Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ / ПРАВОВЫЕ АКТЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гребенникова Анна Александровна, Командирова Татьяна Геннадиевна, Масляков Владимир Владимирович

В статье показана роль России в борьбе с международным терроризмом и обеспечении национальной безопасности, проанализированы правовые основы в данной сфере и основные инструменты сотрудничества с международными организациями. Показана роль Национального антитеррористического комитета Российской Федерации в процессе обеспечения национальной безопасности страны. Высоко оценены положительные результаты сотрудничества России в сфере противодействия международному терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гребенникова Анна Александровна, Командирова Татьяна Геннадиевна, Масляков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR RUSSIA’S COUNTERACTION TO INTERNATIONAL TERRORISM

The article shows the role of Russia in the fight against international terrorism and ensuring national security, analyzes the legal framework in this area and the main instruments of cooperation with international organizations. The role of the National Anti-Terrorist Committee of the Russian Federation in the processes of ensuring the national security of the country is shown. The positive results of Russia's cooperation in the field of combating international terrorism were highly appreciated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_3_129 УДК 343.3

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

Гребенникова Анна Александровна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: 22.ggu@ rambler.ru

Командирова Татьяна Геннадиевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: komandirovat@ yandex.ru

Масляков Владимир Владимирович,

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, г. Саратов, Россия, e-mail: [email protected]

В статье показана роль России в борьбе с международным терроризмом и обеспечении национальной безопасности, проанализированы правовые основы в данной сфере и основные инструменты сотрудничества с международными организациями. Показана роль Национального антитеррористического комитета Российской Федерации в процессе обеспечения национальной безопасности страны. Высоко оценены положительные результаты сотрудничества России в сфере противодействия международному терроризму.

Ключевые слова: международная безопасность; международный терроризм; экстремизм; противодействие международному терроризму; правовые акты; национальная безопасность; национальные интересы; антитеррористическая политика; международное сотрудничество.

UDC 343.3

LEGAL BASIS FOR RUSSIA'S COUNTERACTION TO INTERNATIONAL TERRORISM

Grebennikova Anna Alexandrovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Volga Institute of Management named after P. A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: 22.ggu@ rambler.ru

Komandirova Tatyana Gennadievna,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and International Law, Named after P. A. Stolypin Povolzhsky Institute of Management - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: [email protected]

Maslyakov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Mobilization Training in Public Health and Disaster Medicine, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russia, e-mail: [email protected]

The article shows the role of Russia in the fight against international terrorism and ensuring national security, analyzes the legal framework in this area and the main instruments of cooperation with international organizations. The role of the National Anti-Terrorist Committee of the Russian Federation in the processes of ensuring the national security of the country is shown. The positive results of Russia's cooperation in the field of combating international terrorism were highly appreciated.

Keywords: international security; international terrorism; extremism; counteraction to international terrorism; legal acts; National security; national interests; anti-terrorist policy; the international cooperation.

Основной угрозой международной безопасности и стабильности, сложившейся системе мироустройства, а также правам и свободам людей является терроризм, который не случайно получил название - «чума XXI века» [1]. В числе факторов, способствующих расширению масштабов терроризма в современном мире, также выделяют интенсивное развитие информационных технологий, торговлю оружием, переводы денежных средств и т. д. Терроризм во всем многообразии его проявлений считается одной из глобальных проблем современности, а противодействие терроризму рассматривается как один из приоритетов внутренней и внешней политики государства.

В соответствии с концепцией «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона выделяются основные причины столкновения цивилизаций: религиозные отличия; «мир становится меньше»; утрата многолетних местных идентичностей; усиление роста ци-вилизационного сознания за счет двойной роли Запада; меньшая изменчивость культурных характеристик и различий; рост экономического регионализма [2].

Международная безопасность представляет собой многоаспектное понятие, включающее в себя комплекс политических, военных, правовых, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов. При этом на определенных этапах развития государства и общества те или иные ее аспекты оказывают преобладающее влияние на укрепление межгосударственных отношений [3; 4]. Противодействие терроризму требует совместных усилий со стороны всех без исключения государств и международных организаций с целью определения новых информационных и технических способов и средств решения этой глобальной проблемы. С. М. Иншаков рассматривает международную безопасность в нескольких аспектах: как безопасность субъектов (человечество, государства,

международные организации), как результат совместной деятельности указанных субъектов, как состояние международных отношений, при котором конфликты разрешаются без применения силы (а попытки применения силы пресекаются) и как национальную безопасность, обеспечиваемую государствами на международном уровне [5]. Безусловно, обеспечение международной безопасности невозможно без принятия целого комплекса соответствующих международных правовых актов. Иного мнения придерживается И. Н. Глебов, согласно которому международная безопасность - двуединое состояние международной системы, при котором обеспечивается национальная безопасность каждого из государств и исключаются любые нарушения мира и соблюдаются общепризнанные принципы международного права [6]. Автор обращает внимание, что достижение международной безопасности - это императив международных отношений.

Российская Федерация стала одним из первых государств, которое столкнулось с международным терроризмом во всех его современных формах. В 1990-е гг. во времена Первой и Второй войн в Чечне на территории этой республики действовали боевики-наемники из 50 разных стран мира, каждая из которых преследовала свои интересы в России. В это время многочисленные теракты осуществлялись в Москве и других городах России, в г. Беслане террористами была захвачена школа. В 2015 г. Россия провела решительную борьбу с терроризмом в Сирии. В 2022 г. Россия начала специальную военную операцию по защите Донбасса. Все эти и другие события продемонстрировали реальную угрозу современного международного терроризма, для противодействия которому должны быть сформирована необходимая правовая база и приложены все возможные усилия как внутри страны, так и на мировой арене.

Российская Федерация является активным участником предпринимаемых мировым сообществом совместных антитеррористических действий, страна внесла большой вклад в формирование и укрепление международной антитеррористической коалиции. Россия в соответствии с международными договорами сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Несомненно, неотъемлемой частью государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности является антитеррористическая политика [7].

Россия проводит сбалансированную и комплексную внешнюю политику, последовательно отстаивая приоритет международного права в решении главных мировых проблем, благодаря чему ей неоднократно удавалось избежать раскола в рядах международной антитеррористической деятельности, вызванного односторонним проведением военной операции США и их союзников в Ираке. Во многом вследствие грамотной политики России были разработаны и утверждены резолюции СБ ООН, которые помогли найти выход из сложнейшего иракского кризиса и восстановить пошатнувшееся единство международного сообщества, включая вопросы противодействия международному терроризму.

Первой международной конвенцией, посвященной борьбе с терроризмом стала Конвенция Лиги Наций 1937 г. «О предупреждении терроризма и наказании за него». Указанный международный акт так и не вступил в силу по причине разногласий по поводу положений конвенции между странами -членами Лиги Наций, а также в связи с началом Второй мировой войны в 1939 г. В 1946 г. Лига Наций прекратила свою деятельность. Т. И. Созонов высказывает мнение о том, что эта конвенция положила начало созданию международного механизма противодействия терроризму [8]. Затем принятая в 1994 г. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма объединила все принятые до этого времени международные правовые акты с общим предметом правового регулирования - международный

терроризм. В их числе можно назвать Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. [9], Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. [10], Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. [11] и т. п. В действующем УК РФ есть ст. 205, которая относит терроризм к группе преступлений против общественной безопасности и понимает под ним «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти», а также угрозу «совершения указанных действий в тех же целях» [12].

Первым международным правовым актом, установившим режим контртеррористических санкций, стала Резолюция 1267, принятая Советом Безопасности ООН в 1999 г. [13], положения которой пересматривались и усиливались последующими резолюциями.

Безусловно, серия террористических актов 11 сентября 2001 г. в США послужила мощным стимулом для развития механизма противодействия международному терроризму посредством принятия ряда международных правовых актов. Например, Резолюция 1373 (2001) Совета Безопасности ООН обязывает государства - члены ООН «оказывать друг другу всемерное содействие в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием, которые имеют отношение к финансированию или поддержке террористических актов» [14]. Итогом принятия данной резолюции стало учреждение Контртеррористического комитета, контролирующего реализацию государствами - членами ООН положений Резолюции 1373 (2001).

Россия также инициировала в рамках СБ ООН разработку и принятие в конце апреля 2004 г. резолюции 1540 о недопущении попадания оружия массового уничтожения и средств его доставки к негосударственным субъектам, в первую очередь к террористам и преступникам.

В настоящее время одним из значимых международных правовых актов в области

борьбы с международным терроризмом является Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 г. [15] Данный документ предполагает четыре направления государственной политики по борьбе с терроризмом: устранение условий, способствующих распространению терроризм; предотвращение терроризма и борьба с ним; укрепление потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укрепление роли системы ООН в этой области, а также обеспечение всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом. Именно Россия выступила с инициативой формирования под эгидой ООН Глобальной стратегии противодействия новым угрозам и вызовам на основе норм и принципов действующего международного права. Время подтвердило значимость и актуальность данной инициативы, которая получила широкую поддержку в мире.

Современный период развития общества и государства характеризуется возникновением в XXI в. новых угроз суверенному государственному существованию, что и вынуждает государства прилагать большие усилия в борьбе за защиту своих национальных интересов и обеспечение национальной безопасности.

Основные положения антитеррористической политики России, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму прописаны в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [16]. А именно указано, что предупреждение (профилактика) терроризма предполагает усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму.

Данный акт содержит норму о том, что именно Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации (НАК РФ) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму на территории Российской Федерации, в том числе в процессе

реализации решений, принятых в рамках международного антитеррористического сотрудничества.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [17] стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что одним из основных источников угроз националь -ной безопасности является деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ. Расширение международного сотрудничества является одним из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности.

Необходимость международного сотрудничества предусмотрена в ряде федеральных законов: от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [18], от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [19].

Федеральный закон «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма, а также правовые организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с террориз-

мом. В нем определены принципы, понятийный аппарат, в том числе дано определение терроризма, механизмы противодействия ему. В Законе содержится положение, посвященное международному сотрудничеству Российской Федерации в области борьбы с терроризмом. Эта норма полностью отвечает Резолюции 1624 Совета Безопасности ООН 2005 г., призывающей наращивать антитеррористические усилия на международном уровне.

Сотрудничество с международными организациями федеральным законодателем рассматривается в числе основных принципов противодействия терроризму, тем самым подчеркивается значимость этого направления. Например, как отмечает С. В. Ивакин, на сегодняшний день международное сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществляется на трех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем [20].

Рассматривая сотрудничество в борьбе с терроризмом на универсальном уровне, следует учитывать мнение Генеральной Ассамблеи ООН о том, что любые меры, принимаемые государствами - участниками указанных конвенций и соглашений в целях борьбы с терроризмом, должны соответствовать их обязательствам в рамках международного права [21]. При этом значение международно-правового сотрудничества по противодействию терроризму необходимо определять исходя из двух главных задач, стоящих перед ним: обеспечение мира и защита прав человека.

Анализируя двустороннее сотрудничество в сфере противодействия международному терроризму, следует назвать ряд международных договоров по борьбе с терроризмом между Российской Федерацией и Швецией, Великобританией, Норвегией, Индией, Бразилией и многими другими странами. В числе последних немаловажных соглашений в этой сфере необходимо отметить Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», который был принят в ноябре 2016 г. [22]

Международные документы ориентируют государства на бескомпромиссную борьбу с терроризмом, недопустимость выпол-

нения политических требований террористов, предписывают применение комплекса правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских и иных мер противодействия терроризму для защиты личности и общества от порождаемых им угроз, склонения к добровольному отказу от акта терроризма, предупреждения его последствий.

Положение о Национальном антитеррористическом комитете, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» [23] в числе основных функций НАК РФ закрепляет анализ правоприменительной практики, изучение зарубежного опыта в области противодействия терроризму и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и его гармонизации с нормами международного права, а также для решения возложенных задач наделяет НАК РФ правом осуществлять взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия терроризму, участвовать в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы [24] целью деятельности органов государственного и муниципального управления в данной сфере является защита населения от пропагандистского (идеологического) воздействия международных террористических организаций, сообществ и отдельных лиц. В частности, в соответствии с ним осуществляется профилактическая работа с лицами, подверженными воздействию терроризма, а также реализуются меры по формированию антитеррористического сознания у населения посредством информационной пропаганды. В связи с тем что в настоящее время граждане подвергаются угрозам вербовки через социальные сети, совершенствуются средства защиты информационного пространства. Решение перечисленных задач возложено не только на федеральные и региональные органы власти и правоохра-

нительные органы, но и на органы местного самоуправления, организации образования, учреждения науки, культуры, средства массовой информации и т. д.

В противостоянии терроризму есть трудности, которые вызывают в том числе концепции «глобального лидерства» и «глобального доминирования» во внешней политике США. В настоящее время победить международный терроризм можно, только объединив усилия всех здоровых сил мирового сообщества и сформировав единый антитеррористический фронт, что уже неоднократно предлагал сделать Президент России В. В. Путин [25].

Таким образом, в Российской Федерации в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина функционирует общегосударственная система противодействия терроризму, частью которой

является Национальный антитеррористический комитет, а правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и национальное законодательство России. Международное антитеррористическое сотрудничество, безусловно, позволяет России вносить значительный вклад в обеспечение международной безопасности, последовательно и эффективно двигаться в направлении совершенствования системы противодействия терроризму в рамках международного правового поля. Роль России в современном международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом трудно переоценить. Государство имеет богатый опыт противодействия преступлениям данного вида, как на собственной территории, так и на мировой арене.

Список литературы_

1. Флегентова А. А. Международный терроризм как угроза безопасности Европейского союза // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2016. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhdunarodnyy-terrorizm-kak-ugroza-bezopasnosti-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 23.01.2023).

2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М. : АСТ, 2003. 603 с.

3. Кулагин В. М. Современная международная безопасность. М., 2012.

4. Международное право / под ред. А. Н. Вылегжанина. М., 2011.

5. Иншаков С. М. Международная безопасность: право силы против силы права // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 2 (831). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-bezopasnost-pravo-sily-protiv-sily-prava (дата обращения: 23.01.2023).

6. Глебов И. И. Международное право. М. 2006.

7. Гребенникова А. А., Командирова Т. Г, Масляков В. В. Некоторые направления цифровизации антитеррористической деятельности России // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 2. № 5. С. 172-178.

8. Созонов Т. И. Противодействие международному терроризму как основа национальной безопасности // Вопросы российской юстиции. 2020. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-iriezhdunarodnoiTiu-terrorizmu-kak-osnova-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 23.01.2023).

9. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/terrdec1.shtml (дата обращения: 23.01.2023).

10. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLIV. М., 1990.

11. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Выпуск XXVII. М., 1974.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 23.01.2023).

13. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения // Бюллетень международных договоров. 2008. № 7.

14. Резолюция 1373 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4385-м заседании, 28 сентября 2001 года. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1373(2001) (дата обращения: 23.01.2023).

15. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. URL: https://www.un.org/counterterrorisiri/ru/un-global-counter-terrorism-strategy (дата обращения: 23.01.2023).

16. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 05.10.2009 // Российская газета. 2009. № 198.

17. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1. Ч. II. Ст. 212.

18. О противодействии терроризму : федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 26.05.2021).

19. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федер. закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 29.12.2022).

20. Ивакин С. В. О тенденциях международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. URL: https://novainfo. ru/article/11262 (дата обращения: 23.01.2023).

21. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Принята резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/terrdec1. shtml (дата обращения: 23.01.2023).

22. О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом : федер. закон от 22.11.2016 №390-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. Ч. 1. № 48. Ст. 6730.

23. О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму : указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40332 (дата обращения: 23.01.2023).

24. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы : указ Президента Российской Федерации от 28.12.2018 № Пр-2665. URL: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/ kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html (дата обращения: 23.01.2023).

25. Уранян А. А. Роль России в международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-rossii-v-mezhdunarodnom-sotrudnichestve-po-borbe-s-terrorizmom (дата обращения: 23.01.2023).

References _

1. Flegentova A. A. International terrorism as a threat to the security of the European Union. Actual problems of modern international relations. 2016. No. 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n / mezdunarodny-terrorizm-kak-ugroza-bezopasnost-evropeyskogo-soyuza (accessed: 23.01.2023).

2. Huntington S. Clash of Civilizations / translated from the English by T. Velimeeva, Yu. Novikova. Moscow: AST, 2003. 603 p.

3. Kulagin V. M. Modern international security. Moscow, 2012.

4. International law / edited by A. N. Vylegzhanin. Moscow, 2011.

5. Inshakov S. M. International security: the right of force against the force of law. Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2019. № 2 (831). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhdunarodnaya-bezopasnost-pravo-sily-protiv-sily-prava (date of reference: 23.01.2023).

6. Glebov I. I. International law. Moscow, 2006.

7. Grebennikova A. A., Komandirova T. G., Maslyakov V. V. Some directions of digitalization of anti-terrorist activity in Russia. Journal of Applied Research. 2021. Vol. 2. No. 5. Pp. 172-178.

8. Sozonov T. I. Countering international terrorism as the basis of national security. Issues of Russian justice. 2020. No. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-mezhdunarodnomu-terrorizmu-kak-osnova-natsionalnoy-bezopasnosti (date of appeal: 23.01.2023).

9. Declaration on Measures to Eliminate International Terrorism. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/terrdec1.shtml (accessed: 23.01.2023).

10. Convention on Crimes and some other acts committed on board aircraft. Collection of International Treaties of the USSR. Issue XLIV. Moscow, 1990.

11. Convention for the Suppression of Unlawful Seizure of Aircraft. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded with foreign States. Issue XXVII. Moscow, 1974.

12. Criminal Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 No. 63-FZ (ed. dated 29.12.2022). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (accessed: 23.01.2023).

13. Convention on the Marking of Plastic Explosives for the purpose of their Detection. Bulletin of International Treaties. 2008. № 7.

14. Resolution 1373 (2001), adopted by the Security Council at its 4385th meeting, on 28 September 2001. Official website of the United Nations. URL: https://undocs.org/ru/SZRES/1373 (2001) (accessed: 01/23/2023).

15. The UN Global Counter-Terrorism Strategy. URL: https://www.un.org/counterterrorism/ru/un-global-counter-terrorism-strategy (accessed: 23.01.2023).

16. The concept of countering terrorism in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 05.10.2009. Rossiyskaya Gazeta. 2009. No. 198.

17. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 683 dated 31.12.2015. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. No. 1. Part II. Article 212.

18. On countering terrorism: feder. Law of 06.03.2006 No. 35-FZ (ed. of 26.05.2021). Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru (accessed: 05/26/2021).

19. On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism: feder. Law No. 115-FZ dated 07.08.2001 (ed. dated 29.12.2022). Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru (date of address: 12/29/2022).

20. Ivakin S. V. On trends in international cooperation in the fight against terrorism. URL: https://novainfo.ru/ article/11262 (accessed: 23.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Declaration on Measures to Eliminate International Terrorism. Adopted by General Assembly resolution 49/60 of December 9, 1994. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/terrdecl.shtml (accessed: 23.01.2023).

22. On ratification of the Agreement between the Russian Federation and the People's Republic of China on Cooperation in Combating Terrorism, Separatism and Extremism : feder. Law No. 390-FZ of 22.11.2016. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. Part 1. No. 48. St. 6730.

23. On measures to improve public administration in the field of countering terrorism: Decree of the President of the Russian Federation No. 664 dated December 26, 2015. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40332 (date of appeal: 23.01.2023).

24. Comprehensive plan for countering the ideology of terrorism in the Russian Federation for 2019-2023: Decree of the President of the Russian Federation dated 28.12.2018 No. Pr-2665. URL: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html (accessed: 23.01.2023).

25. Uranyan A. A. The role of Russia in international cooperation in the fight against terrorism. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-rossii-v-mezhdunarodnom-sotrudnichestve-po-borbe-s-terrorizmom (accessed: 23.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.