Научная статья на тему 'Правовой аспект изменений современного антитеррористического законодательства (2014 - август 2016 г. )'

Правовой аспект изменений современного антитеррористического законодательства (2014 - август 2016 г. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ИСТОРИЯ / TERRORISM / TERRORIST ACTIVITIES / CRIMES / ADMINISTRATIVE OFFENSES / COUNTERACTION / HISTORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Игорь Валентинович, Асеев Александр Григорьевич, Буряков Вадим Николаевич

В статье рассмотрены вопросы правового антитеррористического регулирования и основные изменения в нормативных актах России, по состоянию на август 2016 года, регулирующие деятельность государственных органов по противодействию терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевченко Игорь Валентинович, Асеев Александр Григорьевич, Буряков Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL ASPECT OF THE CHANGES OF THE MODERN ANTI-TERRORISM LEGISLATION (2014 - AUGUST 2016 YEARS)

The article deals with the issues of legal regulation of anti-terrorism and fundamental changes in Russian laws and regulations, as of August 2016, regulating the activities of government agencies to combat terrorism.

Текст научной работы на тему «Правовой аспект изменений современного антитеррористического законодательства (2014 - август 2016 г. )»

И.В. Шевченко, А.Г. Асеев, В.Н. Буряков

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (2014 - АВГУСТ 2016 Г.)

В статье рассмотрены вопросы правового антитеррористического регулирования и основные изменения в нормативных актах России, по состоянию на август 2016 года, регулирующие деятельность государственных органов по противодействию терроризму.

Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, преступление, административное правонарушение, противодействие, история.

I.V. Shevchenko, A.G. Aseev, V.N. Buryakov

THE LEGAL ASPECT OF THE CHANGES OF THE MODERN ANTI-TERRORISM LEGISLATION (2014 - AUGUST 2016 YEARS)

The article deals with the issues of legal regulation of anti-terrorism and fundamental changes in Russian laws and regulations, as of August 2016, regulating the activities of government agencies to combat terrorism.

Keywords: terrorism, terrorist activities, crimes, administrative offenses, counteraction, history.

В существующие глобальные угрозы безопасности, помимо распространения оружия массового уничтожения, транснациональной организованной преступности, вошло и такое социально опасное явление, как терроризм, и для борьбы с ним требуется согласованная, непротиворечивая и научно обоснованная деятельность государственных органов и грамотное, практически применимое антитеррористическое законодательство, представляющее целостную систему, базирующуюся на комплексе юридических норм1.

Противодействие терроризму предполагает обеспечение надежной защиты государства, его отдельных граждан и общества в целом от террористических угроз посредством предупреждения, пресечения и ликвидации последствий и причин террористической деятельности. Для этого необходимо понимать основные проблемы, на решении которых следует сосредоточить основные усилия.

Рассмотрим динамику правового антитеррористического регулирования и основные изменения, внесенные в нормативные акты России, по состоянию на август 2016 г., корректирующие деятельность государственных органов в вопросах противодействия терроризму, исключив меры международного и финансового характера, т.к. это отдельные темы, требующие специальной разработки.

" © Шевченко Игорь Валентинович, 2017

1 Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и административного права

S (Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России);

e-mail: [email protected]

© Асеев Александр Григорьевич, 2017

Доцент, профессор кафедры конституционного и административного права (Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России); e-mail: [email protected]

© Буряков Вадим Николаевич, 2017

Преподаватель кафедры конституционного и административного права (Новосибирский военный 100 институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России); е-mail: [email protected]

Общеправовое легальное определение понятие «терроризм» в российском законодательстве появилось в нормах Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом»2, который отличал особый подход, характеризующийся императивностью изложенных в нем предписаний3. В его содержании отсутствовали уголовно-правовые нормы, а имеющиеся носили отсылочный характер, направляя правоприменителя к Уголовному кодексу РФ (далее — УК РФ). К числу недостатков данного Закона относилось собственно понятие «терроризм», не отражавшее всей совокупности его особенностей как социально-политического явления.

В целях оптимизации деятельности государственных органов в вопросах противодействия терроризму коллективным трудом всех ветвей государственной власти был разработан Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (в ред. 6 июля 2016 г.)4, в котором подвергся корректировке существовавший понятийный аппарат, в т.ч. было представлено не только иное понятие терроризма, но и изменена система противодействующих ему мер, включающая деятельность спецслужб и правоохранительных органов по реализации комплекса мер, возлагаемых на федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, исходя из пределов их полномочий.

Сегодня в России функционирует действенная и постоянно корректируемая в зависимости от сложившейся обстановки правовая система противодействия терроризму.

В 2014-2015 гг. в антитеррористическом законодательстве произошли значительные изменения5. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. «О внесении изме- ш нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6 определены и изменения УК РФ, согласно которым увеличен максимальный срок лишения а свободы, который за террористическую деятельность, по совокупности при- о говоров может составлять 35 лет; совершение преступления, целью которого к является пропаганда, оправдание и поддержка терроризма, определено как о

с

отягчающее вину обстоятельство; для виновных в совершении террористических | преступлений лицам установлен ряд запретов, например, на назначение более в

е

мягкого вида наказания, чем предусмотрено за соответствующее преступление о

(ст. 64), на применение условного осуждения (ст. 73), на предоставление отсрочки р

от отбывания наказания в связи с беременностью или наличием ребенка (ст. 82); |

на применение сроков давности к лицам, совершившим террористические пре- к

ступления; предусмотрено назначение пожизненного лишения свободы за совер- а

шение отдельных преступлений террористической направленности, связанных |

с прохождением обучения в целях осуществления террористической деятель- и

ности (ст. 205.3), организацией террористического сообщества и участия в нем №

(ст. 205.4), организацией деятельности организации, признанной в соответствии 1

с законодательством РФ террористической (ст. 205.5), введена уголовная ответ- )

ственность за действия, связанные с организаций финансирования терроризма, 7 прохождением обучения в целях организации массовых беспорядков, склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в деятельность экстремистского сообщества или экстремистской организации.

Изменения коснулись и Кодекса РФ об административных правонарушениях, в который внесены дополнения в виде установления административной ответственности за оказание финансовой поддержки терроризму (ст. 15.27.1), а также Ю1

за неисполнение решения коллегиального органа, на который возложены координация и организация деятельности по противодействию терроризму (ст. 19.5.1).

Федеральный закон «О противодействии терроризму» дополнен ст. 5.1, расширяющей перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в области противодействия терроризму.

В ноябре 2014 г. Президентом России утвержден документ, определяющий цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, с учетом стоящих перед страной вызовов и угроз7, в п. 13 которого прописано, что в нынешних социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма выступает терроризм, основывающийся на собственной идеологии, существование и сохранение источников и каналов распространения которой будет способствовать сохранению и самой угрозы терроризма. В качестве компетентных органов России, осуществляющих борьбу с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, определены Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ и Служба внешней разведки РФ8.

С 1 января 2015 г. законодатель определил специализированные суды, которым подсудны все уголовные дела о террористических преступлениях. Такими судами, в зависимости от территорий субъектов России, в соответствии с юрисдикцией являются Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды9.

2 мая 2015 г. Федеральным законом № 116-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность средств массовой й информации, осуществляющих «производство либо выпуск продукции, содер-? жащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, з материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, при-| зывающие к осуществлению экстремисткой деятельности либо обосновывающие I или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности»10. | Кроме этого уточнены основания для включения организаций и физических

! лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремист-§ ской деятельности или терроризму, в единый перечень, а также основания для

ш и

| исключения их из указанного списка11.

| В течение 2014-2015 гг. Правительством в целях реализации Постановления

'I от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов | (территорий) (вместе с «Правилами разработки требований к антитеррористи-| ческой защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)»)»12 установлены требования к антитеррористической защищенности различных объектов (территорий) и формы паспортов безопасности этих ё объектов (территорий)13.

§ Окончание 2015 г. также ознаменовано изменением антитеррористического

| законодательства. В послании Федеральному Собранию РФ Президент России | оценил серьезность террористической опасности для страны и указал: «Сейчас для отпора террористической угрозе мобилизованы наши Вооруженные Силы, спецслужбы, правоохранительные органы. Но понимать свою ответственность должны все: власть, политические партии, структуры гражданского общества, средства массовой информации. ... Невозможно победить международный терроризм силами только одной страны, особенно в условиях, когда границы в 102 мире фактически открыты, а мир переживает еще и новое переселение народов,

когда террористы получают постоянную финансовую подпитку»14, в связи с чем в соответствии со ст. 7.4 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 6 июля 2016 г.)15 образована Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма16.

В целях дальнейшего совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму 26 декабря 2015 г. согласно требованиям ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» в соответствии с Указом Президента РФ подверглась усовершенствованию правовая база, регламентирующая деятельность Национального антитеррористического комитета17.

Развивая эту тему, Президентом России 30 декабря 2015 г. определена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, где терроризм, как и в ранее действовавшем документе18, признан одной из основных угроз государственной и общественной безопасности19.

Немаловажным в вопросах противодействия терроризму является и судебная практика признания организаций террористическими. В 2014-2015 гг. террористическими были признаны 4 организации20, и в настоящее время в Едином федеральном списке организаций, в т.ч. иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими, содержится 24 организации21.

В 2016 г. в Государственной Думе вопросы противодействия терроризму также были актуальными. В апреле 2016 г. Президентом РФ инициирована процедура трансформации внутренних войск МВД России в Федеральную службу войск национальной гвардии22. Доминирующее предназначение этой мощнейшей силовой ш структуры заключается в борьбе с терроризмом и противодействии экстремист- и ской деятельности. Поставлен вопрос и об образовательной сфере, посвященной а качеству образования специалистов в области противодействия терроризму23. о Далее был принят важный и неоднозначный по своей сути антитеррористиче- к ский пакет законов «Яровой - Озерова», в соответствии с которым определены о

с

полномочия органов местного самоуправления в сфере противодействия терро- а ризму; уточнены условия введения и порядок поддержания правового режима в

« Т-Г н

контртеррористической операции. Положительные изменения состоят в том, что о режим контртеррористической операции разрешается вводить уже при угрозе ю

совершения террористического акта, а не после, как было ранее; установлено, что | при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) может к проводиться такое мероприятие, как получение компьютерной информации; а установлено, что в ходе производства огнестрельного оружия ограниченного | поражения, газового, сигнального, пневматического оружия и конструктивно и сходных с оружием изделий запрещено использование основных частей боевого № ручного стрелкового и служебного огнестрельного оружия, в т.ч. снятого с учета 1 или списанного. В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свобо- ) де совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 6 июля 2016 г.)24 содержится 7 дефиниция «миссионерская деятельность», определены ее содержание и порядок осуществления; установлена обязанность принятия операторами почтовой связи мер по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи; установлена административная ответственность, в т.ч. за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе юз

вероисповедания и о религиозных объединениях, за невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов, неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности предоставлять в ФСБ России информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений; операторов связи обязали хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи в течение 3-х лет с момента окончания осуществления таких действий, а текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до 6 мес. с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки и предоставлять эту информацию государственным органам, осуществляющим ОРД или обеспечение безопасности Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами; организаторов распространения информации в сети «Интернет» обязали хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий, а текстовые сообщения пользователей, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения — до 6 мес. с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки и предоставлять эту информацию государственным органам, осуществляющим ОРД или обеспечение безопасности Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами; установлен запрет осуществления миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»25.

Серьезные антитеррористические изменения коснулись уголовного и уголовно-процессуального законодательства. К преступлениям, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, отнесены в т.ч.: прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3), участие в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4); участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5); несообщение о преступлении (ст. 205.6); участие в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211); участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212) и некоторые другие; введена ст. 205.6, устанавливающая ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице, которое по достоверным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (при этом лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником); ст. 361 установлена уголовная ответственность за совершение за пределами Российской Федерации акта международного терроризма против граждан Российской Федерации или Российской Федерации.

Взаимосвязанные поправки внесены также в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и в Федеральный закон № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона „О противодействии терроризму"»26.

Однако до сих пор существует проблема, требующая разрешения, касающаяся использования термина «террористический акт», который закреплен в Федеральном законе «О противодействии терроризму». Анализируя смысл положений подп. «а» п. 4 ст. 3, подп. 4 п. 2 ст. 5.1, ст. 6, 7, 11-15, 17-20 и 25 указанного Федерального закона, можно заключить, что в Российской Федерации все силы общества и государства по противодействию терроризму должны быть направлены исключительно против единственного деяния, предусмотренного ст. 205 УК РФ — террористического акта, никак не затрагивая легального определения террористического акта, представленного в УК РФ.

Несомненно, данную статью следует рассматривать в качестве основного уголовно-правового запрета для практики террористической деятельности, но не единственного, т.к. в него не включены самостоятельные составы преступлений террористической направленности, совершаемые для достижения целей терроризма методами, которые действуют на население не менее устрашающе, чем те же взрывы или открытое применение огнестрельного оружия. Из этого следует, что проведение в целях противодействия преступлениям террористической направленности контртеррористической операции становится невозможным, что, несомненно, будет иметь негативные последствия для эффективности практического применения мер предупреждения и пресечения, предусмотренных новым | антитеррористическим законодательством. и

Разрешению указанной проблемы может послужить внесение изменений п в вышеназванные статьи Федерального закона «О противодействии террориз- о му» в виде замены понятия «террористический акт» на понятие «террористи- О ческая деятельность», а определение «террористическая деятельность» в п. 2 О

п

ст. 3 изложить как «деятельность отдельных лиц, групп лиц или организаций а (сообществ), направленную на пропаганду, подготовку и совершение престу- | плений, предусмотренных статьями 205, 206, 211, 277-279, 360 и 361 УК РФ, О в целях оказания воздействия на принятие решения органом государственной ю

власти, органом местного самоуправления или международной организацией». |

К террористической деятельности могут быть отнесены и другие преступления, К

предусмотренные УК РФ, если они совершены в указанных целях. Данное пред- а

ложение затрагивает только изменения положений, касающихся исключительно |

Федерального закона «О противодействии терроризму». |

Предлагаемое внесение изменений в основы противодействия терроризму в №

России не должны рассматриваться как истинные и окончательные, т.к. явля- 1

ются инструментальными и предназначены для увеличения эффективности )

применения законодательства и оптимизации деятельности государственных 7 органов в рассматриваемой сфере.

1 Асеев А.Г. Соблюдение принципов международного права — залог стабильности // Актуальные проблемы юридической науки: материалы Международной научной конференции. Новосибирск, 2015; Его же. Коллективная безопасность — требование времен // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства: сборник статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2015. С. 15.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3808 (утратил силу). 105

3 См.: Сальников В.П. Российское законодательство в сфере борьбы с терроризмом и проблемы его применения // Законодательство и законотворчество. 2002. № 5. С. 18.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11, ст. 1146; 2016. № 28, ст. 4558.

5 См., например: Галачиева М.М. Уголовно-правовой анализ террористического акта: законодательные и теоретические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010; Шевченко И.В. Проблемы наказания за террористическую деятельность // Научный портал МВД России. 2011. № 3. С. 94; Его же. Уголовно-правовая характеристика публичного призыва к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2009. № 1. С. 135; Его же. Проблемы квалификации террористического акта // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2008. № 6. С. 76; Его же. Проблемы законодательного регулирования антитеррористической деятельности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2007. № 5. С. 163.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2335.

7 См.: Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года от 28 ноября 2014 г. (утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № Пр-2753). URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/ 16/130.html (дата обращения: 15.08.2016).

8 См.: Указ Президента РФ от 28 ноября 2014 г. № 737 «О компетентных органах Российской Федерации, предусмотренных Соглашением государств — участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в материально-техническом обеспечении компетентных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6849.

9 См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2335; Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26, ч. I, ст. 3360.

10 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 18, ст. 2619.

11 См.: Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 33, ст. 4835.

12 См.: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 // Собр. законодательства Рос. ^ Федерации. 2013. № 52, ч. 2, ст. 7220.

0 13 См., например: Постановление Правительства РФ от 28 августа 2014 г. № 872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального

S развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» // Собр.

^ законодательства Рос. Федерации. 2014. № 36, ст. 4856; Постановление Правительства РФ от 3 апреля

g 2015 г. № 324 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

1 Федеральной миграционной службы и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) » // Собр.

1 законодательства Рос. Федерации. 2015. № 15, ст. 2285.

ч: 14 Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // Российская

£ газета. 2015. № 275.

!| 15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. I, ст. 3418; 2016. № 28, ст. 4558.

и 16 См.: Указ Президента РФ от 18 ноября 2015 г. № 562 «О Межведомственной комиссии по противо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

действию финансированию терроризма (вместе с « Положением о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма»)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 47, ст. 6576.

2 17 См.: Указ Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного ° управления в области противодействия терроризму (вместе с « Положением о Национальном антитеррори-ï стическом комитете»)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 52, ч. 1, ст. 7591.

S 18 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской

™ Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444 (утратил силу).

о 19 См. п. 43 Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности

Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, ч. 2, ст. 212. S 20 См.: Решение Московского городского суда от 17 декабря 2014 г. б/н (вступило в силу 30 декабря

" 2014 г.); Решение Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 г. № АКПИ 14-1424С (вступило в силу 13 февра-

g. ля 2015 г.); Решение Московского городского суда от 18 февраля 2015 г. № 3-0015/2015 (вступило в силу

<3 12 вгуста 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

| 21 См. : Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных органи-

о заций, признанных судами Российской Федерации террористическими. URL: http://nac.gov.ru/page/4570.

m html; http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 15.08.2016).

22 См: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 15, ст. 2072; Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ч. 1, ст. 4159.

23 См. : Буряков В.Н. Сущность управленческой компетенции будущих офицеров внутренних войск МВД России // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11. С. 739-746; Его же. Педагогическая технология формирования управленческой компетентности будущих

106 офицеров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11.

С. 747-759; Шевченко И.В., Ляхов А.В., Андронов А.В. Сфера образования в военных образовательных организациях высшего образования внутренних войск МВД России, пути формирования компетенций и правовой культуры будущих специалистов-офицеров // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 228-232.

24 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 39, ст. 4465; 2016. № 28, ст. 4558.

25 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 39, ст. 4465.

26 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3452.

А.В. Колесников, В.Н. Батова, А.Ю. Павлов

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье исследуется вопрос развития муниципальных образований в России. Анализируются последствия реформирования местного самоуправления в Пензенской области; приводятся причины, препятствующие повышению эффективности деятельности местной власти; определяются пути преодоления указанных проблем.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, модель самоуправления, бюджетная обеспеченность.

A.V. Kolesnikov, V.N. Batova, A.Yu. Pavlov

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LOCAL GOVERNMENT IN THE PENZA REGION

The article is devoted to the issue of development of municipal formations in Russia. Examines the consequences of reforming local government in the Penza region, are obstacles to the increase of efficiency of activity of local authorities and identify ways of overcoming these problems.

Keywords: local government, municipality, self-government model, the fiscal capacity.

Мировой опыт свидетельствует о том, что система регулирования общественно-экономических отношений в любом государстве состоит из двух базовых составляющих: государственного управления и местного самоуправления. «Уровень и перспективы развития страны зависят, прежде всего, от того, насколько совершенны указанные составляющие»1.

«Актуальность и эффективность данного института власти определяется тем, что уровень развития местного самоуправления является главным показателем степени демократизации общественно-экономической жизни страны»2.

В развитии местного самоуправления в России выделяются несколько основных периодов. Первый этап охватывает эпоху от земских реформ Ивана IV до

© Колесников Андрей Владимирович, 2017 2

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права 73

(Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] ^

© Батова Вера Николаевна, 2017

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента (Пензенский государственный технологический университет); e-mail: [email protected]

© Павлов Александр Юрьевич, 2017

Кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики (Пензенский государственный технологический университет); e-mail: [email protected] 107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.