Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
террористическая деятельность / организационно-правовые основы противодействия терроризму / терроризм Российской Федерации / противодействие терроризму.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Александр Владимирович

террористическая деятельность как идеология насилия для подрывания национальной безопасности выражается в посягательстве на свободу определенных личностей, на органы власти, объекты инфраструктуры, а также на жизнь и здоровье простых граждан страны и в целом характеризуется как деятельность оппозиционно настроенных сил радикальной направленности. Государственная политика в сфере противодействия терроризму является приоритетным направлением государственной политики в сфере безопасности и определяет основные направления деятельности государства, общественных организаций по предотвращению проявлений терроризма на территории Российской Федерации. Главным условием формирования и реализации государственной политики противодействия терроризму является создание адекватной нормативно-правовой базы борьбы с терроризмом, которая может быть построена на четком понимании особенностей современного терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Андреев А.В.

Андреев Александр Владимирович - слушатель, Академия Федеральной Службы Охраны Российской Федерации, г. Орёл

Аннотация: террористическая деятельность как идеология насилия для подрывания национальной безопасности выражается в посягательстве на свободу определенных личностей, на органы власти, объекты инфраструктуры, а также на жизнь и здоровье простых граждан страны и в целом характеризуется как деятельность оппозиционно настроенных сил радикальной направленности. Государственная политика в сфере противодействия терроризму является приоритетным направлением государственной политики в сфере безопасности и определяет основные направления деятельности государства, общественных организаций по предотвращению проявлений терроризма на территории Российской Федерации. Главным условием формирования и реализации государственной политики противодействия терроризму является создание адекватной нормативно-правовой базы борьбы с терроризмом, которая может быть построена на четком понимании особенностей современного терроризма.

Ключевые слова: террористическая деятельность, организационно-правовые основы противодействия терроризму, терроризм Российской Федерации, противодействие терроризму.

В современном мире терроризм стал одним из распространенных средств политической борьбы как в мире, так и в Российской Федерации. Растет количество жертв, погибших или получивших ранения и увечья в результате террористических актов; постоянно увеличивается материальный ущерб от действий террористов.

Тем самым многократно актуализируется проблема формирования эффективных организационно -правовых основ противодействия терроризму. Повышение эффективности противодействия терроризму невозможно без систематизации действий и координации усилий общества, правоохранительных органов и органов государственной власти.

Это подтверждается и усилением акцентов на теме противодействия терроризму, ежегодно звучащей в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, и поддержкой общества в этом вопросе. В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что Россия ведет длительную борьбу с агрессией международного терроризма, начиная с середины 1990-х гг. по настоящее время [18, с.304].

Государственная политика в сфере противодействия терроризму является приоритетным направлением государственной политики в сфере безопасности и определяет основные направления деятельности государства, общественных организаций по предотвращению проявлений терроризма на территории Российской Федерации. Главным условием формирования и реализации государственной политики противодействия терроризму является создание адекватной нормативно-правовой базы борьбы с терроризмом, которая может быть построена на четком понимании особенностей современного терроризма.

Концептуальные основы противодействия терроризму изложены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [12] и Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [17].

Правовую основу противодействия терроризму в Российской Федерации составляют:

— Конституция Российской Федерации как нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны [1];

— имплементированные в национальную правовую систему нормы международного права (Россией подписаны и ратифицированы все 13 универсальных конвенций Организации Объединенных Наций в сфере противодействия терроризму, среди которых: Конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом воздушных судов [2], Конвенция 1979 г. о борьбе с захватом заложников [3], Конвенция 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против морского судоходства [4], Конвенция 1991 г. о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения [5], Конвенция 2005 г. о борьбе с актами ядерного терроризма [6] и др.);

— федеральные законы (от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [9], от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [10], от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [11] и др.);

— подзаконные нормативные правовые акты (Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» [14], Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» [13], постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008

г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» [16], ведомственные нормативные правовые акты).

Перечисленные нормативные правовые акты являются главными (основополагающими) источниками норм, регулирующих цели, задачи, принципы функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму. Вместе с тем существуют и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность рассматриваемой системы в соответствующих сферах. Важную роль играет также ведомственная и межведомственная нормативная правовая база, принимаемая в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.

В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации определены основные принципы государственной антитеррористической политики, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму.

Концепция стала основополагающим доктринальным документом, создавшим основу для построения и совершенствования деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму и привлечению к этой работе институтов гражданского общества, научного и бизнес-сообществ.

В ней определены понятия «общегосударственная система противодействия терроризму», «субъекты террористической деятельности», «способы террористической деятельности»; выделены основные внутренние и внешние факторы, обусловливающие возникновение и распространение терроризма, объекты террористической деятельности, средства террористической деятельности, раскрыто содержание деятельности по противодействию терроризму (профилактика терроризма, борьба с терроризмом, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма).

Базовым нормативным правовым актом в рассматриваемой области является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ № 35) [7]. С его принятием законодателем были установлены новые принципы организации антитеррористической деятельности в Российской Федерации, позволившие начать формирование общегосударственной системы противодействия терроризму, отвечающей реалиям обстановки, складывающейся в стране и в мире в целом. При его разработке был учтен национальный и международный опыт противодействия терроризму.

ФЗ № 35 установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В ст. 5 и 5.1 ФЗ №35 конкретизированы организационные основы противодействия терроризму Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму, органов местного самоуправления, что позволяет эффективно осуществлять антитеррористические мероприятия в субъекте Российской Федерации.

Согласно положениям ФЗ № 35 (ч. 4 ст. 5) Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» [12] образован коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность по противодействию терроризму в Российской Федерации - Национальный антитеррористический комитет, а в его составе - Федеральный оперативный штаб.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 (далее - Указ № 664) «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» [11] утверждена новая редакция Положения о Национальном антитеррористическом комитете. В целях конкретизации возложенной на Комитет задачи по организации деятельности по противодействию терроризму НАК наделен полномочием по контролю за исполнением собственных решений и решений Федерального оперативного штаба, правом организации проверок их исполнения. Закрепляется обязанность доведения решений Комитета до сведения общественности путем их опубликования на его официальном сайте. Организация контроля за исполнением решений Комитета в соответствии с решением председателя НАК возлагается на аппарат Комитета.

Кроме того, Указом № 664 для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и управления контртеррористическими операциями в морских районах (бассейнах) дополнительно образованы пять оперативных штабов (в городах Каспийске, Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Симферополе, Южно-Сахалинске).

За оперативными штабами в субъектах Российской Федерации закрепляется зона ответственности во внутренних морских водах, прилегающих к территории этих субъектов.

Одним из наиболее значимых нормативных правовых актов, принятых в целях обеспечения антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, является постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 «Об

утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране Росгвардией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее - Требования) [15]. Требованиями установлен порядок организации и проведения работ в данной области.

С принятием Федеральных законов от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и от 21 июля 2011 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [8] установлены базовые принципы нормативного правового регулирования в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

Кроме того, в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 217.1 [7], предусматривающая ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

В целях повышения эффективности противодействия финансированию терроризма были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, которыми:

• установлен единый подход к нормативному правовому регулированию деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

• усовершенствован правовой механизм противодействия отмыванию коррупционных доходов;

• установлен обязательный контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Постоянное внимание уделяется развитию уголовно-правовых и уголовно-процессуальных мер в области противодействия терроризму.

Таким образом, в России впервые в мировой практике создана нормативная правовая база, позволяющая превентивно пресекать деятельность террористов на всех ее стадиях: подбора, обучения, боевого использования в вооруженных конфликтах за рубежом и последующего направления боевиков в Россию. Организована работа по розыску и привлечению к уголовной ответственности сторонников международных террористических организаций.

Однако, в вопросе противодействия современному терроризму со стороны государственных органов власти имеются некоторые проблемы, а именно:

• в отношении противодействия организованной террористической преступности ведется недостаточная подготовка сотрудников правоохранительных органов или силовых структур на местах, сформированы неэффективные принципы планирования контртеррористической деятельности;

• нормативно-правовая база в области террористических преступлений, а именно осуществления терактов, требует совершенствования, и прежде всего ужесточения уголовной ответственности;

• при формировании стратегической программы по реализации антитеррористической деятельности наблюдается отсутствие четкого подхода;

• в области противодействия, которое осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, наблюдается нерациональное распределение функций и задач;

• невозможность руководителей субъектов хозяйствования своевременно реагировать на неожиданные угрозы террористов;

• процессы, связанные с ресурсным и научно-техническим обеспечением органов государственной власти, плохо регулируются на федеральном уровне. Также необходимо отметить, что характер угрозы терроризма радикально меняется из-за того, что террористические преступления постепенно перетекают в информационно-цифровую среду. В этих условиях нужно совершенствовать контртеррористическую деятельность силовых структур и информированность населения относительно террористических угроз. Кроме того, нужно должным образом реструктуризировать средства и формы контртеррористической деятельности, осуществляемой государством.

Подводя итог, можно сказать, что для разработки и утверждения на международном, национальном и региональном уровнях комплексных принципов противодействия терроризму, главным образом, нужно наладить сотрудничество с субъектами, которые имеют прямое отношение к борьбе с терроризмом, а также продолжать совершенствовать уголовную ответственность на государственном и на международном уровнях.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 04.07.2020).

2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Заключена в г. Гааге 16.12.1970) (с изм. от 10.09.2010) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII.- М., 1974. С. 292 - 296.

3. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Заключена в г. Нью-Йорке 17.12.1979) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII.- М., 1989. С. 99 - 105.

4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA) (Заключена в г. Риме 10.03.1988) // Бюллетень международных договоров. 2002. № 1. С. 3 - 12.

5. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Заключена в г. Монреале 01.03.1991) // Бюллетень международных договоров. 2008. № 7. С. 3 - 10.

6. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 13.04.2005) // Собрание законодательства РФ. 18 августа 2008 г. № 33. Ст. 3819.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

8. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Российская газета, № 161, 26.07.2011.

9. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146.

10. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // Парламентская газета, № 1-2, 14-20.01.2011.

11. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета, № 72, 12.04.1995.

12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.

13. О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 (ред. от 29.01.2022) // Собрание законодательства РФ, 28.12.2015, № 52 (часть I), ст. 7591.

14. О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (ред. от 25.11.2019) // Парламентская газета, № 28, 02.03.2006.

15. Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий): Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 (ред. от 29.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 06.04.2015, № 14, ст. 2119.

16. О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму: Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 (ред. от 17.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 12.05.2008, № 19, ст. 2172.

17. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета, № 198, 20.10.2009.

18. Боков Ю.А. Проблемы деятельности органов государственной власти по противодействию терроризму / Боков Ю.А., Абдуллаева A.M. // Модернизация российского общества: стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Таганрог, 2019. С. 303—307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.