УДК 343 Шуаипов Алексей Абасович
аспирант кафедры административного и финансового права
Российского университета дружбы народов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Shuaipov Alexey Abasovich PhD student,
Administrative and Financial Law Subdepartment, Peoples' Friendship University of Russia
ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE INTERNATIONAL COOPERATION OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье проанализированы особенности организации международного сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации в рамках задач по осуществлению полномочий данного федерального государственного органа. В работе, согласно Закону о Следственном комитете и Положению о Следственном комитете, определены субъекты сотрудничества СК РФ. Произведенный анализ позволил установить положительные результаты в процессе укрепления сотрудничества по вопросам оказания правовой помощи, координации совместных усилий в борьбе с международной преступностью, защиты интересов государства, а также прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова:
Cледственный комитет, международное взаимодействие, организация взаимодействия с компетентными органами иностранных государств, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Summary:
The article deals with the peculiarities of organization of international cooperation of the Investigative Committee of the Russian Federation for the resolution of the tasks on execution of powers of the Federal state authority. The author identifies the parties of cooperation of the Investigative Committee of the Russian Federation according to the Law on the Investigative Committee and the Regulation of the Investigative Committee. The undertaken analysis has revealed the positive results in the process of collaboration in the provision of legal assistance, coordination of joint measures on international crime control, protection of the interests of the state, as well as human and citizen rights and freedoms.
Keywords:
Investigative Committee, international cooperation, organization of cooperation with competent authorities of foreign states, safeguard of human and citizen rights and freedoms.
Актуальность исследования различных аспектов нормативного регулирования деятельности Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ) в современной юридической науке в определенной степени обусловлена произошедшим выделением СК из структуры прокуратуры и наделением его статусом самостоятельного федерального государственного органа, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Ныне действующий Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» [1] устанавливает, что СК является федеральным государственным органом, наделенным полномочиями в уголовном судопроизводстве и рядом иных полномочий, установленных федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации [2]. В настоящее время перед следственными органами России стоит задача определения новых, наиболее оптимальных моделей как международного, так и межведомственного взаимодействия.
В ряде документов, составляющих правовую основу деятельности СК, законодательно определены основные направления развития сотрудничества и взаимодействия комитета с органами власти, правоохранительными органами, общественными объединениями и т. д. Исходя из того, что «сотрудничество» представляет собой частный случай «взаимодействия», эти термины могут рассматриваться как категории одного порядка и с высокой долей условности считаться синонимичными.
Анализ содержания Закона о Следственном комитете и Положения о Следственном комитете [3] позволяет сделать вывод о том, что субъектами сотрудничества со СК могут являться:
- компетентные органы иностранных государств и международные организации (ст. 3 Закона о Следственном комитете; ст. 7 п. 6 Положения о Следственном комитете);
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации (ст. 6 Закона о Следственном комитете; ст. 6 Положения о Следственном комитете);
- правоохранительные органы, органы предварительного расследования и органы дознания (ст. 9 п. 2 Закона о Следственном комитете);
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 18)
- средства массовой информации (ст. 7 п. 8 Положения о Следственном комитете).
Правовое сопровождение организации международного сотрудничества СК осуществляется Управлением международно-правового сотрудничества при СК РФ. Одним из первых значимых результатов деятельности названного управления стало подписание в 2011 г. председателем СК РФ А.И. Бастрыкиным и директором Германского Фонда международного правового сотрудничества Д. Миро «Меморандума о взаимопонимании между Следственным комитетом России и Германским Фондом международного правового сотрудничества» [4].
В этом документе, положившем начало международной деятельности СК, определяются основные пути взаимодействия сторон в борьбе с преступностью: обмен информацией о предпринимаемых мерах по противодействию преступности и иной незаконной деятельности, а также обмен практическим опытом и теоретическими знаниями в области уголовного и уголовно-процессуального права. Достижение поставленных задач планируется сторонами посредством проведения рабочих встреч, консультаций и ряда других совместных мероприятий.
Деятельность СК РФ по развитию взаимодействия с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в целом можно оценивать как достаточно активную. Уже к началу 2012 г. СК были установлены тесные контакты с Верховным комиссаром Совета Европы по правам человека, Европейским судом по правам человека, Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, специальными представителями ООН по вопросу о насилии в отношении детей, Интерполом, Международной организацией миграции, Международным Комитетом Красного Креста и рядом других организаций и дипломатических органов [5].
Итогом организованных и проведенных за первый год существования СК в статусе самостоятельного федерального государственного органа пятидесяти семи встреч с представителями компетентных органов иностранных государств и международных организаций стало подписание:
- Соглашения о сотрудничестве между СК РФ и Национальным институтом высших исследований в области безопасности и юстиции Французской Республики;
- Соглашения с Министерством внутренних дел Республики Финляндии;
- Меморандума о взаимопонимании между СК РФ и Германским Фондом международного правового сотрудничества [6].
К числу достигнутых результатов деятельности СК по развитию международного сотрудничества относится положительная динамика взаимодействия СК с комиссаром Совета Европы по правам человека, со специальным представителем ООН по вопросу о насилии в отношении детей, представителем ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации [7].
Кроме того, СК РФ осуществляет деятельность по организации двустороннего сотрудничества с компетентными органами различных государств в рамках расследования преступлений в соответствии с подследственностью, установленной законодательством Российской Федерации и правовыми нормами других стран. Примером такого сотрудничества может служить исполнение российской стороной запроса Министерства юстиции и общественного порядка Республики Кипр о возможности приезда в РФ представителей компетентных органов Республики Кипр с целью проведения следственных мероприятий в рамках уголовного дела, возбужденного по факту смерти О.Н. Ранцевой (гражданки России, убитой на территории Республики Кипр) [8].
Мероприятия схожего характера (организация работы на территории различных государств, обмен информацией и т. д.) предпринимаются и в процессе расследования ряда резонансных уголовных дел:
- по факту катастрофы самолета «Ту-154М», совершавшего воздушный перелет с польской делегацией во главе с Президентом Польши Л. Качиньским на борту;
- по факту незаконной трансплантации человеческих органов, изъятых у российских граждан в компании «Медикус» (г. Приштина, Косово);
- по факту гибели А.В. Литвиненко, произошедшей на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии;
- по факту преступлений в отношении несовершеннолетних российских детей, усыновленных гражданами США, и многих других дел [9].
В настоящее время развитие и укрепление международных связей при осуществлении уголовного преследования, обеспечение правопорядка и защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляются СК на основе ряда заключенных международных правовых актов:
- Меморандума о взаимопонимании между СК РФ и Службой иммиграционных и таможенных расследований Министерства внутренней безопасности Соединенных Штатов Америки;
- Соглашения о сотрудничестве между СК РФ и Министерством внутренних дел Республики Куба;
- Меморандума о взаимопонимании между СК РФ и полицией Государства Израиль;
- Соглашения о сотрудничестве между СК РФ и Национальным директоратом полиции Королевства Норвегия;
- Соглашения о сотрудничестве между СК РФ и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики и других [10].
Практическая деятельность сотрудников профильных подразделений СК в рамках международного взаимодействия осуществлялась также и в процессе обсуждения проекта соглашения между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол) о стратегическом оперативном сотрудничестве, проекта соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств-участников СНГ, а также при рассмотрении основных вопросов на заседаниях целевой группы по борьбе с торговлей людьми Совета государств Балтийского моря (СГБМ).
Анализ деятельности СК РФ по организации взаимодействия с компетентными органами иностранных государств, профильными международными институтами и международными организациями позволяет выявить положительные результаты в процессе укрепления сотрудничества по вопросам оказания правовой помощи, координации совместных усилий в борьбе с международной преступностью, защиты интересов государства, а также прав и свобод человека и гражданина.
Ссылки:
1. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2011. № 1. С. 15.
2. Ястребов О.А., Шуаипов А.А. Особенности организации деятельности Следственного комитета Российской Федерации: административно-правовой аспект // Мир экономики и права. 2014. № 4-5. С. 67-76.
3. Указ Президента РФ от 27.09.2010 № 1182 (ред. от 14.01.2011) «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2010. 4 окт. № 40. ст. 5043; Собрание законодательства РФ. 2011. 24 янв. № 4. Ст. 572.
4. Международная деятельность Следственного комитета России [Электронный ресурс] // Следственный комитет Российской Федерации. 2010. URL: http://www.sledcom.ru/activities/interact/ (дата обращения: 07.03.2014).
5. Тезисы выступления Председателя СК РФ Бастрыкина А.И. на расширенном заседании коллегии СК РФ «Об итогах работы следственных органов Следственного комитета РФ за 2011 год и задачах на 2012 год» [Электронный ресурс] // Следственный комитет Российской Федерации. 2012. URL: http://sledcom.ru/actual/81762/7pri №t=1 (дата обращения: 06.03.2014).
6. Международная деятельность Следственного комитета России.
7. Тезисы выступления Председателя СК РФ Бастрыкина А.И. на расширенном заседании коллегии СК РФ «Об итогах работы следственных органов Следственного комитета РФ за 2011 год и задачах на 2012 год».
8. Ответ на обращение Ранцева Н.М. относительно расследования уголовного дела по факту смерти Ранцевой О.Н. [Электронный ресурс] // Официальный сайт общественного объединения (правозащитная организация) «Сутяжник». URL: http://sutyajnik.ru/documents/4006.html (дата обращения: 06.03.2014).
9. Справка о работе управления международно-правового сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс] // Следственный комитет Российской Федерации. 2011. URL: http://www.sledcom.ru/up-load/ILC-2014-1.doc (дата обращения: 06.03.2014).
10. Международная деятельность Следственного комитета России.