УДК 159.955.9
Chernjavskaja V.S., Samojlichenko A.K., Nesmajanov S.G. THE EXPERIENCE OF THE DEVELOPMENT OF CRITERIA AND INDICATORS METATHINKING, AS A CATEGORY OF DEMAND FOR THE GRADUATE, IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE CROSS-TECHNOLOGIES. Presents arguments in favor of special education students in the conditions of cross-technologies for the subsequent demand for graduates. Identified and provides criteria and indicators Metathinking. The results of the adapted in real educational process of high school.
Key words: uncertainty, metathinking, criteria, cross-technologies.
B.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф., директор НИИ Профессиональной педагогики и психологии
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток,
E-mail: tina_v@rambler.ru; А.К. Самойличенко, студ. специальности «Психология» Владивостокского
государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: samoylichenko92@mail.ru;
C.Г. Несмеянов, аспирант каф. философии и психологии Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: sunlegion@mail.ru
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТАМЫШЛЕНИЯ, КАК КАТЕГОРИИ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКА, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ
Представлены аргументы в пользу специального обучения студентов в условиях кросс-технологий для последующей востребованности выпускника. Выявлены и представлены критерии и показатели метамышле-ния. Результаты адаптированы в реальном образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: неопределенность, метамышление, критерии, кросс-технологии.
Современный мир остается стабильно изменчивым. При анализе процесса профессионального становления личности, обнаруживается, что одним из видов неопределенности представляется сам процесс становления.
Если рассматривать процесс становления как раскрытие некоторого потенциала, то особое внимание представляют его внутренние механизмы. Ранние этапы развития связаны с отсутствием реакции на внешние воздействия, далее развивающаяся личность в ходе социализации и профессиональной самореализации развивает потенциал, связанный с выходом за рамки внешних видов определенности. Особую роль в решении современных глобальных проблем играет проблема принятия решений в условиях неопределенности. Вместе с тем в процессе профессионального образования этой стороне реальности не придается существенного значения, что влияет на формирование «выученной беспомощности» у будущего профессионала. С.Д. Максимен-ко, рассматривает неопределенность как состояние или процесс, который возникает в ситуации объединения изменчивости признаков двух или более психических явлений [1]. Во многом неопределенность обусловливается несоответствием фактического состояния предмета нашему знанию о нем, несоответствием внешнего вызова нашему опыту реакции.
Образовательный в вузе процесс дифференцирован в разных дисциплинарных областях, но практически не имеет проекций в реальной профессиональной деятельности. Как правило, реальная деятельность обладает высоким уровнем неопределенности и выраженной междисциплинарностью. Экспоненциальный рост количества информации делает традиционный образовательный процесс, как минимум, нейтральным относительно будущей востребованности выпускника. Для того, чтобы выпускник вуза был востребованным, готовым к решению профессиональных задач, он должен быть не просто толерантным к ситуациям неопределенности, междисциплинарности, но должен верно принимать решения.
Возможность оперативного получения необходимой информации и её обработка являются важнейшими составляющими процесса поиска эффективных решений. В.А. Филимонов пишет, что если учесть высокий уровень ответственности и необратимость последствий ошибочных решений, то проблема поиска адекватного решения без использования современных информационных технологий становиться практически неразрешимой.
Возможности современных ситуационных центров позволяют визуализировать и анализировать информацию, моделировать ситуации и прогнозировать варианты их развития, а также осуществлять мониторинг состояния сложных объектов управления, вырабатывать управленческие решения и оценивать последствия их реализации. Технологии ситуационного центра -это технологии, для которых ситуационный центр является инфраструктурой. Такие технологии являются информационными
в том смысле, что результатом их применения является информация, характеризующаяся новизной, по крайней мере, для одного из субъектов (систем), являющихся предметом воздействия технологии. Кросс-технологии ситуационного центра- технологии ситуационного центра, основой построения которых являются разные дисциплины (подходы) и/или группы дисциплин (подходов).
В быстроизменяющихся условиях, и как следствие динамичных требованиях рынка труда, для того что бы являться востребованным на рынке труде, необходимо оперативно вырабатывать актуальные профессиональные компетенции. Способность самостоятельно вырабатывать у себя необходимые компетенции обозначается как метакомпетенция. В ранних исследованиях [2] мы показали, что развитие метакомпетенций является основой будущей востребованности рынком труда, поскольку они
а) соответствуют постнеклассическому этапу развития общества;
б) являются межпредметными, а значит универсальными компетенциями, которые важны для решения любой профессиональной и жизненной проблемы; в) рынок труда динамичен, а наличие метакомпетенций позволяет вырабатывать адекватные новым условиям и возможностям стратегии. Немалую роль в развитии метакомпетенций играют когнитивные процессы, а точнее мышление и метамышление.
Многие исследователи подчёркивают возможность целенаправленного формирования метакогнитивных способностей. В частности, B. Campione полагает, что при любом типе обучения необходимо формировать у обучающихся метакогнитивные стратегии, позволяющие структурировать и впоследствии обогащать когнитивный опыт [3].
Среди наиболее распространенных программ целенаправленного формирования метакогнитивных стратегий известен подход, предложенный К. Диркс: образовательная программа «Knowledge Wave», разработанная в школе «конструктивного обучения», Психологический смысл кросс-технологий, по мнению разработчиков, заключается в последовательном развитии рефлексивных способностей [5], так же следует заметить, что они позволяют развить у студентов междисциплинарные связи в обучении и формировать метамышление личности в целом.
Особняком стоит проблема диагностики метамышления. В проведенном нами ранее исследовании мы обнаружили проблемы связанные с высоким уровнем неопределённости в области диагностики разнообразных параметров метамышления [6]. Однако самые известные умы психологии( Л.С. Выгосткий, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Н.И. Жинкин) сходятся во мнении о тесной взаимосвязи мышления и речи. Поэтому речевое поведение стало материалом для диагностики метамышления студентов.
Настоящая работа реализовывала цель определить критерии и показатели метамышления студентов в процессе приме-
Таблица 1
Критерии и показатели метамышления: результаты диагностики с помощью метода наблюдения
№ крите рия Критерий / порядковый номер члена группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Согласование текущей деятельности с конечным результатам (требованиями).
2 Осознание (вербализация) «тупиковых» направлений коллективной деятельности
3 Изменение стратегий («логики») деятельности группы
4 Разработка критериев оценки успешности результата деятельности
5 Разработка плана (стратегии) деятельности
6 Следование плану работы (сознательная регуляция мыслительной деятельности)
7 Постановка проблемы
8 Определение контекста работы
9 Постановка микро-целей работы
нения кросс-технологий. Работа проводилась на занятиях в рамках дисциплин «Педагогическая психология» и «Семейное консультирование». Каждый из авторов статьи принимал непосредственное участие в проведении занятий с помощью кросс-технологий.
Весь процесс реализации кросс-технологий был зафиксирован с помощью видеокамеры. Предварительно со студентами- участниками было выработано соглашение о возможности использования этих записей для исследования.
Для достижения указанной цели нам удалось на базе теоретических положений рефлексивной психологии (В.А. Лефевр, А.В. Карпов, М.М. Кашапов), выделить нижеследующие критерии и показатели метамышления, которые, впоследствии были зарегистрированы с помощью метода наблюдения (таблица 1).
Перечень критериев.
1. Согласование текущей деятельности с конечным результатам (требованиями).
Библиографический список
2. Осознание (вербализация) «тупиковых» направлений коллективной деятельности.
3. Изменение стратегий («логики») деятельности группы.
4. Разработка критериев оценки успешности результата деятельности.
5. Разработка плана (стратегии) деятельности.
6. Следование плану работы (сознательная регуляция мыслительной деятельности).
7. Постановка проблемы.
8. Определение контекста работы.
9. Постановка микро-целей работы.
Результаты анализа показали, что существует возможность диагностики метамышления с помощью метода наблюдения. Дальнейшие направления исследования могут быть связаны с выделением паттернов, связанных с наличием того или иного уровня метамышления; с определением типов среды воздействующих на его динамику.
1. Максименко, С.Д. Теория неопределенности [Эр]. - Р/д: http://professor-maksymenko.narod.ru/Tvory/Statya_Teoriya_neopredelyonnosti.htm
2. Самойличенко, А.К. Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда / А.К. Самойличенко, В.Р. Малахова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск. - 2012. - № 12 (20).
3. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. - М., 2006.
4. Самойличенко, А.К. Развитие метамышления у студентов / А.К. Самойличенко, В.С. Чернявская: Сб. науч. тр. Sworld по материалам международной научно-практической конференции, 2012. - Т. 11.- № 2.
5. Чернявская, В.С. Технологии ситуационного центра в высшем образовании / В.С. Чернявская В.А. Филимонов / Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 3 (12).
6. Самойличенко, А.К. Проблемы диагностики метамышления. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск. - 2012. - № 11(19) [Эр]. - Р/д: URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/
Bibliography
1. Maksimenko, S.D. Teoriya neopredelennosti [Ehr]. - R/d: http://professor-maksymenko.narod.ru/Tvory/Statya_-_Teoriya_neopredelyonnosti.htm
2. Samoyjlichenko, A.K. Razvitie metakompetenciyj studentov kak psikhologicheskaya osnova budutheyj vostrebovannosti rihnkom truda / A.K. Samoyjlichenko, V.R. Malakhova // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem (ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal). - Krasnoyarsk. -2012. - № 12 (20).
3. Kashapov, M.M. Psikhologiya tvorcheskogo mihshleniya professionala: monografiya. - M., 2006.
4. Samoyjlichenko, A.K. Razvitie metamihshleniya u studentov / A.K. Samoyjlichenko, V.S. Chernyavskaya: Sb. nauch. tr. Sworld po materialam mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii, 2012. - T. 11.- № 2.
5. Chernyavskaya, V.S. Tekhnologii situacionnogo centra v vihsshem obrazovanii / V.S. Chernyavskaya V.A. Filimonov / Territoriya novihkh vozmozhnosteyj // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2011. - № 3 (12).
6. Samoyjlichenko, A.K. Problemih diagnostiki metamihshleniya. // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem (ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal). - Krasnoyarsk. - 2012. - № 11(19) [Ehr]. - R/d: URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/
Статья поступила в редакцию 01.12.12
УДК 159.955.9
Chernjavskaja V.S., Malachova V.R., Nesmajanov S.G. CROSS-TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF REFLECTION AND МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ STUDENTS. Communication of metacompetences with a problem of development of professional competences at students is proved. The analysis of approaches to development of criteria of metacompetences and a reflection is given. Results of empirical research of development of metacompetences at students in the course of realization of cross-technologies are presented. Vydelenna criteria and indicators of metacompetences and reflection.
Key words: metacompetences, reflection, criteria, cross-technologies.