Научная статья на тему 'Основные направления организации учебно-познавательной работы с детьми-мигрантами'

Основные направления организации учебно-познавательной работы с детьми-мигрантами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
520
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-МИГРАНТЫ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / MIGRANT CHILDREN / ADAPTATION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / LANGUAGE BARRIER / INTERETHNIC COMMUNICATION / EXTRACURRICULAR FORMS OF WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сивцева Кира Николаевна

Статья посвящена проблеме адаптации детей-мигрантов к учебной среде. Представлены направления организации учебно-воспитательного процесса детей-мигрантов, выявленные в результате авторского исследования. Определены основные трудности, с которыми сталкиваются дети данной категории, намечены пути адаптации ребенка-мигранта к школьной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of organization of learning and cognitive activities with migrant children

The article deals with the problem of adaptation of migrant children to teaching environment. The study represents the directions of organization of teaching and educational process involving migrant children based on the author's research results. This research identifies the key challenges for children of this category and suggests the plan for ways of adaptation of a migrant child to school environment

Текст научной работы на тему «Основные направления организации учебно-познавательной работы с детьми-мигрантами»

УДК 376.684

https://doi.oig/10.24158/spp.2017.3.19

Сивцева Кира Николаевна

Sivtseva Kira Nikolaevna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

PhD in Education Science, Assistant Professor, Social Pedagogy Department, North-Eastern Federal University

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ

THE MAIN DIRECTIONS OF ORGANIZATION OF LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITIES WITH MIGRANT CHILDREN

Аннотация:

Summary:

Статья посвящена проблеме адаптации детей-мигрантов к учебной среде. Представлены направления организации учебно-воспитательного процесса детей-мигрантов, выявленные в результате авторского исследования. Определены основные трудности, с которыми сталкиваются дети данной категории, намечены пути адаптации ребенка-мигранта к школьной среде.

The article deals with the problem of adaptation of migrant children to teaching environment. The study represents the directions of organization of teaching and educational process involving migrant children based on the author's research results. This research identi-fi es the k ey challenges for children of this ca tegory and suggests the plan for ways of adaptation of a migrant child to school environment.

Ключевые слова:

Keywords:

дети-мигранты, адаптация, социально-педагогическая поддержка, языковой барьер, межнациональное общение, внеклассные формы работы.

migrant children, adaptation, social and pedagogical support, language barrier, interethnic communication, extracurricular forms of work.

В научной литературе проблема миграции рассматривается с разных точек зрения. Проблемы миграции изучают С.К. Бондырева и Д.В. Колесов, Т.Л. Смолина исследует аспекты адаптации мигрантов к инокультурной среде, С.М. Бертольд и К. Лайбел рассматривают вопросы прав детей-мигрантов [1]. В основном в трудах по обозначенной теме признается, что миграция носит вынужденный характер и является одним из характерных признаков мирового процесса глобализации. Миграция населения - это сложный социальный процесс, влияющий практически на все сферы жизнедеятельности общества [2, с. 210].

Россия по-прежнему остается привлекательной для мигрантов. По данным Росстата в 2016 г. в РФ въехало 16 290 тыс. иностранных граждан [3].

Более 46 % мигрантов приезжают с семьями, в которых воспитываются несовершеннолетние. Дети-мигранты находятся в сложной, кризисной ситуации, поскольку для эффективной социализации им требуется большой временной промежуток. В связи с этим значительную роль играет социально-педагогическая поддержка ребенка. Требуются развитие коммуникативных навыков ребенка, ускорение его интеграции в новую культуру. Однако последнее должно производиться осторожно, чтобы не допустить утраты ребенком своего «я». Еще одна проблема -адаптация к социокультурным условиям другого региона разновозрастных детей. Если у младших школьников эта проблема связана в основном с незнанием языка, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется возрастными особенностями [4].

Возникает определенное количество проблем в организации образования, здравоохранения, досуга детей в условиях чужой страны. Образовательные услуги - одна из самых благополучных сфер с точки зрения сохранения прав ребенка-мигранта, особенно в части доступности в целом школьного образования. Но есть ряд трудностей, не позволяющих считать ситуацию полностью решенной. В статье предпринята попытка раскрыть некоторые особенности организации учебного процесса в школах с детьми-мигрантами.

Анализ численного состава детей школ города Якутска показывает, что в некоторых школах города доля детей-мигрантов составляет 13 % и более от общего числа детей.

По результатам исследования опыта работы школ города Якутска были сформулированы следующие направления организации учебного процесса детей-мигрантов:

1) максимальное использование визуально-наглядных образов;

2) обучение ученика навыкам планирования собственной деятельности, в частности формирование навыков ведения дневника с подробным описанием необходимых действий;

3) смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ученика (в начале адаптации утомляемость может быть существенно повышена);

4) развитие навыков самоконтроля;

5) привлечение ребенка к выполнению элементарных поручений (например, раздать тетради, поточить карандаши и т. д.);

6) в период адаптации - уменьшение объема домашних заданий, объяснение нового материала без языковой нагрузки, увеличение дополнительного времени для усвоения нового материала;

7) снижение требования к аккуратности на первых этапах обучения;

8) постоянная и корректная проверка домашних заданий;

9) школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго нормированы. Важно добиться, чтобы школьник принимал необходимую учебную задачу как свободно выбранную. Должна поощряться самостоятельная постановка цели деятельности;

10) обязательная предварительная оценка начального уровня работ;

11) осуществление подачи нового материала и проверки знаний в соответствии с наиболее выраженными учебными стилями ребенка;

12) на первом этапе следует избегать использования фразеологизмов, поговорок, многословия. Тон учителя должен быть нейтральным. Не должно быть категорических запретов.

Отдельным направлением деятельности учителя является работа с семьей ребенка-мигранта. Это следующие формы работы: постоянный контакт с семьей ребенка, первичная консультация семьи ученика. Во время первичной беседы важно ясно и однозначно объяснить ребенку и его родителям правила поведения в школе и классе. Следует отработать отдельно с учеником навыки выражения обиды, непонимания или гнева в социально приемлемой форме.

С целью выявления проблем детей-мигрантов в условиях города Якутска был проведен опрос 38 родителей данной категории. Из них представителями Киргизии являются 62 %, Армении - 22, Таджикистана - 8, остальные - уроженцы других стран ближнего зарубежья. 54 % из числа исследованных семей имеют детей старшего и младшего школьного возраста, 28 % воспитывают детей младшего школьного возраста, остальные - родители детей старшего школьного возраста.

В результате опроса выявлены следующие наиболее типичные проблемы детей: 1) новая программа обучения, 2) слабое знание языка страны пребывания, 3) перерыв в учебной деятельности, 4) потеря личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, 5) необходимость установления новых ролевых отношений, 6) иные климатические условия.

Для более быстрой адаптации ребенка в школьном коллективе необходимо вовлекать детей и остальных членов семей во внеклассную работу в следующих формах: а) оборудование и благоустройство кабинета и школы, б) поддержка занятий детей данной категории в кружках и факультативах различной направленности, в) классные часы по знакомству детей -мигрантов со страной пребывания, г) классные часы, мероприятия по знакомству остальных детей с родиной вновь прибывшего ребенка [5, с. 19], д) практика совместных коллективных походов, е) коллективные игры, ж) развитие социальных проектов, предложенных детьми-мигрантами.

Межнациональное взаимодействие происходит на разных уровнях социальных отношений. Важной составляющей всего комплекса межнационального общения является уровень межличностного общения. Этническая пестрота многих государств, городов, отдельных поселений стала объективной реальностью, с которой сталкиваются конкретные люди. Необходимость взаимодействия с людьми других национальностей обнаруживается в трудовых коллективах, общественных организациях, учебных подразделениях, семьях и т. д. [6, с. 257]. Поэтому предупреждение сегрегации и разделения детей-мигрантов на группы по национальному или региональному принципу становится важным фактором успешности адаптации ребенка-мигранта к новым условиям.

В целях выяснения проблем в обучении и воспитании детей данной категории были опрошены 58 учителей школ города. Учителя отметили следующие основные проблемы: а) слабое знание русского языка; б) отсутствие контроля со стороны родителей, в) отсутствие помощи со стороны родителей, связанное с их профессиональной занятостью и ненормированным рабочим днем.

78 % учителей отметили, что требуются дополнительные меры по повышению квалификации в области специальной работы с детьми-мигрантами. Предложили такие формы работы, как спецсеминары для родителей, тренинги для социальных педагогов и психологов, привлечение добровольцев из национальных общин, сотрудников и волонтеров из некоммерческих организаций.

Адаптация детей-мигрантов к изменившимся условиям жизнедеятельности - это актуальная проблема, которая нуждается в глубоком исследовании. Важна профилактическая работа учителей, психологов, социальных педагогов с данной категорией детей и их семьями.

Ссылки:

1. Berthold S.M., Libal K. Migrant children's rights to health and rehabilitation: a primer for US social workers // Journal of Human Rights and Social Work. 2016. Vol. 1, iss. 2. June. P. 85-95.

2. Толерантность и культура межнационального общения / под ред. Е.А. Журавлевой, В.В. Шалина. Краснодар, 2009. 307 с.

3. Сводка по миграционной ситуации в России за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: http://yamigrant.ru/svodka-po-migratsionnoj-situatsii-v-rossii-za-2016-god.html (дата обращения: 27.03.2017).

4. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Как помочь детям мигрантов // Отечественные записки. 2004. № 4 (19).

5. Мохова Л.А., Сагоякова Н.Ф., Спирина Т.А. Сопровождение детей-мигрантов как социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. Т. 6, ч. 3. С. 18-21.

6. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление): миграция и смысл жизни. М. ; Воронеж, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.