Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового регулирования института международной передачи уголовного преследования'

Некоторые аспекты правового регулирования института международной передачи уголовного преследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
513
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЗАПРОС ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелева Юлия Леонидовна

Статья посвящена проблеме соотношения норм международного и российского законодательства, регламентирующих вопросы передачи материалов уголовного дела в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. В статье предпринята попытка анализа норм ведомственных нормативных актов Следственного комитета Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, а также возможных путей решения практических проблем, возникающих у российских следователей при необходимости передачи материалов уголовного дела в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового регулирования института международной передачи уголовного преследования»

УДК 343.1

Шепелева Юлия Леонидовна

кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса первого факультета повышения квалификации с дислокацией в городе Ростове-на-Дону Института повышения квалификации Академии следственного комитета Российской Федерации, старший лейтенант юстиции d.scully@rambler.ru

Yulia L. Shepeleva

PhD in political sciences, senior lecturer, Department of Criminal Procedure of the first advanced training faculty Institute for Advanced Studies of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, senior lieutenant of justice d.scully@rambler.ru

Некоторые аспекты

правового регулирования института международной передачи уголовного преследования

Some aspects of

the legal regulation of the institute of international transfer of prosecution

Аннотация. Статья посвящена проблеме соотношения норм международного и российского законодательства, регламентирующих вопросы передачи материалов уголовного дела в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. В статье предпринята попытка анализа норм ведомственных нормативных актов Следственного комитета Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, а также возможных путей решения практических проблем, возникающих у российских следователей при необходимости передачи материалов уголовного дела в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: международное сотрудничество, предварительное следствие, компетентные органы иностранного государства, уголовное судопроизводство, запрос об осуществлении уголовного преследования, следователь, преступление, правоохранительные органы.

Annotation. The article deals with the relation of international and Russian legislation regulating the issues of transfer of the criminal case materials to the competent authorities of a foreign country for prosecution. The article attempts to analyze the norms of departmental normative acts of The Investigative Committee of the Russian Federation on the issue, as well as possible solutions to the practical problems encountered by russian investigators if necessary, transfer the case file to the competent authorities of a foreign state for the purpose of criminal proceedings.

Keywords: international cooperation, the preliminary investigation, the competent authorities of the foreign state, criminal procedure, request for criminal prosecution, investigator, crime, law enforcement authorities.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства в настоящее время является предметом пристального внимания, как со стороны ученых, политиков, так и практических работников правоохранительных

органов, что находит свое отражение в законо-. , -

мами федерального законодательства на Следственный комитет Российской Федерации возложены полномочия по взаимодействию с компетентными органами иностранных государств в строгом соответствии с нормами международных договоров и национального законодательства, а также по разработке международных договоров РФ и заключению соглашений в установленной сфере деятельности [1]. За время своего существования Следственный комитет

обрел статус авторитетного самостоятельного субъекта международного сотрудничества, причем в области не только уголовной юстиции (мездународной правовой помощи по уголовным

делам), но и полицейского международного со. -

ный комитет является компетентным органом,

осуществляющим прямые сношения с органами , -

дународными организациями, по 57 межгосударственным и межправительственным многосторонним и двусторонним международным договорам РФ, по 16 двусторонним международным соглашениям межведомственного характера (из них 13 - с компетентными органами иностранных государств, 2 - с иностранными организациями), а также на основе принципа взаимности [2, с. 10].

Международная правовая помощь по уголовным делам выступает в качестве основной формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью, и в настоящее время представляет собой относительно самостоятельный правовой институт, регулируемый нормами международного и национального права. Правовое регулирование осуществления взаимной правовой помощи по уголовным делам имеет свою специфику, которая заключается в том, что в данном процессе задействованы нормы различных правовых систем (меадународного и внутригосударственного права). Именно поэтому в правоприменительной практике часто возникают пробле-,

- .

Главенствующее положение в системе между, -

сы передачи уголовного преследования, принадлежит таким многосторонним договорам, как:

- Европейская конвенция о взаимной правовой

помощи по уголовным делам от 20.04.1959;

-

отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993; -

13.12.1957;

- -

изводства по уголовным делам от 15.05.1972.

, -

чены в ряд договоров, регламентирующих вопросы противодействиям отдельным видам преступлений. К таким договорам можно отнести: -

организованной преступности от 15.11.2000; - -

го оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1970; - -

нии терроризма от 16.05.2005;

В двусторонних договорах, одним из участников в которых является Российская Федерация, также предусмотрены нормы, регламентирующие вопросы передачи уголовного преследования.

Основополагающим документом является Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15.05.1972, поскольку она имеет самостоятельный предмет регулирования и регламентирует порядок направления и исполнения запросов об осуществлении судопроизводства в отношении лиц, совершивших преступления на территории определенного государства и впоследствии оказавшихся за его .

Так, согласно ст. 8 Конвенции, просьба об осуществлении уголовного преследования в иностранном государстве направляется в следую:

-

законодательству запрашиваемого, так и по законодательству запрашивающего государства;

- , ,

гражданином запрашиваемого государства; - -

ние в виде лишения свободы в запрашиваемом

;

- -

тории запрашиваемого государства; - -

жет быть обеспечено в ходе разбирательства в

;

-

обеспечить исполнение приговора по уголовно, ;

- ,

приговора по делу в запрашиваемом государстве сможет улучшить перспективы социальной реабилитации осужденного [5].

Российской Федерацией указанная Конвенция ратифицирована 30.10.2007 г. [6]. Вопросы уголовного преследования иностранных граждан, совершивших преступления на территории Российской Федерации и впоследствии оказавшихся за ее пределами, нашли свое отражение в ст. 458 ,

вопроса о передаче материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования на территории иностранного государства возложены на Генеральную прокуратуру РФ. При , . 458 ,

соблюдение следующих условий: - -

;

- -

данином, который на момент направления запроса об осуществлении уголовного преследования на территории иностранного государства

находится за пределами территории Российской

;

-

по уголовному делу, которые возможны в отсут-

;

-

действий не представляется возможным по причине отсутствия лица, совершившего преступление, на территории Российской Федерации.

458 -

тальное отражение в ведомственных нормативных актах. Так, Председателем СК России подписаны методические рекомендации для следователей по

вопросам передачи уголовного преследования

,

Российской Федерации и впоследствии оказавших-[3]. -

ции имеют четко выраженную практическую направленность и призваны обеспечить наиболее

полную и качественную подготовку материалов уголовного дела следователем для передачи их в иностранное государство для осуществления уго-

.

также предусмотрены варианты решения наиболее типичных проблемных вопросов, возникающих у следователей в ходе расследования уголовных дел, связанных с совершением преступления иностранным гражданином на территории России.

Например, на практике нередко возникает ситуация, когда обвиняемый имеет двойное гражданство, одно их которых - гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», данное лицо будет рассматриваться только как гражданин РФ, что влечет за собой невозможность направления материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования на территории ино-. ,

Литература:

1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации» (^д. от 30.12.2015) // СПС «Консультант Плюс».

2.

сотрудничеству Следственного комитета Российской Федерации. М., 2015. 304 с. С. 10.

3. -редачи уголовного преследования лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации и впоследствии оказавшихся за ее преде// -

рации № 220-5375-15 от 21.09.2015.

4. .

Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам (Страсбург, 15 мая 1972 г.) // СПС «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон от 30.10.2007 г. № 237«

передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года» // СПС «Консультант Плюс»

соблюдения принципа неотвратимости наказания международными договорами, регулирующими вопросы осуществления уголовного пре-

,

направления в иностранное государство с сопроводительным письмом копий материалов

,

,

соответствии с законодательством запрашиваемого государства. Основанием для направления копий материалов уголовного дела является, к примеру, статья 21 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959 [4].

Учитывая, что сфера международного сотрудничества по уголовным делам является достаточно

,

дальнейшее совершенствование норм национального законодательства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Literature:

1. Federal Law of 28.12.2010 № 403-FZ «About the Investigation Committee of the Russian Federation» (ed. By 12.30.2015) // «Consultant Plus».

2. The collection of materials on the international cooperation of the Russian Federation Investigative Committee. Moscow, 2015. 304 p. P. 10.

3. Guidelines for the transfer of the criminal prosecution of those who committed crimes in the territory of the Russian Federation and subsequently caught outside // Investigative Committee of the Russian Federation of 09.21.2015 № 220-5375-15.

4. Ibid.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. The European Conventionon the Transfer of Proceedings in Criminal Matters (Strasbourg, 15 May 1972) // «Consultant Plus».

6. Federal Law of 30.10.2007 № 237-FZ «About ratification of the European Convention on the Transfer of Proceedings in Criminal Matters of 15 May 1972» // «Consultant Plus»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.