Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / надзорная деятельность / законность / правовой статус / законодательство / надзорные органы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кара-Сал Байыр Орланович

В статье представлены правовые основы развития функционирования прокуратуры, определены основные этапы истории развития прокуратуры Российской Федерации со времен Петра I до настоящего времени. Анализируются актуальные проблемы функционирования органов прокуратуры в настоящее время и пути их совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Кара-Сал Байыр Орланович

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье представлены правовые основы развития функционирования прокуратуры, определены основные этапы истории развития прокуратуры Российской Федерации со времен Петра I до настоящего времени. Анализируются актуальные проблемы функционирования органов прокуратуры в настоящее время и пути их совершенствования законодательства.

Ключевые слова: прокуратура, надзорная деятельность, законность, правовой статус, законодательство, надзорные органы.

Российская Федерация, согласно Конституции РФ, является демократическим федеративным правовым государством. Правовое государство обладает рядом признаков, определенных в теории, и одним из основополагающих является принцип разделения властей.

Полномочия прокуратуры РФ в различных сферах деятельности государства обширны и предельно значимы, так как прокуратура является защитником конституционного строя России, прав и свобод личности, принципов общества и идей государства. Она осуществляет надзор за законностью и соответствием законодательства нормам основного закона Российской Федерации, соблюдением законов органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, за соблюдением соглашений, принятых с участием Российской Федерации на международной арене. Правильное толкование правового статуса прокуратуры и её роли в системе разделения властей как государственного органа, осуществляющего надзор, имеет особую важность при осуществлении профессиональной деятельности будущих и практикующих юристов.

Правовой статус органов прокуратуры напрямую не закреплен конституционными нормами, но попыткой урегулирования данного вопроса стало принятие федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ст. 1 ФЗ № 2202-1: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами» [2].

Прокуратура представляет собой построенный на основе единства механизм, предназначенный для осуществления надзорных функций государства в целях соблюдения принципов верховенства закона, защиты конституционных свобод и прав, законных интересов личности, общества и государства. Эти направления являются основными, но закон также указывает и на иные функции, четкого обозначения которых да настоящего времени нет. Таким образом, законодательство формирует платформу для развития правовых норм и создания новых актов, устанавливающих дополнительные функции и расширяющих уже существующие [6, с. 170].

Анализ истории формирования и развития прокуратуры как участника различных видов судопроизводства позволяет выявить особенности института прокуратуры в рамках историко-правового развития с момента его создания и до сегодняшних дней. Удачное использование историко-правового метода исследования также поможет подвести итоги развития органов прокуратуры на различных этапах, обозначив отдельные проблемы правового регулирования статуса прокуратуры, в том числе на современном этапе ее функционирования.

Первый этап развития прокуратуры (1722-1802 гг.) включает ее образование и развитие как надве-домственного надзорного органа.

Образование российской прокуратуры относится к периоду Петровских реформ, в результате которых Россия встала на путь европейского развития. Для проведения государственных преобразований Петру I требовалось полностью перестроить систему законодательства и государственного управления. При проведении реформ российский император столкнулся с необходимостью создания такого органа, который бы компенсировал недостатки формирующейся системы государственного управления [4, с. 200].

© Кара-Сал Байыр Орланович, 2022.

В крайне тяжелые для России 90-ые годы XX века, сопровождаемые экономическими, социальными и, конечно, политическими волнениями существенно повлияли и на работу системы прокурорского надзора. Распад союзных республик привел к тому, что в каждом отделившемся государстве появлялись свои надзорные органы, в связи с этим возникла необходимость заново выстраивать единую централизованную систему. Возникшая проблема «двойного подчинения» прокурорам самостоятельных государств и Генеральному прокурору РСФСР, сложности с кадрами, непрофессионализм и ухудшение показателей раскрываемости преступлений, всё это подталкивало государство к новым реформам. Так, 17 января 1992 г. был принят закон «О прокуратуре РСФСР», а также вышли в свет приказы Генерального прокурора, конкретизирующие отдельные положения закона, организацию надзора и способах управления.

Новый виток в истории становления прокуратуры начался с принятия на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Отдельной главы, посвященной органам прокуратуры не стало, была лишь включена статья в главу о судебной власти. Значительным изменением стоит признать и принятие в 1995 году новой редакции закона «О прокуратуре», в которой в основные виды надзора был включен надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Следующие изменения, расширили полномочия прокуроров путем установления надзора за соблюдением Конституции РФ (закон о внесении поправок от 1999 г.). Федеральный закон от 5 июня 2007 г. ввел Следственный комитет при прокуратуре РФ, а также его территориальные управления и отделы.

Роль органов прокуратуры в механизме государства менялись не одно столетие. Со времен Петра I она постоянно подвергалась реформированию: менялась её система, полномочия и направления деятельности меняли курс. Но за такой длительный период ни совершенствование законодательства, ни реформирование органов власти, не смогли поставить точку и определить правовой статус прокуратуры, её место среди органов государственной власти [7, с. 634].

Проблема правового статуса прокуратуры заключается в том, что Конституция России не закрепляет прокурорскую власть как одну из самостоятельных ветвей власти, не указывает прокуратуру среди органов, осуществляющих государственную власть. Стоит отметить, что смутной попыткой законодателя решить вопрос о статусе прокуратуры, стало внесение изменений в название главы 7, изначально именуемой как «Судебная власть». Лишь путем внесения поправок в Конституцию от 05.02.2014 г. она стала именоваться «Судебная власть и прокуратура». Но этот шаг так и не позволил говорить в полной мере о решении столь актуального вопроса. В настоящее время действует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который определяет прокуратуру как единую централизованную систему органов, которые осуществляют надзор и иные функции от имени Российской Федерации. Это положение позволяет считать её органом государственной власти. Такое промежуточное положение, нахождение прокуратуры вне рамок классического триединства ветвей власти, создает массу теоретических и практических проблем. По нашему мнению, необходимо внести ясность в положение органов прокуратуры в Российской Федерации следующим образом.

Также, важным аспектом является признание правозащитной деятельности прокуратуры как самостоятельной функции, т.к. правозащита пронизывает все отрасли надзора. Правозащитная деятельность прокуратуры представляет собой систему мер, урегулированную законодательством, направленную на выявление, пресечение, а также восстановление нарушенного права и возмещение причиненного вреда. Надзорная и правозащитная деятельность не являются тождественными, поскольку в сущности двух этих понятий заложены разные смыслы, поскольку предметом надзора выступает реализация существующих прав, а правозащитная деятельность преследует цели их восстановления. Но они не существуют отдельно, ведь прокурорский надзор не может быть лишен содержания правозащиты [3, а 120].

Проблемным аспектом выступает и то, что до настоящего времени не урегулированы отношения органов прокуратуры с властными субъектами, к которым можно отнести Президента, представительные (Федеральное Собрание), судебные органы государственной власти. Граждане РФ также не попадают под надзорные полномочия прокуратуры. Из указанных положений следует, что на дальнейшее реформирование и совершенствование законодательства об органах прокуратуры должно быть обращено повышенное внимание законодателей. При наличии множества нерешенных вопросов, прокуратура остается необходимым самостоятельным институтом государственности, призванным осуществлять надзор за соблюдением законности и защищать права и свободы народа Российской Федерации.

Библиографический список:

¡.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочная система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

2.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) // Справочная система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

3.Воронин, О. В. О типе и месте российской прокуратуры в современной системе органов государственной власти / О. В. Воронин // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2010. - Т. 3. - № 6. - С. 117-123.

4.Дворецкий, М. Ю. Приоритетные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации при реализации правозащитных функций и обоснованному привлечению к ответственности / М. Ю. Дворецкий, Р. В. Авдеев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 5 (145). - С. 198-205.

5.Лодыгин, С. Н. Прокуратура Российской Федерации: вопросы взаимодействия с органами, осуществляющими предварительное расследование / С. Н. Лодыгин, Т. Е. Ложкина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 4. - С. 81- 86.

6.Сушина, Т. Е. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов: трансформация понятий / Т. Е. Сушина // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 6 (91). - С. 169-177.

7.Тюренкова, К. А. Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ / К. А. Тюренкова, А. С. Демидов // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 633-636.

КАРА-САЛБАЙЫР ОРЛАНОВИЧ- магистрант, Тувинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.