УДК 159.955.9
Guts D.S. THE STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL PROCESSES OF PSYCHOLOGY STUDENTS WITH CROSS-TECHNOLOGY. This paper describes the features of mastering the curriculum students - psychologists using cross -technology. This process is considered by the authors to the theory of cognitive activity, developed in Krasnoyarsk scientific psychological school.
Key words: cross-technology, reflection, Situation Centre, a student self-assessment, developmental reflection.
Д.С. Гуц, ассистент каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского гос.
технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СТУДЕНТАМИ-ПСИХОЛОГАМИ С ПОМОЩЬЮ КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ*
В работе рассмотрены особенности усвоения учебной программы студентами-психологами с применением кросс-технологий. Данный процесс рассматривается авторами с позиции теории когнитивной деятельности, разработанной в Красноярской научной психологической школе.
Ключевые слова: кросс-технологии, рефлексия, ситуационный центр, студент, самооценка, онтогенетической рефлексии.
В подготовке студентов-психологов большую роль играет изучение психологических процессов, среди которых особое место занимают высшие психические функции. В современной психологии принято считать, что эти функции настолько тесно взаимосвязаны, что сливаются в единый целостный «кросс-технологический» процесс, называемый психикой (с конкретизацией до понятия сознания). Современные кросс-технологии в том числе ситуационный центр как пространство их реализации [1] позволяют рассматривать всю деятельность сознания как совокупность определенных технологий жизнедеятельности (в том числе поведения, интеллекта, психики и сознания) При этом необходимо учитывать, что, например, деление сознания на психические процессы условно, хотя и имеет определенные теоретического основания.
В настоящее время в науке разрабатываются интегратив-ные подходы к психике, и классификация психических процессов, имеет, в том числе, и педагогическую ценность, для организации, например, пропедевтической работы с детьми, поступающими в школу. Взаимосвязь психических процессов выражается в том, что, во-первых, они все являются видом психического отражения, во-вторых, они редко функционируют друг без друга. Запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления [2].
Виды психологических процессов условно можно разделить на когнитивные, эмотивно-аксиологические и поведенческо-де-ятельностные. Так к когнитивному виду относится ощущения, восприятие, память, представление, воображение, мышление, обеспечивающие в целом психическую деятельность человека. К эмотивно-аксиологическому виду относятся мотивы, эмоции (в том числе чувства) и воля. К поведенческо-деятельным характеристикам можно отнести темперамент, характер, поступки, действия.
Данную точку зрения разделяет отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, утверждая, то «Всякий психический процесс есть отражение, образ вещей и явлений мира, знание о них, но взятые в своей конкретной целостности психические процессы имеют не только этот познавательный аспект. Вещи и люди, нас окружающие, явления действительности, события, происходящие в мире, так или иначе, затрагивают потребности и интересы отражающего их субъекта. Поэтому психические процессы, взятые в их конкретной целостности, - это процессы не только познавательные, но и эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение для отражающего их субъекта, для его жизни и деятельности» [3].
Важнейшим результатом всех исследований в этой области является прочно установленное положение, что вся когнитивная деятельность человека связана с формированием образов, понятий и суждений. Наиболее интересны взаимосвязи в системе слово (многозначность) - понятие (однозначность) [4]. Понятия, психологически представленные как значения слов, развиваются. Сущность их развития заключается в первую очередь в переходе от одной структуры (и уровня) обобщения к другой. «Всякое значение слова во всяком возрасте представляет собой обобщение. Но и значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово, связанное с опре-
деленным значением, развитие слова не закончилось, а только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа, и только по мере своего развития ребенок переходит от обобщения элементарного к все более и более высоким типам обобщения, завершая этот процесс образования подлинных и настоящих понятий. Этот процесс развития понятий или значений слов требует развития целого ряда функций, как произвольного внимания, логической памяти, абстракции, сравнения и различения, а все эти сложнейшие психологические процессы не могут браться просто памятью, не могут быть просто заучены и усвоены. Поэтому с теоретической стороны едва ли может вызывать сомнения полная несостоятельность того взгляда, согласно которому понятия берутся ребенком в процессе школьного обучения в готовом виде и усваиваются так же, как усваивается какой-либо интеллектуальный навык» [5, с. 15].
Учитывая, что кросс-технологии можно понимать как последнюю версию гуманитарных технологий ситуационного центра можно утверждать, что, по сути, это есть современная форма реализации системы поддержки принятия решений, основанная на технологиях моделирования и анализа ситуаций, предельно концентрированном представлении информации и обеспечивающая интегральное управление [5, с. 1565-1573].
Основная цель кросс-технологий в образовании - разработка и сервисное сопровождение инновационных технологий и развитие новых компетенций субъекта. В ходе реализации данных технологий формируются стационарные проектные команды, и дополнительные терминальные сервисные команды для решения специфических задач. Проектная деятельность в условиях кросс-технологий является мощнейшим инструментом внутрифирменной профессиональной подготовки [6, с. 127-132], а также профессионального образования.
Сходство кросс-технологий с другими активными методами обучения основано на принципе активизации умственной деятельности студента как субъекта собственного учения. Особенности кросс-технологий составляют целенаправленные взаимодействия, «пересечения» различных систем: а) различные органы чувств: зрение, слух, кинестетика; б) левое и правое полушария мозга (рациональный и иррациональный аспекты); в) члены проектной группы (коллектива); г) принципиально разные межпрофессиональные - междисциплинарные подходы; д) культурные образцы (шаблоны). Такие особенности данной технологии, позволяют развить у студентов стратегические подходы к профессиональной деятельности, стратегическое мышление для решения узких задач с учетом общекорпоративной стратегии [6].
Так, например, при изучении курса «Психология когнитивной деятельности со студентами-психологами пятого курса Сиб-ГТУ, до и после изучения процессов абстрактно-логического воображения, образно-логического мышления и контекстно-понятийной памяти, которые, по сути, выступают кросс-технологиями субъекта в познании окружающего мира, мы использовали методику «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии», предполагающую анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности. В исследовании приняли участие студенты- психологи пятого курса в количестве 11 человек. Если на начальном этапе у респондентов не было выявлено полного отсутствия рефлексии прошлого опыта, но все-таки
низкий уровень показали 5 человек, что составило 45%. Высокий уровень показали 6 человек- то есть 55% респондентов.
Повторное применение методики в данной группе на конец семестра, показал: что только 2 человека показали низкий уровень рефлексии прошлого опыта (18%), высокий уровень показали 9 человек (82%) опрошенных.
Результаты исследования, полученные в данной группе, показали определенную положительную динамику, что доказы-
Библиографический список
вает необходимость применения кросс-технологий в учебном процессе.
* Настоящая статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Пилотный проект коллективного управления вузом средствами ситуационного центра» в рамках мероприятия 1.4. Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (Контракт № 14.740.11.0994 от 06.05.2011).
1. Филимонов, В.А. Кросс-технологии ситуационного центра // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе: матер. межвузовской научно-методич. конф. - Омск, 2011.
2. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж, 1996.
3. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. - СПб., 2003.
4. Поляруш, А.А. Единство в многообразии: системный подход к учебному процессу: пособие для учителей. - Красноярск, 1994.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. Проблемы общей психологии. Отечественная психология: классические труды. -М., 1982. - Т. 2.
6. Чернявская, В.С. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра / В.С. Чернявская, О.С. Смогунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 9.5 (21).
7. Чернявская, В.С. Технологии ситуационного центра в высшем образовании. Территория новых возможностей / В.С. Чернявская, В.А. Филимонов // Современные исследования социальных проблем. - электронный научный журнал. - 2012. - № 8(16).
Bibliography
1. Filimonov, V.A. Kross-tekhnologii situacionnogo centra // Aktualjnihe problemih prepodavaniya matematiki v tekhnicheskom vuze: mater. mezhvuzovskoyj nauchno-metodich. konf. - Omsk, 2011.
2. Konyukhov, N.I. Slovarj-spravochnik prakticheskogo psikhologa. - Voronezh, 1996.
3. Rubinshteyjn, S.L. Bihtie i soznanie. - SPb., 2003.
4. Polyarush, A.A. Edinstvo v mnogoobrazii: sistemnihyj podkhod k uchebnomu processu: posobie dlya uchiteleyj. - Krasnoyarsk, 1994.
5. Vihgotskiyj, L.S. Sobranie sochineniyj: v 6 tomakh. Problemih obtheyj psikhologii. Otechestvennaya psikhologiya: klassicheskie trudih. -M., 1982. - T. 2.
6. Chernyavskaya, V.S. Psikhologicheskiyj potencial obratnoyj svyazi v gumanitarnihkh tekhnologiyakh situacionnogo centra / V.S. Chernyavskaya, O.S. Smogunova // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - 2011. - № 9.5 (21).
7. Chernyavskaya, V.S. Tekhnologii situacionnogo centra v vihsshem obrazovanii. Territoriya novihkh vozmozhnosteyj / V.S. Chernyavskaya, V.A. Filimonov // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem. - ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal. - 2012. - № 8(16).
Статья поступила в редакцию 12.12.12
УДК 159.9:37.015.3
Zagainov I.A. GENDER APPROACH IN FORMATION OF STRATEGIC THINKING OF STUDENTS-MANAGERS IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING. In article the problem of application of gender approach is considered when forming strategic thinking of students managers in the course of vocational training, the technological component, concrete forms and training methods is described at special course realization «Strategic thinking of the manager: gender aspect»
Key words: strategic thinking, gender approach, education humanization, gender competence of the manager, kross-technologies.
И.А. Загайнов, канд. пед. наук, АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»,
г. Йошкар-Ола, Е-mail: [email protected]
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается проблема применения гендерного подхода при формировании стратегического мышления студентов-менеджеров в процессе профессиональной подготовки, описывается технологическая составляющая, конкретные формы и методы обучения при реализации спецкурса «Стратегическое мышление менеджера: гендерный аспект»
Ключевые слова: стратегическое мышление, гендерный подход, гуманизация образования, гендерная компетентность менеджера, кросс-технологии.
Современная ситуация в мире характеризуется противоречивыми социальными процессами, их ускорением и усложнением, нарастанием социальных противоречий, глобализацией, обострением конкуренции в глобальной политике и бизнесе. В этих условиях ключевой компетентностью эффективного менеджера становится способности системно прогнозировать и просчитывать ситуации будущего, предвидеть моменты кризисных ситуаций. Таким образом, речь идет о формировании особого типа мышления менеджера - стратегического, которое на индивидуальном уровне выражается в способности вырабатывать, принимать и следовать личной жизненной стратегии; на корпоративном уровне - в принятии решения о том, в каком направлении двигаться, каким бизнесом заниматься, и как в этом бизнесе поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности.
Одним из важных аспектов в процессе формировании стратегического мышления студентов в процессе профессиональной подготовки является учет индивидуальных особенностей студентов, в том числе их полоролевых различий и гендерных характеристик.
Гендерный аспект является важной составляющей профессиональной подготовки студентов разнообразных специальностей. Особо остро данная проблема встает при подготовке современного менеджера, т.к. существуют реальные противоречия в профессиональном становлении мужчин-менеджеров и женщин-менеджеров.
Так, например, одним из острых дискуссионных вопросов является вопрос о том: кто более эффективен в качестве менеджера - мужчина или женщина?