Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
742
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / UNITED NATIONS / INTERNATIONAL TERRORISM / ANTI-TERRORIST ACTIVITIES / NATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Созонов Тимур Иосифович

В настоящее время все большее внимание мирового сообщества направлено на противодействие международному терроризму и разработке способов по его предупреждению. Это обусловлено высокой степенью опасности терроризма во всех её проявлениях для национальной, региональной и глобальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Созонов Тимур Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING INTERNATIONAL TERRORISM AS THE BASIS OF NATIONAL SECURITY

Сurrently, more and more attention of the world community is aimed at countering international terrorism and ways to prevent it. This is due to the high degree of danger of terrorism in all its manifestations for national, regional and global security.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 343.146

Созонов Тимур Иосифович Российского государственного университета правосудия Факультет подготовки специалистов для судебной системы

Россия, Москва [email protected] Sozonov Timur Iosifovich Russian State University of Justice Faculty of education of specialists for the court system

Russia, Moscow

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аннотация: в настоящее время все большее внимание мирового сообщества направлено на противодействие международному терроризму и разработке способов по его предупреждению. Это обусловлено высокой степенью опасности терроризма во всех её проявлениях для национальной, региональной и глобальной безопасности.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, международный терроризм, противодействие терроризму, национальная безопасность, международная безопасность, международное преступление.

Abstract: more and more attention of the world community is aimed at

countering international terrorism and ways to prevent it. This is due to the high degree of danger of terrorism in all its manifestations for national, regional and global security. Key words: United Nations, international terrorism, anti-terrorist activities, national security, international security, international crime.

COUNTERING INTERNATIONAL TERRORISM

AS THE BASIS OF NATIONAL SECURITY

Одной из самых глобальных и приоритетных проблем начала XXI века является проблема международного терроризма. Данная проблема не обошла стороной и Российскую Федерацию. Так, в Концепции внешней политики РФ, международный терроризм» определен «одним из наиболее опасных реалий современного мира» [3], а в Стратегии национальной безопасности РФ деятельность террористических организаций входит в перечень Основных угроз государственной и общественной безопасности [4]. Здесь же стоит отметить профильный Указ Президента РФ №664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму», который утвердил новое положение о Национальном антитеррористическом комитете и Федеральный закон №35-Ф3 «О противодействии терроризму», который устанавливает основные принципы контртеррористической деятельности и дает определение понятия «терроризм» - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [5]. Данные нормативные акты создают правовую основу противодействия терроризму в Российской Федерации.

До сих пор мировым сообществом не выработано общепризнанного определения понятия «международный терроризм». Это объясняется сложностью и динамичностью самого явления, разнообразием его форм, мотивов и последствий [6, с. 9]. Так каким же образом государства собираются бороться с тем, чему не могут дать универсального и общепризнанного определения? Суть проблемы состоит в том, что различные государства в виду объективных причин по-разному понимают определение «терроризм». Так, многие мусульманские государства различают джихад - борьбу за господство ислама в мире - и терроризм. Или, например, борьба за национальное освобождение в Кашмире и Палестине не должна ассоциироваться с терроризмом. Идущие с 1997 года дискуссии по поводу принятия «Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму» так и не привели

к положительному результату в виде общепризнанного понятия определения «терроризм». Отсюда следует, что наличие различных национальных определений «терроризма» затрудняет международное сотрудничество в сфере контртерроризма. Но хоть оно и затрудняет взаимодействие государств, но оно не ставит его в тупик. Возможность налаживать эффективное сотрудничество между государствами в части предупреждения и борьбы с терроризмом в полной мере дает международное право и его институты.

Так, первым международным антитеррористическим актом считается итоговое Решение, принятое на Римской международной конференции 1898 г. посвященной борьбе с анархизмом [7, с. 81]. Так, в нем сказано следующее: «.. .единичные старания отдельных Государств недостаточны для искоренения зла - для сего необходимы совокупные усилия, основанные на международных договорах» [8]. Данная необходимость выразилась в соглашении между государствами-участниками Римской международной конференции о сотрудничестве в борьбе с актами анархического террора и выдаче преступников-анархистов. Стоит отметить, что инициатором созыва данной конференции являлась Российская Империя.

Первой международной Конвенцией, посвященной борьбе с терроризмом стала Конвенция Лиги Наций 1937 г. «О предупреждении терроризма и наказании за него», которая так и не вступила в силу в виду объективных причин: разногласиями между странами-членами Лиги Наций по поводу положений Конвенции, началом Второй мировой войны в 1939 году, и в конце концов прекращением деятельности Лиги Наций в 1946 году. Начиная с этой Конвенции начинается создание международного механизма противодействия терроризму.

В Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года впервые все существующие до этого международные договоры, были объединены под общим понятием международный терроризм. Сюда входят: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года, Конвенция о борьбе с незаконным захватом

воздушных судов 1970 года, Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года и т.д.

В XXI веке сильнейшим толчком для активного развития механизма противодействия международному терроризму стала Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности ООН, принятая в связи с произошедшими 11 сентября 2001 года в США серии террористических актов. Она обязывает государства-члены ООН «оказывать друг другу всемерное содействие в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием, которые имеют отношение к финансированию или поддержке террористических актов» [2]. Данное обязательство вытекает из статьи 25 Устава ООН, которая гласит, что «члены Организации соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их» [1]. Результатом принятия данной резолюции стало учреждение Контртеррористического комитета, который осуществлял контроль за осуществлением государствами-членами ООН Резолюции 1373 (2001). Данный орган и по сей день является главным Контртеррористическим органом ООН, который к тому же обладает Мандатом Совета Безопасности ООН, выданный ему Резолюцией 1535 (2004) в результате реорганизации и создании Исполнительного директората контртеррористического комитета для оказания помощи. Главной задачей, которая стоит перед Исполнительным директоратом является повышение способности Комитета контролировать деятельность государств-членов за осуществлением Резолюций 1373 (2001), 1624 (2005), «о подстрекательстве к совершению актов терроризма» и 2178 (2014), «о предотвращении и пресечении вербовки, организации, перевозки и экипировки террористов».

В 1999 году была принята Резолюция 1267, которая стала первой принятой Советом Безопасности ООН мерой, установившей режим контртеррористических санкций [9, с. 72]. Данный режим пересматривался и усиливался последующими резолюциями. Согласно этим резолюциям, в отношении лиц и организаций, связанных с международной террористической организацией «Аль-Каида», непосредственно с Усамой бен Ладеном и/или

движением «Талибан», накладывались следующие санкции: заморозка средств и других финансовых активов 1333 (2000); эмбарго на поставку, продажу и передачу вооружения 1390 (2002); запрет на въезд 1526 (2004) и т.д.

Еще одним вспомогательным органом Совета Безопасности ООН является Комитет 1540, учрежденный резолюцией 1540 (2004), в задачи которого входит контроль за государствами-членами ООН в части предупреждения попадания оружия массового уничтожения в руки террористических групп.

На данный момент в международном сообществе действует «Глобальная контртеррористическая стратегия ООН», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 года, которая формирует базовые рамки международной контртеррористической деятельности. Она предусматривает четыре направления деятельности государств по борьбе с терроризмом: 1) устранение условий, способствующих распространению терроризм; 2) предотвращение терроризма и борьба с ним; 3) укрепление потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укрепление роли системы ООН в этой области и 4) обеспечение всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.

Одной из приоритетных проблем по борьбе с международным терроризмом является проблема распространения пропагандистских и идеологических материалов в сети Интернет. В 90-ых годах в период расцвета международной террористической организации «Аль-Каида», она не обладала специальной системой вербовки сторонников, а привлекала их «естественным образом», преимущественно вовлекая восприимчивых к радикальным лозунгам лиц. С появлением Интернета ситуация изменилась - начали появляться многочисленные сайты на различных языках с информацией террористической направленности, передавались методики по ведению джихада, распространялась аудио и видеозаписи с пропагандистскими материалами. Со временем эти технологии совершенствовались в связи с требованиями времени и приобретали более изощренный характер. Так, например, международная террористическая организация «Исламское государство» после своего образования в июне 2014

года, создало внутри себя структурное подразделение, занимающееся информационно-пропагандистской деятельностью [10, с. 84]. В своей деятельности оно использует сеть Интернет и социальные сети, такие как Facebook, Twitter, Instagram, WhatsApp, ВКонтакте. По мнению автора, в свете последних событий, связанных с разгромом позиций «Исламского государства», её деятельность в мировой паутине будет иметь еще более высокий приоритет.

Здесь появляется новая проблема, а именно возвращение иностранных боевиков-террористов после поражения «Исламского государства» в страны происхождения или проживания, либо перемещения в третьи страны. Под видом беженцев с семьями и трудовых мигрантов они перемещаются в Европу, Северную Африку, Юго-Восточную Азию, другая часть бандитов направляется в северные провинции Афганистана, создавая угрозу для стран Центрально -Азиатского региона [11, с. 9]. Данное положение привносит тревогу в жизнь законопослушных граждан, поскольку некоторые из данных лиц после возвращения могут создать автономные боевые и идеологические ячейки международных террористических организаций, а часть и вовсе пропасть из поля зрения правоохранительных органов, дав о себе знать в критический момент.

На прошедшем 16 октября 2019 года XVIII Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров в своем выступлении отметил следующее: «ключевой задачей рассматриваем наращивание совместных усилий по пресечению любых видов подпитки терроризма: кадровой, идеологической, материально-финансовой» [12]. Данная позиция не раз высказывалась и Президентом РФ В.В. Путиным, и Постпредом РФ при ООН и СБ ООН В.А. Небензей с трибуны Организации Объединенных Наций. Действительно, как уже не раз отмечалось, консолидация усилий всех государств имеет первостепенную роль в противодействии терроризму и возникающим угрозам безопасности.

На первый план сегодня выходят такие задачи, как борьба с иностранными террористами-боевиками, противодействие финансированию терроризма и

распространению его идеологии, в том числе с использованием сети Интернет. Основные формы поддержки террористических организаций, такие как: материально-техническая (посредством незаконных поставок оружия, доходов от незаконного оборота наркотиков, торговли людьми, контрабанды культурными ценностями), людская (путем рекрутирования новых адептов) и идеологическая (за счет распространения радикальных идей с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна и дальше продолжать пресекаться членами мирового сообщества. При этом борьба с терроризмом должна осуществляться посредством соблюдения норм международного права, уважения суверенитета, равенства государств, невмешательства в их внутренние дела, а также выполнением профильных резолюций Совета Безопасности ООН.

В сфере противодействия терроризму Россия обладает значительным и успешным опытом: военным, в том числе на международном уровне, правоохранительным, организационно-политическим и общественным - в плане воспитания в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе атмосферы энергичного отторжения террористических идей и практики. Внутри страны отмечается поэтапное снижение террористической активности, что подтверждается отчетами Национального антитеррористического комитета, а ситуация в области противодействия терроризму сохранила тенденцию к нормализации, хоть и остается сложной. Так, за 10 лет число преступлений террористической направленности сократилось практически в 250 раз, а именно с 997 до 4. В 2019 году в России на стадии подготовки было предотвращено 34 террористических актов [13]. Как правило — это противоборство чаще всего не становится достоянием общественности, и только по выступлениям официальных лиц граждане могут судить об эффективности политики в сфере противодействия терроризму. Достигнутые успехи объясняются должной реализацией норм антитеррористического законодательства и слаженной работы системы противодействия терроризму.

Опыт России в контртеррористической деятельности станет хорошим подспорьем для укрепления партнерских связей с иностранными государствами, и поможет в укреплении мирной обстановки на Земле.

1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско, 26.06.1945) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/ (дата обращения: 27.03.2020).

2. Резолюция 1373 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4385-м заседании, 28 сентября 2001 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1373(2001) (дата обращения: 27.03.2020).

3. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 №640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. // URL: http://www.pravo.gov.ru/.

4. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683 «О Огратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. // URL: http://www.pravo.gov.ru/.

5. Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. // URL: http: //www.pravo. gov.ru/.

6. Фоменко Е.В., Маторина Ю.Н. Правовые основы противодействия терроризму. Уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 2019. 9 с.

7. Чернядьева Н.А. Международный терроризм: происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия. М., 2016. 335 с.

Список литературы:

8. Проект секретного циркулярного предприятия российским представителям за границей об осуществлении решений Римской международной конференции 1898 г. по борьбе с анархизмом [Электронный ресурс] // URL: http://doc20vek.ra/node/6 (дата обращения: 25.03.2020)

9. Пинчук А.Ю. Институализация антитеррористической деятельности в рамках Организации Объединенных Наций. // Социально-политические науки. №6. 2018. 72 с.

10. Пополнение террористических организаций: целевой контингент и методы привлечения новых членов с использованием сети «Интернет». // Вестник Национального антитеррористического комитета. №2. 2018. 84 с.

11. Выступление председателя НАК, Директора ФСБ России А.В. Бортникова. // Вестник Национального антитеррористического комитета. №1.

12. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на XVIII Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств. Сочи, 16 октября 2019 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_poHcy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3855463 (дата обращения: 04.04.2020)

13. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Коллегии Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Москва, 20 февраля 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62834 (дата обращения: 04.04.2020)

2019. 9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.