дискуссия
журнал научных публикаций
М. Ал Ахмед, аспирант, кафедра маркетинга, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия, т [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА. СРАВНЕНИЕ ИСЛАМСКИХ И ТРАДИЦИОННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
В статье рассматриваются основные особенности исламской экономики. В традиционном понимании суть экономических проблем заключается в рациональном использовании ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях человека. Однако, по мнению мусульман, Аллах предоставил человечеству достаточное количество ресурсов и основной проблемой является пренебрежительное отношение человека к процессу разведывания новых источников. Развитие исламской экономики базируется на пяти принципах: таухид (единство Аллаха), адль (справедливость Аллаха), нубуввах (пророчества), халифа (наместник Аллаха на Земле), ма 'ад (конечная судьба человечества). Таким образом, целью создания исламского банка служит объединение и нахождение равновесия между религией и бизнесом. В статье раскрываются такие понятия, как «мудараба», «мушарака», «мура-баха», «иджара», «иджара ва-иктина», «бай муаджал», «истисна», «кард хассан», «ва-диа» и «рахн», а также анализируются их смысл и значение в исламском банкинге. Подробно рассматривается такой основополагающий принцип исламской экономики, как запрет на ростовщичество (риба). Кроме того, в статье анализируются основные принципы деятельности исламских банков с целью оценки потенциала функционирования и внедрения системы исламского банкинга в традиционную банковскую систему. Осуществляется сравнение указанных банковских систем по основным направлениям деятельности.
Ключевые слова: исламская экономика, исламские банки, традиционные банки, инвестор, банковский кредит, ростовщичество, риба, процент, принципы исламского банкинга, распределение прибыли.
Прежде чем сравнивать традиционные коммерческие банки с исламскими банками, необходимо определить основные особенности исламской экономики.
В традиционном понимании основная суть экономических проблем заключается в рациональном использовании ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях человека. Однако понятие ограниченности ресурсов является чуждым исламскому учению. По мнению мусульман, Аллах предоставил человечеству достаточное количество ресурсов и основной проблемой
является не их отсутствие, исчерпаемость или исчезновение, а пренебрежительное отношение человека к процессу разведывания и обнаружению новых источников или заменителей. Основным правилом для верующих мусульмам является тидеяо - идея, что дары Аллаха не сосредоточены в одном месте.
Развитие исламской экономики должно базироваться на пяти принципах: таухид (единство Аллаха), адль (справедливость Аллаха), нубуввах (пророчества), халифа (наместник Аллаха на Земле), ма'ад (конечная судьба человечества). К основным целям
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
и ценностям исламской экономики можно отнести экономическое благосостояние в рамках исламских моральных ценностей, честное и справедливое разделение доходов и материальных ценностей, чувства братства и справедливости, свободу личности в контексте социального благосостояния.1
Тогда основные принципы и особенности исламских банков кратко можно обозначить посредством следующих тезисов.
Основной целью исламского банка, как и любого другого финансового института, является получение максимальной прибыли. Однако не стоит забывать, что работа исламских банков основывается на исламском вероубеждении и исламском законе. Исламские банки придают большое значение моральной стороне вопроса и тесно связаны с религией. Деятельность исламских банков основывается на исламских принципах социальной справедливости в качестве нормативов, методов, правил и инструментов, обеспечивающих правосудие и предоставляющих равенство. Таким образом, целью создания исламского банка служит объединение и нахождение равновесия между религией и бизнесом.
Принципы Шариата, которые используются в исламской банковской системе, можно разделить на пять категорий. К первой категории относятся принципы разделения прибылей и убытков, ко второй - принципы купли-продажи, третий принцип включает в себя сборы и комиссию. Четвертая категория описывает принципы бесплатных услуг, а пятая - вспомогательные принципы.2
Основными направлениями деятельности в исламском банкинге являются мудара-ба, мушарака, мурабаха, иджара, иджара ва-
К основным целям и ценностям исламской экономики можно отнести экономическое благосостояние в рамках исламских моральных ценностей, честное и справедливое разделение доходов и материальных ценностей, чувства братства и справедливости, свободу личности в контексте социального благосостояния.
Исламские банки придают большое значение моральной стороне вопроса и тесно связаны с религией. Деятельность исламских банков основывается на исламских принципах социальной справедливости в качестве нормативов, методов, правил и инструментов, обеспечивающих правосудие и предоставляющих равенство.
иктина, бай муаджал, истисна, кард хассан, вадиа и рахн.3 Мушарака представляет собой договор о совместном предприятии между двумя сторонами, участвующими в определенных деловых операциях или в определенном проекте с целью получения прибыли. Прекращение действия договора обусловлено временем или выполнением обозначенных условий. В соответствии с этим принципом, обе стороны сделки обеспечивают необходимый капитал; инвестор или кредитор могут принимать участие в управлении. Распределение прибыли и убытков среди партнеров определяется заранее и не обязательно в соответствии с количеством вложенных средств.
Следующее направление - мудараба. Ученые приводят несколько вариантов перевода термина «мудараба», среди них следующие: «доверительное финансирование», «разделение прибыли между доверенными лицами», «распределение собственного капитала» и «распределение прибыли». Иными словами, тот, кто владеет средствами (инвестор), передает их другому доверенному лицу (предпринимателю) для ведения бизнеса. Инвестор в процесс ведения бизнеса не вовлечен, и в конце оговоренного срока предприниматель должен вернуть инвестору основную вложенную сумму и его долю прибыли. По условиям соглашения, инвестор обязуется финансировать предприятие или доверить свои деньги предпринимателю, который будет осуществлять деятельность в согласованном порядке и затем должен будет вернуть инвестору основную сумму вложений и заранее согласованную долю прибыли. Доля прибыли определяется договором, и нет никакой гарантии для инвестора, что его вложения будут успешными. В случае убытка,
дискуссия
журнал научных публикаций
в результате форс-мажорных и не зависящих от предпринимателя обстоятельств инвестор принимает на себя весь удар. Предприниматель, в свою очередь, теряет лишь свое время и труд.4
Мурабаха предполагает возможность реализовывать товар по закупочной цене с торговой наценкой, которая согласована обеими сторонами. Мурабаха представляет собой преобразованное в услугу купли-продажи традиционное кредитование, при этом кредитор приобретает товар на условиях отсрочки или рассрочки платежа с учетом торговой наценки на товар, то есть по более высокой цене. Понятие «мурабаха» также известно как «финансирование издержек плюс фиксированная прибыль». В случае, если это направление деятельности осуществляется исламским банком, то оно выступает в качестве замены метода, при котором происходит разделение прибылей и убытков, и банк продолжает свою деятельность как хозяйствующий субъект, вовлеченный в сделки, связанные с куплей и продажей товаров.
Иджара - договор аренды, ренты или проката. Фактически иджара - это исполь-
зование на договорных условиях имущества третьей стороны за установленную плату. При соглашении иджара действует ряд правил Шариата. Первое правило - «хияр ар-руйя», право аннулирования договора покупателем, если он увидит товар, не соответствующий описанию. Второе - «хияр аль-айб». Речь идет о низком качестве товара, то есть покупатель вправе отменить сделку, если после покупки был обнаружен недостаток. Третье правило - «хияр аш-шарт». Здесь признается право сторон на расторжение договора в любое время в зависимости от установленных сроков или от определенных событий. Четвертое - «фасх», то есть отзыв или аннулирование. И последнее - «икала», то есть компенсация или замена.
Следующее направление деятельности - кард хассан - так называемый благотворительный кредит, который обязывает заемщика вернуть кредитору лишь основную сумму займа. Но заемщик имеет право по своему усмотрению выплатить вознаграждение кредитору, добавив его к основной сумме кредита. Эта форма займа является беспроцентной и разрешенной Шариатом,
1
дискуссия t
журнал научных публикаций Щ
она нацелена на достижение социальной необходимо разобраться в том, что же подра-и экономической справедливости. зумевается под понятиями «риба» и «ростов-
Направление вадиа представляет собой щичество». Оксфордский словарь дает два выполнение доверительных функций. Ва- определения понятия «ростовщичество»:
^ 1. «Факт или практика
диа определяется в договоре между владельцем имущества и второй стороной, где владелец имущества дает согласие передать на хранение и использование свои активы. Согласно договору вадиа, владелец имущества назначает доверенное лицо, которое выступает хранителем и гарантом его имущества. Доверенное лицо может быть назначено либо самим владельцем активов, либо членами его семьи. В случае, если доверенное лицо отказывается возвращать имущество и отрицает сам факт получения его на хранение, ему предъявляется обвинение в незаконном хранении чужого имущества и он несет полную ответственность за свои действия. В исламской банковской системе вадиа является сберегательным депозитом, который позволяет клиенту хранить свои деньги в банке, и только получив разрешение владельца депозита банк может использовать данный вклад на свой страх и риск.5
Рахн - это банковский продукт, основанный на обеспечении гарантии. Согласно договору, клиент получает кредит под залог личного имущества. Особенностью данного вида закладного договора является то, что не происходит перехода права собственности на заложенное имущество, то есть заемщик вправе пользоваться своим заложенным имуществом на протяжении всего срока договора. И лишь при необходимости продажи заложенного имущества - с целью покрытия долга - происходит передача права собственности. Заемщик несет ответственность за свое заложенное имущество в части соответствия суммы долга стоимости заложенного имущества. Но если актив по вине заемщика теряет оцененную стоимость, заемщик несет ответственность за состояние актива и обязан вернуть всю сумму своего долга.6
Основополагающим принципом всей исламской экономики является запрет на ростовщичество (риба), на котором следует остановиться более подробно. Во-первых,
Основополагающим принципом всей исламской экономики является запрет на ростовщичество (риба).
предоставления денежных ссуд под проценты. Или последующая практика взимания, получе-= ния или соглашение получать чрезвычайно высокий и незаконный процент с денег или кредита»; 2. «Вознаграждение или проценты за предоставление или получение в долг денег (или товаров); прибыль образуется за счет ссужаемых денег». Слово «ростовщичество» происходит от латинского слова «usura». В переводе с греческого означает «производить», «приносить урожай». Таким образом, можно сказать, что ростовщичество - это цена, уплачиваемая за пользование кредитом. В более широком смысле ростовщичество охватывает все сборы или выплаты, установленные в результате заимствования денег или товаров.
Между коммерческими и исламскими банками есть как отличия, так и сходства. Рассмотрим основные сходства. Во-первых, как обычный, так и исламский банк имеют целью удовлетворение потребностей населения в банковских услугах. Во-вторых, также основной целью банков является получение прибыли с помощью привлечения как можно большего количества вкладов на различных привлекательных для вкладчиков условиях. В-третьих, исламские банки так же, как и традиционные, осуществляют множество банковских операций. В основном обычный банк выполняет две главные функции: принимает сберегательные вклады и выдает средства. Клиенты, как правило, делятся на четыре категории: частные лица, компании, государственный сектор и остальные. В качестве вариантов для вложения денег традиционные коммерческие банки предлагают текущие счета, сберегательные счета, срочные вклады и депозитные сертификаты. Традиционные коммерческие банки предлагают кредиты частным лицам, бизнесу и правительственным учреждениям. Клиентам также могут
дискуссия
журнал научных публикаций
быть предоставлены овердрафт, аккредитивы, гарантийные письма и т.п. К дополнительным услугам относятся денежные переводы, обмен валюты и консультации. Исламские банки также принимают вклады и предлагают механизмы финансирования. Аналогично неисламским коммерческим банкам исламские банки имеют сберегательные, текущие счета и срочные вклады. Среди прочих услуг - денежные переводы, обмен валюты и консультации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность исламской экономики значительно отличается от западной. Вся исламская экономика основывается на религиозных принципах, прописанных в священном Коране и хадисах. То же касается и деятельности исламских банков, которая основывается на ряде важнейших принципов, также полностью соответствующих священному писанию. Основополагающим принципом является принцип справедливости, необходимый для достижения наибольшего благосостояния мусульманского общества. Именно этим и объясняется запрет на взимание процентов, то есть на ростовщичество. Несмотря на то, что одной из целей деятель-
ности исламских банков, как и любого финансового института, является получение прибыли, наибольшая роль отводится моральной стороне вопроса. '(¡J
Литература
1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. 2-е изд. М.: ИД Марджани, 2010. 367 с.
2. Борисов Л.Б. Исламская экономика: универсальная теория развития или одна из моделей третьего пути? // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2012. № 5. C. 99-112.
3. Мамедова Н.М. Опыт экономического развития Ирана в условиях исламского управления [Электронный ресурс]. URL: http://news.iran.ru/ news/74431/ (дата обращения: 10.07.2012).
4. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. М.: Наука, 1972. 268 с.
5. Аль Каддафи Муаммар. Зеленая книга [Электронный ресурс]. URL: http://kaddafi.ru/z-a5.pdf (дата обращения: 10.07.2012).
6. Мухаметов Р. Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации [Электронный ресурс]. URL: http://www.idmedina.ru/ books/islamic/?779 (дата обращения: 10.07.2012).
ORGANIZATIONAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF ISLAMIC BANKING. COMPARISON BETWEEN COMMERCIAL BANKS AND ISLAMIC BANKS
M.Al Ahmed, postgraduate, The department of marketing, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
The purpose of research is to analyze the main characteristics of Islamic economics in comparison with Western economics. The traditional understanding of the main essence of the economic problems is the rational use of limited resources with unlimited human needs. However, Muslims believe that the God has given a sufficient amount of resources to humanity, and the neglect of human to the process of searching new sources is the main problem. The development of Islamic economics is based on five principles, such as tawhid (oneness of Allah), adl (justice of Allah), nubuvvah (prophecy), the caliph (vicegerent of Allah on earth), ma'ad (the ultimate destiny of humanity). Thus, the purpose of creature the Islamic bank is the search a balance between religion and business. The main activities of Islamic banking, such as «mudaraba», «musharaka», «murabaha», «Ijara», «Ijara wa-Iktinos», «buy muadzhal», «istisna», «card Hassan» «wadia» and «rachni» are analyzed in this article. In this research, the author analyzes such fundamental principle of Islamic economics as a ban of usury (riba). The article is aimed at reviewing the main principles of Islamic banking system in order to analyze the potential of functioning and implementation Islamic banking system in the traditional one.
Key words: Islamic economy, Islamic banks, conventional banks, investor, loan, usury, riba, interest, principles of Islamic banking, distribution of profits.
References
1. Bekkin R.I. Islamskaia ekonomicheskaia model' of Islamic management]. Available at: http://news. i sovremennost' [Islamic economic model and iran.ru/news/74431/ (accessed 10.07.2012). modernity]. Moscow, ID Mardzhani Publ., 2010. 3 4. LevinZ.I. Razvitie osnovnykh techenii obshchestven-67 p. no-politicheskoi mysli v Sirii i Egipte [The develop-
2. Borisov L.B. Islamskaia ekonomika: univer- ment of the main currents of political thought in Syria sal'naia teoriia razvitiia ili odna iz modelei tret'ego and Egypt]. Moscow, Nauka Publ., 1972. 268 p. puti? [Islamic Economics: a universal theory 5. Al' Kaddafi Muammar. Zelenaia kniga [Green of development or one of the models of the third Book]. Available at: http://kaddafi .ru/z-a5.pdf way?]. Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriia (accessed 10.07.2012).
i sovremennost'- East. Afro-Asian societies: history 6. Mukhametov R. Politicheskoe samoopredelenie
and modernity, 2012, no. 5, pp. 99-112. islamskogo mira v usloviiakh globalizatsii [Political
3. Mamedova N.M. Opyt ekonomicheskogo razvitiia self-determination of the Islamic world in the context Irana v usloviiakh islamskogo upravleniia [The of globalization]. Available at: http://www. idmedina. economic development experience of Iran in terms ru/books/islamic/?779 (accessed 10.07.2012).