Научная статья на тему 'Правовой анализ преимуществ и преференций для резидентов особых экономических зон в Российской Федерации'

Правовой анализ преимуществ и преференций для резидентов особых экономических зон в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБЫЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / РЕЗИДЕНТ ИНВЕСТОР / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ / ИНФРАСТРУКТУРА / FEDERAL STATUTE "ABOUT SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION" / RISE COMPETITIVENESS DOMESTIC PRODUCTION (COMPETITIVENESS RISE OF DOMESTIC PRODUCTION) / SPECIAL ECONOMIC ZONES / MINISTRY OF ECONOMIC DEVELOPMENT / THE PECULIAR REGIME OF BUSINESS ACTIVITY / TAX REMISSIONS / RESIDENT-INVESTOR / LAND TAX / ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS / NEW JOB CREATION / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батыров Мингиян Владимирович

Целью данной статьи является характеристика и анализ преимуществ, которые предоставляются резидентам особых экономических зон на территории Российской Федерации с позиции их эффективности для указанных субъектов, что в целом позволит оценить действенность механизма особых экономических зон применительно к созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal analysis of preferences for the residents of special economic zones in the Russian Federation

The goal of this article is to characterize and analyze the advantages of the the residents of special economic zones in the territory of the Russian Federation from the point of their effectiveness for the given subjects of Federation. This will allow to evaluate the efficiency of the special economic zones arrangement relating to the good business conditions creation.

Текст научной работы на тему «Правовой анализ преимуществ и преференций для резидентов особых экономических зон в Российской Федерации»

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Батыров Мингиян Владимирович, аспирант Московского гуманитарного университета, кафедра уголовноправовых и специальных дисциплин.

Аннотация. Целью данной статьи является характеристика и анализ преимуществ, которые предоставляются резидентам особых экономических зон на территории Российской Федерации с позиции их эффективности для указанных субъектов, что в целом позволит оценить действенность механизма особых экономических зон применительно к созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

Ключевые слова: особые экономические зоны, министерство экономического развития, особый режим предпринимательской деятельности, Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации, налоговые льготы, резидент - инвестор, земельный налог, привлечение иностранных инвестиций, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, создание новых рабочих мест, инфраструктура.

LEGAL ANALYSIS OF PREFERENCES FOR THE RESIDENTS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Batirov Mingiyan Vladimirovich, postgraduate student of Moscow humanitarian university, department of criminal and special disciplines, specialization - jurisprudence.

Annotation. The goal of this article is to characterize and analyze the advantages of the the residents of special economic zones in the territory of the Russian Federation from the point of their effectiveness for the given subjects of Federation. This will allow to evaluate the efficiency of the special economic zones arrangement relating to the good business conditions creation.

Keywords: special economic zones, ministry of economic development, the peculiar regime of business activity, federal statute «About special economic zones in the Russian Federation», tax remissions, resident-investor, land tax, attraction of foreign investments, rise competitiveness domestic production; (competitiveness rise of domestic production), new job creation, infrastructure.

В настоящее время в России формируется новый этап развития института особых экономических зон. Во-первых, это связано с принятием Федерального закона №116-ФЗ от 08.07.2005г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который является единым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере, во-вторых, особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) получили достаточно широкое распространение в мировом масшта-

бе, так как являются эффективным средством для привлечения инвестиций, расширения экспортноимпортных отношений, развития и внедрения инноваций, расширения объемов производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, создания новых рабочих мест и.т.д. В условиях сырьевой зависимости, создание, развитие и поддержка ОЭЗ для России весьма актуально. В данной статье пойдет речь о тех преимуществах и преференциях, которые предоставляются резидентам особых экономических зон на территории Российской Федерации, а также их оценка с позиции эффективности для данных субъектов.

Согласно законодательству особая экономическая зона - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.1 В данном контексте под «особым режимом осуществления предпринимательской деятельности» понимаются преимущества и льготы, предоставляемые резидентам особых экономических зон, а также запреты и ограничения в их деятельности. Так, на территории особой экономической зоны не допускается:

1) разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

2) переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоцик-лов)2.

Следует напомнить, что основополагающей идеей механизма особых экономических зон является то, что государство, в лице федеральных органов власти, а именно Правительства Российской Федерации, на конкурсной основе определяет территории, на которых устанавливается особый режим осуществления предпринимательской деятельности и в которые оно намерено вкладывать финансовые ресурсы. Иными словами это своеобразный «альянс» государства и бизнеса, заключающийся в достижении определенных целей для каждого из этих двух субъектов: для государства -это развитие экономики, а для бизнеса - получение прибыли, снижение всякого рода издержек, в том числе административных, а также престижность статуса резидента особой экономической зоны, как принцип доверия со стороны государства.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

Промышленно - производственные;

Технико-внедренческие;

Туристско-рекреационные;

Портовые.3

Одним из главных преимуществ, из числа предоставляемых резидентам особых экономических зон, яв-

1 ст. 2 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 08.07.2005г.

2 ч.5 ст.4 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 08.07.2005г.

3 ч.1 ст. 4 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской

Федерации» №116-ФЗ от 08.07.2005г.

ляется государственная инвестиционная поддержка. В первую очередь это финансирование из трех уровней бюджетов: федерального, регионального и местного строительства современной инженерной, транспортной, инновационной и социальной инфраструктуры: строительство дорог, систем газо-, водо-, тепло-, электроснабжения. Также во всех ОЭЗ, за счет бюджетных средств, предусмотрено строительство административно-деловых центров, в которых будут размещаться офисы резидентов ОЭЗ, переговорные, выставочные холлы и конференц-залы. Это особенно важно для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в начале своего развития не могут инвестировать средства в строительство собственных зданий, а в административно - деловом центре смогут гарантированно получить необходимые площади. Данный аспект играет большую роль, так как именно наличие в ОЭЗ развитой инфраструктуры, в первую очередь транспортных и инженерных коммуникаций, административно-деловых центров, таможенной инфраструктуры, является важным моментом при принятии решения об инвестировании средств в проекты, реализуемые на территории ОЭЗ. В теории ситуация вроде «идеальная»: государство вкладывает значительные финансовые средства в инфраструктуру, а инвесторы заключают соглашения с органами управления зонами и осуществляют деятельность на «готовых» территориях, более того также они получают дополнительные преференции: налоговые, таможенные, административные. К сожалению, на практике ситуация сложилась совсем иная. Для наглядности приведем главные показатели развития особой экономической зоны: строительство всей необходимой инфраструктуры в установленные сроки, количество зарегистрированных резидентов, и резидентов уже осуществляющих деятельность на территории зоны.

С формальной точки зрения ситуация более чем положительная. В двух промышленно-производственных зонах зарегистрировано 26 резидентов, а в четырёх технико-внедренческих зонах - уже 160 резидентов. Однако к реальной работе, по данным Минэкономразвития, приступили соответственно 10 резидентов. Данное обстоятельство можно объяснить, по крайней мере, двумя причинами: построена недостаточная инфраструктура, имеют место проблемы, а именно бюрократические, связанные с оформлением земельноимущественных отношений и получением разрешения на строительство.

В период с 2005 по 2010 годы государственное финансирование инфраструктуры ОЭЗ по данным Минэкономразвития составило порядка 45 млрд. рублей. Однако первые результаты по строительству инфраструктуры появились только в нескольких зонах: «Ала-буга» (Республика Татарстан), Липецкая область (Гря-зинский район), Алтайский край («Бирюзовая катунь»),

г. Томск, г. Дубна. Самое трудное положение в туристско-рекреационных зонах, где из семи объявленных территорий, только в одной («Бирюзовая катунь») имеет место видимый экономический эффект. Что касается иных территорий, то на данный момент, они представляют собой «голые» участки земли («ГрандС-паЮца», «Новая Анапа», «Ворота Байкала» и.т.д).4 Идентичная ситуация прослеживается и с количеством зарегистрированных резидентов. Из семи зон они появились только в трех, количество которых составляет 21: Республика Алтай («Алтайская долина» - 9 рези-

4 Материалы с сайта www.rosez.ru

дентов), Алтайский край («Бирюзовая катунь» - 9 резидентов) и Республика Бурятия («Байкальская гавань» - 3 резидента). Однако, резидентов, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность, всего

три.5

Учитывая тот факт, что туристско-рекреационные зоны должны «заработать» в полной мере уже в 2012 году, экономическое положение и уровень их развития находится далеко от идеала.

Следующим, немаловажным аспектом, непосредственно связанным с деятельностью резидентов на территории особой экономической зоны, является решение земельно-имущественных проблем, а именно режим предоставления земельных участков под застройку и имущества для осуществления текущей деятельности. Законодатель в этом случае пошел по следующему пути: земельные участки предоставляются резидентам особых экономических зон во временное владение и пользование, то есть формально они остаются в собственности государства. Размер арендной платы за пользование земельным участком в течение года, не может превышать 2% от его кадастровой стоимости, что конкретно устанавливается в Постановлении Правительства о создании особой экономической зоны. Вместе с тем резиденту предоставляется право выкупа земельного участка, в данном случае резидент освобождается от уплаты земельного налога на 5 - 10 (в зависимости от субъекта Федерации) лет с момента получения права собственности на землю. Данная прерогатива может быть проанализирована следующим образом: после перехода права собственности на земельный участок к резиденту он приобретает статус частной собственности, а в соответствии с законодательством особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.6 Соответственно возникает закономерный вопрос: будет ли земельный участок, находящийся в частной собственности признаваться территорией ОЭЗ, если да, то каков будет его статус? Ответы на данные вопросы пока остаются открытыми и требуют дальнейшей правовой доработки.

В числе преимуществ для резидентов ОЭЗ также имеют место и налоговые льготы. Если обратиться к мировой практике создания и функционирования свободных экономических зон, можно сказать, что налоговые льготы имеют достаточно широкое распространение и занимают одно из самых главных позиций в числе преимуществ и преференций для резидентов. В Российской Федерации льготы по налогам для резидентов ОЭЗ предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации. Так, в числе федеральных налогов, резиденты освобождаются от уплаты части налога на прибыль, которая подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, но не ниже 13,5%. Что касается Единого социального налога (ЕСН), то он уплачивается по пониженной ставке (14%) только резидентами технико-внедренческих зон (Дубна, Томск, Зеленоград и Санкт-Петербург), что не совсем логично, так как массовое привлечение трудовых ресурсов имеет место и в других типах зон, соответственно целесообразно было бы ввести данную налоговую льготу и на территории других субъектов Российской Феде-

5 Материалы с сайта www.rosoez.ru

6 ч.1 ст. 5 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 08.07.2005г.

рации, имеющих статус ОЭЗ. Следует напомнить, что льгота по данному налогу вводится и отменяется только законодательным актом федерального значения. Похожая ситуация прослеживается и с транспортным налогом: из семи туристско-рекреационных ОЭЗ, только в двух (Республика Алтай и Краснодарский край) резиденты освобождаются от его уплаты. Что касается льгот по уплате НДС, то они имеют место только в связи с перемещением товаров через государственную границу Российской Федерации (ввоз, вывоз) о чем будет сказано далее.

Освобождение от уплаты региональных и местных налогов устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, а именно резидентам особых экономических зон. Транспортный налог, налог на имущество и земельный налог не уплачиваются на территории почти всех особых экономических зон. В данном случае разница существует только в сроке освобождения от уплаты данных налогов - он колеблется от 5 (Липецкая область, г. Санкт-Петербург) до 10 лет (Республика Татарстан «Алабу-га»).

Комплексный правовой анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод, что налоговые льготы являются не столь существенными для резидентов особых экономических зон. Наибольшую роль играют бюджетные поступления (строительство инфраструктуры), таможенный режим свободной таможенной зоны, а также снижение административных барьеров в системе «одного окна».

Немаловажным аспектом в системе функционирования ОЭЗ является установление дружеской среды администрирования, а именно внедрение системы «одного окна», что позволит значительно снизить число бюрократических процедур. Предпосылкой внедрения данной системы является обширный круг вопросов, которые необходимо решать инвесторам: как на стадии получения статуса резидента (земельноимущественные отношения, экспертиза проектносметной документации, получение разрешения на строительство и.т.д), так и в последующем (ввоз, вывоз товаров на территорию зоны, получение разрешения на приглашение иностранной рабочей силы). Таким образом, в пределах территории зоны целесообразно функционирование около 20 представителей различных федеральных органов исполнительной власти, с которыми наиболее часто взаимодействуют резиденты в своей деятельности. Это представители органов Федеральной таможенной службы (ФТС), Федеральной Налоговой службы (ФНС), Роснедвижимо-сти, Федеральной миграционной службы, ПФР, ФСС, ФОМС и.т.д. В рамках реализации данного проекта, на территории зон планируется разместить административно - деловые центры, в которых будут располагаться представители данных органов, рабочая специфика которых будет непосредственно связана с деятельностью резидентов - инвесторов.

Следует отметить, что предпосылками для успешной и полноценной работы системы «одного окна», является, во-первых, уровень функционирования особой экономической зоны, а именно количество резидентов, зарегистрированных на ее территории и имеющих такой статус, во - вторых степень урегулированности административных и организационных вопросов между органами государственной власти, которые взаимодействуют с резидентами ОЭЗ. Это связано, в первую

очередь с тем, что в каждом государственном органе, участвующем в данной системе существуют свои нормы и правила, касающиеся организации деятельности резидентов ОЭЗ, что в конечном итоге не может не оказать влияние на функционирование системы в целом. Необходимо отметить, что законодательное закрепление рассматриваемого правового объекта имеет место только в нескольких наиболее развитых зонах: «Алабуга» (Республика Татарстан), Липецкая область. В остальных зонах функционирование данной системы отсутствует.

На территории ОЭЗ промышленно - производственного, технико - внедренческого и портового типа действует режим свободной таможенной зоны. Под данный режим помещаются:

1) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств

2) товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;

3) товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.7

То есть, товары, подлежащие ввозу с территории иностранного государства на территорию ОЭЗ, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и НДС. При вывозе иностранных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины взимаются. При вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты таможенных пошлин.

Таким образом, для резидентов создаются благоприятные условия в части ввоза иностранных товаров на территорию ОЭЗ, что дает огромные преимущества организациям, осуществляющим сборочное производство автомобилей и иной техники. По сути это является синергетическим эффектом для массового «вливания» иностранной продукции на российский рынок, что тем самым неизбежно влияет на спрос отечественной продукции, который будет падать. Следовательно, по мнению автора, на территории данных ОЭЗ необходимо осуществлять экономическую политику, направленную на:

Ввоз и реализацию товаров, являющихся наиболее востребованными и дефицитными на российском рынке и которые не будут его значительно монополизировать;

Создание условий для качественного импортозаме-щения;

Производство экспортно-ориентированных товаров, которые будут пользоваться спросом на мировом рынке.

Подводя итоги данной статьи необходимо сказать, что, несмотря на законодательно предоставленные для резидентов особых экономических зон преференции и льготы, при их детальном правовом анализе, просматриваются проблемы, которые имеют различ-

7 п.2 ст.37 «ФЗ об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 08.07.2005г.

ный характер и степень, а именно отсутствие или недостаточное количество объектов инфраструктуры, как следствие нецелевого расходования бюджетных средств, бюрократические сложности при получении статуса резидента ОЭЗ, разрешения на строительство, функционирование системы «одно окно» не во всех ОЭЗ, а также не совсем существенные налоговые льготы, которые могут быть получены, к примеру, по соглашению с субъектами Федерации в рамках инвестиционных соглашений, либо в рамках упрощенной системы налогообложения без прохождения процедуры регистрации в качестве резидента ОЭЗ.

Таким образом, со стороны государства необходимы более рациональные и консервативные действия с целью устранения вышеуказанных проблем, в том числе изменения на законодательном уровне, учитывающие не только правоприменительную практику, но и сложившуюся ситуацию в рассматриваемой сфере.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об особых экономических

зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от

08.07.2005г.

2. Материалы с сайта www.rosez.ru

3. Материалы с сайта www.rosoez.ru

РЕЦЕНЗИЯ

Статья М.В. Батырова посвящена характеристике и анализу преимуществ, которые представляются резидентам особых экономических зон на территории Российской Федерации с позиции их эффективности для указанных субъектов.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как она позволяет оценить действенность механизма особых экономических зон применительно к созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

Автором проведена серьезная работа по анализу аспектов, связанных с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, в том числе по выявлению проблемы, объективно существующих в механизме функционирования особых экономических зон, в части предоставления резидентам особых экономических зон льгот и преимуществ.

Научная статья М.В. Батырова «Правовой анализ преимуществ и преференций для резидентов особых экономических зон в Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода.

Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Профессор,

д.ю.н.

Петров С. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.