• Создание технологии (системы трансляции подхода), обеспечивающей передачу результатов работы заинтересованным организациям, в том числе подготовка по отдельным компонентам технологии видеоматериалов и размещение их в Интернет.
Аналоги исследований подобного рода в России связаны с методологическим подходом и стратегическими технологиями О.С. Анисимова. В рамках этого подхода - развития культуры стратегического мышления, методологии, проводится различие между вещно-предметным и субъективным аспектами единого процесса развития. О.С. Анисимов рассматривает естественность воздействия психологии, которая усложнена субъективным фактором.
В отличие от естественных наук, где «взаимодействие» трактуется от внесубъективного аспекта, как «естественное» вторжение тела в бытие иного тела, изменение его состояния или положения, в социальных науках, прежде всего в психологии связано со стратегиями. Сущность стратегического мышления и построенной на этой основе практики стратегических «модулей», является мысль о том, что если в рамках поставленной цели человек меняет направление движения вещного предмета, то происходящие изменения в траектории и, может быть, в состоянии предмета являются заслугой не наших рук и других частей тела или привлекаемых иных вещей, ибо причина их лежит не в вещах, не в теле, а в содержании цели, в способе действия, в способности построить свое поведение и использовать что-либо в качестве средства для достижения цели, выполнения способа действия.
За рубежом, в США рефлексивные подходы к развитию мышления связаны с работами психолога российского происхождения В.А. Лефевра. Общение с ним в режиме телеконференций В.А. Филимонова и его учеников говорит об общности подходов и пересечении исследовательских интересов. Участие В.А. Лефевра в создании монографий о рефлексивных технологиях ситуационного центра это подтверждает.
Описание научных подходов, используемых для решения поставленной задачи. Используются следующие подходы: субъектно-деятельностный подход; системный, стратегический, рефлексивный анализ, когнитивная визуализация.
Концепция реализуемого в настоящее время подхода заключается в изучении влияния внешних - организационно-педагогических условий на динамику развития и саморазвития личности студента, его мыслительной активности, стратегических компонентов мышления.
Библиографический список
Коллективное взаимодействие студентов - в соответствии с требованиями кросс- технологий предполагает, что будут использованы следующие основные методы и подходы: систематическое использование промежуточных технологий и прототипов; выполнение основных функций ситуационных центров с использованием доступного для вуза набора технических и программных средств. Использование для развития стратегического мышления специализированного регламента (методологическая игра) и сервисной команды ситуационного центра. Использование проектных групп из участников, работающих по регламенту кросс-технологий с поддержкой сервисной команды. Использование для представления информации арсенала как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Активное и систематическое использование ресурсов Интернет и средств телекоммуникации (организация сетевого взаимодействия участников разработки, а также рефлексивных механизмов самоорганизации участников. Организацию документирования, анализа истории взаимодействия, мониторинга участников, их активности, компетентности и ответственности.
Создание технологии (системы трансляции подхода), обеспечивающей передачу результатов работы заинтересованным организациям, в том числе подготовка по отдельным компонентам технологии видеоматериалов и размещение их в Интернет.
Кроме того, использовано несколько авторских и заимствованных компонентов технологии ситуационного центра. В числе этих компонентов: система распознавания речи для оперативного документирования; методики рефлексивного анализа В.А. Лефевра; комплекс интерактивных досок: участников, экспертов, рефлексивного анализа; рефлексивный театр ситуационного центра, обеспечивающий параллельную реализацию художественного воплощения и рефлексивного комментирования различных феноменов и приёмов социального действия; полисенсорный (синестетический) интерфейс.
* Статья выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Поддержка развития внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах в области психологических и педагогических наук». Шифр заявки: 2012-1.4-12-000-3011-002. Номер соглашения: 14.B37.21.2130. Шифр лота: 2012-1.4-12-000-3011. Обобщенная тема «Педагогические факторы и психологические механизмы развития стратегического мышления студентов: разработка и внедрение кросс-технологий в вузе».
1. Лефевр, В.А. Стратегические решения и мораль // Рефлексивные процессы и управление. - 2002. - Т. 2. - № 1.
2. Лепский, В.Е. Гуманитарные технологии информатизации общества (на примере компьютеризации управленческой деятельности) // Научный альманах высоких гуманитарных технологий. НОВИГУТ: приложение к журналу «Безопасность Евразии». - 2001. - № 1.
3. Анисимов, О.С. Основы метааналитики. — М., 2007. — Т. 1, 2.
4. Филимонов, В.А. Учебно-исследовательский ситуационный центр - полигон для команды системных аналитиков // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета. - 2010. - Вып. 5(31).
5. Чернявская, В.С. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра // В.С. Чернявская, О.С. Смогунова // В мире научных открытий. - 2011. - Т. 21. - № 9, 5.
Bibliography
1. Lefevr, V.A. Strategicheskie resheniya i moralj // Refleksivnihe processih i upravlenie. - 2002. - T. 2. - № 1.
2. Lepskiyj, V.E. Gumanitarnihe tekhnologii informatizacii obthestva (na primere kompjyuterizacii upravlencheskoyj deyateljnosti) // Nauchnihyj aljmanakh vihsokikh gumanitarnihkh tekhnologiyj. NOVIGUT: prilozhenie k zhurnalu «Bezopasnostj Evrazii». - 2001. - № 1.
3. Anisimov, O.S. Osnovih metaanalitiki. — M., 2007. — T. 1, 2.
4. Filimonov, V.A. Uchebno-issledovateljskiyj situacionnihyj centr - poligon dlya komandih sistemnihkh analitikov // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aehrokosmicheskogo universiteta. - 2010. - Vihp. 5(31).
5. Chernyavskaya, V.S. Psikhologicheskiyj potencial obratnoyj svyazi v gumanitarnihkh tekhnologiyakh situacionnogo centra // V.S. Chernyavskaya, O.S. Smogunova // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - 2011. - T. 21. - № 9, 5.
Статья поступила в редакцию 01.12.12
УДК 159.9.07
Erdyneeva K.G., Filippova V.P. CROSS-CULTURAL ANALYSIS OF SUICIDAL TENDENCIES AMONG STUDENTS: TEACHER RESOURCES TECHNOLOGY SITUATION CENTRE. The article technology of the situation centre. The substantiation of technology from the perspective of pedagogical resource. A krosskul2turnoe comparison of suicidal tendencies among Russian and Chinese students. The article is based on the possibility of using the situation centre as a pedagogical resource to prevent suicidal tendencies among the students.
Key words: the student, a crosscultural study of suicidal tendencies, educational resource, technology situation centre.
К.Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. психологии ФГБОУ ВПО «Забайкальский гос. университет», г. Чита, E-mail: [email protected]; В.П. Филиппова, доц. каф. психологии ФГБОУ ВПО «Забайкальский гос. университет», г. Чита, E-mail: [email protected]
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье предложена технология ситуационного центра. Дано обоснование технологии с позиции педагогического ресурса. Проведено кросскультурное сравнение суицидальных тенденций у российских и китайских студентов. В статье обосновывается возможность использования технологии ситуационного центра в качестве педагогического ресурса профилактики суицидальных тенденций у студентов.
Ключевые слова: студент, кросскультурное исследование, суицидальные тенденции, педагогический ресурс, кросскультурные исследования, технологии ситуационного центра.
Кризис культуры переживается человеком и отражается его психикой в виде депрессивных проявлений беспомощности, одиночества, пустоты, изоляции, отсутствия моральной цели. Суицидальное поведение молодежи, принимающее в последнее время все более серьезные масштабы, обусловлено не только культурными факторами, это также результат взаимодействия экономических и социальных, политических и экологических, демографических и психологических детерминант. Имущественное расслоение и социальное неравенство, бедность и безработица, маргинализация и политическое отчуждение широких слоев молодежи, распад семейных и групповых связей, информационные перегрузки — таковы глубинные предпосылки формирования суицидальных тенденций в студенческой среде.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, по количеству студентов Россия входит в число мировых лидеров - на 10 тыс. населения приходится 340 студентов высших учебных заведений. По абсолютному количеству самоубийств среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает первое место. Общее количество студентов в Китае составляет 20 миллионов человек, а общее число молодежи -320 миллионов человек. В китайских вузах учатся 16% китайской молодежи. За последние десять лет в Китае ежегодно фиксируется 250 тыс. самоубийств и 2 миллиона несостоявшихся самоубийств. В КНР самоубийство занимает 5-ое место среди причин смерти населения. Согласно исследованию, проведенному представителями Всекитайского Собрания народных представителей в Пекине, по крайне мере, 100 000 студентов страдают от депрессии, что составляет 24% от общего количества студентов, проживающих в Пекине. Количество самоубийств среди пекинских студентов достигает 1,9% на каждые 100 000 человек [1].
Цель данной работы состоит в выявлении возможности использования технологии ситуационного центра в качестве педагогического ресурса профилактики суицидальных тенденций у студентов. Основная гипотеза данного исследования состоит в том, что технологии ситуационного центра являются педагогическим ресурсом профилактики суицидальных тенденций у российских и китайских студентов.
Системные теоретические и практические результаты в изучении феномена суицида свидетельствуют о необходимости рассмотрения проблемы в широком контексте пограничной и нар-циссической личностной патологии со свойственным ей ауто-агрессивным паттерном отношений и их интрапсихическими репрезентациями [2; 3, с. 103-116]. Анализ литературы показывает, что факторами риска суицидального поведения, как для российских, так и для китайских студентов являются: социально-психологический фактор, предшествующее самоубийство в семье или попытка самоубийства близкого человека, тяжелая
депрессия, одиночество, потеря родителей в результате смерти или развода, фактор социальной зрелости. Однако существуют отличия (таблица 1), так, например, если для российских студентов более весомым является межличностный фактор (разрыв с подругой или другом), то для китайских студентов наиболее весомым является экономический фактор (сложности с трудоустройством).
Одна из главных причин риска суицидального поведения, как у китайских, так и у российских студентов " сложность в адаптации к процессу обучения в ВУЗе.
Российский студент склонен к самоанализу и самокритике. Прошлые ошибки и проступки вызывают у молодых людей чувства стыда и боязни. Китайские студенты, будучи единственными в большей семье, испытывают страх, получив высшее образование, остаться невостребованными на рынке труда и не оправдать надежды родителей.
Суицидальный риск должен просматриваться на уровне ментальных систем, экзистенциальном, или сущностном, проявляющемся в «субъекте внутренней жизни», феноменальном. В кризисных ситуациях зрелый субъект способен вступать в отношения ответственного и равноправного сотрудничества. Однако эмоциональная насыщенность жизненных обстоятельств, превышающая способность индивида к саморегуляции в условиях неопределенности, неизменно порождает состояние «безвыходности». Технологии ситуационного центра с позиции формирования позитивных ментальных репрезентаций представляют ресурс становления способности индивида справляться с превратностями судьбы. По мнению С.Х. Мухаметдиновой, В.А. Филимонова, целесообразность применения технологий ситуативного центра в сфере образования обусловлена спецификой решаемых задач, которые, с одной стороны, сложно формализуемы, а с другой - изучают объекты (процессы), характеризуемые большим количеством взаимосвязанных и часто неполных данных [4, с. 188-205; 5].
Целостная картина мира функционирует стабильно в неординарной ситуации при условии осознания индивидом самобытной ценности, позитивной самоидентичности, реализации творческого потенциала, достижения внутренней согласованности, духовности, самости, антиципации своего поведения, смыс-лообразования. Отношение к жизни и к самому себе детерминировано когнитивной составляющей «Я» и аффективными факторами. В рамках возрастного подхода студенческий возраст является адекватным для развития следующих аспектов «Я»: энергетического, обеспечивающего устойчивость психической реальности; интеграционного, отражающего целостность личности; функционального, выделяющего Я в саморегуляции, самопринятии, самоутверждении, адекватной самооценке; оппозиционного, определяющего наличие противоречий между «Я»
Таблица 1
Основные причины риска суицидального поведения студентов_
Российский студент Китайский студент
Лично-семейные конфликты, неудачная любовь, оскорбление Рост личностных переживаний (напряженная обстановка в семье)
Состояние здоровья Низкая оценка статуса студентов в обществе
Конфликты, связанные с антисоциальным поведением Низкий уровень социальной защищенности
Конфликт, связанный с работой или учебой Социально - экономическая причина (безработица)
Материально - бытовые трудности Влияние секты
Наркомания или токсикомания Давление социума
реальным, идеальным, предполагаемым, фантастическим, динамическим; герменевтического, разъясняющего и описывающего представления о себе; системно-персонализационного, раскрывающего стадии развития. Вербальные средства конструирования картины мира бессмысленны без учета аффективных факторов, включающих мотивационно-ценностную систему, аффективные состояния. Результаты обследования по методике экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» [6, с. 24] указывают на отсутствие достоверных различий в реагировании на стимулы с суицидальным содержанием у китайских и российских студентов: величина показателя суицидального риска составляет 1,01 + 0,01.
Для описания структуры иерархии антисуицидальных мотивов осуществлялся подсчет средних значений и показателей корреляционного анализа их выраженности у китайских и российских студентов. Статистический анализ позволил выявить значимые межгрупповые различия в иерархии антисуицидальных мотивов. У российских студентов значим мотив выживания, умения справляться с ситуацией (среднее значение 5, 3657000). У китайских студентов имеют место опасение социального неодобрения (среднее значение 5, 3) и ответственность перед семьей (среднее значение 5,7).
Технологии ситуационного центра предоставляют возможность поиска своей идентичности, включения в новые взаимоотношения. Диалог в ситуации неизмеримой и безграничной
Библиографический список
реальности наполняет «Я» новым содержанием, придает осмысленность жизни. Моделирование нештатных ситуаций в процессе самопрезентации актуализирует духовный центр человеческой личности, открывает глубину бытия. Студент как субъект духовного роста выполняет конкретные действия, за которые несет ответственность. Различные приемы изобретательства, например, инверсия времени, способны освободить субъекта образования от комплексов, негативных установок, социальных ролей, стереотипов. В процессе выполнения действий формируется интегральная многоаспектная установка, отражающая отношение к окружающему миру и самому себе, к другим, в том числе значимым персонам. Это позволяет осознать не только последствия своих действий, но и единство с окружающим миром и своего места в нем. «Уход» во внешнее отношение позволяет познать себя, представить внутреннее состояние как основание для самооценки и оценки другого, перестроить поведение с опорой на идеал с учетом реальности. Результаты контрольного эксперимента по сравнению с данными констатирующего эксперимента показывают наличие положительной динамики в отношении когнитивной составляющей, мотивационно-ценностной системы, аффективных состояний. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о возможности использования технологий ситуационного центра в качестве профилактики суицидальных тенденций у российских и китайских студентов.
1. Эрдынеева, К.Г. Суицидальное поведение студентов: кросскультурное исследование / К.Г. Эрдынеева, В.П. Филиппова. - М., 2010.
2. Соколова, Е.Т. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением / Е.Т. Соколова, П.В. Цыганкова // Психологические исследования. - 20l1. - № 5(19).
3. Соколова, Е.Т. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс / Е.Т. Соколова,_Ю.А. Сотникова // Вопросы психологии. - 2006. -№ 2.
4. Чернявская, В.С. Кросс-технологии: развитие метакогнитивных стратегий с помощью информационных технологий / В.С. Чернявская, Н.Л. Слугина // В мире научных открытий. - 2012. - № 10(34).
5. Кросс-технологии ситуационного центра в управлении коллективной проектной деятельностью / С.Х. Мухаметдинова, В.А. Филимонов. - Омск, 2012.
6. Зотов, М.В. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»: методическое руководство / М.В. Зотов, В.М. Петруке-вич, В.Н. Сысоев. - СПб., 2007.
Bibliography
1. Ehrdihneeva, K.G. Suicidaljnoe povedenie studentov: krosskuljturnoe issledovanie / K.G. Ehrdihneeva, V.P. Filippova. - M., 2010.
2. Sokolova, E.T. Struktura perfekcionnoyj motivacii u lic s narusheniem adaptacii i suicidaljnihm povedeniem / E.T. Sokolova, P.V. Cihgankova // Psikhologicheskie issledovaniya. - 2011. - № 5(19).
3. Sokolova, E.T. Problema suicida: kliniko-psikhologicheskiyj rakurs / E.T. Sokolova, Yu.A. Sotnikova // Voprosih psikhologii. - 2006. - № 2.
4. Chernyavskaya, V.S. Kross-tekhnologii: razvitie metakognitivnihkh strategiyj s pomothjyu informacionnihkh tekhnologiyj / V.S. Chernyavskaya, N.L. Slugina // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - 2012. - № 10(34).
5. Kross-tekhnologii situacionnogo centra v upravlenii kollektivnoyj proektnoyj deyateljnostjyu / S.Kh. Mukhametdinova, V.A. Filimonov. - Omsk, 2012.
6. Zotov, M.V. Metodika ehkspress-diagnostiki suicidaljnogo riska «Signal»: metodicheskoe rukovodstvo / M.V. Zotov, V.M. Petrukevich, V.N. Sihsoev. - SPb., 2007.
Статья поступила в редакцию 01.12.12
УДК 159.9.07
Batotsyrenov V.B., Erdyneeva K.G. FACTORS AND MECHANISMS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF RUSSIAN AND CHINESE STUDENTS: CROSS-CULTURAL RESEARCH. The article presents the characteristics of creativity of Russian and Chinese students from the perspective of cross-cultural approach. The authors suggest that cross-technology not only provide transdisciplinarity, but also are an effective method of developing creativity among students.
Key words: creativity, personality, student, possible mechanism, cross-cultural research, interhemispheric asymmetry, transdisciplinary research, valuable, cross-cultural research, cross- technology.
В.Б. Батоцыренов, м.н.с. ФГБОУ ВПО «Забайкальский гос. университет», г. Чита,
E-mail: [email protected]; К.Г. Эрдынеева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. психологии ФГБОУ ВПО
«Забайкальский гос. университет», г. Чита, E-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ: КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В статье представлены особенности креативности российских и китайских студентов с позиции кросскуль-турного подхода. Авторы предполагают, что кросс-технологии не только обеспечивают трансдисциплинарность, но и являются эффективным методом развития креативности у студентов. В статье обосновываются возможные механизмы развития креативности.
Ключевые слова: креативность, личность, студент, возможные механизмы, кросскультурное исследование, межполушарная асимметрия, субъект, мультидисциплинарность, ценности, кросскультурные исследования, кросскультурные технологии.
32О