4.6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
Ахмедов Микайыл Насреддин оглы, аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин
Место учебы: Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Аннотация: В статье дана характеристика мер противодействия преступности в сфере нелегальной миграции. В основу исследования, среди множества данный мер, автор заложил организационные и правовые меры, как, по его мнению, основополагающие. В результате проведенного исследования, автор отмечает, что профилактическое воздействие на негативные организационные факторы должно быть ориентировано на укрепление взаимосвязи между субъектами предупреждения, совершенствование их деятельности и контроля за ней, в свою очередь, правовое направление предупреждения преступности в сфере нелегальной миграции должно быть направлено на формирование общегосударственной Программы противодействия нелегальной миграции, а также упорядочения миграционных процессов, разбюрократизирование и упрощения миграционных процедур.
Ключевые слова: преступность, нелегальная миграция, меры противодействия преступности, организационные меры, правовые меры, характеристика
ORGANIZATIONAL AND LEGAL RESPONSES TO CRIME IN THE AREA OF ILLEGAL MIGRATION
Akhmedov Mikail N.o., post-graduate of The department of Criminal Disciplines
Study place: Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs
Annotation: This paper presents the characteristics of responses to crime in the area of illegal migration. In this study, among the many this world, the author laid the organizational and legal measures, such as, in his opinion, fundamental. As a result of the study, the author notes that the preventive effect on negative organizational factors should be focused on strengthening the relationship between the subjects of prevention, improving their performance and control over it, in turn, the legal direction of crime prevention in the field of illegal immigration should be directed to the formation of the national program to combat illegal migration, as well as streamlining migration processes, rebureau-cratization and simplify migration procedures
Keywords: crime, illegal migration, responses to crime, organizational measures, legal measures, characteristic
Предупреждение преступности представляет из себя систему, включающую: объекты предупреждения, субъекты предупреждения и меры по предупреждению преступлений. Характеризуя предупреждение преступности в сфере нелегальной миграции, следует опираться на эту систему. Учитывая, что объектами предупреждения преступности являются факторы, порождающие её, на наш взгляд, целесообразно обратиться именно к вопросам организационно-правового обеспечения ее предупреждения.
Рассматривая меры противодействия преступности в сфере нелегальной миграции следует отметить, что субъектами такого предупреждения могут быть различные государственные и негосударственные, специализированные и неспециализированные структуры.
Так, среди специализированных субъектов (для которых профилактика негативных факторов политического характера, порождающих преступность в сфере нелегальной миграции, является основной функцией), можно выделить органы прокуратуры, органы внутренних дел, Федеральную службу безопасности, а из неспециализированных (для которых профилактика преступности является второстепенной или даже опосредованной функцией) можно выделить Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), а также общественные организации, например, Общественная комиссия по борьбе с коррупцией.
Таким образом, одним из самых востребованных направлений противодействия преступности в сфере нелегальной миграции является организационно-управленческие меры. Организационно-управленческое направление профилактики позволяет достигнуть максимально возможных результатов в краткосрочной перспективе, поскольку воздействие осуществляется как правило на условия, способствующие совершению преступлений и ближайший причинный комплекс, оставляя за рамками профилактического воздействия коренные детерминанты, порождающие рассматриваемую преступность. Относительная легкость определения организационно-управленческих детерминант преступности способствует осуществлению предметного воздействия на них именно в рамках специально-криминологического предупреждения преступности.
При этом трудно не согласится с мнением В. А. Предыбайло о том, что ключевым звеном в системе профилактики преступности в сфере нелегальной миграции выступают специально-криминологические меры [7, с. 29-30]. Причем, на наш взгляд, специально-криминологическая профилактика в наибольшей степени актуализируется именно в рамках противодействия негативным организационно-управленческим факторам.
Наши выводы подтверждаются и результатами опросов сотрудников правоохранительных органов и Федеральной миграционной службы, 65,4% которых указали важность воздействия на организационно-управленческие недостатки в деятельности специализированных органов, вовлеченных в миграционную сферу. При этом, отвечая на открытый вопрос с предложением назвать наиболее эффективные методы противодействия нелегальной миграции, 76,8% респондентов указали именно организационно-управленческим меры, такие как, например, ужесточение режима Государственной границы, повышение контроля за деятельностью предприятий, осуществляющих прием неквалифицированной трудовой силы, и укрепление координации деятельности между ФМС, МВД и ФСБ России, что также влияет иные смежные с нелегальной миграцией виды преступности [8, с. 79].
Среди основных субъектов организационно-управленческой профилактики, кроме названных, можно выделить еще прокуратуру. Следует отметить, что различные исследования, посвященные предупрежде-
Ахмедов М. Н.о.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
нию преступности, основное внимание также уделяют именно профилактике негативных факторов организационно-управленческого характера. Анализ предложенных мероприятий позволил систематизировать их в зависимости от субъекта профилактики, что однако не исключает выделения среди них спорных предложений.
Так, например, А. Н. Сухаренко среди мер, реализация которых должна быть осуществлена Федеральной миграционной службой России предложил легализацию части незаконных трудовых мигрантов, не совершавших преступлений и имеющих стабильную работу [9, с. 4-6]. Следует отметить, что подобную меру в 2014 году реализовал в США Президент Б. Обама, который подписал указ о легализации нахождения на территории США нелегальных мигрантов, охватывающий свыше 4 млн. человек. Интересно отметить, что данную инициативу одобрил член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Василий Лихачев, который считает, что легализация мигрантов положительно повлияет не экономику государства. С данным мнением не согласна вице-президент общественной организации «Россия - наш дом» К. Джурае-ва, которая отмечает, что далеко не весь зарубежный опыт будет полезен в России, которая к массовой легализации мигрантов не готова [2]. Мы поддержим позицию К. Джураевой, поскольку в отличии от США, нелегальные трудовые мигранты в России не обосновываются на долговременное или постоянное проживание, а отработав сезон, возвращаются на родину. В США иная тенденция, нелегальные мигранты стремятся обосноваться в США, заводят семьи, обустраивают жильё, но при этом находятся за рамками социально-правового обеспечения, что несёт определенные угрозы обществу. Если же принять закон, легализующий нелегальную миграцию в России, то это может спровоцировать всплеск нелегальной миграции.
В целом, среди профилактических мер организационно-управленческого характера, реализуемых фМс можно также выделить:
1. совершенствование системы оформления и выдачи необходимых разрешительных миграционных документов, исключающей наличие чрезмерных бюрократических проволочек, неоправданных временных, ресурсных и материальных затрат;
2. Создание единой государственной автоматизированной системе о мигрантах, въехавших на территорию России и иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих ограничения и запреты для въезда в Россию;
3. развитие инфраструктуры для осуществления административного выдворения за пределы территории Российской Федерации, депортации, а также процедуры реадмиссии [4, с. 8-20];
4. совершенствование взаимодействия с государственными и негосударственными органами в рамках реализации миграционной политики.
В качестве мер противодействия преступности, связанной с нелегальной миграцией, осуществляемых органами внутренних дел целесообразным представляются предложение С. И. Гирько и А. Н. Сандугей, предлагающих:
1. сформировать автоматизированную информационную систему, содержащую сведения о преступности, связанной с нелегальной миграцией, а также об иностранных гражданах и лиц без гражданства, которые совершили на территории России правонарушения.
Данные сведения позволят более эффективно определить круг лиц, вовлекающих иностранных граждан в преступную деятельность на территории России, организующих их нелегальную миграцию, а также выявлять нелегальных мигрантов, въехавших на территорию Россию, используя чужие анкетные данные;
2. совершенствовать информационную и разъяснительную работу с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации[4, с. 8-20]. Данное предложение не только устраняет организационно-управленческие проблемы, связанные с вовлечением в борьбу с преступностью общественности и средств массовой информации, но и воздействует на культурно-нравственные детерминанты, связанные с недоверием общества к органам власти и безразличным отношением к нелегальной миграции.
Характеризуя меры, осуществляемые Федеральной службой безопасности России (и в частности государственной пограничной службой) следует отметить, что А. Н. Сухаренко предложил в качестве одной из важнейших составляющих скорейшее обустройство государственной границы с Казахстаном[9, с. 4-6]. Следует отметить, что при исследовании преступности в сфере нелегальной миграции мы выявили массу примеров, когда нелегальные мигранты проникали на территорию России просто переходя границу, причем не только российско-казахстанскую, но и российско-абхазскую, российско-белорусскую и российской-украинскую. Представляется, что обустройству подлежит не только участок российско-казахстанской границы, но и Государственная граница в целом.
Кроме этого, можно выделить такие меры, как:
1. совершенствование контроля за соблюдением правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
2. разработку и внедрение современных технических средств охраны Государственной границы и их установка на наиболее сложных (необорудованных) участках Государственной границы;
3. увеличение пропускной способности пунктов пропуска;
Непосредственно ФСБ России в целях предупреждения преступности в сфере нелегальной миграции может:
4. совершенствовать контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации или следующих транзитом через её территорию
5. усилить борьбу с транснациональной организованной преступностью, использующей каналы незаконной миграции через Государственную границу в своих противоправных целях;
Характеризуя деятельность прокуратуры по противодействию преступности в сфере нелегальной миграции, следует выделить следующие меры:
1. Поддержание должного уровня надзора за порядком реализации органами государственной власти и местного самоуправления, ФМС России, полиции, другими правоохранительными органами полномочий по обеспечению контролируемости миграционных потоков, созданию условий для законной трудовой миграции, пресечению преступной эксплуатации иностранных граждан, других криминальных форм незаконной миграции.
2. Усиление надзора за законностью деятельности организаций (например, туристических фирм), а также физических лиц, оказывающих иностранным гражданам консультационные и иные услуги в целях выяснения содержания фактически осуществляемой ими деятельности, в частности, не связана ли она с предоставлением услуг, находящихся в исключительной компетенции ФМС России.
3. Организацию взаимодействия с другими структурами государственной власти с целью разработки предложений по совершенствованию миграционного законодательства с учетом необходимости усиления контроля за пребыванием и деятельностью мигрантов, усиления ответственности хозяйствующих субъектов за незаконное использование труда нелегальных мигрантов.
В итоге мы видим широкий комплекс профилактических мер организационно-управленческого характера. Следует отметить, что все они носят довольно общий характер и конкретизируются при осуществлении ряда сопутствующих мероприятий.
Следует отметить, что довольно существенной составляющей противодействия преступности в сфере нелегальной миграции является правовое направление. На важность данного направления профилактики указали 42,3% опрошенных нами сотрудников органов внутренних дел и сотрудников миграционной службы. Такой высокий процент, на наш взгляд, объясняется тем, что при осуществлении профессиональной деятельности именно практические работники могут объективно оценить эффективность действия тех или иных норм, а также выявить те отношения, которые требуют правового регулирования или совершенствования такового.
Стоит согласится с мнением А. Н. Сухаренко, который отметил, что уголовно-правовое регулирование общественных отношений, связанных с нелегальной миграцией и его усовершенствование является одной из важнейших составляющих правового направления противодействия данной преступности, подчеркнув важное значение изменений, внесенных в декабре 2013 года в уголовной законодательство РФ, касающихся фиктивной регистрации и постановке на учет иностранных граждан по месту жительства или пребывания (ст. 322.2 и ст. 322.3 УК РФ) [9, с. 4-6]. Более подробно уголовно-правовое направление противодействия преступности в сфере нелегальной миграции мы рассмотрели в предыдущей главе. Отметим, что изученная нами практика применения норм, предусмотренных ст. 322.2 и ст. 322.3 УК РФ указывают на высокую практическую значимость криминализации данных деяний.
Кроме уголовно-правового направления противодействия нелегальной миграции, можно отметить значимость и других отраслевых направлений.
В качестве одного из перспективных направлений развития противодействия преступности следует отметить предложения Д. Ю. Гончарова, предлагающего разработать единый базовый Федеральный закон, определяющий основы государственной политики в сфере противодействия преступности [5, с. 51-57]. Мы согласимся с мнением автора о необходимости выработки общих принципов профилактической деятельности, определении субъектов и направлений деятельности по предупреждению преступлений. Конечно, отсутствие единой концепции противодействия пре-
ступности, должно компенсироваться правовыми актами, регулирующими такую деятельность по сферам.
Что касается противодействия нелегальной миграции, эта необходимость находит свое императивное закрепление в рамках Части III «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», где в качестве основных направлений государственной миграционной политики России определены «разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий». Следует отметить, что по справедливому мнению отдельных исследователей, сама по себе Концепция также преследует цель противодействия незаконной миграции [9, с. 4-6]. Действительно, совершенствование миграционного законодательства, обеспечивающего противодействие нелегальной миграции в настоящее время осуществляется в рамках данной Концепции, причем процесс реализации поставленных данной Концепцией целей находится на стадии разработки и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов.
В этой связи особую актуальность приобретают различного рода научные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования миграционной политики [1, с. 325]. Вместе с тем, ряд из них вызывают определенные дискуссии.
Так, например, нам представляется спорным предложение С. Д. Демчук, предлагающего принять поправки в миграционное законодательство, упрощающие трудоустройство граждан Украины и Беларуси в связи с тем, что это «является более предпочтительным в плане квалификации и культуры по сравнению с мигрантами из других стран» [6, с. 14-20]. По нашему мнению, данное предложение носит дискриминационный характер, отдавая предпочтение одним мигрантам по принципу гражданства. Справедливые опасения С. Д. Демчука относительно опасности, связанной с существенным культурным разрывом граждан России и иностранных граждан некоторых государств, на наш взгляд, вполне можно компенсировать за счет проведения обязательного тестирования мигрантов на знание русского языка, истории и российского законодательства, предусмотренного изменениями в Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Также довольно спорными представляются нам предложения В. Г. Бессарабова, предлагающего разработать комплексную систему, направленную на обеспечение трудовых мигрантов равной правоспособностью с гражданами РФ, что, по мнению автора, повлечет снижение уровня нелегальной миграции и преступности среди мигрантов [3, с. 1081-1093]. По нашему мнению, это предложение несёт определенные угрозы. Во-первых, это способствует потери рабочих мест среди граждан России, что в свою очередь может привести к росту социальной напряженности и ксенофобии. Во-вторых, по нашему мнению, это безусловно приведёт к увеличению количества мигрантов, в том числе и нелегальных, на территории России.
Среди перспективных направлений профилактики негативных факторов правового характера, способствующих преступности в сфере нелегальной миграции, на наш взгляд, можно выделить следующие:
1. Изменение правовых основ возвращения в Россию соотечественников посредством уменьшения бюро-
Ахмедов М. Н.о.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
кратических и временных препятствий, а также более конструктивного разделения финансового бремени по обустройству мигрантов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской федерации;
2. Внесение изменений в нормативные акты, устанавливающие квоты иностранной рабочей силы с целью передачи исключительных полномочий и ответственность в этой части субъектам Федерации и органам местного самоуправления при наличии права федеральных органов власти ограничивать этот процесс в определенных ситуациях;
3. Разработку комплексной Программы противодействия преступности, связанной с нелегальной миграцией.
Подводя итог рассмотренному материалу отметим, что профилактическое воздействие на негативные организационные факторы, порождающие преступность в сфере нелегальной миграции, имеет преимущественно специально-криминологический характер и должно быть ориентировано на укрепление взаимосвязи между субъектами предупреждения, совершенствованию их деятельности и контроля за ней. В свою очередь, правовое направление предупреждения преступности в сфере нелегальной миграции должно быть направлено на формирование общегосударственной Программы противодействия нелегальной миграции, а также упорядочения миграционных процессов, разбю-рократизирование и упрощения миграционных процедур.
Список литературы:
1. Ардуханова Ф.Х. Детерминанты преступности мигрантов // Бизнес в законе. 2007. № 4. С. 322-325.
2. Барак Обама намерен легализовать в США более 4 миллионов незаконных мигрантов / Эхо Москвы // URL :http://www.echo.msk.ru/news/1441400-echo.html (Дата обращения 11.04.2015 года).
3. Бессарабов В. Г. Обеспечение органами прокуратуры законности в сфере миграции // Lex russica. 2013. № 10. С. 1081-1093.
4. Гирько С. И., Сандугей А. Н. О реализации Концепции общественной безопасности в Российской Федерации в области противодействия угрозам в миграционной сфере // Современный юрист. 2014. № 4. С. 8-20.
5. Гончаров Д. Ю. Законодательство о предупреждении преступлений // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 1(28) С. 51-57.
6. Демчук С. Д. Перспективы миграционной политики и ее законодательное регулирование // Миграционное право. 2011. № 4. С. 14-20.
7. Предыбайло В. А. Незаконная миграция как объект профилактического воздействия // Российская юстиция. 2009. № 12. С. 29-30.
8. Сулейманов А.Л. Криминологическая картина некоторых видов транснациональной организованной преступности // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 79-81.
9. Сухаренко А. Н. Законодательное обеспечение противодействия незаконной миграции в России // Юридический мир. 2013. № 5. С. 4-6.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Ахмедова М. Н.о. «Организационно-правовые меры противодействия преступности в сфере нелегальной миграции»
В настоящее время в силу прошедших трансформационных процессов на постсоветском пространстве одной из острых проблем являются проблемы миграции. Данное явление двояко влияет на государственные интересы Российской Федерации, как с позитивной, так и негативной стороны. В связи с
этим государство вынуждено разрабатывать и совершенствовать комплекс мер противодействия данному негативному явлению.
Автор справедливо отмечает комплексность данных мер, однако в силу ограниченности объема работы справедливо выделяет основополагающие из них и останавливается на вопросах организационно-правового противодействия преступности в сфере нелегальной миграции, которые и рассматривает в рамках представленной статьи.
Указанные обстоятельства предопределили необходимость анализа мер противодействия преступности в сфере нелегальной миграции. Работа написана логически грамотно, понятным стилем изложения.
Вывод: статья М. Н.о. Ахмедова «Организационно-правовые меры противодействия преступности в сфере нелегальной миграции» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть рекомендована к опубликованию.
Доктор юридических наук, профессор
С.В. Расторопов