Научная статья на тему 'Восприимчивость к эмоциональному стрессу в зависимости от акцентуации характера педагога'

Восприимчивость к эмоциональному стрессу в зависимости от акцентуации характера педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / акцентуации характера / педагогические работники / стратегии поведения. / stress / character accentuations / teachers / behaviour strategies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Алла Алексеевна

В статье приведен фрагмент эмпирического исследования взаимосвязи акценуаций характера и стратегий совладания со стрессом у педагогов. Обнаружено, что доминирующими акцентуации характера у педагогов являются демонстративность и гипертимичность, а конструктивными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций – вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки и ассертивные действия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSCEPTIBILITY TO EMOTIONAL STRESS DEPENDING ON THE EMPHASIS OF THE TEACHER 'S CHARACTER

The article contains a fragment of an empirical study of the relationship between character accents and strategies of self-control with teachersstress. It was found that the dominant accentuations of character in teachers were demonstration and hypertimity, and constructive strategies to overcome stressful situations entry into social contact, search for social support and assertive actions

Текст научной работы на тему «Восприимчивость к эмоциональному стрессу в зависимости от акцентуации характера педагога»

УДК 159.9

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СТРЕССУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГА

Александрова Алла Алексеевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», старший преподаватель кафедры общей психологии и истории психологии, факультет психологии, alla_1981@mail.ru.

Аннотация. В статье приведен фрагмент эмпирического исследования взаимосвязи акценуаций характера и стратегий совладания со стрессом у педагогов. Обнаружено, что доминирующими акцентуации характера у педагогов являются демонстративность и гипертимичность, а конструктивными стратегиями преодоления стрессовых ситуаций - вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки и ассертивные действия.

Ключевые слова: стресс, акцентуации характера, педагогические работники, стратегии поведения.

SUSCEPTIBILITY TO EMOTIONAL STRESS DEPENDING ON THE EMPHASIS OF THE TEACHER 'S CHARACTER

Alexandrova Alla Alekseevna.

Russia, Novosibirsk, FSBEI "Novosibirsk State Pedagogical University," senior teacher of the Department of General Psychology and History of Psychology, Faculty of Psychology, alla_1981@mail.ru

Abstract. The article contains a fragment of an empirical study of the relationship between character accents and strategies of self-control with teachers' stress. It was found that the dominant accentuations of character in teachers were demonstration and hypertimity, and constructive strategies to overcome stressful situations - entry into social contact, search for social support and assertive actions.

Key words: stress, character accentuations, teachers, behaviour strategies.

Всемирная организация здравоохранения называет профессиональный стресс "болезнью XXI века", так как этот вид стресса встречается в любой профессии мира и уже принял размеры "глобальной эпидемии" [6]. Наиболее часто признаки стресса встречаются в профессиях типа «человек - человек». Профессиональная деформация возникает в результате эмоционального выгорания личности в ситуациях интенсивного профессионального общения, под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы [2].

В качестве методологических концепций, изучающих стресс-синдромы работающего человека, выделяют, например, синдромологический подход В.Н. Мясищева, который связан изучением многообразия симптоматики, отягощающей процессы жизнедеятельности и профессиональной адаптации и профессиональным нагрузкам, и требованиям [1]. Динамический подход Анцыферой Л.А. направлен на изучение качественных изменений в личности с возрастом, жизненными обстоятельствами, профессией и выявление первичных и вторичных детерминант трансформации субъектных качеств, а также стресс -реагирования в зависимости от личностных, ситуационных, ролевых, профессиональных факторов [11]. Когнитивная концепция психологического стресса Р. Лазаруса преодоление стресса оценивает относительно определенных стрессовых условий или ситуаций - на намерения и действия при преодолении стресса оказывает влияние взаимосвязь между человеком и контекстом потенциально стрессовой ситуации [12]. Г. Селье считает, что не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек: имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации личности [13]. Отечественный ученый Китаев-Смык Л. А. термин «стресс» определяет, как неспецифические физиологические и психологические проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имеющих определенную значимость для человека [9].

Рабочие и профессиональные стрессы способны изнутри подтачивать человеческие ресурсы и приводить к снижению производительности, мобильности и динамичности стратегического развития организации. По данным исследований Водопьяновой Г.Б. Бодрова В.А. Леоновой А.Б, Китаева-Смык Л.А. длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям, психосоматическим заболеваниям, разным видам профессиональных и личностных деформаций.

Целью исследования явилось выявление взаимосвязи между акцентуациями характера и особенностями стресса у педагогов. В исследовании использовались следующие методики:

- Диагностика профессионального выгорания Маслач К. и Джексон С. (в адаптации Водопьяновой Н.Е.).

- Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (А. Леонова, С. Величковская).

- Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) (в адаптации Н. Водопьяновой, Е. Старченковой).

- Характерологический опросник (акцентуации характера) (К. Леонгард, Г.Шмишек) [7].

Базой исследования выступили гимназия и педагогический колледж Алтайского края. Эмпирическую выборку составили 50 педагогов (из них 7 мужчин и 43 женщины). Возрастной показатель варьируется от 21 до 56 лет.

Результаты средних значений профессионального выгорания Маслач К. и Джексон С. (в адаптации Водопьяновой Н.Е.) позволяют утверждать, что для

педагогов характерен средний уровень эмоционального истощения (23,5 баллов), высокий уровень деперсонализации (11,7 баллов) и низкий уровень профессиональной успешности (37 баллов). Все это свидетельствует о том, что для педагогов свойственны сниженный эмоциональный тонус, повышенная психическая истощаемость, утрата интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущение «пресыщенности» работой. Велика вероятность эмоционального отстранения и безразличия, формального выполнения профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания. На поведенческом уровне это может проявляться в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков. Негативная оценка своей компетентности и продуктивности может снижать профессиональную мотивацию, способствовать нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, желание снять с себя ответственность. Полученные результаты позволяют утверждать, что для данной категории педагогов свойственна высокая степень эмоционального выгорания. Возможно, полученные результаты можно считать нормальным возрастным изменением ввиду возрастных и, возможно, гендерных особенностей выборки.

Результаты дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности по методике Леоновой А.Б., Величковской С.Б. (ДОРС) свидетельствуют, что показатели выраженности утомления (19,25 баллов), монотонии (19 баллов), пресыщения (17,5 баллов) и стресса (20 баллов) у педагогов находятся на умеренном уровне. Это может свидетельствовать об истощении и дискоординации в протекании основных реализующих деятельность процессов, развивающееся вследствие продолжительного и интенсивного воздействия рабочих нагрузок, с доминирующей мотивацией на завершение работы и отдых. Для педагогов свойственно состояние повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, развивающееся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности, с доминированием мотивации на преодоление затруднений, реализуемой как в продуктивной, так и в деструктивной форме. Полученные данные согласуются с исследованиями Водопьяновой Н. Е., Леоновой А.Б. в том, что педагоги в процессе своей профессиональной деятельности осуществляют большое количество межличностных контактов, часто вынуждены сдерживать свои чувства, проявлять терпение к учащимся, большую ответственность за протекание процесса обучения брать на себя [5,11].

Результаты выявления акцентуаций характера по методике Леонгарда К., Шмишека Г. показали, что наиболее выражены у педагогов такие акцентуации как демонстративность, эмотивность, гипертимность. Эти данные можгут объясняться спецификой профессиональной деятельности, ведь как утверждал Климов Е.А., наши личностные особенности влияют и на выбор профессии. Так, для успешной преподавательской деятельности артистические и демонстративные черты предпочтительны. А также может быть связано с тем, что в группе испытуемых преобладающее большинство испытуемых женщин.

Применение методики стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) С. Хобфолл позволила выявить поведение испытуемых в стрессовой ситуации и их способы совладающего поведения. Оказалось, что для педагогов наиболее свойственны такие стратегии преодоления стрессовых ситуаций как вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки и ассертивные действия. Ассертивность как качество зрелой личности характеризует способность человека изменить свое поведение в совместной деятельности, общении и познании в позитивном направлении, выражается в ощущении внутренней силы, умении личностного самовыражения, раскрепощенности, ответственности за свое поведение, за результаты своих действий [10]. Данные стратегии рассматриваются как конструктивные, являясь «здоровым» преодолением (копингом). Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека Хобфолл и Лерман [5].

В результате корреляционного анализа (с использованием r-критерия Спирмена) по шкалам обозначенных выше методик было обнаружено следующее:

- С увеличением стажа работы у педагогов развивается склонность к аффективным состояниям и не контролируемому импульсивному поведению, что вероятно связано с эмоциональными перегрузками в процессе своей трудовой деятельности, так же наличием достаточно выраженной акцентуации характера «демостративность», что в свою очередь может затруднять установление социальных контактов.

- Использование такой деструктивной модели преодоления стресса как импульсивное поведение, обусловливается наличием таких акцентуаций характера как «демонстративность», «неуравновешенность», «экзальтированность». Больше количество корреляционных связей имеет «экзальтированность», из чего можно сделать вывод, что именно эта акцентуация характера имеет прочные взаимосвязи с преодолением стресса в поведении педагогов. Даная акцентуация ведет не только к импульсивному поведению, но и способствует профессиональной успешности, то есть способности быстро принимать решения, быстро подстраиваться к меняющимся рабочим ситуациям и позволяет педагогам быть успешными.

- Наличие таких акцентуаций как «тревожность», «дистимичность», «эмотивность» в сочетании с аффективной акцентуацией характера, приводят к поведению избегания, откладыванию дел и манипулированию. Справиться с таким стрессовым состояниям как монотония помогает «эмотивность» и «педантичность». Важным личностным ресурсом для преодоления состояний стресса, таких как деперсонализация, пресыщение и собственно стресса является «гипертимичность». Важно отметить, что «гипертимичность» отрицательно прокоррелировала с манипулятивным поведением, то есть способствует снижению использования деструктивных форм преодоления стресса: повышенное настроение, постоянная потребность в новых впечатлениях, оптимизм, помогает легче совладать со стрессом, поскольку типичный способ их реагирования на стресс - вытеснение источников тревоги,

игнорирование препятствий, умение вступать в контакт, способность не замечать затруднений, не опускать руки при неудачах.

- Теоретический анализ литературных источников по заявленной проблеме и результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие обобщения:

1. В последние десятилетия все больше внимания уделяется исследованиям стресса в связи с профессиональной деятельностью человека. Всемирная организация здравоохранения профессиональный стресс называет «болезнью XXI в.», так как этот вид стресса встречается в любой профессии мира и принял размеры «глобальной эпидемии».

2. На сегодняшний день наибольшее внимание уделяется прикладным исследованиям стрессовых состояний, связанным, в первую очередь, с их негативным влиянием на эффективность деятельности и психологическое здоровье человека, а также разработке различных программ борьбы со стрессом (В. В. Бойко, А. Б. Леонова и др.). По данным исследований, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс -факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций [4].

3. Наиболее часто признаки профессиональной деформации личности проявляются в социономических профессиях (профессиях типа «человек-человек»). Среди них обнаружены и общие для всех профессий признаки: деформация механизмов социальной перцепции; возникновение профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а лишь как фигурантов специфических, сугубо профессиональных отношений. Профессиональная деформация возникает в результате эмоционального выгорания личности в ситуациях интенсивного профессионального общения, под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др. [3].

4. Психологически эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать — учеников, клиентов, пациентов. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к клиентам (ученикам, пациентам и т.д.) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации [8].

5. Эмпирическое исследование взаимосвязи акцентуаций характера и особенностей стресса у педагогов показало, что существует достоверная

взаимосвязь между акцентуациями характера и особенностями переживания в стрессовых ситуациях. Доминирующими являются такие акцентуации характера как демонстративность и гипертимичность. Такие акцентуации как эффективность, неуравновешенность, демонстративность эмотивность вероятно приводят к импульсивным и манипулятивным действиям. Личностным ресурсом для преодоления стресса у педагогов является педантичность и гипертимичность.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в коррекционной, консультативной и психотерапевтической работе по профилактике и преодолению профессионального стресса у педагогов, в программах личностного роста, индивидуальном и групповом консультировании. Также обозначенная проблематика безусловно носит дискуссионный характер и требует дальнейшего изучения различных аспектов.

Библиографический список:

1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.

2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: руководство. М.: Медицина, 1993. - 399 с.

3. Бадмаева, Д.Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях (На примере экзаменационного стресса) Дис. ... канд. психол. наук. -Красноярск, 2004. - 157 с.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб: Питер, 2006. - 528 с.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб: Питер, 2008. - 336 с.

7. Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М.: Наука, 2002. C.360-362.

8. Золотова Т.Н. Психология стресса: учебное пособие для вузов. - М.: Книголюб, 2008. - 192 с.

9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса. - М.: Академический проект, 2009. - 943 с.

10. Лебедева И.В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2010. - № 5. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nrazvitie-assertivnosti-i-assertivnogo-povedeniya-Hchnosti (дата обращения: 16.02.2020).

11. Леонова А.Б., Мотовилина И.А. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, - №2 2. - С. 79-92.

12. Макарова ГА Синдром эмоционального выгорания. - М.: АСТ, 2006. -424 с.

13. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.