Научная статья на тему 'О МЕСТЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ'

О МЕСТЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3018
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / надзор / государственная власть / разделение властей.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кара-Сал Байыр Орланович

В статье автором освещается вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей, рассматривается вопрос о том, к какой ветви власти следует относить прокуратуру Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕСТЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

Кара-Сал Байыр Орланович О МЕСТЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В статье автором освещается вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей, рассматривается вопрос о том, к какой ветви власти следует относить прокуратуру Российской Федерации.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, государственная власть, разделение властей.

В современной научной литературе вопросы правового статуса прокуратуры, проблемы прокурорского надзора в различных областях широко обсуждаются. Однако, деятельность прокуратуры рассматривается, как правило, исключительно с юридических позиций, вне взаимосвязи с реализуемой государством юридической политикой в области надзора.

В современной науке практически не используется понятие «надзорная политика», не раскрываются ее признаки, несмотря на то, что надзорная политика выступает одним из основных направлений юридической политики государства.

Вместе с тем, исследование деятельности прокуратуры РФ с точки зрения ее участия в надзорной политике государства, носящее междисциплинарный характер, находящееся на стыке юриспруденции и политологии, представляется актуальным и перспективным, в том числе для разрешения практических проблем, возникающих в деятельности органов прокуратуры РФ.

Определяя место прокуратуры как надзорного органа в системе органов государственной власти, нельзя не обратить внимание на дискуссионный характер вопроса о месте прокуратуры в системе разделения властей. Для разрешения данного вопроса необходимо проанализировать конституционно-правовое регулирование статуса прокуратуры РФ.

В первую очередь следует отметить, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [1].

Конституционно-правовые положения о прокуратуре содержатся в ст. 129 Конституции РФ, расположенной в главе 7 «Судебная власть и прокуратура». При этом до принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N° 2-ФКЗ данная глава называлась «Судебная власть», что приводило к неопределенности конституционно-правового статуса прокуратуры, которая, исходя из расположения ст. 129 в Конституции РФ, рассматривалась как элемент судебной власти [2].

© Кара-Сал Байыр Орланович, 2022.

Как отмечает В.Ю. Шобухин, это противоречило как содержанию данной главы Конституции РФ, так и сущности судебной власти, поскольку основу судебной власти составляют судебные органы, отправляющие правосудие, относящееся к их исключительной компетенции. Прокуратура же в судебную систему не входит и не осуществляет деятельность по отправлению правосудия, в связи с чем прокуратура не может относиться к судебной ветви власти [3, с. 73].

Прокуратура, по мнению автора, не относится и к законодательной или исполнительной ветвям власти, выступая в качестве единой, самостоятельной и организационно обособленной системой органов, организаций и должностных лиц, независимых от внешних воздействий и осуществляющих свои полномочия от имени РФ.

Так, невозможность отнесения прокуратуры к законодательной власти обусловлена тем, что прокуратура не только не принимает непосредственного участия в процессе правотворчества, но и не обладает на федеральном уровне правом законодательной инициативы.

Некоторые авторы рассматривают прокуратуру в качестве особой разновидности исполнительной власти, отмечая, что прокуратура и исполнительные органы, также осуществляющие надзорную деятельность, объединены единой целью, заключающейся в обеспечении законности и правопорядка, в борьбе с правонарушениями [4, с. 157].

Исходя из изложенного, обосновывается вывод о том, что прокуратура, не относясь в полной мере к исполнительной власти, действует в единстве с органами исполнительной власти, образуя самостоятельный государственный механизм, обеспечивающий исполнение законов.

Однако, представляется возможным в большей мере согласиться с авторами, отмечающими, что прокуратура не может рассматриваться как особая разновидность исполнительной власти, поскольку в силу ст. 21 Закона о прокуратуре, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов в том числе органами государственной власти [5, с. 65].

Кроме того, отмечается, что к полномочиям прокурорских работников не относится управление государственными делами, принятие управленческих решений в отношении неопределенного круга лиц (помимо тех управленческих решений, принятие и реализация которых необходимы для обеспечения функционирования самой системы прокуратуры).

Правоприменительная деятельность органов прокуратуры не тождественна государственному управлению. Следовательно, и прокуратура не может быть отнесена к исполнительной ветви власти.

Таким образом, как справедливо отмечает В.Ю. Шобухин, органы прокуратуры РФ не относятся ни к одной из трех традиционно выделяемых ветвей власти.

Прокуратура РФ имеет особый, исключительный статус в системе органов государственной власти. Выступая важнейшим элементом системы сдержек и противовесов, прокуратура обеспечивает взаимодействие между различными ветвями государственной власти, их согласованное функционирование как единого механизма.

А.Ю. Ульянов также обращает внимание на то, что практика российского конституционализма допускает осуществление органами государственной власти, относящимися к одной из ветвей власти, отдельных полномочий, принадлежащих другим подсистемам власти [6, с. 91].

Так, Президент РФ, являясь главой государства, в то же время не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, выполняя функции по координации и интеграции ветвей власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие, олицетворяющее единство государственной власти. В то же время, Президент РФ фактически выступает и главой исполнительной власти, участвует в процессе законотворчества и осуществляет ряд значительных полномочий, связанных с формированием судебной системы. Данный пример подтверждает, что теория разделения властей в ее современном видении не обязательно предусматривает строгое отнесение каждого из государственных органов к законодательной, исполнительной или судебной ветвям власти.

Первоочередное значение имеет эффективность и сбалансированный характер их взаимодействия между собой в целях реализации политики государства. При этом особое место в системе разделения властей занимают такие органы государственной власти, как Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, прокуратура РФ, которые организационно не могут быть отнесены в полной мере ни к одной из существующих ветвей власти.

Представляется необходимым обратить внимание на взаимодействие прокуратуры с органами законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ. Взаимодействие органов прокуратуры с органами законодательной власти в целях реализации надзорной политики государства осуществляется по нескольким направлениям.

В первую очередь следует отметить, что прокуроры вправе приносить протесты на правовые акты, в том числе издаваемые органами законодательной власти, в случае их несоответствия Конституции РФ или законодательству.

Второе направление взаимодействия прокуратуры с органами законодательной власти выражается в участии прокуратуры в правотворческой деятельности. В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре, прокурор при установлении необходимости совершенствования нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов [7].

При этом необходимо отметить, что органы прокуратуры, прокуроры сами по себе не являются субъектами права законодательной инициативы, они вправе только вносить соответствующие предложения субъектам права законодательной инициативы. Кроме того, участие прокуратуры в правотворческой деятельности может выражаться в участии в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти; в подготовке заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты; в участии в обсуждении законопроектов в палатах Федерального собрания РФ и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, современная прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, и ее роль в утверждении демократического правового государства определяется тем, что она представляет собой необходимый механизм в рамках формирующейся системы разделения властей и важный элемент системы сдер-жек и противовесов.

Библиографический список:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru.

2.Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 6 - Ст. 548.

3Шобухин В.Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса Российской прокуратуры / В.Ю. Шобухин // Российское право: Образование. Практика. Наука. - 2015. - № 4 (88). - С. 73 - 78.

4.Ижаева Ф.А., Агаджанян В.Я. Статус прокуратуры в системе разделения властей / Ф.А. Ижаева, В.Я. Агад-жанян // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - № 10. - С. 157 - 161.

5.Шевченко В.Ю. Взаимодействие органов законодательной власти и прокуратуры Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека / В.Ю. Шевченко // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017. - № 3 (116). - С. 64 - 67.

6.Ульянов А.Ю. Конституционализация института прокуратуры как закономерный этап развития Российской государственности / А.Ю. Ульянов // Вестник Томского государственного университета. - Право. - 2016. - № 3 (21). - С. 90 - 99.

7.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.

КАРА-САЛБАЙЫР ОРЛАНОВИЧ- магистрант, Тувинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.