Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ПРОФИЛАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Торикова Елена Федоровна

Статья посвящена анализу результатов экспериментального исследования профессионального стресса учителей и воспитателей специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната и обоснованию эффективности организационно-психологических условий его профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Торикова Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR PREVENTION OF PROFESSIONAL STRESS OF TEACHERS OF A SPECIAL GENERAL EDUCATION (CORRECTIVE) BOARDING SCHOOL

The article is devoted to the analysis of the results of an experimental study of professional stress of teachers and educators of a special general education (correctional) boarding school and substantiation of the effectiveness of organizational and psychological conditions for its prevention.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Торикова Елена Федоровна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Аннотация. Статья посвящена анализу результатов экспериментального исследования профессионального стресса учителей и воспитателей специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната и обоснованию эффективности организационно-психологических условий его профилактики.

Ключевые слова: профессиональный стресс педагога, специальная общеобразовательная (коррекционная) школа-интернат, профилактика, организационно-психологические условия.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the results of an experimental study of professional stress of teachers and educators of a special general education (correctional) boarding school and substantiation of the effectiveness of organizational and psychological conditions for its prevention.

Keywords: professional stress of a teacher, special general education (correctional) boarding school, prevention, organizational and psychological conditions.

Введение. Развитие стресса в процессе профессиональной деятельности определяется как важный аспект научных исследований в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и общее состояние здоровья специалистов. В качестве последствий профессиональных стрессов, в том числе краткосрочных, но перешедших в разряд хронических, выделяют соматические и психические заболевания, нарушение эффективности и надежности работы, профессиональные и социальные конфликты.

Профессиональный стресс как разновидность стресса - это стресс, связанный с выполнением человеком как субъектом труда своей профессиональной деятельности. Профессиональные стрессоры - это стрессоры (объективные и субъективные), связанные с профессиональной деятельностью, в том числе - и с ее субъектом, т.е. субъектом труда. В профессиональном стрессе выделяют психофизиологическую и психологическую составляющие, а также такие компоненты как информационный, эмоциональный и коммуникативный.

К настоящему времени реализовано большое количество исследований профессионального стресса в различных видах профессиональной деятельности: операторской, медицинской, спортивной, педагогической и других. В тоже время, профессиональный стресс педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната фактически еще не стал предметом систематического изучения в области психологии. Особенности профессионального стресса педагогов, работающих с умственно-отсталыми детьми в коррекционной школе-интернате, экспериментально изучались Е.В. Шеметковой [3].

Изложение основного материала статьи. Специфика труда педагога специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната делает приоритетными следующие стресс-факторы: 1) сам по себе контингент образовательной организации детей - в силу специфических особенностей предмета данного труда; 2) школьный класс коррекционной школы-интерната - по причине системной организации и интеграции стрессогенных особенностей каждого отдельного ребенка [2]. В качестве основных направлений деятельности по профилактике профессиональных стрессов у представителей любых профессий как правило определяют следующие: устранение причин и источников стресса, а также повышение индивидуальной стресс-устойчивости работников. Полное устранение причин и источников стресса в работе воспитателей и учителей коррекционной школы-интерната в силу их связи со спецификой контингента воспитанников не возможен. В этой связи важным является полноценная реализация направления профилактической работы, повышающего психологическую устойчивость к воздействию стресс-факторов.

Реализованное нами исследование было направлено на разработку и внедрение организационно-психологических условий профилактики профессиональных стрессов у педагогов одной из специальных общеобразовательных (коррекционных) школ-интернатов в Ставропольском крае.

Выборку составили 24 человека, которая включила в себя 14 учителей и 10 воспитателей.

На момент исследования учителя обладали следующей квалификационной категорией:

- высшей - 6 человек (43%),

- 1 категорией - 3 человека (21%),

- соответствие занимаемой должности - 5 человек (36%).

В составе воспитателей - 2 человека (20 %) имели первую категорию; 8 человек (80%) - соответствие занимаемой должности.

Для выявления наличия состояний профессионального стресса применялся следующий диагностический инструментарий:

- «Шкала профессионального стресса» (автор Д. Фонтана);

- «Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности» (авторы Леонова А.Б., Величковская С.Б.);

- «Опросник трудового стресса» (Job stress survey, Spielberger - русскоязычная версия А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской).

Изложим результаты диагностики, полученные на констатирующем этапе эксперимента.

В соответствии со схемой анализа и интерпретации результатов диагностики по методике «Шкала профессионального стресса» (автор Д. Фонтана) было получено следующее распределение педагогических работников выборки исследования:

- «стресс не является проблемой» - 33%;

- «умеренный уровень стресса» - 54%;

- «стресс представляет безусловную проблему» - 13%.

Следует отметить, что в результате диагностики с помощью шкалы Д. Фонтаны не было выявлено педагогов, у которых профессиональный стресс представлял собой главную проблему и требовал немедленной помощи. В тоже время 67% респондентов в той или иной степени испытывали профессиональный стресс, что вне сомнения потребовало внимания со стороны руководящего состава и психолога образовательной организации.

Применение методики «Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности» (авторы А.Б. Леонова, С.Б. Величковская) на констатирующем этапе эксперимента выявил следующее распределение педагогических работников в выборке исследования (таблица 1).

Таблица 1

Результаты дифференциальной оценки состояний сниженной работоспособности педагогов на констатирующем этапе эксперимента

Степень выраженности состояния Распределение педагогов по степени выраженности состояния

утомления монотонии пресыщения стресса

низкая 25 % 84 % 100 % 33 %

умеренная 62 % 16 % - 54 %

выраженная 13 % - - 13 %

высокая - - - -

Сопоставление результатов применения вышеуказанных методик показывает, что больше половины педагогических работников выборки исследования (54%) испытывали профессиональный стресс в умеренной степени. При этом треть педагогов (33%) констатировали отсутствие у себя состояния профессионального стресса и незначительная часть (13%) - выраженную степень стресса. При этом распределение педагогов по степени выраженности профессионального стресса оказалось идентичным выявленному распределению по степени утомления. Это указывало на актуальность сбалансирования режима труда и отдыха учителей и воспитателей школы-интерната, а также учета энергозатратности реализуемой профессиональной деятельности.

Применение методики «Опросник трудового стресса» (Job stress survey, Spielberger, в русскоязычная версии А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской) позволило выявить источники стресса, затрудняющие работу педагогов, а также частоту их возникновения в профессиональной деятельности. Так для выборки исследования наиболее сильными и часто возникающими источниками профессионального стресса стали следующие:

- повышенная ответственность за исполняемую работу (92%),

- чрезмерная нагрузка по работе с документацией (75%),

- отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.) (67%);

- жесткие сроки исполнения работы (50%).

На основе результатов констатирующего этапа эксперимента был разработан комплекс мероприятий по обеспечению организационно-психологических условий профилактики профессиональных стрессов у педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната, которая явилась базой исследования.

Администрация и педагогический коллектив были ознакомлены с методикой урегулирования конфликтов в организации, разработанной О.Ю. Калмыковой, Н.В. Солововой [1].

Также были организованы и проведены следующие мероприятия:

- практико-ориентированный семинар «Профилактика профессионального стресса педагогов», в рамках которого педагоги ознакомились с причинами, проявлением профессионального стресса в педагогической деятельности и рекомендациями по его профилактике и преодолению;

- тренинг «Стрессоустойчивость в работе педагога» был направлен на снятие эмоционального напряжения, ознакомление и отработку приемов и техник саморегуляции;

- деловая игра «Зона комфорта», в условиях которой осуществлялось обучение управлению стрессом в процессе имитации профессиональных ситуаций;

- коллективный анализ и решение проблемных ситуаций «Адаптация молодого сотрудника», «Новое программное обеспечение в школе», формирующие психологическую готовность к предстоящим событиям расширения штатного состава педагогического коллектива и использования новых для образовательной организации информационных технологий;

- обучающий семинар «Тайм-менеджмент в работе педагога», направленный на освоение принципов и приемов управления собственным рабочим временем;

- руководителю и психологу организации внесено предложение рассмотреть возможность оборудования помещения релаксации и отдыха для учителей и воспитателей.

Для оценки эффективности реализованных организационно-психологических условий профилактики профессиональных стрессов у педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната был проведен контрольный этап эксперимента и осуществлена оценка значимости выявленного сдвига показателей в уровне профессионального стресса.

На контрольном этапе эксперимента с помощью методики «Шкала профессионального стресса» Д. Фонтаны было установлено уменьшение на 25% доли педагогов, испытывающих умеренный профессиональный стресс, увеличение на 38% доли педагогов с низким проявлением профессионального стресса. Педагогов с уровнем проявления профессионального стресса «выше среднего» на контрольном этапе эксперимента выявлено не было.

Применение методики «Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности» (авторы А.Б. Леонова, С.Б. Величковская) на контрольном этапе эксперимента выявил следующее распределение педагогических работников в выборке исследования (таблица 2).

Таблица 2

Результаты дифференциальной оценки состояний сниженной работоспособности педагогов на

контрольном этапе эксперимента

Степень выраженности состояния Распределение педагогов по степени выраженности состояния

утомления монотонии пресыщения стресса

низкая 67 % 92 % 100 % 71 %

умеренная 33 % 8 % - 29 %

выраженная - - - -

высокая - - - -

Сравнение данных таблиц 1 и 2 показывает следующую динамику результатов:

- снижение степени выраженности утомления у 42% педагогов;

- снижение степени выраженности состояния монотонии у 8% педагогов;

- снижение степени выраженности стресса у 38% педагогов.

Повторное использование методики «Опросник трудового стресса» (Job stress survey, Spielberger -русскоязычная версия А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской) позволило выявить пролонгированные источники стресса, затрудняющие работу педагогов выборки исследования и сохранившие свою стрессогенность на протяжение всего эксперимента:

- повышенная ответственность за исполняемую работу (92%),

- отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.) (50%).

Следует отметить, что педагоги субъективно стали выделять меньше стрессоров в профессиональной деятельности. По каждой из трех методик получены результаты, отражающие динамику снижения субъективных оценок профессионального стресса у воспитателей и учителей.

Для подтверждения достоверности выявленного сдвига значений в уровне профессионального стресса у педагогов выборки исследования нами был использован статистический критерий знаков G. В нашем случае нетипичных положительных сдвигов, отражающих повышение уровня профессионального стресса выявлено не было, значит Gэмп=0. Типичных отрицательных сдвигов (снижение уровня профессионального стресса) -12, соответственно при n=12, Gкрит.=2 для p<0,05; Gкрит.=1 для p<0,01. Поскольку Gэмп.< Gкрит., сдвиг в типичную сторону, то есть в направлении снижения профессионального стресса у выборки исследования, может считаться достоверным для уровня статистической значимости p<0,01.

Следовательно, апробированные организационно-психологические условия профилактика профессиональных стрессов у педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната эффективны.

Выводы. Профессиональные стрессы у педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната обусловлены с одной стороны полифункциональностью и ответственностью педагогической деятельности как таковой, а с другой стороны патопсихологическими, личностными и социально-психологическими особенностями контингента обучающихся.

Комплексная и прогностическая диагностика для последующего обеспечения и оценки эффективности профилактики профессиональных стрессов у педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната предполагает выявление:

- наличия профессионального стресса;

- источников профессионального стресса;

- субъективной представленности состояний сниженной работоспособности - утомления, монотонии, пресыщения, стресса.

Эффективность профилактики профессиональных стрессов у педагогов специальной общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната определяется следующими организационно-психологическими условиями:

- организацией обучения педагогов методам и приемам саморегуляции для повышения стрессоустойчивости;

- принятием к использованию методики урегулирования конфликтов в организации;

- организацией обучения педагогов использованию принципов тайм-менеджмента;

- обеспечением комфортных условий труда и отдыха учителей и воспитателей в образовательной организации.

Литература:

1. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Взаимосвязь конфликтных ситуаций в организации и стрессовых состояний работников: учеб. пособие. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. - 86 с.

2. Торикова Е.Ф., Скалацкая Е. А. Факторы профилактики и преодоления профессионального стресса // Вопросы педагогики. - 2020. - № 11-2. - С. 343-346.

3. Шеметкова Е.В. Профессиональный стресс в деятельности педагогов, работающих с умственно-отсталыми детьми в условиях коррекционной школы-интерната: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.03. - Ярославль, 2009. - 24 с.

Психология

УДК 159.92(045)

магистрант направления подготовки 44.04.02

Психолого-педагогическое образование Шабаева Динара Няильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНО-

ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА

Аннотация. Статья посвящена исследованию и развитию межличностных отношений подростков. Авторы рассматривают решение данной проблемы в условиях семейно-досугового центра. В статье проанализированы различные подходы к проблеме межличностных отношений; представлены технологии развития межличностных отношений подростков (информационно-коммуникативные, игровые, технологии проблемного обучения, арт-технологии, технологии проектного обучения, групповые дискуссии, мозговой штурм, создание интеллект-карт); описан диагностический инструментарий, с помощью которого изучены межличностные отношения подростков; раскрыто содержание и особенности реализации программы развития межличностных отношений подростков в условиях семейно-досугового центра; доказана ее эффективность.

Ключевые слова: межличностные отношения, развитие межличностных отношений, групповая сплоченность, подростки, семейно-досуговый центр.

Annotation. The article is devoted to the study and development of interpersonal relationships in adolescents. The authors consider the solution to this problem in a family and leisure center. The article analyzes various approaches to the problem of interpersonal relations; presents technologies for the development of interpersonal relations among adolescents (information and communication, game, problem learning technologies, art technologies, project learning technologies, group discussions, brainstorming, the creation of mind maps); describes the diagnostic tools, with the help of which the interpersonal relations of adolescents were studied; the content and features of the implementation of the program for the development of interpersonal relations of adolescents in the conditions of a family and leisure center were revealed; and its effectiveness was proved.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: interpersonal relationships, development of interpersonal relationships, group cohesion, adolescents, family and leisure center.

Введение. Межличностные отношения имеют огромное значение в подростковом возрасте. При этом на первый план выходят отношения со сверстниками и друзьями, основанные на тесном, доверительном взаимодействии, в ходе которого подросток познает себя, делится значимой личной информацией. Отношения с родителями становятся второстепенными и зачастую приобретают специфичный характер. Стремление подростка быстрее стать взрослым и самостоятельно принимать решения приводит к непониманию и конфликтам с родителями. Именно поэтому основной задачей педагогов-психологов в работе с детьми подросткового возраста является выявление особенностей их отношения к себе и другим людям, а также развитие межличностных отношений со сверстниками, друзьями и родителями, которое можно осуществить только при использовании эффективных и актуальных практических технологий и методов работы. Решение данной задачи возможно в условиях семейно-досуговый центра.

Изложение основного материала статьи. Исследование проблемы межличностных отношений, их видов, особенностей, возможностей развития всегда привлекало внимание отечественных и зарубежных ученых.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует большое количество работ, посвященных проблеме межличностных отношений. Среди них следует отметить исследования Г.М. Андреевой [1], Е.П. Ильина [3], В.Н. Мясищева [4], Н.Н. Обозова [5] и других.

Г.М. Андреева рассматривает межличностные отношения как один из основных компонентов развития общественного сознания. Межличностные отношения - особый вид взаимодействия, возникающий внутри каждого вида общественных отношений и вне их [1].

По мнению В.Н. Мясищева межличностные отношения - единая система осознанных связей человека, основанная на жизненном опыте, проявляющаяся в аффективных реакциях, поступках и действиях. Объектом межличностных отношений автор считает личность, способную определенным образом воздействовать на другую в процессе совместной деятельности. В.Н. Мясищев подчеркивает взаимную направленность межличностных отношений, под которой понимает зависимость человека от сложившейся у него системы ценностей, сквозь которые люди воспринимают друг друга. В своих работах автор также уделяет внимание направленности отношений и выделяет три основных вида: отношения к другим людям, отношение к себе и отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, подчеркивая при этом роль внутреннего мира человека и его сознательность [4].

Н.Н. Обозов говорит о межличностных отношениях как о переживаемых и осознаваемых взаимосвязях между людьми, формирование которых происходит на основе чувств, возникающих между людьми в процессе общения [5].

Е.П. Ильин отмечает, что межличностные отношения - это отношения, образованные между людьми и выражающие их аффективные реакции и внутренний мир. Также автор выделяет четыре категории межличностных отношений:

- формальные (основаны на должностной основе) и неформальные;

- деловые (основаны на совместной деятельности между людьми) и личные (основаны на эмоциональных отношениях между людьми без учета совместной деятельности);

- рациональные (основаны на получении выгоды) и эмоциональные (основаны на перцепции);

- субординационные (отношения между руководством и подчиненными) и паритетные (отношения между равными по статусу людьми) [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.