Таблица 1
Критерии и показатели метамышления: результаты диагностики с помощью метода наблюдения
№ крите рия Критерий / порядковый номер члена группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Согласование текущей деятельности с конечным результатам (требованиями).
2 Осознание (вербализация) «тупиковых» направлений коллективной деятельности
3 Изменение стратегий («логики») деятельности группы
4 Разработка критериев оценки успешности результата деятельности
5 Разработка плана (стратегии) деятельности
6 Следование плану работы (сознательная регуляция мыслительной деятельности)
7 Постановка проблемы
8 Определение контекста работы
9 Постановка микро-целей работы
нения кросс-технологий. Работа проводилась на занятиях в рамках дисциплин «Педагогическая психология» и «Семейное консультирование». Каждый из авторов статьи принимал непосредственное участие в проведении занятий с помощью кросс-технологий.
Весь процесс реализации кросс-технологий был зафиксирован с помощью видеокамеры. Предварительно со студентами- участниками было выработано соглашение о возможности использования этих записей для исследования.
Для достижения указанной цели нам удалось на базе теоретических положений рефлексивной психологии (В.А. Лефевр, А.В. Карпов, М.М. Кашапов), выделить нижеследующие критерии и показатели метамышления, которые, впоследствии были зарегистрированы с помощью метода наблюдения (таблица 1).
Перечень критериев.
1. Согласование текущей деятельности с конечным результатам (требованиями).
Библиографический список
2. Осознание (вербализация) «тупиковых» направлений коллективной деятельности.
3. Изменение стратегий («логики») деятельности группы.
4. Разработка критериев оценки успешности результата деятельности.
5. Разработка плана (стратегии) деятельности.
6. Следование плану работы (сознательная регуляция мыслительной деятельности).
7. Постановка проблемы.
8. Определение контекста работы.
9. Постановка микро-целей работы.
Результаты анализа показали, что существует возможность диагностики метамышления с помощью метода наблюдения. Дальнейшие направления исследования могут быть связаны с выделением паттернов, связанных с наличием того или иного уровня метамышления; с определением типов среды воздействующих на его динамику.
1. Максименко, С.Д. Теория неопределенности [Эр]. - Р/д: http://professor-maksymenko.narod.ru/Tvory/Statya_Teoriya_neopredelyonnosti.htm
2. Самойличенко, А.К. Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда / А.К. Самойличенко, В.Р. Малахова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск. - 2012. - № 12 (20).
3. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. - М., 2006.
4. Самойличенко, А.К. Развитие метамышления у студентов / А.К. Самойличенко, В.С. Чернявская: Сб. науч. тр. Sworld по материалам международной научно-практической конференции, 2012. - Т. 11.- № 2.
5. Чернявская, В.С. Технологии ситуационного центра в высшем образовании / В.С. Чернявская В.А. Филимонов / Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 3 (12).
6. Самойличенко, А.К. Проблемы диагностики метамышления. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск. - 2012. - № 11(19) [Эр]. - Р/д: URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/
Bibliography
1. Maksimenko, S.D. Teoriya neopredelennosti [Ehr]. - R/d: http://professor-maksymenko.narod.ru/Tvory/Statya_-_Teoriya_neopredelyonnosti.htm
2. Samoyjlichenko, A.K. Razvitie metakompetenciyj studentov kak psikhologicheskaya osnova budutheyj vostrebovannosti rihnkom truda / A.K. Samoyjlichenko, V.R. Malakhova // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem (ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal). - Krasnoyarsk. -2012. - № 12 (20).
3. Kashapov, M.M. Psikhologiya tvorcheskogo mihshleniya professionala: monografiya. - M., 2006.
4. Samoyjlichenko, A.K. Razvitie metamihshleniya u studentov / A.K. Samoyjlichenko, V.S. Chernyavskaya: Sb. nauch. tr. Sworld po materialam mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii, 2012. - T. 11.- № 2.
5. Chernyavskaya, V.S. Tekhnologii situacionnogo centra v vihsshem obrazovanii / V.S. Chernyavskaya V.A. Filimonov / Territoriya novihkh vozmozhnosteyj // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2011. - № 3 (12).
6. Samoyjlichenko, A.K. Problemih diagnostiki metamihshleniya. // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem (ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal). - Krasnoyarsk. - 2012. - № 11(19) [Ehr]. - R/d: URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/
Статья поступила в редакцию 01.12.12
УДК 159.955.9
Chernjavskaja V.S., Malachova V.R., Nesmajanov S.G. CROSS-TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF REFLECTION AND МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ STUDENTS. Communication of metacompetences with a problem of development of professional competences at students is proved. The analysis of approaches to development of criteria of metacompetences and a reflection is given. Results of empirical research of development of metacompetences at students in the course of realization of cross-technologies are presented. Vydelenna criteria and indicators of metacompetences and reflection.
Key words: metacompetences, reflection, criteria, cross-technologies.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф., директор НИИ Профессиональной педагогики и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, E-mail: [email protected]; В.Р. Малахова, студ. Специальности «Психология» Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, E-mail: [email protected]; С.Г. Несмеянов, асп. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
КРОСС-ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕФЛЕКСИИ И МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Обоснована связь метакомпетенций с проблемой развития профессиональных компетенций у студентов. Дан анализ подходов к разработке критериев метакомпетенций и рефлексии. Представлены результаты эмпирического исследования развития метакомпетенций у студентов в процессе реализации кросс-технологий. Выделены критерии и показатели метакомпетенций и рефлексии.
Ключевые слова: метакомпетенции, рефлексия, критерии, кросс-технологии.
Объявленный инновационный курс развития России связан с поддержкой инноваций и конкретных субъектов инновационной деятельности. Субъектно-ориентированный подход позволяет исследовать и проектировать субъекта, активно участвующего в развитии своей деятельности и инновационного развития, то есть субъекта метамышления и метадеятельности [1]. Система высшего образования должна соответствовать данному курсу, создавая условия для формирования субъекта инновационной деятельности на ранних этапах профессионального образования и учебно-профессиональной деятельности, в этом может быть выражен ответ системы высшего образования проектам инноваций в развитии государства и общества. Метакомпетенции становятся центральным звеном подготовки будущего специалиста.
Зарубежные исследователи также указывают, что проект получает новые импульсы своего развития, если в его рамках удастся удерживать и преемственно развивать его основные принципы относительно развития субъекта готовых определять образ будущего, брать на себя бремя и ответственность за осуществление намечаемых целей и задач [2; 3]. Э. Морен пишет о том, что мы смутно предвидим возможность превращения порочного круга в действенный цикл, становящийся рефлексивным и генерирующим сложное мышление [3].
В.Е. Лепский обосновал главную проблему участников мо-дернизационного процесса: блокировка рефлексии; неспособность адекватно воспринять и оценить сложившуюся ситуацию, подняться над нею, что основано на образе мышления и, как следствие- действий основных субъектов современной России. Проблемы развития мышления можно ставить на любом этапе развития человека, однако результаты психологических исследований говорят о том, что лучше использовать для указанного развития сензитивные периоды. Высшие процессы мышления формируются в подростковом и юношеском возрасте. Новообразованием юношеского возраста является профессиональный выбор. Пространством развития нового типа мышления-мета-мышления должен стать вуз. Это доказывает актуальность нашего исследования.
Современная компетентностная модель образования, в качестве основной оперирует категорией «компетенция», которую определяют как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».
Процессы преобразования в высшем образовании вызваны внешней средой: требованиями ГОС ВПО, критерием успешности вуза стала востребованность его выпускников на рынке труда. Современный рынок труда в лице работодателя накладывает требования, в числе которых не столько хорошие знания, сколько потенциал компетенций выпускника. Нами сделан ряд выводов, во-первых, что наиболее «трудноуловимым» в определении востребованности является структура подготовки выпускника в рамках конкретного направления - чему в первую очередь надо учить студента для того, чтобы он, как специалист, был востребованным; во-вторых, - проблемность определения субъекта, заинтересованного в результатах исследования востребованности [4].
Метакомпетенции представляют собой центральный, над-структурный вход, который облегчает приобретение компетенций. Практические компетенции позволяют комбинировать элементы измерений компетенций в различных пропорциях [5;6]. Мы считаем, что универсализированные компетенции студента связанные с овладением психологическими механизмами са-
моразвития компетенций, более конкретно и полно выражает определение «метакомпетенции» [7]. Функции метакомпетен-ции состоят в формировании ядра личностно-профессиональ-ных качеств и компетенций; они также являются инструментом их развития.
Основной проблемой исследования является неопределенность сущности метакомпетенций в контексте профессионального образования студентов; условий и среды их развития, методов, критериев и показателей их развития.
Научная новизна нашего исследования состоит в получении новых знаний о методах диагностики, а также критериях и показателях, а также психологических условиях становления и развития метакомпетенций в условиях образовательной деятельности студентов. Практическая значимость состоит в моделировании среды развития метакомпетенций.
Эмпирическая часть исследования состояла в исследовании критериев и показателей развития метакомпетенций с помощью метода наблюдения. Для этого анализировались видеозаписи целого ряда занятий со студентами четвертого и пятого курсов, проведенные авторами статьи в рамках дисциплин «Семейное консультирование» и «Педагогическая психология». Рассматривался вопрос, как на примере коллективной работы группы, организованной по типу ситуационного центра (кросс-технологии), проявляются метакомпетенции у студентов. С помощью метода наблюдения выявлялись, фиксировались проявления метакомпетенций [5]. Метакомпетенции являются опорным компонентом компетентностного подхода в образовании, ядром приобретения профессиональных компетенций, умений и навыков. Мы считаем, что для студентов-психологов этот тип компетенций является особенно важным. Метакомпетенции выступают надструктурным входом в приобретении новых навыков, умений, компетенций в образовании, способствующих профессиональному становлению. Обеспечивают более свободный поиск решений задач, способность во всех ситуациях находить решение.
Кросс-технологии направлены на поиск эффективных способов решений задач [6]. Этот метод позволяет визуализировать и анализировать ситуации, помогает прогнозировать коллективную работу и осуществлять мониторинг текущей работы участников. Пример кросс-технологий, анализируемый с точки зрения метакомпетенций, представлен группой участников и сервисной группой (модератором, игро-техником, планшетис-том). Планшетист обеспечивал ситуативный рефлексивный процесс работы коллектива, а также визуализировал ход работы, что помогало ретроградно рефлексировать проделанную работу, что в свою очередь выполняло прогнозирующую функцию. Игротехник выполнял рефлексивные функции хода работы и осуществлял процесс метамышления.
Ключевым психологическим механизмом развития и реализации метамышления исследователи считают рефлексию [1; 4; 5; 6; 7; 8]. Преобладание рефлексивного способа обработки информации свидетельствует о высоком уровне интеллектуального контроля как компонент метакомпетенций [7]. Непроизвольный интеллектуальный контроль - это ментальная структура в составе метакогнитивного опыта, обеспечивающая оперативную избирательную регуляцию процесса переработки информации на субсознательном уровне [7; 8]. Действие этого вида контроля проявляется через: объем ментального сканирования; особенности структурирования ментальных репрезентаций ситуации; торможение импульсивности в процессе поиска решения
Таблица 1
Критерии и показатели метакомпетенций студентов процессе использования кросс-технологий
№ Критерии выявления метакомпетенций Показатели развития метакомпетенций
1. Оперативная избирательная регуляция процесса переработки информации на субсознательном уровне • Предложены критерии эффективности модели консультирования психолога - относится к способу регуляции процесса получения и переработки информации) • Поиск главной идеи фильма. (регуляция процесса с помощью учета множества ситуативных факторов в формировании идеи в области семейного консультирования, с учетом возможности воспроизведения, изображения и т.д.) • «Передать модель консультирования, а не глубину..» (регуляция процесса на контекстном уровне работы коллектива над проблемой)
2. Объем ментального сканирования (способность к широкому мысленному охвату большого числа аспектов происходящего) • «...Дело не в ребенке... ребенок - это лишь симптом..» (широкий мысленный охват, анализ позволили сделать вывод, исходя из глубинных скрытых причин)
3. Торможение импульсивности в процессе поиска решения на основе более тщательного сбора информации до момента его принятия • В целом наиболее часто критерий проявляется в работе сервисной группы. Каждый их вопрос и коррекция (вербально) направления работы группы являются результатом тщательного рефлексивного анализа происходящего. • Также этот критерий необходим для сплоченной работы группы.
4. Особенности структурирования ментальных репрезентаций ситуации • «..изобразить в виде гипертрофированных мимики, жестов...по типу немого кино..» (участник точно дифференцировал и соотнес элементы ситуации с учетом контекста и предложил решение) • «Какую проблематику выделяете?» - слова сервисной группы. (Вопрос, основанный на критерии 3- соотнесение и дифференцирование элементов ситуации)
5. Имплицитная обучаемость в ходе освоения нового вида деятельности • «Было много идей у группы, чтобы ничего не упустить, я решила записывать»
6. Рефлексия • В большей степени присущ деятельности сервисной группы, а именно ситуационная рефлексия (Карпов А.В.) (наблюдают, корректируют, анализируют, визуализируют происходящее в коллективе) • Ретроградная рефлексия значима для самих участников. Анализ проделанной работы происходит в конце, с помощью визулизированого хода работы.
на основе более тщательного сбора информации до момента его принятия; имплицитной обучаемости в ходе освоения нового вида деятельности. Индикаторами сформированности непроизвольного интеллектуального контроля являются когнитивные стили [7].
Таким образом, на основе теории М.А. Холодной, а также рефлексивных подходов других ученых, мы выделили ряд критериев развития метамышления. Используя метод наблюдения, мы фиксировали поведенческие элементы, идентифицируя их с метакомпетенциями в соответствии с выделенными критериями. В экспериментальных группах, где коллективно моделировалась ситуация, была выработана договоренность об исполь-ховании видеозаписи в исследовательских целях. Ниже представлены результаты проделанной работы (таблица 1).
Библиографический список
Таким образом, в данной работе осуществлена попытка выявить метакомпетенции в процессе работы коллектива, и тем самым доказать их уместность и необходимость в профессиональной деятельности субъекта. Сделан шаг в сторону обоснования структуры метакомпетенций [5]. Анализ метакомпетенций ситуационного центра по критериям расширяет представление о метаспособностях, о способе их выражения, выявления. Практическое видение метакомпетенций позволяет наиболее точно представлять способ эффективного выстраивания взаимодействия участников ситуационного центра. Сделанные выводы расширят понимание метакомпетенций в контексте компетент-ностного подхода и позиционируют кросс-технологии как фактор развития метакомпетенций и рефлексивных ресурсов личности будущего профессионала.
1. Лепский, В.Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию - М., 2009 [Эр]. - Р/д: http://www.reflexion.ru/Library/ Lepsky2009s.pdf
2. Хакен, Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. — Ижевск, 2003.
3. Morin, E. Sur La Methode - Politique de CivilisationetAnthropolitique - Architecturologie&MusicologieEd Fayard, 2008.
4. Чернявская, В.С. Психологические аспекты профессиональной востребованности дизайнеров. Преобладающие ценности и компетенции: экспертная оценка успешных выпускников. //Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 3.
5. Малахова, В.Р. Развитие метакомпетенций у студентов: кросс-технологии / В.Р. Малахова, В.С. Чернявская http://www.sworld.com.ua/ index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-212/theory-and-methods-of-studying-education-and-training-212/13114-212-537
6. Мухаметдинова, С.Х. Кросс-технологии ситуационного центра в управлении коллективной проектной деятельностью / С.Х. Мухаметди-нова, В.А. Филимонов. - Омск, 2012.
7. Холодная М.А. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности / М.А. Холодная, О.Г. Берестнева, И.С. Кострикина // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 1.
8. Карпов, А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 6.
Bibliography
1. Lepskiyj, V.E. Subjhektno-orientirovannihyj podkhod k innovacionnomu razvitiyu - M., 2009 [Ehr]. - R/d: http://www.reflexion.ru/Library/ Lepsky2009s.pdf
2. Khaken, G. Tayjnih prirodih. Sinergetika: uchenie o vzaimodeyjstvii. — Izhevsk, 2003.
3. Morin, E. Sur La Methode - Politique de CivilisationetAnthropolitique - Architecturologie&MusicologieEd Fayard, 2008.
4. Chernyavskaya, V.S. Psikhologicheskie aspektih professionaljnoyj vostrebovannosti dizayjnerov. Preobladayuthie cennosti i kompetencii: ehkspertnaya ocenka uspeshnihkh vihpusknikov. //Territoriya novihkh vozmozhnosteyj // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2011. - № 3.
5. Malakhova, V.R. Razvitie metakompetenciyj u studentov: kross-tekhnologii / V.R. Malakhova, V.S. Chernyavskaya http://www.sworld.com.ua/ index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-212/theory-and-methods-of-studying-education-and-training-212/13114-212-537
6. Mukhametdinova, S.Kh. Kross-tekhnologii situacionnogo centra v upravlenii kollektivnoyj proektnoyj deyateljnostjyu / S.Kh. Mukhametdinova, V.A. Filimonov. - Omsk, 2012.
7. Kholodnaya M.A. Kognitivnihe i metakognitivnihe predposihlki intellektualjnoyj kompetentnosti v nauchno-tekhnicheskoyj deyateljnosti / M.A. Kholodnaya, O.G. Berestneva, I.S. Kostrikina // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2005. - T. 26. - № 1.
8. Karpov, A.V. Zakonomernosti strukturnoyj organizacii refleksivnihkh processov // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2006. - T. 27. - № 6.
Статья поступила в редакцию 01.12.12
УДК 159.955
Chernyavskaya V.S. EDUCATIONAL FACTORS AND PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF STRATEGGIS THINKING OF STUDENTS: DEVELOPMENT IN HIGHER EDUCATION OF INFORMATION REFLEXIVE CROSS- TECHNOLOGIES. Contains the basis for the research project. Cross-technology justified as a resource of development of strategic thinking. Are prototypes, the key institutional features of cross-technologies, their scientific grounds, methods, main components, methods, and also a set of technical and software tools of cross-technologies, as reflexive the collective interaction in situations of solving professional tasks of an interdisciplinary nature.
Key words: strategic thinking, interdisciplinarity, reflection, components, features.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. каф. философии и психологии, директор НИИ Профессиональной педагогики и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ: РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В ВУЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕФЛЕКСИВНЫХ КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ*
Представлено обоснование научного проекта. Кросс-технологии обоснованы в качестве ресурса развития стратегического мышления. Приведены прототипы, ключевые организационные особенности кросс-технологий, их научные основания, методы, основные компоненты, методы, а также набор технических и программных средств кросс-технологий, как рефлексивного коллективного взаимодействия в ситуациях решения профессиональных задач междисциплинарного характера.
Ключевые слова: стратегическое мышление, междисциплинарность, рефлексия, компоненты, особенности.
Определение образа будущего, национальных интересов для России связано с проектом формирования и воспитания субъекта, способного сделать реальным именно этот образ будущего, то есть обладающего стратегическим мышлением. Однако, по мнению В.Е. Лепского, В.А. Филимонова, О.С. Аниси-мова, качество подготовки в вузах часто не соответствует требованиям инновационного стратегического развития общества и государства. Настоящее время требует соответствия образовательных стратегий и возможностей развития студента как личности и профессионала современным гуманитарным подходам, в рамках которых создаются возможности определения внешних и внутренних ресурсов его развития, как стратега, «строителя» не только своей профессиональной жизни, но и субъекта развития общества и государства.
Постановка стратегических задач и решение стратегических проблем неразрывно связаны и с разработкой современной методологии инновационного развития. Эти идеи находят свое отражение в образовании и стратегической деятельности (рефлексивное управление).В.Е. Лепский, О.С. Анисимов, В.Е. Леп-ский В.А. Лефевр показали, что внешние факторы развития стратегического мышления связаны с процессом распределения функций и средств, обязанностей и прав, ответственности и полномочий между субъектами в группах.
О.С. Анисимов, В.Е. Лепский, В.А. Филимонов констатируют отсутствие разработки полномасштабной системы подготовки с помощью новых форм игрового моделирования (О.С. Ани-симов), сервисных команд, обеспечивающих работу групп в контексте высшего профессионального образования в разных направлениях профессионального образования (В.А. Филимонов, В.С. Чернявская). Эта проблема требует восполнения знаний о педагогических факторах развития стратегического мышления, что является ключевой задачей проекта.
Стратег, с точки зрения О.С. Анисимова, реализует рефлексивную функцию. Рефлексивная самоорганизация личности стоит в основе развития психологических механизмов стратегического мышления личности. Слежение за динамикой изменения и развития собственных психических процессов, социально-психологической ситуации взаимодействия в учебно-профессиональном контексте обладает потенциалом формирующего воз-
действия на целое психики. Данный подход позволяет ставить и решать задачу исследования психологических механизмов развития стратегического мышления студентов.
Профессиональная деятельность всегда включает в себя владение междисциплинарным синтезом знаний и компетенций и является социально-профессиональной. Для того, чтобы выпускники вуза были готовы решать профессиональные задачи, они должны понимать, какие системы и процессы образуют проблему, которая должна стать предметом изучения, каким и кем именно им самим надо стать для этого. Кросс-сенсорные или кросс-технологии являются синонимом и следующей, психолого-педагогической версией «гуманитарных технологий ситуационного центра», разрабатываемых межрегиональным научным коллективом (г. Омск, г. Красноярск, г. Владивосток и др.) подчиненных критериям рефлексивной самоорганизации.
Общая философско-психологическая стратегия овладения мыслительной культурой будущего стратега, по мнению О.С. Анисимова, диктует необходимость постепенного, целенаправленного усложнения требований к мышлению и к применению таких процедур и мыслительных средств, которые способны «принудить» внутренний мир к «считыванию» знаково-сим-волических средств, к выявлению в них той высшей содержательности, которая характерна для объектно-сущностной логики его проявлений.
В.А. Филимонов указывает на то, что ключевым дефектом российской системы образования является отсутствие у выпускников навыков комплексного многодисциплинарного подхода не только к стратегическим, но и к практическим ситуациям профессиональной деятельности. На устранение этого дефекта ориентированы кросс-технологии. «Суверенность» и «автономность» дисциплин системы высшего профессионального образования являются иллюстрацией оторванности образования от реальности и возможном продуцировании эффекта выученной беспомощности, как его результата.
Профессиональная деятельность всегда включает в себя владение междисциплинарным синтезом знаний и компетенций и является социально-профессиональной. Для того чтобы выпускники вуза были готовы решать профессиональные задачи, они должны понимать, какие системы и процессы образуют про-