Научная статья на тему 'Организационно-психологические основы корпоративного обучения менеджеров: новые информационные технологии в развитии стратегического мышления'

Организационно-психологические основы корпоративного обучения менеджеров: новые информационные технологии в развитии стратегического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕНЕДЖЕР / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КРОСС-ТЕХНОЛОГИИ / STRATEGIC THINKING / MANAGER / CORPORATIVE EDUCATION / CROSSTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна, Чернявский Антон Анатольевич

Представлен организационно-психологический подход к развитию ключевой компетенции менеджераспособности к стратегическому мышлению, которая развивается в условиях специального корпоративного обучения с применением новых информационных кросс-технологий. Цель работы -обоснование результативности корпоративного обучения менеджеров стратегическому мышлению в профессиональной деятельности с помощью психологически обоснованных новых информационных технологийкросс-технологий. Новизна работы состоит в постановке и решении проблемы развития стратегического мышления менеджеров в условиях корпоративного обучения с помощью нового типа информационных технологий. Дан обзор психологической литературы о сущности стратегического мышления. Обоснована необходимость стратегического мышления для развития профессионализма менеджера. Основные выводы работы: доказано, что кросстехнологии способствуют развитию стратегического мышления в условиях корпоративного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна, Чернявский Антон Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING-PSYCHOLOGICAL BASES OF THE CORPORATIVE LEARNING THE MANAGERS: NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF THE STRATEGIC THINKING

Psychological approach is presented organizing to development of the key competency of the managerabilities to strategic thinking, which develops in condition of the special corporative education with using new information cross-technologies. The purpose of the work motivation of the result of corporative learning the managers to strategic thinking in professional activity by means of mentally motivated new information technologycross-technologies. novelty of the work consists in production and decision of the problem of the development of the strategic thinking of the managers in condition of the corporative education by means of new type information technology. Review of the psychological literature is given about essence of the strategic thinking. Motivated need of the strategic thinking for development of the professionalism of the manager. Main findings of the work: is proved that cross-technologies promote development of the strategic thinking in condition of the corporative education

Текст научной работы на тему «Организационно-психологические основы корпоративного обучения менеджеров: новые информационные технологии в развитии стратегического мышления»

УДК 159.9.07 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ: НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Чернявская В.С., Чернявский А. А.

Представлен организационно-психологический подход к развитию ключевой компетенции менеджера- способности к стратегическому мышлению, которая развивается в условиях специального корпоративного обучения с применением новых информационных кросс-технологий. Цель работы -обоснование результативности корпоративного обучения менеджеров стратегическому мышлению в профессиональной деятельности с помощью психологически обоснованных новых информационных технологий- кросстехнологий. Новизна работы состоит в постановке и решении проблемы развития стратегического мышления менеджеров в условиях корпоративного обучения с помощью нового типа информационных технологий. Дан обзор психологической литературы о сущности стратегического мышления. Обоснована необходимость стратегического мышления для развития профессионализма менеджера. Основные выводы работы: доказано, что кросстехнологии способствуют развитию стратегического мышления в условиях корпоративного обучения

Ключевые слова: стратегическое мышление, менеджер, корпоративное обучение, кросс-технологии.

ORGANIZING-PSYCHOLOGICAL BASES OF THE CORPORATIVE LEARNING THE MANAGERS: NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF THE STRATEGIC THINKING

Chernyavskaya V.S., Chernyavskiy A.A.

Psychological approach is presented organizing to development of the key competency of the manager- abilities to strategic thinking, which develops in condition of the special corporative education with using new information crosstechnologies. The purpose of the work - motivation of the result of corporative learning the managers to strategic thinking in professional activity by means of mentally motivated new information technology- cross-technologies. novelty of the work consists in production and decision of the problem of the development of the strategic thinking of the managers in condition of the corporative education by means of new type information technology. Review of the psychological literature is given about essence of the strategic thinking. Motivated need of the strategic thinking for development of the professionalism of the manager. Main findings of the work: is proved that cross-technologies promote development of the strategic thinking in condition of the corporative education

Keywords: strategic thinking, manager, corporative education, cross-

technologies

Многозначность представлений о стратегическом мышлении в теории, неопределенность путей его развития на практике, а также неявность и разнородность представлений об этом феномене в психологической науке стали аргументами за необходимость анализа этого феномена. Их числа понятий синонимичных исследуемому- «стратегическое мышление»- наиболее часто употребляемым в современной российской науке является экономический

термин «стратегическое планирование».

Современный уровень представлений о состоянии общества, по мнению А.В. Юревича, формулируется и воспринимается преимущественно в экономических и политических терминах, что отражает экономико-центристскую направленность общества. Это в определенной мере минимизирует возможность рассмотрения психологии в качестве стратегического ресурса создания образа желаемого и реально проектируемого общества.

Термин «стратегия» происходит от греческого слова «strategia», что означает - умелое руководство. Теоретик менеджмента Генри Минцберг рассматривает стратегию как «образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации», а стратегическое поведение как отличную черту менеджера, нацеленную на «открытие новых стратегий, которые способны переписывать правила конкурентной игры и предвидеть возможное будущее, кардинально отличное от настоящего». Он пишет о том, что стратегии обычно ассоциируются с будущим, но их связь с прошлым не менее существенна. Г. Минсберг в качестве примера для менеджеров- стратегов приводит цитату из С. Кьеркегора, о том, что жизнь проживают вперед, но понимают задним числом. Это делает актуальным анализ прошлого опыта, который, на наш взгляд, имеет существенное отношение к рефлексии, поскольку главным элементом, на который Г. Минсберг акцентирует внимание менеджера, является его собственное поведение и мышление[6]. Ученый выделяет следующие элементы стратегии: стратегия как план; стратегия как позиция; стратегия как "ловкий приём"; стратегия как поведенческие паттерны (образец, модель); стратегия как перспектива.

Категория мышления представлена исследованиями самых видных отечественных психологов. И.П. Павлов говорил о том, что «Мышление - орудие

высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» [3,с.110]. С.Л. Рубинштейн раскрыл функции мышления: «Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность». А.В. Брушлинский акцентировал внимание на адаптивной стороне мышления, на деятельности: «В личностном плане мышление выступает, прежде всего, в виде деятельности. То есть со стороны мотивов и целей субъекта, его рефлексии. Осуществляемых им непрерывных умственных действий и операций и т.д. однако мышление это не только деятельность, но и внутри ее формирующийся непрерывный психический процесс анализа, синтеза и обобщения постоянно изменяющихся обстоятельств жизни данного субъекта» [8,с.19].Общим в разработках психологии мышления: Л.С. Выготский С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, представляется то, что ученые характеризуют мышление как деятельность, в ходе которой реализуются определенные отношения человека к окружающему миру и процесс, в ходе которого осуществляется анализ, синтез и обобщение условий[2,3.4,8,11]. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы. Оказалось, что стратегическое мышление существенным образом связано с аналитическим стилем мышления, рефлексией, обобщением, метамышлением. ФГОС третьего поколения направления 080200 Менеджмент содержит в качестве основных видов профессиональной деятельности организационно-управленческую, информационно-аналитическую,

предпринимательскую (раздел 4.3). В разделе 4.4. в качестве первых профессиональных задач указывает «участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации». Эти факты указывают, что Стратегическое мышление должно стать основой профессиональной компетенции менеджеров. Разрыв между наличным уровнем стратегического мышления и необходимым его уровнем в реальной деятельности преодолевается в ходе корпоративного обучения. Целью корпоративного обучения, как правило, считаются повышение эффективности работы каждого сотрудника в отдельности и всей компании в целом. Цели и решаемые задачи, участников процесса обучения, его вид и способ проведения устанавливает руководство. Такое обучение включает в себя: анализ потребностей организации в обучении; разработку и согласование программы обучения; создание самой программы корпоративного обучения; проведение обучения; оценку и возможное последующее сопровождение результатов программы корпоративного обучения.Т.Ю. Базаров в качестве первой задачи корпоративного обучения рассматривает внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникативных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ [1]. В.А. Зарыгин обосновал положение о том, что корпоративное обучение представляет собой особую, специально организованную форму развития специалиста в процессе трудовой деятельности в компании, направленную на повышение его профессиональной компетентности, реализацию целей организации; основными функциями которой являются: обеспечение конкурентоспособности и развития компании через подготовку квалифицированных специалистов; накопление корпоративных знаний1 компании и развития культуры организации; снижение издержек и повышения эффективности программ обучения персонала в соответствии с нуждами и стратегией компании [5]. В наших работах также обосновывается

тезис о значимости «приближения к рабочему месту», внутрифирменного фактора, обеспечивающего вовлеченность личности в профессиональный контекст для результативности непрерывного профессионального образования [9,10]. Сопоставив комптенции реально используемые мененджерами для внутрикорпоративной оценки, с типичными моделями компетенций, А.Н. Онучин продемонстрировал, что половина из них слабо отражены в корпоративных моделях компетенций. Исследователь показал, что инструмент, на разработку которого компания тратит значительные ресурсы, и который, по мнению разработчиков кросс-технологий, учитывает все необходимые характеристики сотрудников компании- так и остается невостребованным. Оказалось, что модель компетенций и естественные категории восприятия сотрудников частично противоположны друг другу и, как правило, «размазаны» по разным компетенциям. Возникает вопрос: зачем нужно тратить средства для создания бездействующих моделей компетенций или как сделать гипотетические модели реально действующими в условиях корпоративной среды [7]. Огромное влияние на процессы корпоративного образования должен оказать факт удвоения информации в течение каждых пяти-семи лет. Особенно существенным является увеличение информации в сфере информационных технологий: новые

программы изменяют формат требуемых компетенций. Быстрые изменения требуют непрерывного обучения персонала. Необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием менеджера, постоянные изменения должны входить в контекст профессиональной деятельности менеджеров и быть личностно востребованы менеджерами.

К экономикоцентристской ориентации общества сегодня добавляется технологическая - внедрение информационных технологий часто становится приоритетным вне зависимости от смыслов, ценностей альтернативных подходов к деятельности и методам образования. Вместе с тем все увереннее

прокладывают себе путь информационные технологии ориентированные не «сами на себя», а на цели, ценности человека, профессионала, и, что важно в нашем контексте, стратегиям развития личностно-профессионального развития современного менеджера. К таким информационным технологиям относятся, на наш взгляд, прежде всего, гуманитарные технологии ситуационного центра-кросс-технологии.

Кросс-технологии- последняя версияновых информационных технологий-технологий ситуационного центра - это современная форма реализации системы поддержки принятия решений, основанная на технологиях моделирования и анализа ситуаций, предельно концентрированном представлении информации и обеспечивающая интегральное управление [9,10]. Основная их цель в корпоративном образовании- разработка и сервисное сопровождение

инновационных технологий и развитие новых компетенций у персонала. В ходе реализации технологий формируются стационарные проектные команды, и дополнительные терминальные сервисные команды для решения специфических задач. Проектная деятельность в условиях кросс-технологий является мощнейшим инструментом внутрифирменной профессиональной подготовки.

Психологический смысл кросс-технологий, по мнению разработчиков, заключается в последовательном развитии рефлексивных способностей у субъекта корпоративного образования. Сходство кросс-технологий с другими активными методами обучения основано на принципе активизации умственной деятельности студента как субъекта собственного учения. Особенности кросстехнологий составляют целенаправленные взаимодействия, «пересечения» различных систем: а) различные органы чувств: зрение, слух, кинестетика; б) левое и правое полушария мозга (рациональный и иррациональный аспекты); в) члены проектной группы (коллектива); г) принципиально разные межпрофессиональные - междисциплинарные подходы; д) культурные образцы

(шаблоны). Такие особенности данной технологии, позволяют развить у менеджеров стратегические подходы к профессиональной деятельности, стратегическое мышление для решения узких задач с учетом общекорпоративной стратегии.

Для выявления составляющих стратегического мышления менеджера были опрошены 10 менеджеров высшего звена со стажем более 5 лет и 5 бизнес-тренеров. Был проведен контент-анализ экспертных данных и выделены переменные, которые эксперты связали со стратегическим мышлением. Была определена значимость каждой переменной для прогнозирования стратегического мышления менеджера (дискриминантный анализ). Наиболее сильное влияние на формирование стратегического мышления оказали показатели метамышления. В качестве наиболее значимых показателей, характеризующих стратегическое мышление, оказались следующие: рефлексивность, аналитичность стиля мышления, метамышление. Уровень рефлексивности (Р) определялся с помощью методики А.В. Карпова, аналитичность стиля мышления (АМ), диагностировалась методикой «Индивидуальные стили мышления» (А.Алексеева, Л.Громовой); уровень развития метамышления, определялся с помощью 10 ситуаций (кейс-стади) адаптированных к ситуации работы менеджера (ММ) Данные показатели для нас стали составляющими стратегического мышления менеджера.

Проверялась гипотеза о том, что семинары с использованием кросстехнологий в рамках корпоративного обучения менеджеров окажутся фактором развития стратегического мышления. Динамика развития стратегического мышления у группы менеджеров (N=30) явилась результатом применения кросстехнологий (Табл.1).

Таблица 1

Динамика стратегического мышления менеджера под воздействием кросс-технологий

Стратегическое мышление До семинара После семинара

Составляюшие Единицы измерения Выс. ур-нь Ср. ур-нь Низ. Ур-нь Выс. у-нь Ср. ур-нь Низ. Ур-нь

Рефлексивность (Р) Чел. 5 10 15 11 12 7

% 16,5 33 50 36,3 39,6 23,1

Аналитичность мышления (АМ) Чел. 12 7 11 15 12 3

% 36 23,1 33 50 36 9,9

Метамышление (ММ) Чел. - 7 23 4 10 16

% 23,1 75,9 132 33 53,3

Уровень развития стратегического мышления по всем составляющим после обучения оказался достоверно выше: это подтвердили результаты оценки достоверности на уровне различий статистической значимости 0,05 по критерию Манна-Уитни.

Качественное и количественное различие между результатами испытуемых связанными с оценкой стратегического мышления в ходе экспериментального исследования подтвердили предположения о позитивном влиянии обучения с помощью новых информационных технологий (кросс-технологий)- на развитие стратегического мышления. Это дает основание утверждать: в качестве совершенствования корпоративного обучения необходимо использовать новые информационные технологии, основанные на психолого-педагогических механизмах развития личности, востребованных в личностно-профессиональном

контексте и приводящих к формированию профессионально значимых качеств и стратегических компетенций менеджеров компаний.

Список литературы

1. Базаров Т.Ю., Коняева А.П. Организационная психология: переход от обслуживания менеджеров к партнерству с предпринимателями. Опыт эмпирического исследования и анализ собственной практики // Организационная психология, 2012. Т. 2. № 1. С. 42—57.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение воображение. М.: Институт практической психологии; Воронеж НПО «МОДЭК» 1996. 392с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.,1999. 352 с.

4. Давыдов В.В., Деятельностная теория мышления. М.: Научный мир, 2005, С. 67-95.

5. Зарыгин В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения. Дисс. канд. пед. наук. М., 2011. 231с.

6. Минцберг Г, Альстрэнд Б.,Лэмпел Дж. Школы стратегий/ Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000. 336 с.

7. Онучин А.Н. Матрицы восприятия подчиненных менеджерами // Организационная психология. 2011. Т.1. №1. С.59-67.

8. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.

9. Чернявская В.С., Смогунова О.С. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра // В мире научных открытий. №9.5 (21), 2011, С. 1565-1573.

10. Чернявская В.С., Филимонов В.А. Технологии ситуационного центра в высшем образовании. Территория новых возможностей // Вестник

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. №3 (12), 2011, С.127-132.

11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. М.: издательская корпорация «Логос», 1996. 320с.

References

1. Bazarov T.Yu., Konyaeva A.P. Organizatsionnaya psikhologiya 2, no. 1 (2012): 42-57.

2. Brushlinskiy A.V. Subekt: myshlenie, uchenie voobrazhenie [Subject: teaching, thinking , imagination]. Moscow: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh NPO «MODJeK», 1996. 392 p.

3. Vygotskiy L.S. Myshlenie i rech [Thinking and speech]. Moscow, 1999. 352

p.

4. Davydov V.V. Deyatel'nostnaya teoriya myshleniya [Theory of activity of the thinking]. Moscow: Nauchnyj mir, 2005. pp. 67-95.

5. Zarygin V.A. Formirovanie professional'noy kompetentnosti spetsialista v sisteme korporativnogo obucheniya [Shaping professional competency of specialist in system of the corporative education]: Diss. kand. ped. nauk. Moscow, 2011. 231 p.

6. Mintsberg G, Alstrend B., Lempel Dzh. Shkoly strategiy [Schools strategy]. Saint Petersburg: Piter, 2000. 336 p.

7. Onuchin A.N. Organizatsionnaya psikhologiya 1, no.1 (2011): 59-67.

8. Rubinshteyn S.L. Izbrannye filosofsko-psikhologicheskie trudy. Osnovy ontologii, logiki i psikhologii [The psychology to activity and abilities of the person. Bases to ontologies, logic and psychologies] Moscow: Nauka, 1997. 463 p.

9. Chernyavskaya V.S., Smogunova O.S. Vmire nauchnyh otkrytij 21, no. 9.5 (2011): 1565-1573.

10. Chernyavskaya V.S., Filimonov V.A. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa 12, no. 3 (2011): 127-132.

11. Shadrikov V.D. Psikhologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology to activity and abilities of the person]. Moscow: Logos, 1996. 320 p..

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Чернявская Валентина Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор по кафедре психологии, профессор кафедры философии и психологии

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, 690051, Россия tina_v@rambler. ru

Чернявский Антон Анатольевич, аспирант

Дальневосточный федеральный университет ул. Суханова, 8, г. Владивосток, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS

Chernyavskaya Valentina Stanislavovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Vladivostok state university of the economy and service 41, Gogolya str., Vladivostok, 690051, Russia tina_v@rambler. ru

Chernyavskiy Anton Anatolevich, graduate student

Far Eastern Federal University

8, Sukhanov str., Vladivostok, Russia

Рецензент:

Нургалеев В.С., доктор психологических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.