6. Mukhametdinova, S.Kh. Kross-tekhnologii situacionnogo centra v upravlenii kollektivnoyj proektnoyj deyateljnostjyu / S.Kh. Mukhametdinova, V.A. Filimonov. - Omsk, 2012.
7. Kholodnaya M.A. Kognitivnihe i metakognitivnihe predposihlki intellektualjnoyj kompetentnosti v nauchno-tekhnicheskoyj deyateljnosti / M.A. Kholodnaya, O.G. Berestneva, I.S. Kostrikina // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2005. - T. 26. - № 1.
8. Karpov, A.V. Zakonomernosti strukturnoyj organizacii refleksivnihkh processov // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2006. - T. 27. - № 6.
Статья поступила в редакцию 01.12.12
УДК 159.955
Chernyavskaya V.S. EDUCATIONAL FACTORS AND PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF STRATEGGIS THINKING OF STUDENTS: DEVELOPMENT IN HIGHER EDUCATION OF INFORMATION REFLEXIVE CROSS- TECHNOLOGIES. Contains the basis for the research project. Cross-technology justified as a resource of development of strategic thinking. Are prototypes, the key institutional features of cross-technologies, their scientific grounds, methods, main components, methods, and also a set of technical and software tools of cross-technologies, as reflexive the collective interaction in situations of solving professional tasks of an interdisciplinary nature.
Key words: strategic thinking, interdisciplinarity, reflection, components, features.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. каф. философии и психологии, директор НИИ Профессиональной педагогики и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ: РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В ВУЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕФЛЕКСИВНЫХ КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ*
Представлено обоснование научного проекта. Кросс-технологии обоснованы в качестве ресурса развития стратегического мышления. Приведены прототипы, ключевые организационные особенности кросс-технологий, их научные основания, методы, основные компоненты, методы, а также набор технических и программных средств кросс-технологий, как рефлексивного коллективного взаимодействия в ситуациях решения профессиональных задач междисциплинарного характера.
Ключевые слова: стратегическое мышление, междисциплинарность, рефлексия, компоненты, особенности.
Определение образа будущего, национальных интересов для России связано с проектом формирования и воспитания субъекта, способного сделать реальным именно этот образ будущего, то есть обладающего стратегическим мышлением. Однако, по мнению В.Е. Лепского, В.А. Филимонова, О.С. Аниси-мова, качество подготовки в вузах часто не соответствует требованиям инновационного стратегического развития общества и государства. Настоящее время требует соответствия образовательных стратегий и возможностей развития студента как личности и профессионала современным гуманитарным подходам, в рамках которых создаются возможности определения внешних и внутренних ресурсов его развития, как стратега, «строителя» не только своей профессиональной жизни, но и субъекта развития общества и государства.
Постановка стратегических задач и решение стратегических проблем неразрывно связаны и с разработкой современной методологии инновационного развития. Эти идеи находят свое отражение в образовании и стратегической деятельности (рефлексивное управление).В.Е. Лепский, О.С. Анисимов, В.Е. Леп-ский В.А. Лефевр показали, что внешние факторы развития стратегического мышления связаны с процессом распределения функций и средств, обязанностей и прав, ответственности и полномочий между субъектами в группах.
О.С. Анисимов, В.Е. Лепский, В.А. Филимонов констатируют отсутствие разработки полномасштабной системы подготовки с помощью новых форм игрового моделирования (О.С. Ани-симов), сервисных команд, обеспечивающих работу групп в контексте высшего профессионального образования в разных направлениях профессионального образования (В.А. Филимонов, В.С. Чернявская). Эта проблема требует восполнения знаний о педагогических факторах развития стратегического мышления, что является ключевой задачей проекта.
Стратег, с точки зрения О.С. Анисимова, реализует рефлексивную функцию. Рефлексивная самоорганизация личности стоит в основе развития психологических механизмов стратегического мышления личности. Слежение за динамикой изменения и развития собственных психических процессов, социально-психологической ситуации взаимодействия в учебно-профессиональном контексте обладает потенциалом формирующего воз-
действия на целое психики. Данный подход позволяет ставить и решать задачу исследования психологических механизмов развития стратегического мышления студентов.
Профессиональная деятельность всегда включает в себя владение междисциплинарным синтезом знаний и компетенций и является социально-профессиональной. Для того, чтобы выпускники вуза были готовы решать профессиональные задачи, они должны понимать, какие системы и процессы образуют проблему, которая должна стать предметом изучения, каким и кем именно им самим надо стать для этого. Кросс-сенсорные или кросс-технологии являются синонимом и следующей, психолого-педагогической версией «гуманитарных технологий ситуационного центра», разрабатываемых межрегиональным научным коллективом (г. Омск, г. Красноярск, г. Владивосток и др.) подчиненных критериям рефлексивной самоорганизации.
Общая философско-психологическая стратегия овладения мыслительной культурой будущего стратега, по мнению О.С. Анисимова, диктует необходимость постепенного, целенаправленного усложнения требований к мышлению и к применению таких процедур и мыслительных средств, которые способны «принудить» внутренний мир к «считыванию» знаково-сим-волических средств, к выявлению в них той высшей содержательности, которая характерна для объектно-сущностной логики его проявлений.
В.А. Филимонов указывает на то, что ключевым дефектом российской системы образования является отсутствие у выпускников навыков комплексного многодисциплинарного подхода не только к стратегическим, но и к практическим ситуациям профессиональной деятельности. На устранение этого дефекта ориентированы кросс-технологии. «Суверенность» и «автономность» дисциплин системы высшего профессионального образования являются иллюстрацией оторванности образования от реальности и возможном продуцировании эффекта выученной беспомощности, как его результата.
Профессиональная деятельность всегда включает в себя владение междисциплинарным синтезом знаний и компетенций и является социально-профессиональной. Для того чтобы выпускники вуза были готовы решать профессиональные задачи, они должны понимать, какие системы и процессы образуют про-
блему, которая должна стать предметом изучения, каким и кем именно им самим надо стать для этого.
Психологический смысл кросс-технологий заключается в последовательном развитии рефлексивных способностей. Сходство кросс-технологий с другими активными методами обучения основано на принципе активизации умственной деятельности студента- как субъекта собственного учения. Особенности кросс-технологий составляют целенаправленные взаимодействия, «пересечения» различных систем: а) различные органы чувств: зрение, слух, кинестетика; б) левое и правое полушария мозга (рациональный и иррациональный аспекты); в) члены группы (коллектива): студенты, эксперты, тренеры; г) дисциплины: математика, информатика, экономика, менеджмент, лингвистика, психология; д) культурные образцы (шаблоны).
Основу кросс-технологий составляют 3 блока из трёх компонентов каждый, все компоненты блока ориентированы на соответствующую центральную часть, и изучение компонентов производится параллельно. Первый - системный анализ, рефлексивный анализ, эвристика; второй - проектирование, экспертиза, презентация; третий - три вида функциональных места сервисной команды.
Ключевые организационные особенности кросс-технологий: 1) сопровождение работы проектной группы особой сервисной командой (минимум: планшетист, методолог, игротехник), которые осуществляют работу с образами разного типа (соответственно: полисенсорное представление информации, отражение и сопоставление процесса решения задач, обеспечение групповой динамики); 2) режим работы «здесь и сейчас», он-лайн, использование архивов (память); 3) использование специальных рефлексивных процессов (формальный анализ В.А. Лефев-ра); 4) мультидисциплинарность и слабая структурированность решаемых проблем; 5) использование интеллектуальных компьютерных систем анализа и синтеза, промежуточных технологий, прототипирования для достижения адекватности решения задачам и ресурсам; 6)использование разнообразной и непосредственной и опосредованной обратной связи участникам проектной группы от членной сервисной команды. Сервисная команда осуществляет постоянную обратную связь: планшетист отображает обсуждаемые данные визуально, методолог отражает стратегию решений; игротехник косвенными методами дает обратную связь в области групповой динамики. Использование рефлексивных процессов и прототипирование также являются косвенной обратной связью.
Проект реализует большая межрегиональная команда исполнителей-молодых ученых и преподавателей вуза из Владивостока, Омска, Красноярска, Читы, Йошкар-Олы и Биробиджана. Одна часть проекта посвящена разработке педагогических факторов развития стратегического мышления студентов в контексте внедрения кросс-технологий в вузе, она представлена следующими краткосрочными исследованиями: «Развитие стратегического мышления: педагогические идеи истории и современности (на примере кросс-технологий и педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского); «Построение педагогической модели формирования стратегического мышления у студентов вузов с применением кросс - технологий ситуационных центров», «Педагогическая поддержка студентов в процессе развития стратегического мышления с помощью кросс-технологий»; «Кросс-технологии, как инновационное средство развития стратегического мышления конкурентоспособных специалистов в сфере информационных технологий». Вторая часть выявляет психологические механизмы развития стратегического мышления студентов в рамках разработки и внедрения кросс-технологий в вузе. Структуру работ составляют следующие краткосрочные исследования: «Особенности кросс-технологий как социально-психологические факторы формирования культуры стратегического мышления»; «Психологические факторы развития образно-логического мышления с помощью кросс-технологий»; «Изучение психологических процессов студентами-психологами с помощью кросс-технологий»; «Исследование временной перспективы в процессе применения кросс-технологий для студентов-психологов»; «Гендерно- психологические механизмы и особенности развития стратегического мышления»; «Комплекс рефлексивного анализа для развития стратегического мышления будущего специалиста»; «Факторы и механизмы развития креативности российских и китайских студентов: кросскультурное исследование»; «Кросскультурный анализ суицидальных тенденций у студентов:педагогические ресурсы использования технологий ситуационного центра».
Назначение и возможность использования результатов обобщенной научно-исследовательской работы (проекта): а) в науке: в психологии - исследование механизмов развития стратегичес-
кого мышления; исследование соцально-психологических механизмов взаимодействия в процессе реализации кросс-технологий. Разработка теории реализации механизмов саморазвития личности. В педагогической науке - исследование факторов развития стратегического мышления студентов: влияние условий; организации рефлексивного взаимодействия на динамику активности познавательной деятельности; моделирование условий изучения дисциплин с помощью кросс-технологий;
б) в образовательном процессе. Разработка и апробация учебно-методических материалов для изучения дисциплин высшего профессионального образования с помощью кросс-технологий. Разработка спектра профессиональных и общекультурных компетенций связанных с развитием стратегического мышления.
В рамках проекта реализованного в 2011г. на основе Государственного контракта № 14.740.11.0994 «Пилотный проект коллективного управления вузом средствами ситуационного центра» была поставлена и достигнута цель - формирование знания о способах создания и закономерностях функционирования управленческого механизма коллективного управления образовательным учреждением. Основной результат заключался в разработке теоретических основ создания коллективных систем управления образовательными учреждениями. Практическое значение заключалось в повышении общего уровня понимания и, соответственно, доверия участников процесса к системе взаимодействия. Дефицит доверия является одним из главных препятствий к формированию и реализации эффективной социальной политики. Было обосновано, что использование комплексного текстового и графического представления информации повышает уровень понимания ситуации; мониторинг участников повышает уровень ответственности; участие экспертов в реальном времени с использованием Интернет повышает уровень экспертизы. Новизна решенной задачи состояла в формировании нового способа взаимодействия участников управления образовательным учреждением: целенаправленного, проектно-ориентированного, поддержанного возможностями информационных технологий и сервисной командой ситуационного центра. Иначе, новизна состоит в попытке дополнить обычные способы взаимодействия - совещания, конференции, круглые столы и т.п. - проектной работой, включающей систему управления проектом, анализ истории и мониторинг участников.
Концепция предлагаемого подхода предполагала организацию процесса управления как коллективного взаимодействия персонала образовательного учреждения и среды существования этого учреждения - социума - по технологии ситуационного центра (СЦ). Основные аспекты технологии СЦ:
• Уникальность анализируемой ситуации и решаемой задачи.
• Формирование, наряду с индивидуальными образами, коллективного образа ситуации, возможно, в виде совместной декларации и т.п.
• Наличие центра как точки сборки, иначе, места в пространстве, которое является определяющим для действий организации.
• Зависящее от решаемой задачи разделение ресурсов на критические и прочие.
Концепция реализации предполагает, что будут использованы следующие основные методы и подходы:
• Систематическое использование промежуточных технологий и прототипов (наиболее простой вариант системы, содержащий наиболее сложный компонент) в соответствии с правилом Парето: 20% правильно выбранных ресурсов обеспечивают 80% результатов.
• Выполнение основных функций ситуационных центров с использованием доступного для вуза набора технических и программных средств.
• Использование для организации работы в ситуационном центре специализированного регламента (методологическая игра) и сервисной команды ситуационного центра.
• Использование проектных групп из участников, работающих по регламенту ситуационного центра с поддержкой сервисной команды.
• Использование для представления информации арсенала как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.
• Активное и систематическое использование ресурсов Интернет и средств телекоммуникации (организация сетевого взаимодействия участников разработки, а также участников, вовлечённых в процесс управления).
• Организацию документирования, анализа истории взаимодействия, мониторинга участников, их активности, компетентности и ответственности.
• Создание технологии (системы трансляции подхода), обеспечивающей передачу результатов работы заинтересованным организациям, в том числе подготовка по отдельным компонентам технологии видеоматериалов и размещение их в Интернет.
Аналоги исследований подобного рода в России связаны с методологическим подходом и стратегическими технологиями О.С. Анисимова. В рамках этого подхода - развития культуры стратегического мышления, методологии, проводится различие между вещно-предметным и субъективным аспектами единого процесса развития. О.С. Анисимов рассматривает естественность воздействия психологии, которая усложнена субъективным фактором.
В отличие от естественных наук, где «взаимодействие» трактуется от внесубъективного аспекта, как «естественное» вторжение тела в бытие иного тела, изменение его состояния или положения, в социальных науках, прежде всего в психологии связано со стратегиями. Сущность стратегического мышления и построенной на этой основе практики стратегических «модулей», является мысль о том, что если в рамках поставленной цели человек меняет направление движения вещного предмета, то происходящие изменения в траектории и, может быть, в состоянии предмета являются заслугой не наших рук и других частей тела или привлекаемых иных вещей, ибо причина их лежит не в вещах, не в теле, а в содержании цели, в способе действия, в способности построить свое поведение и использовать что-либо в качестве средства для достижения цели, выполнения способа действия.
За рубежом, в США рефлексивные подходы к развитию мышления связаны с работами психолога российского происхождения В.А. Лефевра. Общение с ним в режиме телеконференций В.А. Филимонова и его учеников говорит об общности подходов и пересечении исследовательских интересов. Участие В.А. Лефевра в создании монографий о рефлексивных технологиях ситуационного центра это подтверждает.
Описание научных подходов, используемых для решения поставленной задачи. Используются следующие подходы: субъектно-деятельностный подход; системный, стратегический, рефлексивный анализ, когнитивная визуализация.
Концепция реализуемого в настоящее время подхода заключается в изучении влияния внешних - организационно-педагогических условий на динамику развития и саморазвития личности студента, его мыслительной активности, стратегических компонентов мышления.
Библиографический список
Коллективное взаимодействие студентов - в соответствии с требованиями кросс- технологий предполагает, что будут использованы следующие основные методы и подходы: систематическое использование промежуточных технологий и прототипов; выполнение основных функций ситуационных центров с использованием доступного для вуза набора технических и программных средств. Использование для развития стратегического мышления специализированного регламента (методологическая игра) и сервисной команды ситуационного центра. Использование проектных групп из участников, работающих по регламенту кросс-технологий с поддержкой сервисной команды. Использование для представления информации арсенала как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Активное и систематическое использование ресурсов Интернет и средств телекоммуникации (организация сетевого взаимодействия участников разработки, а также рефлексивных механизмов самоорганизации участников. Организацию документирования, анализа истории взаимодействия, мониторинга участников, их активности, компетентности и ответственности.
Создание технологии (системы трансляции подхода), обеспечивающей передачу результатов работы заинтересованным организациям, в том числе подготовка по отдельным компонентам технологии видеоматериалов и размещение их в Интернет.
Кроме того, использовано несколько авторских и заимствованных компонентов технологии ситуационного центра. В числе этих компонентов: система распознавания речи для оперативного документирования; методики рефлексивного анализа В.А. Лефевра; комплекс интерактивных досок: участников, экспертов, рефлексивного анализа; рефлексивный театр ситуационного центра, обеспечивающий параллельную реализацию художественного воплощения и рефлексивного комментирования различных феноменов и приёмов социального действия; полисенсорный (синестетический) интерфейс.
* Статья выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Поддержка развития внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах в области психологических и педагогических наук». Шифр заявки: 2012-1.4-12-000-3011-002. Номер соглашения: 14.B37.21.2130. Шифр лота: 2012-1.4-12-000-3011. Обобщенная тема «Педагогические факторы и психологические механизмы развития стратегического мышления студентов: разработка и внедрение кросс-технологий в вузе».
1. Лефевр, В.А. Стратегические решения и мораль // Рефлексивные процессы и управление. - 2002. - Т. 2. - № 1.
2. Лепский, В.Е. Гуманитарные технологии информатизации общества (на примере компьютеризации управленческой деятельности) // Научный альманах высоких гуманитарных технологий. НОВИГУТ: приложение к журналу «Безопасность Евразии». - 2001. - № 1.
3. Анисимов, О.С. Основы метааналитики. — М., 2007. — Т. 1, 2.
4. Филимонов, В.А. Учебно-исследовательский ситуационный центр - полигон для команды системных аналитиков // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета. - 2010. - Вып. 5(31).
5. Чернявская, В.С. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра // В.С. Чернявская, О.С. Смогунова // В мире научных открытий. - 2011. - Т. 21. - № 9, 5.
Bibliography
1. Lefevr, V.A. Strategicheskie resheniya i moralj // Refleksivnihe processih i upravlenie. - 2002. - T. 2. - № 1.
2. Lepskiyj, V.E. Gumanitarnihe tekhnologii informatizacii obthestva (na primere kompjyuterizacii upravlencheskoyj deyateljnosti) // Nauchnihyj aljmanakh vihsokikh gumanitarnihkh tekhnologiyj. NOVIGUT: prilozhenie k zhurnalu «Bezopasnostj Evrazii». - 2001. - № 1.
3. Anisimov, O.S. Osnovih metaanalitiki. — M., 2007. — T. 1, 2.
4. Filimonov, V.A. Uchebno-issledovateljskiyj situacionnihyj centr - poligon dlya komandih sistemnihkh analitikov // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aehrokosmicheskogo universiteta. - 2010. - Vihp. 5(31).
5. Chernyavskaya, V.S. Psikhologicheskiyj potencial obratnoyj svyazi v gumanitarnihkh tekhnologiyakh situacionnogo centra // V.S. Chernyavskaya, O.S. Smogunova // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - 2011. - T. 21. - № 9, 5.
Статья поступила в редакцию 01.12.12
УДК 159.9.07
Erdyneeva K.G., Filippova V.P. CROSS-CULTURAL ANALYSIS OF SUICIDAL TENDENCIES AMONG STUDENTS: TEACHER RESOURCES TECHNOLOGY SITUATION CENTRE. The article technology of the situation centre. The substantiation of technology from the perspective of pedagogical resource. A krosskul2turnoe comparison of suicidal tendencies among Russian and Chinese students. The article is based on the possibility of using the situation centre as a pedagogical resource to prevent suicidal tendencies among the students.
Key words: the student, a crosscultural study of suicidal tendencies, educational resource, technology situation centre.