Научная статья на тему 'Статус прокуратуры в системе разделения властей'

Статус прокуратуры в системе разделения властей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1123
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ижаева Ф. А., Агаджанян В. Я.

В статье рассматриваются позиции разных авторов относительно правовой природы прокуратуры и ее месте в системе разделения властей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статус прокуратуры в системе разделения властей»

Несомненно, общественные отношения, признаваемые родовым объектом коррупционных и иных служебных преступлений, должны относится, прежде всего, к деятельности государственного аппарата, которая не может быть исключена из исследуемого понятия.

Деятельность государственного аппарата представляет собой организационно четкую, слаженную работу всей системы органов власти и исполнения по проведению в жизнь политики государства, направленной на поддержание и регулирование существующих общественных отношений.

Он включает в себя весь механизм государства, охватывая органы законодательной, исполнительной, судебной власти, осуществляющих свою деятельность на конституционной основе, в целях обеспечения прав и интересов человека в обществе.

Деятельность государственного аппарата носит характер государственного-властного веления, которая содержится в законе, так как государство в лице своих органов регулирует поведение людей в требуемом направлении с помощью норм права.

Для выяснения содержание общественных отношении, являющихся объектом анализируемого состава преступления, механизма преступного посягательство на него, важное значение имеет социальные связи между субъектами отношений (взаимодействие субъектов).

Список литературы:

1. Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. - М.: Госюриздат. 1960. - 229 с.

2. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекции. -М.: Изд. Бек, 1996. - 560 с.

3. Уголовное право: Особенная часть. - М.: Юриздат, 1939 - 527 с.

4. Советское уголовное право: Часть Особенная. - М., 1965. - 448 с.

СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

© Ижаева Ф.А.*, Агаджанян В.Я.4

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

В статье рассматриваются позиции разных авторов относительно правовой природы прокуратуры и ее месте в системе разделения властей в России.

* Кафедра уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека. Научный руководитель: Лесниченко И.П., доцент кафедры Уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека, кандидат юридических наук, доцент.

* Кафедра уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека. Научный руководитель: Лесниченко И.П., доцент кафедры Уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека, кандидат юридических наук, доцент.

До принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной власти, чему соответствовал и порядок назначения Генерального прокурора РФ на должность, его подотчетность только высшим законодательным органам, ориентация на сотрудничество преимущественно с одной ветвью власти - законодательной, поскольку только ей он был подконтролен и только ее решения обязан был выполнять [1].

В литературе имеется точка зрения В. Ломовского, согласно которой прокуратура не относится к законодательной ветви власти, но вместе с тем автор видит, что наиболее удачное ее место - это быть при законодательной ветви власти, поскольку верховная законодательная власть после принятия законов не может, как и не должна, оставаться безучастной к их исполнению. Поэтому она и сохраняет за собой функцию обеспечения единства законности, выполняет ее непосредственно, а также с помощью Конституционного Суда, Уполномоченного по правам человека, Правительства, всей исполнительно-распорядительной, судебной деятельности, а также через прокуратуру, которой она передает большую часть принадлежащих ей функций, оставляя за собой право и обязанность на ее осуществление, в том числе с целью обеспечения единства законности в деятельности прокуратуры [2].

По мнению М.С. Шалумова, «на сегодняшний день отсутствуют какие-либо основания для выдвижения доводов о том, что прокуратура является элементом законодательной ветви федеральной власти, ее специальным органом по реализации функции парламентского контроля за исполнением законов. Прокуратура не принимает законы; согласно ст. 1 и 4 Федерального закона о прокуратуре, она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации (а не от имени или по поручению Федерального Собрания либо Президента) надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ, независимо от каких-либо органов государственной власти, обеспечивая тем самым единство законности в масштабах всей страны» [3].

Прокурор вместе с законодательной властью заботится о претворении в жизнь законов, о точном и неуклонном их исполнении. Сам действует на основе закона и подчиняется только закону, а следовательно, в своей деятельности независим и от законодательных органов. Однако прокурору нужна поддержка или, говоря языком Екатерины II из ее записки князю Вяземскому, «подпора», которая должна исходить прежде всего от законодательной власти. Прокурору приходится нередко сопротивляться «наисильнейшим людям», поэтому прокуратура в одиночестве не справится с задачей обеспечения единства законности. Исполнительная власть в этом ей плохой помощник. Разумеется, ей нужна и поддержка Президента РФ как главы государства и гаранта законности. С другой стороны, законодательной власти реального

осуществления ею функции высшего контроля за исполнением законов нужна собственная или близкая к ней государственно-правовая структура, в качестве которой может выступать опять-таки только прокуратура [4].

Существует также взгляд на прокуратуру как на особый вид исполнительной власти. Так, по мнению С.А. Осипяна, это «самостоятельная, не входящая в правительственную систему разновидность исполнительной власти, которая, взаимодействуя со всеми ветвями власти, осуществляет свои полномочия независимо от них». В то же время прокуратура и исполнительные органы, «в известной мере осуществляющие контрольную деятельность, в определенной мере логически связаны одной целью - обеспечения законности и правопорядка, борьбы с преступностью». Отсюда автор делает вывод о том, что прокуратура, «не являясь исполнительной властью в чистом виде, выступает вместе с этой властью как самостоятельный государственный механизм, обеспечивающий исполнение законов, принятых законодательной властью» [5].

Однако на наш взгляд, приведенные выше точки зрения на прокуратуру как элемент или особый вид исполнительной власти представляются неверными, так как в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти под-надзорны органам прокуратуры. Прокурорские работники не занимаются управлением государственными делами, не принимают никаких управленческих решений в отношении широкого круга лиц. Правоприменительная деятельность органов прокуратуры не является формой государственного управления. Следовательно, прокуратура не относится и не может быть отнесена к исполнительной власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что органы прокуратуры не относятся к законодательной, исполнительной, судебной ветвям власти и представляют собой отдельно стоящий государственный орган, который имеет свои специфические цели и задачи, предназначение и организационную структуру.

Вместе с этим ряд авторов, не признавая прокуратуру органом власти, определяют ее как орган, который не входит в структуру ни одной из ветвей власти, «но является важнейшим и неотъемлемым элементом системы сдер-жек и противовесов» [6]; также высказывалось мнение о прокуратуре как органе власти с особым статусом [7].

Исходя из посылок Закона о прокуратуре, можно сделать вывод о специфичности функций рассматриваемого нами органа, на основе которых в отечественной юридической литературе высказана научная гипотеза о закреплении в Конституции РФ прокуратуры как четвертой ветви власти.

Возможность существования наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в качестве четвертой еще и контрольной (кон-

трольно-надзорной) власти рассматривалась В.Е. Чиркиным, который к носителям этой ветви государственной власти относит высшие органы государства особого рода, независимые в осуществлении своих функций, организационно обособленные, обладающие специфическими полномочиями и неограниченной сферой применения. Органы контрольной власти занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел, о результатах своей работы они докладывают другим органам государства, которые и принимают соответствующие меры к нарушителям [8]. Кореневский Ю.В. также высказался о том, что теоретически возможно выделение контрольной власти, не совпадающей с тремя традиционными, куда входила бы и прокуратура [9].

Однако, по мнению В.В. Стрельникова, сейчас рассматривать прокуратуру Российской Федерации в качестве четвертой надзорной власти было бы преждевременно. В современных социально-экономических условиях единственным органом, который мог бы обеспечить верховенство закона в нашей стране, является прокуратура. Место, отведенное ей в Конституции РФ, недостаточно, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в значительной степени устарел и не отвечает требованиям нового времени [10].

Прокуратура, не относясь к законодательной, исполнительной или судебной власти, а также не представляя собой какую-либо иную самостоятельную ветвь государственной власти, в то же время выполняет в государственном механизме особую роль, определяемую историческими традициями и опытом, уровнем функционирования правовых институтов и выполнения ими своих правоохранительных задач, потребностям развития общества.

Таким образом, все это, а также анализ стоящих перед прокуратурой задач позволяют сделать вывод, что прокуратура является самостоятельным государственным органом, который обособлен от законодательной, исполнительной, судебной власти, несмотря на их тесное взаимодействие между собой, основной задачей которого является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы:

1. Шобухин В.Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005. - С. 24-25.

2. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. - 2001. - N 9. - С. 21.

3. Шалумов М.С. Проблемы функционирования российской прокуратуры в условиях формирования демократического правового государства: дисс. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 2002. - С. 36-38.

4. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. - М.: Изд-во «Юристъ», 2003. - С. 83.

5. Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации. - М.: Формула права, 2008. - С. 50.

6. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. Т. 1: Государство / Авт.-сост. М.Н. Марченко. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. -С. 370-371.

7. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. А.Я. Сухарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. - С. 43.

8. Ведяхин В.М. О форме Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - N 6. - С. 5-6.

9. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. - М., 2003. -С. 90.

10. Чикрин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. - 2003. -№ 4. - С. 11-17.

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

© Паразян Д.С.*

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

В статье освещается реализация надзорной функции прокуратуры по руководству в своей деятельности общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, надзору за их исполнением в области защиты прав человека и его основных свобод.

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод.

Всеобщая декларация прав человека подтвердила естественный, прирожденный, объективный характер, всеобщность, универсальность, неотъемлемость, нерушимость, неделимость личной свободы и других основных прав людей. В ст. 1 говорится: «Все люди рождаются свободными и равны-

* Кафедра Государственного и международного права. Научный руководитель: Лесниченко И.П., преподаватель кафедра Уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека, кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.