Боброва В.В., Мартынюк Е.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕГИОНЕ
В статье рассматривается организационно-правовой аспект создания и развития особых экономических зон на территории России, включающий обзор законодательной базы особых экономических зон. Авторами сформулированы принципы осуществления инвестиционной политики в особых экономических зонах
Ключевые слова: особая экономическая зона, особый территориальный статус, льготы, преференции, особый налоговый режим, особый таможенный режим, особый административный режим, режим осуществления предпринимательской деятельности, инвестиционная политика.
Особые экономические зоны представляют собой один из важнейших составных элементов мировой экономической системы. Они являются эффективной и перспективной формой привлечения инвестиций с целью развития экономического и научного потенциала.
Они функционируют в различных государствах, в том числе и в России и рассматриваются как часть национального экономического пространства, в пределах которого используется система льгот, стимулов, не применяющихся в остальных частях страны.
В Российской Федерации с 1992 года по 2005 год существовали 24 свободные экономические зоны (СЭЗ). Однако их опыт оказался неудачным ввиду отсутствия на тот период эффективной нормативно-правовой базы [1].
Особая экономическая зона (ОЭЗ) является своего рода разновидностью международного института свободных экономических зон. Ее специфика заключается в особом территориальном статусе и законодательно регулированной предпринимательской деятельности.
В настоящее время фундаментальную основу правового регулирования ОЭЗ заложили два федеральных закона, принятых 22 июля 2005 г.:
1) Федеральный закон от 22.05.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) [2];
2) Федеральный закон от 22.05.2005 №117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Кроме того, действует ряд других Федеральных законов, регулирующих образование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации:
- от 31.05.99 г. №104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области»;
- от 10 января 2006 г. №16-ФЗ « Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- от 17 мая 2007 г. №84-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [3].
Функционирование особых экономических зон регулируется также общими и специальными нормативными правовыми актами и нормами международного права. Как отмечает М.М. Богуславский, правовое регулирование осуществляется на двух взаимосвязанных уровнях - на уровне внутреннего законодательства и на уровне международных договоров [4].
В соответствии со ст. 2 Федерального Закона об ОЭЗ особая экономическая зона - это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [1].
Особые экономические зоны согласно ст. 3 Закона об ОЭЗ имеют цель развивать обрабатывающие отрасли экономики, высокотехнологичные отрасли, производство новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризм и санаторно-курортную сферу [1].
Российские исследователи А.В. Пушкин и И.В. Богданов выделяют экономические, соци-
альные и научно-технические цели создания ОЭЗ в России.
Экономические цели:
- активизация и расширение внешнеэкономической деятельности в целом;
- привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;
- повышение конкурентоспособности национального производства и его экономической эффективности.
Социальные цели:
- создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения;
- обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, управленческих и хозяйственных кадров с ориентацией на мировой опыт;
- насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;
- рост благосостояния населения, улучшение качества жизни населения;
- ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.
Научно-технические цели:
- активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
- ускорение внедрения результатов НИОКР;
- концентрация научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях развития технологий;
- повышение эффективности используемых производственных мощностей.
Как известно, инвестиции являются ключом к подъему экономики. По оценкам иностранных экспертов, сегодня для вливания новых инвестиций в российскую экономику, существует четыре основных барьера:
- административный (бюрократический);
- налоговый (непрозрачная налоговая система, отсутствие налоговых льгот для инвесторов);
- нестабильность правового поля для инвестиций (отсутствие надежных гарантий защиты прав инвесторов);
- таможенный (сложная процедура импорта и экспорта) [5].
Режим предпринимательской деятельности ОЭЗ в границах ОЭЗ включает в себя применение различных видов льгот, отсутствующих
у субъектов на остальной части территории страны.
Данная система льгот и преференций представлена для инвесторов, вкладывающих денежные средства в развитие особых экономических зон, в законе об ОЭЗ, а также в налоговом кодексе РФ:
- особый административный режим (упрощение процедуры регистрации);
- особый налоговый режим, регулируемый положениями НК РФ. В соответствии со ст. 262 НК РФ расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территории ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат [3];
- особый таможенный режим (в соответствии со ст.38 Закона об ОЭЗ свободная таможенная зона представляет собой режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин;
- право аренды земельного участка на территории особой экономической зоны для резидентов;
- правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства, судебный порядок разрешения споров) [5].
Таким образом, режим осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, как отмечает отечественный исследователь Е.Е. Серебрякова, представляет собой определенный, заранее установленный в нормативных актах набор льгот и стимулов, а также ограничений [6].
Отметим, что был установлен срок существования ОЭЗ - 20 лет и не подлежит пролонгации, но деятельность ОЭЗ может быть пре-
кращена ранее истечения этого срока при наличии условий, определенных законом. Для портовой зоны срок составляет 49 лет. В России первоначально избрали средний вариант срока действия ОЭЗ, так как в мировой практике сроки действия колеблются от 7 (минимальный срок окупаемости инвестиционного проекта) до 49 лет [5].
Здесь имеет место проблема эффективности деятельности ОЭЗ в регионе, т. к. если за период существования ОЭЗ (за исключением портовых ОЭЗ, срок деятельности других видов ОЭЗ ограничивается 20 годами) ее субъекты не интегрируются в региональные хозяйственные комплексы, то после формальной ликвидации зоны и льгот они окажутся, не жизнеспособны.
Согласно ст. 4 Закона об ОЭЗ на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны (ППЗ);
2) технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВЗ);
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРЗ);
4) портовые особые экономические зоны (ПЗ) [1].
Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство РФ заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. На конкурсной основе происходит отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа.
В течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании особой экономической зоны заключается Соглашение о создании особой экономической зоны, в котором устанавливаются объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ, план обустройства и материально-технического оснащения
ОЭЗ, перспективный план развития ОЭЗ, размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту Федерации и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ, порядок эксплуатации и содержания, владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры ОЭЗ, обязательства органов государственной власти субъекта Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ и др. [5].
Как отмечает исследователь Н.Н. Шмонов, что в мировой практике сложилось два варианта создания ОЭЗ - «сверху» и «снизу». В первом случае свободные экономические зоны создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай, Южная Корея). Во втором случае, который сегодня в мире наиболее распространен, свободной экономической зоной управляет частное юридическое лицо в виде компании развития, которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном порядке инвестирования [4].
В российском законодательстве об ОЭЗ характерны нормы не столько присущие рыночной экономике, сколько нынешней общеполитической установки на приоритетное укрепление государственных начал в экономике. Таким образом, органы управления в российских ОЭЗ выступают в двоякой роли: вступая с резидентами ОЭЗ в договорные коммерческие отношения (через специально созданную компанию развития ОАО «ОЭЗ»), они одновременно возлагают на себя ряд контролирующих функций [4].
С момента вступления в силу Закона об ОЭЗ (27 августа 2005 г.) по настоящее время в России было создано. 16 ОЭЗ нового типа:
- три промышленно-производственного типа в Липецкой области Республике Татарстан и Самарской области;
- семь зон туристско-рекреационного типа в Калининградской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия, Иркутской области;
- четыре зоны технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге, Москве, Томске и Дубне;
- две зоны портового типа в морском порту «Советская Гавань» (Хабаровский край) и аэропорте «Ульяновск-Восточный (г. Ульяновск) [7].
Каждому из этих типов ОЭЗ законодательством разрешено осуществлять определенную
предпринимательскую деятельность (табл. 1). Это есть одно из институциональных условий создания и функционирования особых экономических зон [8].
Таким образом, организационно-правовое регулирование предпринимательской деятель-
Таблица 1. Виды предпринимательской деятельности ОЭЗ в России
Типы особых экономических зон, создаваемых на территории Российской Федерации Виды деятельности, допустимые на территории особых экономических зон
Промышленно-производственные особые экономические зоны Производство и (или) переработка товаров и их реализация
Технико-внедренческие особые экономические зоны - Создание и реализация научно-технической продукции; - Доведение ее до промышленного применения (включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий); - Создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем
Туристско-рекреационные особые экономические зоны - Строительство, реконструкция, эксплуатация объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санитарно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан; туристская деятельность; - Деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей, других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию; деятельность по санаторно-курортному лечению, профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан
Портовые особые экономические зоны Портовая деятельность, а также в случаях, предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности портовой особой экономической зоны, деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности: - погрузочно-разгрузочные работы; - складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспеди- торских услуг; - снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов; - ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники; - переработка водных биологических ресурсов; - операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции); - простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; - биржевая торговля товарами; - оптовая торговля товарами; - обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны
ности в ОЭЗ должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой инфраструктуре, на защиту конкуренции, введение специальных налоговых режимов, а также создания условий для привлечения инвестиций.
Авторы считают, что для эффективного способствования созданию и развитию особых экономических зон, инвестиционная политика в ОЭЗ должна основываться на следующих принципах:
1) четкое, законодательно закрепленное разделение полномочий между органами федеральной и региональной власти. Здесь возможным решением проблемы может стать принятие федерального закона, регулирующего создание особых экономических зон на уровне субъектов Российской Федерации;
2) объединение функций регулирования инвестиционных процессов, как на федеральном уровне, так и на региональном. На федеральном уровне такая структура уже создана в Минэкономразвития РФ. В регионах, возможно было бы возложение части функций на постоянно действующие экспертные советы при администрации субъектов Федерации [9];
3) предоставление инвесторам, особенно иностранным, законодательной информации, о ближайших планах развития экономики и торговли. Существует необходимость в создании информационного центра, для сбора и публикации важной коммерческой информации, особенно об объектах и условиях инвестирования;
4) законодательное снижение инвестиционных барьеров вхождения компаний в особые экономические зоны в статусе резидентов. Особенно высоки они в зонах портового и технико-внедренческого типа. Подобного рода
инвестиционные барьеры ограничивают круг потенциальных резидентов особых экономических зон, с одной стороны, а с другой - не позволяют субъектам малого и среднего бизнеса осуществлять инвестиционную и предпринимательскую деятельность на их территории;
5) на территории технико-внедренческих зон необходимо разрешить открывать производства по массовому выпуску высокотехнологичной продукции, образцы которой разработаны ее резидентами.
На территории особых экономических зон портового типа предлагается разрешить их ком-паниям-резидентам создавать производства сборке самолетов, морских и речных судов, рыбоперерабатывающего оборудования, а также газового и нефтяного оборудования, предназначенного для разведки и эксплуатации газовых и нефтяных месторождений в условиях Арктики. Производство газового и нефтяного оборудования может быть, например, осуществлено вместе с созданием и функционированием особых экономических зон портового типа в Мурманске, Архангельске и на Ямале, которые в ближайшей перспективе, судя по всему, станут новыми нефтегазовыми провинциями Российской Федерации [8].
Реализация данных принципов, по мнению авторов, может значительно расширить возможности использования механизма ОЭЗ в области диверсификации российской сырьевой экономики. Это может способствовать ускорению возвратности инвестируемых в инфраструктуру ОЭЗ государственных и частных финансовых средств.
Вместе с тем, ОЭЗ - сложный механизм, и российским ученым в ближайшее время предстоит всесторонне исследовать проблемы повышения эффективности создаваемых ОЭЗ.
29.11.2012
Список литературы:
1. Королев, Ю. А. Развитие особых экономических зон в Российской Федерации как инструмента повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы [Текст] / Ю. А. Королев // Экономические науки. - 2009. - № 54. -С. 269-272.
2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Текст]: федер. закон [Принят Гос. Думой 8 июля 2005 года: одобр. Советом Федерации 13 июля 2005 года] // Открытое акционерное общество Особые экономические зоны. -Режим доступа: http://www.oao-oez.ru/normativedocs/dbdocs_oao/262764/.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 по состоянию на 10.10.12 г. [Текст]. - М.: Проспект, 2012. -848 с. - ІБВ№ 978-5-392-08412-8.
4. Шмонов, Н. Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон [Текст] / Н. Н. Шмонов. -Казань: КГУКИ, 2010. - 158 с. - Библиогр.: с. 156-161. - 1БВЫ 978-5-9960-0055-5.
5. Пушкин, А. В. Особые экономические зоны в России: правовое регулирование [Текст] / А. В. Пушкин, И. Г. Богданов. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 228 с. - 1БВЫ 978-5-9614-1046-4.
6. Серебрякова, Е. Е. Правовой статус особых экономических зон Российской Федерации / Е. Е. Серебрякова // Вестник Российской правовой академии. - 2009. - № 3. - С. 52-57.
7. Павлов, П. В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационноэкономические аспекты функционирования: монография / П. В. Павлов. - М.: Магистр ИНФРА-М, 2010. - 256 с. -ISBN 978-5-9776-0159-7.
8. Шиганов, А. В. Условия создания и функционирования особых экономических зон в регионах [Текст] / А. В. Шиганов // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 7. - С. 44-50.
9. Павлов, П. В. Второй старт особых экономических зон в России [Текст] / П. В. Павлов // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 8. - С. 69-75.
Сведения об авторах:
Боброва Виктория Викторовна, заведующий кафедрой мировой экономики Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент,
е-mail: [email protected] Мартынюк Евгения Александровна, аспирант, е-mail: [email protected] 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6503, тел. (3532) 372446
UDC 332.122:[332.024+346]
Bobrova V.V., Martyniuk E.A.
Orenburg state university, е-mail: [email protected]; [email protected]
ORGANIZATIONAL AND LEGAL CONDITIONS CREATION AND DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONE IN THE REGION
The article describes the legal aspect of the creation and development of special economic zones in Russia. The legal aspect includes a review of the legislative framework of special economic zones. The authors have formulate the principles of the investment policy of special economic zones
Key words: special economic zone, a special territorial status, privileges, preferences, special tax treatment, special customs regime, a special administrative mode, entrepreneurship, and investment policy
Bibliography:
1. Korolev, Yu. A. The development of Special Economic Zones in the Russian Federation as a tool to improve the innovative capacity: Controversies, trends and prospects [Text] / Yu. A. Korolev // Economic Sciences. - 2009. - № 54. - P. 269-272.
2. About Special Economic Zones in the Russian Federation [Text]: federal law [Adopted State Duma on July 8, 2005.: Approved Federation Council on July 13, 2005] // Open Joint Special Economic Zone. - Access mode: http://www.oao-oez.ru/normativedocs/dbdocs_oao/262764/.
3. The Tax Code of the Russian Federation. Parts 1 and 2, as of 10.10.12 [Text]. - M.: Prospect, 2012 - 848 p. - ISBN: 9785-392-08412-8.4.
4. Shmonov, N. N. Historical research development problems of Special Economic Zones [Text] / N. N. Shmonov. - Kazan KGUKI, 2010. - 158 p. - Ref.: p. 156-161. - ISBN 978-5-9960-0055-5.
5. Pushkin, A. V. Special Economic Zones in Russia: Legal Regulation [Text] / A. V. Pushkin, I. G. Bogdanov. - M.: Harvard Business Review, 2009. - 228 p. - ISBN 978-5-9614-1046-4.
6. Serebryakova, E. E. Legal status of Special Economic Zones of the Russian Federation / E. E. Serebryakova // Bulletin of the Russian Academy of Law. - 2009. - № 3. - P. 52-57.
7. Pavlov, P. V. Institute of Special Economic Zones in the Russian Federation: the financial, legal, organizational and economic aspects of the operation: monograph / P. V. Pavlov. - M.: Magistr INFRA-M, 2010. - 256 p. - ISBN 978-5-9776-0159-7.
8. Shiganov, A. V. Conditions of creation and functioning of Special Economic Zones in the region [Text] / A. V. Shiganov // Regional Economics: Theory and Practice. - 2010. - № 7. - P. 44-50.
9. Pavlov, P. V. Second start of Special Economic Zones in Russia [Text] / P. V. Pavlov // World Economy and International Relations. - 2010. - № 8. - P. 69-75.