенты-экологи ВГПУ.
Представленный опыт решения существующих на территории Воронежской области проблем адаптации детей-мигрантов в новых услових жизни средствами школьного образования позволил сделать выводы о дальнейших шагах в этом направлении.
1. Создание комплекса нормативных документов, определяющих статус, права и функционирование этнических диаспор на территории Российской Федерации, направления сотрудничества государственных органов власти с ними. Данные взаимоотношения осуществляют общественные организации, сложившиеся в области:
комиссия, комитет, Ассамблея. Нам представляется, что именно это взаимодействие позволит предупреждать возникновение конфликтов на национальной почве, а также осуществлять контроль за расселением мигрантов по территории Воронежской области, деятельностью каждой этнической общности.
Сформированные в области этнические диаспоры оказывают влияние на социально-экономическое развитие области. В связи с тем, что численность диаспор растет в настоящее время не за счет механического перемещения из стран выбытия, а за счет увеличения рождаемости, необходимо составить прогноз их численности. Результаты прогноза позволят определить влияние этнических диаспор на социально-экономическую и общественную жизнь области.
2. Создание для детей-мигрантов интенсивных программ обучения русскому языку, подготовка учителей, способных работать по данным программам. Привлечение родителей к процессу обучения с целью оказания помощи детям и совершенствования собственной языковой подготовки. Распространение опыта школ, уже работающих по компенсаторным программам обучения детей-мигрантов.
3. Организация совместной работы этнических диаспор и представителей различных национальных групп с государственными органами, социальными работниками, психологами, педагогами по социальной адаптации детей к условиям иного социума.
4. Разработка программ поликультур-ного образования для школ и вузов, способствующих формированию толерантности к иным культурам, этносам.
5. Учет различий разных конфессий в жизнедеятельности населения области.
6. Создание психологического сопровождения адаптации детей-мигрантов к учебной деятельности.
7. Разработка и реализация концептуальных подходов к построению программ ускоренного обучения, пусть и ценой потери менее существенных элементов знаний. Особое внимание следует уделить русскому языку как важнейшему коммуникативному средству, математике и физике как средствам развития интеллекта, истории как предмету, который способствует лучшему пониманию других народов и воспитанию толерантности.
8. Создание переходных программ для компенсаторного обучения детей-мигрантов. Привлечение родителей к составлению и внедрению этих программ, их помощь детям при выполнении домашних заданий.
В заключение следует заметить, что учитель порой является единственным человеком, готовым и способным помочь ученику освободиться от самоугнетения, почувствовать силу своих способностей и талантов, что будет способствовать реализации природных возможностей. Таким образом, изменяется функция всего педагогического образования, на первый план выходит социальная функция учителя, направленная на формирование общечеловеческих ценностей, способности сопереживать, понимать и принимать ближнего. По мнению Е.П. Белозерцева, цель педагогического образования заключается в формировании образа и постижении смысла профессии учителя как триединства духовного, социального и профессионального. Смыслу нельзя учить, смысл воспитывается [4].
литература
1. Информационно-статистический сборник. №1. ФМС МВД РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.memo.ru/hr/refugles/ str/chapter2s.html.
2. Численность и миграция населения Воронежской области: стат. сб. Воронеж: Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики, 2003. С. 23.
3. Емельянова О.Я. Роль социально активной школы в проблеме адаптации детей вынужденных переселенцев (опыт Воронежской области) / О.Я. Емельянова // Поликультурное пространство образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2005. С. 12 - 14.
4. Белозерцев Е.П. Образование: историкокультурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. СПб., 2004. С. 569.
Problems of pedagogical education under migration processes development
The analysis of the problems which Russian educational system faces under the development of migration processes is given. The experience and development of problems of educating children-immigrants which now occur in Voronezh region is given.
Key words: migration, migration processes, children immigrants, pedagogical problems.