Научная статья на тему 'Правовая политика российского государства в сфере противодействия терроризму'

Правовая политика российского государства в сфере противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1665
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COUNTERACTION TO TERRORISM / THE LEGAL POLICY / NATIONAL SAFETY / LEGISLATIVE MAINTENANCE / ANTITERRORIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гугасари Елена Сергеевна

В статье анализируется правовая политика Российского государства в сфере противодействия терроризму. Автор проводит мысль о том, что главным направлением государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности является совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом. Характеризуя методы противодействия терроризму в Российской Федерации, он отмечает некоторые основополагающие документы: Стратегию национальной безопасности, Концепцию противодействия терроризму, Федеральный закон «О противодействии терроризму», Указ Президента «О мерах по противодействию терроризму» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гугасари Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian state legal policy in the sphere of counteraction to terrorism

In article the legal policy of the Russian state in sphere of counteraction to terrorism is analyzed. The author spends thought that a state policy mainstream in sphere of maintenance of national safety is perfection of standard legal regulation of the prevention and fight against terrorism. Characterizing legal bases of counteraction to terrorism in the Russian Federation, the author in detail stops on some basic documents: Strategy of national safety, the Concept of counteraction to terrorism, the Federal law «About counteraction to terrorism», the Decree of the President «About measures on counteraction to terrorism».

Текст научной работы на тему «Правовая политика российского государства в сфере противодействия терроризму»

Гугасари Е.С.

Правовая политика Российского государства в сфере противодействия терроризму

Россия имеет довольно богатый опыт противодействия терроризму. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в охране государственного и общественного строя и борьбе с террористической деятельностью была задействована вся система государственных и негосударственных органов страны. Первостепенной задачей деятельности правоохранительных структур являлась ее профилактическая направленность. Так, например, Положением об охранных отделениях, утвержденным 9 февраля 1907 г., начальникам охранных отделений предписывалось «руководствоваться тем соображением, что главным мерилом успешности их деятельности будет всегда не количество произведенных ими ликвидаций, а число предупрежденных преступлений и процентное отношение обысканных лиц к количеству тех из них, которые подверглись судебной каре» [3, с. 182].

К сожалению, в период реформирования российской государственности в 90-х гг. XX в. высшее военное и политическое руководство страны не только не использовало имеющийся отечественный опыт борьбы с терроризмом, но и допустило образование на территории Чеченской Республики террористического режима. Исторический опыт показывает, что в переходные периоды развития российского общества, при отсутствии явно выраженного «внешнего врага», деструктивная активность направляется «во внутрь», и терроризм становится основным способом решения внутренних конфликтов.

В этой связи главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом. Правовое обеспечение антитеррористической деятельности выступает обязательной предпосылкой успешного противодействия данному виду преступной деятельности внутри страны, а также способствует эффективному взаимодействию с иностранными государствами в деле борьбы с международным терроризмом [5, с. 14]. В настоящее время правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации составляют:

- Конституция Российской Федерации (12.12.1993);

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537;

- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009;

- Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 05.02.2010 № 146;

- Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № З-ФКЗ;

- Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ;

- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ;

- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ;

- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ;

- Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ.

Кроме того, важное место в сфере противодействия терроризму занимают положения Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ, федеральные законы «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ и «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ.

Вопросы борьбы с терроризмом регулируются также указами и распоряжениями Президента РФ (указами Президента РФ от 22.01.2001 № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», от 13.09.2004 № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», от 15.02.2006 № 116 «О мерах по

противодействию терроризму»), постановлениями и распоряжениями Правительства РФ (постановлениями Правительства РФ от 22.01.1997 № 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом», от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», от 11 ноября 2006 № 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом», от 12 января 2007 № 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом», от 6 июня 2007 № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму», от 21.02.2008 № 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» и др.).

В современных условиях, когда терроризм вышел за национальные границы отдельных государств, огромная роль в деле борьбы с ним принадлежит международному антитеррористическому сотрудничеству. В настоящее время в России продолжается приведение национального законодательств в соответствие с ратифицированными нашей страной международными правовыми документами. Так, Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» были внесены изменения в 15 федеральных законов Российской Федерации. В частности, были унифицированы понятия «террористического акта», содержащиеся в Уголовном кодексе и Федеральном законе «О противодействии терроризму». В новой редакции «террористический акт» интерпретируется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» [10].

Рассмотрим некоторые основополагающие документы, регулирующие вопросы противодействия терроризму.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года признает в качестве одной из угроз национальной безопасности деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленную на: насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей); уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества; устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ. Кроме того, в качестве угрозы безопасности страны в пограничной сфере в Стратегии обозначается деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий [6].

В этой связи главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать: усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности; совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом; повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом; расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере; повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб; создание единой государственной системы профилактики преступности, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики; разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных

отношений; создание высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов, особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской Республикой; повышение эффективности охраны государственной границы, в частности в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке и на каспийском направлении [6].

В 2006 г. был принят Федеральный закон «О противодействии терроризму». Закон определяет противодействие терроризму как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма [9].

Таким образом, при осуществлении антитеррористической деятельности первоочередной задачей выступают предотвращение террористических акций, выявление и пресечение террористической деятельности на ранних ее стадиях. Достижение таких результатов должно занимать приоритетное место в деле борьбы с терроризмом. «Наказание преступника постфактум имеет некоторую превентивную и правовосстановительную функцию, но эти преступления необходимо предотвращать, причем в зародыше. Полная превенция - единственный способ борьбы с такими преступлениями» [2, с. 15].

В законе впервые прописан правовой механизм, позволяющий привлекать Вооруженные силы Российской Федерации для борьбы с терроризмом, в том числе с наделением их правом на применение оружия и боевой техники (ст. 6-10, 15 Федерального закона «О противодействии терроризму»). Таким образом, был устранен правовой пробел, связанный с правомерностью привлечения Вооруженных сил Российской Федерации для участия в проведении контртеррористической операции.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» дополнила Концепция противодействия терроризму, в которой определены основные принципы государственной политики в рассматриваемой нами сфере, а также цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. В Концепции раскрывается содержание основных направлений противодействия терроризму:

1) предупреждение (профилактика) терроризма включает в себя: создание системы противодействия идеологии терроризма; осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов;

2) организация борьбы с терроризмом осуществляется на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, к выявлению субъектов террористической деятельности, четкого разграничения функций и зоны ответственности субъектов противодействия терроризму, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых и следственных подразделений путем внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения указанных субъектов информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы;

3) деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма должна быть ориентирована на: недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами; своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующую социальную и психологическую реабилитацию; минимизацию последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы; восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов; возмещение в

соответствии с законодательством Российской Федерации причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта [4].

На совершенствование государственного управления в области противодействия терроризму нацелен Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Этим указом образован Национальный антитеррористический комитет, председателем которого назначен директор Федеральной службы безопасности России.

В рамках Комитета создан Федеральный оперативный штаб, задача которого - непосредственная борьба с терроризмом. Федеральный штаб планирует применение сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также осуществляет управление контртеррористическими операциями. Кроме того, для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образовываются оперативные штабы [7].

В ноябре 2009 г. в Указ Президента Российской Федерации № 116 были внесены изменения, в соответствии с которыми оперативный штаб, образованный в Чеченской Республике, был наделен дополнительными функциями по организации планирования применения на ее территории выделенных сил и средств Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Командующий Объединенной группировкой обязан выполнять указания руководителя оперативного штаба Чеченской Республики при решении возложенных на штаб задач и по требованию выделять необходимые силы и средства [8].

Конечной целью указанных органов является пресечение любой террористической деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за последние годы в Российской Федерации была сформирована многофункциональная антитеррористическая стратегия, в которой главный упор сделан на реализацию превентивных мер. Между тем определенные пробелы и недоработки в рассмотренной сфере все еще имеют место. А.П. Торшин, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Национального антитеррористического комитета называет следующие причины малой эффективности существующей системы противодействия терроризму: в деятельнос-ти органов безопасности не в полной мере реализуется универсальный принцип государственной антитеррористической политики - упреждение террористических актов; поверхностное отношение к вопросам безопасности, особенно региональных и муниципальных органов власти; отсутствие «реального» привлечения к уголовной ответственности за пособничество терроризму; неразвитость системы добровольного информирования правоохранительных органов о подозрительных лицах и их действиях; неэффективная антитеррористическая пропаганда [1, с. 4-5]. Между тем только объединение усилий различных правоохранительных структур, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над терроризмом.

Литература

1. Антитеррористическая правовая система: тенденции, особенности и пути совершенствования // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2010. № 15 (401).

2. Афицкий Г.А. Характеристика современного российского терроризма и уголовная политика борьбы с экстремизмом и терроризмом в РФ в свете Федерального закона РФ «О борьбе с терроризмом» и Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» // Правовая политика. Ростов н/Д; Таганрог, 2005. Ч. 2.

3. История полиции России: Краткий исторический очерк и основные документы. М., 1998.

4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 // Российская газета. 2009. 20 октября.

5. Миронов С.М. Законодательное обеспечение национальной безопасности и антитеррористической деятельности: проблемы и перспективы // Современные проблемы законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия терроризму. М., 2003.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 // КонсультантПлюс.

7. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // КонсультантПлюс.

8. Указ Президента РФ от 10 ноября 2009 года № 1267 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 "О мерах по противодействию терроризму" и в состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, по должностям, утвержденным этим Указом» // КонсультантПлюс.

9. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // КонсультантПлюс.

10. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"» // Российская газета. 2006. 29 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.