низкий уровень показали 5 человек, что составило 45%. Высокий уровень показали 6 человек- то есть 55% респондентов.
Повторное применение методики в данной группе на конец семестра, показал: что только 2 человека показали низкий уровень рефлексии прошлого опыта (18%), высокий уровень показали 9 человек (82%) опрошенных.
Результаты исследования, полученные в данной группе, показали определенную положительную динамику, что доказы-
Библиографический список
вает необходимость применения кросс-технологий в учебном процессе.
* Настоящая статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Пилотный проект коллективного управления вузом средствами ситуационного центра» в рамках мероприятия 1.4. Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (Контракт № 14.740.11.0994 от 06.05.2011).
1. Филимонов, В.А. Кросс-технологии ситуационного центра // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе: матер. межвузовской научно-методич. конф. - Омск, 2011.
2. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж, 1996.
3. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. - СПб., 2003.
4. Поляруш, А.А. Единство в многообразии: системный подход к учебному процессу: пособие для учителей. - Красноярск, 1994.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. Проблемы общей психологии. Отечественная психология: классические труды. -М., 1982. - Т. 2.
6. Чернявская, В.С. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра / В.С. Чернявская, О.С. Смогунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 9.5 (21).
7. Чернявская, В.С. Технологии ситуационного центра в высшем образовании. Территория новых возможностей / В.С. Чернявская, В.А. Филимонов // Современные исследования социальных проблем. - электронный научный журнал. - 2012. - № 8(16).
Bibliography
1. Filimonov, V.A. Kross-tekhnologii situacionnogo centra // Aktualjnihe problemih prepodavaniya matematiki v tekhnicheskom vuze: mater. mezhvuzovskoyj nauchno-metodich. konf. - Omsk, 2011.
2. Konyukhov, N.I. Slovarj-spravochnik prakticheskogo psikhologa. - Voronezh, 1996.
3. Rubinshteyjn, S.L. Bihtie i soznanie. - SPb., 2003.
4. Polyarush, A.A. Edinstvo v mnogoobrazii: sistemnihyj podkhod k uchebnomu processu: posobie dlya uchiteleyj. - Krasnoyarsk, 1994.
5. Vihgotskiyj, L.S. Sobranie sochineniyj: v 6 tomakh. Problemih obtheyj psikhologii. Otechestvennaya psikhologiya: klassicheskie trudih. -M., 1982. - T. 2.
6. Chernyavskaya, V.S. Psikhologicheskiyj potencial obratnoyj svyazi v gumanitarnihkh tekhnologiyakh situacionnogo centra / V.S. Chernyavskaya, O.S. Smogunova // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - 2011. - № 9.5 (21).
7. Chernyavskaya, V.S. Tekhnologii situacionnogo centra v vihsshem obrazovanii. Territoriya novihkh vozmozhnosteyj / V.S. Chernyavskaya, V.A. Filimonov // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem. - ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal. - 2012. - № 8(16).
Статья поступила в редакцию 12.12.12
УДК 159.9:37.015.3
Zagainov I.A. GENDER APPROACH IN FORMATION OF STRATEGIC THINKING OF STUDENTS-MANAGERS IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING. In article the problem of application of gender approach is considered when forming strategic thinking of students managers in the course of vocational training, the technological component, concrete forms and training methods is described at special course realization «Strategic thinking of the manager: gender aspect»
Key words: strategic thinking, gender approach, education humanization, gender competence of the manager, kross-technologies.
И.А. Загайнов, канд. пед. наук, АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»,
г. Йошкар-Ола, Е-mail: [email protected]
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается проблема применения гендерного подхода при формировании стратегического мышления студентов-менеджеров в процессе профессиональной подготовки, описывается технологическая составляющая, конкретные формы и методы обучения при реализации спецкурса «Стратегическое мышление менеджера: гендерный аспект»
Ключевые слова: стратегическое мышление, гендерный подход, гуманизация образования, гендерная компетентность менеджера, кросс-технологии.
Современная ситуация в мире характеризуется противоречивыми социальными процессами, их ускорением и усложнением, нарастанием социальных противоречий, глобализацией, обострением конкуренции в глобальной политике и бизнесе. В этих условиях ключевой компетентностью эффективного менеджера становится способности системно прогнозировать и просчитывать ситуации будущего, предвидеть моменты кризисных ситуаций. Таким образом, речь идет о формировании особого типа мышления менеджера - стратегического, которое на индивидуальном уровне выражается в способности вырабатывать, принимать и следовать личной жизненной стратегии; на корпоративном уровне - в принятии решения о том, в каком направлении двигаться, каким бизнесом заниматься, и как в этом бизнесе поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности.
Одним из важных аспектов в процессе формировании стратегического мышления студентов в процессе профессиональной подготовки является учет индивидуальных особенностей студентов, в том числе их полоролевых различий и гендерных характеристик.
Гендерный аспект является важной составляющей профессиональной подготовки студентов разнообразных специальностей. Особо остро данная проблема встает при подготовке современного менеджера, т.к. существуют реальные противоречия в профессиональном становлении мужчин-менеджеров и женщин-менеджеров.
Так, например, одним из острых дискуссионных вопросов является вопрос о том: кто более эффективен в качестве менеджера - мужчина или женщина?
Н.Н. Вересов считает, что данный вопрос не корректный, т.к. есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. По его мнению, и женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями, и это не зависит от половой принадлежности [1, с. 33].
В современном обществе в процессе воспитания, начиная с детских лет, мальчикам и девочкам предлагаются различные, отличающиеся друг от друга стереотипы мышления и поведения. И когда говорят о мужчинах, как о более активных от природы существах, изначально более способных к руководству, принятию ответственных решений, чем женщины, то такое представление не более чем распространенное заблуждение, не имеющее под собой реальных оснований, это - гендерный стереотип.
Но, тем не менее, существуют разнообразные объективные и субъективные трудности роста числа женщин-руководителей. Так, распространена гипотеза «стеклянного потолка», под которой имеется в виду невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, когда пытается достичь вершин успеха.
И, согласно результатам психологических исследований, эта проблема реально существует, т.к. даже в лабораторных условиях женщины-лидеры сталкиваются с трудностями: группа не признает их в качестве лидеров, зачастую противоборствуют этим женщинам. Американский психолог Р. Айс выявил следующую закономерность: когда успеха в решении поставленной задачи добивалась группа, возглавляемая женщиной, члены группы приписывали успех главным образом везению. А когда успешно работала группа, под руководством мужчины, считалось, что успех обусловлен в основном личными качествами руководителя.
Кроме того, согласно результатам исследований зарубежных ученых (J. Adams, G. Gerber, M. Heilman), женщины-менеджеры воспринимаются менее компетентными. Более того, многие женщины также не считают себя способными выполнять функции руководителей высшего звена и соглашаются с мнением, что высокие достижения и женственность несовместимы.
Исследования выявили, что женщинам-менеджерам дают меньше информации, или слишком короткие сроки для выполнения задания. Женщинам, как правило, не поручают заданий, которые дали бы им возможность приобрести необходимый опыт и проявить себя в качестве претендента на руководящую должность. Во многих странах женщины за одинаковую работу с мужчинами получают меньшую заработную плату. При отборе на руководящую должность к женщине предъявляют более высокие требования, чем к мужчинам [3, с. 329-330].
Хотя, действительно, имеются некоторые особенности, выявленные в ходе разнообразных исследований, характерные мужчинам-менеджерам и женщинам-менеджерам. Так, английский исследователь Е. Холандер установил, что в отдельных видах деятельности требующих речевой активности в управленческой деятельности женщины в присутствии мужчин ведут себя довольно робко, раздражаются и выходят из равновесия в сложных ситуациях. Е. Эриз установила, что при решении групповых задач мужчины являются инициаторами 66% всех коммуникативных взаимодействий в группе. Женщины же более внимательны к эмоциональному состоянию других людей, более отзывчивы, способны достичь большего успеха в создании психологического климата в коллективе и т.д. [2, с. 33]
Г. Пауэлл и А. Игли утверждают, что женщины-менеджеры превосходят мужчин по мотивации достижения и стремлению к лидерству.
Согласно В.А. Буткевич, женщины, выполняющие традиционно «мужские» профессиональные роли, в том числе и руководство, имеют наиболее маскулинный тип мышления и мужские черты характера. Они отличаются от других женщин доминантностью, эмоциональной устойчивостью, стремлением к самопроявлению, социальной смелостью и проницательностью.
И мужчины-менеджеры, и женщины-менеджеры более продуктивны, работая с ведомыми своего пола, и менее эффективны, работая с ведомыми противоположного пола.
И.С. Клецина считает, что реализация гендерного подхода в образовании и профессиональной подготовке отвечает идее демократизации общества и способствует подготовке учащихся высшей школы к продуктивной деятельности в обществе, построенной на принципах равноправия.
На сегодняшний день гендерный аспект представлен в процессе подготовки специалистов разнообразных направлений -психологов, педагогов, экономистов, социологов, историков, специалистов по международным отношениям и пр., и, зачастую, входит в вариативную часть профессиональной подготовки дан-
ных специалистов. Например, в высших учебных заведениях читаются такие спецкурсы, как: «Гендер и право» на факультете управления и социологии в Тверском государственном университете (А.В. Бородина, г. Тверь), «Гендерные аспекты психологии лидерства» в Удмурдском государственном университете (Е.Н. Молчанова, г. Ижевск), «Гендерный подход в изучении политики» в Пермском государственном университете (Н.В. Борисова, г. Пермь), «Гендерный подход к изучении политики и права» в Институте философии РАН (О.А. Воронина, г. Москва), «Женщина и политика» в Тверском государственном университете (Н.Н. Козлова, г. Тверь), «Женщины и труд: гендерные аспекты занятости» в Тверском государственном университете (Ю.А. Монахова, г. Тверь), «Теоретические подхода в гендерной экономике» в ИСЭПН РАН (Е.Б. Мезенцева, г. Москва) и мн.др.
Гендерный подход позволяет сформировать у студентов-менеджеров представление о том, что пол не является основанием для дискриминации, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия и возможности свободного выбора путей и форм творческой самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности, позволит научиться более эффективно мыслить и принимать управленческие решения вне зависимости от социальных ограниченный, связанных с половой принадлежностью.
При реализации технологической составляющей процесса формирования стратегического мышления студентов-менеджеров с учетом их гендерных характеристик необходимо применение контекстного подхода, с позиций которого в профессиональной подготовке менеджера можно выделить три базовые формы деятельности обучающихся: учебная деятельность академического типа (лекции, семинары); квазипрофессиональная деятельность, моделирующая в аудиторных условиях содержание ситуаций из управленческой практики, связанных с гендер-ными проявлениями личности (например, через ролевые игры, тренинги компетентности); учебно-профессиональная деятельность, в рамках которой выполняются близкие к реальной управленческой практике исследовательские или практические задания, проекты, имеющие гендерную направленность.
В рамках спецкурса «Стратегическое мышление менеджера: гендерный аспект» успешно могут использоваться такие формы обучения, как проблемные и бинарные лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-визуализации с использованием презентации, семинары-дискуссии, социально-психологический тренинг и новый метод обучения - кросс-технологии.
Были также разработаны и успешно апробированы проблемные лекции, основным отличием которых от традиционной (информационной) лекции является предъявление теоретического материала в форме проблемной задачи, в условиях которой имеются противоречия, требующие разрешения. Главное условие эффективности проведения такого типа лекции - реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического мышления. В результате такой лекции усваиваются знания о сущности гендера, формируются позитивные гендерные установки будущих менеджеров, преодолеваются гендерные стереотипы.
К развивающим технологиям профессионального образования относится когнитивное инструктирование. Его сущность заключается в предоставлении обучаемому информации в зна-ково-символическом, наглядно-графическом виде (дидактические карточки, рисунки, схемы, чертежи, таблицы и так далее для решения учебно-познавательной задачи, выполнения практико-ориентированного задания, а в отдельных случаях для усвоения нового учебного материала).
Когнитивное инструктирование осуществляется с помощью направляющих текстов, дидактическая ценность которых заключается в ориентации на действенное усвоение знаний и формирование компетенций.
При организации семинаров наиболее часто использовалась такая форма, как семинар-дискуссия. Семинар-дискуссия представляет собой групповое обсуждение студентами учебной проблемы, что задает устремленность к поиску нового задания-ориентира для последующей самостоятельной деятельности. Дискуссия способствует высокой вовлеченности студентов в обсуждение содержания проблемы. Это не только средство активизации, но и способ углубленной работы с содержанием предмета, выходя за пределы освоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний. Такая форма занятий эффективна на этапе закрепления сведений, творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентации. Нами в рамках экспериментального курса были предложены следующие темы
для обсуждения: «Позитивные и негативные последствия тендерной стереотипизации в профессиональной деятельности», «Конфронтация полов: миф или реальность?» и тому подобное.
Одной из активных форм групповой работы, основанных на квазипрофессиональной деятельности студентов является семинар-тренинг, который позволяет развивать стратегическое мышление юношей и девушек посредством апробации и индивидуального принятия эффективных приемов и технологий ген-дерного взаимодействия, построенных на знании психологии гендерных различий и основ психологии гендерных отношений.
Работа в тренинговой группе дает возможность получения обратной связи, глубокое осознание собственной гендерной роли в рамках управленческой деятельности, формирует и корректирует индивидуальный гендерный стиль мышления и поведения управленца, способствует преодолению гендерных стереотипов и предубеждений, овладению приемами гендерной схематизации и прогнозирования гендерного эффекта.
Основными механизмами реализации информационного обучения являются проблемные ситуации, связанные с гендер-ным взаимодействием участников управленческого процесса. Так, нами был разработан ряд проблемных ситуаций, связанных с темами «Конфликт на рабочем месте» и «Поведение руководителя в условиях обострения конкуренции».
Опыт показывает, что каждый участник тренинга, моделируя реальную управленческую ситуацию, использует привычные стереотипы гендерного поведения, реализует характерные ген-дерные установки и получает возможность посмотреть на себя со стороны, понять непродуктивный характер своего мышления. В психокорректирующей обстановке тренинга легче приобрести навыки эффективного гендерного взаимодействия, осваивая адекватные формы эмоционального реагирования и поведения.
Одним из вспомогательных приемов групповой работы в рамках семинара-тренинга является проигрывание ролевых ситуаций. Эта форма групповой работы оказывается особенно полезной, когда отдельный участник группы не может полностью осознать и вербально выразить суть свой гендерной позиции. Ролевая ситуация дает группе дополнительный материал, необходимый для понимания гендерной проблемы, позволяет непосредственно наблюдать поведение данного члена группы в конкретной ситуации гендерного взаимодействия.
Особую роль в формировании гендерной компетентности менеджера выполняют ролевые, позиционные, имитационные игры, игры-драматизации. Они воспроизводят педагогическую действительность в условном моделированном виде и будучи наглядной опорой для представления, служат способом абстрагирования, возвышения над конкретностью, обобщения индивидуального гендерного опыта студента и выхода его на понятийный уровень профессионального мышления. В качестве сюжетов для игр-драматизаций в процессе семинаров-тренингов может быть, например, предложена сюжетно-ролевая игра «Собеседование», где участникам предлагается разыграть сюжет, в котором проявляется какой-либо вид гендерной дискриминации (при приеме на работу, в продвижении по должности, в ситуации повышения квалификации).
В процессе формирования стратегического мышления студентов успешно использовался метод «кейс-стади» - метод ак-
Библиографический список
тивного обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций, сущность которого состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы. Задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для решения. В процессе обучения, как правило, используются цепочки кейсов, то есть задания, имеющие между собой общие связи.
Наиболее перспективным и эффективным методом развития важнейших профессиональных компетенций, в том числе стратегического мышления менеджеров, выступают кросс-технологии. Психологический смысл кросс-технологий заключается в последовательном развитии рефлексивных способностей. Сходство кросс-технологий с другими активными методами обучения основано на активизации умственной деятельности студента. Особенности кросс-технологий составляют целенаправленные взаимодействия, «пересечения различных систем»: а) задействованы различные органы чувств (зрение, слух, кине-стетика), б) рациональный и иррациональный аспекты сознания; в) участники группы; г) различные учебные дисциплины, д) ценности и культурные образцы.
Кросс-технологии включают в себя: подготовку сервисных команд; проектную деятельность; использование презентационной аппаратуры и сети Интернет; системный анализ, рефлексивный анализ, эвристику; экспертизу; режим работы «здесь и сейчас», он-лайн, использование архивов (память) [4].
Формирование эффективного стратегического мышления студентов невозможно без диагностики исходного состояния ген-дерных установок студентов. Одной из эффективных психотехнологий формирования стратегического мышления будущего менеджера является развивающая психодиагностика с учетом гендерных характеристик студентов.
Развивающая функция психодиагностики заключается в том, что, интерпретируя результаты диагностики индивидуально-психологических характеристик личности, связанных с ген-дером, и сообщая их студенту, мы тем самым актуализируем имеющиеся у него гендерные знания, а также расширяем его гендерную компетентность. Гендерные знания не столько усваиваются, сколько присваиваются, происходит формирование гендерной аутокомпетентности, которая становится фактором самореализации потенциала личности будущего менеджера.
С целью оказания помощи будущим специалистам в самопознании и выработке индивидуальной программы действий по самосовершенствованию, профессиональному росту, проводится индивидуальное консультирование. Особое внимание уделялось тем студентам, которые по результатам диагностики попали в группу риска: псевдомужественость характеризуется эпи-лептоидностью или неустойчивостью: агрессивностью, огрублением эмоциональности, эгоизмом, жестокостью и прочим.
В процессе реализации спецкурса «Стратегическое мышление менеджера: гендерный аспект» на базе экономического факультета АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» в 2009-2011 годах нами проводился мониторинг динамики уровня развития стратегического мышления студентов-менеджеров, учитывающий их гендерные характеристики, который показал положительную динамику.
1. Вересов, Н.Н. Психология управления: учебное пособие. - М., 2001.
2. Гендерая педагогика и психология. учебное пособие / под ред. О.И. Ключко. - Саратов, 2005.
3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.
4. Чернявская, В.С. Кросс-технологии в профессиональном образовании // Инновационные информационные технологии: материалы международной научно-практич. конф. / под ред. С.У. Увайсова. - М., 2012.
Bibliography
1. Veresov, N.N. Psikhologiya upravleniya: uchebnoe posobie. - M., 2001.
2. Genderaya pedagogika i psikhologiya. uchebnoe posobie / pod red. O.I. Klyuchko. - Saratov, 2005.
3. Iljin, E.P. Differencialjnaya psikhofiziologiya muzhchinih i zhenthinih. - SPb., 2002.
4. Chernyavskaya, V.S. Kross-tekhnologii v professionaljnom obrazovanii // Innovacionnihe informacionnihe tekhnologii: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. / pod red. S.U. Uvayjsova. - M., 2012.
Статья поступила в редакцию 12.12.12