DOI 10.47576/2712-7516_2021_5_2_178 УДК 343.3:004.9
НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
Гребенникова Анна Александровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления им. П. А. Сто -лыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: [email protected]
Командирова Татьяна Геннадиевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпи-на - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: [email protected]
Масляков Владимир Владимирович,
доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт человека, Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара, Россия, e-mail: maslyakov@ inbox.ru
В статье анализируется место России в международном правовом поле по противодействию терроризму, а также роль Национального антитеррористического комитета Российской Федерации в процессах обеспечения национальной безопасности страны, представлены основные формы и направления его деятельности. Высоко оценены результаты сотрудничества России в сфере противодействия терроризму в формате внедрения цифровых инноваций. Отмечается, что современный период цифрового развития общества и государства характеризуется возникновением новых угроз суверенному государственному существованию, что вынуждает Российскую Федерацию прилагать больше усилий для защиты своих национальных интересов и обеспечения национальной безопасности, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и технических новшеств.
Ключевые слова: международный терроризм; кибертерроризм; противодействие международному терроризму; национальная безопасность; национальные интересы; Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации; цифровизация; Международный банк данных по противодействию терроризму; интернет-профиль террористов.
UDC 343.3:004.9
SOME AREAS OF DIGITALIZATION OF ANTI-TERRORIST
ACTIVITIES IN RUSSIA
Grebennikova Anna Alexandrovna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Volga Region Institute of Management named after P. A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: 22.ggu@rambler. ru
Komandirova Tatyana Gennadievna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department ofConstitutional and International Law, Volga Region Institute of Management named after P. A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: komandirovat@ yandex.ru
Maslyakov Vladimir Vladimirovich,
Doctor of Medical Sciences, Professor, Chief Researcher, Human Research Institute, Samara State Transport University, Samara, Russia, e-mail: maslyakov@ inbox.ru
The article analyzes the place of Russia in the international legal field for countering terrorism, as well as the role of the National Antiterrorist Committee of the Russian Federation in the processes of ensuring the national security of the country, presents the main forms and directions of its activities. The results of cooperation between Russia in the field of countering terrorism in the format of introducing digital innovations were highly appreciated. It is noted that the modern period of digital development of society and the state is characterized by the emergence of new threats to the sovereign state existence, which forces the Russian Federation to make more efforts to protect its national interests and ensure national security, including using modern information and communication technologies and technical innovations.
Keywords: international terrorism; cyber terrorism; counteraction to international terrorism; National security; national interests; National Anti-Terrorism Committee of the Russian Federation; digitalization; International Counter Terrorism Databank; terrorists' internet profile.
В условиях цифровизации современного общества и трансформации террористических угроз все больше внимания вызывают такие феномены, как «информационный терроризм» и «компьютерный терроризм (ки-бертерроризм)». Новейшие технологии позволяют создавать террористические сети, включая в них представителей разных стран, направлений и способов выражения преступной воли. Терроризм, приобретая информационную окраску, стал носить более сложные формы выражения, приводя к массовым последствиям, зона поражения увеличилась многократно. Превратился в серьезную угрозу стабильности и безопасности социального мира, прогрессу человечества [1].
Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 4) возлагает на Российскую Федерацию функции по обеспечению целостности и неприкосновенности своей территории. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 отмечается, что западные страны упорно отказываются от многочисленных российских предложений наладить международный диалог в области информационной и кибербезопасности.
В настоящее время одной из наиболее актуальных угроз национальной безопасности в современном мире является информационный терроризм и экстремизм. Постоянно усиливающиеся процессы глобализации способствуют трансформации терроризма, использованию террористическими и экстремистскими организациями стремительно развивающихся информационных технологий, что приводит к активному распространению и быстрой адаптации международного терроризма к региональным условиям. Происходящие в информационном поле процессы приводят к таким событиям, как задержания и аресты известных блогеров, публичных и общественных деятелей в связи с обвинениями в экстремизме.
В описании динамики современных международных отношений и конфликтов большую известность получила созданная С. Хантингтоном концепция «столкновения цивилизаций». В частности, он дает шесть объяснений столкновения цивилизаций: они отличаются друг от друга религией; «мир становится меньше»; из-за экономической модернизации и социальных изменений люди отделены от многолетних местных идентичностей; рост цивилизационного сознания усиливается двойной ролью Запада; культурные характеристики и различия менее изменчивы; рост экономического регионализма [9].
В числе факторов, способствующих расширению масштабов терроризма в современном мире, также выделяют интенсивное развитие информационных технологий, циф-ровизацию, торговлю оружием, переводы денежных средств и т. д. Как справедливо отмечают А. И. Бельский и В. И. Якимова,
«постоянное совершенствование компьютерных технологий открывает для мирового сообщества не только дополнительные возможности развития, но и способствует появлению ряда новых глобальных угроз, к числу которых относится кибертерроризм» [2]. Кибертерроризм представляет собой акцию, выражающуюся в преднамеренной, политически мотивированной атаке на информацию, обрабатываемую компьютером и компьютерными системами, создающую опасность для жизни или здоровья людей или наступления других тяжких последствий, если такие действия были содеяны с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации военного конфликта [8].
Соответственно и антитеррористическая деятельность должна осуществляться с применением цифровых технологий. Так, В. В. Красинский предлагает ряд приоритетных проектов цифровой модернизации антитеррористической деятельности по линии профилактики терроризма: цифровые учебно-методические комплексы и дистанционное обучение по линии профилактики терроризма; автоматизация мониторинга интернет-ресурсов; использование видеоаналитики для обеспечения антитеррористической защищенности объектов и мест массового пребывания людей; фильтрация анонимных сообщений о террористических угрозах; внедрение электронных паспортов безопасности объектов; электронная регистрация иностранных граждан; использование технологий больших данных Big Data для анализа миграционных потоков; автоматизация контроля частной охранной деятельности на региональных и муниципальных объектах [4].
Противодействие терроризму требует совместных усилий со стороны всех без исключения государств и международных организаций с целью определения новых информационных и технических способов и средств решения этой глобальной проблемы. Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Несомненно, неотъемлемой
частью государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности России является антитеррористическая политика, основные положения которой прописаны в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.10.2019. Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму. В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации именно Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации (НАК РФ) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму на территории страны, в том числе в процессе реализации решений, принятых в рамках международного антитеррористического сотрудничества.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что одним из основных источников угроз националь -ной безопасности является деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ.
Расширение международного сотрудничества является одним из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности. Необходимость международного сотрудничества также предусмотрена в ряде федеральных законов, например от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 08.12.2020) «О противодействии тер-
роризму», от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Сотрудничество с международными организациями федеральным законодателем рассматривается в числе основных принципов противодействия терроризму, тем самым подчеркивается значимость этого направления. Как отмечает С. В. Ивакин, на сегодняшний день международное сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществляется на трех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем [3].
Рассматривая сотрудничество в борьбе с терроризмом на универсальном уровне, следует учитывать мнение Генеральной Ассамблеи ООН о том, что любые меры, принимаемые государствами - участниками конвенций и соглашений в целях борьбы с терроризмом, должны соответствовать их обязательствам в рамках международного права. При этом значение международно-правового сотрудничества по противодействию терроризму необходимо определять исходя из двух главных задач, стоящих перед ним: обеспечение мира и защита прав человека.
В рамках сотрудничества на региональном уровне предполагается межгосударственное взаимодействие на базе таких организаций, как Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств, Организация исламского сотрудничества, Организация Африканского Единства, Содружество Независимых Государств, Европейский союз, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другие. К примеру, системообразующим элементом деятельности ШОС в военной сфере является противодействие не только международному терроризму, но и кибертерроризму [6]. При этом Совет Безопасности ООН в принятой 14 сентября 2005 г. резолюции 1624 (2005) подчеркивает значимость принятия на национальном и международном уровнях соответствующих мер для защиты права на жизнь, чем подтверждает безусловную необходимость всеми средствами бороться с любыми формами и проявлениями терроризма.
Анализируя двустороннее сотрудничество в сфере противодействия международному терроризму, следует назвать ряд международных договоров по борьбе с терроризмом
между Российской Федерацией и Швецией, Великобританией, Норвегией, Индией, Бразилией и многими другими странами. В числе последних немаловажных соглашений в этой сфере необходимо отметить Федеральный закон от 22.11.2016 № 390-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», который был принят в ноябре 2016 г.
Особенность деятельности НАК РФ в том, что как коллегиальный орган он непосредственно не осуществляет меры по противодействию терроризму. Он координирует деятельность структур власти в этой сфере, определяет стратегические направления и контролирует, насколько эффективно решаются задачи. Комитет действует на основании Положения о Национальном антитеррористическом комитете, утвержденного Указом Президента РФ от 26.12.2015 № 664 (ред. 21.02.2019) «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму». В числе основных функций НАК РФ являются анализ правоприменительной практики, изучение зарубежного опыта в области противодействия терроризму и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и его гармонизации с нормами международного права, а также для решения возложенных за -дач наделяет НАК РФ правом осуществлять взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия терроризму, участвовать в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации. С первых лет работы комитета в числе основных задач стали разработка мер по противодействию терроризму и участие в международном сотрудничестве, осуществляемом в нескольких формах:
1) международные учения. Одна из самых результативных форм международного сотрудничества. С 2007 года проводятся регулярные совместные антитеррористические учения, предполагающие обмен опытом и выработку совместных действий по отражению антитеррористической угрозы. Только за последние пять лет в совместных учениях
приняли участие представители Киргизии, Китая, Молдовы, государства - члены ШОС;
2) международные встречи. Эта форма международного антитеррористического сотрудничества предполагает как встречи в двустороннем формате, так и мероприятия с большим количеством участников, и позволяет обсудить и принять соответствующие решения по наиболее актуальным проблемам противодействия терроризму на данный момент. К таким мероприятиям можно отнести мероприятия по линии Парламентской Ассамблеи ОДКБ и Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, Заседание Рабочей группы АТЭС по борьбе с тер -роризмом (10-11 мая 2015 г. на Филиппинах (о. Боракай), Саммит по противодействию насильственному экстремизму (18-19 февраля 2015 г. Вашингтон (США);
3) ежегодные совещания руководителей спецслужб. Весьма эффективная форма международного антитеррористического сотрудничества, в рамках которой делегации компетентных ведомств России и иностранных государств могут обсудить наиболее актуальные вопросы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Формат совещания, которое ежегодно проходит в России, не имеет аналогов в мире [5]. Как правило, итоговым документом совещания является коммюнике, в котором участники подводят результаты работы и определяют дальнейшие приоритетные направления международного антитеррористического сотрудничества. Так, на XVIII совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов государств-партнеров ФСБ в Сочи особое внимание было уделено проблемам массированных атак беспилот-ников на военные и гражданские объекты, а также применения дронов для трансграничной переброски военных грузов, участники договорились так же сосредоточить совместные усилия на вскрытии планов главарей международных террористических организаций, выявлении основных маршрутов переброски иностранных террористов-боевиков и мест их концентрации, а также добывании установочных данных каждого бандита, включая его интернет-профиль [11];
4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму на территории Российской Федерации при реализации принятых в рамках международного антитеррористического сотрудничества решений. Можно сказать, что это отдельная форма сотрудничества, которая определяет цель создания и деятельности НАК РФ;
5) участие в мероприятиях международного уровня, посвященных противодействию международному терроризму. Например, в 2018 г. представители НАК РФ приняли участие в конференции ОБСЕ, где выступили с развернутыми докладами по вопросам международного антитеррористического сотрудничества и противодействия международному терроризму. Также в составе российской делегации успешно провели «специальное мероприятие» («side-event») по тематике борьбы с террористической идеологией и пропагандой. Учитывая, что опыт НАК РФ востребован мировым сообществом, по инициативе Совбеза ООН Комитет каждый год по итогам года проводит брифинги в Совбезе ООН.
Международное сотрудничество НАК РФ осуществляется в нескольких направлениях:
1. Правоприменение. Поскольку это государственная властная деятельность, осуществляемая в рамках конкретных правоотношений, в установленных государством процессуальных формах, то однозначно можно сказать, что это одно из направлений, которое реализует комитет в сфере международного сотрудничества. Законодатель наделяет НАК РФ правом участвовать в совершенствовании государственной политики и определении приоритетных направлений в области противодействия терроризму, в том числе по вопросам организации международного антитеррористического сотрудничества посредством внесения предложений Президенту Российской Федерации. Помимо этого НАК РФ активно взаимодействует с Министерством иностранных дел Российской Федерации в рамках выработки единой внешнеполитической линии в области международного антитеррористического сотрудничества. Положительные результаты также приносит сотрудничество в сфере противодействия терроризму в формате международных организаций и структур -
ООН, «Группы восьми», ОБСЕ, Совета Европы, ОДКБ, СНГ, ШОС, АТЭС, Регионального форума по безопасности АСЕАН (АРФ), в рамках взаимоотношений России с авторитетными международными организациями -Евросоюзом, НАТО, АСЕАН, ОАГ, а также в рамках двусторонних отношений с партнерами по международной антитеррористической коалиции. Основными направлениями взаимодействия НАК РФ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в области международной антитеррористической деятельности являются выработка предложений по формированию и совершенствованию государственной политики в области противодействия терроризму, в том числе с учетом изучения зарубежного опыта борьбы с терроризмом. Важное значение в рамках противодействия международному терроризму имеет сотрудничество по вопросам обмена, получения и анализа информации об устремлениях и планах террористических организаций, формах и методах финансовой, материальной и иной подпитки этих организаций из-за рубежа, их связях с международными террористическими организациями и спецслужбами иностранных государств. Безусловно, проведение в 2017 г. в Москве по инициативе Секретариата ОДКБ встречи представителей антитеррористических структур ООН, ОБСЕ, СНГ и ШОС и подписание в 2018 г. меморандума о взаимодействии между Секретариатом ОДКБ, Антитеррористическим центром СНГ и Региональной Антитеррористической Структурой ШОС стало знаковым событием в укреплении взаимодействия международных организаций в борьбе с терроризмом.
2. Охрана и защита прав и свобод. Это создание и поддержание таких условий (посредством проведения мероприятий по профилактике терроризма, предупреждению террористических актов) для общества и отдельно каждого индивида, при которых возможна беспрепятственная реализация прав и свобод. Именно в рамках работы по этому направлению и был основан Международный банк данных по противодействию терроризму. Открытый сегмент данного банка данных, созданный при активном участии НАК РФ, был представлен участникам совеща-
ния руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов. В своем выступлении Н. П. Патрушев отметил, что формирование банка данных - это лишь начало большой работы по созданию единого информационного антитеррористического пространства [7]. В 2019 г. председатель НАК РФ выступил с предложением к коллегам из других стран шире использовать ресурсы банка данных как одного из инструментов информационной поддержки контртеррористической деятельности. Он отметил, что доступ к банку данных имеют уже 47 спецслужб из 36 стран, а также восемь специализированных органов международных организаций, включая ООН, СНГ, ШОС, ОДКБ и Интерпол [10]. Банк предоставляет всем заинтересованным органам информацию, необходимую для выявления, отслеживания маршрутов передвижения и принятия совместных мер по нейтрализации иностранных боевиков-террористов. В условиях цифровизации в качестве перспективных направлений противодействия России международному терроризму необходимо внедрение блокчейн-технологий, использование беспилотных и роботизированных комплексов, формирование федеральной базы данных лиц, транспортных средств, биометрических и геномных данных, платежных инструментов, идентификаторов мобильных устройств и электронной почты разыскиваемых, обвиняемых, осужденных и отбывших наказание за терроризм. А также следует усилить цифровой контроль за деятельностью на территории страны российских некоммерческих организаций, получающих финансовые средства из-за рубежа, с целью выявления и пресечения фактов использования данных средств для финансирования экстремистских и террористических структур. Международное антитеррористическое сотрудничество, безусловно, позволяет России вносить значительный вклад в обеспечение международной безопасности в непростых условиях цифровизации, последовательно и эффективно двигаться в направлении совершенствования системы противодействия терроризму в рамках международного правового поля.
Список литературы_
1. Бушин, Е. В. Современные тенденции развития информационных технологий в борьбе с информационным терроризмом в Российской Федерации / Е. В. Бушин // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 257-259. - URL: https://moluch.ru/archive/310/70047/ (дата обращения: 10.10.2021).
2. Бельский, А. И. Кибертерроризм как один из наиболее опасных видов международного терроризма / А. И. Бельский, В. И. Якимова // Российский следователь. 2020. - № 5. - С. 66.
3. Ивакин, С. В. О тенденциях международного сотрудничества в борьбе с терроризмом / С. В. Ивакин. - URL: https://novainfo.ru/article/11262 (дата обращения: 10.10.2021).
4. Красинский, В. В. Цифровые технологии в антитерроре / В. В. Красинский // Современное право. - 2020. -№ 6. - С. 123-129.
5. Международные учения / Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации: официальный сайт. - URL: nac.gov.ru (дата обращения: 10.10.2021).
6. Мирошниченко, Ю. Г ШОС: перспективы развития сотрудничества в сфере безопасности и проблемы их воплощения / Ю. Г Мирошниченко, О. В. Погожева // Аллея науки. - 2016. - № 4. - С. 594-601.
7. Создан международный банк данных по противодействию терроризму / Федеральная служба безопасности Российской Федерации : официальный сайт. - URL: http://www.fsb.ru/fsb/comment/ufsb/single.htm%21id%3D10 362493%40fsbComment.html (дата обращения: 10.10.2021).
8. Старостина, Е. А. Терроризм и кибертерроризм: угроза международной безопасности / Е. А. Старостина. -URL: https://www.crime-research.ru/articles/starostina/3 (дата обращения: 10.10.2021).
9. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева. Ю. Новикова. - Москва : АСТ, 2003. -603 c.
10. ФСБ: В международный банк данных террористов внесены почти 44 тыс. человек. - URL: https://eadaily. com/ru/news/2019/10/16/v-mezhdunarodnyy-bank-dannyh-terroristov-vneseny-pochti-44-tys-chelovek (дата обращения: 10.10.2021).
11. XVIII совещание руководителей спецслужб прошло в Сочи. - URL: https://www.1tv.ru/news/2019-10-16/3740 63 (дата обращения: 10.10.2021).
References_
1. Bushin E.V. Sovremenny'e tendencii razvitiya informacionny'x texnologij v bor'be s informacionny'm terrorizmom v Rossijskoj Federacii. Molodoj ucheny'j. 2020. № 20 (310). S. 257-259. URL: https://moluch.ru/archive/310/70047/ (data obrashheniya: 10.10.2021).
2. Bel'skij A.I., Yakimova V.I. Kiberterrorizm kak odin iz naibolee opasny'x vidov mezhdunarodnogo terrorizma. Rossijskij sledovatel'. 2020. № 5. S. 66.
3. Ivakin S.V. O tendenciyax mezhdunarodnogo sotrudnichestva v bor'be s terrorizmom. URL: https://novainfo.ru/ article/11262 (data obrashheniya: 10.10.2021).
4. Krasinskij V.V. Cifrovy'e texnologii v antiterrore. Sovremennoe pravo. 2020. № 6. S. 123-129.
5. Mezhdunarodny'e ucheniya / Nacional'ny'j antiterroristicheskij komitet Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. URL: nac.gov.ru (data obrashheniya: 10.10.2021).
6. Miroshnichenko Yu.G., Pogozheva O.V. ShOS: perspektivy' razvitiya sotrudnichestva v sfere bezopasnosti i problemy ix voploshheniya. Alleya nauki. 2016. № 4. S. 594-601.
7. Sozdan mezhdunarodny'j bank danny'x po protivodejstviyu terrorizmu / Federal'naya sluzhba bezopasnosti Rossijskoj Federacii: oficiarnyj sajt. URL: http://www.fsb.ru/fsb/comment/ufsb/single.htm%21id%3D10362493%40fsbC omment.html (data obrashheniya: 10.10.2021).
8. Starostina E.A. Terrorizm i kiberterrorizm: ugroza mezhdunarodnojbezopasnosti. URL: https://www.crime-research. ru/articles/starostina/3 (data obrashheniya: 10.10.2021).
9. Stolknovenie civilizacij / S. Xantington; per. s angl. T. Velimeeva. Yu. Novikova. Moskva: AST, 2003. 603 c.
10. FSB: V mezhdunarodny'j bank danny'x terroristov vneseny pochti 44 tys. chelovek. URL: https://eadaily.com/ ru/news/2019/10/16/v-mezhdunarodnyy-bank-dannyh-terroristov-vneseny-pochti-44-tys-chelovek (data obrashheniya: 10.10.2021)
11. XVIII soveshhanie rukovoditelej speczsluzhb proshlo v Sochi. URL: https://www.1tv.ru/news/2019-10-16/3740 63 (data obrashheniya: 10.10.2021).